Правовое регулирование системы государственной социальной помощи в Российской Федерации

Дипломная работа

Актуальность темы исследования заключается в том, что в последние годы все больше затрагивается проблема, имеющая теоретическую и практическую актуальность, например, проблема социальной помощи. Однако есть ряд аспектов этой чрезвычайно важной в научном и практическом плане проблемы, которые до сих пор остаются недостаточно решенными и спорными в теории и практике права. На современном уровне вся общественная деятельность руководствуется стратегической задачей: обеспечить оказание полноценной социальной помощи гражданам Российской Федерации.

Проведенные в России социально-экономические реформы привели к радикальным изменениям в жизни общества. осуществлена ​​либерализация экономики и внешнеэкономической деятельности, ликвидирована централизованная система планирования и управления. Произошли кардинальные преобразования в социальной структуре общества. У большей части населения принципиально вырабатываются новые ценностные ориентации, изменился весь комплекс российских социальных условий жизни.

Российская Федерация является социальным государством, гласит Конституция РФ.

Под государством всеобщего благосостояния принято понимать государство, основной задачей которого является достижение такого социального прогресса, основанного на закрепленных в законе принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.

Основная миссия государства всеобщего благосостояния — помогать слабым, оно влияет на распределение экономических благ в соответствии с принципом справедливости, чтобы обеспечить достойное человеческое существование для всех. социальный помощь денежный

Основные характерные черты социального государства выражаются в его социальной политике, которая, в свою очередь, в соответствии с Конституцией Российской Федерации направлена ​​«на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное человеческое развитие».

Цель исследования. Изучите сущность и особенности социальной помощи, выявив нарушения закона, причины и условия, способствующие им.

В задачи исследования выпускной квалификационной работы входят:

  • Рассмотрение содержания понятия «государственной социальной помощи» и его структуры, видов и размеров государственной социальной помощи в Российской Федерации;
  • исследование социальной помощи как составной части функции социального государства;
  • изучение предмета государственной социальной помощи в Российской Федерации, его особенностей, целей и задач, обоснование необходимости введения в научный оборот этого и ряда других понятий;
  • показ роли и общественной значимости социальной помощи в Российской Федерации;
  • поиск проблем;
  • формулирование предложений по совершенствованию деятельности в социальной сфере.

Основное внимание в данном исследовании уделяется социальным отношениям, непосредственно связанным с социальной правовой помощью.

25 стр., 12101 слов

Сравнительный исследование форм государства и их источников в ...

... работы: сравнительный анализ форм государства и их источников в Российской Федерации, Белоруссии, Швеции, Финляндии, Великобритании. Задачи: дать конституционно-правовую характеристику форм государства и их источников в Российской Федерации, Белоруссии, Швеции, Финляндии, Великобритании; проанализировать институт главы государства в ...

Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, направленные на общественные отношения, связанные с социальной правовой помощью в Российской Федерации.

В ходе работы над данной темой были использованы следующие нормативно-правовые акты:

1. Всеобщая декларация прав человека

2. Конституция Российской Федерации.

3. Гражданский Кодекс Российской Федерации

4. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года.

Структура выпускной квалификационной работы подразумевает наличие:

1)введения,

2)трёх глав,

3)заключения,

4)перечня принятых сокращений,

5)списка используемой литературы, включающего в себя список нормативно-правовых актов.

1. Понятие и цели государственной социальной помощи

1.1 Понятие государственной социальной помощи

В широком смысле под государственной социальной помощью понимаются все денежные выплаты определённым категориям граждан, которые на данный момент время являются наиболее нуждающимися в ней. Сюда входят все социальные пособия, надбавки и другие выплаты, установленные законодательством Российской Федерации.

Строго говоря, это определение прямо содержится в Федеральном законе «О государственной социальной помощи».

Под ней подразумеваются определённые денежные выплаты (пособия, субсидии, компенсации), а также предоставление жизненно необходимых товаров определённому кругу лиц, а именно — это малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающим граждане.

Точное и верное определение понятия государственной социальной помощи имеет огромное практическое значение, т. к для реализации данного закона необходимо выделить точный круг получателей данной помощи, а также её размер, периоды оказания и порядок назначения (или отказ в её назначении).

Важнейшим принципом социальной защиты является получение социальных пособий. Он включает в себя правильную идентификацию нуждающихся, что может быть выполнено несколькими способами. Первый способ — оценить финансовое положение отдельных лиц или семей.

правильно отметить, что в западной литературе и в нормативных документах по социальной политике понятие «материальное положение» практически не используется, обычно речь идет об оценке «уровня доходов» или «уровня потребления».

Для нас более привычен термин «материальное положение», поскольку он:

  • устоявшийся и привычный для населения;
  • позволяет учитывать не только денежные доходы, но и натуральные поступления;
  • оценивать общее благосостояние в семье, ведущей единый бюджет.

Под материальным положением имеются ввиду:

  • денежные доходы;
  • натуральное поступление от сада, огорода и т.д.
  • необходимая помощь других членов семьи, родственников если это им по силам.

Второй метод таргетинга основан на определенных показателях, которые статистически связаны с потребностями.

4 стр., 1841 слов

Понятие и система социального обеспечения в Российской Федерации

... Рассмотреть понятие социального обеспечения в российской юри-дической теории и практике; 2) Соотнести понятие социального обеспечения со смежными категориями социальной защиты и социальной политики; 3) Выделить и рассмотреть элементы социального обеспечения; 4) Изучить систему социального обеспечения Российской Федерации ...

Третий способ — создать механизм самоадресации на основе процедуры самостоятельного обращения. Этот путь, хотя и требует большой работы со стороны органов социальной защиты, представляется наиболее оптимальным в нынешних условиях.

В соответствии с законодательством Российской Федерации до принятия Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г четкое и конкретное понятие данного вида помощи на законодательном уровне отсутствовало.

Данное обстоятельство делало возможным произвольное определение государственной социальной помощи, что являлось значительным препятствием в её получении определённым группам лиц.

Таким образом, право на получение помощи предоставлялось особо нуждающимся пенсионерам, инвалидам, лицам, имеющим иждивенцев (детей и нетрудоспособных членов семьи), другим нетрудоспособным гражданам, у которых совокупный среднедушевой не превышает установленного на региональном уровне минимума. Контингент получателей помощи, ее виды, формы и размеры определялись органами социальной защиты населения в соответствии с установленными социальными стандартами и условиями.[15; стр. 87]

Подобный подход к концепции государственной социальной помощи ограничивал круг лиц, которые могли получить эту социальную помощь, а также не указывал, за счет каких помощь в учебе">средств эта помощь выделялась.

Следовательно, государство не гарантировало получение социальной помощи бедным, не устанавливало минимальную сумму, не было четкого разграничения по кругу лиц, которые могли получить такую ​​помощь, а также по порядку ее получения.

В результате чего данная неопределённость приводила к законодательной незащищенности лиц, особо нуждающихся в государственной поддержке, что ещё больше ухудшало их положение.

На данный момент категории малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан должны определяться из действительного критерия нуждаемости данных групп населения.

Само понятие «нуждаемость» можно определить как, некое материальное положение, при котором индивидуальный доход гражданина или среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума, по независящим от них причинам. В таком случае семья (одиноко проживающий гражданин) признаётся малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи.

В связи с принятием Федерального Закона «О государственной социальной помощи», те многочисленные пробелы и недоработки, которые имелись в ранее принятом законодательстве относительно чёткого и понятного определения данного вида помощи будут устранены и ситуация должна измениться в лучшую сторону.

Одной из наиболее характерных черт данной помощи является её «адресность», т.е. в соответствии с данным определением конкретно определён круг лиц (получателей государственной социальной помощи).

Ими могут являться только малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте России Государство считает, что в данный момент особо важным инструментом социальной политики является адресная помощь, но данное утверждение является спорным.

25 стр., 12094 слов

Государственная социальная помощь в системе права социального обеспечения

... 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи»). Основным средством социальной защиты населения от бедности является государственная социальная помощь. В настоящее время он оформляется как отдельная структура, внутренне организованная в рамках государственной системы социального обеспечения. В этой связи ...

Падение уровня жизни после августа 1998 года, отбросило страну, по самым оптимистическим оценкам к ситуации 1994 года, а по некоторым параметрам — даже к уровню 1992 года.

Реально располагаемые доходы на душу населения за год (март 1999 г. к марту 1998г.) упали на 25%; на 40% снизилась реальная заработная плата работающих.

Резкий рост бедности в таких условиях неизбежен.

В марте 1999 г. доходы ниже прожиточного минимума имели 55 миллионов человек, а с учётом уточнения методологии определения указанного социального норматива, принятого правительством, — 65 миллионов человек, т.е. значительная часть населения. Есть целые отрасли, где средняя заработная плата ниже прожиточного минимума работника, не говоря уже о иждивенцах.

Если в феврале 1999 года прожиточный минимум составлял около 800 рублей, то заработки в здравоохранении были в среднем 708 руб., в образовании — 677, культуре и искусстве -688, лёгкой промышленности — 691, текстильной — 738, швейной — 566, сельском хозяйстве- 400 рублей. Средняя пенсия в марте 1999 г. — 403 руб. при прожиточном минимуме пенсионера — 608 руб.

Даже прибавка в мае компенсации и индексация на 12% практически мало, что изменили в их бедственном положении.

Прожиточный минимум за третий квартал 2015 года еще не установлен, предположительно это произойдет в ноябре 2015-го года.

Величина прожиточного минимума за 2 квартал 2015 года установлена Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 727 от 24 августа 2015 года.

В размере:

В среднем на душу населения 9987 руб., для трудового населения 10962 руб., для пенсионеров 7967,40 руб., для детей 9587,20 руб.

Величина прожиточного минимума пенсионера с целью доплаты на 2015 год по Санкт-Петербургу установлена Законом Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» № 665-116 от 26.11.2014 года:

  • Установить величину прожиточного минимума пенсионера в Санкт-Петербурге, применяемую для установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О государственной социальной помощи»: на 2015 год — в сумме 7087 руб.;

— Самое важное, что характеризует сегодняшнее социально-экономическое положение это — подавляющее большинство населения (за исключением нескольких процентов самых богатых) попало в зону риска. Бедным может стать любой человек любая семья. Речь идёт не только о дороговизне жизнеопределяющих продовольственных товарах, но и о других показателях.

Наиболее важно сейчас выделить приоритеты и сосредоточить немногие имеющиеся у государства ресурсы предназначенные для социальной сферы, которые направлены на поддержание минимальных государственных стандартов жизни населения по потреблению продовольствия, лекарств, тепловой и электрической энергии. Транспортного и другого коммунального обслуживания.

Вопрос о приоритетах — это вопрос о содержании общественного договора между гражданами и государством, в том числе об обязанностях последнего: что оно должно и может реально им дать.

53 стр., 26424 слов

Анализ практики социального обслуживания населения

... следующие задачи: 1) рассмотреть принципы социального обеспечения; 2) охарактеризовать принципы социального обслуживания. Научной базой данной дипломной работы являются разработки отечественных ученых, где на теоретической основе раскрывается институт государственного служащего, также исследуются особенности ...

Неуклонное соблюдение обязательств такого договора и достижение приоритетных целей необходимое условие успешности внутренней политики любого государства, коль скоро оно хочет сохранить население и, следовательно себя.

Царящий в экономике и социальной сфере управленческий хаос грозит ослаблением центростремительных сил в рамках Федерации. Начинать его преодоление следовало бы с наведения порядка в законодательстве, в том числе и социальном. Речь идёт о создании кодекса социального обеспечения, включающего сквозную, прозрачную и внутренне согласованную систему гарантий и правил, что сняло бы многие противоречия в социальном обеспечении и обслуживании, ввело унификацию, способствовало бы экономии, в частности, путём ограничения количества льгот для одного пользователя (с предоставлением ему права выбора в виде «социального ваучера»).

Но законодательными изменениями дело не исчерпывается; надо чётко сформулировать основные принципы социальной политики и следовать им неукоснительно, учитывая снижение роли государства в социальной защите населения.

Судя по широкой рекламе, которую ведут те, кто занят подготовкой соответствующих решений, именно адресная помощь признана основным методом социальной поддержки населения и должна заменить действующую систему социальных льгот. Но итоги предпринятых на кредиты Мирового банка пилотных проектов в трёх регионах (Республике Коми, Волгоградской и Воронежской областях) продемонстрировали, насколько узким станет круг получателей указанной помощи: всего 2-6% жителей, тогда как, по оценкам большинства российских специалистов, бедных в стране гораздо больше.[9]

Выйти на столь низкие показатели бедности позволил жёсткий подход к определению нуждаемости (завышение норматива учёта доходов от личного подсобного хозяйства, гипотетических доходов от имущества), селективный выбор претендентов (нередко они должны быть не только бедными, но и обладать ограниченной дееспособностью).

В таком варианте диктуемом безденежьем, государственная адресная помощь скорее направлена на чтобы «сохранить лицо», нежели действительно помочь бедным в стране.

Существует ряд недостаточно востребованных нашей практикой направлений антикризисной социальной политики, которые могли бы способствовать стабилизации в социальной сфере. Имеется в виду, прежде всего, поощрение так называемого третьего сектора, производящего услуги при умеренных затратах и ценах. Он чрезвычайно развит на Западе и доказал свою эффективность. По оценкам специалистов, в нашей стране такие организации обслуживают около 20 миллионов человек, а могли бы значительно больше. Недостаточно используется и благотворительность во всех формах. Традиционное для нашей страны отсутствие льгот, никак не сказывается на улучшении наполняемости бюджета, однако противодействует появлению существенно значимого источника поддержки социальной сферы, поскольку не поощряется государством и, соответственно малопрестижно.

Что же касается второго отличительного признака действующего определения государственной социальной помощи, то это законодательно закреплённое указание на источники финансирования данного вида помощи.

Исходя из Закона ими являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и средства местных бюджетов. В случае недостаточности средств бюджетов субъектов и средств местных бюджетов на оказание государственной социальной помощи, такие средства выделяются субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления за счёт средств бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы РФ или дополнительных источников в порядке установленном законодательством.

14 стр., 6913 слов

Ориентация социального обеспечения на достойный уровень жизни

... на поддержание малоимущих и многодетных семей. В Федеральном законе «О государственной социальной помощи» [2] формулировка целей государственной социальной помощи четкая: «поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход ... социального обеспечения - заключается в благотворном влиянии на экономику государства, на потребности населения. ...

Данное положение указывает на то, что при принятии и утверждении бюджета Российской Федерации и бюджетов субъектов нашей страны должны учитываться реальные средства, направленные на оказание государственной социальной помощи малоимущим слоям населения. Необходимо законодательно предусмотреть и образование внебюджетного фонда для реализации социальной помощи. Полагаю, что в противном случае, может оказаться так, что данное положение будет оставаться на бумаге и не сможет реализовываться из-за нехватки денежных средств в бюджетах разных уровней.

Следующей чертой государственной социальной помощи является то, что она предоставляется в виде денежных выплат и натуральной помощи. Денежные выплаты предоставляются малоимущим гражданам в виде социальных пособий, субсидий и компенсаций.

  • Под социальным пособием понимается безвозмездное предоставление гражданам определённой денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
  • Под субсидией понимается целевое назначение оплаты предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг.
  • Под компенсацией возмещение гражданам произведённых ими расходов, установленных законодательством.

Кроме денежных выплат Закон предусматривает возможность её оказания в натуральной форме. Закон «О государственной социальной помощи» даёт органам исполнительной власти самые широкие полномочия: они вправе оказывать помощь как в виде денежных выплат, так и в натуральной форме. Данное положение позволяет утверждать, что при недостатке денежных средств местные власти, как правило, всегда имеют возможность помочь топливом, продуктами питания, одеждой, обувью, медикаментами и т.п.»

Отличительной чертой государственной социальной помощи, на мой взгляд, является её временный характер.

Помощь может оказываться единовременно или на период не менее трёх месяцев.[2; ст. 6]

Кроме того, т.к существуют основаниях прекращения государственной социальной помощи — это указывает на её временный характер.[2; ст. 6]

В настоящее время в Российской Федерации за «чертой бедности» находится большое количество семей и граждан, которые не могут по независящим от них обстоятельствам обеспечить себе прожиточный минимум и принятие закона о государственной помощи в 1999 году, который законодательно закрепил определение государственной социальной помощи, контингент её получателей и источников формирования средств на оказание данной помощи является важным этапом развития Российской Федерации как социального государства.

Таким образом, учитывая всё вышеизложенное, можно сделать вывод, что определение государственной социальной помощи, закреплённое на законодательном уровне является необходимой гарантией для реализации гражданами своих конституционных прав.

1.2 Цели государственной социальной помощи

На данный момент современная экономическая ситуация диктует необходимость повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, выработки новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих более рациональное финансовых и материальных ресурсов.

4 стр., 1916 слов

Государственная служба при Петре I

... придавалось важное значение5 . Особенностью государственной службы при преемниках Петра I стало ослабление ее обязательного характера. Так, с 1725г. при Екатерине I дворянам стали ... создание гражданской государственной службы и отделили ее от военной и придворной службы. Сама государственная служба стала объектом социальной отрасли государственного управления2 . В июне 1719г. Петром I ...

Предстоит переориентировать социальную политику на активизацию факторов, стимулирующих высокоэффективный и производительный труд, повышение на этой основе личной ответственности граждан за своё материальное благополучие.

Стратегическими целями социальной политики для России в нынешний период проведения социальных реформ являются:

  • достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;
  • обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
  • гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильём;
  • переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодёжи;
  • существенное улучшение социальной инфраструктуры.

Для достижения всех этих целей, прежде всего потребуется:

  • восстановить роль доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников;
  • обеспечить справедливое распределение на основе совершенствования системы индивидуального налогооблажения доходов и собственности граждан, увеличения ставок налогов для лиц с высокими личными доходами и снижение налоговой нагрузки на низкодоходные группы населения, введение эффективного контроля за реальными доходами, в том числе путём проверки соответствия разметов декларируемых налогоплательщиками доходов фактически произведённым ими расходам;
  • стимулировать использование доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности: улучшение жилищных условий, медицинское обслуживание, получение образования;
  • обеспечить взвешенность в политике занятости с тем чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой — не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики;
  • усилить адресность социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учёта материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий и оказания помощи;
  • Рынок, кроме того, не обеспечивает полностью социальной справедливости, а напротив, сопряжён с неоправданной дифференциацией доходов, которые не всегда зависят от вложенного труда и капитала.

В этих случаях государство должно применять прогрессивное налогообложение для перераспределения доходов.[13;]

Целями оказания данной помощи являются:

  • поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
  • субъекте Российской Федерации;
  • адресное и рациональное использование бюджетных средств.[1; ст. 6]

Основной целью оказания государственной социальной помощи является поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан.

3 стр., 1462 слов

Статистическое изучение социального обеспечения населения

... части курсовой работы использовались учебные пособия: Петров А.П. Курс социально-экономической статистики.-М.-2011., Лоютов А.В. Социально-экономическая статистика.,2012. И другие; периодические издания: ФомичеваЛ.Н. Новые изменения в социальном обеспечении населения ...

В настоящее время в переходный период для России многие слои населения остались без средств существования, переместились за черту бедности. Нельзя признать нормальной ситуацию в нынешней России, когда в социальной структуре преобладают крайние группы в материальном отношении: сверхбедные и сверхбогатые, причём в соотношении (по уровню доходов) 1:20/50 (по данным разных источников).

Обеспеченность человека, групп и слоев населения неразрывно связанна с их потребностями.

Потребности — это нужда в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма человеческой личности. Социальных и других групп, общества в целом; это внутренний побудитель активности. Осознанные потребности выступают в качестве интересов.[15; стр. 97]

Факторы, которые обуславливают удовлетворение потребностей людей, разнообразны:

  • объём и структура производства, численность и половозрастной состав населения страны. Общественно — политический и экономический строй общества, его социальная структура;
  • величина и распределение национального дохода, денежные доходы населения, распределение их между различными группами и слоями населения, имеющиеся товарные фонды, цены на товары и услуги и др.

Все эти группы факторов тесно взаимодействуют между собой. Однако их влияние неодинаково на разных этапах развития человеческого общества. В современных условиях России на первый план выдвигаются факторы первой группы (в первую очередь переходный этап развития российского общества) и третьей группы (содержание социальной политики, системный кризис российского общества).

Вот лишь некоторые факты проявления системного кризиса в России за последние годы. Объём промышленного производства за пять лет снизился в 2 раза, при этом производство в наиболее наукоёмких отраслях упало в 5-6 раз и более.

Инвестиции в производство сократились более чем в 4 раза.

Не лучше дело обстоит и в сельском хозяйстве. Ныне по производству зерна Россия оказалась на уровне 1963 года, по численности крупного рогатого скота — на уровне 1961 г.

За первую половину 90-х годов поставки сельскохозяйственной техники сократились в 10-20 раз. Обеспокоенность вызывает истощение ранее плодородных земель. Посевные площади в стране уменьшились более чем на 15 миллионов гектаров. По существу провалилась «фермеризация» сельского хозяйства. Из 280 тысяч фермерских хозяйств в течение 1995 года 60 тысяч распалось. Имея в своём распоряжении около 15% земельных угодий, фермерские хозяйства дали менее 2% товарной продукции сельского хозяйства.

В результате спада промышленного и сельскохозяйственного производства, по потреблению продуктов питания Россия переместилась с 7-го на 40-е место в мире.

Подсчитано, что среднестатистический россиянин потреблял в 1995 — 1999 г.г. в день 1100 килокалорий, ровно столько, сколько необходимо для жизни 11- летнему ребёнку.

Продолжается резкое падение доходов федерального бюджета. Одна из главных причин этого — усиление неплатежей в экономике страны.

Многим работающим гражданам в настоящее время систематически не выплачивают заработную плату. Задолженность по заработной плате в связи с недополучением средств из бюджета всех уровней составила на сере В итоге резко снизился уровень жизни российского населения. Помимо указанных выше причин (спад производства — главная из них) на уровне жизни негативно сказалась «шоковая терапия» как метод проведения реформ. Сюда следует отнести полное обесценивание банковских вкладов большей части населения страны; ваучерную приватизацию (в официальных документах сообщалось, что к концу первого этапа приватизации 500 крупнейших предприятий России стоимостью не менее 200 млрд. долларов США были переданы фактически за бесценок — около 7,2 млрд. долларов), давшую узкой группе людей огромные богатства; 10-20 тысячный рост цен без соответствующей индексации оплаты труда, пенсий и т. д. На уровне жизни населения сказывается массовая безработица (более 10 млн. человек), усугубленная наплывом 6 млн. беженцев из бывших союзных республик. Война в Чечне отняла многие триллионы рублей, которые можно было бы использовать для повышения жизненного уровня хотя бы некоторых категорий населения.

7 стр., 3260 слов

Страховые взносы и выплаты, их учет при налогообложении организаций

... выплаты от фонда социального страхования. Пенсионные взносы закладывают основу для будущей пенсии человека. Они состоят из двух частей: накопительной и страховой. Взносы на обязательное страхование в государственные ... 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27–ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».Согласно новой редакции п. 4 ст. 22 ...

Уровень жизни характеризует меру и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей преимущественно в их количественном измерении (денежных и натуральных единицах).

Он включает такие показатели, как: уровень национального дохода, размер оплаты труда, реальные доходы, объём потребляемых благ и услуг, уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры и т.д.[15; стр. 114]

Такое широкое толкование уровня жизни характеризует экономическое положение населения. В более узком смысле он означает уровень удовлетворения потребностей и соответствующий ему уровень доходов. Поэтому чаще всего в качестве обобщающего показателя уровня жизни населения, удовлетворения его материальных и духовных потребностей рассматривают реальные доходы населения. Они характеризуют количество приобретаемых материальных благ и услуг с учетом изменения розничных цен и расходов на выплату налогов, а также других обязательных платежей.

Важный показатель уровня жизни — минимальный прожиточный минимум. Минимальный прожиточный минимум является своеобразной точкой отсчёта бедности. Бедные, или малоимущие, — это люди, чей месячный доход на одного члена семьи меньше минимального прожиточного минимума.

Как указывалось выше, российское общество 90-х годов крайне дифференцированно по уровню материального положения различных слоев и групп. Поляризация достигла невиданного размаха. Разрыв в доходах 10% наиболее и наименее обеспеченного населения за 5-6 последних лет увеличился с 4 до 15 раз. Почти 2/3 населения имеют доходы ниже среднего уровня, миллионы людей постоянно недоедают, к числу последних относятся и малоимущие, доля которых с конца 80-х годов увеличилась в 2 раза. Ныне 24% населения (35,9 млн. человек) получают доходы ниже прожиточного минимума.

Среди малоимущих прежде всего частично или полностью нетрудоспособные, многие из которых не имеют близких родственников, пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, неблагополучные семьи, одинокие пожилые люди.

Такое положение, естественно вызывает беспокойство миллионов людей, что каким-то образом пытается учитывать политическая власть.

Регулирование уровня жизни населения является одним из основных направлений деятельности любого государства, ведь крайняя степень неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил, гибели людей. Поэтому в цивилизованных обществах политические структуры стремятся смягчить социальное неравенство, создать условия для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей людей.

Следовательно, основной целью государственной социальной помощи является поддержка малоимущих групп населения: семей и одиноких граждан, которые проживают на сегодняшний день за чертой бедности и не могут обеспечить себя и членов своей семьи самым необходимым.

Второй целью оказания государственной социальной помощи является адресное и рациональное использование бюджетных средств.

Прежде всего необходимо остановиться на том, что государство не в состоянии оказывать государственную социальную помощь всем желающим, она должна иметь конкретного адресата, то есть тех людей, которым на сегодняшний момент наиболее необходима данная помощь. В соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» социальная помощь выплачивается только малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, т.е. людей действительно в ней нуждающихся.

2. Виды и размер государственной социальной помощи

2.1 Виды государственной социальной помощи

До принятия Федерального закона «О государственной социальной помощи», одним из первых нормативных актов регулирующих оказание населению социальной поддержки, стало Положение о республиканском (федеральном) и территориальных фондах социальной поддержки населения, утверждённое Постановлением Правительства от 19 февраля 1992 года №121.

В соответствии с этим положением средства республиканского и территориальных фондов должны расходоваться по следующим направлениям:

  • предоставление натуральной помощи в виде предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды обуви) бесплатно или по льготным ценам;
  • оказание социальных услуг, в том числе на дому;
  • организация бесплатного питания;
  • предоставление дотаций на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий (в соответствии с медицинскими показаниями, на оплату коммунально-бытовых услуг;
  • оказание материальной помощи в виде дополнительных выплат;
  • обеспечение ночного проживания бездомных граждан;
  • развитие социально-трудовой реабилитации и профессиональной ориентации;
  • создание собственных предприятий с целью организации рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью производства предметов первой необходимости, других изделий для оказания натуральной помощи, пополнения финансовых ресурсов фондов;
  • содействие в предоставлении кредитов на строительство жилья на льготных условиях, оказание материальной помощи в приватизации жилья;
  • обеспечение текущей деятельности фондов;
  • другие мероприятия, направленные на социальную защиту

населения. Таким образом, социальная помощь населению, предусмотренная льготных условиях, оказание материальной помощи в приватизации жилья;

  • обеспечение текущей деятельности фондов;
  • другие мероприятия направленные на социальную защиту населения.

Таким образом, социальная помощь населению, предусмотренная вышеуказанным положением предусматривала различные виды её оказания.

В настоящее время виды государственной помощи значительно сужены.

Так, например, нет таких видов оказания социальной помощи как оказание социальных услуг, в том числе на дому, организация бесплатного питания и др., но тем не менее такие мероприятия ещё проводятся в рамках благотворительных акций помощи нуждающемуся населению. Однако это не означает, что в настоящее время государственная социальная помощь будет оказываться в значительно меньших размерах, так как Федеральный закон « О государственной социальной помощи » предусматривает наиболее общие виды оказания данной помощи, прежде всего данный закон предусматривает большее количество денежных выплат, которые могут расходоваться её получателями как по своему усмотрению, так и в соответствии с теми целями, на которые она предоставлена.

Различают следующие виды оказания государственной социальной помощи:

  • денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);
  • натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи) [2;
  • ст.12 ].

Денежные выплаты могут оказываться в виде социальных пособий, субсидий, компенсаций и других выплат.

Под социальным пособием понимается — безвозмездное предоставление гражданам определённой денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Данным пособиям присущи следующие характерные признаки:

  • безвозмездность выплаты пособий;

— Безвозмездность выплаты пособий означает, что полученные гражданами пособия не возвращаются ими в соответствующий бюджет, откуда они выплачивались. Следовательно, получатели пособий могут их расходовать по своему усмотрению, что является их правом, не заботясь о том, что данные денежные выплаты необходимо будет вернуть.

  • выплачивается в фиксированных законом размерах;
  • В Федеральном законе « О государственной социальной помощи » не указывается определённый размер выплаты пособий, однако он устанавливает предельный размер данной помощи.

Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко; проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, определяется законодательством субъекта в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Таким образом, размер государственной социальной помощи в целом зависит от доходов её получателей, и сумма помощи не может превышать минимального прожиточного минимума.

  • являются материальной поддержкой граждан;

— Как известно в настоящее время в России проживает большое количество населения находящегося за чертой бедности, у которых не хватает материальных средств даже на приобретение еды, лекарств. одежды и др. жизненно важных средств. Для данной категории людей государственная социальная помощь в виде выплаты пособий является значительной материальной поддержкой.

  • выплачиваются за счёт средств соответствующего бюджета;
  • Федеральный закон « О государственной социальной помощи » точно указывает из каких бюджетов выделяются средства на выплату пособий.

В соответствии с вышеназванным законом источниками оказания помощи являются средства бюджетов всех уровней. В случае недостаточности средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на оказание данного вида помощи, такие средства выделяются за счёт бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы нашей страны или дополнительных источников в порядке установленном законодательством Российской Федерации.

Под субсидией понимается имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг.

Одним из отличительных признаков субсидий является их целевое назначение.

Субсидии предоставляются гражданам с определённой целью, в свою очередь граждане, которым предоставлены субсидии не могут расходовать эти денежные средства по своему усмотрению, как например пособия, а должны расходовать денежные средства только для тех целей, для осуществления которых они были предназначены.

Компенсация — возмещение гражданам произведённых ими расходов, установленных законодательством.

Компенсация в отличии от пособий и субсидий предоставляется гражданам за уже произведённые ими расходы, то есть компенсация имеет обратный характер. Случаи предоставления компенсаций должны прямо устанавливаться законодательством.

Кроме денежных выплат государственная социальная помощь может оказываться и в натуральном виде. При этом органам исполнительной власти на местах Закон даёт самые широкие полномочия: они вправе оказывать помощь как в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации), так и в натуральной форме. Очень часто получается так, что денег в бюджете не хватает, но местные власти, как правило, всегда имеют возможность помочь топливом, продуктами питания, одеждой, обувью, медикаментами и т.п.

Конечно, для малоимущих одиноко проживающих граждан и малоимущих семей предпочтительнее получать данную помощь в виде денежных средств и самостоятельно распоряжаться ими. Однако, как показывает жизнь для данной категории населения очень важна не только денежная, но и натуральная помощь.

Данный факт имеет важное значение, так как в настоящее время с каждым годом дефицит бюджета увеличивается, и как следствие этого малоимущие граждане даже при наличии Закона «О государственной помощи » могут остаться без неё в результате того, что государственные органы будут ссылаться на нехватку денежных средств в бюджете.

Видят политические деятели и решение вопроса улучшения положения малообеспеченных групп населения, в привлечении дополнительных средств. Одним из таких путей, может смело считаться предоставляемая нашей стране гуманитарная помощь.

Гуманитарная помощь, как известно, оказывается тогда, когда необходимо поддерживать (по разным причинам) социально незащищённые слои населения. Как правило, это бывает во время стихийных бедствий, войн, катастроф, а также на сложных этапах социального и экономического развития. Сейчас такой период наступил и для России (повторно).

Получением и распределением гуманитарной помощи занимается созданная в соответствии с постановлением Правительства РФ, принятым 29 сентября 1997 года. Комиссия по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве России. Она же имеет право относить к гуманитарной помощи грузы, поступающие из-за рубежа на безвозмездной основе. Это, как правило, продовольствие, товары народного потребления первой необходимости (одежда, обувь, медикаменты, медицинское оборудование).

Начиная с октября 1997 года и до сентября 1998 года для решения острейших проблем здравоохранения, образования, поддержки инвалидов и других социально незащищённых слоев населения Комиссия содействовала направлению более 30 миллионов долларов в 64 региона страны. Основными донорами, поставщиками гуманитарной помощи, были США и Германия (60%).

Получали помощь в основном учреждения социальной сферы. В первую очередь должны защищаться интересы малообеспеченных людей в Российских регионах.

Что касается гуманитарной помощи в форме лекарств, то часть их будет отпускаться бесплатно, часть — продаваться. Проблема в том, что иностранцы хотят лечить по своим стандартам, но это может привести к нежелательным последствиям — привыканию к данному лекарству.

Зерно, отданное нам безвозмездно, будет продаваться, а вырученные деньги поступят в Пенсионный фонд, а также будут расходоваться на другие нужды. Появиться таким образом возможность ликвидировать огромный долг Пенсионного фонда перед пенсионерами. Мясо в основном должно направляться в северные регионы.

Существуют разработанные стандарты потребностей в продуктах различных слоев населения. Приоритет при оказании помощи должен отдаваться нуждающимся многодетным семьям, инвалидам, одиноким пенсионерам.

Органы соцзащиты на местах располагают сведениями о среднедушевых доходах, поэтому могут сами решать, кому помощь нужна в первую очередь. Но может быть принята и заявительная форма. Однако ясно: нельзя просто механически раздавать продукты, одежду. Нужно знать и каков конечный результат гуманитарной акции. Прежде всего необходимо руководствоваться прожиточным минимумом, помогать тем кто имеет доход ниже этого минимума.

Как уже было сказано выше ориентация всех социальных выплат должна производиться с учетом закона о прожиточном минимуме.

Так правовая основа для организации всей государственной системы социальной помощи заложена Федеральным законом от 24. 10. 97 г. №143 ФЗ « О прожиточном минимуме в РФ».

По состоянию на 1 марта 1999 года, прожиточный минимум в среднем по России составил 880 рублей. Эта цифра постоянно менялась, но к сожалению не в сторону уменьшения.

Нельзя в тоже время постоянно надеяться на помощь из-за рубежа, необходимо искать средства для решения острейших проблем, прежде всего внутри самой страны.

Величина прожиточного минимума за 2015 год в среднем на душу населения 9987 руб., для трудового населения 10962 руб., для пенсионеров 7967,40 руб., для детей 9587,20 руб.

2.2 Размер государственной социальной помощи

Недостатком ранее действовавшего законодательства являлось то, что нормативные акты не указывали в каких размерах оказывается социальная помощь. Данный факт не гарантировал её получателям рассчитывать на получение определённого конкретного минимума.

В настоящее время с принятием Федерального закона «О государственной социальной помощи» данный пробел устранён, так как им предусмотрен размер оказания социальной помощи.

Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, определяется законодательством субъекта в пределах разницы между суммой величины прожиточного минимума и общим доходом членов нуждающейся семьи или одиноко проживающего гражданина.

В тоже время принятый закон, не предусматривал как должен рассчитываться среднедушевой доход претендующих на государственную помощь граждан.

Однако этот недостаток был устранён Правительством России.

Так было принято Постановление Правительства « О порядке учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи » от 22 февраля 2000 года №152.

Это Постановление указывает, что расчёт среднедушевого дохода для предоставления государственной помощи производится органом социальной защиты на основании сведений предоставляемых гражданами.

Данный момент является существенным дополнением к реализации на практике закона «О государственной социальной помощи », т. к. этот закон не предусматривал, кто именно должен осуществлять необходимый расчёт, ставя под двоякое понимание эту процедуру, т.е. не было достаточно чётко закреплено, за гражданином или за самим органом социальной защиты стоит обязанность данного исчисления. Определяет данное постановление кто именно должен включаться в состав семьи и кто напротив не должен быть принят за такового при расчёте среднедушевого дохода малоимущей семьи.

Виды доходов для решения вопроса о предоставлении помощи, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, определяются в соответствии с утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации 29 сентября 1996 года « Порядком учёта и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребёнка». Данный шаг предпринятый Правительством, можно смело считать удачным и обоснованным, так как к сожалению ещё не принят закон о порядке расчёта среднедушевого дохода и учёта доходов, в том числе от принадлежащего на праве собственности имущества, порядок установленный вышеназванным Постановлением Правительства является наиболее приемлемым в сложившейся ситуации.

В соответствии с действующим законодательством, в доход семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, включаются все виды заработной платы (денежного вознаграждения содержания ) и дополнительного вознаграждения по всем местам работы, в том числе:1.

  • суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или исходя из выручки от реализации продукции (выполнении работ и оказания услуг),
  • все виды доплат и надбавок к тарифным ставкам и должностным окладам (за работу на тяжёлых работах, на работах с вредными условиями труда и на работах в местностях с тяжёлыми климатическими условиями, в ночное время, занятым на подземных работах, за квалификацию, совмещение профессий и выполнение обязанностей временно отсутствующих работников, со сведениями, составляющими государственную тайну, учёную степень и учёное звание, выслугу лет и стаж работы);
  • премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда;
  • суммы, начисленные за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни;
  • заработная плата, сохраняемая на время отпуска, а также денежная компенсация за неиспользованный отпуск;
  • средняя заработная плата, сохраняемая на время выполнения государственных и общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством о труде;
  • выходное пособие, выплачиваемое, при увольнении, а также компенсация при выходе в отставку;
  • заработная плата, сохраняемая на период трудоустройства после увольнения в связи с ликвидацией организации, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников;
  • дополнительные выплаты, установленные работодателем сверх сумм, начисленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством её субъектов.

2. К доходу семьи, учитываемому при исчислении величины среднедушевого дохода, законодатель также относит:

  • денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции, а также дополнительные выплаты, носящие постоянный характер, и продовольственное обеспечение, установленные действующим законодательством;
  • единовременное пособие при увольнении с военной службы, из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции.

3. В доход семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, включаются следующие выплаты:

  • все виды пенсий (кроме надбавок, установленных к пенсии на уход за пенсионером), компенсационные выплаты и ежемесячные доплаты к пенсиям;
  • ежемесячное пожизненное содержание судей вышедших в отставку; системы, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции.

4. В доход семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, включаются следующие выплаты:

  • все виды пенсий (кроме надбавок, установленных к пенсии на уход за пенсионером), компенсационные выплаты и ежемесячные доплаты к пенсиям;
  • ежемесячное пожизненное содержание судей вышедших в отставку;
  • стипендии, выплачиваемые обучающимся в учреждениях начального среднего и высшего профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства, слушателям духовных учебных заведений, а также компенсационные выплаты названным категориям граждан в период нахождения их в академическом отпуске по медицинским показаниям;
  • пособие по безработице, а также стипендия получаемая безработным в период профессионального обучения и переобучения;
  • пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт, в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • ежемесячные пособия на период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет и ежемесячные компенсации выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях найма и находящимся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им 3-летнего возраста;
  • ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признанны в установленном порядке безработными, а также в период, когда супруги вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супруга, если по заключению учреждения здравоохранения их дети до достижения возраста 18 лет нуждаются в постороннем уходе;
  • ежемесячная компенсационная выплата неработающим жёнам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и учреждений утоловно-исполнителъной системы Министерства юстиции Российской Федерации в отдалённых гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства;
  • ежемесячные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причинённого жизни и здоровью при исполнении трудовых и служебных обязанностей, за исключением дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с назначением учреждения медико-социальной экспертизы;
  • суммы, равные стоимости питания, кроме лечебно-профилактического питания, выдаваемого (оплачиваемого) в соответствии с законодательством России;
  • надбавки и доплаты (кроме носящих единовременный характер) ко всем видам выплат, указанным в данном пункте, установленные органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и другими организациями.

5. К доходу семьи, учитываемому при исчислении величины среднедушевого дохода, также относятся:

  • комиссионное вознаграждение штатным страховым агентам и штатным брокерам;
  • оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;