Конституционное право Италии

Курсовая работа
Содержание скрыть

Разработка Конституции Италии проходила в сложной обстановке. Учредительное собрание, которое должно было окончить свою работу 24 февраля 1947 г., приняло Конституцию 453 голосами против 62 только 22 декабря 1947 г. С 1 января 1948 г. она вступила в силу.

2. Конституция Италии.

общая характеристика действующей конституции.

вводным разделом

В Конституции получили отражение практически все отношения между внутренним и международным правом. Особого внимания заслуживает в этой связи положение ч.1 ст. 10, устанавливающее, что итальянский правопорядок соответствует общепризнанным нормам международного права. С этим связана и ст. 11, согласно которой «Италия отвергает войну как посягательство (strumento di offesa) на свободу других народов и как средство разрешения международных споров; на условиях равенства с другими государствами она соглашается на ограничение суверенитета, необходимое для порядка, который обеспечивает мир и справедливость между нациями; она содействует и благопрепятствует международным организациям, стремящимся к этой цели».

Эти нормы стали правовым основанием для вступления страны в Европейские сообщества (в настоящее время — Европейский союз) и передачи им права регулирования ряда вопросов экономического и отчасти социального характера. Положения ст. 10 и 11 оказались настолько широкими, что в Конституции ничего не пришлось менять и не понадобилось включать в нее новые нормы в связи с углубляющейся интеграцией стран — членов Европейского союза (после подписания 7 февраля 1992 г. Маастрихтских соглашений более чем половине государств — членов Европейского союза пришлось вносить поправки в свои конституции).

В Конституции нашлось место и для традиционных норм, имеющих отношение к международному праву, — о порядке объявлении войны и ратификации международных договоров (последний в значительной мере имеет своим источником соответствующие положения ст. 5 Альбертинского статута 1848 г. 3 ).

часть первая

Вводный раздел и обе части Конституции содержат в общей сложности 139 статей.

переходными и заключительными положениями

По способу изменения Конституция Итальянской республики относится к числу жестких . Процедура ее пересмотра, изложенная в ст. 138, содержит две последовательные стадии.

Законы о пересмотре Конституции, как и другие конституционные законы, принимаются после двух последовательных обсуждений в каждой из палат Парламета, причем промежуток между обсуждениями должен составлять не менее трех месяцев. При втором голосовании такие законы подлежат одобрению абсолютным большинством состава каждой палаты…

1 стр., 487 слов

Читать по теории государства и права: «Экономический анализ ...

... недостатков законодательного антимонопольного регулирования с точки зрения общества и субъектов экономической деятельности Достоинства Недостатки Законодательное антимонопольное регулирование с точки зрения общества ... должностных лиц с целью установления основ социально – государственной жизни. Задачи норм публичного права включают в себя урегулирование, либо обязательство, либо запрет в публично – ...

3. Основы правового статуса личности.

Из 139 статей Конституции 54 непосредственно затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина.

В части первой «Права и обязанности граждан» в качестве субъектов конституционных прав, свобод и обязанностей указывается не только граждане , но также «все»5 , «никто»6 , «работник»7 . Из этого можно сделать вывод, что в тех статьях Конституции, где говорится о гражданах, они суть исключительные субъекты соответствующих прав, свобод и обязанностей. На иностранных же граждан и апатридов соответствующие нормы распространяются лишь постольку, поскольку это допускается законодательством.

о гражданстве

Основным актом до сих пор остается Закон об итальянском гражданстве 1912 г., неоднократно изменявшийся (в 1934, 1977, 1983 гг.).

статус граждан регулируется и иными законами, например Законом о реформе семейного права 1975 г.

приобретается и по праву крови, и по праву почвы.

иностранцу получить итальянское гражданство

правового положения иностранцев,

«Личная свобода неприкосновенна»

свободно передвигаться и проживать в любой части национальной

собираться мирно и без оружия

свободно использовать свои религиозные верования

повинности

избирательные права

доступ к публичным должностям и выборным функциям

верными республике и соблюдать Конституцию и законы

Группа прав, свобод и обязанностей содержится в разделах части первой Конституции, посвященных этико-социальным и экономическим отношениям.

право на труд

право на вознаграждение

трудящегося на еженедельный отдых и ежегодный оплачиваемый отпуск

свободу эмиграции

социальную поддержку и помощь.

забастовки

Частная собственность признается и гарантируется

участие в управлении предприятиями

охраняет здоровье

свободу искусства и науки и их преподавания

Несколько статей Конституции, содержащихся в разделе о гражданских отношениях, представляют собой права-гарантии, необходимые для обеспечения любых прав и свобод.

все могут обращаться в суд

не может быть изъят из естественной подсудности

не считается виновным

ответственность должностных лиц и служащих государства и публичных корпораций

4. Правовое регулирование общественных объединений.

партии

Политические партии играют основную роль при формировании Правительства. В условиях многопартийности партии вынуждены объединяться в коалиции для того, чтобы войти в Правительство. Итальянская политическая практика характеризуется жестким контролем политических партий за конституционными органами; образование правительства — результат компромисса между партиями и, прежде всего, между их лидерами, а «продолжительность жизни» Правительств зависит от соглашений между этими лидерами.

14 стр., 6666 слов

Институт гражданства в российском праве

... Эбзеев, В.Е. Чиркин. Целью курсовой работы является всесторонний анализ и исследование на основе комплексного подхода теоретических основ института гражданства, роли и места института гражданства в системе российского права, его особенностей, а также ...

Христианско-демократической партии

Наследница довоенной Народной партии, основанная в 1943 г. ХДП всегда пользовалась поддержкой католической церкви и внутренне никогда не была единой. В ее составе всегда существовали левые, правые и центристские группировки.

Демократическая партия левых сил

Кроме названных основных партий, на политической сцене Италии фигурирует много иных политических образований. Вот несколько из них.

Итальянская социалистическая партия, Итальянская социал-демократическая партия, Вперед, Италия!», Республиканская партия, Национальном альянсе

профсоюзы

Всеобщая итальянская конфедерация труда

союзах предпринимателей

католическая церковь

некатолическими

5. Правовое регулирование непосредственно демократии.

институтами непосредственной демократии являются референдум, «народное вето», народная законодательная инициатива.

Конституция предусматривает применение референдума согласно ст. 75, по требованию 500 тыс. избирателей или пяти областных советов для полой или частичной отмены закона либо акта, имеющего силу закона. Не допускается вынесение на референдум законов о налогах и бюджете, об амнистии и помиловании, о даче разрешения на ратификацию международных договоров. В таком референдуме могут участвовать все граждане, призываемые к выборам в Палату депутатов. Вынесенное на референдум предложение об отмене акта считается одобренным, если в голосовании приняло участие большинство избирателей и за предложение подано большинство действительных голосов.

народное вето

изменении политико-территориального деления

Подробное регулирование порядка проведения референдумов содержится в Законе 1970 г. — Положении о референдумах, предусмотренных Конституцией, и законодательной инициативе народа (с последующими изменениями).

Этот акт содержит некоторые дополнительные ограничения в отношении народного вето.

В последнее время референдум стал использоваться как средство, дающее импульс проведения реформ. Так, 18-19 апреля 1993 г. один из восьми проектов законов, вынесенных на голосование, касался очень значительного изменения Закона о выборах в Сенат. В связи с этим Парламент вынужден был принять новый избирательный Закон в отношении не только Сената, но и Палаты депутатов.

Референдум в областях бывает консультативный и /или отменительный

О народной инициативе будет сказано ниже.

6. законодательная власть.

Парламент.

сильной верхней палатой

Компетенция

Законодательная функция

Законодательный процесс

законодательной инициативы

Число законопроектов, вносимых Правительством — главным источником законодательной инициативы, и отдельными парламентариями примерно одинаково.

народная инициатива

Институт народной инициативы используется в Италии довольно слабо. Лишь после принятия Закона 1970 г., регламентирующего порядок применения конституционной нормы, до конца 80-х годов было внесено 30 инициатив, из которых лишь немногие были приняты к рассмотрению Парламентом 10 .

законопроект должен быть одобрен обеими палатами

публикуются

7. исполнительная власть.

Совет министров (Правительство)

исполнительные полномочия

делегировано осуществление законодательной функции

22 стр., 10553 слов

Механизмы государства

... в науке административного права. В теории государства и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется в своем Широком значении, т.е. как адекватное категории механизма государства. Представление о механизме государства раскрывается через ...

Формирование правительства: Президент назначает Председателя Совета министров и по его предложению — министров. Председатель и министры образуют Совет министров, т. е. Правительство. До вступления в должность они приводятся Президентом к присяге. Затем Правительство должно получить доверие обеих палат Парламента.

министерства

В первую группу входят министерства, функции которых направлены на сохранение и защиту государства преимущественно средствами внутреннего и международного права, — министерства внутренних дел, иностранных дел, юстиции, обороны. Вторая группа ведомств включает те, чьи функции связаны с финансовыми ресурсами, необходимыми для функционирования государства: министерство финансов, казначейство, ведомство экономического программирования. Третья группа включает министерства, деятельность которых связана с каким-либо одним сектором народного хозяйства — министерства сельского хозяйства и лесов, промышленности и торговли, внешней торговли, туризма. Четвертая группа включает ведомства, функции которых связаны с территорией государства, ее инфраструктурой и обслуживанием — министерства публичных работ, транспорта и гражданской авиации, торгового флота, почт и телекоммуникаций. Наконец, пятая группа включает министерства с преобладанием функций социального характера — министерства образования, труда и социального обеспечения, гигиены и здравоохранения, культуры и окружающей среды.

8. судебная власть.

Судебная система

Суды действуют в 23 судебных округах, которые, как правило, не совпадают с политико-административными единицами.

Суды общей юрисдикции

Апелляции на решения преторов рассматриваются в трибуналах, которые, кроме того, суть суды первой инстанции по широкому кругу гражданских дел, а также уголовных дел, не подсудных преторам и судам ассизов.

апелляционные суды

Суды по делам несовершеннолетних

судов ассизов

Кассационный суд, Административная юстиция

Высшая инстанция административной юстиции — Государственный совет. Эту функцию выполняют три его отделения с судебными полномочиями. Общее собрание Совета может формулировать правовые принципы для деятельности административных трибуналов.

Военная юстиция, Прокуратура

Конституционный суд

Фактически Конституционный суд Италии выступает как созаконодатель и даже как законодатель, когда законы страдают пробельностью и конституционному суду приходится включать в них «дополнительные» или «заменяющие» положения.

Счетный суд

9. Итальянский федерализм.

местную автономию

Подробно территориальное устройство страны регулируется в разд. V Конституции (ст. 114 — 133) и конституционным и иным, включая областное, законодательством, в частности, Законом об устройстве местной автономии 1990 г. (не распространяется на области со специальным статусом) и Законом о компетенции коммун и провинций 1934 г.

Республика делится на области, провинции и коммуны. Последние включают города или их подразделения и сельские населенные пункты или их группы. Все эти политико-административные единицы в той или иной мере обладают автономией. В начале 90-х гг. в Италии насчитывались 20 областей (из них пять со специальным статусом: Трентино-Альто Адидже, Валь д`Аоста, Фриули-Венеция Джулия, Сицилия и Сардиния), 103 провинции и 8101 коммуна. Конституция определила 17 позиций, составляющих сферу законодательной компетенции областей (местная полиция, медицинское обслуживание, местные музеи и библиотеки, градостроительство, транспорт областного значения, сельское хозяйство и леса, ремесла и др.).

34 стр., 16665 слов

ПРАВА НЕРОЖДЕННЫХ ДЕТЕЙ

... «насцитурус», «плод», «эмбрион», «ребенок»; 2) сравнительно-правовой метод: выявление и сравнение зарубежного и отечественного опыта регулирования прав в отношении еще нерожденных детей; 3) аналитико-синтетический метод изучения ... порядке, каждая из которых имеет свои особенности. В нашей стране вопрос об правовой защите нерожденного ребенка остается открытым. Именно этот фактор оказывает влияние на ...

В настоящее время насчитывается около 100 провинций и около 8 тыс. коммун.

метрополитеновскими зонами

горные общества

10. Местное самоуправление и управление.

Структура органов области определена Конституцией (ст. 121).

В обязательном порядке каждая область имеет областной совет, джунту и ее председателя. Областной совет осуществляет законодательную и регламентарную власть, принадлежащую области, и другие функции; областная джунта — исполнительный орган области; председатель джунты выполняет функции представительского и исполнительного характера.

Согласно закону 1990 г. провинциям и коммунам предоставлено право разрабатывать и изменять собственные уставы . Провинции и коммуны в обязательном порядке должны иметь следующие органы: совет, джунту как исполнительный орган власти, главу исполнительной власти — мэра в коммунах и председателя в провинциях. Таким образом, в каждой провинции и коммуне избирается свой совет, который, в свою очередь, избирает из своего состава исполнительный орган — джунту; ее председатель (в коммуне — мэр) избирается гражданами непосредственно.

Мэры коммун осуществляют также функции представителей государства.

В метрополитенских зонах действуют метрополитенский совет, метрополитенская джунта и метрополитенский синдик, который председательствует и в совете, и в джунте.

11. Заключение.

Почти полвека в Италии действует одна из самых демократических в мире конституций. Она регулирует, хотя и сравнительно кратко, почти все основные проблемы конституционных общественных отношений.

В целом же Конституция для своего времени оказалась весьма удачной, о чем говорит незначительное число поправок, внесенных в нее за прошедшие полвека; таковых оказалось лишь 10. Изменения коснулись главным образом организационной стороны статуса высших органов власти — Парламента, Президента республики, Конституционного суда. С 19 до 20 увеличилось число областей. Практически поправки не затронули принципов устройства сложившихся институтов итальянского государства.

Сноски:

1 А.А. Мишин, Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. — М.: Белые альвы, 1996. Стр.: 6.

2 Б.А. Страшун, Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. Том 3. — М.: БЕК, 1999. Стр.:263.

3 Конституция 1848 г., которая первоначально действовала в королевстве Сардинии, а после объединения страны в 1870 г. стала Конституцией всей Италии, известна под названием Альбертинской (или Пьемонтский) статут.

4 стр., 1929 слов

Земельное право зарубежных стран

... и сравнительно высокий уровень. Основным институтом земельного права в этих странах является институт права собственности, оказывающий определяющее влияние и на другие институты зарубежного земельного права, в силу чего он занимает центральное ...

4 статья 4 Конституции.

5 см., например, ст.19.

6 см., например, ст.22.

7 (lavoratore, часто переводимый как «трудящийся», но означающий также «рабочий», «труженник»; см., например, ч.1 и 3 ст.36).

8 Б.А. Страшун, Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. Том 3. — М.: БЕК, 1999. Стр. 275.

избирателями

11 См.: Manuale di diritto pubblico. A cura di G.Amato e A.Barbera. Milano. 1986, p. 540.

12. Список используемой литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://leaktrix.ru/kursovaya/osnovyi-konstitutsionnogo-prava-italii/

— А.А. Мишин, Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. — М.: Белые альвы, 1996.

— Б.А. Страшун, Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. Том 3. — М.: БЕК, 1999.

— Васильева Т. А. Административное право Италии // административное право зарубежных стран. М.: СПАРК, 1996 (гл. 5).

— Италия. Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 1988.

— Конституция зарубежных государств. М.: Бек, 1997.

— Попов Н. Ю. Судебная система Италии // Судебные системы западных государств. М.: Наука, 1991 (гл. VI).

— Реформа избирательной системы в Италии и России. М.: ИГП РАН, 1995.