Конституционно-правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации

Курсовая работа

Конституционный Суд России — один из основных элементов механизма правовой защиты Конституции Российской Федерации и важное звено системы сдержек и противовесов.*

В целях защиты основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина Конституционный Суд обеспечивает верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации на всей своей территории, осуществляя судебный конституционный контроль. Он дает официальное, т.е. общеобязательное толкование Конституции, проверяет конституционность законов и других нормативных правовых актов.

Большая область правовых проблем России — это законодательная и правоохранительная деятельность.

Законодательная база создана, но далеко несовершенна. Законы часто противоречат друг другу и допускают неоднозначные толкования. Кроме того, в России существует множество сфер деятельности, не охваченных современным законодательством, что создает основания для злоупотреблений и действий в обход закона. Это отражается в многочисленных нарушениях как в правоприменительной, так и в судебной практике.

Конституционный суд восстанавливает справедливость в отношении граждан, конституционные права и свободы которых были нарушены, тем самым гарантируя верховенство закона. Конституционное правосудие имеет большое значение: оно дисциплинирует законодателя при принятии законов, должностного лица при принятии решения правоохранительных органов и граждан в их повседневной деятельности.

В условиях верховенства закона не должно быть противоправных действий со стороны властей. «Господство права, верховенство Конституции, власть закона, причем хорошего, современного закона,- это на сегодняшний день первостепенный вопрос выживания и развития России, ее успешного вхождения в современный глобальный демократический мир».*

Россия действительно может стать правовым государством. Действующая Конституция предлагает для этого все возможности, просто нужно начать уважать Основной закон и жить по нему.

Слово о Конституционном суде, Конституционный Суд РФ

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией РФ (статья 125) и Федеральным Конституционном законом от 24 июня 1994г. «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Конституционный Суд имеет широкие полномочия, а именно

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

  • а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации,

11 стр., 5154 слов

Конституционное право в Республике Казахстан

... народов, органы общественной самодеятельности). 6.Граждане (индивиды и их коллективы). 7. Депутаты Парламента. 8.Иностранные граждане и лица без гражданства. 6. 9.Источники Конституционного права: юридические ... Всеобщая декларация прав человека. 7. Декларация о государственном суверенитете Каз ССР. 8. КЗ «О государственной независимости РК». Общая характеристика. 10. Форма Конституции: писанный ...

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

  • г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

  • а) между федеральными органами государственной власти;
  • б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами;

  • Подведомственность Конституционного Суда Российской Федерации, установленная настоящей статьей, может быть изменена только путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно правовые вопросы.

При проведении конституционного судопроизводства Конституционный Суд Российской Федерации воздерживается от установления и изучения фактических обстоятельств во всех случаях, когда это отнесено к компетенции других судов или иных органов.

В части своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации независим в организационных, финансовых и материально-технических отношениях от других органов. Финансирование Конституционного Суда Российской Федерации осуществляется из федерального бюджета и обеспечивает возможность самостоятельного осуществления конституционных процедур в полном объеме. В федеральном бюджете ежегодно отдельной статьей устанавливаются средства, необходимые для обеспечения деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, которые Конституционный Суд Российской Федерации имеет за свой счет. Смета Конституционного Суда РФ не может быть уменьшена по сравнению с прошлым годом.

37 стр., 18293 слов

Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Республике Беларусь

... было различия. Всеобщая декларация прав человека содержит в себе основополагающие принципы прав человека. Государства (в том числе и Республика Беларусь), подписавшие ее, ставят ... правах (Хабеас корпус акт), принятый в Англии в 1689 году. Главным его содержанием является защита человека от незаконного ареста. Согласно этому закону, человек, которого арестовали, имел право обратиться в суд и судья ...

Конституционный Суд Российской Федерации самостоятельно и независимо оказывает информационное и личное сопровождение своей деятельности.

Имущество, необходимое Конституционному Суду Российской Федерации для осуществления его деятельности и оперативного управления, является федеральной собственностью. Конституционный Суд Российской Федерации может предоставить право оперативного управления этим имуществом структурным подразделениям, входящим в его аппарат.

Не допускается ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и иных условий деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, установленных настоящим Федеральным конституционным законом.

Судьи Конституционного суда

Согласно ст. 8 ФЗ «О Коституционном суде РФ» Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный суд вправе осуществлять свою деятельность, если в его состав входит не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком. Судья Конституционного Суда назначается на должность на срок 12 лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи 70 лет. Назначение на должность судьи на второй срок не допускается.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется 70 лет.

Согласно ст.15 ФЗ «О Конституционном Суде РФ» Судья Конституционного Суда Российской Федерации неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются настоящим Федеральным конституционным законом и Федеральным законом «О статусе судей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе после прекращения его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрении дела в Конституционном Суде Российской Федерации, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность данного судьи в преступном злоупотреблении своими полномочиями.

За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм настоящего Федерального конституционного закона, федерального закона о статусе судей, а также положений кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей) на судью Конституционного Суда Российской Федерации по решению Конституционного Суда Российской Федерации может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

34 стр., 16726 слов

Конституционное право Украины

... гос-ногоустройства, использованияатрибутовисимволовгос-ва . 5. Гражданин как субъект конституционного права Конституционно-правовой статус личности в Украине. Демократический характер новой Конституции вытекает не только из принципов ... и Покрова. Суд также обязан был действовать независимо, поскольку гетман «не должен наказывать сам». Эта Конституция действовала на Правобережной Украине до 1714 ...

  • предупреждения;
  • прекращения полномочий судьи.

Структура и организация деятельности Конституционного Суда

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно правовые вопросы.* Он рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. Конституционный суд состоит из двух секций с 10 и 9 судьями соответственно. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда РФ.

Все судьи Конституционного суда присутствуют на пленарных заседаниях, а судьи, входящие в состав соответствующей палаты, присутствуют на заседаниях секций.

Состав палат не должен оставаться неизменным более трех лет подряд. Президент и заместитель председателя Конституционного суда не могут быть членами одной и той же палаты.

На пленарном заседании Конституционного суда судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава на индивидуальной основе сроком на 3 года президента, вице-президента и судья-секретарь Суда.

Председатель Конституционного Суда РФ:

1) руководит подготовкой пленарных заседаний;

2) вносит на обсуждение вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;

3) представляет суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, выступает от имени Конституционного суда;

4) осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда, а также другие полномочия в соответствии с Федеральным Конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда.

5) Издает приказы и распоряжения.

6) а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным Судом.

Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации осуществляет под руководством Председателя Конституционного Суда свои индивидуальные функции, а также выполняет функции, возложенные на него Конституционным Судом.

Судья-секретарь Конституционного Суда РФ осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного суда; обеспечивает подготовку и проведение заседаний; доводит до сведения решения, принятые Конституционным Судом организациям и лицам, информирует об их исполнении; организует информационное обеспечение судей и.т.д.

Президент, вице-президент, судья-секретарь Конституционного суда по истечении срока своих полномочий могут быть избраны на новый срок.

Конституционный Суд вправе рассматривать любой вопрос, отнесенный к его компетенции, на пленарном заседании. Исключительно в пленарных заседаниях Конституционный Суд:

  • разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ;
  • дает толкование Конституции РФ;
  • дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
  • принимает послания Конституционного Суда;
  • решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Конституционный Суд в пленарных заседаниях:

  • избирает Председателя, его заместителя, судью-секретаря,
  • формирует персональные составы палат Конституционного Суда,
  • принимает регламент Конституционного Суда,
  • устанавливает очередность рассмотрения дел, а также распределяет дела между палатами,
  • Он принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда, а также о досрочном освобождении от должности Президента, его заместителя, судьи-секретаря Конституционного Суда.

На заседаниях секций Конституционный Суд рассматривает дела в пределах своей компетенции. В число этих дел входят дела о соответствии Конституции РФ:

31 стр., 15333 слов

Конституционное право РК ведущая отрасль национального права

... их закрепления. Основные из них регулируются Конституцией и конституционными законами РК. Особенности предмета конституционного права обусловливают и особенности свойственных ему методов правового регулирования. Конституционное право использует в основном 2 метода: 1) ...

  • федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
  • законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

Конституционный Суд в заседаниях палат разрешает также споры о компетенции:

  • между федеральными органами государственной власти;
  • между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
  • Конституционный Суд на заседаниях секций по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросу судов проверяет конституционность закона.

В своей деятельности Конституционный Суд Российской Федерации руководствуется следующими основными принципами: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Прецедентный характер решений Конституционного Суда

Проблема судебного прецедента — это не только область теории права и юридической науки, это одна из самых кардинальных проблем в развитии современного права.

Прецедент

В государствах кодифицированного, или романо-германского, права приоритетом при принятии решения является закон как таковой, а странах общего права (common law), или англосаксонского права, на первом месте стоят ранее принятые судебные решения высших судов, выступающие в качестве прецедента как источника права- института аналогии или модели для принятия последующих решений.*

В связи с этим в юридической науке правовая норма воспринимается иначе. В континентальном праве правило вытекает из законодательства, а в англосаксонском — из судебной практики. Между тем право уже давно не идет по пути чистого разделения двух традиций, т.к. в современном мире они используются в совокупности.

Даже на родине прецедентной системы принятия судебных решений — в Великобритании с октября 2000 года Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод обрела статус закона в Англии и Уэльсе, а ранее это произошло в Шотландии и Северной Ирландии. До этого события Великобритания не имела единого документа, в котором были бы сведены права граждан, там действовали различные хартии (Великая хартия вольностей 1215г.)

В Советском Союзе была иная система права — континентальная, но судебный прецедент подвергался очень жесткой критике. Роль прецедента сыграли руководящие разъяснения по применению законодательства, предоставленные Верховным Судом СССР, верховными судами республик. Эти разъяснения носили обязательный характер, т.е они являлись нормами и моделями для судов, выполняли роль прецедента в принятии судебных решений.

5 стр., 2333 слов

Порядок звернення до Європейського Суду по правам людини

... звернення до Європейського суду з прав людини . Ви можете звернутися до Суду, якщо вважаєте, що Ви особисто є жертвою порушення однією з держав - сторін Конвенції Ваших прав чи основоположних свобод, які захищаються Конвенцією та протоколами до ... будь-яке рішення, винесене Судом у Вашій справі. . Як звернутися до Європейського суду з прав людини Готуючи звернення потрібно: 1.вказати інформацію про ...

В новой России действующая Конституция (ст. 126 и 127) не придает обязательного характера разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, но решения и разъяснения этих высших судов оказывают значительное влияние на последующие судебные решения.

В силу статьи 118 в совокупности со статьями 120, 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации суды общей юрисдикции и третейские суды, в том числе Верховный суд и Высший арбитражный суд, при рассмотрении конкретного дела осуществляют: судебное решение. Если судья при рассмотрении дела приходит к выводу, что примененный им закон не соответствует Конституции, он должен обратиться в Конституционный суд и приостановить производство по делу.

Конституционный Суд РФ дает общеобязательное, а следовательно, нормативное толкование Конституции, прекращает действие признанных им не соответствующими Конституции нормативных актов или не допускает их вступления в силу (нератифицированный договор Российской Федерации), либо, «признавая закон не противоречащим Конституции, дает такое его толкование (путем выявления его конституционно-правового смысла), которое служит непременным условием его конституционности и имеет, стало быть, нормативное значение для всех правоприменителей, в том числе судов общей юрисдикции.»* Решения Конституционного Суда РФ по делам о проверке конституционности законов и иных нормативно-правовых актов имеют нормативный характер, а, следовательно, приобретают прецедентное значение.

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации выступает субъектом законодательного процесса.

Правовые позиции Конституционного Суда

Конституционный Суд России — один из основных элементов механизма правовой защиты Конституции Российской Федерации и важное звено системы сдержек и противовесов.

Результаты властной деятельности Конституционного Суда конкретизируются в его решениях, которые обладают свойствами общей обязанности, цели и неотразимости. «В них находит отражение видение Судом тех или иных правовых коллизий, и даются указания по их устранению. За органами конституционного правосудия со времен Г. Кельзена, статус «негативного законодателя» закреплен, воспринимается внутренней конституционной и юридической доктриной.»*

Все больше современных исследователей склоняются к мнению, что работа Конституционного суда аналогична европейской модели конституционного пересмотра.

Одной из форм реализации законодательной функции Суда является формулирование им правовых позиций, которые являются основными в его решениях.

Изучение правовых позиций Конституционного Суда РФ важно как с научной, так и с практической точки зрения. Необходимо осмысление как самого явления правовой позиции в его многочисленных связях с другими формами проявления права, так и реализации конкретных позиций Суда, с помощью которых происходит процесс непосредственного применения Конституции Российской Федерации, внедрения конституционных положений в деятельность государственных и муниципальных органов власти, ликвидации конституционно-правовых коллизий.

14 стр., 6857 слов

Правовой статус Конституционного суда Российской Федерации

... в правовой системе Российской Федерации требует теоретического осмысления. Таким образом, актуальность темы курсовой работы предопределена ролью и назначением Конституционного Суда РФ в системе судебных органов государственной власти, его полномочиями по охране Конституции ...

Правовые позиции Конституционного Суда РФ воплощаются в деятельности органов власти. особенно заметно их влияние на функционирование российских судов, занимающих значительное место в механизме обеспечения конституционности действующего законодательства.

Понятие «правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации» появилось в национальном конституционном праве сравнительно недавно. В юридической литературе эта проблема стала широко обсуждаться с середины 90-х гг. двадцатого столетия и продолжает оставаться дискуссионной до настоящего времени.

На обязательность правовых позиций обращает внимание Конституционный Суд. Юридическая сила правовых позиций, по мнению Суда, аналогична силе его решения. Правовые позиции в соответствии со ст.ст. 6, 79, 80 и 87 Закона о Конституционном Суде являются общеобязательными и действуют непосредственно.* Они обязательны для всех государственных органов и должностных лиц,* а также, в силу ст.ст. 6. п. 3 ч. 1 ст. 43 и ч.ч. 1,2 и 4 ст. 79 Закона о Конституционном Суде, для всех правоприменителей.*

Фактическое значение оспариваемой апеллянтом нормы не может быть раскрыто вне ее связи с положениями Конституции, без учета правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.* При разрешении дела Конституционный Суд обязан, как следует из предписания ч. 2 ст. 74 Закона о Конституционном Суде, исходить из ранее сформулированных правовых позиций, которые имеют значение для разрешения дела, определяя при этом пределы их необходимого использования.

Общеобязательность правовых позиций Конституционного Суда предполагает, что они должны отвечать требованию ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В соответствии со ст. 78 Закона о Конституционном Суде постановления и заключения Суда подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации. Определения о разъяснении решений Конституционного Суда, излагаемые в виде отдельного документа, подлежат опубликованию в тех же изданиях, где было опубликовано само решение (ст. 83 Закона о Конституционном Суде).

Официальными изданиями для них являются «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета» и «Вестник Конституционного Суда РФ». Вопрос об официальном опубликовании других определений решает сам Конституционный Суд.

Правовые позиции в сфере гражданского законодательства

Конституционным Судом Российской Федерации было высказано множество правовых позиций, затрагивающих различные институты гражданского законодательства, такие как собственность, договоры, юридические лица и т.д.

Так, о праве частной собственности упоминается в Постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П. Конституционный Суд указал, что данное право не является абсолютным и не принадлежит к таким правам, которые в соответствии с ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации не подлежат ограничению ни при каких условиях. Указанное право может быть ограничено федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В том же решении суд постановил, что взыскание налога нельзя рассматривать как произвольное лишение собственника его имущества.

7 стр., 3021 слов

Местное самоуправление как основа конституционного строя Российской Федерации

... -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вслед за Конституцией, что местное самоуправление является одной из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ. Местное самоуправление - это «форма осуществления народом ...

Оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности платить налоги в соответствии со ст. 57 Конституции.*

Постановление Конституционного Суда от 16 мая 2000 г. № 8-П содержит правовую позицию, в соответствии с которой лишение собственности без предоставления разумной компенсации с учетом ее стоимости представляет собой несоразмерное вмешательство, кото-

рое не может считаться оправданным.*

Истолковав положения, зафиксированные в ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, Конституционный Суд в Постановлении от 21 апреля 2003 г. № 6-П пришел к выводу, что права лица, считающего себя собственником имущества, не подлежат защите путем удовлетворения иска к добросовестному приобретателю с испопьзованием правового механизма, установленного п.п. 1 и 2 данной статьи, а лишь путем удовлетворения виндикационного иска, если для этого имеются основания, предусмотренные ст. 302 Гражданского кодекса, которые дают право истребовать имущество и у добросовестного приобретателя (безвозмездность приобретения имущества добросовестным приобретателем, выбытие имущества из владения собственника помимо его воли и др.).*

В Постановлении от 23 февраля 1999 г. № 4-П Суд сформулировал правовую позицию, в соответствии с которой конституционная свобода договора не является абсолютной: «она не должна приводить к отрицанию или умалению других общепризнанных прав и свобод»* и может быть ограничена федеральным законом, однако лишь в той мере, в какой это необходимо в целях, установленных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Одним из конституционно разрешенных методов ограничения конституционной свободы договора на основании федерального закона признано срочное открытие банковских счетов гражданам. При этом законодатель, осуществляя регулирование отношений между банками и гражданами-вкладчиками, исходя из конституционной свободы договора, не вправе ограничиваться формальным признанием юридического равенства сторон и должен предоставлять определенные преимущества экономически слабой и зависимой стороне, с тем, чтобы не допустить недобросовестную конкуренцию в сфере банковской деятельности и реально гарантировать соблюдение принципа равенства при осуществлении предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, к которой и относится договор срочного банковского вклада гражданина.*

Толкование термина «имущество» дано Конституционным Судом в Постановлении от 6 июня 2000 г. № 9-П. Суд пояснил, что им охватывается любое имущество, связанное с реализацией права частной и иных форм собственности, в том числе имущественные права, включая полученные от собственника права владения, пользования и распоряжения имуществом, если эти имущественные права принадлежат лицу на законных основаниях.*

Из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 г. № 14-П по делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона «Об акционерных обществах», Гражданского кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что ликвидация юридического лица не может быть назначена по одному лишь формальному основанию неоднократности нарушений законодательства, а должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.*

11 стр., 5440 слов

Медицинское право Российской Федерации: предмет и принципы

... данного типа, необходимость использования специальных правовых средств (методов) их регулирования и наличие правовых норм (достаточно обширного законодательства). право медицинское дисциплина 1. Понятие, предмет и методы медицинского права Кардинальные социально-экономические изменения, происшедшие за последнее ...

Другие правовые позиции Конституционного суда в области гражданского права касаются некоторых аспектов отчетов об ущербе, * недействительных сделок, * приватизации * и других вопросов.

Прецедент и правовые позиции Конституционного Суда

В российской юриспруденции есть взгляд на решения Конституционного Суда как на решения предыдущего характера. Действительно, некоторые существенные свойства решений Конституционного Суда, содержащие юридические позиции, приближают их к прецедентам. Следовательно, его решения применяются не только к конкретному делу, но и ко всем аналогичным делам и имеют официальный характер, что делает их исполнение обязательным на всей территории страны. Поскольку мы можем говорить об автономной законодательной функции Конституционного суда, необходимо признать, что его решения приобретают прецедентный характер и становятся источниками права.

Создание предшествующих решений в ходе реализации конституционных процедур — один из основных механизмов правовой модернизации. Именно в рамках такого подхода правовые позиции Конституционного Суда (отражающиеся в его решениях) можно сопоставить с ratio decidendi в английском праве.

По сути, судебные прецеденты в деятельности Конституционного Суда являются необходимым регулятором в условиях, в которых происходят радикальные реформы, а это означает, что законодательство кардинально меняется и в то же время гарантирует стабильность закона. Тем самым посредством практики Конституционного Суда право одновременно выполняет как функцию стабилизации (консервативная функция), так и функцию развития (динамики).

«Практика показала, что, создавая значимые прецеденты в самых болевых точках проводимых реформ, Конституционному Суду удается сохранять стабильность в обществе и вместе с тем не препятствовать инновациям. Наиболее убедительно это проявляется в правовых позициях Конституционного Суда, касающихся вопросов социальной защиты (жалобы по таким вопросам занимают по количеству одно из первых мест среди всех обращений граждан в Конституционный Суд за последние 10 лет).»*

Основываясь на положениях Конституции, Конституционный Суд сформулировал и неоднократно подтвердил правовую позицию, согласно которой изменение законодателем (в том числе посредством временного регулирования) ранее установленных правил должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики в социальной сфере.

Правовым позициям Конституционного Суда (о них говорится в ст. 29 и 73 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации») присущи многие черты, характерные для источников права. Во-первых, они отражают государственную волю, поскольку возникают как акт конституционного органа, уполномоченного выразить эту волю в предписанных законом форме и параметрах; во-вторых, имеют общеобязательный характер (и для законодателя и для правоприменителя) и обладают качеством регулятора определенного вида общественных отношений — конституционных отношений; в-третьих, обладают определенными внутренними свойствами, поскольку выполняют роль нормативной основы в правовой системе, а также служат ориентиром в правотворчестве и правоприменении.

Фактически в ст. 125 Конституции закреплены юридическое значение судебных акто в Конституционного Суда и юридические последствия принятых им решений по признанию актов или их отдельных положений неконституционными.

Решения Конституционного Суда, как уже отмечалось, имеют такую же сферу действия во времени, пространстве и по кругу лиц, как решения нормотворческого органа, и, следовательно, такое же, как нормативные акты, общее значение. Толкование Конституции, данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждении, организаций, должностных лиц, граждан и их объединении (ст. 125 Конституции, ст. 3 и 106 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Решения Конституционного Суда обязательны на всей территории Российской федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организации, должностных лиц, графам и их объединений (ст. 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Обязательность решений Конституционного Суда и его правовых позиций выражается и в том, что акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу (ст. 125 Конституции).

Решение Конституционного Суда о признании нормативного акта полностью или частично не соответствующим Конституции влечет утрату юридической силы этого акта или соответствующей его части, не требует никакого подтверждения другими органами и должностными лицами; в случае, если решением Конституционного Суда нормативный акт признан не соответствующим Конституции либо из его решения вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, соответствующий государственный орган рассматривает вопрос о принятии нового нормативного акта; юридическая сила постановления Конституционного Суда о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием того же акта; до принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция Российской Федерации. Решения судов и иных органов, основанные на актах, приданных неконституционными, не подлежатисполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях (ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Закон не допускает возможности пересмотра решений Конституционного Суда.

Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда Российской Федерации влечет ответственность, установленную федеральным законом (ст. 81 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

В случае признания Конституционным Судом закона, примененного в конкретном деле, неконституционным данное дело во всяком случае подлежит пересмотру судом или иным компетентным органом в обычном порядке.

Конституционный Суд формулирует правовые позиции прежде всего в своих постановлениях, а также в определениях — так называемых отказных определениях (в этих случаях принимается решение об их опубликовании), определениях с «положительным содержанием» (принимаемых, во-первых, в целях процессуальной экономии, а во-вторых, когда необходимо распространить ранее изложенную правовую позицию на сходные отношения, или если по предмету обращения ранее принято решение, сохраняющее свою силу), а также определениях о разъяснении решений Конституционного Суда. Правовые позиции, излагаемые в таких определениях, некоторыми учеными оцениваются как обладающие меньшей силой. Формально это суждение основывается на ст. 43 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в которой упоминаются только постановления.

Правовые позиции Конституционного Суда, содержащиеся в его решениях, по своей сути фактически отражают особого рода правотворчество данного Суда.

Будучи источниками права, решения Конституционного Суда с содержащимися в них правовыми позициями занимают особое место в общей системе источников права России. Итоговые решения Конституционного Суда связаны с толкованием Конституции, которое может быть специальным (в специальной процедуре о толковании того или иного положения Конституции) или казуальным (инцидентным) — в остальных делах, разрешаемых Конституционным Судом, в том числе при проверке конституционности законов. Юридическая сила итоговых решений Конституционного Суда превышает юридическую силу любого закона, а следовательно, практически равна юридической силе самой Конституции, которую уже нельзя применять в отрыве от итоговых решений Конституционного Суда, относящихся к соответствующим нормам, и тем более вопреки этим решениям. Здесь уместно вспомнить замечание американского судьи о том, что «Конституция — это то, что о ней говорят судьи». Таким образом, любое толкование высшего закона страны, которое дается Конституционным Судом в его правовых позициях, имеет конституционную силу.

Конституционный Суд России в Европейском правовом поле

Конституционный Суд Российской Федерации — национальный судебный орган, осуществляющий защиту прав и свобод человека и гражданина посредством конституционного судопроизводства согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.

Создание в 1991 году Конституционного Суда России — специального института судебного конституционного контроля — явилось одним из конкретных подтверждений приверженности новой России европейским правовым ценностям. При этом данный институт рождался непросто. В ожесточенных парламентских, научных и общественных дискуссиях о статусе органа конституционного контроля, его законодательном оформлении диапазон взглядов распространялся от придания этому институту статуса вспомогательного консультативного органа при парламенте до возложения конституционно-контрольной функции на суды общей юрисдикции, внедрения американской модели судебного конституционного контроля. В итоге была избрана европейская модель конституционной юрисдикции, конституционного судопроизводства, с учетом близости развивающейся правовой системы России к континентальной (романо-германской) правовой семье.

Полномочия Конституционного Суда как судебного органа конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющего судебную власть посредством конституционного судопроизводства, как это определено в действующем Законе о нем 1994 года, направлены на обеспечение верховенства и прямого действия Конституции России на всей территории страны, на защиту основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина.

Конституционный Суд Российской Федерации в своей деятельности руководствуется исключительно Конституцией, подчиняться только ей клянутся судьи Конституционного Суда, принося присягу при вступлении в должность. Именно Конституция в соответствии с ч. 1 ст. 15 имеет высшую юридическую силу, ей не могут противоречить законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации. В то же время, согласно Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ч. 1 ст. 17); эти принципы и нормы, а также международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы; при этом международный договор имеет приоритет перед законом в случае их коллизии (ч. 4 ст. 15).

Отсюда следует, что положения Конституции, закрепляющие конкретные права и свободы человека и гражданина, должны толковаться Конституционным Судом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Российская Конституция заключает в себе механизм, позволяющий вводить в отечественную правовую систему новые принципы и нормы, равно как и международные договоры по мере их возникновения, а также обновлять существующие — по мере их развития.

Так, в настоящее время в правовую систему России инкорпорирована Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ).

В заявлении, сделанном при ратификации Конвенции, было сказано, что Россия «признает ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации». Как одна из Высоких Договаривающихся Сторон Россия связана обязательством, предусмотренным ч. 1 ст. 46 Конвенции, исполнять окончательные постановления Европейского Суда по спорам, в которых она является Стороной (Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ).

Конвенция вступила в силу для России 5 мая 1998 г.

Российское государство, подписавшее Конвенцию, признает взятые на себя ограничения и подчиняется правам человека, принципам правового государства и демократии.

Следовательно, права и свободы, закрепленные Конвенцией, поскольку она является международным договором, и решения Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ), в той степени, в какой они выражают общепризнанные принципы и нормы международного права, являются составной частью российской правовой системы.

Регулирование прав и свобод человека в России осуществляется прежде всего Конституцией, а кроме того — основанными на ней законами. Однако такое регулирование не должно противоречить Конвенции. Задача российских судов, и в том числе Конституционного Суда, — гарантировать права человека, будь то свобода прессы, гарантии собственности, неприкосновенность личности, права человека в сфере уголовного процесса и т. д. Конституционный Суд защищает основные права, гарантированные Конституцией, которые, по существу, такие же, как права человека в Конвенции, за соблюдением которой следит Страсбургский суд. И Конституция, и Конвенция исходят из того, что общепризнанные в современном правовом государстве основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Вследствие этого Конвенция занимает особое место по сравнению с традиционными нормами международного права и международными договорами. И Европейским Судом, и господствующей среди юристов доктриной она характеризуется как «конституционный инструмент европейского правопорядка». Уникально место Конвенции и в России. В силу ст. 15 Конституции Конвенция включена в российскую правовую систему в качестве международного договора. В то же время можно утверждать, что Конвенция в силу ст. 17 Конституции действует в качестве конституционного инструмента признания и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Перечень гарантируемых Конституцией прав соответствует Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а в части социально-экономических прав выглядит существенно шире. Исключением является предусмотренное Конвенцией запрещение рабства (ч. 1 ст. 3), не упомянутое в Конституции. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 20 Конституции «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».

Россия подписала, но не ратифицировала Протокол № 6 и не подписала Протокол № 13 к Конвенции, таким образом, не приняв на себя обязательство о полном запрещении смертной казни. Однако в настоящее время — в силу решения Конституционного Суда — смертная казнь не может применяться.

Практика Конституционного Суда демонстрирует тенденцию, предопределяемую Конституцией, к возрастанию роли судебной власти в упрочении взаимодействия между национальной и международной правовыми системами, в обеспечении все более активного вхождения России в международное правовое пространство, в том числе в правовое поле Европы.

Целям согласования национального и международного права служит прежде всего полномочие Конституционного Суда проверять конституционность не вступивших в силу для Российской Федерации международных договоров (п. «г» ч. 2 ст. 125 Конституции).

Признание такого договора конституционным открывает дорогу для завершения через парламент процедуры вступления его в силу для Российской Федерации и включения как составной части в правовую систему страны. В противном случае международный договор либо отдельные его положения не подлежат введению в действие и применению. Все это необходимо для избежания коллизий между национальным правом и международными обязательствами страны.

Другое конституционное полномочие Конституционного Суда — разрешение споров о компетенции, которые могут касаться споров между органами государственной власти Федерации и ее субъектов в связи с заключением международных договоров Российской Федерации.

Заключение

В практике Конституционного Суда с самого начала его деятельности утвердился подход, когда общепризнанные принципы и нормы международного права используются в качестве эталона, сообразуясь с которым в государстве осуществляются права и свободы человека и гражданина, закрепленные Конституцией. Конституционный Суд не только привлекает международно-правовую аргументацию в качестве дополнительного довода в пользу своих правовых позиций, вырабатываемых на основе Конституции, но и использует ее как для разъяснения смысла и значения конституционного текста, так и для выявления конституционно-правового смысла проверяемого законоположения.

Конституционный Суд РФ, вырабатывая с применением международно-правовых аргументов правовые позиции, носящие общий характер и обязательные для судов, других государственных органов и должностных лиц, на практике реализует конституционное положение о принадлежности международно-правовых принципов и норм к российской правовой системе. Придавая своему решению дополнительный вес за счет международного права, Конституционный Суд демонстрирует, что считает международное право важным критерием, которому должны соответствовать законодательство и практика судов.

Наша страна, веками жившая по принципу: «Кто силен, тот и прав», сегодня может и должна «взять правовой барьер». Может и должна стать действительно правовым государством. Действующая Конституция дает для этого все возможности. Весь вопрос только в том, насколько быстро и эффективно мы эти возможности будем использовать.

«Взять правовой барьер» — одно из главных условий процветания, благополучия и величия России. Начинается этот процесс с уважения к Основному Закону. Необратимость демократических процессов зависит от того, будет ли российское общество жить по Конституции, строго следовать ее букве и духу.

Такой шанс у нас появился. Памятуя великий завет Александра Пушкина: «Привычка — душа держав», мы должны научиться жить по Конституции, чтобы это навсегда стало привычкой.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://leaktrix.ru/kursovaya/pravovoy-status-konstitutsionnogo-suda-rossiyskoy-federatsii-2/

1. ФЗ «О Конституционном Суде РФ» от 12.07.1994г.

2. Конституция РФ

3. В.Д.Зорькин д.ю.н. «Россия и Конституция в 21 веке», Москва 2008 «Норма».

4. О.Н.Кряжкова к.ю.н «Правовые позиции Конституционного суда РФ», Москва 2006 «Формула права».

5. Е.И.Козлова, О.Е.Кутафин «Конституционное право России», Москва 1999 «Юристъ».

6. Бондарь Н.С. «Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом РФ» Москва, 2005

7. www.law.edu.ru — Выступление Председателя КС РФ на церемонии открытия нового судебного года в Европейском Суде по правам человека (Страсбург).

8. Собрание законодательства Россииской Федерации. 2001. № 32.

9. Гражданский кодекс РФ.

10. Гаджиев Г.А. «Феномен судебного прецедента в России / Судебная практика как источник права», Москва 2000