Правовая система РБ

Курсовая работа

Правовую систему можно определить как совокупность взаимосвязанных и взаимодействую­щих юридических средств, обеспечивающих правовое регулиро­вание общественных отношений и выражающих качественное состояние правовой организации того или иного общества.

Конкретные правовые системы различных государств фор­мируются под воздействием различных объективных и субъек­тивных факторов. На этот процесс оказывают влияние эконо­мический строй, политическая система, господствующая идеоло­гия, нравственные устои, религиозные убеждения, юридическая наука, правовая культура и др.

В наше время количество национальных правовых систем приближается к 200. Все они своеобразны, но имеют и нечто общее.

Республика Беларусь, как и любое другое государство, имеет свою правовую систему, которая наделена как общими чертами с правовыми системами других государств, так и отличиями от них, т. е. специфическими особенностями. Правовая система Республики Беларусь, как и правовые системы других государств континентальной Европы, относится к романо-германской правовой семье.

Конституция Республики Беларусь обладает высшей юридической силой. Законы Республики Беларусь, декреты Президента Республики Беларусь, указы Президента Республики Беларусь и иные акты государственных органов (должностных лиц) принимаются (издаются) на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

В настоящее время правовая система Республики Беларусь испытывает на себе существенное воздей­ствие процесса глобализации.

Беларусь как европейская страна хотя и не находится пока в составе такой международной организации, как Совет Европы, все же испыты­вает на себе мощное влияние европейской культу­ры, в том числе правовой, но имеют и нечто общее.

Взаимодействие белорусского национально­го права и европейского права — это процесс со­гласования правовых систем для достижения общих целей. С точки зрения сегодняшнего дня, в основном это процесс односторонний: совершен­ствование национального законодательства и прак­тики осуществляется с учетом европейских стандартов. При этом подчеркнем еще один очень важный момент — это процесс добровольный.

Правовая система, как и эконо­мика отдельного государства, не может существовать в замкнутом пространстве. Объективно развиваю­щиеся процессы интеграции на европейском про­странстве, включая постсоветское, глобализация оказывают все большее влияние на национальные правовые системы. Все более очевидным становит­ся процесс интернационализации права.

12 стр., 5885 слов

Правовая система современной России

... Современную правовую систему России следует рассматривать с особой тщательностью и учетом всех общественных традиций, обязательно необходимо учесть то, что она относится к романо-германской семье. правовая система россия Понятие правовой системы ... с. Однако процесс формирования правового государства в ... государство и др. Правоотношение всегда возникает по поводу определенного объекта (вещи, работ, ...

Таким образом, актуальность изучения данной темы не вызывает сомнения, целью данной работы является изучение правовой системы Республики Беларусь и тенденций ее развития.

Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:

  • раскрыть сущность правовой системы и изучить закономерности ее функционирования;
  • изучить основные этапы развития национальной правовой системы;
  • рассмотреть структуру правовой системы Республики Беларусь;
  • изучить процесс кодификации законодательства Республики Беларусь, как элемент развития правовой системы;
  • рассмотреть перспективы развития правовой системы Республики Беларусь в условиях глобализации.

Таким образом, объектом исследования является правовая система Республики Беларусь.

Структура курсовой работы состоит из введения, 3 разделов, 6 подразделов, заключения, библиографии, включающей 18 источников.

1. Правовая система: понятие, закономерности функционирования

1.1 Понятие и сущность правовой системы

Право как социальный феномен представляет собой систему. Правовая система является одной из социальных систем (наряду с экономической, политической и иными системами общества).

Праву как одной из систем общества присущи черты социальной системы в целом как системы более высокого порядка. Признаками любой системы явля­ются связь, целостность и обусловленная ими устойчивая структура. В более конкретной характеристике «система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов; она образует особое единство со средой; как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка; элементы любой исследуемой системы, в свою очередь, обычно выступают как системы более низкого порядка» [8, с.259].

Правовая система характеризуется:

1) целостностью, т. е. внутренне согласованным един­ством, высшей ступенью единого, целого;

2) разновидностью ее составных частей;

3) сложностью элементов, образующих систему;

4) относительной устойчивостью

5) высокой активностью во взаимосвязях и взаимодей­ствиях составных частей;

6) целеустремленностью, целенаправленностью в функ­ционировании.

В научной и учебной современной юридической литера­туре некоторые авторы разграничивают понятия «система права» и «правовая система», объявляя последнее чуть ли не новым понятием. Вряд ли можно с этим согласиться и потому, что такое разграничение противоречит лингвисти­ческому пониманию, и потому, что это не новое понятие. Оно употреблялось и раньше, в частности, Д.А. Керимовым, Л.С. Явичем и другими. Следовательно, система права и правовая система — это одна и та же категория, охватывающая право в системном аспекте. Различие поня­тий «система права» и «правовая система» подверг крити­ке и В.С. Нерсесянц [6 с.105].

Ближе к истине те авторы, которые характеризуют категорию «правовая система» в широком и узком ее понимании. В юридической литературе идет борьба мне­ний по поводу узкого и широкого понимания правовой системы и ее определения. В центре полемики находятся главным образом структурная сторона системы, ее элемен­ты. При характеристике объемного, структурного аспекта любого социального понятия всегда будут разноречия, ибо реальные явления и процессы, отражаемые в понятиях, не примыкают одно к другому, как кирпичики, а неизбежно взаимопроникают одно в другое. Ни одно общественное явление, процесс или состояние не может пребывать в чистом виде. Тем более юридическое, которое по природе своей обязательно так или иначе совокупно отражает фактическую реальность, бытующую в обществе, являясь формой его отражения. Этим обстоятельством, главным образом, и объясняются разноречия в определениях пра­вовой системы.

13 стр., 6188 слов

Договоры в системе международного частного права

... а также международного частного права в целом является, прежде всего, правовая связь отношений с правовой системой государства различные состояния. В действующем российском праве не используется термин «международный договор» в том смысле, который необходим для международного частного права, но закреплен ...

Американский исследователь Л. Фридман в правовой системе выделяет три составные группы:

1) структуру (принципы правовой системы и правовые учреждения);

2) сущность (нормы и образцы поведения внутри право­вой системы, решения, живой закон, нормы, которые принимаются);

3) правовую культуру (отношения людей к праву и правовой системе, идеалы и ожидания в правовой сфере жизни общества) [8, с.263].

По мнению В.Д. Попкова, тремя группами правовых явлений характеризуется структура правовой системы и в работах российских ученых, вычленяющих, во-первых, юридические нормы, принципы и институты (нормотворческую сторону); во-вторых, совокупность правовых учреж­дений (организационную сторону); в-третьих, совокупность правовых взглядов, представлений, идей, свойственных данному обществу, правовую культуру [12, с.300].

В действительности же в русскоязычной литературе позиций по структуре правовой системы гораздо больше. В частности, В. К. Бабаев называет пять основных элемен­тов:

1) явления духовного, мировоззренческого характера (юридическая наука, правовые понятия, правовые принци­пы, правовая культура, правовая политика);

2) право и выражающее его законодательство;

3) правовые отношения;

4) юридическая практика;

5) юридическая техника [9, с.261].

Некоторые авторы ведут речь о пяти уровнях правовой системы: субъективно-сущностном (субъекты права), ин­теллектуально-психологическом (правосознание индиви­дуальное и общественное), нормативно-регулятивном (нор­мы права), организационно-деятельном (реализация права), социально-результативном (насколько человек как субъект права освоил правовую действительность) [10, с.450]

Категория «правовая система» в юридической литера­туре трактуется разноречиво: и как система правовых норм; и как взаимосвязь правовых норм и правоотноше­ний; и как совокупность и взаимодействие юридических норм, принципов, институтов, правовых учреждений, право­вых взглядов, идей, представлений, правотворчества, форм и способов реализации права, правового мышления; и как правовая форма выражения общественных отношений, вы­ступающая в виде взглядов, отношений, учреждений, инсти­тутов, режимов, процессов, статусов. Она определяется и как «совокупность взаимосвязанных, согласованных и вза­имодействующих правовых средств, регулирующих обще­ственные отношения, а также элементов, характеризую­щих уровень правового развития той или иной страны», и как «целостный комплекс правовых явлений, обуслов­ленный объективными закономерностями развития обще­ства, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей» [12, с.305].

4 стр., 1760 слов

Скасування кріпосного права на Україні

... капітал, Землеробство України дедалі більшою мірою втягувалося в товарний оборот, Незважаючи на колоніальну політику царизму щодо економічного розвитку в Російській імперії, Україна посідала ... - відіграли позитивну роль в українському національно-визвольному русі. Ідеї громадівців відбивались на сторінках громадсько-політичного щомісячника "Основа", що видавався у Петербурзі протягом 1861-1862 ...

Определение правовой системы, приближающееся к ис­тине, должно основываться прежде всего на сути любой системы вообще, специфике социальной системы и особен­ностях системы правовой, исходя из реально сложившегося явления, именуемого правом, не только на уровне конкрет­ной национальной правовой системы, но и существующих основных правовых систем мира (правовых семей), а также на уровне международного права как суперсистемы.

Правовая система поистине уникальна. Ее главная особенность состоит в том, что это — социальная сверхсис­тема, система всех других регулируемых ею систем, акку­мулирующая в себе ее характерные свойства в юридичес­кой форме и в то же время формулирующая в процессе становления права как социального явления свое собственное содержание, свои характерные черты, свою структуру, свои составные части.

Как система право образуется под воздействием объек­тивных и субъективных правообразующих и правотвор­ческих факторов, прежде всего правосознания и законода­тельства, а также его реализации. Основными составными элементами правовой системы являются: устойчивое об­щественное правосознание, правовое законодательство, правоотношения. Важным звеном ее является также про­цедура правотворчества и правореализации. Как и всякая система, система правовая — это взаимодействие ее струк­тур. А поскольку эта система по природе своей целенаправ­ленно регулятивная, постольку ее компоненты являются не просто элементами, а факторами особой активности. Ее специфика и в том, что она по своей объективности превос­ходит все другие регулятивные социальные системы.

Исторически у каждого народа право складывается само собой как устоявшийся порядок отношений между людьми, непосредственно обусловленный осознанной необ­ходимостью соблюдать всеобщие правила (обычаи) в про­цессе совместного участия в производстве, обмене, распре­делении и потреблении. Эти правила выработались, в конечном счете, под воздействием объективных потребно­стей жизни, практической деятельностью организованных в общество людей. Так возникло, в частности, право древнеиндийское, древнегреческое, древнеримское, древ-негерманское, древнерусское и другие правовые системы. Об этом свидетельствуют законы Ману, Законы XII таблиц, Салическая правда, Русская правда — акты, закрепившие в основном обычаи. В праве изначально закладывалось то, что приемлемо для всех членов общества, — общесоциаль­ная справедливость. И лишь усиление государственного правотворчества, позиций интересов властвующих неред­ко уводило законодательство и судебную практику от права, его природы, его сущности [15, с.221].

В русле общих потребностей у различных народов, идущих по пути прогресса, осуществлена, в частности, рецепция римского права. Неизбежно происходит заим­ствование одной национальной правовой системой всего лучшего, приемлемого у другой системы. Так возникли правовые семьи, или, как их именуют еще, основные правовые системы мира (романо-германская, англосаксон­ская, мусульманская и др.).

Общечеловеческие ценности воплотились и в сформиро­вавшейся системе международного права. Оно также воз­никло из жизненных потребностей общения между народа­ми, прежде всего в сфере экономической, особенно торговой, на основе обычаев в обмене своей продукцией. Именно поэтому выдающиеся древнеримские юристы нарекли его правом народов (jus gentium) — совокупностью таких правил, которые установлены естественным разумом у всех народов [8, с.268].

3 стр., 1311 слов

Основные правовые системы прошлого и настоящего

... права (Россия и республики в ее составе) и западнославянского права (Украина, Белоруссия, Болгария, новая Югославия). 2 Правовые системы в основных традиционных правовых семьях народов мира. Прошлое и настоящее Рассмотрим основные характерные черты представленных правовых ... о природе права, закономерностях его развития, генезисе и свойствах. Аспекты изучения правовых и политических систем выступают ...

Таким образом, реально сформировались три уровня правовой системы:

  • национальные правовые;
  • основные правовые системы мира;
  • международная правовая система.

Все они имеют свои особенности и в то же время системную общность.

Общим для всех уровней правовой системы являются системообразующие факторы. К их числу относится: науч­ное, профессиональное и общественное правосознание; деятельность субъектов правотворчества, особенно госу­дарства, его правоустановительных органов; потенциаль­ная возможность правотворческих процедур; обострение противоречий, требующих правового упорядочения во всех жизненно важных сферах; механизм действия объек­тивных законов регулируемых общественных отношении; конкретно-исторические условия, в которых они функционируют. Всем правовым системам присущи следующие функционирующие элементы: устойчивое правосознание, правовые нормы, формы их выражения (источники права), формы их реализации (соблюдение, использование, испол­нение, применение), правовые процедуры правотворчества, правоустановления и правореализации, правопорядок.

Правовая система в широком понимании – это закономерно связанная целостность устойчивого пра­восознания, всех правовых норм, форм их выражения (источников) и их реализации, а также правотвор­ческих, правоустановительных и правореализующих процедур, обеспечивающих регулирование обществен­ных отношений по пути прогрессивного их развития.

Правовая система в узком смысле представляет собой закономерно связанную целостность всех право­вых норм, форм их выражения (источников), инсти­тутов и отраслей, предназначенных для упорядочения общественных отношений с целью обеспечения соци­ального прогресса.

1.2 Основные закономерности функционирования современных

правовых систем

Правовой системе, как и иным реально существующим явлениям, присущи соответствующие закономерности. Познание закономерностей является главной задачей, ко­нечной целью любой науки, в том числе и общей теории права.

Закономерности правовой системы как одного из явлений общества имеют общесоциальную специфику в сравнении с есте­ственными законами. Она состоит в том, что правовые закономерности не могут реализоваться без активного участия людей, деятельность которых может быть осоз­нанной и стихийной, соответствующей механизму функци­онирования объективных законов и противоречащей им. Это ведет к изменению условий, в которых действуют объективные законы права. Изменения же условий могут быть эволюционными и скачкообразными, незначитель­ными и существенными, относительно устойчивыми и часто меняющимися. Все это приводит к тому, что законо­мерность права проявляется не абсолютно (как в природе), а лишь как необходимая для общества тенденция, реально являющаяся импульсивной — то усиливающейся по мере создания благоприятных условий, то ослабевающей при нарастании неблагоприятных обстоятельств.

Закономерности правовой системы специфичны и в том отношении, что они непосредственно определяются объективными за­конами общества как системы более высокого уровня, а в конечном счете — закономерностями природы.

11 стр., 5194 слов

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

... исходя из прав и обязанностей. Актуальность этой темы, еще заключается в том, что мы можем со стороны рассмотреть и оценить правовую систему, которая существует сейчас в Казахстана, используя ...

Главная же особенность закономерностей правовой системы вытекает из специфики самого права, его сущности, его движения.

Закономерности правовой системы — это объективно обусловлен­ные и объективно необходимые тенденции, выражающие сущность права в процессе его становления, развития и функционирования.

В новейшей юридической научной и учебной литературе закономерности правовой системы характеризуются и классифицируются неоднозначно.

С точки зрения С. С. Алексеева, действуют общие зако­номерности правовой системы как явления цивилизации и культуры, и сводятся они к следующему:

  • «во-первых, переход регулирования, характеризую­щегося в основном запретительно-предписывающими чер­тами, к преимущественно дозволительному регулированию для граждан, их объединений, при котором центр тяжести переносится на юридические дозволения, субъективные права;
  • во-вторых, все более твердое обретение автономной личностью устойчивого правового статуса;
  • в-третьих, все большее связывание государства, всех лиц, имеющих власть, жесткими запретами, ограничени­ями, разрешительным порядком их функционирования;

-в-четвертых, становление и совершенствование раз­витой системы правовых средств (в том числе процессуаль­ных), основанных на идеалах свободы и гуманизма, -таких, использование которых оказывается возможным любыми субъектами, прежде всего гражданином, автоном­ной личностью» [16, с.189].

В. Д. Попков различает общие закономерности у право­вых систем и специфические у правовой системы каждого государства. К общим закономерностям он относит:

  • усложнение, активизацию процесса взаимодействия цивилизационных факторов;
  • преемственность в развитии правовых систем;
  • прогресс правовых систем в отдельных обществах, государствах;

-стремление к сближению, единству в современном законодательстве и правоприменительной деятельности в сфере регулирования рыночных отношений, охраны окру­жающей среды, в регулировании других сфер обществен­ной и государственной жизни [12, с.302].

Некоторые авторы рассматривают закономерности в плане основных фаз развития правовых систем:

  • фазу зарождения в связи со становлением производ­ственной экономики;
  • становление системы правил (норм);
  • письменную кодификацию права раннегосударственных образований [7, с.107].

Классифицируются закономерности правовой системы в юридичес­кой литературе по различным критериям: по системному месторасположению в социальном пространстве — на внут­ренние и внешние; по историческим пределам действия – на всеобщие, общие, особенные; по объему сферы действия — на общие и частные; по типу связи — на закономерности возникновения и развития (генетические) и функциональ­ные (структурно-функциональные); по форме осуществле­ния — на динамические и статические; вычленяются также законы количественные и качественные, основные и не­основные, первичные и вторичные.

Исследуются правовые закономерности в различных аспектах. Одни авторы ведут речь о закономерностях развития, другие — возникновения и развития, третьи -возникновения, развития и функционирования.

Наиболее значимые объективные правовые законы именуются главными, важнейшими, важными, основны­ми, фундаментальными, глобальными, общими, наиболее общими, глубинными.

Подход к правовой системt как многоуровневой системе, системе систем предполагает необходимость вычленения закономер­ностей общих (общесистемных, общеправовых) — возникно­вения, развития, функционирования и специфических (специ­фически-системных), присущих системе соответствующего уровня (национальной правовой системе, правовой семье, международной правовой системе).

3 стр., 1355 слов

Правовые системы стран Латинской Америки

... латиноамериканских стран не рассматривается как источник права. 3. Особенности правовых систем стран Латинской Америки правовая система латинская америка В области частного права правовые системы латиноамериканских ... правовая система восприняла правовые идеи и юридическую технику, свойственные романо-германской правовой семье. ... всех стран положение в отношении латиноамериканских стран звучит особенно ...

У той или иной национальной правовой системы кроме общеправовых закономерностей могут, при наличии свое­образных социальных и природных условий, проявиться свои, частные закономерности и становления, и развития, и функционирования права. В числе объективных законов правовой системы при делении ее на отрасли существуют отраслевые и межотраслевые закономерности [9, с.263-264].

Закономерности развития и функционирования правовой системы могут рассматриваться на различных уровнях правовых систем в условиях определенной общественно-экономичес­кой формации (при формационном подходе) или соответ­ствующего этапа цивилизации (при цивилизационном под­ходе).

К закономерностям функционирования современных правовых систем относятся:

  • соответствие правового упорядочения механизму дей­ствия объективных законов регулируемых сфер обще­ственных отношений и закономерностям самого права;
  • осуществление правового регулирования путем точ­ного определения круга субъектов права, их юридических прав, обязанностей и гарантий;
  • верховенство права по отношению к государственной власти (право выше власти);
  • верховенство права в системе всех нормативных соци­альных регуляторов;
  • стимулирование социально полезной активности субъектов права;
  • усиление роли отрасли конституционного права и его прямое действие;
  • усиление роли международного права;
  • усиление гарантий прав и свобод личности;
  • своевременное правовое упорядочение непрерывно развивающихся отношений, нуждающихся в правовой защите;
  • обеспечение стабильности в правовой регламентации [6, с.107].

Как система нормативная, регулирующая поведение людей, правовая система не только существует и развива­ется, но и функционирует. Функциональная же ее сторона проявляется во внешних сущностных связях, гальванизи­рующихся в функциональных закономерностях. Это выте­кает из природы права как служанки соответствующих явлений, процессов, сфер, систем, которые оно обслужива­ет в качестве верховенствующего, потенциально самого мощного, совершенного и эффективного регулятора пове­дения людей в качестве носителей определенных обще­ственных отношений, опосредуя их своей юридической формой, как бы проникая в них и обогащаясь их содержа­нием.

Правовая система активно воздействует на регулируе­мые ею системы социальных отношений в плане соотноше­ния ее функциональных закономерностей с закономерно­стями упорядочиваемых правом систем через человеческую поведенческую систему. Эта система не ограничивается лишь психологической сферой, а включает в себя и систему интересов, ценностей, идеологических, мировоззренчес­ких, нравственных установок, биологических, экологичес­ких и других факторов, всего того, что формирует лич­ность, которая выступает как субъект права. Следовательно, внешнесистемные правовые связи, выражающиеся в фун­кциональных закономерностях, являются главными, оп­ределяющими, доминантными по отношению к внутрисис­темным (генетическим) [8, с.269].

3 стр., 1481 слов

Уголовно-процессуальное право как отрасль права

... процессуальное право как отрасль права. Его взаимосвязь с другими отраслями юридической науки. Уголовно-процессуальное право есть отрасль российского права, представляющая собой систему социально обусловленных правовых норм, ... уголовно-процессуальное право. В этом отношении правильно выражение, что уголовный процесс есть «форма жизни» уголовного права. И уголовное и уголовно- процессуальное право ...

Генетические объективные законы правовой системы вместе с ее функциональными во взаимодействии с законо­мерностями поведения человека и регулируемых правом общественных отношений образуют механизм правового регулирования в качестве генерализирующего фактора.

Если на уровне элементарной частицы правовой систе­мы генератором активного поведения субъекта права явля­ется юридическая норма, то при системно-целостном, синтезном, глобальном подходе к правовой системе генера­лизующим фактором такого поведения будет механизм ее объективных законов, особенно действие основного закона ее функционирования, аккумулирующего всю совокуп­ность внешних сущностных связей, сцепляющего воедино весь механизм правового воздействия.

Основной закон функционирования правовой сис­темы заключается в стимулировании правовыми средствами социальнополезной активности субъек­тов права путем обеспечения гармоничного сочета­ния интересов личности и общества.

2. Правовая система Республики Беларусь

2.1 История развития национальной правовой системы

В настоящее время в мире насчитывается свыше двух­сот национальных правовых систем. Правовая система каждого народа, имеющего свою государственность, скла­дывается исторически, в соответствии с механизмом дей­ствия объективных законов общества, особенностей усло­вий их функционирования, других объективных и субъективных обстоятельств.

Конкретная правовая систе­ма того или иного государства формируется под воздействием многих факторов, но особое влияние на этот процесс оказывают традиции народа, экономический строй, политическая система, нравственные устои, идеоло­гия, религия, юридическая наука, культура, особенно пра­вовая. При этом в различных странах набор факторов и степень воздействия каждого из них на формирующуюся правовую систему неодинаковы. Например, древнеримская система права сложилась и достигла высочайшего уровня развития прежде всего благодаря высокому уровню право­вой науки и возможностям латинского языка, его богатой и точной терминологии, а систему права современного Египта обусловила в основном исламская религия, ее постулаты.

Существенными правообразующими факторами право­вой системы белорусского народа были традиционные, геополитические, культурные, научно-теоретические, су­губо политические, идеологические, юридические.

С возникновением первых княжеств на территории Беларуси, начиная с IX в., право формируется из местных обычаев, как это начиналось и у других народов мира.

Обычное право было возобладающим на территории Бела­руси до середины XV в., и лишь во второй половине XV в. доминирует писаное право.

Пребывание белорусского на­рода в Великом княжестве Литовском с XIII по XVIII в. сопряжено с действием знаменитых статутов 1529 г., 1566 г. и особенно 1588 г., который положил начало формированию отраслей права (государственного, семей­ного, уголовного) и не потерял своего значения и при включении Беларуси в состав Российской империи в конце XVIII в. Статут действовал на территории Беларуси в Минской, Гродненской и Виленской губерниях до 1840 г. С прекращением действия Статута 1588 г. в Витебской и Могилевской областях с 1831 г., а в 1840 г. — повсеместно, в Беларуси стала функционировать правовая система Рос­сийской империи [8, с.269].

5 стр., 2479 слов

Проблемы развития и реализации гендерного права в Республике Беларусь

... трудовые обязанности. Многие вопросы, связанные с правами женщин, отражены также в основном законе нашего государства - Конституции Республики Беларусь. Кодекс законов о труде устанавливает такую норму защиты трудовых прав женщин, как запрещение привлечения беременных ...

Установление в России Октябрьской революцией 1917 г. советской власти, провозгласившей отмену дореволюцион­ной правовой системы, юридическое положение Беларуси составе Союза ССР на правах союзной республики как субъекта федерации, а фактически унитарного государ­ства, предопределили утверждение единой советской пра­вовой системы на всей территории Советского Союза. Законодательная деятельность Белорусской ССР своди­лась к воспроизведению правовых институтов и норм, содержащихся в Основах Союза ССР и союзных республик, с незначительной их конкретизацией применительно к условиям Беларуси.

При своеобразии советской правовой системы, отрицав­шей институт частной собственности и деление права на частное и публичное, по своей юридической природе она примыкала к европейской континентальной (романо-германской) правовой системе.

С провозглашением в 1990 г. суверенитета Беларуси, принятием в 1994 г. Конституции и ее новой редакции в 1996 г. правовая система республики еще больше сблизи­лась с континентальной правовой системой и является одной из ее разновидностей [1].

Основными элементами национальной правовой систе­мы Республики Беларусь являются отрасли права и отрас­ли законодательства, их институты и нормы.

2.2 Структура правовой системы Республики Беларусь

Республика Беларусь унаследовала правовую систему, сложившуюся в советский период.

С учетом некоторых изменений, происшедших за последние годы, функционирующая в настоящее время системы права Рес­публики Беларусь состоит из следую­щих основных отраслей: конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, трудовое право, семейное право, земельное право, финансовое право, уголовно-исполнительное право, гражданско-процессуальное право, уголов­но-процессуальное право.

Конституционное право — отрасль права, нормы которой закрепляют основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь и Россий­ской Федерации, избирательную систему, систему высших орга­нов государственной власти и управления, судебных, прокурор­ских, контрольных органов, порядок их образования и компе­тенцию, систему местного управления и самоуправления, основы финансово-кредитной системы.

В юридической науке и практике эту отрасль называют еще и государственным правом. Однако содержание отрасли в дан­ном случае остается неизменным. Название «конституционное право» связано с тем, что главным источником этой отрасли яв­ляется конституция государства.

Некоторые авторы объявляют конституционное право веду­щей отраслью. Представляется, что ранжировка отраслей права на «ведущие» и «ведомые» в принципе некорректна. Смысловое содержание таких оценок роли отраслей в системе права, как указывает С.Г. Дробязко неточно отражает их внутрисистемные функциональные и иерархические связи и может породить неверные представле­ния об отдельных отраслях права как второсортных, лишенных самостоятельности, неспособных функционировать относитель­но автономно [8, с.271].

Между тем теорией права признан объективный, естественноисторический характер формирования отраслей права. Каж­дая из них выполняет объективно необходимую праворегулирующую функцию в соответствующей сфере общественной жизни как относительно автономная часть (подсистема) целого (систе­мы).

При этом в процессе взаимодействия одни отрасли могут выступать в качестве профилирующих, базовых для других, что не умаляет значения последних, а лишь указывает на их про­фильную специализацию.

С этой точки зрения, учитывая универсальный, определяю­щий характер норм конституционного права, и следует оцени­вать эту отрасль как базовую для всех других отраслей права, поскольку их нормы основываются, базируются на конституци­онных положениях, отталкиваются от них и развивают их.

Такая оценка, по мнению С.Г. Дробязко, точнее характеризует место отрасли конституционного права в системе национального пра­ва. И именно это ее положение позволяет говорить о иерархи­ческом верховенстве конституционных норм по отношению к нормам других отраслей права.

Гражданское право — отрасль права, регулирующая имуще­ственные и связанные с ними личные неимущественные отноше­ния. Нормы этой отрасли регулируют большинство имуществен­ных отношений, однако не все. Часть имущественных отноше­ний регулируется нормами семейного, административного и фи­нансового права.

Гражданское право регулирует отношения государственных и частных предприятий и организаций, кооперативов и обще­ственных объединений между собой и с гражданами, граждан между собой.

Нормами гражданского права устанавливается правовое по­ложение лиц и имущества, закрепляются различные виды соб­ственности, правомочия собственника, определяется порядок возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотно­шений, заключения различных сделок, договоров. Эта отрасль регулирует отношения в сферах обязательственного, авторского, наследственного права и др.

Гражданским правом охраняются и такие личные неиму­щественные права, как право на имя, честь, достоинство, автор­ство и т.д. Для гражданско-правового регулирования характе­рен метод автономии, равноправия участников правоотношения [9, с.272].

Отношения в сфере гражданского права регулируются на основе норм Конституции Гражданским кодексом и другими нормативными правовыми актами.

Административное право — система правовых норм, регули­рующих отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, т.е. в сфере исполнительно-распорядительной дея­тельности государства. Нормы этой отрасли регулируют дея­тельность органов исполнительной власти, отношения, возника­ющие как между этими органами, так и между ними и гражда­нами (отношения дорожного движения, пожарной безопасности, санитарии и т.п.).

Нормы административного права определяют участников административно-правовых отношений, их правовое положение, закрепляют принципы организации и деятельности органов управления, устанавливают систему административных проступков и ответственность за их совершение, а также основы административно-процессуальных действий.

Для отрасли административного права характерным явля­ется метод властных предписаний, авторитарный метод, поскольку одной из сторон административных правоотношений выступает государственный орган или должностное лицо, наделенные влас­тными функциями.

Нормы административного права сосредоточены главным образом в Конституции Республики Беларусь, в Кодексе об административных правонарушениях, а также в других законах, декретах, указах Президента Республики Беларусь, поста­новлениях Совета Министром Республики Беларусь, актах министерств, государственных комитетов и других органов.

Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения в финансовой сфере. Эти отношения складываются в процессе деятельности финансовых и других государственных органов по поводу сбора и распределения денежных средств. Нормами этой отрасли устанавливаются нало­ги, другие платежи, порядок их взимания в бюджет, взаимоотно­шения представительных, исполнительно-распорядительных и других органов и организаций по поводу принятия и исполне­ния бюджета. Нормами финансового права закрепляются осно­вы денежного обращения, порядок осуществления валютных операций и др.

По своему характеру финансовые отношения схожи с адми­нистративными, поэтому финансовому праву присущ авторитар­ный метод регулирования.

Нормы финансового права содержатся в некоторых статьях Конституций Республики Беларусь, в законе «О государственном бюджете», Налоговом кодексе, других законах, в некоторых актах Президента Республики Беларусь, Совета Министром Республики Беларусь и Мини­стерства Финансов. Такие нормы содержатся и в правовых актах, связанных с формированием бюджета Союза Беларуси и России, процедура принятия и реализации которого в достаточной мере не отработана [6, с.112].

Земельное право — система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся по поводу управления земельными ресурсами в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны. В нормах этой отрасли устанавливается порядок распределения и использования земельного фонда, оп­ределяются права и обязанности землепользователей, порядок землеустройства, отвода и изъятия земельных участков, разре­шения земельных споров и т.п. В земельном праве также при­меняется административно-правовой метод в сочетании с неко­торыми элементами метода автономии.

Земельные отношения регулируются Конституциями Респуб­лики Беларусь, Кодексом о земле, дру­гими законодательными и подзаконными актами.

Трудовое право представляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения по применению труда наемных работников на предприятиях, в учреждениях и в орга­низациях всех форм собственности, основанных на трудовом договоре, а также другие, тесно с ними связанные отношения. Трудовое право регулирует вопросы заключения и расторжения трудового договора, рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда, внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, материальной ответственности и др.

Иными отношениями, связанными с трудовыми, являются отношения, которые возникают и существуют только при нали­чии последних или предшествуют им. Это, например, отношения по обеспечению занятости, по ведению коллективных перегово­ров, связанные с деятельностью профсоюзов и объединений на­нимателей и др.

Основными источниками трудового права является Консти­туция, Трудовой кодекс Республики Беларусь и другие нормативные правовые акты.

Семейное право регулирует отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье. Нормы этой отрасли регу­лируют порядок вступления в брак и его прекращения, личные и имущественные отношения супругов и других членов семьи, отношения усыновления, опеки, попечительства, порядок регист­рации актов гражданского состояния и др.

Основные нормы семейного права содержатся в Конституци­и Республики Беларусь и в Кодексе о браке и семье.

Уголовное право объединяет нормы, которые определяют круг деяний, признаваемых преступлениями, закрепляют основания и условия уголовной ответственности, устанавливают наказания и иные меры уголовной ответственности, которые могут быть при­менены к лицам, совершившим преступления. Нормы уголовно­го права направлены на охрану мира и безопасности человече­ства, человека, его прав и свобод, собственности, конституционно­го строя, природной среды от преступных посягательств. Систе­ма норм уголовного права образует общую и особенную части. В общей части содержатся нормы, определяющие понятия преступ­ления и наказания, общие условия уголовной ответственности, об­стоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, и др. К особенной части относятся нормы, определяющие конкретные со­ставы преступлений и меры ответственности за их совершение [9, с.272].

Источником уголовного права являются Уголовный кодек­с Республики Беларусь, которые ос­новываются на конституционных нормах.

Уголовно-исполнительное право — система правовых норм, регулирующих порядок и условия отбывания уголовного нака­зания, назначенного судом, и деятельность органов и учрежде­ний, исполняющих наказание.

Основными актами, содержащими нормы уголовно-исполни­тельного права, являются Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь.

Уголовно-процессуальное право составляет систему право­вых норм, определяющих порядок производства по уголовным делам. Они регулируют деятельность органов дознания, предва­рительного расследования, прокуратуры, суда по возбуждению, расследованию и рассмотрению уголовных дел, устанавливают правовое положение участников уголовного процесса, порядок сбора и оценки доказательств, вынесения приговоров, их обжа­лования и т.п.

Нормы этой отрасли права устанавливают цели и задачи уголовного процесса, предусматривают гарантии соблюдения за­конности в процессе раскрытия и судебного рассмотрения уго­ловных дел.

Правовыми актами, объединяющими нормы уголовно-про­цессуального права, является Уголовно-процессуальный кодек­с Республики Беларусь.

Гражданско-процессуальное право — система норм, регулиру­ющих порядок судопроизводства по гражданским делам. Они регламентируют деятельность судов, всех участников процесса, определяют подведомственность и подсудность возникающих споров, права и обязанности участников процесса, порядок разбирательства, вынесения судебного решения, его обжалования и исполнения и др.

В порядке гражданского судопроизводства разрешаются дела по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых и некоторых других правоотношений.

Источником гражданско-процессуального права является Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь.

Таковы наиболее общие характеристики отраслей права как основных структурных элементов его системы, формирующихся в зависимости от предмета и метода правового регулирования.

Системность права в Республике Беларусь проявляется не только в зависи­мости от предмета и метода правового регулирования. Суще­ствуют межотраслевые взаимосвязи, оттеняющие и другие сис­темные характеристики права. Так, системность права проявляется через функциональные особенности отраслей. Исходя из этого признака, в юридической науке применяется классифика­ция отраслей на отрасли материального и процессуального пра­ва. К первой группе (материальное право) относятся отрасли права, непосредственно регулирующие общественные отношения. В нормах этих отраслей закрепляются права и обязанности субъектов правоотношений в различных сферах общественной жизни, правовое положение органов и организаций, их структу­ра, формы собственности, определяются деяния, которые призна­ются правонарушениями, и меры ответственности за их совершение и т.д. [6, с.115].

К ним относятся конституционное право, административ­ное, уголовное, гражданское, трудовое, семейное и другие отрасли права.

К процессуальному праву относятся те отрасли, в которых устанавливается порядок рассмотрения различных юридических дел. Это уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право. В нормах этих отраслей регламентируется процедура реа­лизации норм материального права.

Процессуальные нормы в отличие от материальных не со­держат указаний на то, как следует разрешать тот или иной вопрос по существу, а определяют лишь порядок рассмотрения дела. Процессуальные отрасли права «обслуживают» отрасли материального права и не могут существовать без них.

В соответствующих процессуальных формах реализуются нормы всех отраслей материального права. Но только уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право выделились в самостоятельные отрасли. Они «обслуживают» не только свои прототипы материального права, но и некоторые другие отрас­ли. В частности, на основе норм гражданско-процессуального права разрешаются дела из сферы семейного, трудового права. Некоторые материальные отрасли содержат в себе нормы про­цессуального характера (административное право), так как они еще не выделились в самостоятельные отрасли.

Своеобразие системности права в Республике Беларусь проявляется также в деле­нии его на частное и публичное.

В соответствии с этой классификацией частное право охва­тывает те отрасли права, нормы которых выражают интересы в первую очередь личности, те интересы, которые частные лица могут реализовать самостоятельно. В сфере частного права гос­подствуют личные законные интересы граждан и их объедине­ний. Все отношения в этой сфере строятся на основе равенства и свободного волеизъявления их участников.

Публичное право включает в себя нормы, регулирующие от­ношения государства, его органов с гражданами и организация­ми. Нормы публичного права связаны с общими (публичными) интересами всех членов общества. В процессе публичных право­отношений органы государства являются носителями властных полномочий и могут требовать от других субъектов права со­блюдения действующего законодательства, применять в необхо­димых случаях меры государственного принуждения и т.д [9, с.275].

Отрасли публичного права обеспечивают охрану государствен­ного и политического строя, существующую систему обществен­ных отношений.

В настоящее время в Республике Беларусь конституционно закреплено положение, в соответствии с которым человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

Экономика начинает функционировать на базе рыночных отношений, поддерживается частная инициатива, законодатель­ное закрепление получило равноправие всех форм собственнос­ти и т.д.

Все это указывает на юридическое признание необходимос­ти ограниченного вмешательства государства в некоторые сфе­ры общественной жизни и свидетельствует о значимости диффе­ренциации права на частное и публичное.

Система права в Республике Беларусь не остается неизменной. Общественные взаи­мосвязи непрерывно совершенствуются и видоизменяются. Систе­ма права также меняется, отражая происходящие перемены. От­меняются устаревшие нормы права, устанавливаются новые, охва­тывающие регулирующим воздействием те общественные отно­шения, которые до этого находились вне правовой регламентации.

Формируются новые отрасли и институты права. В юриди­ческой науке ведутся интенсивные дискуссии по поводу сложив­шихся или складывающихся новых отраслей права (админист­ративно-процессуального права, отрасли права социального обес­печения, бюджетного права и др.).

Изменения в нормах, институтах и отраслях права, восприя­тие новых принципов системообразования являются показате­лями развития и совершенствования системы российского и бе­лорусского права на современном этапе. Поскольку существен­но изменилось содержание отношений в области сельскохозяй­ственного производства, утратило свое значение колхозное пра­во. В настоящее время возникли новые формы ведения хозяй­ства, планово-распределительные отношения и «колхозная де­мократия» уходят в прошлое. Отношения, складывающиеся в сельском хозяйстве, регулируются теперь нормами гражданско­го, административного, финансового права.

Особое место в правовой системе Республики Беларусь занимает международное право. Нормы международного права образуют самостоятельную широко разветвленную систему. Это обусловлено тем, что они устанавливаются не одним государ­ством, а в силу соглашений между государствами (конвенций, пактов, договоров, уставов международных организаций и т.п.), в соответствии с которыми эти государства принимают опреде­ленные обязательства по отношению друг к другу.

Международное право подразделяется на международное частное право и международное публичное право.

Первое регулирует имущественные и иные отношения с участием иностран­ных физических лиц и организаций. Второе — отношения между государствами по вопросам правосубъектности государств и меж­дународных организаций, правового положения и деятельности дипломатических органов, международных судов, международ­ных организаций и т.д.

Вместе с тем внутригосударственное право тесно взаимодей­ствует с международным правом. В Конституции Республики Беларусь (ст. 8) закреплено положение, в соответствии с кото­рым она признает приоритет общепризнанных принципов меж­дународного права и обеспечивает соответствие им националь­ного законодательства. В ст. 15 Закона Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь» установле­но, что нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью дей­ствующего на ее территории законодательства [2].

3. Развитие правовой системы Республики Беларусь

на современном этапе

3.1 Кодификация законодательства – как элемент

развития национальной правовой системы

Согласно Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь, одобренной Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205, одной из основных задач в области государственно–правовой политики Республики Беларусь является системное правотворчество. Особая роль в решении этой задачи принадлежит кодификации как высшей форме систематизации и оптимальному средству совершенствования законодательства [4].

Кодекс – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений (статья 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь») [3].

Деятельность по кодификации белорусского законодательства масштабно стала осуществляться с середины 90-х годов прошлого столетия. В настоящее время в Республике Беларусь действуют 25 кодексов:

1. Водный кодекс (15 июля 1998 г.).

2. Гражданский кодекс (7 декабря 1998 г.).

3. Хозяйственный процессуальный кодекс (15 декабря 1998 г.).

4. Гражданский процессуальный кодекс (11 января 1999 г.).

5. Жилищный кодекс (22 марта 1999 г.).

6. Уголовный кодекс (9 июля 1999 г.).

7. Кодекс о браке и семье (9 июля 1999 г.).

8. Уголовно-процессуальный кодекс (16 июля 1999 г.).

9. Трудовой кодекс (26 июля 1999 г.).

10. Кодекс торгового мореплавания (15 ноября 1999 г.).

11. Уголовно-исполнительный кодекс (11 января 2000 г.).

12. Избирательный кодекс (11 февраля 2000 г.).

13. Лесной кодекс (14 июля 2000 г.).

14. Банковский кодекс (25 октября 2000 г.).

15. Инвестиционный кодекс (22 июня 2001 г.).

16. Кодекс внутреннего водного транспорта (24 июня 2002 г.).

17. Налоговый кодекс (Общая Часть) (19 декабря 2002 г.).

18. Кодекс об административных правонарушениях (21 апреля 2003 г.).

19. Воздушный кодекс (16 мая 2006 г.).

20. Кодекс о судоустройстве и статусе судей (29 июня 2006 г.).

21. Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях (20 декабря 2006 г.).

22. Таможенный кодекс (4 января 2007 г.).

23. Бюджетный кодекс (16 июля 2008 г.)

24. Кодекс о земле (23 июля 2008 г.)

25. Кодекс Республики Беларусь о недрах (в новой редакции) [18].

По количеству действующих кодексов Республика Беларусь вместе с Российской Федерацией занимает лидирующее место среди стран СНГ. Далее следуют Украина (20 кодексов), Кыргызская Республика (18 кодексов), Узбекистан (16 кодексов), Азербайджанская Республика (16 кодексов), Казахстан (14 кодексов) [13, с.14].

Общественная жизнь характеризуется динамизмом и сложностью происходящих в ней процессов. Это наглядно проявляется в экономической и других сферах, отношения в которых на переходном этапе развития являются довольно нестабильными. В результате, законодательство и в том числе кодексы как базовые регуляторы общественных отношений, часто корректируются, дополняются, изменяются.

Так, первый Хозяйственный процессуальный кодекс (ХПК) был принят 5 июня 1991 года, второй (действующий) – 15 декабря 1998 года. ХПК 1998 года стал более объемным и закрепил ряд новых процессуальных институтов, множество отдельных правил, совершенствующих процедуру разбирательства и разрешения споров, обеспечивающих дополнительные гарантии реализации материальных и процессуальных прав участников процесса. Законом от 6 августа 2004 года «О внесении изменений и дополнений в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь» была принята новая редакция ХПК. В ней содержатся многие новеллы судопроизводства в хозяйственных судах: согласительные процедуры, апелляционное производство и др.

В результате изменений внесенных в Гражданский кодекс, расширен перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций с иностранными инвестициями, подробную регламентацию получили отношения по франчайзингу, усовершенствованы нормы об интеллектуальной собственности, о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и др.

В настоящее время также принята новая редакция Кодекса о земле и Кодекса о недрах.

Довольно нестабильными, подвергающимися частому пересмотру являются Гражданский процессуальный, Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы.

Уголовно-исполнительное законодательство Республики Беларусь состоит из Уголовно-исполнительного кодекса. Перспективы развития Кодекса связываются с изменением порядка отбытия отдельных видов наказания, в частности, ограничения свободы, а также с реорганизацией исправительных учреждений.

Основополагающим нормативным правовым актом в сфере жилищных отношений является вступивший в силу с 1 июля 1999 года Жилищный кодекс Республики Беларусь. Принципиальным отличием нового Кодекса от ранее действовавшего законодательства можно назвать обусловленное содержанием части первой статьи 48 Конституции Республики Беларусь деление жилищного фонда на государственный и частный [18].

Однако многие юристы высказываются за разработку новой редакции Жилищного кодекса. Отметим, что с 1999 года изменения и дополнения в Жилищный кодекс не вносились, за это время (с 1999 г. по 2009 г) было принято множество нормативных правовых актов, общие положения которых требуется прописать в новом Жилищном кодексе.

Правовое регулирование общественных отношений в сфере брака и семьи обеспечивается кодифицированным законодательным актом – Кодексом Республики Беларусь о браке и семье. Развитие данного акта идет по пути усиления имущественной ответственности родителей за неисполнение обязанностей по содержанию детей, недопущения незаконной посреднической деятельности при усыновлении детей, обеспечения прав детей на охрану здоровья, приведения терминологии Кодекса в соответствие с действующим законодательством.

Законодательство о труде и занятости населения является важнейшим инструментом осуществления государственной социальной политики. Итогом его совершенствования явилось вступление в силу с 1 января 2000 года Трудового кодекса Республики Беларусь. За прошедший период сложилась определенная практика применения Трудового кодекса, которая показала, что данный Кодекс является достаточно стабильным, как и в целом действующее законодательство о труде, и соответствует современным требованиям. Законом Республики Беларусь от 20.07.2007 №273 «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» были внесены изменения и дополнения во многие статьи Трудового кодекса (вступили в силу с 26 января 2008 г.).

Изменения и дополнения были внесены с соответствии с практикой правоприменения [13, с.17].

В настоящее время идет совершенствование законодательства Республики Беларусь об административных правонарушениях. 21 апреля 2003 года принят Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП).

29 июня 2006 года в правовой жизни нашей страны произошло знаковое событие: впер­вые в ее истории принят Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Кодификация национального законодательства о судебной организации и статусе судей, зна­чительно обновленного за последние годы в связи с проведением судебно-правовой реформы, является весьма своевременной, оправданной и необходимой. На качественно новый уровень поднято правовое регулирование адекватной сферы общественных отношений, учтен десяти­летний опыт реализации Закона о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь 1995 года, новейшие достижения научной мысли, более полно отражены общепризнанные прин­ципы и нормы международного права [18].

Впервые в законодательной практике республики 20 декабря 2006 г. принят Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (ПИКоАП), который решает комплексно и системно вопросы рассмотрения дел об административных правонарушениях и исполнения принятых по ним решений. Он разработан с учетом положений Кодекса об административных правонарушениях, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов.

КоАП и ПИКоАП введены в действие с 1 марта 2007 г. специальным Законом от 31 декабря 2006 года «О введении в действие Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях».

В настоящее время запланированы к разработке следующие кодексы Республики Беларусь:

1) Налоговый кодекс. Особенная часть (находится на доработке в Совете Министров).

Срок внесения проекта Кодекса субъекту права законодательной инициативы – август 2009 г.; срок внесения проекта Кодекса в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь – ноябрь. Планируется, что Особенная часть налогово кодекса вступит в силу с 1 января 2010 г.

2) Кодекс об образовании. Министерство образования Республики Беларусь доработало проект Кодекса и внесло его в Совет Министров Республики Беларусь.

3) Проект нового Жилищного кодекса Республики Беларусь. Срок внесения проекта Кодекса субъекту права законодательной инициативы – октябрь 2008 г.; срок внесения проекта Кодекса в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь – февраль 2010 г.;

— Обсуждается вопрос о подготовке проекта Экологического кодекса Республики Беларусь. Главой государства согласована и Правительством утверждена концепция проекта Экологического кодекса. В проекте предполагается предусмотреть правовое регулирование отношений в сфере охраны окружающей среды, озонового слоя, отдельных компонентов природной среды, а также регламентировать отношения по вопросам государственной экологической экспертизы, обращения с отходами, особо охраняемых природных территориях. Срок подготовки проекта Кодекса 2010 – 2011 гг. [18] .

Также обсуждается вопрос о необходимости принятия Кодекса об интеллек­туальной собственности в объеме специальных законов, посвященных различным объектам ИС, что в какой-то мере обеспечит исчерпывающую полноту правового регулирования общественных отношений, связан­ных с их созданием и использова­нием [14, с.27]. Однако, о не­обходимости принятия в Республи­ке Беларусь Кодекса об интеллек­туальной собственности заслужи­вает дополнительного обсуждения, тем более, что в литературе выска­зан ряд предложений по совер­шенствованию законодательства Республики Беларусь об интеллек­туальной собственности, и эти пред­ложения следует обсудить до коди­фикации.

3.2 Основные тенденции развития правовой системы, Республики Беларусь в условиях глобализации

Сейчас мы достигли такого уровня отноше­ний между государствами, людьми, что события, решения, происходящие в одной части планеты, часто оказывают влияние на людей, государства, которые, на первый взгляд, не имеют к этому ни­какого отношения. Однако в силу наличия опре­деленных связей они как раз и испытывают это воздействие. То есть можно вести речь о полити­ческой, экономической, культурной глобализации. Не только государства, правовая система, в том числе и правовая система Республики Беларусь, также находится под влиянием глоба­лизации. Это очевидно и объяснимо.

Национальная правовая система имеет свои тенденции развития в условиях глобализации. Если говорить о Европе, то все больше усилий на континенте предпринимается для формирования единого ев­ропейского правового пространства. Примером яв­ляется не только ЕКПЧ и активная практика воздействия Европейского Суда по правам чело­века на национальное законодательство, в том чис­ле по ключевым проблемам взаимодействия граждан и их национальных государств, но и на­стоятельная деятельность по продвижению в жизнь Европейской Конституции.

Закономерно­стью становится интернационализация националь­ной правой системы, что предполагает приведение ее в соответствие с так называемыми международны­ми стандартами [5, с.12].

Таким образом, правовые стандарты касают­ся различных сфер жизни общества и государства, однако национальные государства должны, на наш взгляд, «просеивать» навязываемые стандарты с учетом национальных интересов. Например, в сфе­ре так называемой массовой культуры есть много отрицательного, особенно в части воздействия на умы молодежи. Нам не следует повторять те ошиб­ки, которые сейчас старается исправить Запад, ока­завшись в плену у ряда негативных тенденций массовой культуры.

Несомненным приоритетом в совершенствова­нии националь­ной правой системы могут быть стандарты в области прав и свобод человека. Международная практика здесь достаточно богатая. Беларусь сама является участницей ряда важнейших договоров в этой области. Однако и здесь мы имеем моральное право отстаивать свои ценности, стремиться обес­печивать оптимальный баланс интересов личности, общества и государства. Мы можем противостоять стремлению применять по отношению к нам двой­ные стандарты (двойные оценки).

Обратим внимание на важное положение бе­лорусской Конституции, согласно ст. 8 которой Бе­ларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства; в соответствии со ст. 59, государство обязано принимать все до­ступные ему меры для создания внутреннего и меж­дународного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией.

Процесс глобализации влечет расширение сферы правового регулирования, так как только посредством единых подходов в праве в ряде об­ластей можно обеспечить решение вопросов, важ­ных для всего человечества. Право вынуждено реагировать на результаты научно-технического прогресса, благодаря которому и происходит про­цесс глобализации.

Беларусь как европейская страна хотя и не находится пока в составе такой международной организации, как Совет Европы, все же испыты­вает на себе мощное влияние европейской культу­ры, в том числе правовой. Ее правовая система относится к романо-германской семье права, для которой характерны свои традиции и стандарты, которые нам также следует учитывать. У нас дол­жен расширяться взгляд на право, где не только нормативные правовые акты, но и складывающие цивилизованные правила (обычаи), прецеденты, правовые принципы являются источниками регу­лирования общественных отношений.

Взаимодействие белорусского национально­го права и европейского права — это процесс со­гласования правовых систем для достижения общих целей. С точки зрения сегодняшнего дня, в основном это процесс односторонний: совершен­ствование национального законодательства и прак­тики осуществляется с учетом европейских стандартов. При этом подчеркнем еще один очень важный момент — это процесс добровольный.

Европейская конвенция о защите прав челове­ка и основных свобод в формальном отношении не является юридически обязательным документом для Республики Беларусь в силу того, что наша страна не входит в Совет Европы. И к решениям Европей­ского суда по правам человека может быть соответ­ствующее отношение. Однако по существу в белорусском государстве практически все нормы ЕКПЧ восприняты и получают свое развитие в за­конодательстве и на практике. Во многом это объяс­няется тем, что редакция статей принятой в 1994 г. Конституции готовилась с учетом ЕКПЧ, а также сформированной практики Европейского Суда по правам человека и функционировавшей на тот мо­мент Европейской Комиссии по правам человека. Сравнение содержания Конституции Республики Беларусь и ЕКПЧ подтверждает этот вывод [5, с.13].

Таким образом, правовая система, как и эконо­мика отдельного государства, не может существовать в замкнутом пространстве. Объективно развиваю­щиеся процессы интеграции на европейском про­странстве, включая постсоветское, глобализация оказывают все большее влияние на национальные правовые системы. Все более очевидным становит­ся процесс интернационализации права.

Единое правовое пространство на европейском континенте объективно формируется и по той при­чине, что при подготовке проектов конституций новых государств, включая Беларусь, были заим­ствованы многие положения (идеи и нормы) из кон­ституций развитых стран Западной Европы и США. Ориентиром явились тексты конституций Германии Франции, Италии, Швеции, Швейцарии и других стран, накопивших необходимый опыт преобразо­ваний. И естественно, общие правовые принципы и нормы предполагают единый стандарт действий.

В Беларуси много сделано для обновления за­конодательства. Но есть и существенные недостат­ки: противоречивость, запутанность, несистемность, двусмысленность формулировок снижает уважение к праву, ведет к нарушению законодательства, а не­редко и к необоснованному привлечению к ответ­ственности граждан и субъектов хозяйствования. Такие факты устанавливают органы прокуратуры, другие правоохранительные органы, а также Консти­туционный Суд.

На фоне развития права, законодательства у нас сформировался такой тип правопонимания, правообразования, суть которого сводится в основ­ном к увеличению законодательного массива. Дей­ствительно, пробелы в правовом регулировании, особенно в области основных прав и свобод граж­дан, следует безотлагательно восполнять. Однако при этом необходимо уделять повышенное внима­ние согласованности нормативных актов, сопод-чиненности с учетом их юридической силы.

Нам необходимо научиться формулировать законы достаточно четко, с тем чтобы позволить заинтересованным лицам — при необходимости с помощью юридической консультации — предвидеть с разумной для данных обстоятельств степенью определенности те последствия, которые может повлечь за собой конкретное действие.

Необходимость избежать чрезмерной негибко­сти и не отставать от изменяющихся обстоятельств означает, что многие законы неизбежно сформули­рованы в большей или меньшей степени широко.

Закон, предоставляющий публичной власти свободу усмотрения, должен определить ее пре­делы, а уровень требуемого уточнения зависит от конкретной области. Принято считать «законом» только ту норму, которая сформулирована достаточно четко, чтобы гражданин мог скорректировать свои действия. Лишь принимая во внимание общий харак­тер конституционных норм, требуемый для них уровень точности может быть меньше уровня, тре­буемого для другого законодательства [5, с.15].

Правовая система представляет собой именно систему тогда, когда настроена на самосовершен­ствование. И основой для самовоспроизводства дол­жна быть Конституция. Если в ней содержится соответствующий механизм самонастройки, значит, Конституция выполняет свою миссию.

Важнейшей задачей является упорядочение (ранжирование) актов с учетом их иерархии. Для успешного развития Беларуси как правового госу­дарства акты текущего законодательства должны составлять выстроенную на основе Конституции правовую пирамиду, где отсутствуют противоре­чия и пробелы.

Процесс формирования единого правового (конституционного) пространства в Европе по су­ществу представляет собой развитие конституци­онного права наднационального уровня. Именно на него следует ориентироваться при осуществле­нии конституционной защиты прав и свобод граж­дан. Оно формируется на основе Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ) и деятельности Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ).

Конечно, суды применяют нормы меж­дународного права с учетом национальной правовой системы, в которой зафиксированы соответствующие правила. В Беларуси опыт в этой сфере только на­капливается. В зарубежных странах он шире, хотя и не однозначен. На мой взгляд, формировать прак­тику применения норм международных договоров могут и должны не только государственные орга­ны (в частности суды), но и сами граждане. Люди, вступая в определенные отношения, могут ставить перед государственными органами вопросы о реа­лизации прав, содержащихся в международных договорах, и об обязанностях органов власти их обеспечить. Соответствующую помощь оказыва­ет и Конституционный Суд.

В Республике Беларусь продолжается форми­рование правовой идеологии как систематизиро­ванного выражения правовых взглядов, идей. Участвуют в этом процессе ученые и преподава­тели академических и учебных учреждений.

С учетом зарубежного опыта у нас формирует­ся представление о роли национального и междуна­родного права, конституционности в становлении правового демократического социального государ­ства. При этом белорусские ученые и специалисты, используя опыт других стран, содействуют созда­нию достаточно эффективного государственного механизма. Сейчас очень важно найти и установить оптимальный уровень взаимоотношений между государством и отдельным человеком, свести к ми­нимуму «вторжение» государства в автономную сферу индивидуума, исключить «избыточность» правового регулирования, внедрить в законотвор­ческую и правоприменительную практику в каче­стве императива действие стандартов правового демократического государства.

Весом вклад Конституционного Суда в совер­шенствование правовой системы. В своей деятель­ности Конституционный Суд утверждал прежде всего такие принципы, как верховенство права, при­оритет общепризнанных принципов международно­го права, прямое действие конституционных норм, соблюдение иерархии нормативных актов, доступ­ность правосудия, в том числе конституционного, недопустимость придания обратной силы норматив­ным актам, ухудшающим положение участников правоотношений, социальная справедливость, рав­ноправие, гуманизм, взаимная ответственность го­сударства и личности, презумпция правомерности поведения гражданина и др. Указанные принципы права носят универсальный характер и оказывают регулирующее воздействие на все сферы обществен­ных отношений. Общеобязательность таких принци­пов состоит как в приоритетности их перед иными правовыми установлениями, так и в распростране­нии их действия на все субъекты права.

Задачей Конституционного Суда Республики Беларусь является обеспечение верховенства Кон­ституции. Ее текст в части определения прав, сво­бод и обязанностей человека и гражданина готовился с учетом таких фундаментальных актов ООН, как Всеобщая Декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политиче­ских правах, Международный пакт об экономиче­ских, социальных и культурных правах. С 1994 г. сохраняется норма о признании Республикой Бела­русь приоритета общепризнанных принципов меж­дународного права и обеспечение соответствия им законодательства. Таким образом, общепризнанные принципы выступают в качестве вектора нормотворческой и правоприменительной деятельности [5, с.16-17].

Согласно Закону «О международных догово­рах Республики Беларусь», нормы права, которые содержатся в международных договорах, вступив­ших в силу, являются частью действующего на тер­ритории Беларуси законодательства, подлежат непосредственному применению, если иное не следует из договора, и имеют силу того акта, кото­рым выражено согласие белорусского государства на обязательность международного договора [2].

Таким образом, современная правовая система Республики Беларусь испытывает на себе существенное воздей­ствие процесса глобализации.

Заключение

Правовая система в широком понимании – это закономерно связанная целостность устойчивого пра­восознания, всех правовых норм, форм их выражения (источников) и их реализации, а также правотвор­ческих, правоустановительных и правореализующих процедур, обеспечивающих регулирование обществен­ных отношений по пути прогрессивного их развития.

В настоящее время в мире насчитывается свыше двух­сот национальных правовых систем. Правовая система каждого народа, имеющего свою государственность, скла­дывается исторически, в соответствии с механизмом дей­ствия объективных законов общества, особенностей усло­вий их функционирования, других объективных и субъективных обстоятельств.

Правовой системе, как и иным реально существующим явлениям, присущи соответствующие закономерности. К закономерностям функционирования современных правовых систем относятся: соответствие правового упорядочения механизму дей­ствия объективных законов регулируемых сфер обще­ственных отношений и закономерностям самого права; осуществление правового регулирования путем точ­ного определения круга субъектов права, их юридических прав, обязанностей и гарантий; верховенство права по отношению к государственной власти (право выше власти); верховенство права в системе всех нормативных соци­альных регуляторов; стимулирование социально полезной активности субъектов права; усиление роли отрасли конституционного права и его прямое действие; усиление роли международного права; усиление гарантий прав и свобод личности; своевременное правовое упорядочение непрерывно развивающихся отношений, нуждающихся в правовой защите; обеспечение стабильности в правовой регламентации.

Основной закон функционирования правовой сис­темы заключается в стимулировании правовыми средствами социальнополезной активности субъек­тов права путем обеспечения гармоничного сочета­ния интересов личности и общества.

Существенными правообразующими факторами право­вой системы белорусского народа были традиционные, геополитические, культурные, научно-теоретические, су­губо политические, идеологические, юридические. Основными элементами национальной правовой систе­мы Республики Беларусь являются отрасли права и отрас­ли законодательства, их институты и нормы.

Республика Беларусь унаследовала правовую систему, сложившуюся в советский период. С учетом некоторых изменений, происшедших за последние годы, функционирующая в настоящее время системы права Рес­публики Беларусь состоит из следую­щих основных отраслей: конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, трудовое право, семейное право, земельное право, финансовое право, уголовно-исполнительное право, гражданско-процессуальное право, уголов­но-процессуальное право.

Особое место в правовой системе Республики Беларусь занимает международное право. Нормы международного права образуют самостоятельную широко разветвленную систему. Это обусловлено тем, что они устанавливаются не одним государ­ством, а в силу соглашений между государствами (конвенций, пактов, договоров, уставов международных организаций и т.п.), в соответствии с которыми эти государства принимают опреде­ленные обязательства по отношению друг к другу.

В Конституции Республики Беларусь (ст. 8) закреплено положение, в соответствии с кото­рым она признает приоритет общепризнанных принципов меж­дународного права и обеспечивает соответствие им националь­ного законодательства. В ст. 15 Закона Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь» установле­но, что нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью дей­ствующего на ее территории законодательства.

Правовая система Республики Беларусь не остается неизменной, формируются новые отрасли и институты права. В юриди­ческой науке ведутся интенсивные дискуссии по поводу сложив­шихся или складывающихся новых отраслей права (админист­ративно-процессуального права, отрасли права социального обес­печения, бюджетного права и др.).

По количеству действующих кодексов Республика Беларусь вместе с Российской Федерацией занимает лидирующее место среди стран СНГ. Далее следуют Украина (20 кодексов), Кыргызская Республика (18 кодексов), Узбекистан (16 кодексов), Азербайджанская Республика (16 кодексов), Казахстан (14 кодексов).

В настоящее время запланированы к разработке следующие кодексы Республики Беларусь: Налоговый кодекс: Особенная часть, Кодекс об образовании, новая редакция Жилищного кодекса. Обсуждается вопрос о необходимости подготовки Экологического кодекса и Кодекса об интеллектуальной собственности.

Беларусь продолжает развиваться как демократическое социальное правовое государство, основанное на фундаментальных конституционных принципах. Однако социально-экономическое развитие требует не только новых решений от законодателей, но и формирования качественно обновленной правовой системы государства, ориентированной на обеспечение потребностей общества.

Парламентом страны в минувшем году принято свыше 100 значимых для национальной правовой системы, более чем в 60 действующих законов внесены изменения и дополнения. «Целью совершенствования нормативных правовых актов является формирование эффективного государства для народа, обеспечивающего доверие граждан к государству», — сказал Петр Миклашевич [16, с.3].

Современная правовая система Республики Беларусь испытывает на себе существенное воздей­ствие процесса глобализации, ведь правовая система, как и эконо­мика отдельного государства, не может существовать в замкнутом пространстве. Объективно развиваю­щиеся процессы интеграции на европейском про­странстве, включая постсоветское, глобализация оказывают все большее влияние на национальные правовые системы. Все более очевидным становит­ся процесс интернационализации права.

Взаимодействие белорусского национально­го права и европейского права — это процесс со­гласования правовых систем для достижения общих целей. С точки зрения сегодняшнего дня, в основном это процесс односторонний: совершен­ствование национального законодательства и прак­тики осуществляется с учетом европейских стандартов.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://leaktrix.ru/kursovaya/pravovaya-sistema-rb/

Список нормативных источников:

[Электронный ресурс]//URL: https://leaktrix.ru/kursovaya/pravovaya-sistema-rb/

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и допол­нениями на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.).

– Минск: Амалфея, 2008. – 48 с.

2. О международных договорах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-З // Эталон – Беларусь. [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.

3. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 15 июля 2008 г. № 410-З // Эталон – Беларусь. [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.

4. О Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205 // Эталон – Беларусь. [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.

Список литературных источников:

[Электронный ресурс]//URL: https://leaktrix.ru/kursovaya/pravovaya-sistema-rb/

5. Василевич, Г.А. Национальное государство и право в условиях глобализации / Г.А. Василевич // Проблемы управления. – 2008. – №1. – С.12-18.

6. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: курс лекций / А.Ф. Вишневский. – Минск: Тесей, 2005. – 336 с.

7. Григонис, Э.П. Теория государства и права: курс лекций / Э.П. Кригонис. – Санкт-Петербург: Питер, 2002. – 320 с.

8. Дробязко, С.Г. Общая теория права: учеб. пособие для вузов / С.Г. Дробязко, B.C. Козлов. — 2-е изд., исправленное и дополненное. – Минск: Амалфея, 2007. – 480 с.

9. Кучинский, В.А. Общая теория государства и права: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. / А.Ф. Виш­невский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. проф. В.А. Кучинского. – Минск: Издательство деловой и учебной литературы, 2006. – 656 с.

10. Нерсесянц, В.С. Проблемы общей теории права и государства: учебник / Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. – Москва, 2002. – 605 с.

11. Мартинович, И.И. Кодификация законодательства о судоустройстве – качественно новый уровень правового регулирования организации судебной власти в Республике Беларусь / И.И. Мартинович // Юстиция Беларуси. – 2006. – №10. – С.17-21.

12. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права: учебник / М.Н. Марченко. – Москва: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 768 с.

13. Мицкевич, В.В. Кодификация законодательства Республики Беларусь / В.В. Мицкевич // Закон и творчество. – 2009. – №1. – С.12-18.

14. Попова И.И. Некоторые вопросы кодификации законодательства об интеллектуальной собственности / И.И. Попова // Интеллектуальная собственность в Беларуси. – 2008. – №25. – С.25-28.

15. Протасов, В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт-М, 2001. – 346 с.

16. Черданцев, А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов / А.Ф. Чержанцев. – Москва: Юрайт-М, 2001. – 432 с.

17. Чуприс, А.Н. О конституционной законности в Республике Беларусь // Советская Белоруссия. – 2008. – №60 (22960).

– C.3.

18. Кодификация законодательства / Национальный центр законодательства и правовых исследований [Электронный ресурс]. Режим доступа – [http://center.gov.by/kodeks.html ]. – Дата доступа: 05.05.2009.