Социальные гарантии и компенсации безработным

Курсовая работа

Безработица — это безработица экономически активного населения в экономической деятельности. Существует фрикционная безработица, имеющая место тогда, когда индивид не ищет работу по собственному желанию, и институциональная безработица, которая возникает в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в нестесненном рыночном хозяйстве.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что по данным Международной организации труда, в 2012 в мире насчитывалось 191,8 млн. безработных, что на 35 млн. больше, чем 10 лет назад (при этом 2,8 млрд. человек имеют работу).

В последние годы уровень занятости растёт во всех регионах мира, кроме стран Северной Африки и Ближнего Востока (преимущественно арабских).

В этих странах также был самый высокий уровень безработицы — 13,2% населения трудоспособного возраста. На втором месте — «чёрная Африка» с 9,7 %. В развитых странах уровень безработицы в 2012 составил 6,7 %.Граждане, оставшиеся без работы, не могут адаптироваться к условиям современного рынка труда. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 №1032-1 (ред. от 18.10.2007) призван регулировать вопросы социальной поддержки безработных.

Многие безработные граждане не могут адаптироваться к условиям современного рынка труда. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 02.07.2013) призван регулировать вопросы социальной поддержки безработных.

Цель данной курсовой работы — изучение вопроса социального пособия по безработице в РФ.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие безработного;
  • изучить права и обязанности безработного;
  • произвести анализ социальных гарантий и компенсаций безработным в нашей стране.

Предметом исследования являются пособия по безработице как один из видов социальной защиты.

Предмет исследования — функционирующая система выплаты пособий по безработице в различных аспектах и ​​перспективах дальнейшего развития.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Глава I. Правовой статус безработного

1.1 Понятие безработного

Прежде чем говорить о социальных гарантиях безработным, необходимо определить, что подразумевается под термином «безработный». Дело в том, что для того, чтобы безработный гражданин получил социальную поддержку от государства, он должен иметь определенный статус. Если гражданин не занимается какой-либо деятельностью, это все равно не дает оснований называть его безработным. Опять же, всегда есть категория дееспособных граждан, способных, но не желающих работать. Это их право, принудительный труд в РФ запрещен. Ведь в здравом смысле они тоже безработные, но социальная поддержка государства направлена ​​на определенную группу безработных граждан, отвечающих определенным критериям.

27 стр., 13091 слов

Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения

... области содействия занятости и трудоустройства населения; .ознакомиться с понятием правового статуса безработного; 5.определить размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице не работающим гражданам. Объектом исследования являются отношения возникающие в процессе правового регулирования трудоустройства и занятости населения и при ...

В соответствии со ст. 3 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 02.07.2013 г.), безработными могут быть признаны только трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 02.07.2013) «О занятости населения в Российской Федерации»// Российская газета, — № 84, — 06.05.1996.

Исходя из этого определения можно выделить следующие необходимые условия для признания граждан безработными: трудоспособность, отсутствие работы и заработка, регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовность приступить к работе.

Трудоспособность граждан оценивается по двум критериям: состоянию здоровья и возрасту. Так, например, инвалида нельзя считать дееспособным, если у него нет заключения комиссии медико-социальных экспертов, в котором конкретно указывается, какой работой может заниматься конкретный гражданин, рекомендуемый режим работы и отдыха. Граждане, не достигшие трудоспособного возраста (16 лет) или достигшие пенсионного возраста, также не принадлежат к категории трудоспособных граждан.

Под гражданами, не имеющими работы и дохода, понимаются граждане, которые не работают и не имеют никакого дохода. Доходы могут быть самыми разнообразными. Это не только заработная плата, но и получение процентов по ценным бумагам, получение дохода от участия в хозяйственных товариществах и обществах и т.д.

Готовность приступить к работе является сугубо субъективным условием и определяет отношение гражданина к работе, его желание работать. Если гражданин обращается в службу занятости не с целью поиска работы, а с одним лишь намерением получать пособие по безработице, то это четко проявляется в многократных отказах от подходящей работы, что дает право службе занятости отказать в регистрации данному гражданину или применить соответствующие санкции.

Одним из основных условий получения статуса безработного является постановка гражданина на учет в службе занятости.

Регистрация трудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка (дохода), ищущих работу и готовых приступить к ней, обратившихся в органы по вопросам занятости осуществляется в 3 этапа: первичная регистрация безработных граждан, регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы и, наконец, регистрация граждан в качестве безработных;

— Первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в органы по вопросам занятости по месту жительства для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости, без предъявления ими каких-либо документов.

29 стр., 14295 слов

Проблемы занятости и трудоустройства инвалидов в условиях современного общества

... определенные трудности в поиске работы и в связи с этим нуждаются в поддержке со стороны государства. Таким образом, были приняты законы и подзаконные акты, призванные отстаивать права инвалидов в сфере занятости: "О социальной защите инвалидов в Российской ...

Регистрация безработных граждан с целью поиска подходящей работы осуществляется органами занятости по месту жительства граждан со дня их личного обращения. Место жительства определяется наличием паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства или соответствующей справкой из органов внутренних дел.

Для осуществления регистрации безработным гражданам надлежит представить следующие документы:

  • паспорт или иной документ, заменяющими паспорт, которым является удостоверение личности и свидетельство о регистрации по месту жительства;

— трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж. Документ, заменяющий трудовую книжку, является дубликатом трудовой книжки. Документами, подтверждающими трудовой стаж, являются справки о времени, засчитываемом в общий трудовой стаж, выписки из приказов, письменные трудовые договоры (контракты), договоры гражданско-правового характера с отметкой об их исполнении и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.

  • документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию;

— справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), оформленную в установленном порядке (выдается работодателем).

Порядок определения среднего заработка установлен Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12.08.2003 N 62 «О порядке исчисления среднего заработка».

Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.

Инвалиды помимо этих документов представляют рабочую рекомендацию, заключение о характере и рекомендуемых условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке.

Органы по вопросам занятости в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера или план самостоятельного поиска работы, а впервые ищущему работу (ранее не работавшему), не имеющему профессии (специальности), — два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

Согласно ст. 4 Закона о занятости подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 02.07.2013) «О занятости населения в Российской Федерации»// Российская газета, — № 84, — 06.05.1996.

Для некоторых категорий граждан предусматривается, что подходящей работой может быть любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных или иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства Российской Федерации о труде. Это правило применяется в отношении граждан:

24 стр., 11866 слов

Дипломная работа понятие и виды пособий по социальному обеспечению

... и других. СТРУКТУРА данной дипломной работы состоит из введения, двух глав разделенных на пять параграфов, заключения и списка использованных источников и компенсационные выплаты по системе социального обеспечения. ... при исчислении величины этого дохода, вида дохода семьи, порядок исчисления дохода.[1.8; с.12] Органы, осуществляющие назначение и выплату пособий, имеют право на выборочную проверку ...

  • впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности);
  • уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы;
  • уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ;
  • ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
  • отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;
  • состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работающих;
  • обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

На каждого зарегистрированного безработного гражданина составляется личное дело для поиска подходящей работы. В нем производятся соответствующие записи о всех предложениях органа по вопросам занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, о приглашении его в орган по вопросам занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (отказе) с предложениями органа по вопросам занятости. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М. 2001

Граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, в установленный день для регистрации их в качестве безработных, предъявляют в органы по вопросам занятости следующие документы:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж;
  • документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.

При необходимости граждане представляют дополнительную или уточненную справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке. Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.

Таким образом, гражданин, имеющий все основания зарегистрироваться в качестве безработного, после регистрации для поиска подходящей работы в течение 10 дней не имеет статуса безработного и подлежит подработке. Если органы службы занятости не могут предоставить гражданам подходящую работу в течение 10 дней со дня их регистрации для поиска подходящей работы, эти граждане признаются безработными с первого дня подачи необходимых документов. безработица пособие выплата россия

Решение о признании инвалида безработным принимается органами службы занятости с учетом Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ (ред. от 01.09.2013 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Так, для постановки на учет в качестве безработного он должен предоставить, помимо вышеуказанных документов, индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную государственной службой медико-социальной компетенции. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»// Российская газета,- №234, — 02.12.1995.

23 стр., 11263 слов

Бакалаврской работы: «Суд по интеллектуальным правам в системе ...

... системный. В работе рассмотрен Суд по интеллектуальным правам, как новый институт призванный обеспечить эффективную защиту интеллектуальных прав. 1 История создания Суда по интеллектуальным правам в Российской Федерации. 1.1 Международный опыт защиты интеллектуальных прав. Рассмотрения вопроса защиты интеллектуальных прав и ...

Безработными не могут быть признаны и зарегистрированы в качестве безработных граждане:

  • не достигшие 16-летнего возраста;
  • которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложения оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

При этом гражданину не может быть предложена одна и та же работа дважды, в том числе и профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности;

  • не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
  • осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
  • представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

Если гражданину отказано в регистрации в качестве безработного, он оставляет за собой право повторно обратиться в органы по труду через месяц со дня отказа в решении вопроса о постановке на учет в качестве безработного. В случае отказа гражданина в постановке на учет в качестве безработного органы по труду информируют его устно или письменно с обязательной подписью в личном деле о принятом решении и причинах отказа.

Основаниями для снятия безработных с регистрационного учета, следствием которого является прекращение у гражданина статуса безработного, закон выделяет следующие случаи:

  • признание гражданина занятым в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

По Закону о занятости занятыми считаются граждане, работающие по трудовому договору (контракту); занимающиеся предпринимательской деятельностью; занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера; избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно — исполнительной системы; проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, включая обучение по направлению органов службы занятости населения; временно отсутствующие на рабочем месте, когда оно сохраняется за ними; являющиеся учредителями (участниками) организаций, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей) за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций;

2 стр., 833 слов

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ

Выполнение курсовой работы дает студенту возможность расширить его знания в области гражданского права и смежных наук, обобщить практику правоприменительных органов по применению гражданско-правовых норм, ... указанием автора, названия работы, издательства, года издания, страницы. Цитаты в тексте работы надо брать в кавычки. Цитаты не должны превышать 25% объема работы. Цитировать необходимо точно по ...

  • неявка без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы в органы по вопросам занятости для предложения ему подходящей работы, а также при неявке в срок, установленный органами по вопросам занятости для регистрации его в качестве безработного;
  • длительная (более месяца) неявка гражданина в органы по вопросам занятости без уважительных причин;
  • переезд в другую местность;
  • если при обращении в органы по вопросам занятости со стороны гражданина допущены злоупотребления (сокрытие заработка (дохода), предоставление документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также предоставление других недостоверных данных для признания безработными и т.п.);
  • осуждение гражданина к исправительным работам или наказанию в виде лишения свободы;
  • назначение в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.

Снятие с регистрации безработных граждан осуществляется исключительно на основании решения органа занятости.

1.2 Права и обязанности безработного

С момента получения гражданином статуса безработного между ним и государством в лице службы занятости возникают взаимные права и обязанности.

Закон о занятости закрепляет широкий спектр прав граждан, признанных в установленном порядке безработными, которые условно можно подразделить на две группы:

  • правомочия, направленные на реализацию права на труд;
  • правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы.

Право граждан на труд может быть реализовано как через прямое обращение к работодателям, так и через бесплатное посредничество службы занятости. В первом случае оно осуществляется путем заключения трудового договора (контракта).

Во втором случае обращение граждан в службу занятости влечет за собой обязанность компетентных государственных органов зарегистрировать гражданина как безработного и предоставить ему посреднические услуги в поисках подходящей работы. именно в этом втором смысле право на труд приобретает характер субъективного права, которое составляет правовой статус безработного.

Право на трудоустройство может быть реализовано различным образом и включает в себя следующие правомочия безработного:

  • право на получение подходящей работы;
  • право на выбор места работы, в том числе возможность трудоустройства в другой местности, а также право на профессиональную деятельность за пределами территории Российской;
  • право на бесплатные консультационные услуги, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;
  • право на участие в общественных оплачиваемых работах; Соловьев А.А.

Вопросы занятости и трудоустройства. М. 2000

Правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы, также закреплены в Законе о занятости и предусматривают возможность для безработного получать следующие социальные гарантии и компенсации:

36 стр., 17767 слов

Социальная работа в УИС

... профессионального обучения; обеспечение охраны здоровья осужденных». Более расширено вопросы социальной работы с осужденными зафиксированы раскрыты в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации ... граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Государственно-правовые основы социальной работы раскрываются в ...

  • пособие по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного.
  • стипендия на период обучения по направлению службы занятости;
  • материальная помощь безработным и членам из семей;
  • назначение досрочной пенсии безработным;
  • организация отдыха и лечения детей безработных граждан;
  • возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;
  • оплата стоимости проезда (до места обучения и обратно) и расходов, связанных с проживанием граждан, направленных службой занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность.

К этой группе, как и к предыдущей, можно отнести общественные работы, потому что они не только дают возможность реализовать право на труд, но и направлены на поддержку безработных.

Но у безработных, помимо правомочий, существует ряд обязанностей. При обращении за помощью в государственную службу занятости гражданин обязан предоставить определенную информацию о себе и своей семье. На основании этой информации принимается решение о признании гражданина безработным и о назначении пособия по безработице.

Безработные граждане обязаны активно содействовать своему трудоустройству, безработный должен регулярно, не реже двух раз в месяц проходить перерегистрацию в органах службы занятости; заранее сообщать о длительном отсутствии по месту регистрации в качестве безработного, явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу) и на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости; безработный должен соглашаться на предложение подходящей работы, информировать органы по вопросам занятости о своих действиях по вопросам самостоятельного поиска работы и трудоустройства, в том числе о работе временного характера. Сулейманова Г.В. Трудоустройство и занятость. Правовое регулирование. — М. 2004

Невыполнение безработным возложенных на него функций влечет меры ответственности, предусмотренные трудовым законодательством. Эти меры ответственности могут быть как традиционными, гражданско-правовыми (взыскание в судебном порядке недобросовестно полученного пособия по безработице), так и специфическими, присущими только данному правовому институту. К числу таких специфических мер относится приостановка выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев, снижение его размера на 25% на срок до одного месяца и как самая суровая мера наказания — лишение статуса безработного с одновременным прекращением выплаты пособия по безработице.

В соответствии со ст. 11 Закона о занятости граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 02.07.2013) «О занятости населения в Российской Федерации»// Российская газета, — № 84, — 06.05.1996.

Глава II. Социальные гарантии и компенсации безработным

2.1 Виды социальных гарантий

Социальные гарантии — это те материальные условия, которые государство, общество может предоставить гражданину в случае потери работы и безработицы.

38 стр., 18992 слов

Законодательные основы правового регулирования сферы социального ...

... средств бюджета. Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой обязательного социального страхования. Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, практика Российской Федерации, социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения работников при ...

Уровень этих социальных гарантий зависит от возможностей страны на данном этапе развития.

Согласно Международному пакту ООН об экономических, социальных и культурных правах, каждый человек имеет право на труд, включающее его право на получение возможности зарабатывать на жизнь трудом, а государство должно принимать меры в целях полного осуществления этого права. Государство признает право каждого на достаточный уровень жизни для себя и своей семьи, включая достаточное питание, одежду и жилье, а также на постоянное улучшение условий жизни. Поэтому при безработице (потере работы) государство берет на себя обязанность осуществлять соответствующую социальную помощь.

Закон РФ «О занятости в Российской Федерации» предусмотрел следующие права и гарантии, определяющие правовой статус безработного: Власов В.И., Комментарий к Закону Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». М. 2006

  • гарантии и компенсации работникам, высвобождаемым из организации, предоставляемые согласно ст. 180, 181 ТК;
  • выплату пособий зарегистрированным безработным в установленном порядке;
  • выплату стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению органов службы занятости;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах, организуемых местными органами самоуправления;
  • компенсацию затрат по переезду в другую местность на новую работу по предложению органа службы занятости;
  • выплату в период безработицы пособия по временной нетрудоспособности в размере причитающегося пособия по безработице;
  • оказание материальной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением срока его выплаты.

Закон о занятости не относит материальную помощь безработным к гарантиям социальной поддержки, а именно в ст. 28 «Гарантии социальной поддержки безработных» о ней ничего не говорится. Наверняка это связано с тем, что оказание материальной и иной помощи безработным осуществляется на усмотрение службы занятости, это не обязательный платеж. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М. 2001

2.2 Пособие по безработице

Пособие по безработице — гарантированная государством материальная поддержка безработных в виде периодических выплат. Пособия по безработице выплачиваются из федерального бюджета.

Право на получение пособия по безработице имеют граждане, поступившие в службу занятости как безработные, уволенные по любой причине и ищущие свою первую работу. Решение о выплате пособия принимается одновременно с решением органа службы занятости о признании гражданина безработным, т. е. на третьем этапе регистрации.

Размер пособия по безработице и порядок его выплаты установлены ст. 30—35 Закона о занятости. Размер пособия устанавливается в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы, если гражданин уволен в течение 12 предшествующих безработице месяцев и имел в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного или неполного рабочего времени с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей).

12 стр., 5812 слов

Социальные детские пособия

... Российской Федерации. Целью курсовой работы является исследование порядка выплаты детских пособий. Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи: проанализировать детские пособия провести анализ ежемесячного пособия на ребенка исследовать классификацию детских пособий ... ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия ...

В других случаях (в том числе гражданам, впервые ищущим работу или возобновляющим трудовую деятельность после более годичного ее перерыва) пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к величине прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. Начисление пособия в первом случае и в случае увольнения из Вооруженных Сил, внутренних, железнодорожных войск, органов Федеральной службы безопасности и органов внутренних дел производится с момента регистрации в качестве безработного в следующих размерах: в первые три месяца безработицы — 75% среднего месячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы); в следующие четыре месяца безработицы — 60%; в дальнейшем — 45% указанного заработка. В любом случае размер возмещения не должен превышать прожиточного минимума, рассчитанного в Федерации, и не ниже 30% указанного прожиточного минимума. В случае неработоспособности в течение более 18 месяцев безработицы безработный имеет право на новое пособие в размере 30% от прожиточного минимума. Зущина Г.М., Султанова Р.М. Занятость и безработица на рынке труда России. М. 2003

Размер пособия по безработице во всех случаях не должен быть ниже 100 руб.

Пособие выплачивается безработному до его трудоустройства, но не более чем за 12 месяцев в общей сложности в течение 18 календарных месяцев, если иное не предусмотрено законом. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать и более длительные сроки выплаты пособий по безработице или предусматривать продление сроков выплаты при определенных условиях в рамках утвержденных целевых программ за счет средств соответствующих бюджетов. Срок выплаты продлен сверх 12 месяцев для опытных граждан, которые имеют право на двухнедельную пенсию по старости за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. В этих случаях общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев (два года) в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Безработным гражданам, имеющим достаточный трудовой стаж для полной пенсии по старости (включая льготные условия), не имевшим в течение пяти лет до того перерыва в работе более 12 месяцев, по предложению органа службы занятости пенсия с их согласия оформляется досрочно, но не более чем за два года до установленного возраста выхода на пенсию.

Таким образом, безработный предпенсионного возраста с большим стажем работы может получать пособие по безработице в течение двух лет, а затем получать пенсию по старости за два года до пенсионного возраста. Это прекрасная социальная гарантия для безработных в раннем пенсионном возрасте.

Законом предусматривается увеличение размера пособия по безработице для следующих категорий безработных граждан:

В первую категорию входят граждане, которые поддерживают других людей. При этом размер пособия по безработице увеличивается на 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не менее чем 50 рублей на каждого из указанных лиц. При этом максимальный размер дополнительных выплат не может превышать 30 процентов прожиточного минимума, исчисляемого в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В случае если оба родителя безработные, каждому из родителей производится увеличение размера пособия для тех, кто их поддерживает.

В число людей, получающих поддержку от безработного, могут входить дети, отец, мать, супруга, братья, сестры, внуки без способных родителей, дедушка и бабушка при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать. В то же время вышеупомянутые члены семьи могут считаться зависимыми от гражданина, если они пользуются его полной поддержкой или получают от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Дети считаются находящимися на иждивении обоих родителей независимо от того, какую оплату труда получает каждый из них. Это означает, что пособие на ребенка присваивается пособию любого признанного безработного родителя, даже если его или ее доход ниже, чем у супруга, который продолжает работать. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие для ВУЗов. — М. 2001

Ко второй категории относятся граждане, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним населенных пунктах, а также в районах и населенных пунктах, где применяются региональные коэффициенты заработной платы за проживание в сложных природно-климатических условиях. В этих случаях размер возмещения устанавливается с учетом регионального коэффициента, действующего на контрольной территории. При этом гражданам, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), средняя заработная плата для начисления пособия по безработице рассчитывается с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в таких районах и местностях.

И, наконец, третья категория граждан, к которой относятся граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие:

  • постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально — экономическим статусом при условии постоянного проживания на территории зоны до 1 января 1991 года — в размере 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 50 рублей;
  • постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение — в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей;
  • постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы — в размере 40 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не менее 200 рублей.

С пособий по безработице производятся все виды удержаний (алименты, возмещение причиненного ущерба, обратное взыскание с работника денежных сумм, полученных на основании судебного решения) в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.

Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, завершившим профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости, но не трудоустроенных по окончании обучения, в соответствии с п. 2 ст. 34 Закона о занятости, пособие по безработице выплачивается в следующих размерах:

  • гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей) в первые три месяца безработицы — в размере 75 процентов от их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, в следующие четыре месяца — в размере 60 процентов, в дальнейшем — в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, и не ниже 20 процентов величины указанного прожиточного минимума. При этом размер пособия по безработице не должен быть ниже 100 рублей;
  • Зущина Г.М., Султанова Р.М. Занятость и безработица на рынке труда России. М. 2003

— гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, но не имевшим в этот период 26 календарных недель оплачиваемой работы, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности), а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва — в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей.

Основным условием выплаты пособия по безработице является признание гражданина безработным. Решение о назначении пособия по безработице принимается органами службы занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным в порядке, предусмотренном статьей 3 Закона о труде.

Граждане, признанные безработными в установленном порядке, получают пособие по безработице с первого дня признания безработными.

Продолжительность выплаты в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных Законом о труде. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать более длительные сроки выплаты пособий или предусматривать условия отсрочки их выплаты за счет средств соответствующих бюджетов. Зущина Г.М., Султанова Р.М. Занятость и безработица на рынке труда России. М. 2003

Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, продолжительность выплаты пособия по безработице в каждом периоде безработицы не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. При этом максимальный срок выплаты пособий этим категориям граждан не может превышать 12 месяцев в целом в пределах 18 календарных месяцев.

В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей, если иное не предусмотрено Законом о занятости.

Срок выплаты пособия по безработице гражданину из федерального бюджета не может превышать 24 календарных месяца в общей сложности в течение 36 календарных месяцев.

Установленная Законом о занятости продолжительность периода выплаты пособия по безработице может быть продлена для граждан, общий трудовой стаж которых в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации дает им право на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсии на льготных условиях, но которые не достигли пенсионного возраста. В этом случае срок, установленный для выплаты пособия по безработице, увеличивается в течение установленных двенадцати месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающей требуемый стаж. Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев в общей сложности из 36 календарных месяцев.

2.3 Прекращение и приостановление пособия по безработице

Орган службы занятости в определенных законом случаях может приостановить или прекратить выплату пособия или сократить его размер.

Так, выплата пособия по безработице прекращается в случаях: Сулейманова Г.В. Трудоустройство и занятость. Правовое регулирование. — М. 2004

1) трудоустройства безработного или признания гражданина занятым;

2) прохождения безработным профподготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению органа службы занятости с выплатой стипендии;

3) истечения срока его выплаты;

4) получения пособия или попытки его получения обманным путем;

5) осуждения безработного по приговору суда к лишению свободы или к исправительным работам;

6) назначения безработному пенсии по старости или за выслугу лет;

7) длительной (более месяца) неявки безработного в орган службы занятости без уважительных причин;

8) переезда безработного в другую местность;

9) отхода от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);

10) смерти безработного.

Выплата пособия может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:

  • отказа безработного от двух вариантов подходящей работы;
  • увольнения за нарушения трудовой дисциплины и другие виновные действия;
  • самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органа службы занятости;
  • нарушения безработным условий и сроков перерегистрации в качестве безработного;
  • отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию по причинам, указанным в абзаце втором п.

1 ст. 29 Закона);

  • явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения,
  • вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ.

Порядок установления факта состояния опьянения безработного определяется Правительством РФ; самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости. Период приостановления выплаты пособия засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице. Сыроватская Л.А. Трудовое право: Учебник. М. 2002

Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случаях:

1) неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве к работодателю в течение трех дней со дня направления органа службы занятости;

2) отказа без уважительных причин явиться в орган службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Указанные меры дисциплинируют безработных.

О решении о прекращении, приостановлении или сокращении размера выплаты пособия по безработице орган службы занятости должен уведомить безработного.

Выплата пособия по безработице не производится в периоды: отпуска по беременности и родам; выезда безработного в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профобразования; призыва на военные сборы; привлечения к исполнению государственных обязанностей. Эти периоды продлевают время выплаты пособия, так как они в него не засчитываются.

Выплата стипендии в период профподготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органа службы занятости производится в следующих размерах:

  • уволенным в течение 12 месяцев до начала безработицы и имеющим в этот период полновременную работу не менее 26 календарных недель — 75% их среднемесячного заработка за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума, исчисленного на территории данного субъекта Федерации;
  • впервые ищущим работу (ранее не работавшим);
  • стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • уволенным из организаций по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию по причинам, указанным в абзаце втором настоящего пункта);

— уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель — в размере стипендии, установленной государством для образовательных учреждений соответствующего профиля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан.

При этом гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, стипендия, установленная в размере не выше 100 руб., увеличивается на размер районного коэффициента; Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.11.2013)// Российская газета, — № 256, — 31.12.2001//Российская газета, — № 234, — 02.12.1995.

— утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания — за счет средств соответствующих организаций в размере 100% среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Федерации в установленном порядке, и не ниже 30% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Федерации в установленном порядке. При этом минимальный размер стипендии не должен быть ниже 100 руб.

Размер стипендии может быть уменьшен на 25% сроком на один месяц, или выплата ее может быть приостановлена на срок до одного месяца в случае неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины.

Заключение

В заключении данной курсовой работы можно подвести следующие выводы:

Государственное регулирование обеспечения занятости и трудоустройства является не только защитой и помощью ищущим работу, но и одним из способов их трудоустройства.

Государство признает право каждого на достаточный уровень жизни для себя и своей семьи, включая достаточное питание, одежду и жилье, а также на постоянное улучшение условий жизни. Поэтому при безработице (потере работы) государство берет на себя обязанность осуществлять соответствующую социальную помощь.

Пособие по безработице — денежная сумма, периодически выплачиваемая в порядке социальной защиты из соответствующего государственного фонда физическому лицу, признанному безработным по закону. Несмотря на имеющиеся недостатки система основных гарантий социальной поддержки безработных, обеспечиваемая государством в нашей стране отлажена и довольно неплохо работает. Хочется посетовать на низкую инерционность законодательной системы, не успевающую за изменением положения в сфере трудоустройства и занятости.

Что касается общественных работ, то считаю, что в целях урегулирования финансирования общественных работ на уровне субъектов федерации и местного самоуправления целесообразно было бы разработать нормативную базу по организации общественных работ и их финансирования на соответствующих уровнях. В отношении оказания материальной и иной помощи безработным пока изменений не предвидится, хотя не мешало бы на местном уровне обеспечить дополнительные гарантии в этой форме поддержки в целях усиления социальной защищенности безработных граждан.

Список используемых источников и литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://leaktrix.ru/kursovaya/sotsialno-pravovyie-garantii-pri-potere-rabotyi-i-bezrabotitse/

I. Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)// Российская газета, — № 7, — 21.01.2009.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.11.2013)// Российская газета, — № 256, — 31.12.2001//Российская газета, — № 234, — 02.12.1995.

3. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»// Российская газета,- №234, — 02.12.1995.

4. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 02.07.2013) «О занятости населения в Российской Федерации»// Российская газета, — № 84, — 06.05.1996.

II. Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://leaktrix.ru/kursovaya/sotsialno-pravovyie-garantii-pri-potere-rabotyi-i-bezrabotitse/

5. Власов В.И., Комментарий к Закону Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». М. 2006

6. Власов В.И., Крапивин О.М. Комментарий к законодательству о занятости и трудоустройстве населения. М. 2007

7. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. М. 2007

8. Занятость и безработица в Московской области. Под ред. кандидата экономических наук Н.П. Пашина. М. 2003

9. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М. 2001

10. Зущина Г.М., Султанова Р.М. Занятость и безработица на рынке труда России. М. 2003

11. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие для ВУЗов. — М. 2001

12. Пашков А.С., Магницкая Е.В. Правовой статус безработного. Правоведение. № 2. М. 2004

13. Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики. М. 2006

14. Соловьев А.А. Вопросы занятости и трудоустройства. М. 2000

15. Сулейманова Г.В. Трудоустройство и занятость. Правовое регулирование. — М. 2004

16. Сыроватская Л.А. Трудовое право: Учебник. М. 2002

17. Цуриков В.В. Трудовое право. М. 2001

18. Яковлев С.Н. Право социального обеспечения. М. 2001