Правовые основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, их понятие, системы и уровней нормативного регулирования

Курсовая работа

Оперативно-розыскная деятельность — это гласная и негласная деятельность оперативных подразделений государственных органов, по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий, в целях обеспечения общественной безопасности, правопорядка и недопущения совершения преступлений.

Регламентацию оперативно-розыскной деятельности осуществляют нормы права отраженные в конституции РФ и ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Первоначально розыск рассматривался как ответвление от разведывательной деятельности, проводимой в целях установления планов военного противника. Развитие преступности обусловило необходимость использования, в целях противодействия ей, отдельных разведывательных форм и методов.

Истоки уголовного розыска (сыска) восходят к рабовладельческому строю. Именно тогда впервые внедряется негласная розыскная работа. Упоминания о специальных службах и принципах их деятельности содержатся в древних литературных памятниках. Например, в древнеиндийской «Артхашастра» содержатся сведения о структуре и принципах такой службы. К иным обязанностям агентов относилась борьба с разбойниками, бандитами, прелюбодеями.

Оперативно-розыскная деятельность как элемент деятельности правоохранительных органов в отечественной и зарубежной практике известна давно. Понимание объективности существования и развития этого специфического вида деятельности обусловлено историческими традициями, сложившимися в мировой практике борьбы с преступностью.

Для того чтобы понять содержание, оценить значение ОРД, ее место в системе практических мер предупреждения и раскрытия преступлений, необходимо понять ее историческую сущность, социальные предпосылки и природу. Это позволит оценить социальную полезность данного вида человеческой деятельности, определить преемственность содержания ОРД, ее организации и правового регулирования.

Целью курсовой работы является исследование правовых основ оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, их понятие, системы и уровней нормативного регулирования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть правовую регламентацию ОРД в Российской Империи (XVIII в.- начало XX в.);

7 стр., 3455 слов

Правовые основы оперативно-розыскной деятельности

... об ОРД («Правовая основа оперативно-розыскной деятельности») такую основу составляют Конституция РФ, Федеральный Закон об ОРД, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают ...

— изучить правовое регулирование сыска в советский период (середина 1918 г. – август 1991 г.).

— исследовать правовые основы ОРД на современном этапе (с марта 1992 г. по настоящее время).

— изучить оперативно-розыскной закон: понятие, структуру и общую характеристику;

— проанализировать основные ведомственные нормативные акты, регулирующие оперативно-розыскную деятельность.

Объект исследования: оперативно – розыскная деятельность.

Предмет исследования включает в себя нормативно-правовые акты, другие документальные материалы, характеризующие организацию, формы и методы деятельности оперативно — розыскных органов.

Методологическую основу исследования составил диалектический метод познания, который позволяет рассматривать государственно-правовые институты, составившие предмет настоящего исследования, не изолированно друг от друга, а во взаимосвязи с другими общественными явлениями в русле общих закономерностей развития государства и общества.

1. Понятие и история правовой основы оперативно-розыскной деятельности

1.1 Правовая регламентация ОРД в Российской Империи (XVIII в.- начало XX в.)

Первое упоминание о разведывательной деятельности как прообразе современной ОРД содержится в книгах Священного Писания Ветхого и Нового Завета. В Библии также содержится упоминание отдельных элементов ОРД и особенностей их применения. Например, во 2-й книге Царств в 15-й и последующих главах указывается многоходовое оперативно-розыскное мероприятие, а также рассматривается пример организации царем Давидом конфиденциального содействия [24, с. 96].

Одно из первых упоминаний об ОРД датируется VI в. до н. э. и принадлежит перу китайского философа Сунь Цзы, считавшего, что предвидеть различные события возможно не столько через духов и богов, изучение аналогий истории и собственные размышления, сколько с помощью людей, знающих, что делается у врага. Он утверждал, что использование форм и методов специальной работы требует строжайшей тайны. Сунь Цзы рассматривал ОРД и шпионаж как средства войны с возможно меньшим числом жертв. Для этого придавалось важное значение сбору информации, проведению специальных операций (прообраз современных ОРМ).

Сунь Цзы впервые в истории сыска детально проанализировал некоторые формы и методы ОРД (актуальные и эффективные и сегодня), предложил рекомендации по организации разведывательной службы, контрразведки, психологической войны, мероприятий по дезинформации противника, обеспечению безопасности [23, с. 81].

В работах известного философа и мыслителя Геродота, датируемых 480 г. до н. э., также указывается на использование древними греками приемов и методов ОРД. Активно использовали возможности специальной работы царь Александр Македонский и Ганнибал. Плутарх пишет в своих произведениях о наличии у Ганнибала закрытой информации о соглядатаях, которых он засылал в лагерь своих противников [20, с. 139].

11 стр., 5295 слов

Полиция: структура, компетенция, основные направления деятельности

... антикоррупционных мероприятий в системе МВД России и созданию новой, более совершенной системы оценки деятельности органов внутренних дел и др. Можно привести ряд законов, которые включают в себя положения, регулирующие правовой статус либо деятельность полиции. К ...

В России сыск появился в XV веке. По указам Ивана Грозного и Петра I созданы специальные розыскные учреждения (приказы).

В XIX веке в России уголовный розыск становится профессиональным. Борьба с революционными движениями привела к тому, что политический сыск России стал одним из лучших [28, с. 64].

Отдельные элементы ОРД появились уже в деятельности сыскных и судебных органов в период царствования Ивана Грозного, создавшего прообраз сыскных подразделений полиции, заложившего основы розыска. В середине XVI в. в центральных органах управления на основе Разбойной избы Боярской думы был сформирован Разбойный приказ, на который возлагалась организация борьбы с преступностью. В 1619 г. был создан Сыскной приказ, ведавший розыском преступников, в котором весьма активно использовалась информация граждан о месте их нахождения[28, с. 66].

На совершенствовании тактики и методики ОРД сыскных отделений, созданных в крупных городах, которые по поручению прокуроров и судебных следователей осуществляли ОРД по раскрытию и расследованию особо опасных преступлений, позитивно отразилось отделение сыскных функций от следственных. Согласно Указу императора от 8 июня 1860 г. полиции предписывалось осуществление дознания и сыска. Сотрудникам полиции разрешалось привлекать лиц к конфиденциальному содействию, внедрять их в преступные сообщества, выплачивать им значительное вознаграждение за ценную информацию, участие в раскрытии преступлений. Результаты ОРД использовались следователями в качестве доказательств по уголовным делам[28, с. 67].

Наряду с приобретением конфидентов в полицейской практике распространялось внедрение штатных сыщиков и руководителей сыскных служб в преступные группировки с целью раскрытия преступлений. Несмотря на существовавший в то время запрет для штатных сотрудников сыскных подразделений внедряться в криминальные группировки, руководители, следователи и прокуроры закрывали на это глаза, особенно когда подобные внедрения были успешными и осуществлялись в отношении революционеров.

31 декабря 1866 г. в С.-Петербурге впервые в России была учреждена сыскная полиция. При этом малочисленный штат сыскной полиции, низкий размер денежного содержания, выплачиваемого ее осведомителям, не отвечали требованиям борьбы с уголовной преступностью. В качестве основных недостатков ОРД данного периода можно отметить отсутствие ее нормативного регулирования и централизованного финансирования[30, с. 245].

ОРД как система с присущими ей правовыми, организационно-тактическими, морально-этическими, психологическими аспектами начала оформляться в России только в конце XVIII в., когда полицейские подразделения, тайная экспедиция приобрели значительный штат секретных сотрудников. В официальной инструкции охранного отделения указывалось, что главной задачей сыскных подразделений является обследование преступных сообществ, уличение их членов в совершении криминальных действий и предание их суду. Важная роль отводилась различным источникам информации, в качестве которых часто выступали осведомители.

В 1910 г. МВД издает Инструкцию членам сыскных отделений, в которой отражаются вопросы организации и тактики систематического надзора за преступными элементами путем специальной деятельности, негласных форм и методов работы. С 1910 г. деятельность уголовного сыска и уголовной полиции в России регламентировалась высшим нормативным актом — Законом «Об организации сыскной части». В нем определялись задачи, полномочия и обязанности сыскной полиции. Детализировались права и обязанности руководителей сыскных отделений[2, с. 172].

8 стр., 3972 слов

Субъект преступления

... понятие субъекта преступления в уголовном праве; раскрыть понятие возраста уголовной ответственности; раскрыть особенности уголовной ответственности; рассмотреть критерии вменяемости и невменяемости субъекта; охарактеризовать специальный субъект преступления. Методологическую базу работы составили нормативно- правовые акты, труды отечественных исследователей в области науки уголовного права ...

Еще один шаг в направлении правового регулирования ОРД был сделан полицейским ведомством в 1914 г. Принятая им Инструкция по организации и ведению внутреннего наблюдения в жандармских и розыскных учреждениях детализировала деятельность сыскных подразделений, подробно отражала организационные и тактические аспекты специальной работы [3, с. 93].

По мнению авторов Инструкции, залог успеха в осуществлении ОРД заключался в наличии у офицеров таких психологических характеристик, как настойчивость, терпение, сдержанность, осторожность, мягкость, осмотрительность, спокойная решительность, убедительность, проникновенность, вдумчивость, умение определить характер собеседника и подметить слабые и чувствительные его стороны, умение располагать к себе человека и подчинять его своему влиянию [30, с. 325].

1.2 Правовое регулирование сыска в советский период (середина 1918 г. – август 1991 г.)

В годы советской власти совершенствуется и уточняется правовое регулирование ОРД. Постепенно она превращается в специализированную область функционирования специальных органов и подразделений. Ее специфичность, актуальность и автономность прослеживаются практически во всех ведомственных нормативно-правовых актах.

В изданном в 1918 г. «Необходимом руководстве для чрезвычайных комиссий» нормативно закреплялись и анализировались организационные, тактические, моральные, психологические, правовые, технические и другие особенности ОРД, описывались правила конспирации, общения с субъектами, воздействия на них, использования различных приемов и методов сыска, обязанности работающих по розыску, включавшие в себя практические рекомендации по организации и тактике осуществления наблюдения, права и обязанности разведывательной и технической части, правила производства дознания и т. д[29, с. 108].

В утвержденном коллегией НКВД в октябре 1918 г. «Положении об организации отделов уголовного розыска» предусматривалось наблюдение за лицами, подозреваемыми в совершении преступлений, путем слежки извне, а также с использованием внутреннего наблюдения через специальных лиц, в качестве которых часто выступали сотрудники, проникавшие в преступные сообщества и изнутри освещавшие их криминальную деятельность. Сотрудникам вновь образованной службы также предписывалась деятельность по охране революционного порядка путем негласного расследования уголовных преступлений и борьбы с бандитизмом. Документы того периода, в которых содержатся указания об использовании подразделениями уголовного розыска приемов и методов ОРД, дают основания полагать, что под негласным расследованием понимались ОРМ, предусмотренные сегодня Законом об ОРД (ст. 6) и ведомственными нормативно-правовыми актами[29, с. 109].

14 стр., 6608 слов

Нормативно-правовые акты Российской Федерации

... факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных правовых актов и т. д. ... постулаты и воззрения. В Российской Федерации источниками права признаются договоры нормативного содержания, среди которых ... применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо ...

Инструкция по уголовному розыску, разработанная на основе вышеуказанного Положения, прямо предписывала сотрудникам в целях предупреждения и раскрытия преступлений использовать формы и методы ОРД.

Нормативно-правовое регулирование ОРД получило дальнейшее развитие в Инструкции 1921 г. Принято считать, что данный нормативный акт является началом правового регулирования ОРД, в частности оперативных аппаратов криминальной милиции[25, с. 93].

Оперативно-розыскная деятельность активно проводилась и в местах лишения свободы, однако отсутствие нормативно-правового регулирования, практических рекомендаций по организации и тактике значительно снижали ее эффективность. Поэтому в последующем опыт организации ОРД, накопленный подразделениями НКВД и уголовного розыска, был использован для разработки специального циркуляра НКВД РСФСР 1923 г., предписывавшего сотрудникам осуществление ОРД, проведение ОРМ в исправительно-трудовых учреждениях [24, с. 103].

Возможность осуществления ОРД была закреплена в Уголовно-процессуальном кодексе 1923 г. В ст. 93 УПК РСФСР предусмотрел возможность реализации ОРД в случаях поступления анонимных заявлений граждан о совершенных или готовящихся преступлениях. Анонимные заявления в большинстве случаев являлись не чем иным, как сообщениями о преступлениях. Поэтому сотрудники активно приобретали и использовали источники оперативной информации, сочетая их порой с собственным внедрением в криминальные сообщества[22, с. 149].

В середине 30-х гг. назрела объективная необходимость дальнейшей специализации оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД, и разделения полномочий и функций ведущих служб. В целях организации оперативного обслуживания тюрем и колоний отдела мест заключений УНКВД СССР в мае 1935 г. были созданы три отделения в составе отдела мест заключений. Общее оперативное руководство этой работой было возложено на ГУЛАГ. В марте 1937 г. была создана служба БХСС, которой при активном содействии уголовного розыска предписывалось осуществлять борьбу с такими преступлениями, как хищения, спекуляция, взяточничество. Основная часть должностных обязанностей вновь образованных специализированных подразделений милиции была передана из ВЧК — ОГПУ — НКВД. Сотрудники службы БХСС наделялись широкими полномочиями и обязывались вести активную деятельность по предупреждению и выявлению преступлений, хищений, различных махинаций и злоупотреблений в экономической сфере [22, с. 150].

Легализацией ОРД можно считать принятие Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 г. Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, где в ст. 29 органам дознания предписывалось осуществление необходимых мер в целях обнаружения признаков преступления и лиц, их совершивших. Это позволило весьма эффективно осуществлять ОРД. Данная норма Основ была конкретизирована в УПК РСФСР (ст. 118), в которой указывалось, что «на органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших [22, с. 152]».

Толчком для дальнейшего совершенствования правового регулирования ОРД высшими органами исполнительной власти государства и ведомственного нормативно-правового регламентирования послужило издание в июне 1973 г. Президиумом Верховного Совета СССР Указа «Об основных правах и обязанностях советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью». В нем подтверждалось право специальных подразделений милиции осуществлять оперативно-розыскные меры [26, с. 112].

13 стр., 6287 слов

Прокурорский надзор как вид правоохранительной деятельности

... прокурорского надзора представляет собой совокупность двух частей: 1) исполнение действующих законов органами и должностными лицами, осуществляющими административно -распорядительную деятельность; 2) обеспечение соответствия законам правовых актов ... Конституции РФ. Существование и успешная деятельность прокуратуры Российской Федерации как самостоятельного специфического государственного органа ...

В последующие годы ведомствами, реализующими оперативно-розыскные функции, был принят ряд нормативно-правовых актов, детализировавших порядок, условия и процедуру осуществления ОРД. Указанные документы отражали основные тенденции в ОРД того времени.

Особый акцент в ведомственных нормативных актах, регламентировавших содержание ОРД, делался на необходимость обеспечения адекватного анализа и оценки ее эффективности, соблюдения контроля и законности в действиях ее субъектов, совершенствования материальных стимулов, повышения эффективности обмена оперативной информацией между службами, создания автоматизированных банков данных и т. д.

Несмотря на устоявшуюся практику ведомственного регулирования ОРД, в конце 80-х — начале 90-х гг. были созданы реальные предпосылки для ее регулирования в открытом законодательном акте.

Осознавая необходимость и своевременность нормативно-правового регулирования ОРД, Верховный Совет СССР 12 июня 1990 г. принял Закон «О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик», который разрешил органам дознания проводить оперативно-розыскные мероприятия и использовать их результаты по уголовным делам после уголовно-процессуальной проверки, а в марте 1992 г. был принят Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», являющийся первым законодательным актом, в котором открыто регламентировались общие положения оперативно-розыскной деятельности, основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, их перечень, гарантии соблюдения прав граждан при ее осуществлении, контроль и надзор за этим видом деятельности и др.

Принятие Закона послужило мощным импульсом для дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы оперативно-розыскной деятельности.

1.3 Правовые основы ОРД на современном этапе (с марта 1992 г. по настоящее время)

Термин «оперативно-розыскная деятельность», зародившись в Советском Союзе, так и не вышел за пределы его государственной границы. Даже в бывших социалистических странах он не нашел широкого применения и употреблялся лишь в международных межведомственных соглашениях МВД СССР и межведомственной переписке отечественных правоохранительных органов с зарубежными коллегами. Еще в преддверии принятия закона об оперативно-розыскной деятельности во ВНИИ МВД СССР отмечали, что в капиталистических и социалистических странах термин «оперативно-розыскная деятельность» отсутствует.

С распадом социалистического содружества, а затем и Советского Союза термин «оперативно-розыскная деятельность» используется только в законодательстве государств, образовавшихся на постсоветском пространстве, в т. ч. и стран Балтии — Латвии, Литвы и Эстонии. При этом объем содержания, вкладываемого в термин «оперативно-розыскная деятельность», в законодательстве даже этих государств не всегда совпадает. Данное обстоятельство свидетельствует об условном, субъективном характере самого термина «оперативно-розыскная деятельность» и возможности его замены термином, более точно отражающим сущностные характеристики этого феномена. Рассматривать правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности вне связи с таким базовым понятием, как безопасность во всех ее видах, малоперспективно. Несмотря на то что различные государства на протяжении многих веков заняты обеспечением безопасности и правопорядка, а сама эта деятельность находится в центре внимания не только юристов, но и ученых самых различных специальностей, в современной отечественной и иностранной научной литературе отсутствуют единое понимание и трактование основополагающих терминов. Специалисты отмечают, что появившийся еще в XII в. термин «безопасность» постепенно трансформировался из философско-этического понятия в правовое. Уже в XVIII в. Томас Гоббс писал, что обеспечение безопасности является главной целью государства. Современный исследователь С. А. Воронцов приходит к обоснованному выводу о том, что «к XIX в. сложились две основные концепции обеспечения безопасности. Первая имела в своей основе постоянный и тотальный надзор за гражданами со стороны политической полиции, наделенной широкими полномочиями, позволяющими вмешиваться во все сферы жизни общества, зачастую нарушая права и свободы личности. Вторая отражала буржуазные отношения и сводилась к тому, что государство обязано создавать условия для безопасности и благосостояния своих граждан и достигать подобного состояния за счет инициативы каждого из них»

43 стр., 21445 слов

Правовая деятельность

... органах налоговой полиции, оперативно розыскной деятельности) 6.О юридической помощи и ее организации.(Положение об адвокатуре РСФСР) 4.Классификация правоохранительных правовых актов по их юридическому значению. 1.Конституция РФ; 2.Федеральные законы; 3.Указы и распоряжения ...

В начале XX в. появляется широко известный сегодня термин «национальная безопасность» , используемый не только юристами, но политологами, историками, специалистами в области международных отношений и многими другими. В постсоветское время этот термин стал применяться в нашей стране не только на доктринальном уровне, но и в законодательстве. В отечественном законодательстве определение понятия «национальной безопасности» первоначально было дано в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, а затем в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. В настоящее время под национальной безопасностью Российской Федерации понимается «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства».

Впервые термин «национальная безопасность» был использован Президентом США в начале XX в. в послании Конгрессу с обоснованием необходимости захвата Панамского канала.

Закон об ОРД сформулировал основные правовые нормы, регулирующие отношения в сфере ОРД, которые конкретизируются и развиваются в ведомственных нормативных актах (наставлениях, инструкциях, приказах).

Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции РФ актуализировало проблему реализации ее положений, принятия действенных мер по ее неукоснительному соблюдению всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами. Положения действовавшего тогда Закона об ОРД не в полной мере вписывались в соответствующие конституционные нормы, что вызывало тревогу у законодателей, юристов, широкой общественности и послужило основанием для его приведения в соответствие новой Российской Конституции.

39 стр., 19450 слов

Правовые основы охраны труда в Российской Федерации

... гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в области охраны труда. Изучением различных аспектов правовых основ охраны труда гражданского персонала, занимались ... деятельности. Цель - состоит в изучении правового статуса гражданского персонала, комплексном исследовании правоотношений возникших в сфере охраны труда гражданского персонала. Исходя из поставленной цели в дипломной работе, ...

В этой связи в августе 1995 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации был принят Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в новой редакции. Данный Закон позитивно отразился на правовом регулировании данного специфического вида деятельности, совершенствовании ее организации и тактики и действует до настоящего времени. Основные положения Закона были отражены и детализированы в ведомственных и межведомственных нормативных правовых актах органов — субъектов ОРД, их конституционность была подтверждена в решениях Конституционного Суда РФ.

Подводя итог изложенному, можно заключить, что исторически ОРД проявилась в качестве эффективного средства борьбы с преступностью. Она преимущественно осуществлялась негласно, однако не носила исключительно негласного характера, а строилась на сочетании гласных и негласных начал. Развитие ОРД получала одновременно с изменениями организационной структуры сыскных или оперативных подразделений и нормативно-правовым обеспечением их деятельности. С начала зарождения оперативно-розыскной деятельности широко применялись негласные источники информации, агентурные методы работы. ОРД прямо или косвенно была и остается ориентирована на обеспечение уголовного процесса [23, с. 214].

Оперативно-розыскное законодательство в «широком» смысле слова – это формирующийся межотраслевой комплексный нормативно-правовой институт. Его составляет совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов РФ высшей юридической силы. Эти акты содержат правовые нормы, регулирующие группы однородных общественных отношений между лицом и государством в процессе обеспечения безопасности человека и общества путем применения специальных методов, сил и средств и совершения оперативно-розыскных действий, если иными мерами нейтрализация угроз жизненно важным интересам человека и общества объективно затруднена или невозможна.

В свою очередь регулирование оперативно-розыскной деятельности на уровне закона (законодательное регулирование) – это правовое регулирование общественных отношений в специфическом виде функционирования государства (деятельности его представителей), осуществляемое на базовом (конституционном) и среднем (законодательными актами) уровнях.

Другие федеральные законы, которые, в свою очередь, также можно систематизировать на несколько подгрупп:

Первая подгруппа состоит из двух законодательных актов: Уголовного кодекса РФ и Закона РФ от 05 марта 1992 года «О безопасности». Это основополагающие и целеуказующие источники правового регулирования ОРД.

В УК РФ, во-первых, в ст. 14 «Понятие преступления» раскрывается содержание так называемого целеуказания для ОРД – т.е. приводится понятие преступления (преступного посягательства, согласно ст. 1 Федерального Закона об ОРД); во-вторых, в Особенной части излагаются так называемые законодательные модели общественно опасных деяний (конкретные составы преступлений), поиск признаков которых в том или ином действии (бездействии) лица, составляет суть большинства конкретных задач ОРД; в-третьих, в Общей части УК РФ содержатся правовые институты и нормы, реализация которых происходит в ОРД (например: ст. ст. 37 — 39, ст. 41 и ст. 42 о необходимой обороне, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, меры крайней необходимости, обоснованном риске, исполнении приказа и распоряжения и т.д.) [2].

50 стр., 24600 слов

Правовой статус государственного гражданского служащего в Российской Федерации

... анализ правового статуса государственного гражданского служащего в Российской Федерации; исследование особенностей прохождения государственной гражданской службы; выявление проблем соблюдения требований к служебному поведению гражданского служащего, в том числе соблюдения этических и моральных норм, осуществление деятельности ...

Вторая подгруппа включает в себя законодательные акты, регулирующие группы общественных отношений, которые возникают в ОРД и в связи с ней. В частности – это Уголовно–процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон РФ т 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный Закон в ред. От 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре РФ», Федеральный Закон от 20 апреля 1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Уголовно-процессуальный кодекс РФ содержит в частности положение, согласно которому на органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных мер в области обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. Кроме того, УПК РФ регламентирует работу по розыску лиц, совершивших преступления.

В соответствии с Законом о государственной тайне к последней могут быть отнесены в установленном порядке сведения в области ОРД (п. 4 ст. 5) [15]:

— о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах этой деятельности, а также данные о ее финансировании, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

— о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфидентной основе с органами, осуществляющих ОРД;

— о методах и средствах защиты секретной информации и др.

Особым видом второй группы составляют законодательные акты, закрепляющие компетенцию государственных органов на осуществление ОРД и отчасти дублирующие предписания, изложенные в ст. 13 – 15 Федерального Закона об ОРД. Этот подвид составляют следующие законодательные акты[7]:

1) Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» важнейшими задачами, стоящими перед МВД России и полицией, являются наступательная, бескомпромиссная борьба с преступностью, качественное улучшение оперативно-розыскной и профилактической деятельности;

2) Закон РФ от 21 июля 1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», согласно которому учреждениям, исполняющим наказание, предоставлено право осуществлять ОРД (п. 2 ст.14);

3) Федеральный закон от 10 января 1996 года «О внешней разведке»;

4) Федеральный закон от 27 мая 1996 года «О государственной охране» (п. 2 ст. 15);

в.) третья подгруппа включает законодательные акты, правовые нормы которых регулируют конкретные (отдельные) общественные отношения, возникающие в оперативно-розыскной деятельности или в связи с ней. К их числу относятся: Таможенный кодекс Таможенного Союза, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», Закон РФ «О Государственной границе РФ», Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции», Федеральный Закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Четвертую группу актов составляют иные, кроме законов, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти: акты Президента РФ; акты представительного и законодательного органа РФ (парламента); акты Правительства РФ.

Пятую группу составляют нормативные акты ведомств, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность или ее контролирующих.

Во-первых, нормативные акты органов, чьи оперативные подразделения непосредственно проводят ОРД, это[33, с. 99]:

а) акты, принимаемые конкретными министерством и ведомством;

б) акты, принимаемые совместно министерствами и ведомствами по тем или иным сторонам обеспечения ОРД.

Нормативные правовые акты этой группы носят, как правило, закрытый (служебный или секретный) характер и должны регламентировать, согласно ч. 2 ст. 4 Федерального Закона об ОРД, исключительно организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Во-вторых, это нормативные правовые акты Генеральной прокуратуры России. Ее ведомственные акты (приказы и др.), согласно ст. 4 Федерального Закона об ОРД, не входят в число актов, принадлежащих к правовой основе ОРД (прокуратура не указана в ст. 13 Федерального Закона об ОРД среди иных органов, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность).

Тем не менее ее акты для законного осуществления оперативно-розыскной деятельности весьма значительны.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляет весьма обширный перечень законодательных и иных нормативных правовых актов, знание и соблюдение которых является необходимым условием успешного ее осуществления. В правоприменительной практике следует учитывать, что правовая основа ОРД находится в состоянии динамичного развития и постоянного совершенствования.

2. Система нормативно-правовых источников, составляющих правовую основу оперативно-розыскной деятельности и уровни ее нормативного регулирования

2.1 Оперативно-розыскной закон: понятие, структура и общая характеристика

В современных условиях, которые характеризуются постоянно усложняющейся криминогенной ситуацией в стране, успешное раскрытие многих преступлений напрямую зависит от своевременности и полноты проведения оперативно-розыскных мероприятий. Продуманные и обоснованно проведенные оперативно-розыскные мероприятия помогают обнаружить орудия преступления, иные вещественные доказательства, похищенные ценности, установить лиц, причастных к преступлению.

Между тем, не секрет, что значительная часть преступлений в России совершается в условиях латентности, поэтому их своевременное раскрытие и успешное расследование является довольно сложным и трудоемким. Оно требует от сотрудников оперативных подразделений и следственных органов умелого сочетания процессуальных и оперативно-розыскных действий. Но, как показывает практика, раскрыть такие преступления с помощью одних только предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством средств все-таки порой бывает затруднительно, а иногда и вообще невозможно. Поэтому неоценимую помощь сотрудникам здесь могут оказать оперативно-розыскные мероприятия, отношение к которым и у многих специалистов, и особенно – у населения России довольно неоднозначное.

Как известно, долгое время оперативно-розыскная деятельность в СССР осуществлялась при отсутствии какого бы то ни было внятного законодательного регулирования, на основании только секретных ведомственных распоряжений. В этих условиях нормальными для власти считались тайное осведомительство, тотальная слежка, провокации спецслужб и т.п. Но вступление России на путь демократических преобразований и рыночных реформ кардинально изменило эту ситуацию: принятие сначала в 1992 г., а затем и в 1995 г. Законов об оперативно-розыскной деятельности стало несомненным достижением на пути легализации в России деятельности спецслужб и правоохранительных органов в целом. Тем самым впервые в отечественной истории появились правовые основания для того, чтобы оперативно-розыскная деятельность перестала вызывать у населения серьезные опасения и даже страх, что наблюдалось, и вполне обоснованно, на протяжении многих десятилетий.

Но и сегодня в российском обществе в отношении оперативно-розыск-ной деятельности четко проявляются две тенденции: с одной стороны, настороженность в отношении деятельности спецслужб, осуществляющих негласную деятельность, с другой – призывы разрешить такого рода структурам преступать установленные правовые ограничения под «знаменем» борьбы с терроризмом и организованной преступностью. И то, и другое, несомненно, являются крайностями, в связи с чем вопросы выяснения правовых оснований, правовой регламентации оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации не теряют своей актуальности и сегодня.

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) — вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов уполномоченных на то законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств[34, с. 5].

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) — не является стадией уголовного судопроизводства (уголовного процесса), а самостоятельный вид государственной деятельности оперативных подразделений органов исполнительной власти РФ[36, с. 128].

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. 144-ФЗ определяет содержание оперативно- розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Федеральный закон состоит из шести глав[7]:

Глава I. Общие положения

Глава II. Проведение оперативно-розыскных мероприятий

Глава III. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

Глава IV. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Глава V. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности

Глава VI. Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью

В преамбуле Федерального закона в сжатом, концентрированном виде указано на его предназначение и характер, далее раскрываемые в самом тексте. Так, настоящий Федеральный закон определяет[7]:

— содержание оперативно-розыскной деятельности через цели и задачи этой деятельности (ст. ст. I и 2); обязанности, права и ответственность государственных органов, ее осуществляющих ( ст.ст. 14, 15 и 5);

— через определение оснований и условий проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст.ст. 7 и 8); использование результатов оперативно-розыскной деятельности (см. комментарий к ст. II) и др.

Федеральный закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. В данной формулировке изложена позиция законодателя на пределы действия Федерального закона в пространстве в соответствии с принципом территориальности. Федеральный закон полностью применяется на всей территории Российской Федерации (включая территорию всех составляющих ее субъектов) [37, с. 355].

Федеральный закон применяется также в исключительной экономической зоне и на пространстве континентального шельфа России. Исключительная экономическая зона России устанавливается в морских акваториях, находящихся вне пределов территориальных вод России и прилегающим к ним, включая районы вокруг принадлежащих России островов. Внешняя граница данной зоны расположена на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды России[38, с. 214].

Возведенные и строящиеся для поиска и разведки естественных богатств (полезных ископаемых) континентального шельфа Российской Федерации промышленные и иные установки и сооружения находятся под юрисдикцией России . Возникающие в связи с исследованиями, разведкой, разработкой и охраной естественных богатств на континентальном шельфе Российской Федерации правоотношения регулируются, согласно п. «н» ст. 71 Конституции, федеральным законодательством.

На практике иногда путают понятие территории Российской Федерации с понятием таможенной территории Российской Федерации. Они не тождественны. Таможенная территория Российской Федерации есть сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними, а также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела (ст. 3 Таможенного кодекса) [4].

Кроме непосредственно указанного в преамбуле Федерального закона территориального принципа действия оперативно-розыскного закона в пространстве, следует знать еще о трех принципах его действия в пространстве — гражданства, универсальном и реальном принципах. Их учет в оперативно-розыскной деятельности вытекает из требований статьи 1 Федерального закона о необходимости достижения цели оперативно-розыскной деятельности — защите соответствующих субъектов от преступных посягательств (п. 13 комментария к ст. 1) и основывается на положениях ст.ст. 12 и 13 УК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 12 УК РФ «Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации» граждане России и постоянно проживающие в России лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК РФ (при наличии ряда условий, предусмотренных уголовным законом) [2].

Таким образом, с учетом перечисленных выше принципов действия Федерального закона в пространстве, оперативно-розыскные мероприятия считаются правомерными в следующих случаях: если они проводятся в отношении гражданина России или иностранного гражданина (лица без гражданства), постоянно проживающего на территории Российской Федерации, и спланированы или начаты на территории России, а продолжены или закончены за границей; если они проводятся с целью защиты от планируемых или начатых преступных посягательств не на территории Российской Федерации, но окончание которых, во-первых, предполагается на территории Российской Федерации или, во-вторых, их завершенность неизбежно влечет реализацию угроз жизненно важным интересам граждан Российской Федерации, российского общества или Российского государства.

2.2 Основные ведомственные нормативные акты, регулирующие оперативно-розыскную деятельность

Нормативные акты МВД России содержат детализацию вопросов, раскрывающих сущность сил, средств, методов и форм оперативно-розыскной деятельности, а также организацию и тактику их использования оперативными подразделениями системы МВД России в борьбе с преступностью. Значительная часть этих нормативных актов, как правило, носит закрытый (служебный или секретный) характер.

Совместные ведомственные нормативные акты регулируют отношения нескольких ведомств по поводу осуществления ОРД. К ним можно отнести:

Положение о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп (приложение к Приказам Генерального прокурора от 17 мая 1995 г. № 32, Министра внутренних дел от 12 мая 1995 г. № 199, директора ФСБ от 18 мая 1995 г. № 73, директора ФСНП от 22 мая 1995 г. № 278) [27, с. 236];

Межведомственную инструкцию об основах организации и тактики проведения соответствующих технических мероприятий (объявлена совместным Приказом ФСБ, МВД, СВР, ФСО, СБ, ФПС, ФСНП и ГТК РФ от 19 июня 1996 г.);

Указание Генерального прокурора РФ от 20 июля 1996 г. № 44/15 и Министра внутренних дел РФ от 25 июля 1992 г. № 1/12812 «О порядке представления органами внутренних дел материалов для осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»; и др.

К этой же группе относятся нормативные акты (приказы) Генеральной прокуратуры РФ, хотя и не входящие в число правовых актов, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность, но связанные с надзором за ее осуществлением:

Межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты[38, с. 196]

Положение о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп: приложение к приказу Генерального прокурора РФ от 17 мая 1995г. № 32, министра внутренних дел РФ от 12 мая 1995 г. № 199, директора ФСБ России от 18 мая 1995 г. № 73 и директора Департамента налоговой полиции РФ от 22 мая 1995 г. № 278.

О порядке внедрения системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на электронных АТС на территории Российской Федерации: приказ Минсвязи РФ от 8 ноября 1995 г. № 135.

Инструкция «Об основах организации и тактики проведения оперативно – технических мероприятий»: утверждена приказом ФСБ России, МВД России, СВР России, ФСО России, СБ. Президента России, ФПС России, ФСНП России, ГТК.

О порядке представления органами внутренних дел материалов для осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального Закона об ОРД: указание Генерального прокурора РФ от 29 июля 1996 г. № 44/15 и Министра внутренних дел РФ от 25 июля 1996 г. № 1/ 12812.

Об организации надзора за исполнением Федерального Закона об ОРД: приказ Генерального прокурора РФ от 9 августа 1996 г. № 48.

Соглашение между Министром связи Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации по вопросу внедрения технических средств системы оперативно-розыскных мероприятий на сетях электросвязи России: утверждено ФСБ России 20 января 1997 г., Минсвязи России 22 января 1997г.

О порядке взаимодействия организации связи и органов ФСБ России при внедрении технических средств системы ОРМ на сетях электросвязи России: приказ Минсвязи России от 18 февраля 1997 г. № 25.

О совершенствовании деятельности по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан, и розыску лиц, пропавших без вести: указание МВД России от 24 сентября 1997 г. № 1/ 19934 и Генеральной прокуратуры РФ от 20 ноября № 83/36.

Об утверждении Инструкции по взаимодействию правоохранительных органов Российской Федерации при расследовании и раскрытии преступлений, связанных с посягательствами на культурные ценности России: приказ Генеральной прокуратуры, МВД России, ФСБ России. И ГТК России от 25 ноября 1997г № 69/ 777/ 425/ 700.

Инструкция «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд»: приложение к приказу ФСНП России, ФСБ России, МВД России, ФСО России, ФПС России, ГТК России, СВР России от 13 мая 1998 г. № 175/ 226/ 336/ 20/ 410/ 56.

Об утверждении Общих технических требований к системе технических средств по обеспечению функций оперативно-розыскных мероприятий на сетях (службах) документальной электросвязи: приказ Госкомсвязи РФ от 27 марта 1999 г. № 47.

О технических требованиях к системе технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий на сетях электросвязи Российской Федерации: приказ Госкомсвязи РФ от 20 апреля 1999 г. № 70.

Об утверждении инструкции о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществе и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения: приказ МВД России, Минюста России, Минздрава России, Минэкономики России, ГТК России, ФСБ России и ФПС России от 9 ноября 1999 г. № 840/ 320/ 388/ 472/ 726/ 530/ 585.

Положение о порядке, общих условиях и принципах использования на территории Российской Федерации систем глобальной подвижной спутниковой связи (ГППСС) и требованиях по обеспечению информационной безопасности для российских сегментов указанных систем: Российской Федерации утверждено приказом Председателя Гостелекома России от 21 июля 1999 г. № 22.

Заключение

Оперативно-розыскная деятельность в Российской Федерации осуществляется на основе норм Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», принятие которого имело огромное значение как для самих органов, осуществляющих в пределах своей компетенции ОРД, так и для общества в целом. Эта деятельность является специфическим видом правоохранительной деятельности и имеет государственный статус.

Специфика ОРД, особые условия и порядок ее осуществления, специальный состав субъектов, правомочных осуществлять ОРД, а в ее рамках – ОРМ, в целом предопределили то, как именно в Российской Федерации происходит правовое регулирование данной деятельности. На основе изучения мнений различных авторов по этому поводу в этой работе сформулировано следующее определение термина «правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности»: это – деятельность государства и органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», направленная на выработку юридических установлений и определение юридических средств деятельности субъектов ОРД с целью борьбы с преступностью, защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

В рамках данного понятия особое место занимают способы правового регулирования, а именно – организация и тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий, порядок проведения разведывательных и контрразведывательных мероприятий, порядок использования негласных методов и средств при осуществлении разведывательной и контрразведывательной деятельности и др. Все эти и иные вопросы регламентированы системой нормативно-правовых источников, составляющих правовую основу оперативно-розыскной деятельности.

Анализ комплекса законодательных и нормативных правовых актов, закрепленных положениями ст. 4 Закона об ОРД, показал, что правовую основу оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации на сегодняшний день составляет системный комплекс правовых норм. Это – Конституция РФ, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», другие законодательные и нормативные правовые акты.

В целом правовая база ОРД чрезвычайно широка, и она постоянно корректируется и дополняется новыми положениями и нормами, которые отражают изменения внешних и внутренних условий осуществления данного вида правоохранительной деятельности. При этом эта широта не всегда может иметь положительный эффект, поскольку множество действующих законов еще не означает точности их исполнения. К тому же сегодня оперативно-розыскное законодательство характеризуется определенной неконкретностью, бланкетным характером изложения правовых норм.

На мой взгляд, в таком специфическом виде правоохранительной деятельности, как ОРД, такое положение недопустимо. Это требует усиления контроля, в том числе прокурорского, ведомственного и общественного, за соблюдением точности исполнения законов и требований нормативных правовых актов всеми субъектами ОРД.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://leaktrix.ru/kursovaya/pravovaya-osnova-operativno-rozyisknoy-deyatelnosti/

1. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета.25 дек. 1993. № 237

2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. №25 ст. 2954.

3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18.12.2001 N 174-ФЗ (действующая редакция от 13.07.2015)// Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.

4. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 17)// Собрание законодательства Российской Федерации от 13 декабря 2010 г. N 50 ст. 6615.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) часть 1 от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. от 13 июля 2015 г. N 268-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) часть 2 от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (в ред. от 13 июля 2015 г. N 258-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5 ст. 410

7. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно — розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г., №33, ст. 3349.

8. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г N 3-ФЗ «О Полиции» (с изменениями от 1,19 июля, 21, 30 ноября 2011 г.

9. Федеральный закон от 24 июля 2007 г «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 32 ст. 4121

10. Федеральный закон от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 31.12.2014) «О Государственной границе РФ»// Российская газета от 4 мая 1993 г. N 84.

11. Федеральный закон от 05.03.1992 N 2446-1 (ред. от 26.06.2008) «О безопасности»// Российская газета от 6 мая 1992 г. N 103

12. Федеральный закон РФ т 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрании законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) ст. 3448.

13. Федеральный Закон в от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре РФ» (действующая редакция от 13.07.2015)// Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, N 47, ст. 4472,

14. Федеральный Закон от 20 апреля 1995 г. (ред. от 03.02.2014) «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 апреля 1995, N 17, ст. 1455.

15. Федеральный закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I( в ред. 8 марта 2015 г.) «О государственной тайне» // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 октября 1997 г., N 41, ст. 4673.

16. Федеральный закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 20.04.2015) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»// Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 19 августа 1993 г., N 33, ст. 1316

17. Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ «О внешней разведке» (в ред. от 23 июня 2014 г. N 159-ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г., N 3, ст. 143.

18. Федеральный закон от 27 мая 1996 года ( в ред. от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ) «О государственной охране»// Собрание законодательства Российской Федерации, 27 мая 1996 г., N 22, ст. 2594.

19. Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 декабря 1995 г. N 49 ст. 4775.

20. Басков В.И. Оперативно — розыскная деятельность: Учебно-методическое пособие. — М.: Изд-во «Бек», 2009. – 639с.

21. Бобров В. Г. Законодательство РФ об основаниях проведения ОРМ. // Межвузовский сборник научных трудов «Проблемы теории и практики в ОРД в современных условиях». — М. 2009. – 522с.

22. Власов В.И., Гончаров Н.Ф. История розыскного процесса в России (законодательство и практика).

Монография. — Домодедово: РИПК МВД России, 1997. – 120с.

23. Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы РФ. История и современность. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 456с.

24. Елинский В.И., Исаков Б.М. Становление и развитие уголовного сыска в России (X — нач. XX в.).

— М., 2008. — 296с.

25. Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность — необходимость и законность. — Нижний Новгород, 2009. — 234 с.

26. Матненко Т.А. Сыскная полиция в России во второй половине XIX — начале XX в.: Автореф. дис. канд. юрид. наук.М., 1994. — 314с.

27. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» // под ред. В.В. Николюка. — М.: «Спарк», 2010. – 654с.

28. Овчинский С.С. Основы оперативно-розыскной деятельности в борьбе с организованной преступностью // Основы борьбы с организованной преступностью.- М., 1996. — 259с

29. Онофрейчук А. Д. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности на современном этапе: проблемные вопросы и пути их решения / А. Д. Онофрейчук // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2014 г.).

— Пермь: Меркурий, 2014. — С. 107-109.

30. Основы оперативно-розыскной деятельности : Учеб.для вузов рек.МО РФ/Акад.права,экон.и безопасности жизнедеятельности;Под ред.В.Б.Рушайло. — СПб.: Лань, 2009. — 717,

31. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: учеб. / под ред. Ю.А. Агафонова, Ю.Ф. Кваши. – Краснодар: ун-т МВД России, 2010. – 305 с.

32. Перегудова З.И. Политический сыск России (1880-1917 гг.).

— М.: РОССПЭП, 2010. – 449с.

33. Полиция и милиция России: страницы истории // В. Борисов, А.Н. Дугин, А.Я. Малыгин и др. — М., 2011. – 365с.

34. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Справочное пособие. — Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 2011. — 97 с.

35. Правовые основы оперативно-розыскных мероприятий: Научно-практическое пособие. / Под ред. Е. М. Рябкова и Е. М. Петрова; предисл. В. Т. Томина. – М. 2014. – 57 с.

36. Степашин С.В. Основы оперативно-розыскной деятельности. Учебник для юрид. вузов. — СПб. 2009. – 547с.

37. Шумилов А.Ю. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности»с постатейным приложением нормативных актов и документов / Авт.-сост.А.Ю.Шумилов. — М.: Издатель Шумилова И.И., 2010. -863с.

38. Шумилов А.Ю. Новый оперативно-розыскной закон России : Учеб.-практ.пособие / А.Ю. Шумилов . — 7-е изд.,испр.,доп. — М.: Изд.Шумилова И.И., 2011. – 658с.

39. Шумилов А.Ю. Основы правового регулирования оперативно-розыскной деятельностью. Спецкурс лекций. — М., Фирма АВС, 2010. – 429с.