Актуальность исследования
Социальное обеспечение является одной из важнейших составных частей политики российского государства. Переход к рыночным отношениям актуализировал необходимость выработки особого государственного подхода для соблюдения ключевых принципов социального государства.
Рост инфляции и соответственно обесценение денежных доходов, от-сутствие надежного механизма социальной защиты привели к резкому сни-жению уровня жизни населения. К социально уязвимым категориям населения относятся на сегодняшний день пенсионеры, инвалиды и семьи с детьми. Негативные явления в жизнедеятельности российского общества продолжают нарастать и требуют серьезных преобразований в социаль-ной политике, формирования качественно нового правового и организационного механизма социального обес печения населения.
Ратификация Россией международных правовых норм, касающихся права граждан на социальное обеспечение, в частности Всеобщей декларации прав и свобод человека, Пакта «Об экономических, социальных и культурных правах», конвенции МОТ 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», обусловила приведение национального законодательства в соответствие с данными актами.
Конституция Российской Федерации, определившая Россию как соци-альное государство, несомненно, требует значительных изменений в законодательстве о социальном обеспечении и его дальнейшего развития. Основой для такого развития можно считать закрепление в Конституции новых подходов, связанных с признанием приоритета прав и свобод человека и гражданина. Потребность в дальнейшем совершенствовании законодательства о социальном обеспечении — соблюдение принципа преемственности в праве обусловлена, таким образом, как новыми задачами, стоящими перед государством в социальной сфере, так и теми проблемами, необходимость решения которых вытекает из ранее принятых актов и текста самой Конституции.
Объектом данного исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в области отечественного социального обеспечения.
Предметом являются теоретические аспекты понятия и системы российского социального обеспечения, их нормативная основа.
Целью данного исследования является правовой анализ понятия и системы социального обеспечения Российской Федерации.
Статистическое изучение социального обеспечения населения
... курсовой работы использовались учебные пособия: Петров А.П. Курс социально-экономической статистики.-М.-2011., Лоютов А.В. Социально-экономическая статистика.,2012. И другие; периодические издания: ФомичеваЛ.Н. Новые изменения в социальном обеспечении населения ... социальное обеспечение населения РФ. Целью моего исследования в области статистики является изучение социального обеспечения населения. ...
Задачи исследования:
1) Рассмотреть понятие социального обеспечения в российской юри-дической теории и практике;
2) Соотнести понятие социального обеспечения со смежными категориями социальной защиты и социальной политики;
3) Выделить и рассмотреть элементы социального обеспечения;
4) Изучить систему социального обеспечения Российской Федерации с применением структурного анализа;
5) Изучить систему социального обеспечения Российской Федерации с применением компонентного анализа.
Теоретические основания исследования представлены современными учебниками и учебными пособиями по праву социального обеспечения следующих авторов: О.В. Бочаровой, Ж.А. Горбачевой, К.Н. Гусова, М.Л. Захарова, Е.Е. Мачульской, Э.Г. Тучковой, К.С. Харина, В.Ш. Шайхатдинова и др.
Нормативно-правовую основу работы составили Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты, устанавливающие понятие, виды и систему социального обеспечения Российской Федерации.
Методы исследования
Для достижения поставленной цели использовались общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование), а также анализ литературы по проблеме исследования, сравнительно-правовой анализ российских нормативно-правовых актов.
Структура работы
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе отражены разные подходы к определению социального обеспечения, рассмотрено его соотношение со смежными категориями социальной защиты и социальной политики. Во второй главе работы представлены структурный и компонентный анализ системы социального обеспечения Российской Федерации.
3) пенсия по инвалидности;
4) пенсия по случаю потери кормильца;
5) пособие по временной нетрудоспособности;
6) страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую реабилитацию, санаторно-курортное лечение, социальную и профессиональную реабилитацию;
7) пособие по беременности и родам;
8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
9) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
10) единовременное пособие при рождении ребенка;
11) социальное пособие на погребение;
12) иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, государством устанавливается еще одна организационно-правовая форма социального обеспечения – государственная социальная помощь18.
Сравнительная характеристика двух направлений организационно-правовой подсистемы социального обеспечения представлена в таблице 1.
Пенсионное обеспечение в системе социальной политики Российской Федерации
... нового законодательства, вопросы пенсионного обеспечения в рамках социальной государственной политики, не теряют своей актуальности и требуют дальнейшей научной разработки. Цель работы - проанализировать пенсионные выплаты в системе социальной политики Российской Федерации, выявить ...
Таблица 1 — Сравнительная характеристика государственного социального страхования и государственной социальной помощи.
Критерии сравнения
Государственное социальное страхование
Государственная социальная помощь
Субъекты
физические лица, государственные органы (соц. защиты, здравоохранения и т.п.)
физические лица с доходами ниже прожиточного минимума; государственные органы и учреждения
Источники финансирования
[Электронный ресурс]//URL: https://leaktrix.ru/kursovaya/ponyatie-sotsialnogo-obespecheniya/
государственные внебюджетные фонды
бюджеты всех уровней; федеральные и региональные фонды соц. поддержки
Виды
трудовые пенсии; страховые пособия; страховые услуги
социальные пенсии; социальные пособия; социальные услуги
Страховые случаи
болезнь, инвалидность, смерть кормильца, старость и др.
наличие 2-х условий:
отсутствие средств существования в объёме прожиточного минимума
граждане по уважительным причинам не платили обязательные страховые взносы
Управленческая подсистема социального обеспечения совпадает с уровнями государственного устройства – федеральным, региональным и муниципальным, а также включает органы управления юридических лиц, реализующих собственные формы социального обеспечения трудящихся.
Наряду с централизованными формами социального обеспечения в последнее время широкое распространение получает также и негосударственное социальное обеспечение, реализуемое в следующих формах:
1. Муниципальное социальное обеспечение. Так, например, Постановлением Правительства Москвы от 6 сентября 2011 г. № 420-ПП утверждена комплексная программа «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2016 гг.». Целью программы является повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке, сокращение бедности за счет развития адресных форм социальной защиты населения.
2. Негосударственные пенсионные фонды осуществляют свою деятельность на основании Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»19. Негосударственные пенсионные фонды — это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.
3. Благотворительная деятельность граждан и юридических лиц.
Правовое регулирование осуществляется на основании Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях20. В соответствии со статьей 1 закона, под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. А в качестве одной из комплекса целей благотворительной деятельности статьей 2 обозначена «социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц».
Приватизация жилищного фонда в Российской Федерации
... приватизации С точки зрения закона о приватизации, объектом могут быть жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда находящиеся в пользовании граждан на условиях социального ... данной курсовой работы является рассмотрение основных характерных черт процесса приватизации, ... собственников жилья, является приватизация. Приватизация, как способ обеспечения граждан собственным жильем, ...
Финансовая подсистема социального обеспечения образована внебюджетными социальными фондами, а также федеральным, региональными и муниципальными бюджетами. Главными источниками социального обеспечения нетрудоспособных граждан являются специализированные внебюджетные фонды, в основе формирования которых – уплата страховых взносов. Такими фондами на сегодняшний день являются пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования.
Согласно статье 17 закона «Об основах обязательного социального страхования» источниками поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования являются:
1) страховые взносы;
2) межбюджетные трансферты из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
3) штрафные санкции и пеня;
4) денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
6) иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Структурный анализ системы социального обеспечения Российской Федерации показал тесную взаимосвязь таких ее подсистем (структур), как управленческая, финансовая, организационно-правовая. Центральную позицию среди подсистем занимает организационно-правовая в соответствии с формами которой упорядочивается финансирование и выстраивается иерархия органов управления.
2.2 Компонентный анализ системы социального обеспечения
Основными компонентами системы социального обеспечения являются пенсии, пособия, компенсационные выплаты и социальные услуги.
В то же время выделенные компоненты можно считать подсистемой видов социального обеспечения21.
Охарактеризуем компоненты по следующей схеме: понятие, признаки, виды.
Пособия по социальному обеспечению являются самостоятельным видом социального обеспечения, выплачиваемым гражданам в качестве социальной помощи в денежной форме в установленных законодательством случаях.
Пособиям как виду социального обеспечения присущи следующие характерные признаки:
- а) являются материальной поддержкой граждан в случаях, имеющих социальную значимость;
- б) имеют одноразовый либо дискретный характер выдачи;
- в) выплачиваются в фиксированных законом размерах (в соотношении с утраченным заработком либо в твердой сумме, либо в размере, кратном официально установленной минимальной оплате труда);
- г) выплачиваются безвозмездно;
- д) обусловлены трудовой деятельностью либо не связаны с ней;
- е) назначаются независимо от гражданства;
- ж) установлены в централизованном порядке (на федеральном и региональном уровнях) и на локальном уровне и другие признаки.
Следует иметь в виду, что одно и то же пособие различным категориям граждан может выплачиваться за счет разных источников. Так, пособие по беременности и родам женщинам, работающим по найму, выдается за счет средств государственного социального страхования, а женщинам, проходящим военную и некоторую другую службу, — за счет бюджетных ассигнований. То же касается пособия за время отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет.
Актуальные проблемы системы социального обеспечения в РФ
... будущем, их актуальность предопределили выбор темы данной работы. Задачи исследования: определить общие положения права социального обеспечения, как отрасли права; изучить и проанализировать проблемы системы социального обеспечения; предложить собственные пути решения тех или иных проблем социального обеспечения. Объект ...
Имеющаяся в настоящее время система пособий по социальному обеспечению постоянно изменяется и дополняется новыми видами пособий.
Различают пособие-содержание, выступающее как средство существования для гражданина, и пособие-возмещение, являющееся дополнительной социальной помощью для гражданина, имеющего другие источники существования.
Ввиду многообразия пособий их классифицируют по следующим признакам:
- а) предназначению;
- б) субъектам (получателям), обеспечиваемым пособиями;
- в) правовому регулированию (пособия, предусмотренные федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами);
- г) времени выплаты (разовые и периодические, в том числе ежемесячные);
- д) источникам финансирования.
[Электронный ресурс]//URL: https://leaktrix.ru/kursovaya/ponyatie-sotsialnogo-obespecheniya/
Основной классификацией является классификация пособий по предназначению. В ней выделяют следующие виды: по временной нетрудоспособности; гражданам, имеющим детей; по безработице; по нуждаемости; на погребение.
Компенсационные выплаты по социальному обеспечению являются одним из видов социального обеспечения граждан, который заключается в денежных выплатах (разовых и периодических), имеющих четко выраженный характер возмещения в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Различают следующие виды компенсационных выплат:
1) матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях с работодателем, и женщинам-военнослужащим на период отпуска по уходу за ребенком;
2) на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье;
3) студентам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям;
4) трудоспособным неработающим лицам, занятым уходом за инвалидом I группы, престарелым или ребенком-инвалидом;
5) на питание обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
6) вынужденным переселенцам;
7) иные компенсационные выплаты по социальному обеспечению
В соответствии с федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Основными видами социального обслуживания являются: материальная помощь; социальное обслуживание на дому; социальное обслуживание в социальных учреждениях; предоставление временного приюта; организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания; консультативная помощь; реабилитационные услуги.
Правовое регулирование социального обслуживания граждан
... социального обслуживания и классифицировать их; ·проанализировать виды социального обслуживания: стационарное и полустационарное социальное обслуживание, обслуживание на дому, социальное обслуживание, не связанное с помещением граждан в социальные учреждения; ·определить особенности правового регулирования отдельных видов социального обслуживания в субъектах РФ; ·проанализировать законодательство ...
Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.