Статус присяжного заседателя

Курсовая работа

Концепция судебной реформы, одобренная Верховным Советом РСФСР 24.10.1991 1

, легла в основу системы правосудия в России. Основным вектором этой судебной реформы послужило привлечение народа к отправлению правосудия: «Суд присяжных – это тот институт, который позволяет самому народу участвовать в стратегическом планировании образа будущего государства и общества, отвечает надеждам народа о суде «скором, правом, милостивом» 2 То есть можно утверждать, то с этого времени в нашей стране воссоздан суд присяжных, после более чем семидесятилетнего перерыва.

Актуальность курсовой работы заключается в том, что сразу же после принятия Конституции суд присяжных стал предметом широкого обсуждения в научно – юридических и политических кругах. Несмотря на новое, более прогрессивное законодательство о суде присяжных, нынешнее российской общество еще не в полной мере приспособлено к функционированию новой, нетрадиционной для него формы судопроизводства.

Российское законодательство в отношении института суда присяжных содержит очень много противоречий. Присяжные должны вынести объективный и беспристрастный вердикт( как профессиональные судьи – приговор), как можно более полно и всесторонне исследовать материалы уголовного дела. Однако уголовно – процессуальными нормами они предельно ограничены в возможности сбора и получения необходимой для надлежащего решения юридической информации, а то и вовсе лишены ее. Для них открыт доступ только к тем сведениям, которые относятся к тем трем вопросам, по которым должен быть вынесен вердикт.

Таким образом, необходимость всестороннего и тщательного изучения института суда с участием присяжных заседателей, в особенности вопросов, касающихся правового статуса присяжных заседателей определяется потребностями развивающегося российского общества, шаг за шагом внедряющего в себя демократические принципы судебной реформы.

Цель курсовой работы: изучить особенности правового статуса присяжных заседателей.

Задачи курсовой работы:

определить генезис и общие особенности судопроизводства с участием присяжных заседателей; описать требования, которые предъявляются к присяжным заседателям; рассмотреть особенности реализации процессуального статуса присяжных заседателей;

43 стр., 21464 слов

Судебное следствие с участием присяжных заседателей

... вопросов присяжным) остались за пределами настоящей работы. Работа состоит из трех частей, в которых затрагиваемые вопросы сгруппированы по следующим критериям: в первой части освещаются способы классификации особенностей судебного следствия в суде с участием присяжных заседателей, рассматриваются ...

Объект исследования: общественные отношения, связанные с правовым регулированием, организацией и деятельностью судов присяжных в России.

Предмет исследования: теоретико — правовые основы формирования и закрепления правового статуса присяжных заседателей.

Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как: Б.Т. Безлипкин, А.П. Кругликов, Ю.Ю.Чурилов, Д.А. Савенкова, А.Ю. Саломатина, Л.Б. Алексеева, В.М. Быкова и др.

Методология исследования: в процессе написания работы были использованы методы анализа, синтеза, системный метод.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1 Основные теоретические положения судопроизводства с участием присяжных заседателей.

  • Генезис и общие особенности судопроизводства с участием присяжных заседателей.

На протяжении своей истории институт суда присяжных заседателей находился в постоянном развитии, характер которого зависел от государственных преобразований в определенный период исторического пути нашей страны. Ученые высказывают различные позиции по поводу периодизации истории суда присяжных в России. Однако, большинство исследователей склоняются к делению истории российского суда присяжных на два основных этапа: дореволюционный и современный 3 Никонов В.А. Суд присяжных в России: исторический опыт Судебной реформы 1864 года и перспективы развития // История государства и права. 2007. № 17. С. 20.

Первый период берет свое начало с момента одобрения императором Александром II Судебных уставов 20 ноября 1864 г. Возрождение суда присяжных в России связано с принятием Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 г. постановления «О концепции судебной реформы в РСФСР», п. 3 которого предусматривал в качестве одного из важнейших направлений судебной реформы «признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом».

В дореволюционной России судам присяжных были подсудны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых закон предусматривал наказание в виде ограничения либо лишения прав состояния (ст. 201 УУС).

Одним из существенных отличий дореволюционного суда присяжных от современного является отсутствие у подсудимого права выбора состава суда, поскольку по определенной категории преступлений суд присяжных являлся безальтернативной формой судопроизводства.

Согласно ст. 658 Устава уголовного судопроизводства 1864 г., суд присяжных в России состоял из трех профессиональных судей, одним из которых был председательствующий, двенадцати комплектных и двух запасных присяжных заседателей.

18 стр., 8788 слов

Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей

... судьи только первого звена судебной системы. В соответствии с дополнительными требованиями, установленными упомянутым законодательством, судьей вышестоящего суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда ...

Декретом Совета Народных Комисаров РСФСР от 24 ноября 1917 г. «О суде» 4 О суде: Декрет Совета Народных Комисаров РСФСР от 24 ноября 1917 г. // СУ РСФСР. 1917. № 4. Ст. 50.

институт суда с участием присяжных заседателей был упразднен. В начале 1918 г. работа судов присяжных была окончательно прекращена.

В Декрете Совета Народных Комиссаров РСФСР о суде от 7 марта 1918 г. № 2 и Положении о народном суде РСФСР, принятом ВЦИК 30 ноября 1918 г., предусматривалось рассмотрение уголовных дел с участием расширенной коллегии народных заседателей, полномочных разрешать вопросы как о фактических обстоятельствах дела, так и проблемы правового характера в единой коллегии с профессиональным судьей 5 Лупинская П.А. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебник, М., Юристъ, 2005. С. 552.

Предпосылкой возрождения суда присяжных в нашей стране стало принятие Верховным советом СССР Основ Союза ССР и республик о судоустройстве 13 ноября 1989 г., ст. 11 которых, гласила: «В порядке, установленном законодательством союзных республик, по делам о преступлениях, за совершение которых законом предусмотрена смертная казнь либо лишение свободы на срок свыше 10 лет, вопрос о виновности подсудимого может решаться судом присяжных (расширенной коллегией народных заседателей)».

Однако указанные правовые нормы предусматривали создание формы участия представителей народа в отправлении правосудия, не отражавшей сущности суда присяжных. Согласно нормативным актам 1918 г. и 1989 г., присяжные заседатели должны были решать постановленные перед ними вопросы в единой коллегии с профессиональным судьей, что ставило под угрозу независимость формирования внутреннего убеждения представителей народа.

24 октября 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял постановление «О концепции судебной реформы в РСФСР», в которой «признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом», рассматривалось в качестве важнейшего направления судебной реформы, призванного занять центральное место в демократизации уголовной юстиции. В качестве основных преимуществ суда присяжных рассматривалось «…Привнесение в атмосферу казенной юстиции житейского здравого смысла и народного правосознания; …стимулирование состязательности процесса; …возможность разрешения нестандартных ситуаций, где из-за тяжести возможных последствий опаснее погрешить против справедливости, нежели против веления абстрактной правовой нормы» 6 Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М., 1992. С.81

23 стр., 11263 слов

Бакалаврской работы: «Суд по интеллектуальным правам в системе ...

... рассмотрен Суд по интеллектуальным правам, как новый институт призванный обеспечить эффективную защиту интеллектуальных прав. 1 История создания Суда по интеллектуальным правам в Российской Федерации. 1.1 Международный опыт защиты интеллектуальных прав. Рассмотрения вопроса защиты интеллектуальных прав и создания в России суда по интеллектуальным правам невозможно ...

1 ноября 1991 г. были внесены изменения в. ч. 1 ст. 166 Конституции РСФСР 1978 г., согласно которой: «Рассмотрение гражданских и уголовных дел осуществляется коллегиально и единолично; в суде первой инстанции –

с участием присяжных заседателей, народных заседателей либо коллегией из трех профессиональных судей или единолично судьей».

Суд присяжных в современной России был возрожден 16 июля 1993 г. Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях». Первоначально суды присяжных начали функционировать в Московской, Рязанской, Саратовской, Ивановской, Ульяновской и Ростовской областях, Ставропольском, Алтайском и Краснодарском краях. В регионах, где суд присяжных не был введен, дела о тяжких и особо тяжких преступлениях рассматривались в обычных составах, что, несомненно, нарушало принцип равноправия всех перед законом и судом. Данный факт стал основанием для обращения нескольких приговоренных к смертной казни, а также Московского городского суда в Конституционный Суд РФ с просьбой проверить конституционность постановления Верховного Совета от 16 июля 1993 года.

Федеральный закон «О введение в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» предусмотрел поэтапное введение судов присяжных на всей территории России с 1 января 2003 г. 7 О введение в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Федеральный закон // Российская газета. 2001. 22 декабря.

Согласно ст. 30 УПК РФ, судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных заседателей по ходатайству обвиняемого рассматривает уголовные дела о преступлениях, подсудных Верховному Суду республик, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и автономного округа.

Важнейшей особенностью российского суда присяжных является самостоятельное принятие присяжными заседателями решения о виновности подсудимого. Именно в суде присяжных наиболее полно реализуются важнейшие принципы уголовного судопроизводства: состязательность, равноправие сторон, презумпция невиновности. Однако на сегодняшний день суд присяжных сталкивается в своей деятельности с целым комплексом проблем как процессуального, так и организационного характера. 8 Тисен О.Н. Теоретические и практические проблемы формирования коллегии присяжных заседателей: монография – Москва, «Юрлитинформ», 2010. С. 11.

Тем не менее, неоспоримым является утверждение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В. Лукина о суде присяжных: «Какие бы проблемы ни существовали в деятельности нового для России института, необходимо помнить о том, что конституционное право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей не может быть поставлено под сомнение» 9 Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2005 год // Российская газета. 2006. 29 июня.

16 стр., 7671 слов

Суд присяжных в России II половина XIX — начало XX в

... «…Суд присяжных в России был по истине историческим явлением, поборником истины и законности…». Теоретической основой Объект настоящего исследования - институт суда присяжных заседателей. Предмет исследования Целью данной работы является рассмотрение динамики развития суда присяжных заседателей ...

  • Присяжные заседатели и требования, предъявляемые к ним.

Присяжными заседателями являются граждане Российской Федерации, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела.

Производство по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей, осуществляется в соответствии с требованиями главы 42 УПК РФ 10 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2018) // Собрание законодательства РФ № 5 от 25.05.18

Федеральным законом от 20 августа 2004 г. 113- «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» регламентируется порядок составления списков присяжных заседателей, требования, предъявляемые к присяжным заседателям, их материальное обеспечение, гарантии безопасности и другие вопросы 11 :Федеральный закон от 20 августа 2004 г. №113 // Собрание законодательства РФ № 14 от 01.12.2004

Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица, не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет, имеющие непогашенную или неснятую судимость, признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности, состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

А.Д. Прошляков отмечает, что к участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном УПК РФ в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство, имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела 12

Согласно мнению Б.Т. Безлепкина из списков кандидатов в присяжные заседатели исключаются по их письменному заявлению:

лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство по уголовному делу; лица, не способные в силу своих физических или психических недостатков исполнять обязанности присяжных заседателей; лица старше шестидесяти пяти лет; священнослужители. 13

53 стр., 26409 слов

Система арбитражных судов в России

... в 1991-1992 гг. Закона Российской Федерации «Об арбитражном суде» и АПК система государственного и ведомственного арбитража была упразднена и преобразована в ... РФ – судов первой инстанции, перечень которых законодательно закреплен за каждым судом апелляционной инстанции. 10 федеральных АС округов, являющиеся судами апелляционной инстанции 4. Высший АС РФ, являющийся судом первой инстанции по делам, ...

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта РФ.

Составленные общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели направляются в соответствующий суд не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, включенных в ранее представленные списки.

Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном УПК РФ, один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, — на все время рассмотрения этого дела.

За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.

Присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда.

За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством.

Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются. Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа, отмечает В.О. Белоносов 14

На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей.

Лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять обязанности по осуществлению правосудия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, присяжные заседатели в России это граждане Российской Федерации, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в осуществлении правосудия путем рассмотрения уголовных дел.

5 стр., 2431 слов

Полномочия адвоката, его прав и обязанностей

... полномочий адвоката, его прав и обязанностей. 1. Полномочия адвоката, его права и обязанности Термин «адвокат» происходит от латинского слова «advocare» - призывать на помощь. Под определением «адвокат» ( ... профессиональной ответственности. В случае невыполнения или ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей адвокат обязан нести ответственность, которая предусмотрена в данном случае ФЗ. ...

2 Особенности реализации процессуального статуса присяжных заседателей на отдельных этапах судопроизводства с участием присяжных заседателей.

2.1 Понятие и реализация прав присяжных заседателей как элемента их правового статуса.

Понятие «статус» (лат. status — состояние, положение) используется в различных отраслях права.

Термин «статус» широко употребляется в законодательстве (к примеру, в ч. 5 ст. 339 или ч. 4 ст. 448 УПК РФ) и в юридической литературе 15

Наравне с термином «правовое положение» термин «правовой статус» обычно применяют тогда, когда речь идет о характеристиках того или иного субъекта правоотношений.

Правовой статус в самом общем виде можно определить как правовое, т.е. юридически закрепленное, положение личности в обществе.

Участвуя в отправлении правосудия, присяжные заседатели для этой цели наделяются собственным правовым статусом, включающим в себя основные права, обязанности, а также гарантии их реализации и ответственность за неисполнение обязанностей. То есть закрепление указанного правового статуса за присяжными заседателями призвано создать обеспечить исполнение ими своей роли, отводимой уголовно-процессуальным законодательством, в рамках уголовного судопроизводства.

Присяжными заседателями являются граждане, которые включены в списки кандидатов в присяжные заседатели и призваны в предусмотренном уголовно-процессуальным законом порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела, о чем говорится в ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Как следует из ч. 1 ст. 326 УПК РФ, предварительный список присяжных заседателей формируется после назначения судебного заседания. С этого момента лицо является «включенным в списки кандидатов в присяжные заседатели». Уже на данном этапе на лицо возлагаются определенные обязанности, к примеру, предусмотренная в ч. 3 ст. 328 УПК РФ, касающаяся необходимости давать правдивые ответы на задаваемые им вопросы.

Собственно правовой статус присяжного заседателя возникает у лица, включенного в списки кандидатов, с момента принятия им присяги в порядке, предусмотренном УПК РФ, что следует из п. 6 ст. 332 УПК РФ.

На сегодняшний день права присяжных заседателей сосредоточены в ст. 333 УПК РФ, которая получила соответствующее наименование, и призвана систематизировать наиболее важные права, предоставленные присяжным заседателям для надлежащего исполнения обязанностей, связанных с отправлением правосудия.

19 стр., 9209 слов

Основные изменения в праве новейшего времени

... фиксируется нормами гражданского права и носит в основном диспозитивный характер. Соответственно они наделены общей правоспособностью, т. е. правом приобретать гражданские права и нести обязанности, как и ... (преобразования в праве, в свою очередь, оказывают влияние на эволюцию социально-экономических отношений) продолжаются и поныне. Здесь имеют место следующие основные тенденции, общие для ...

Однако при ближайшем рассмотрении можно прийти к выводу, что данную норму законодатель разделил на четыре части, при этом первые две из них регламентируют то, что вправе делать присяжный заседатель после принятия присяги и начала исполнения своих обязанностей, а также то, что он не может делать.

Оставшиеся две части определяют ответственность присяжного заседателя за неявку в суд при отсутствии у него на то уважительной причины и его ответственность за нарушение требований, перечисленных в части 2 ст. 333 УПК РФ.

Следовательно, в данной норме сосредоточены не только права, но и иные составляющие правового статуса присяжных заседателей (запреты и ответственность за их нарушение), из чего можно сделать вывод, что наименование статьи 333 УПК РФ уже, чем ее реальное содержание.

Также стоит отметить, что детальный анализ текста уголовно процессуального закона позволяет выявить ряд прав присяжных заседателей, которые приводятся законодателем в иных положениях гл. 42 УПК РФ (к примеру, ч. 5 ст. 340), что позволяет прийти к однозначному выводу о том, что перечень прав, установленных ст. 333 УПК РФ, не является исчерпывающим.

Отметим, что на сегодняшний день в соответствии со ст. 333 УПК РФ, согласно позиции законодателя, отразившего их в данной норме, присяжные заседатели вправе:

участвовать в исследовании всех обстоятельств уголовного дела; задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам; участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных действий (вероятно, законодатель имел в виду судебные действия, поскольку следственные действия имеют место на этапе досудебного производства по уголовному делу, что следует из п. 32 ст. 5 УПК РФ); просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному делу, содержание оглашенных в суде документов и другие неясные для них вопросы и понятия; вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные перед присяжными заседателями вопросы.

Необходимо подробнее остановиться на реализации каждого из упомянутых прав присяжного заседателя.

Во-первых, для того, чтобы постановить законный и обоснованный вердикт, закон предоставляет присяжным заседателям возможность и одновременно обязанность участвовать в исследовании доказательств.

16 стр., 7834 слов

Европейский суд гарант защиты прав человека

... защите прав человека и основных свобод 1950 г., она предполагает толкование своих положений через текст и дух конвенции 1950 г., а так же через прецендентное право Европейского Суда по правам человека. ... особо тяжкие преступления против жизни; связана с предоставлением обвиняемому права на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей. Вступление России в Совет Европы выдвинуло в повестку ...

Формулируя норму, законодатель не включил в ее текст указание на то, что реализация данного права происходит с определенными ограничениями, предусмотренными в иных статьях Кодекса.

В частности, как уже было отмечено ранее, в ч. 7 ст. 335 УПК РФ установлено, что в судебном следствии в стадии с участием присяжных заседателей могут исследоваться лишь те фактические обстоятельства дела, доказанность которых устанавливается присяжными заседателями в соответствии с их полномочиями (вопросы факта).

Запреты также установлены применительно к порядку решения вопросов о признании доказательств недопустимыми, о чем ведется речь в ч. 6 этой же статьи, сведениям о личности подсудимого, о чем сказано в ч. 8 той же статьи.

Особо отметим, что отдельные современные исследователи предлагают дополнить этот перечень и сведениями относительно фактов прежней судимости потерпевшего, свидетеля, признания их хроническими алкоголиками или наркоманами и иными данными, способными не в меньшей степени вызвать предубеждение присяжных 16

Для этого предлагается внести изменения в статью 335 УПК РФ.

Хотелось бы отметить, что на важность ограждения присяжных заседателей от сведений, которые находятся за пределами доказывания и могут повлиять на их объективность и беспристрастность, обращено внимание Пленумом Верховного Суда РФ в п. 22 Постановления от 22 ноября 2005 г. № 23 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей» 17

Предоставляя присяжным заседателям право оценки доказательств по внутреннему убеждению, закон вместе с тем требует, чтобы это субъективное убеждение имело объективную основу в виде совокупности собранных и исследованных доказательств 18 M.: Норма; Инфра-М, 2010. С. 159.

При этом, по указанию Т.Ю. Вилковой, «особенно важно исключить из судебного следствия недопустимое доказательство при рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей с тем, чтобы оно не оказало воздействия на формирование убеждения присяжных в доказанности каких- либо обстоятельств» 19

С одной стороны, как подчеркивает Т.Ю. Максимова, введение подобных норм обусловлено тем, что присяжные должны быть ограждены от влияния таких доказательств, а также доводов и поведения представителей сторон, которые могли бы отрицательно сказаться на степени их объективности и привести к вынесению неправосудного вердикта вопреки установленным по делу фактам 20

С другой стороны, это не должно позволить судье влиять на решение присяжных.

Несомненно, вводя подобные запреты, российский законодатель руководствовался благими намерениями и полагал, что ограждает непрофессиональных судей от информации, могущей повлиять на их объективность и беспристрастность при решении вопроса о виновности подсудимого. Рассматривая данные ограничения, отдельные исследователи отмечают, что «всем известна опасность следования стереотипам» 21

В литературе, однако, замечается, что данные ограничения в некоторой мере дискриминируют присяжных заседателей, поскольку профессиональные судьи также могут мыслить стереотипно: «наивно полагать, что на внутреннее убеждение судьи о виновности или невиновности подсудимого не влияют сведения о его былых «заслугах» 22 1.С. 103 — 108.

Тем не менее, в целях создания базы для объективного отношения присяжных к подсудимым законодатель исключил такие сведения из предмета исследования с участием присяжных.

Далее необходимо отметить применительно к анализу права присяжных на участие в исследовании материалов дела, что часть 4 ст. 335 УПК РФ дополнительно, более детально, нежели п. 1 ч. 1 ст. 333 УПК РФ, предусматривает реализацию присяжными заседателями «права на вопрос» подсудимому, потерпевшему, свидетелям, экспертам. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333 УПК РФ присяжные заседатели вправе задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам. Указанные вопросы излагаются письменно и подаются председательствующему через старшину.

Однако такое решение законодателя в литературе подвергается критике, в частности, В.М. Быков обращает внимание на то, что «решать вопрос о том, виновен подсудимый в совершении преступления или нет, законодатель присяжным заседателям доверяет, а вот задать самостоятельно вопрос допрашиваемым лицам в ходе судебного следствия — нет» 23

Указанный автор настаивает на том, что присяжные заседатели должны иметь право самостоятельно формулировать и непосредственно задавать вопросы допрашиваемым лицам в ходе судебного следствия как в письменном виде, так и устно, что согласуется с их ролью как судей, на которых возложена обязанность по вынесению вердикта 24

Вместе с тем, представляется, что с данной точкой зрения едва ли можно согласиться, поскольку отнесение формулировки поставленных вопросов к компетенции председательствующего и закрепление возможности отвода отдельных из них как не относящихся к предъявленному обвинению имеет целью исключение, по мнению председательствующего, некорректных (в том числе, оскорбительных), дублирующих, преждевременных, неконкретных и иных аналогичных вопросов, при этом, не может изменять формулировку соответствующих вопросов за пределами смысла, который в него вкладывали присяжные.

В частности, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, как нам представляется, справедливо отмечает, что предварительное ознакомление председательствующего с текстом вопросов присяжных заседателей с целью возможного изменения их формулировки или отведения, как не относящихся к предъявленному обвинению, не является актом давления судьи на присяжных заседателей 25

Во-вторых, закон предоставляет право присяжным заседателям обратиться к председательствующему за разъяснением норм закона, относящихся к уголовному делу, содержания оглашенных в суде документов и других неясных для них вопросов и понятий.

Представляется, что в реализации данного права не может быть отказано. Однако все разъяснения должны касаться только пределов рассматриваемого дела, данного подсудимого и сведений относительно совершенного инкриминируемого ему деяния, председательствующий не должен приводить какие-либо примеры судебной практики по иным делам, склонять присяжных к какой-либо версии, которая отражает его точку зрения, разъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному закону, а не к уголовному делу, и т.п. Кроме этого, разъяснения председательствующего должны основываться на требовании закона о компетенции присяжных заседателей и судьи.

В-третьих, еще одним правом, которым законодатель наделил присяжных заседателей, является право на ведение записей, которые могут быть использованы присяжными заседателями при обсуждении ответов на поставленные перед коллегией вопросы.

Здесь стоит отметить, что в законе не конкретизировано, какие именно записи вправе вести присяжные заседатели, должно ли их право ограничиваться ведением письменной фиксации, либо допустимо осуществлять звукозапись. Как показывает опрос трех судей Томского областного суда, проведенный в феврале 2017 года, присяжными заседателями, преимущественно, делаются пометки в блокнотах либо в тетрадях. На наш взгляд, для целей обеспечения присяжным заседателем возможности восстановить в памяти в совещательной комнате ход процесса, текст УПК РФ в рассматриваемой части может быть дополнен указанием на возможность применения присяжными заседателями звукозаписывающей техники, к примеру, указав фразу «письменные или аудиозаписи», несмотря на то, что соответствующий запрет в УПК РФ не предусмотрен, напротив, в ч. 5 ст. 241 УПК РФ имеется общая дозволительная норма для всех лиц, присутствующих в судебном заседании, позволяющая им вести аудиозапись и письменную запись.

В целом, рассмотрев права присяжных заседателей, закрепленные законодателем в одной, специальной, статье закона, можно прийти к выводу, что даже будучи дополненными иными положениями УПК РФ их едва ли достаточно для постановки законного вердикта, поскольку он имеет существенные отличия от прав, которыми наделен профессиональный судья при рассмотрении уголовного дела.

Таким образом, завершая рассмотрение правового регулирования прав присяжных заседателей в российском уголовном судопроизводстве, можно заметить, что перечень прав, которыми наделены присяжные заседатели по положениям УПК РФ, сформулирован неисчерпывающим образом, несмотря на то, что прямо таковое из ст. 333 УПК РФ не следует.

Поэтому более четкая формулировка их правового статуса должна стать задачей российского законодателя в процессе реформирования уголовнопроцессуального регулирования в данной части.

2.2 Особенности исполнения обязанностей присяжных заседателей

Как известно, правам любых лиц всегда противостоят соответствующие обязанности и наоборот 26

. Говоря точнее, не может быть прав без обязанностей, и, соответственно, обязанностей — без прав.

Осуществление обязанностей присяжных заседателей возможно через соответствующие формы их реализации.

Правовые нормы реализуются всегда поведением субъектов права, к которым они обращены. «Повиновение правовым требованиям составляет сущность процесса реализации права как совокупности фактических действий» 27

Специфика обязывания как способ правового регулирования поведения людей заключается в том, что государство требует от них строго определенного варианта поведения, возлагает на субъектов прямую обязанность — совершить определенные положительные действия.

По мнению Н.И. Матузова, «обязанность — это должное, требуемое, нужное с точки зрения закона или морали поведение… Обязанность, вытекающая из закона, означает во всех случаях необходимость выполнить определенное требование, установленное (предписанное) правовой нормой» 28

Непосредственно из текста УПК РФ усматриваются следующие обязанности присяжных заседателей.

В частности, такие обязанности можно разграничить на две группы: те, которые касаются участия в судебных заседаниях, а также те, которые возлагаются на них в связи с постановлением вердикта.

В первую группу входят следующие:

1) Присяжные заседатели обязаны принимать участие в судебных заседаниях 29

При этом исполнение данной обязанности подкрепляется санкцией, закрепленной в ч. 3 ст. 333 УПК РФ.

К таким причинам, которые вынудили присяжного отсутствовать в судебном заседании, признаваемыми Верховным судом РФ уважительными, можно отнести различные объективные обстоятельства: ухудшение состояния здоровья, тяжелая финансовая ситуация и т.п. (Кассационное определение Верховного Суда РФ от 01.04.2003 № 41-кп003-13).

С другой стороны, в другом деле Верховный Суд РФ признал обоснованным наложение денежного взыскания на не явившегося присяжного заседателя, который объяснил причину своей неявки тем, что он не намерен являться в суд «из-за нежелания допускать насилие над личностью» (Кассационное определение Верховного Суда РФ от 26.08.2004 № 1-011/03).

2) Присяжный заседатель обязан соблюдать порядок в судебном заседании, регламент судебного заседания (ст. 257 УПК РФ) и подчиняться законным распоряжениям председательствующего судьи.

Также необходимо сказать о том, что специалистами в рамках теоретических исследований с опорой на нормы УПК РФ самостоятельно выделяются обязанности старшины. Так, старшина присяжных обязан исполнять также обязанности, перечисленные в ч. 2 ст. 331 УПК РФ, среди которых называются: руководство ходом совещания присяжных заседателей; по поручению присяжных заседателей обращение к председательствующему с вопросами и просьбами; оглашение поставленных судом вопросов, запись ответов на них; подведение итогов голосования; оформление вердикта и провозглашение его по указанию председательствующего судьи в судебном заседании». 30

Здесь стоит сказать, что УПК РФ перечисленные положения не называет обязанностями, однако, их исполнение определяет роль старшины присяжных в судебном заседании.

Что касается регламентации обязанностей, связанных с постановлением вердикта, то сюда можно отнести предписания закона, указанные в ч. 3 ст. 342 и в ч. 1 ст. 343 УПК РФ.

Заметим, что установление первой из названных обязанностей не выглядит бесспорным — логичнее было бы организовать голосование по правилам ч. 3 ст. 301 УПК РФ, которая предоставляет члену судебной коллегии воздержаться, если при обсуждении одного из предыдущих вопросов он голосовал за оправдание подсудимого, однако, остался в меньшинстве.

Относительно второй из обязанностей также вызывает возражение установление жесткого 3-х часового ограничения для перехода к голосованию, поскольку, как справедливо указывается А. Белкиным, это положение «способно подтолкнуть коллегию к беспринципному единодушию — хотя бы для того, чтобы побыстрее закончить работу; тех же, кто был в меньшинстве, просто убедят» 31

Завершая изложение, отметим, что в целом можно заметить, что отсутствие прямо закрепленного перечня обязанностей затрудняет выполнение положения, указанного в п. 6 ст. 332 УПК РФ, касающегося разъяснения председательствующим присяжным не только прав, которыми их наделил закон, но и возложенных на них обязанностей. При этом все обязанности, которые закреплены за присяжными заседателями, систематизированы нами в две группы: те, которые касаются участия в судебных заседаниях, а также те, которые возлагаются на них в связи с постановлением вердикта. Каждая из этих групп обязанностей, на наш взгляд, должна получить свое нормативное закрепление.

2.3 Ограничения прав и запреты, установленные для присяжных заседателей, как особенности реализации их процессуального статуса

УПК РФ регламентирует определенные ограничения прав или запреты, которые установил законодатель для присяжных заседателей.

Требуя от коллегии присяжных заседателей внимательного отношения к фактическим обстоятельствам дела и их оценки по внутреннему убеждению и совести (ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 332 УПК РФ), законодатель так распределил удельный вес прав присяжных и сформулированных для них запретов, что последних оказалось фактически в два раза больше, чем первых (ч. 1,2 ст. 333 УПК РФ).

Согласно ч. 4 ст. 333 УПК РФ, председательствующий вправе отстранить от участия в судебном заседании присяжного заседателя, если он нарушает предусмотренные законодателем запреты, указанные в ч. 2 ст. 333 УПК РФ. Эти нарушения и их последствия стали предметом научных исследований, посвященных изучению отдельных аспектов правового статуса присяжных заседателей 32

и смежных с ним проблем (в частности, о специфике проведения различных этапов судебного разбирательства в суде в рассматриваемом составе) 33

Судебная практика к таким нарушениям относит: телефонные переговоры присяжных заседателей в совещательной комнате 34

; выражение своего мнения по делу до удаления в совещательную комнату, исследование присяжными заседателями материалов уголовного дела внесудебного заседания и др.

Не последнее место в числе допускаемых присяжными нарушений занимает их общение с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела.

Так, из текста закона (ст. 333 УПК РФ) усматривается следующее:

присяжные заседатели не вправе отлучаться из зала судебного заседания во время слушания уголовного дела.

Здесь необходимо отметить, что действие данного запрета, разумеется, не применяется к случаям, когда председательствующим дается на то разрешение по причине болезни присяжного заседателя либо иным уважительными причинами. В указанных ситуациях в заседании объявляется перерыв либо выбывший присяжный заседатель должен быть заменен запасным.

присяжные заседатели не вправе высказывать свое мнение по рассматриваемому уголовному делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта (п. 2 ч. 2 ст. 333 УПК РФ).

Как отмечается в литературе, на практике данное требование закона не во всех случаях ими выполняется.

Данный вывод исследователей подтверждает и судебная практика 108 . Так, по данному уголовному делу Яшин М.Н. на основании вердикта коллегии присяжных заседателей оправдан по обвинению в умышленном убийстве Н. и Л., совершенном 9 августа 2013 г.

В апелляционном представлении и в дополнениях к нему государственный обвинитель Минаев И.С. просит оправдательный приговор в отношении Яшина М.Н. отменить и направить уголовное дело в тот же суд на новое судебное разбирательство в ином составе суда 35 Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 23.12.2014 № 77-АПУ14-18СП. // КонсультантПлюс : справ, правовая система. Версия Проф. М., 2017.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 333 УПК РФ присяжные заседатели не вправе высказывать свое мнение по рассматриваемому уголовному делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта. Однако такие высказывания присяжными заседателями в ходе судебного следствия по настоящему уголовному делу допускались.

Характеризуя потерпевших братьев Н. и Л. свидетель К. показала в судебном заседании: «Таких надо уничтожать, чтобы они на свете не жили. Была бы моя власть, если бы не судили, я бы всех их на полянку и постреляла бы, честно говорю. Они так надоели, пьют и не работают» (л.д. 234 т. 8).

Эти показания свидетеля присяжный заседатель Д. вслух прокомментировала словами: «Сталину слава!» (правильность которых удостоверена Судебной коллегией отдельным определением).

Как видно из протокола судебного заседания, председательствующий неоднократно делал замечания присяжным заседателям о том, что они публично выражают свое отношение к исследованным доказательствам (л.д. 1, 295 т. 8).

Однако он не принял мер к отстранению присяжного заседателя Д. от дальнейшего участия в рассмотрении настоящего уголовного дела в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 333 УПК РФ и тем самым допустил к обсуждению вопросов вердикта коллегию, в состав которой вошел присяжный заседатель, утративший объективность и беспристрастность.

Перечисленные обстоятельства повлекли отмену оправдательного приговора с направлением дела на новое рассмотрение.

присяжные заседатели не вправе общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела.

В частности, анализируя материалы судебной практики, мы обнаружили судебный акт, подтверждающий, что в целях проверки ходатайства защиты об отводе присяжного заседателя председательствующим принято решение о просмотре видеозаписи, сделанной в коридоре суда, поскольку защита заявляла о наличии контактов у старшины присяжных заседателей с лицами, не входившими в состав суда 36 URL: http://sudact.ru/vsrf/doc/8cH6VRzJOJ6№/ (дата обращения: 01.05.2017).

присяжные заседатели не вправе собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания.

Как следует из разъяснений, опубликованных в литературе, в судебной практике Верховным Судом РФ таким нарушением признавались 37 E.K. , Волосюк П.В., Воскобитова Л.А. Постатейный научно-практический комментарий. М.: Редакция «Российской газеты», 2015. Вып. V — VI. С. 402.

посещение старшиной коллегии присяжных заседателей места происшествия с собиранием сведений о причастности подсудимого к преступлению (Определение Верховного Суда РФ от 05.04.2001 ш ;

— предоставление председательствующим коллегии присяжных заседателей и трем запасным присяжным возможности самостоятельно исследовать материалы (протокол осмотра места происшествия, заключения экспертиз), содержащиеся в томах № 1 и 3 уголовного дела, в совещательной комнате, вне судебного заседания, с объявлением для участников процесса перерыва (Кассационное определение Верховного Суда РФ от 24.02.2009 № 44- 009-5СП 38

; раздача старшиной присяжных заседателей другим заседателям дисков с записями передач о данном деле (Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 13.06.2013 № 11-АПУ13-8СП 39 присяжный заседатель не вправе нарушать тайну совещания и голосования присяжных заседателей по поставленным перед ними вопросам. В целом все обязанности, которые закреплены за присяжными заседателями, систематизированы нами в две группы: те, которые касаются участия в судебных заседаниях, а также те, которые возлагаются на них в связи с постановлением вердикта. Каждая из этих групп обязанностей, на наш взгляд, должна получить свое нормативное закрепление, в частности, в рамках ст. 333 УПК РФ, а также ст. 334 УПК РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возрождение суда присяжных в России свидетельствует о развитии нашего общества, закрепления демократических положение в современное судопроизводство.

Присяжными заседателями являются обычные люди, наделенные в установленном порядке законом полномочиями по осуществлению правосудия по уголовным делам в составе коллегии присяжных заседателей и исполняющие свои обязанности на непрофессиональной основе.

Отличительной чертой российского суда присяжных является самостоятельное принятие присяжными заседателями решения о виновности подсудимого. Именно в суде присяжных в полном объеме реализуются важнейшие принципы уголовного судопроизводства: состязательность, равноправие сторон, презумпция невиновности. Однако на сегодняшний день суд присяжных сталкивается в своей деятельности с целым комплексом проблем как процессуального, так и организационного характера.

Основной вопрос, который разрешают присяжные, является вопрос о виновности лица. Присяжные рассматривают вопрос не о квалификации, а в целом о том, подлежит ли лицо уголовной ответственности.

Особенность суда присяжных заключается в тесной взаимосвязи народной совести и формального права. Такое слияние и делает суд профессиональным и народным одновременно.

Введение этого института в нашей стране позволяет обеспечить справедливое и законное правосудия, и тем самым исключить судебные ошибки. Дела, рассматриваемые коллегией присяжных, являются очень объемными и сложными, предмет доказывания по ним настолько сложен, 68 что требует не только специальных познаний в области права, но и обычного взгляда со стороны.

Суд присяжных имеет ряд преимуществ по сравнению с обычной формой правосудия. Это обусловлено тем, что в нем участвуют простые люди, которые не имеют познания в области права, люди которые имеют разные профессии и судят только с позиции своей совести. Такая форма судопроизводства является более объективной, беспристрастной, в ней более активно проявляется состязательность сторон. Он дополнительно гарантирует независимость судей, так как решение о виновности принимают присяжные. Суд присяжных заседателей увеличивает доверие народа к суду, является ярко выраженным показателем принципов демократии, при которой права и свободы человека являются высшей ценностью для государства. И при введении этого института правосудие будет наиболее справедливым.

Суд присяжных – это институт, меняющий уголовный процесс и затрагивающий правовую систему России в целом. Суд присяжных обозначил серьезные и глубокие перемены в российском праве.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://leaktrix.ru/kursovaya/status-prisyajnogo-zasedatelya-2/

Нормативные правовые акты

  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
  • Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. №63-Ф3 (действующая редакция от 13.07.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. №29. Ст. 4349.
  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ (действующая редакция от 02.03.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. №10. Ст. 1314.
  • О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации: Федеральный закон от 20 августа 2004 г. №113-Ф3 (действующая редакция от 29.12.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. №1. Ст.85.
  • По делу о проверке конституционности положений: Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. 3-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. №51. Ст.7229.