Юридическое наказание

Курсовая работа

Понятие права, правонарушения и наказания неразрывно связаны по той причине, что одна из главных задач права — защита общества (или его господствующей либо наиболее влиятельной части) от вредных или опасных деяний. Право потому и обеспечивается (охраняется) государственным принуждением, что его существование обусловлено наличием в обществе противоречивых интересов, конфликтов, столкновений, для предупреждения и пресечения которых необходимо применение принудительных мер. Поэтому в любой правовой системе есть определения правонарушений и наказаний за их совершение. В этом заключается актуальность данной работы.

Таким образом, цель работы — определить сущность наказания как меры государственного принуждения.

Задачи данной работы: определить понятие правонарушения; определить основные виды правонарушений и наказаний за их совершение; определить основные принципы наказания.

1. Понятие правонарушения

«Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

«Под административным правонарушением понимается такое правонарушение (проступок), которое имеет все следующие признаки: является противоправным, виновным действием или бездействием физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность в Кодексе РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации».

Следовательно, любое преступление — это действие, то есть действие или бездействие. Действие — неправомерное поведение человека (кража, драка, взятка, бандитизм, пиратство и т.п.).

Оно может выявляться в моральной форме (клевета, оскорбление, призыв к насильственным антиобщественным деяниям, пропаганда национальной вражды и розни и т.п.).

Бездействие — противоправное пассивное поведение, выражающееся в неисполнении действия, которое лицо могло и должно было совершить в связи с возложенными на него юридическими обязательствами. Так, например согласно ст. 124 УК РФ за неоказание помощи больному возлагается штраф в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо арест на срок до четырех месяцев.

17 стр., 8181 слов

Курсовая работа товарная биржа понятие правовое положение инфраструктура

... такое биржа и какие знаки входят в ее концепцию, ... так и между государствами. биржа также является барометром деловой жизни, показывающим высокое и низкое давление экономического положения. товарная биржа сделка экономика 1. Понятие биржи Вопросы о том, что ...

Любое преступление является незаконным, представляет собой нарушение запрета, установленного законом или статутом, или нарушение обязательства, вытекающего из нормативного акта, трудового договора или иного, предусмотренного на его основании.

Согласно гл. 8 УК РФ законом определены отдельные ситуации, когда деяние формально является противоправным, но по сути не опасно и не вредно для общества и потому считается правомерным. Это такие обстоятельства как необходимая оборона; причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление; крайняя необходимость; физическое или психическое принуждение; обоснованный риск; исполнение приказа или распоряжения. Рассмотрим некоторые из них подробнее. «Не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер» или «не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Лицо, отдавшее незаконный приказ или приказ, несет уголовную ответственность за причинение такого ущерба».

Обстоятельствами, исключающими противоправность некоторых деяний, являются их малозначительность, обоснованный риск, исполнение служебных или профессиональных обязанностей (обязанностей пожарника, врача, работника органов охраны общественного порядка и т.п.).

Важнейшим признаком правонарушения является виновность. Вина — это психическое отношение лица к собственному поведению и к его результатам, в котором выражено отрицательное или легкомысленное отношение к праву, к интересам общества и государства, к правам и свободам других лиц. Поскольку закон регулирует добровольное поведение людей, о преступлении можно говорить только тогда, когда оно зависит от желания человека — действовать законно или незаконно, и второй вариант был выбран за счет первого. Таким образом, действия несовершеннолетних и душевнобольных не являются преступлением, даже если они противоречат закону. Так называемая авария не является преступлением: авария, в результате которой был причинен ущерб, возникший в результате сочетания объективных обстоятельств, исключающих чью-либо вину.

Вина выступает в двух формах: 1) умышленная; 2) неосторожная. Правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, предвидело его вредные или опасные последствия и желало их наступления (прямой умысел) или сознательно допускало наступление этих последствий (косвенный или эвентуальный умысел).

Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо предвидело возможность наступления вредных или опасных последствий своего деяния, но самонадеянно рассчитывало на их предотвращение (легкомыслие) либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность).

В законодательстве составы правонарушений излагаются по-разному. В уголовном праве подробно описаны условия применения уголовной ответственности и наказания, признаки каждого правонарушения, вид и размер наказания, которому подвергаются лица, совершившие это правонарушение. Аналогичным образом правонарушения и санкции определены в Кодексе об административных правонарушениях. Трудовой кодекс, с другой стороны, не содержит подробного определения состава дисциплинарных проступков, но перечисляет дисциплинарные взыскания, применяемые за нарушение трудового законодательства.

64 стр., 31584 слов

Уголовная ответственность за воинские преступления

... уголовно – правовых законов. Лишь с 1868 года Военный устав наказаний стал связывать понятие военного преступления не только с самим фактом его совершения определенной категорией людей, но и с нарушением ... тяжкое злодеяние». Не изменяя в принципе перечень конкретных деяний, образующих систему воинских преступлений, Положение 1927 года дополнило ее рядом новых составов: принуждение к невыполнению ...

преступление правонарушение административный

2. Основные виды правонарушений и санкций за их совершение

По характеру правонарушений и санкциям за их совершение правонарушения подразделяются на преступления и правонарушения.

«Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания». Целью уголовного правосудия является охрана общества в целом. Таким образом, любое действие, поданное в уголовный суд, считается общественно опасным.

За преступления применяются наказания. «Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в лишении или ограничении прав и свобод этого лица, предусмотренных настоящим Кодексом».

Только суд имеет право признать преступление виновным и назначить наказание в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом. После отбытия наказания осужденный за преступление иногда длительное время сохраняет судимость. Осуждение негативно отражается на дальнейшей жизни человека, отбывшего наказание.

Под ненадлежащим поведением понимается виновный проступок, не являющийся общественно опасным, предполагающий применение не наказаний, а санкций. Преступления различаются по типам взаимоотношений, которые они затрагивают, и по типам санкций, которые к ним применяются.

Выделяются несколько видов проступков: административное правонарушение (проступок), дисциплинарный проступок и гражданское правонарушение. Особо хочу обратить внимание на административные правонарушения, о которых я расскажу в отдельном абзаце.

Дисциплинарным правонарушением является нарушение трудовой, служебной, воспитательной и воинской дисциплины. Трудовой кодекс предусматривает такие дисциплинарные взыскания, как выговор, выговор, суровый выговор, перевод на низкооплачиваемую работу или перевод на более низкую должность на определенный срок, увольнение. Уставами о дисциплине предусмотрены еще некоторые виды взысканий, соответствующие специфике воинской службы, работы в гражданской авиации, на железнодорожном транспорте и др. Дисциплинарная ответственность судей, прокуроров и некоторых других категорий должностных лиц регулируется специальными положениями. Дисциплинарное взыскание налагается администрацией предприятия, учреждения, организации не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка; взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка. Давность дисциплинарного взыскания один год.

Гражданские правонарушения — причинение неправомерными действиями вреда личности или имуществу гражданина, а также причинение вреда организации, заключение противозаконной сделки, неисполнение договорных обязательств, нарушение права собственности, авторских или изобретательских прав и других гражданских прав. Гражданские правонарушения включают применение санкций, таких как компенсация ущерба, принудительное восстановление нарушенного права или выполнение невыполненного обязательства.

39 стр., 19488 слов

Юридическая ответственность и правовые санкции

... юридической ответственности; определения обстоятельства, исключающие юридическую ответственность; основания освобождения от ответственности; упорядочить виды юридической ответственности; проанализировать подходы к понятию правовой санкции; определить связь между санкциями и юридической ответственностью; выявить правовые санкции и мера защиты; рассмотреть классификацию правовых санкций. В работе ...

Материальная ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, в большинстве случаев ограничивается частью средней заработной платы или заработной платы.

Поскольку преступления не являются общественно опасными, они не влекут за собой применения наказаний и к ним применяются санкции. Санкция нормы права — это нормативное определение мер государственного принуждения, применяемых в случае совершения преступления и содержащее его окончательную правовую оценку. Общая цель всех санкций — охрана правопорядка, предупреждение и пресечение правонарушений. При применении мер государственного принуждения эта цель достигается двумя основными способами: 1) восстановлением нарушенных прав; 2) воздействием на личность и правовой статус правонарушителя в целях его исправления, перевоспитания, предупреждения повторных правонарушений.

По способам охраны правопорядка санкции делятся на правовосстановительные и штрафные, карательные.

Правовосстановительными санкциями определяются возмещение имущественного вреда, ущерба (гражданско-правовая ответственность, материальная ответственность рабочих и служащих), отмена противоречащих закону актов и сделок, а также непосредственное принуждение, применяемое государственным аппаратом для реализации невыполненных обязанностей и пресечения противоправных состояний (выселение, изъятие, принудительное исполнение и др.).

Правовосстановительными санкциями охраняются правовые нормы, последствия нарушения которых могут быть устранены или уменьшены с помощью мер государственного принуждения. Размер этих санкций либо точно определен, либо ограничен заранее известным пределом.

Штрафные, карательные санкции применяются за дисциплинарные или административные проступки или за преступления. Они носят относительно определенный характер, устанавливая либо альтернативу подлежащих применению принудительных мер, либо их пределы, либо возможность применения основных и дополнительных взысканий или наказаний.

При применении штрафных, карательных санкций за несколько правонарушений общим правилом является поглощение (полностью или частично) менее строгого наказания более строгим. Применение штрафных, карательных санкций порождает состояние наказанности (судимость, наличие дисциплинарного или административного взыскания).

3. Уголовное наказание. Понятие и сущность

Исполнение уголовных наказаний как специфическое направление деятельности государства выступает в качестве одного из инструментов реализации общегосударственной задачи по борьбе с преступностью. Задачами учреждений и органов, исполняющих уголовное наказания, являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. Для осуществления этих задач УК РФ определены деяния, опасные для общества и государства, которые являются преступлениями. Так же установлены виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений. Сущностью уголовного наказания является государственное принуждение, заключающееся в лишении или ограничении прав и свобод осужденного. «Основаниями исполнения уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии». «Вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ». Неисполнение приговора, определения, постановления суда влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 315 УК РФ.

17 стр., 8021 слов

Административная ответственность

... управления различных видов административных наказаний в отношении правонарушителей (физических и юридических лиц). Административная ответственность отличается от других видов юридической ответственности целым рядом существенных признаков. 1.Административная ответственность наступает вследствие совершения административного правонарушения, т.е. такого противоправного ...

Применение мер государственного принуждения к осужденным носит комплексный характер и реализуется в правовых ограничениях, установленных для осужденных порядком и условиями отбывания конкретного вида уголовного наказания. Принуждение присуще всем видам уголовного наказания, но объем правовых ограничений при исполнении каждого из них различен. Наиболее широкий спектр правовых ограничений, в которых заложен карательный потенциал наказания, установлен для осужденных, отбывающих уголовные наказания, связанные с изоляцией от общества. Главными здесь выступают ограничения: свободы передвижения, свободы общения, поддержания связи с родственниками и знакомыми, права свободно распоряжаться своими способностями к труду и др. В меньшем объеме правовые ограничения реализуются при исполнении уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. Так, при исполнении наказания в виде исправительных работ кара выражается в ограничении права осужденного на выбор места трудовой деятельности и из заработной платы осужденных производятся удержания в размере, установленном приговором суда.

Помимо применения к осужденным мер принуждения исполнение уголовного наказания включает в себя оказание на них психолого-педагогического воздействия, организацию их жизнедеятельности, создание условий для труда и отдыха и др. Исполнение любого вида уголовного наказания тесно связано с оказанием исправительного воздействия на осужденного и образует единый карательно-исправительный процесс.

4. Общие правила назначения административного наказания

Как уже было выше сказано административное правонарушение это противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Административное наказание является санкцией административного правонарушения. Так же как и в УК РФ в КоАП РФ за отдельные правонарушения применяются определенные санкции. Обычно это принудительные мероприятия, состоящие, как правило, в обременении виновного дополнительными обязанностями либо ограничении его прав и свобод, влекущие неблагоприятные последствия для привлекаемого к административной ответственности. Суть наказания — кара, определенное возмездие за неблагоприятное социальное поведение, имеющее своей целью предупреждение совершения новых правонарушений.

35 стр., 17049 слов

Административное наказание

... Хаманева Н.Ю. и др. 1. Система административных наказаний 1.1 Понятие административного наказания Административное наказание представляет собой форму государственного и разновидность административного принуждения, установленную государством меру ответственности за совершение административного правонарушения. Причем наказаниями административно-карательные санкции стали именоваться ...

Таким образом, основой административного наказания является предупредительная функция. Законом закреплено, что административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Последнее утверждение вызывает у меня некоторое удивление. Я считаю, что любое правонарушение совершенное физическим лицом должно отражаться на его деловой репутации. В противном случае административная ответственность превратится в простую формальность, не выполняющую функции предотвращения совершения правонарушений. Особенно учитывая то, что к юридическому лицу могут быть применены фактически лишь финансовые и организационные меры, которые не поставят его в затруднительную ситуацию. Быть привлеченным к административной ответственности для человека должно быть стыдным.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • административное приостановлении деятельности.

Следует иметь в виду, что такие виды наказания, как возмездное изъятие, конфискация, дисквалификация, административный арест, лишение специального права, административное приостановление деятельности, назначаются только судьей. Административное выдворение за пределы Российской Федерации, как правило, также назначается судьей, однако, в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию, может назначаться должностными лицами пограничных органов.

Также нужно учитывать, что в отношении юридического лица могут применяться только предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Правила назначения административных наказаний едины на территории Российской Федерации, что отражено в положении КоАП РФ, гласящем: административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

Существует ряд обстоятельств смягчающих и отягчающих административное наказание. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение.

35 стр., 17317 слов

Административная ответственность как вид юридической ответственности

... административной ответственности; исследование состава (структуры) административного правонарушения, как основания административной ответственности; анализ мер административной ответственности и их эффективности. Методологическую работу дипломного исследования составляет комплексное применение общенаучных и частнонаучных методов познания - диалектического, логико-юридического, сравнительно ...

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение административного правонарушения несовершеннолетним; совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, в течение которого лицо считается привлеченным к административной ответственности; вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; совершение административного правонарушения группой лиц; совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим так же могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Основные принципы законодательного определения правонарушений и санкций за их совершение

Понятия права, правонарушения и санкции неразрывно связаны по той причине, что одна из главных задач права — защита общества от вредных или опасных деяний. Право потому и охраняется государственным принуждением, что его существование обусловлено наличием в обществе противоречивых интересов, конфликтов, столкновений, для предупреждения и пресечения которых необходимо применение принудительных мер. Поэтому любая правовая система содержит определения правонарушений и санкций за их совершение.

Применение мер государственного принуждения за те или иные деяния всегда привлекало повышенное внимание общества, классов, социальных групп, так как оно острее всего затрагивает интересы людей и их объединений. Повышенное внимание к этой проблеме обусловливается также и возможностью ошибок, произвола государственных органов или должностных лиц, применяющих принуждение.

В процессе становления гражданского общества, основанного на правовом равенстве людей, сложились принципиальные положения теории права и практики законотворчества относительно определения составов правонарушений и санкций за их совершение. Некоторые из этих принципиальных положений закреплены в международных документах, признаны и воплощены в законодательстве Российской Федерации.

47 стр., 23092 слов

Характеристика административно-правовых средств, обеспечивающих ...

... изучение административно-правовых средств обеспечения безопасности дорожного движения. Для этого нам необходимо решить ряд задач: рассмотреть безопасность дорожного движения, как вид общественной безопасности; проанализировать правовое обеспечение безопасности дорожного движения; раскрыть роль ГИБДД МВД РФ в обеспечении безопасности дорожного движения. Глава I . Безопасность дорожного движения как ...

Основные принципы законодательного определения запретов и санкций за нарушение сложились в процессе развития и обсуждения уголовного права, определяющего наиболее строгие меры государственного принуждения. Эти принципы относятся не только к уголовному праву, но и ко всем вообще нормам, определяющим составы правонарушений и санкции за их совершение.

Общепризнанным принципом наказания за преступление является принцип законности, или правовой обоснованности. Это означает, что правонарушением признается лишь деяние, которое до его совершения было запрещено законом, вступившим в силу и доведенным до всеобщего сведения.

Важной составной частью обоснованности применения санкции за нарушение запрета является признание вины обязательным элементом состава правонарушения. Право древности и средних веков знало так называемое объективное вменение, когда наказание применялось за осуждаемые государством, церковью, социальной группой последствия каких-либо действий, совершенных без вины. В связи со становлением гражданского общества, основанного на всеобщем правовом равенстве и юридической свободе, индивидуальная ответственность каждого гражданина за свои собственные, осознанные действия приобрела принципиальное значение как одно из первостепенных условий обвинения в совершении противоправных деяний.

Наконец, правовая обоснованность запретов и санкций заключается в том, что по смыслу всех деклараций прав и свобод человека и гражданина запреты не должны вступать в противоречие с этими документами и пресекать или существенно ограничивать реализацию прав и свобод граждан, деятельность их союзов и объединений.

Важным принципом определения составов правонарушений и санкций является соразмерность преступления (проступка) и наказания (взыскания).

Этот принцип сложился в противовес практике устрашающих наказаний за все вообще правонарушения, свойственной средневековью. Значение его многогранно.

Наказание (или взыскание) не должно быть жестоким. Международными пактами запрещены наказания жестокие, бесчеловечные, унижающие достоинство человеческой личности. В странах, в которых не отменена смертная казнь, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления. Для лиц, лишенных свободы, должен быть предусмотрен режим, существенной целью которого являются их исправление и перевоспитание.

Наказания и взыскания не должны противоречить системе социальных ценностей, принятых в данном обществе. Кроме того, они должны быть согласованы с наказаниями (взысканиями) за другие правонарушения. Если, скажем, кража или разбой караются так же, как убийство, или даже строже, человеческая жизнь приравнивается к имущественной ценности, причем стимулируется убийство потерпевшего с целью избавиться от свидетеля. В целом принцип соразмерности означает необходимость согласованности наказаний и взысканий за разные по степени опасности и вредности правонарушения.

Кроме норм и принципов, закрепленных в международных документах и в законодательстве, правовой наукой и практикой разработан ряд принципиальных положений, определяющих общее направление развития законодательства о правонарушениях и санкциях за их совершение.

19 стр., 9207 слов

Юридическая ответственность и правовые санкции

... с наказанием за правонарушение. Другая группа исследователей просматривает юридическую ответственность в рамках существующих правовых категорий. Они трактуют ее как охранительное правоотношение, как специфическую юридическую обязанность, как реализацию санкций правовых норм и ...

Каждый запрет должен быть понятен и воспринят общественным правосознанием или, по крайней мере, не противоречить ему. Если такое противоречие существует, а запрет общественно необходим, его установлению должна предшествовать широкая разъяснительная работа либо его придется снабдить очень строгими санкциями.

Запрещать можно только деяния, которые могут быть доказаны средствами юридического процесса и пресечены с помощью мер государственного принуждения. В противном случае они будут безнаказанно совершаться, что приведет к падению авторитета права и государства.

Запретов не должно быть слишком много; в общественном сознании существует некий порог восприятия правовых норм, запретов и санкций за их нарушение. Чрезмерное множество запретов приведет к тому, что среди запретов, без которых можно было обойтись, затеряются действительно необходимые запреты. Кроме того, когда запретов слишком много, практически невозможно покарать за каждое их нарушение и потому складывается представление, что их можно безнаказанно нарушать.

По той же причине нельзя каждый запрет сопровождать чрезмерно строгой санкцией; помимо того, что это неизбежно приведет к обесценению угрозы государственным принуждением, несоразмерность правонарушений и санкций породит неблагоприятные социальные последствия: если одинаково строго караются разные по степени вредности и опасности правонарушения, у преступника нет стимула воздерживаться от деяний более опасных. К тому же непомерно строгие наказания могут вызывать сочувствие общества к наказанным, порождать широкое недоверие к справедливости законодателя, а также чрезмерно частое смягчение наказаний судами при решении конкретных дел, что отрицательно сказывается на авторитете закона. Но и недостаточно строгие санкции неэффективны: если за уклонение от уплаты налогов или за причинение в результате промышленной деятельности вреда природе установлены относительно невысокие штрафы, недостаточен стимул для прекращения противоправного поведения. Меры принуждения, предусмотренные санкцией, должны содействовать охране и восстановлению правопорядка, исправлению и перевоспитанию правонарушителя. Наказание или взыскание должно быть предельно строгим для данного вида правонарушений, достаточным для их предупреждения. Эта соразмерность определяется здравым смыслом, практикой, статистикой.

Нуждается в пересмотре и сокращении общее количество запретов. С усложнением общественной жизни, развитием научно-технической революции возникает необходимость установления новых запретов, определения новых составов правонарушений и санкций за их совершение. В то же время практика свидетельствует об устарелости или неэффективности немалого числа ранее установленных запретов, которые либо почти не нарушаются, либо, наоборот, нарушаются практически безнаказанно, потому что меры государственного контроля и принуждения оказались неэффективны для их предупреждения, обнаружения и пресечения.

Наиболее важной проблемой борьбы с правонарушениями является их предупреждение, устранение причин и условий, порождающих вредные и опасные для общества деяния или способствующих их совершению. Правонарушения нельзя искоренить, борясь только непосредственно с ними, но существенно уменьшить их количество можно. Очевидно, что число вредных и опасных для общества деяний заметно возросло бы, если бы они не были запрещены, или за них были бы установлены неэффективные санкции, или, наконец, если бы правовые запреты можно было нарушать безнаказанно. По своему содержанию меры, предусмотренные санкциями, должны иметь целью исправление и перевоспитание правонарушителей, предупреждение совершения новых правонарушений ими и иными лицами. Эта цель осуществляется в процессе применения и реализации санкций, то есть в отношениях юридической ответственности за правонарушения.