Формы реализации участия народа в отправлении правосудия

Курсовая работа

1. 2 Участие народа в отправлении правосудия в России — исторический аспект и сравнительно правовой аспект

Одной из наиболее традиционных форм реализации участия народа в отправлении правосудия является суд присяжных.

Суд присяжных как самостоятельный институт судебной системы появился в Англии еще в XIII веке. Затем он был воспринят английскими колонистами в Соединенных Штатах Америки и в ряде других стран.

В Российской империи суд присяжных был введен в ходе судебной реформы, проводимой Александром II в 1862-1864 годах. Первые процессы с участием коллегии присяжных заседателей прошли в Санкт-Петербурге и в Москве в 1866 году. Суд присяжных имел как сторонников, считавших его «судом общественной совести», «судом жизненной правды», «судом здравого смысла», так и противников, называвших его «судом улицы» и «судом толпы». Суд присяжных просуществовал в России до 1917 года.

К середине XIX века, когда велась подготовка российской реформы 1864 года, суд присяжных пережил период своего наибольшего расцвета и признания. Он считался лучшей формой суда, поскольку обеспечивал привлечение к отправлению правосудия представителей народа. Суд присяжных рассматривался как эффективное средство, позволяющее отказаться от обвинительного уклона в системе уголовной юстиции, как некий катализатор, стимулирующий состязательность судопроизводства, право обвиняемого, подсудимого на защиту, как способ обеспечения презумпции невиновности. Суд присяжных — это не просто более широкое вовлечение представителей общества в отправление правосудия по наиболее серьезным уголовным делам, вместо объединенных в одну коллегию с судьей двух народных — двенадцать независимых присяжных заседателей [А. Г. Гуськова, 2005, С. 84]. Это новая форма судопроизводства, радикально менявшая сущность и содержание всего уголовного процесса. Судья становился беспристрастным арбитром, он больше не был обязан в ходе судебного разбирательства восполнять пробелы и исправлять ошибки следствия. В суде присяжных не связанных профессиональными навыками и привычками, знаниями материалов дела, оценивающих фактическое обстоятельства дела и выносящие на их основе вердикт — виновен или не виновен подсудимый, иной смысл приобретает принцип состязательности, уравниваются возможности сторон, обвинения и защиты, в процессе, подлежат исключению из судебного разбирательства доказательства, добытые в ходе следствия с нарушением закона, через всю процедуру красной нитью проходил принцип презумпции невиновности.

34 стр., 16700 слов

Организационно-правовой статус мирового судьи. Особенности гражданского ...

... выносимые на защиту: - Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую отечественную судебную систему, осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Целью создания мировых судов является ...

Основной функцией присяжных того времени было принятие решения по вопросу о том, виновен или невиновен подсудимый в совершении преступления, в котором его обвиняли. В случае признания подсудимого виновным они могли высказать свое суждение относительно того, заслуживает или не заслуживает он снисхождения при определении меры наказания. Другими словами, судьи-профессионалы и присяжные заседатели принимали свои решения раздельно. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных допускалось только в окружных судах. В соответствии со ст.201 Устава уголовного судопроизводства к числу таких дел относились дела «о преступлениях или проступках, за которые в законе положены наказания, соединенные с лишением или ограничением прав состояния».

При рассмотрении конкретных дел этот суд состоял из трех судей-профессионалов и 12 присяжных заседателей. Последними могли стать российские подданные, которые отвечали установленным законом требованиям, возраст, состояние здоровья, знание русского языка, обладание земельным наделом размером не менее ста десятин или недвижимостью определенной стоимости и т.д. Закон «Учреждение судебных установлений», ст. 81-109. Специально образовавшиеся комиссии заблаговременно составляли списки всех, кто в данной местности мог быть вызван в суд в качестве присяжных. Председательствовавший судья и приглашавшийся для этого священник приводили их к присяге — отсюда их наименование. Дав присягу, они начинали участвовать в разбирательстве дела.

Присяжный заседатель за неявку в суд по вызову без законных причин подвергается денежному взысканию: в первый раз — от десяти до ста рублей, а во второй раз — от двадцати до двухсот рублей. За не явку в третий раз присяжный предается суду и подвергается лишению права участвовать в выборах и быть избираемым в должности, требующие общественного доверия «Устав уголовного судопроизводства».

Каждая из сторон имеет право на отвод присяжных заседателей без объяснения причин отвода. « Прокурор или частный обвинитель имеет право отвести не более шести заседателей. Подсудимому, а если их несколько, то всем им вместе предоставляется отвести столько заседателей, чтобы из общего числа тридцати осталось не менее восемнадцати неотведенных лиц «Устав уголовного судопроизводства». Ст. 656..»

Независимость присяжных заседателей при разрешении дела обусловливала необходимость тщательной подготовки доказательственной базы. В связи с этим особое значение приобретала стадия предварительной подготовки дела к слушанию, в которой последовательно участвовали представители прокуратуры, Судебной палаты и окружного суда. Работа обвинителей и защитников по уголовному делу могла проходить в условиях изначального недоверия к ним присяжных заседателей. В связи с этим основной функцией сторон было аргументированное убеждение присяжных в правильности своей позиции по делу. В то же время присяжные рассматривали председательствующего как лицо, не заинтересованное в исходе дела, что обусловливало более высокую, по сравнению со сторонами, степень влияния председательствующего на позицию присяжных по делу. Запрет председательствующему проявлять в напутственном слове свое мнение не способствовал уяснению присяжными обстоятельств дела и часто служил причиной формального подхода председательствующих к произнесению напутственного слова. Для придания полновесного значения напутственному слову практика требовала законодательного разрешения председательствующему выказывать перед присяжными свое мнение о деле, не опасаясь кассационных поводов. Целью вопросного листа было выяснение мнения присяжных относительно виновности подсудимого. В процессе с участием присяжных вопросный лист способствовал решению следующих задач: сосредоточению внимания присяжных на существенных обстоятельствах дела, ограничению вердикта обстоятельствами, составлявшими предмет судебного рассмотрения, а также выявлению и письменному закреплению мнения присяжных по делу.

43 стр., 21464 слов

Судебное следствие с участием присяжных заседателей

... Б. Алексееву, Ю. М. Грошеву, В. В. Мельника и других. Объектом настоящего исследования являются особенности судебного следствия в суде с участием присяжных заседателей как в Российской Федерации, так и в Российской Империи после 1864 г. ...

По делам о соучастии практика оптимизировала процесс составления вопросного листа: если роли в совершении преступления не был и распределены, то в вопросах по каждому из соучастников указывалось, что вменяемое деяние описано в вопросе по одному из соучастников [Колмаков, 1886. Кн. 12, С. 85]. В результате вопросный лист становился более компактным и, следовательно, легким для восприятия присяжными. На основе материалов исследования сформулировано определение основных признаков вердикта присяжных заседателей по Судебным уставам 1864 г. Вердикт — это результат голосования присяжных о разрешении дела, выраженный в форме письменных ответов на вопросы коронного суда и определявший характер приговора. Помимо обстоятельств дела, серьезное влияние на существо вердикта могли оказывать как объективные факторы — несоответствие норм права представлениям общества о справедливости, неосведомленность присяжных о грозящем подсудимому наказании, так и субъективные факторы — социальный состав скамьи присяжных, неправильное определение режима работы присяжных заседателей, отклонение обвинительного вердикта коронными судьями.

Как было отмечено выше, в настоящее время в РФ нет института народных заседателей при рассмотрении районным судом и другими судами дел, за исключением института присяжных заседателей в арбитражных судах.

Народные заседатели традиционно являлись нам в судебных процессах благообразными пенсионерами, дремлющими в судейских креслах за добавку к пенсии. Считалось, что в их лице общественность имела доступ к отправлению правосудия и тем самым обеспечивала его прозрачность, гласность, открытость и подконтрольность [Козлова Е.И., 2006, С. 18].

Народными заседателями, как это определено в п. 2 статьи 1 федерального закона «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции РФ» 1, являются лица, наделенные в порядке, установленном настоящим Федеральным и иными процессуальными законами, полномочиями по осуществлению правосудия по гражданским и уголовным делам в составе суда и исполняющие обязанности судей на непрофессиональной основе.

До 02.01.2000 г. народные заседатели наделялись полномочиями в порядке закона «О судоустройстве РСФСР» 1981 года. В частности, статья 22 данного закона устанавливала, что народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на собраниях граждан по месту их работы или жительства.

Указом Президента РФ от 22 марта 1995 года «О продлении срока полномочий народных заседателей районных (городских) судов», а также Указом Президента РФ от 23.01.1997 года было установлено, что народные заседатели районных (городских) судов исполняют свои полномочия впредь до принятия соответствующего федерального закона.

13 стр., 6126 слов

Статус присяжного заседателя

... реформы. Цель курсовой работы: изучить особенности правового статуса присяжных заседателей. Задачи курсовой работы: определить генезис и общие особенности судопроизводства с участием присяжных заседателей; описать требования, которые предъявляются к присяжным заседателям; рассмотреть особенности реализации процессуального статуса присяжных заседателей; Объект ...

Федеральный закон «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции РФ» был принят 2 января 2000 года. Закон установил новый порядок наделения полномочиями народных заседателей и сроки исполнения ими полномочий.

Статья 2 Федерального закона устанавливает, что общий список народных заседателей районного суда формируется соответствующим представительным органом местного самоуправления на основе списка избирателей района, на территорию которого распространяется юрисдикция данного районного суда. При этом число народных заседателей определяется из расчета 156 народных заседателей на одного судью районного суда.

Общий список утверждается законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации и представляется им в соответствующий районный суд не позднее, чем за месяц до истечения срока полномочий народных заседателей, включенных в предыдущий общий список.

В соответствии со статьей 9 Закона, народные заседатели привлекаются к исполнению своих обязанностей в районном суде на срок 14 дней, а в случае, если время рассмотрения конкретного дела превышает указанный срок, на срок рассмотрения данного дела.

Статья 13 Закона «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции РФ» отменила действие статей закона «О судоустройстве» от 1981 года, на основании которых избирались прежние народные заседатели. Более того, со времени вступления в силу Закона утратили силу вышеназванные Указы Президента РФ о продлении полномочий народных заседателей, поскольку срок их действия был ограничен моментом принятия закона о народных заседателях. Таким образом, государство оказалось перед ситуацией, когда новые народные заседатели еще не наделены полномочиями, а срок полномочий предыдущих уже прекращен.

В связи с этим был издан Указ Президента РФ от 25.01.2000 N 103 «О продлении срока полномочий народных заседателей судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Данный Указ фактически откладывал действие Федерального Закона «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции РФ» на неопределенный срок и продлил срок полномочий народных заседателей, уже заседающих в своих креслах по 5-7 лет, впредь до представления в соответствующие суды общих списков народных заседателей, утвержденных законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Срок представления этих списков в законе не был установлен. Даже если списки народных заседателей были утверждены, никто не спешил направлять их в суд, а если списки и были представлены в суд, в судейских креслах продолжали сидеть не те народные заседатели, чьи фамилии содержались в списках, а те, чьи полномочия продлялись неоднократно Указами Президента [А.Я. Сухарева, 2002. С. 531.]. Это значит, что в Российской Федерации в течение более чем двух лет выносились решения и приговоры незаконными составами судей, что несовместимо с требованиями Гражданского процессуального законодательства, (в соответствии со ст. 308 Гражданского процессуального кодекса РСФСР рассмотрение дела в незаконном составе являлось основанием для отмены решения суда) 3, Уголовного процессуального законодательства (в соответствие со статьей 345 УПК РСФСР и статьей 381 УПК РФ вынесение приговора незаконным составом суда является основанием для отмены приговора в кассационном порядке), а также требованиями статьи 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

18 стр., 8788 слов

Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей

... быть предъявлены дополнительные требования. Такие требования в части судей общих судов и арбитражных судов содержатся в ранее упомянутом Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г. ... и ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля ...

Однако необходимо отметить, что российская Фемида крайне снисходительно относилась к подобному порядку вещей, и попытки граждан бороться с незаконным порядком рассмотрения гражданских и уголовных дел были абсолютно безуспешны.

Следует отметить, что в некоторых зарубежных странах народные заседатели участвуют в отправлении правосудия. Так, в Финляндии уездный суд общей юрисдикции рассматривает уголовные дела в составе одного судьи с высшим юридическим образованием и трех народных заседателей. В гражданском процессе по семейным делам и спорам по найму жилого помещения в состав уездного суда входят один судья с высшим юридическим образованием и три народных заседателя.

Статьей 18 УПК Эстонии предусмотрено, что в уездных и городских судах уголовные дела о преступлениях первой степени рассматриваются судом в составе председательствующего и двух народных судей. Народные судьи пользуются при судебном заседании всеми правами судьи. Тем самым в Эстонии представители населения при рассмотрении судебных дел возведены в ранг судей.

Этот опыт следовало бы изучить, хотя в нашей стране, до ликвидации института присяжных заседателей, институт народных заседателей в определенной степени дискредитировал себя [Мамонтов А.Г., 1996, № 3, С. 21]. Так, в судебной практике имели место случаи пассивности граждан, участвующих в качестве народных заседателей, их нежелания вникать в суть происходящего в суде и т.д. Видимо, существование единой судейской коллегии из судьи-профессионала и народных заседателей не обеспечивает самостоятельности представителей народа в суде… В единой с судьей коллегии у них действительно нет ни собственных задач, ни личной ответственности за принимаемые решения. Вместе с тем, как представляется, институт народных заседателей далеко себя не исчерпал. Вероятно, следовало бы пересмотреть формы участия народных заседателей в отправлении правосудия, с тем чтобы народные заседатели несли личную ответственность за принимаемые ими решения. Возможно, поэтому потребуется внести соответствующие изменения в Закон о народных заседателях, чтобы, в частности, усовершенствовать их правовое положение.

2.1 Присяжные заседатели

Суд присяжных в России был введен в ходе судебно-правовой реформы 1864 г. А.Ф. Кони говорил о суде присяжных как о лучшей части реформы, основанной на доверии к правосудию и нравственному духу народа. Однако в 1917 г. история суда присяжных в нашей стране была прервана ленинским Декретом о суде № 1.

В настоящее время суд присяжных действует во всех субъектах РФ (кроме Чеченской Республики, где его введение предусмотрено с 1 января 2007 г. согласно ст. 8 Федерального закона «О введении в действие УПК РФ»).

С участием присяжных рассматриваются уголовные дела о преступлениях, подсудных судам областного звена, при условии заявления обвиняемым ходатайства об этом.

Порядок привлечения граждан для участия в уголовном судопроизводстве в качестве присяжных заседателей регулируется Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 20 августа 2004 г.

16 стр., 7671 слов

Суд присяжных в России II половина XIX — начало XX в

... в области государства и права России; определить понятие института суда присяжных заседателей; изучение историко-правовых предпосылок создания суда присяжных заседателей; анализ состава суда присяжных заседателей, его деятельности и причин упразднения. Методы исследования, Структура работы 1 Судебная ...

Сегодня присяжным заседателем в России может стать гражданин Российской Федерации старше 25 лет, но только если он не работник правоохранительных органов, не священнослужитель и не имеет непогашенной судимости. Ограничений по национальности, вероисповеданию и образованию нет.

Присяжный заседатель, члены его семьи и их имущество находятся под особой государственной защитой. Органы внутренних дел обеспечивают безопасность присяжного заседателя, членов его семьи, сохранности их имущества в случае, если от присяжного заседателя поступит соответствующее заявление, а также в случаях, когда органы внутренних дел обнаружат другие свидетельства угрозы их безопасности или сохранности их имущества. На присяжного заседателя, исполняющего обязанности в суде, в полном объеме распространяются гарантии неприкосновенности судьи [Астахов П., 2003, С. 10]. Присяжному заседателю, исполняющему обязанности в суде, выплачиваются судом вознаграждение в размере половины должностного оклада члена соответствующего суда, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы пропорционально времени (количеству рабочих дней) присутствия в суде. Ему возмещаются командировочные и транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно. Учитывается также время исполнения им обязанностей в суде. За ним сохраняются все гарантии и льготы, предусмотренные для работников по месту его основной работы. Не допускается увольнение присяжного заседателя или перевод его на менее оплачиваемую работу во время исполнения им обязанностей в суде. На руководителей предприятий учреждений и организаций, других должностных лиц и граждан, препятствующих присяжному заседателю исполнять свои обязанности, может быть возложена административная ответственность.

Списки присяжных заседателей (общие и запасной) составляет ежегодно краевая, областная, районная, городская администрация, действующая на территории, на которую распространяется юрисдикция соответствующего суда. В общие списки присяжных заседателей включаются граждане, постоянно проживающие в районах и городах края, области, в количестве, необходимом для нормальной работы краевого и областного суда, причем их число должно примерно соответствовать в существующей пропорции числу жителей каждого района и города, края, области. В запасной список присяжных заседателей включаются только граждане, постоянно проживающие в краевом, областном центре либо в другом постоянном месте нахождения соответствующего суда, причем их число определяется главой краевой, областной администрации в пределах не более одной четвертой части всех присяжных заседателей, включаемых в общие списки. При этом сроки и порядок составления общих и запасного списков присяжных заседателей определяется главой краевой, областной администрации. Неявка гражданина без уважительной причины по вызову в суд для исполнения обязанностей присяжного заседателя влечет административную ответственность.

Коллегия присяжных заседателей формируется в соответствии со ст. 328 УПК РФ. После выполнения председательствующим судьей подготовительной части судебного заседания в зал судебного заседания приглашаются явившиеся кандидаты в присяжные. Председательствующий судья обращается к ним с кратким вступительным словом, в котором представляется сам, представляет стороны, сообщает, какое уголовное дело подлежит рассмотрению и какова предполагаемая продолжительность судебного разбирательства. Также, судья разъясняет присяжным задачи, стоящие перед ними, условия участия в рассмотрении дела, обязанность правдиво отвечать на вопросы и т. д.

4 стр., 1732 слов

Значение судебно арбитражной практики в регулировании земельных отношений

... инициативы, опыт (прецедент) судебной и арбитражной практики становится основой вновь принятых нормативно-правовых актов. В настоящее время таким ... отношений в РФ в целях обеспечения рационального использования и охраны земель вне зависимости от форм собственности и ... заповедников и национальных парков, являющихся некоммерческими организациями с правами юридического лица. Особо важная роль принадлежит ...

В процессе формирования коллегии присяжных заседателей судья с учетом мнения сторон решает вопросы самоотводов, заявленных кандидатами в присяжные, и отводов, заявленных сторонами. После обсуждения этих вопросов секретарь судебного заседания должен предоставить список оставшихся кандидатов в присяжные в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список. Если число неотведенных кандидатов больше 14 человек, то по указанию председательствующего судьи в протокол судебного заседания включаются 14 кандидатов в той же последовательности, первые 12 из которых образуют коллегию присяжных, а оставшиеся 2 являются запасными. В зависимости от сложности уголовного дела число запасных может быть больше. Если в списке остается менее 14 человек, в суд вызывают дополнительное число кандидатов по запасному списку. По ходатайству любой из сторон получившаяся коллегия присяжных заседателей может быть распущена судьей ввиду тенденциозности ее состава (например, из-за чрезмерного преобладания лиц одного пола или одной национальности).

На практике могут возникать ситуации, которые требуют распустить коллегию присяжных после принятия присяги. В частности, согласно ст. 242 УПК РФ уголовное дело рассматривается одним и тем же судьей и составом суда. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК РФ составом суда является судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из 12 присяжных заседателей. В судебной практике встречались случаи, когда федеральный судья не мог продолжить участие в судебной работе (например, тяжелое заболевание, смерть судьи).

В силу указанных выше норм закона недопустим ввод нового судьи, как недопустимо и оставление прежней коллегии присяжных [Лебедев В.М., 2001. С. 264]. В результате коллегию придется распустить. Судебное разбирательство может быть признано недействительным также в случае, когда число выбывших кандидатов превысит число запасных, что предусмотрено ч. 4 ст. 329 УПК РФ. Кроме того, судья вправе распустить коллегию присяжных заседателей и направить дело для нового рассмотрения, если, по его мнению, обвинительный вердикт вынесен в отношении невиновного лица.

Коллегия присяжных заседателей без участия запасных присяжных избирает в совещательной комнате старшину, который руководит ходом совещания присяжных. После избрания старшины коллегия присяжных заседателей принимает присягу, текст которой изложен в ст. 332 УПК РФ. В процессе судебного разбирательства присяжные могут задавать допрашиваемым вопросы в письменном виде через председательствующего судью.

Присяжные заседатели не праве покидать зал судебного заседания в ходе судебного разбирательства; общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств уголовного дела; высказывать свое мнение по уголовному делу до обсуждения вопросов при принятии вердикта; собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания. Невыполнение этих правил ведет к отмене приговора.

18 стр., 8744 слов

Место судебных органов в механизме современного государства

... 3. определение места судебных органов в механизме современного государства. Методологическая база. При подготовке и написании диссертации использовались следующие общенаучные методы: метод анализа, синтеза, индукции, дедукции, метод абстракции. 1. Судебная власть в механизме современного Российского государства Судебная власть ...

При разбирательстве дел с участием присяжных все вопросы, связанные с применением права, разрешаются председательствующим судьей. Исключительной компетенцией председательствующего судьи являются вопросы, связанные с исключением из разбирательства доказательств, полученных с нарушением закона. Они обсуждаются в отсутствие присяжных заседателей. При этом стороны не имеют права упоминать о доказательствах, исключенных из числа допустимых к судебному разбирательству [Мельник В.В., 2001. С. 26].

Судья вправе признать доказательство недопустимым по ходатайству сторон или по собственной инициативе в порядке, установленном ст. 234, 235 УПК РФ. Сбор доказательств в ходе уголовного судопроизводства осуществляется дознавателем, следователем, прокурором и судьей; иногда и защитником. Если то или иное событие было зафиксировано на соответствующем носителе не лицом, производящим расследование по делу (журналистская видеосъемка, данные видеонаблюдения), то документ должен быть проверен ходе соответствующей экспертизы.

В ходе разбирательства с участием присяжных запрещены исследования данных о личности подсудимого: факты прежней судимости, признание подсудимого хроническим алкоголиком, а также иные данные, способные вызвать предубеждение в отношении подсудимого. Согласно ч. 3 ст. 335 УПК РФ информация о личности подсудимого исследуется лишь в той мере, в какой она необходима для установления отдельных признаков состава преступления. Наибольший интерес в плане особенностей квалификации преступления представляет стадия формирования вопросного листа, от правильности выполнения которой зависит и справедливость приговора. Квалификация преступления — обоснование соответствия фактических обстоятельств содеянного конкретной уголовно-правовой норме, содержащей запрет совершения таких действий под угрозой наказания. Для квалификации преступления необходимо располагать такими основными факторами, как:

  • наличие нормы закона, запрещающей совершение общественно опасных действий под угрозой наказания;

  • наличие конкретных фактических обстоятельств, попадающих под действие этой нормы;

  • виновность лица в совершении деяния.

Два последних вопроса разрешаются присяжными заседателями. Обсуждение и формирование вопросного листа осуществляется в отсутствие присяжных заседателей. Вопросы судья ставит с учетом результатов судебного следствия и прений сторон. Иначе будет нарушено право на защиту подсудимого [А.Я. Сухарева., 2002, С. 531]. Например, лицо обвиняется в совершении убийства при отягчающих обстоятельствах, а подсудимый считает себя виновным в убийстве, совершенном при превышении пределов необходимой обороны. В таком случае судья включает в вопросный лист группу вопросов со стороны обвинения и защиты, уточняющие обстоятельства преступления. Вопросный лист формулируется окончательно в совещательной комнате и подписывается председательствующим судьей. Затем он оглашается в присутствии присяжных заседателей и передается старшине присяжных. По каждому деянию, в совершении которого обвиняется подсудимый, согласно ст. 339 УПК РФ, ставится три вопроса:

53 стр., 26409 слов

Система арбитражных судов в России

... Закона Российской Федерации «Об арбитражном суде» и АПК система государственного и ведомственного арбитража была ... арбитражных судах в Российской Федерации» и второго по счету Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно Конституции РФ и ФКЗ «Об АС в РФ», арбитражные суды – это федеральные суды, ... дела АС в судебном заседании. Судья, посчитав дело подготовленным, в последующем ...

  • доказано ли, что деяние имело место;

  • доказано ли, что преступление совершил подсудимый;

  • виновен ли подсудимый в совершении деяния.

Четвертым ставится вопрос о том, заслуживает ли подсудимый снисхождения в случае признания его виновным.

Все вопросы должны быть сформулированы четко, и ответы на них не должны иметь предположительный характер.

Перед удалением коллегии присяжных заседателей в совещательную комнату для вынесения вердикта председательствующий судья обращается к присяжным с напутственным словом. Порядок его произнесения и содержания детально разобран в ст. 340 УПК РФ. Несоблюдение процессуальных требований, связанных с напутственным словом председательствующего, является кассационным поводом к отмене приговора, постановленного с участием присяжных заседателей. Если напутственное слово изложено в письменном виде, оно в полном объеме должно быть приобщено к делу. Содержание устного напутственного слова подробно излагается в протоколе судебного заседания. Согласно закону председательствующему судье запрещено в какой-либо форме выражать свое мнение по вопросам, поставленным с участием коллегии присяжных заседателей.

Статья 340 УПК РФ устанавливает перечень вопросов в напутственном слове и порядок их освещения председательствующим судьей.

Присяжные заседатели при обсуждении поставленных перед ними вопросов течение трех часов должны стремиться к принятию единодушных решений [Ю.А. Дмитриева, 2007, С. 450]. Если в течение этого времени им не удалось достичь единодушия, решение принимается голосованием. Обвинительный вердикт считается принятым, если за утвердительные ответы по каждому из трех вопросов, поставленных в рамках обвинения, поддержанного государственным обвинителем, проголосовало большинство присяжных заседателей. Если голоса за утвердительные и отрицательные ответы разделились поровну, то вердикт считается оправдательным.

В соответствии со ст. 343 УПК РФ ответы на поставленные вопросы должны представлять собой утверждение или отрицание с обязательными пояснительными словами, раскрывающими или уточняющими смысл ответа («Да, доказано», «Нет, не доказано» и т. д.).

Если ответы принимаются голосованием, старшина указывает после ответа результаты голосования.

После принятия вердикта присяжные возвращаются в зал судебного заседания, а старшина присяжных заседателей передает вердикт председательствующему судье. Председательствующий судья может для ознакомления с вердиктом удалиться в совещательную комнату. Найдя вердикт неясным или противоречивым, председательствующий судья указывает на это коллегии присяжных и предлагает им удалиться в совещательную комнату для внесения соответствующих уточнений. При отсутствии замечаний судья возвращает вердикт старшине присяжных для его провозглашения. Все находящиеся в зале выслушивают вердикт стоя.

При вынесении оправдательного приговора подсудимый освобождается из-под стражи еще до объявления вердикта. После этого председательствующий судья благодарит присяжных заседателей и объявляет об окончании их участия в судебном разбирательстве.

2.2 Арбитражные заседатели — одна из форм участия народа в отправлении правосудия

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом (Конституция Российской Федерации).

Принцип участия граждан в осуществлении правосудия стал последовательно осуществляться в системе арбитражных судов начиная с 1995 года, когда в ст. 8 Федерального закона «О введение в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» от 5 мая 1995 года (СЗ РФ, 1995, № 19, ст.1710) было сказано, что Высший Арбитражный Суд РФ проводит эксперимент по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей. Срок проведения эксперимента устанавливался в 3 года

Второе законодательное «упоминание» об арбитражных заседателях содержится в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации», где о них говорится наряду с народными и присяжными заседателями. Так, в статье 1 этого Закона говорится о том, что судебная власть в стране осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей, при этом судебная власть является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В статье 5 Закона сказано, что судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции России и закону, и гарантии их независимости устанавливаются Конституцией и федеральным законом Значительную роль играют положения статьи 8 указанного Закона о том, что участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом; что требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом; что за время участия в осуществлении правосудия присяжным, народным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.

Своеобразным подзаконным актом, на основе которого и проводился в арбитражных судах России эксперимент по разрешению экономических споров с участием арбитражных заседателей, было Положение об эксперименте по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей, утвержденное постановлением Пленума Высшего» Арбитражного Суда РФ от 5 сентября 1996 года с дополнениями от 20 марта 1997 года Особенностью данного государственного эксперимента являлось то, что он проводился локально, а не в масштабе всей страны — к его проведению были привлечены лишь 14 из 82 арбитражных судов субъектов Федерации Положением об эксперименте по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей было определено, что данный эксперимент направлен на создание условий для привлечения к осуществлению правосудия в арбитражных судах лиц, обладающих специальными знаниями и опытом работы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности Итоги эксперимента свидетельствуют о том, что значительная доля судебных актов, принятых с участием арбитражных заседателей, оставлена вышестоящими судебными инстанциями без изменения [В.В. Яркова, 2003. С. 73]. Эксперимент выявил и ряд недостатков, таких как слабая подготовленность заседателей к рассмотрению дел из субъектов Российской Федерации» от 30 мая 2001 года № 70-ФЗ В соответствии с этим законом арбитражные заседатели участвуют в осуществлении правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений. Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями. При осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи