Принцип равенства в административном праве

Эссе

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

ЦДОР

Костромской

Вид работы

Творческое эссе

Название дисциплины

Административное право

Тема

Принцип равенства в административном праве

Фамилия

Быстров

Имя

Александр

Отчество

Олегович

№ контракта

0730711400101013

Основная часть

Принцип равенства в административном праве

Административное право представляет собой одну из сложнейших, крупнейших и наиболее развитых отраслей российского права. Это обусловлено специфическим предметом данной отрасли права, широтой и глубиной отношений, которые регулируются его нормами. Поскольку исполнительная власть, управленческая деятельность и само управление характерны практически для всех сфер общественной и государственной жизни, то административное право можно с полным основанием характеризовать как центральную отрасль в правовой системе, которая воздействует на многие другие отрасли права и испытывает на себе влияние со стороны иных правовых отраслей; словом, в этой отрасли права фокусируются многие общественные отношения, являющиеся предметом правового регулирования со стороны иных отраслей права (например, конституционного, уголовного, финансового, бюджетного, налогового, банковского права).

Понятие административного права — управленческие отношения, т.е. те отношения, которые регулируются государством с целью их упорядочивания. Такое понятие административного права (его определение) не является универсальным. Отрасль административного права некодифицирована, нет основополагающего закона — некодифицыруемо в принципе. Кодекс об административных правонарушениях (называемый иногда «административный кодекс») включает только те нормы (части норм — санкции) административного права, которые касаются санкций за административные правонарушения.

Принципы административного права (кроме общеправовых):

  • Обеспечение публичного интереса как принцип административного права.
  • Подзаконный характер деятельности субъектов как принцип административного права.
  • Иерархичность и подотчетность — характерны вертикальные системы. Равенства субъектов в административном праве нет.
  • Специализация и оперативность. В отличие от парламента, органы исполнительной власти (как субъекты административного права) в абсолютном большинстве специализированы.
  • Процедурная гарантированность объективного анализа и решений управленческих дел органов исполнительной власти- в отличие от судебных органов, у административного права по другому, процедура должна быть наиболее полно урегулирована.

Наряду с принципами административного права, административное право также имеет ряд функций.

Функции административного права:

1. Правотворческая функция административного права, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству;

2. Право исполнительная функция административного права, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти;

3. Правоохранительная функция административного права, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений.

4. Организационная функция административного права, проистекающая из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который постоянно «поддерживается» нормами административного права;

5. Координационная функция административного права, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления;

  • Особенности административного права.

1. Административное право – это отрасль и регулятивная, и охранительная.

2. Административное право – это и материальная, и процессуальная отрасль (права и порядок их реализации).

Всё административное процессуальное право (выделение административного процессуального права как подотрасли пока еще спорно) не кодифицировано, кроме привлечения к административной ответственности.

3. Охватывает деятельность и и. власти, и суд. власти (в части разрешения споров, вытекающих из деятельности и. власти).

4. Включает законодательство РФ и субъектов. П. «к» ч. 1 ст. 72

5. Административное право — это право и законодательное, и подзаконное.

Место административного права в правовой системе:

Наиболее тесно административное право взаимосвязано с конституционным правом и задача административного права – обеспечить реализацию конституционных норм и принципов в отношениях, связанных с взаимодействием граждан и организаций с исполнительной власти. Например, право на занятие предпринимательской деятельностью конституционное, но для его осуществления нужно взаимодействие с исполнительной властью. С иными материальными отраслями взаимодействует опосредованно. С уголовным правом — в вопросах разграничения административной и уголовной ответственности. Для гражданского права возмещение вреда, причиненного незаконными действиями администрации. С процессуальными отраслями взаимодействует более плотно. С уголовным процессуальным правом не взаимодействует. Споры, связанные с привлечением к административной ответственности, — тогда взаимодействует с гражданским процессуальным правом. С комплексными отраслями – предоставляет правовой инструментарий принятия решений в соответствующей сфере деятельности. Не имеет основополагающего нормативно-правового акта. КоАП (Кодекс об административных правонарушениях) – 1/5я часть административного права. Нет единого кодифицированного акта, потому что оно некодифицируемо, регулирует слишком разные вещи. Это право правоприменителей без юр. образования.

Административное право является фундаментальной отраслью российского права, наряду с конституционным правом, гражданским право, гражданским процессуальным правом. Основным Объектом изучения административного права является организация и функционирование исполнительной власти, в т. ч. в её взаимоотношениях с гражданами и другими невластными субъектами. Отрасль административного права выполняет для исполнительной власти роль общего правового режима. Специфика исполнительной власти (в том числе органов местного самоуправления) сказывается на специфике административного права. Для большего понимания природы и понятие административного права, необходимо обратить внимание на его особенности.

Актуальные проблемы принципа равенства в административном законодательстве

Важно отметить, что правовые принципы имеют основополагающее значение для развития экономических отношений в том числе и тогда, когда речь идет о применении государством имущественных санкций к гражданину или субъекту хозяйствования. Штраф, конфискация, другие меры административной ответственности изначально недопустимо устанавливать произвольно. Нормотворческие органы должны основывать свою деятельность как на принципах правового демократического социального государства, так и на отраслевых принципах, в частности принципах административного права. Административно -деликтное законодательство является одним из самых динамичных, поэтому «цементировать» его, сохранять системность и согласованность могут именно правовые принципы. Без учета принципов сложно добиться единообразного применения норм закона, обеспечить равенство перед законом и органом, применяющим взыскание и др. В ст. 4.2 КоАП закреплены такие принципы административной ответственности, как законность, равенство перед законом, неотвратимость ответственности, справедливость и гуманизм. С учетом того что речь идет о принципах административной ответственности, к тому же закрепленных в Общей части КоАП, они должны иметь определяющее значение для формирования санкций в конкретных статьях, предусматривающих взыскания материального характера. В ст. 4.2 КоАП также раскрывается содержание перечисленных выше принципов административной ответственности. Вместе с тем, на наш взгляд, указанный перечень принципов либо их содержание, могли бы быть дополнены. Благодаря их включению в реально работающую правовую систему укрепляется режим конституционной законности. На принцип равенства, мы предлагаем взглянуть нестандартно: с точки зрения использования не только наших традиций, но и зарубежного опыта, материальная ответственность взрослых и несовершеннолетних должна различаться, а любой вид дискриминации должен запрещается. Считаем, целесообразно снизить пределы размера штрафов, налагаемых на несовершеннолетних. Для отдельных категорий могут быть установлены дополнительные гарантии при наложении административных взысканий. В то же время недопустимо устанавливать необоснованные преимущества. Проиллюстрируем данное утверждение примером из судебной практики. Так, судья суда Д-го района вынес постановление в отношении председателя районного исполнительного комитета, который управлял автомобилем в нетрезвом состоянии. Как указано в постановлении суда, он употребил спиртное в ресторане по случаю праздника города. На основании того, что гражданин Ю. «спиртное употребил в силу определенной необходимости», суд освободил его от административной ответственности. Конституционный принцип равенства всех перед законом предполагает наличие общеправового императива определенности и ясности правовой нормы. Такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями. Неопределенность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения неизбежно ведет к произволу и, как следствие, к нарушению принципов равенства, а также верховенства закона.

В процессе применения принципа равенства возникают трудности, вызываемые двумя группами соображений. Во-первых, принцип равенства, по существу, может применяться лишь в отношении лиц, которые фактически находятся в одинаковом положении, в действительности же так никогда не бывает, потому что между ними всегда будут существовать различия. Конечно, можно сделать вывод, что, поскольку равенства не существует в природе, оно также не может существовать и в праве. В действительности при применении этого принципа необходимо определять правовые конструкции, в пределах которых должен действовать принцип равенства. Кроме того, действие принципа равенства можно подорвать соображениями общественной пользы, допускаемой под контролем суда. Однако для того, чтобы этот принцип действовал в полную силу, должны быть соблюдены два условия: чтобы заинтересованные лица находились в одинаковом положении по отношению к публичной службе и чтобы не существовало никакого соображения общественной пользы, оправдывающего дискриминацию.

Возвращаясь к административно-правовому регулированию государственной гражданской службы посредством норм Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», отметим, что названный Закон определяет не только общие принципы гражданской службы (ст. 4), но и такие частные, как принципы формирования кадрового состава гражданской службы в государственном органе, которые в соответствии со ст. 60 этого Закона обеспечиваются на основе:

  • назначения на должность гражданской службы гражданских служащих с учетом их заслуг в профессиональной служебной деятельности и деловых качеств;
  • совершенствования профессионального мастерства гражданских служащих.

Другим примером специфических административно-правовых признаков могут выступать такие названные принципы, как установление единого порядка лицензирования на территории РФ, а также определение лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, содержащиеся в ст. 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Подводя итог сказанному о принципах административного права, необходимо отметить следующее:

  • перечень принципов не является закрытым. Приведенные принципы относятся к числу наиболее распространенных в административном праве, однако это не означает, что оно ограничивается только ими. Ряд авторов к числу принципов, влияющих на содержание административно-правовых норм, относят такие принципы, как светский характер государства, социальный характер государства, считают целесообразным особо выделять принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения и т.д.;

— формулировка и содержание принципов не должны рассматриваться в качестве некоей догмы. Их большинство имеет исключения, которые тем не менее лишь подчеркивают общее правило, содержащееся в природе принципа. Например, исключениями из принципа гласности являются режим государственной тайны, использование органами исполнительной власти, наделенными соответствующими полномочиями (органами федеральной службы безопасности, федеральной службы охраны), сочетания гласных и негласных методов работы. Оговорки есть и в отношении принципа равенства перед законом. Так, статьей 1.4 КоАП РФ, закрепляющей принцип равенства перед законом применительно к административной ответственности за совершение административных правонарушений, тем не менее предусмотрено, что особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами. Важно лишь, чтобы любое отступление от общего правила, сформулированного принципом, имело под собой не только правовое, но и в не меньшей степени моральное обоснование. Иными словами, исключений не может быть слишком много, в противном случае существует риск утраты самого принципа.

Список использованных интернет-ресурсов

№ п/п

Наименование интернет-ресурса

Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса

1

Субъекты административного права

http://www.e-college.ru/ xbooks/xbook065/book/index/index.html ?go=part-006*page.htm

2

Библиотека. Учебники для вузов

http://fictionbook.ru/author/ kollektiv_avtorov/administrativnoe_pravo/read_online.html ?page=1#part_107

3

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

admkodeks-dok.html

4

Лекция 2. Понятие административного права

http://kobriniq.ru/ administrativnoe-pravo/lektsiya-2-ponyatie-administrativnogo-prava

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://leaktrix.ru/esse/printsip-ravenstva-v-administrativnom-prave/

№ п/п

Библиографическое описание использованной литературы

1

В.Т.Батычко Административное право. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008 г. 253с.

2

Хорьков, В. Н. Некоторые аспекты законодательного регулирования административно — юрисдикционной деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав / В. Н. Хорьков // Современ. право. − 2012. − No 1. − С. 31−34

3

Бастрыкин, А. С. На защите прав несовершеннолетних / А. С. Бастрыкин // Законность. − 2010. − No 9. − С. 115с.