Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства РФ

Курсовая работа
  • Происходящие в России с 90-х годов XX века реформы в политической и социально-экономических сферах привели к развитию новых рыночных отношений, предусматривающих в условиях равенства всех форм собственности свободу предпринимательства и иной экономической деятельности. При этом данный процесс оказался не только сложным и болезненным, повлекшим негативные последствия в социально-экономическом плане, но и необходимость проведения новой правовой политики, в том числе и уголовно-исполнительной, реформирование государственных органов и гражданских институтов, а также проведение судебно-правовой реформы. Судебно-правовая реформа в России, проводимая в настоящее время в области уголовно-исполнительной системы, характеризуется, в том числе, и совершенствованием законотворческого процесса, действующего уголовно-исполнительного законодательства.
  • Эффективность правовой системы государства в современном быстроменяющемся мире зависит от того, насколько многообразие общественных отношений находится в сфере правового регулирования; ее действенность обусловлена состоянием законности и правопорядка, наличием гражданского общества, правосознания и правовой культуры общества, актуального и качественного законодательства.

    К сожалению, российское законодательство, в том числе и уголовно-исполнительное, не лишено пробелов и противоречий, судейского усмотрения, коллизионных и конкурирующих норм и так называемых мертвых норм (арест, принудительные работы), которые создают почву для правового нигилизма и причиняют неудобства правоприменителям, гражданам и осужденным.

  • Также наряду с этим следует отметить такие проблемы, как неточность и неясность законодательных норм, игнорирование требования единства терминологии в рамках Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее — УИК РФ) и смежных отраслей права и т.д.
  • Все вышесказанное говорит об актуальности темы курсовой работы.
  • Вопросам становления, развития и дальнейшего совершенствования уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в юридической литературе посвящено немало научных исследований. Проблемы, связанные с развитием и совершенствованием уголовно-исполнительного законодательства, рассматривали в своих научных исследованиях Т.П. Бутенко, М.Г. Детков, С.И. Дементьев, А.И. Зубков, С.И. Кузьмин, В.М. Кириллов, А.Г. Лисин, Н.С. Морозов, Т.Ф. Минязева, М.П. Мелентьев, П.Г. Пономарев, Н.И.

    Петренко, В.И. Полубинский, Л.П. Рассказов, В.И. Селиверстов, Е.В. Середа, Г.А. Стеничкин, A.C. Смыкалин, Ю.Ф. Соцкий, И.В. Упоров, О.В. Филимонов, А.М. Фумм, Е.И. Яковлева и др.

  • Цель курсовой работы — комплексное изучение уголовно-исполнительного законодательства РФ, а именно его структуры, содержания и целей.
  • Актуальность и цель исследования определили решаемые в работе задачи:
  • 1. Дать понятие уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и показать историю его возникновения.
  • 2. Определить цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства РФ.
  • 3. Охарактеризовать принципы уголовно-исполнительного законодательства РФ.
  • 4. Изучить структуру уголовно-исполнительного законодательства России и привести краткую характеристику его источников.
  • Объектом исследования является институт уголовно-исполнительного законодательства России.
  • Предметом исследования выступают источники уголовно-исполнительного законодательства РФ и особенности их применения.
  • В работе использовались следующие научно-исследовательские методы: диалектический метод познания, а также сравнительно-правовой, историко-правовой, статистический, конкретно-социологический методы, метод системного анализа и др.
  • Курсовая работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения и библиографического списка.
  • Глава 1. Понятие и значение уголовно-исполнительного законодательства России

1. К началу XXI в. отечественные пенитенциарная система прошла сложный путь развития, имея большой багаж, как позитивного опыта, так и негативного наследия прошлого.

13 стр., 6421 слов

Права и обязанности сотрудников уголовно-исполнительной системы

... и ответственность, предусмотренные законом. 1 . Права и обязанности сотрудников уголовно-исполнительной системы Становление правового государства в России на основе общепризнанных принципов и норм международного права требует реформирования правоохранительных органов, гарантирующих защиту ...

2. На современном этапе, при теоретическом исследовании проблем, связанных с функционированием уголовно-исполнительной системы, а также при реформировании пенитенциарных учреждений, представляется необходимым не только ориентироваться на достижения западноевропейских стран в данной области, но и учитывать отечественный позитивный опыт.

3. В настоящее время уголовно-исполнительное законодательство в России продолжает развиваться и совершенствоваться. Принимаются новые законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие процесс исполнения наказания в России.

1. Являясь активным участником международных отношений, Российская Федерация взяла на себя обязательства по признанию и имплементации международных норм в российском праве, определив, что общепризнанные стандарты, содержащиеся в международно?правовых актах, ратифицированных Россией, являются частью ее национального законодательства.

2. Общепризнанные принципы и нормы международных стандартов являются фундаментальной базой для разработки в России обновленного пенитенциарного законодательства, обновления правительственных и ведомственных нормативных актов в области исполнения наказаний. Признание и имплементация их в российском праве — это прочная гарантия соблюдения прав осужденных, законности и гуманности в правоприменительной деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.

3. Базовым актом в системе уголовно-исполнительного законодательства России является Конституция РФ, содержащая ряд норм уголовно-исполнительного права, в том числе, нормы, закрепляющие основные права и обязанности граждан и правовые принципы законности, гуманизма и демократизма, а также норму, которая относит к ведению Российской Федерации принятие законов, регулирующих исполнение уголовных наказаний.

11 стр., 5058 слов

Нормы и принципы международного права

... взаимодействия государств. Сложившийся комплекс основных принципов международного права объединил, организовал и соподчинил ранее разрозненные группы норм. Международное право перестало быть только диспозитивным, появился комплекс императивных норм, т. е. общепризнанных норм, от которых государства не ...

4. Основным источником уголовно-исполнительного законодательства является Уголовно-исполнительный кодекс РФ, представляющий собой кодифицированный нормативно-правовой акт (федеральный закон), регулирующий общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера на территории России.

5. В систему законодательных нормативно-правовых актов, являющихся источниками уголовно-исполнительного законодательства, входят федеральные законы, регулирующие исполнение наказаний в РФ.

6. Перечень законов дополняют подзаконные нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации, Президента РФ, а также акты, издаваемые совместно некоторыми министерствами (межведомственные нормативно-правовые акты), ведомственные нормативно-правовые акты.

7. Подзаконные нормативно-правовые акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, но основаны и базируются на них, что, несомненно, утверждает их в виде источников уголовно-исполнительного законодательства.

8. Источниками уголовно-исполнительного права являются также решения Конституционного Суда РФ.

К началу XXI века пенитенциарная система России имела трудный путь развития, с большим количеством пробелов в законодательстве, в качестве положительного опыта и негативного наследия прошлого.

На современном этапе, теоретическое исследование проблем, связанных с функционированием пенитенциарной системы, а также реформы пенитенциарных учреждений, представляется необходимым не только сосредоточиться на достижениях стран Западной Европы в этой области, но и принимать во внимание внутренний положительный опыт.

В настоящее время уголовно-исполнительное законодательство в России продолжает развиваться и совершенствоваться. Принять новые законы и нормативные акты, регулирующие процесс исполнения наказания в России. уголовный законодательство кодификация

Пенитенциарная законодательство определяет системные проблемы отрасли, их отношения друг с другом и их взаимозависимости. Эти проблемы фиксируются и развиваются в учреждениях и норм Кодекса исполнения наказаний и иными правовыми актами.

Принципы уголовного законодательства имеют особое значение, поскольку сфера общественных отношений, при условии соблюдения положений этой отрасли права, таит в себе определенную степень фактического лишения и ограничения на лиц, отбывающих уголовное наказания или подвергнутых иным мерам уголовно-правового характера [38, С. 26].

В силу общих правовых принципов уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются законность, гуманизм, демократия, основанная на общих международных и конституционных принципов права, регулирующих предоставление прав человека. Эти принципы определяют развитие правовой политики и содержание уголовно-исполнительной системы, отражают общие требования обращения с заключенными. Общие правовые принципы уголовного законодательства являются платформой, на которой базируются отраслевые и межотраслевые принципы предрешать стратегию и направление развития уголовно-исполнительной системы.

13 стр., 6096 слов

Уголовный процесс

... "уголовный процесс" законодательство не определяет. В УПК РФ есть лишь упоминание о нем в п. 58 ст. 5. Далее по тексту - УПК. В учебной и научной литературе уголовный процесс трактуется как "уголовное ...

Отраслевые стандарты уголовно-исполнительное законодательство не должно характеризовать личность, хотя и важные учреждения пенитенциарной системы, связанные с корректирующим и воспитательного воздействия, а также исполнение приговоров в целом, если только это не определенные принципы норм и институтов.

Отраслевые принципы выражены общие принципы права, принципы отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, а также принципы государственной политики в сфере исполнения наказаний, формирование системы отраслевых принципов уголовного права.

В качестве активного участника международных отношений, Россия Федерация взяла на себя обязательство в отношении признания и внедрения международных стандартов в российском законодательстве, определив, что общепринятые стандарты, содержащиеся в международных договорах, ратифицированных Россией, является частью ее национального законодательства.

Общепризнанные принципы и нормы международных стандартов являются фундаментальной основой для разработки обновленного уголовного законодательства России, обновляет государственные и ведомственные правила в ИТК. Признание и их реализация в российском законодательстве — твердая гарантия прав осужденных, верховенства закона и гуманности в правоохранительные органы и органы, исполняющие наказания. Базовым актом в системе уголовно-исполнительного законодательства России является Конституция РФ, содержащая ряд норм уголовно-исполнительного права, в том числе, нормы, закрепляющие основные права и обязанности граждан и правовые принципы законности, гуманизма и демократизма, а также норму, которая относит к ведению Российской Федерации принятие законов, регулирующих исполнение уголовных наказаний.

Основным источником уголовно-исполнительного законодательства является Уголовно-исполнительный кодекс РФ, представляющий собой кодифицированный нормативно-правовой акт (федеральный закон), регулирующий общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера на территории России.

В систему законодательных нормативно-правовых актов, являющихся источниками уголовно-исполнительного законодательства, входят федеральные законы, регулирующие исполнение наказаний в РФ.

Перечень законов дополняют подзаконные нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации, Президента РФ, а также акты, издаваемые совместно некоторыми министерствами (межведомственные нормативно-правовые акты), ведомственные нормативно-правовые акты.

Подзаконные нормативно-правовые акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, но основаны и базируются на них, что, несомненно, утверждает их в виде источников уголовно-исполнительного законодательства.

Источниками уголовно-исполнительного права являются также решения Конституционного Суда РФ.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://leaktrix.ru/kursovaya/tseli-i-zadachi-ugolovno-ispolnitelnogo-zakonodatelstva/

1. Всеобщая декларация прав человека: [Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года]// «Российская газета» от 10 декабря 1998 г.

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод: Заключена в г. Риме 04.11.1950 (вместе с «Протоколом № 2 о наделении европейского суда по правам человека компетенцией выносить консультативные заключения»: [Подписан в г. Страсбурге 06.05.1963; «Протоколом [№ 1]» Подписан в г. Париже 20.03.1952; «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых иных прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963]// СЗ РФ. — 1998. — №20, ст. 2143.

3 стр., 1001 слов

Уголовные правоотношения

... права, назначать и применять соответствующие меры. Считается несправедливым то, что потерпевший часто остается вне уголовно-правовых отношений. В связи с этим в работе предлагается закрепить в уголовном законодательстве ... законную силу приговора суда. Как правило, момент возникновения уголовного правоотношения одновременно считается и моментом возникновения уголовной ответственности за совершённое ...

3. Минимальные стандартные Правила обращения с заключенными: [Приняты в г. Женеве 30.08.1955] // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. — М.: Юридическая литература, 1990. — С.290-311.

4. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) : [Приняты 29.11.1985 Резолюцией 40/33 на 96-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН] // Советская юстиция, 1991 г., №№ 12-14.

5. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила): [Приняты 14.12.1990 Резолюцией 45/110 Генеральной Ассамблеи ООН] // КонсультантПлюс. — URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=6586.

6. Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания: [Страсбург, 26 ноября 1987 г.: в ред. от 4 ноября 1993 г.] // Бюллетень международных договоров, декабрь 1998 г., № 12.

7. Европейские пенитенциарные правила: Рекомендация № Rec (2006) 2 Комитета министров Совета Европы (Вместе с «Комментарием к тексту…»): [Принята 11.01.2006 на 952-ом заседании представителей министров] // ИПО Гарант. — URL: http://base.garant.ru/70170038/.

8. О Европейских правилах в отношении несовершеннолетних правонарушителей, осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера: Рекомендация CM/Rec (2008) 11 Комитета министров государствам ? членам Совета Европы: [Принята Комитетом министров 5 ноября 2008 г. на 1040-м заседании заместителей министров] // Документы Совета Европы, касающиеся исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, обращения с правонарушителями и содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: сборник документов Совета Европы / сост. и пер. : В.Б. Первозванский, Н.Б. Хуторская. — М.: PRI, 2011. — 310 с.