Сфера социального обеспечения — это основа человеческого развития, человек не может развиться без прохождения через данную область.
Ввиду этого государство, осознавая всю важность социального обеспечения, стремится урегулировать данную область общественных отношений.
Социальные права граждан, провозглашенные Конституцией Российской Федерации, закрепляются путем принятия социального законодательства по конкретным вопросам: безработица, семья, детство, инвалидность, и т.д. Для реализации принятых социальных законов Правительство РФ, министерства и ведомства разрабатывают условия и нормы, порядок их практического применения.
На примере лиц с семейными обязанностями, рассмотрим реализацию государством политики в сфере социального обеспечения.
- Право на социальное обеспечение обусловлено в ст. 39 Конституции РФ.
Статья 39 Конституции РФ гласит:
1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по
2. Государственные пенсии и социальные пособия
3.Поощряются добровольное социальное страхование,
Социальное обеспечение в государственно-
К конституционным признакам социального обеспечения
Личные права граждан Российской Федерации
... играют важную роль. 1.2. Сущность личных прав граждан Российской Федерации Личные (гражданские) права призваны обеспечить свободу и автономию ... существования. Именно поэтому проблеме закрепления и обеспечения прав человека и гражданина уделяется большое внимание на международном и ... а понятие личность характеризует человека с социальной стороны, то гражданин - статус человека с юридической стороны, ...
Правоотношения по социальному обеспечению, как правило, возникают из сложных юридических составов. Так, например, для возникновения правоотношений по обеспечению пенсионера трудовой пенсией по старости необходим следующий юридический состав: обращение пенсионера за назначением трудовой пенсии по старости в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, достижение пенсионером возраста 60 или 55 лет (соответственно мужчины или женщины), наличие страхового стажа не менее 5 лет.
Субъектом правоотношений по социальному обеспечению служит круг общественных отношений, возникающих в связи с обеспечением граждан конкретным видом социального обеспечения. Они возникают из общественных отношений регулируемых нормами Российского права.
Субъектами выступают: физическое лицо и государственный орган (или учреждение), которые являются носителями субъективных прав и обязанностей.
Со стороны государства могут выступать следующие
- Министерство труда и социального развития РФ;
- Департаменты, комитеты, управления социальной защиты населения;
- Окружные управления социальной защиты населения
- Районные управления социальной защиты населения;
- Лечебные учреждения;
- Военные комиссариаты;
- Предприятия, учреждения, организации;
- Органы занятости;
- Пенсионный фонд РФ;
- Негосударственные пенсионные фонды;
- Фонд обязательного медицинского страхования;
- иные органы.
Среди физических лиц, как субъектов правоотношений по социальному обеспечению, прежде всего, следует назвать граждан Российской Федерации. Помимо них, субъектами данных правоотношений могут быть также лица без гражданства, беженцы, иностранцы, постоянно проживающие на территории РФ. Иностранцы, временно находящиеся на территории РФ, могут быть субъектами рассматриваемых правоотношений только при наличии соответствующих межгосударственных соглашений.
Физическое лицо характеризуется наличием правосубъектности, которая выражается в обладании двумя структурными элементами – правоспособностью (т.е. способностью иметь права и нести обязанности, при наступлении соответствующих юридических фактов) и дееспособностью (т.е. способностью по социальному законодательству своими действиями (без представителей) реализовывать предоставленные права и обязанности); возможность стать субъектом правоотношения зависит, как правило, от того, обладает ли лицо определенным юридическим свойством, необходимым для этого.
Семья как участник правоотношений по социальному обеспечению может выступать в двух случаях:
- В случае обеспечения пособиями и компенсационными выплаты семей, имеющих детей;
- В случае обеспечения пенсиями по случаю потери кормильца.
К примеру, в правоотношениях по обеспечению пенсиями содержанием являются следующие взаимные права и обязанности субъектов:
- Обязанность гражданина представить соответствующие документы, необходимые для назначения пенсии и право на назначение соответствующей пенсии;
- Обязанность органов, осуществляющих пенсионное обеспечение – назначить пенсию при предоставлении гражданином всех необходимых документов, право – требовать их предоставления.
Необходимой предпосылкой участия в правоотношении является специальная пенсионная правосубъектность как неразрывное единство специальной пенсионной правоспособности и специальной пенсионной дееспособности, полностью совпадающих с трудовой правосубъектностью граждан по времени их возникновения, т. е., как правило, с 15 лет (а для лиц из числа учащихся — с 14 лет), но при условии выполнения такой трудовой деятельности, в связи с которой лицо подлежало обязательному социальному страхованию.
Трудовой стаж в праве социального обеспечения
... стаж» подменяется понятием «трудовой стаж», не представляют порядок исчисления стажа. А ведь это напрямую связно с их правами в социальном обеспечении. Большинство опрошенных определили значение трудового стажа, как основу для назначения пенсий. Однако значение трудового стажа ...
Специальная пенсионная правосубъектность — это равная для всех граждан, занимающихся трудовой деятельностью, возможность иметь право на трудовую пенсию различного вида и реализовать это право, став участником пенсионного правоотношения. Специальная пенсионная правосубъектность не может отождествляться с субъективным правом на пенсию, которое обусловлено конкретными юридическими фактами. Она представляет собой неразрывное единство пенсионной правоспособности и пенсионной дееспособности, которые возникают одновременно.
Переменная группа юридических возможностей практически ничем не отличается от специальной видовой правоспособности, возникающей при наступлении инвалидности, потере кормильца, безработицы и других социально значимых событий.
Поскольку Конституция РФ относит права в области
Содержание переменной части правоспособности физических лиц в социальном обеспечении конкретно и персонифицировано в
Общая дееспособность складывается из следующих юридических
Субъективная дееспособность представляет собой совокупность возможных юридических действий по реализации прав конкретного лица.
Во многих случаях субъекты правоотношений по социальному обеспечению не могут самостоятельно совершать необходимые действия. Эти действия за них совершают представители. В частности, представительство интересов детей в большинстве правоотношений по социальному обеспечению осуществляют родители или опекуны. Так, ребенок-инвалид до 16 лет, имеющий право на социальную пенсию, обладает только правоспособностью. От его имени в этих правоотношениях выступают родители, опекун или попечитель. Это относится и к лицам, признанным душевнобольными. Исключением из этого правила следует считать
Защита личных неимущественных прав граждан
... анализ личных неимущественных прав, обеспечивающих физическое и социальное существование гражданина. Во второй главе проведен анализ правовых способов защиты личных неимущественных прав граждан и анализ судебной практики. 1. Правовое регулирование личных неимущественных прав граждан, .1 Генезис правового регулирования личных неимущественных прав Возникновение проблемы соблюдения прав человека и ...
Иначе решается вопрос о пенсионной правосубъектности граждан, обеспечиваемых пенсией вне всякой связи с их трудом, — социальной пенсией. В данном случае пенсионная правоспособность возникает одновременно с гражданской, т. е. с момента рождения человека, а дееспособность — по достижении 18 лет. Поэтому право на социальную пенсию может иметь и ребенок (ребенок-инвалид, ребенок, потерявший одного или обоих родителей), но участником конкретного пенсионного правоотношения будет его законный представитель (родитель, опекун, попечитель), поскольку до достижения 18 лет он еще недееспособен. Аналогично решается вопрос и о правосубъектности детей, обеспечиваемых трудовой пенсией по случаю потери кормильца. В отличие от специальной пенсионной правосубъектности в данном случае пенсионная правосубъектность является общей.
Субъективное право граждан в пенсионном правоотношении включает их правомочие на выбор определенного вида пенсии, на ежемесячное получение выбранного вида пенсии в установленном законом размере и в избранном гражданином порядке. Размеры пенсий жестко нормированы государством и не могут устанавливаться
К числу субъективных прав гражданина в пенсионном правоотношении относятся и некоторые иные его правомочия — требовать перерасчета пенсии в связи с увеличением общего трудового стажа и заработка в связи с работой после назначения пенсии; перевода с одного вида пенсии на другой; начисления надбавки к пенсии на уход и на иждивенцев и т. д. Специальная правоспособность «охватывает» только часть населения. Она может иметь различия в зависимости от места проживания гражданина.
У гражданина как субъекта пенсионного правоотношения есть определенные юридические обязанности. Однако в отличие от субъективных прав, носящих материальный характер, они носят не материальный, а процедурно-процессуальный характер. Это обязанность гражданина представлять в качестве доказательства юридических фактов, необходимых для возникновения пенсионного правоотношения, достоверные, надлежащим образом оформленные доказательства; своевременно сообщать органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, обо всех обстоятельствах, с которыми связано уменьшение размера выплачиваемой пенсии либо ее прекращение.
Правовое обеспечение трудовых пенсий в Российской Федерации
... и действующее пенсионное законодательство, выявить их принципиальные отличия, преимущества и недостатки. Предметом исследования дипломной работы являются: все виды трудовых пенсий по законодательству Российской ... работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового ...
- Другими субъектами пенсионных правоотношений являются иностранные граждане и лица без гражданства. Как известно, ежегодно в Российскую Федерацию из других государств прибывает в целях осуществления трудовой деятельности достаточно большое количество иностранных граждан и лиц без гражданства, также имеет место переселение в нашу страну на постоянное место жительство, в первую очередь из стран ближнего зарубежья, многих соотечественников пенсионного и пред пенсионного возраста.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 03.12.2011 № 383), иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицом без гражданства — такое же лицо, но не имеющее указанного доказательства.