История административной юстиции в России

Курсовая работа

Административная юстиция в любом государстве — важное направление деятельности правоохранительных органов и судебной системы.

В нашей стране административная юстиция прошла довольно долгий путь развития: от царской эпохи через советский период, а также через период становления новой демократической России.

На каждом этапе своего развития структура работы и состав административных органов отражали текущие социальные, политические и экономические особенности страны.

Следовательно, рассмотрение истории развития административной юстиции в России представляется в настоящее время очень важной и актуальной задачей.

Целью данной курсовой работы является изучение истории административной юстиции в России.

Для достижения поставленной в работе цели, необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и признаки административной юстиции;
  • описать историю развития административной юстиции в царский и советский периоды;
  • провести рассмотрение развития административной юстиции после 1991 года;
  • описать проблемы и тенденции развития административной юстиции в России.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав с подпунктами, заключения и библиографии.

1. Понятие административной юстиции и история ее развития в России

1.1 Понятие и признаки административной юстиции

Феномен «административной юстиции» не имеет однозначного обозначения как в отечественной, так и в зарубежной юридической литературе, этот термин многовариантен, и поэтому в разных государствах существуют разные модификации, ориентированные на конкретный национальный правовой режим. Но в то же время существующие в мире виды административной юстиции объединяет то, что это форма контроля над соблюдением верховенства закона в сфере государственного управления.

Фраза «административная юстиция» объединяет несколько понятий: «администрация», «административное правосудие» и «правосудие». Термин «администрация» (от латинского «administratio») означает «управление», «заведование», «административный» (от латинского «administrativus») — «исполнительный», «относящийся к исполнению». Латинское понятие «justitia» соответствует русским «справедливость», «справедливость».

Поэтому дословный перевод с латинского понятия «административная справедливость» может звучать как «справедливость по отношению к правительству».

61 стр., 30429 слов

Организация управления в Министерстве юстиции

... в Министерстве юстиции Вологодской области. Цель работы предполагает решение следующих задач: рассмотреть исторические основы понятия правосудия; осветить историю Министерства юстиции России; дать общую характеристику Министерства юстиции Российской Федерации; проанализировать организацию управления в Министерстве юстиции ...

Раскрыть содержание этого института, исходя из многочисленных определений административной юстиции, приводимых в литературе, вряд ли удастся. Например, Салищева Н. Г. определяет понятие административной юстиции с точки зрения ее контролирующего потенциала: это система внешнего контроля за действиями административных органов и их должностных лиц по отношению к гражданам. Это определение является самым широким и отражает цель административной юстиции в системе гарантирования прав и свобод граждан. Н. Ю. Хаманева, понимая административную юстицию как систему специальных органов, осуществляющих контроль в сфере управления. А.К.Соловьева выделяет в проблеме административной юстиции три основных аспекта: 1) материальный, связанный с природой спора (административно-правового спора); 2) организационный, обусловленный наличием специальных органов по рассмотрению указанных споров; 3) формальный, т. е. наличие специальных процессуальных норм и порядка рассмотрения публично-правовых споров.

В большинстве случаев эти определения основываются на конкретной национальной системе, поэтому другие системы не подпадают под это определение. Поэтому мы выберем другой путь и начнем не с «литературы», а «с законодательства», имея в виду, что за последнее столетие сложились разные системы административной юстиции. Рассмотрим наиболее типичные способы ее построения.

Для рассмотрения всех административных споров создаются административные суды, которые образуют особую систему, от судов низшей инстанции до судов средней и высшей инстанции. Эта система существует параллельно с системой «общих» судов, которые рассматривают уголовные и гражданские дела. Административные суды могут быть формально независимыми от административных судов (Австрия, ФРГ, Финляндия, и др.), либо находиться у них в определенном подчинении (Греция, Италия, Франция и др.).

Для рассмотрения некоторых административных споров административные суды создаются в отдельных ведомствах, которые не составляют единую систему. Одновременно заинтересованные лица сохраняют право на обращение в общий суд по любому административному делу (Англия, США, Канада, Австралия и др.).

Некоторые административные споры отнесены законом к компетенции общих судов и рассматриваются там в соответствии с общими правилами гражданского судопроизводства с отдельными исключениями. Остальные споры рассматриваются в административном порядке соответствующими органами с соблюдением правил административного процесса (как правило, социалистические страны).

Учитывая вышесказанное, Чечот сформулировал следующее определение понятия «административная юстиция» — это порядок рассмотрения и разрешения в судебной процессуальной форме споров, возникающих в сфере административного управления между гражданами, с одной стороны, и административными органами — с другой, осуществляемый юрисдикционными органами, специально созданными для разрешения правовых споров.

Следует отметить позицию Бахраха, который предлагает различать административную юстицию в широком и узком смысле. В широком смысле она представляет собой правосудие, осуществляемое на основе обращений граждан по поводу законности действий органов управления и должностных лиц (сюда включаются также и гражданские дела по искам граждан к исполнительной власти о восстановлении на работу, взыскании ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов, о незаконной выдаче ордера на жилую площадь и пр.).

17 стр., 8150 слов

Административные суды в РФ

... Чем будут заниматься административные суды? Им предстоит рассматривать публично-правовые споры в сфере государственного управления и жалобы на действия и решения органов исполнительной власти и должностных лиц. Суды смогут повлиять на ...

В узком смысле под административной юстицией понимается рассмотрение судами жалоб граждан на акты должностных лиц (служащих) и органов управления. Автор указывает, что административная юстиция в России считается правосудием по административным делам, осуществляемым по правилам гражданского судопроизводства и арбитражного судопроизводства.

Наличие правового спора (административно-правового, управленческого спора) о публичном праве, возникшего в связи с реализацией публичного управления, исполнительной власти, управленческой деятельности государственных и муниципальных служащих, должностных лиц, т. е. в сфере управленческой деятельности. Однако рассмотрение разногласий возникает, когда применяются нормы не только публичного, но и частного права.

Административно-правовой спор имеет публично-правовую природу; он является одним из видов юридического конфликта. В административно-правовой литературе эта проблема привлекла внимание ученых только в последнее десятилетие. Так как административное судопроизводство понимается до настоящего времени в двух формах — рассмотрение дел об административных правонарушениях и рассмотрение жалоб физических и юридических лиц на действия (бездействие) и правовые акты управления государственных и муниципальных органов, их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (административная юстиция) — то и его предметами являются, с одной стороны, административное правонарушение, а, с другой — административный спор (спор о праве административном).

Поэтому для обозначения предмета административного производства предлагается использовать более общую категорию — «административно-правовой конфликт».

Административно-правовой спор (в смысле административной юстиции) представляет собой юридический конфликт или юридическую коллизию, возникшие между государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами (с одной стороны) и иными субъектами права (с другой стороны) в связи с нарушением субъективных публичных прав физических или юридических лиц, осуществлением противозаконного административного нормотворчества; административно-правовые споры разрешаются судами общей юрисдикции и арбитражными судами в рамках установленных правовых процедур, обеспечивающих реализацию в полном объеме установленного административно-правового статуса субъектов права, права и свободы которых нарушены. Таким образом, судебный контроль — это процессуально-правовая форма разрешения административно-правового спора. Именно судебная процессуальная форма обеспечивает равенство процессуального положения участников судебного разбирательства — государственных и муниципальных органов и физических или юридических лиц. В связи с этим можно разделить все аргументы тех авторов, которые устанавливают юридическое равенство сторон в административно-правовом споре и указывают на их неравноправное положение в административно-правовых нормативных отношениях. Весьма интересны суждения А. К. Соловьевой, которая, исследуя материально-правовые аспекты административной юстиции, отмечает, что совершение незаконных действий, невыполнение должностными лицами установленных для них обязанностей, издание административными органами незаконных актов представляют собой правонарушения, что подчеркивает именно правовой характер управленческого спора.

4 стр., 1516 слов

Развитие мировых судов в период с 1864 по 1889 год

... законодателя и правоохранительных органов. В России мировая юстиция впервые была создана Уставами 1864 г. Вместе с общими судами он заменил старую судебную систему в России, отличавшуюся классовым характером, ... административно-судебная юстиция в виде земских начальников, городских судей и уездных членов окружного суда. Введение судебно-административной юстиции на основании Положения от 12 июля 1889 ...

Административно-правовые споры разрешаются в рамках осуществления правосудия, т. е. административная юстиция — это судебная власть.

Правовая защита субъективных публичных прав граждан — одна из основных задач административной юстиции. Именно нарушение этих публичных прав и составляет предмет административной юстиции; при этом нарушения, вызванные незаконными действиями и решениями органов управления и должностных лиц, могут касаться и других субъективных прав граждан и юридических лиц.

Органы административной юстиции, в известной степени, независимы как от других ветвей власти (иных органов управления), так и от судов общей юрисдикции; они осуществляют также внешний контроль исполнительной власти, т. е. судебный контроль за работой органов управления и их должностных лиц; часто эти органы называются квазисудебными, так как их деятельность отличается от деятельности общих судов, рассматривающих дела в рамках традиционного гражданского процесса.

Для административной юстиции характерно существование специальных субъектов «административно-юстиционного» правоотношения (граждане, органы публичного управления, субъекты исполнительной власти, должностные лица); должностные лица (судьи), рассматривающие споры в области управления, обладают специальными знаниями и квалификацией в конкретных областях функционирования органов исполнительной власти.

Административно-правовые споры (т. е. споры граждан и других субъектов права с публичной властью) подведомственны либо общим судам, либо специальным административным судам, отделенным от общих судов, либо так называемым квазисудебным органам.

Административные споры рассматриваются по установленным процессуальным законодательством правилам, обеспечивающим участникам правового спора формальное (процессуальное) равенство, т. е. в рамках специально созданных процедур рассмотрения жалоб (или исков).

При рассмотрении административного дела должны соблюдаться все принципы административного процесса (гласность, устность, законность, состязательность, непосредственность и т. д.).

Некоторые страны, например бывшие советские республики, приняли законы об административном судопроизводстве.

Юридическим «результатом» административно-юстиционного процесса является признание административным судом (общим судом, квазисудебными органами) незаконности или недействительности (или, наоборот, законности и действительности) принятых органами управления (должностными лицами) административных актов или совершенных ими действий (бездействия).

1.2 История развития административной юстиции в царский и советский периоды

Административная юстиция в России зародилась во второй половине XIX века. Административные и правовые споры в то время рассматривали специально созданные органы — смешанные губернские представительства, в которые входили чиновники и представители дворян, земств и городских автономий. Функционирование этих органов при отсутствии процессуальных основ не отличалось регулярностью и постоянством. Смешанное губернское присутствие считалось первой инстанцией и рассматривало споры по крестьянским, земским, городским делам, воинской повинности, налогам, дорожной повинности, фабричным и горнозаводским делам, а также споры связанные с нарушением полицейских постановлений, незаконным задержанием и др. Второй инстанцией служил первый департамент Сената, который, не являясь судебным органом как таковым, разбирал определенные дела (споры), в некоторых случаях даже без их первоначального рассмотрения в присутствиях. Таким образом, в царской России административная юстиция еще не превратилась в эффективный и демократический правовой институт, обеспечивающий привлечение должностных лиц к ответственности за их незаконные действия на службе.

13 стр., 6413 слов

Административно-правовой статус граждан РФ

... гражданства. Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Глава I. Граждане Российской Федерации как субъекты административного права 1.1 Основы административно-правового статуса граждан РФ Административно-правовой статус граждан Российской Федерации составляет ...

Формирование модели административной юстиции в царской России характеризовалось разнообразием подходов. Взгляды и поэтому были аналогичны опыту западноевропейских стран, где также были сформированы различные системы административной юстиции. Анализируя западные модели административной юстиции, российские ученые стремились выявить в них положительные и отрицательные стороны и на этой основе разработать оптимальную российскую модель судебного контроля над действиями государственных органов и должностных лиц. При этом следует отметить, что как в конце XIX — начале XХ века, так и сегодня ученые видят в основном два пути развития административной юстиции:

  • во-первых, создание обособленной от общих судов административных судов;
  • во-вторых, образование административных коллегий (отделений) при общих судах.

Как и многие десятилетия назад, в настоящее время, ведя дискуссии о перспективах административной юстиции в России, некоторые ученые отрицательно относятся к идее создания особых административных судов и считают необходимым оставить функции судебного контроля за судами общей юрисдикции; другие же видят в системе административных судов важнейший фактор обеспечения прав и свобод физических и юридических лиц.

Большинство российских ученых начала ХХ века поддержали присуждение административной специализации в общих судах.

После революции 1905 г было создано специальное собрание, на котором в течение нескольких лет обсуждались предложения по формированию административной юстиции.

В 1907 году в рамках, в рамках проводимой П.А. Столыпина административной реформы предусматривалось также создание административных судов.

Перед февральской революцией 1917 года было решено возложить на правительствующий сенат функции высшего административного суда, ввести в судебных округах должности административных судей и возложить на окружные суды обязанности рассмотрения определенных административных исков.

В 1917 году Временное правительство создало специальную комиссию по разработке основных законов. Одним из них был законопроект об административных судах, который был принят в том же году. Так же 30 мая 1917 года было издано Положение об административной юстиции. Однако попытки создания нормально работающей системы административной юстиции (административных судов) были безуспешны.

В литературе можно найти указания на различные этапы становления административной юстиции в России после революции 1917 года. Например, А.В. Абсалямов выделяет следующие четыре этапа в истории развития законодательства в области рассмотрения споров, возникающих из публично-правовых отношений:

6 стр., 2724 слов

Виды судов в зарубежных странах и их характеристика

... суды общей юрисдикции, включая Кассационный суд Республики, специализированные суды, единоличные мировые судьи. Административная юстиция представлена Государственным советом, который является не только судебным,но и консультативным органом. Счетный суд ... аппарат, растет поток управленческих актов и как следствие количество жалоб граждан, а также и других управленческих споров, например споры между ...

1) 1917 -1959 гг.: создание специальных юрисдикционных органов для рассмотрения административных споров и установление их компетенции;

2) 1959-1987 гг.: конституционное закрепление права на обжалование в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан; расширение подведомственности судов по рассмотрению административно-правовых споров;

3) 1987-1991 гг.: законодательное установление порядка обжалования в суд неправомерных действий и решений государственных органов и должностных лиц;

4) с 1991 г.: начало проведения судебной реформы, нормативное закрепление права гражданина на судебную защиту; установление права на судебную защиту в Конституции РФ 1993 г.; создание конституционных (уставных) и арбитражных судов, расширение подведомственности административных дел судами и совершенствование процессуальных форм защиты нарушенных субъективных прав.

Законодательство первых лет Советской власти в области административной юстиции фактически содержало понятие так называемого административного иска. правда, его действие было ограниченным: после введения нэпа административная жалоба подавалась только в сфере аграрных отношений, а сами административные споры рассматривались не судами, а специальными листовками. Уездные и провинциальные земельные комиссии, тогда как процедура в определенной степени основывалась на принципе состязательности.

Споры, которые были переданы в эти комиссии, были спорами между физическими лицами — землепользователями. Но иногда возникали споры между частными лицами и органами землеустройства. Последовавшая в конце 20-х гг. коллективизация ликвидировала земельные комиссии, а подведомственные ей споры были переданы на рассмотрение самих органов управления. В 1932 г. административно-правовая защита в области использования земли была введена вновь.

Постановление ВЦИК от 8 ноября 1918 г. «О точном соблюдении законов» предусматривалось, что каждый гражданин вправе требовать составления протокола в случае волокиты или неудовлетворения его законных претензий. Декретом ВЦИК от 9 апреля 1919 г. наблюдение за прохождением жалоб возлагалось на органы Государственного контроля.

В системе контрольных органов, или административного надзора, возникшей сразу же после революции 1917 г., можно выделить:

1) административный надзор, осуществляемый в порядке подчиненности вышестоящими должностными лицами;

2) административный надзор, осуществляемый созданным 4 мая 1919 г. Центральным Бюро жалоб. 24 мая 1919 г. было принято постановление Народного Комиссариата государственного контроля о создании местных бюро жалоб;

3) возможность обжалования различных злоупотреблений чиновников по службе, нецелесообразности и несогласованности с декретами, распоряжениями и общими направлениями центральной власти действий и решений органов управления;

4) административный надзор, осуществляемый прокуратурой, которая имела право приносить протесты на незаконные действия управления.

В 1920 году Государственный контроль был преобразован в Рабоче-крестьянскую инспекцию, в состав которой вошло и Бюро жалоб, а к концу 1924 г. была прекращена и деятельность Бюро жалоб.

В период военного коммунизма подавляющее большинство жалоб относилось к реквизициям и конфискации, арестам, продразверстке, трудовой повинности и т.п. При переходе к НЭПу Бюро стали поднадзорны дела: о неправильном распределении жилой площади и отводе помещений, о медлительности и канцелярской волоките, о грубости должностных лиц.

5 стр., 2333 слов

Порядок звернення до Європейського Суду по правам людини

... звернення до Європейського суду з прав людини . Ви можете звернутися до Суду, якщо вважаєте, що Ви особисто є жертвою порушення однією з держав - сторін Конвенції Ваших прав чи основоположних свобод, які захищаються Конвенцією та протоколами до ...

Постановлением от 7 июля 1923 г. ВЦИК образовал Главный дисциплинарный суд при ВЦИК и дисциплинарные суды при губернских (областных) исполкомах. Они рассматривали дела о халатности, проступках и неправомерных действиях должностных лиц, если это не было уголовной ответственностью. Местные суды, входящие в состав исполнительных комитетов, не обладали независимостью, и их полномочия радикально отличались от тех, которые предусмотрены в законопроекте об административных судах.

С середины 20-х и до конца 30-х гг. интерес к проблеме административной юстиции угас. Возникшие в 20-х гг. такие формы административной юстиции, как обжалование в общий суд действий нотариусов, судебных исполнителей, нарушений в списках избирателей, неправильностей в записях актов гражданского состояния в конце 30-х гг. были дополнены другими подведомственными суду спорами (например, дела по взысканию недоимок, дела по проверке законности наложения на граждан штрафов).

В конце 40-х гг., проблемы административной юстиции, а именно вопрос о судебном контроле в области функционирования администратиции, снова привлекли внимание ученых в связи с разработкой проекта Гражданского процессуального кодекса РСФСР. Предпринимавшиеся в тот период попытки кодификации законодательства о судоустройстве и судопроизводстве привели к практическому выделению в структуре гражданско-процессуального законодательства определенной категории дел, при рассмотрении которых суд осуществлял контроль за действиями и решениями органов управления и должностных лиц. К таковым относились дела: по жалобам на неправильность в избирательных списках; связанные с проверкой законности наложения на граждан административных взысканий за правонарушения; о взыскании в государственный бюджет с граждан и колхозов недоимок по налоговым, страховым и другим платежам.

Для становления административной юстиции в СССР важным нормативным актом стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 г. «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке». Граждане получили право обжаловать в суде решение о наложении на них самого распространенного административного взыскания — штрафа. Важный вклад в развитие административной юстиции внесли Основы законодательства СССР и республик Союза об административных правонарушениях, принятые в 1980 г., а затем Кодекс об административных правонарушениях РСФСР. Эти законодательные акты закрепили право граждан обжаловать в суд постановления об административных взысканиях, наложенных на них в административном порядке, и установили порядок направления жалоб в суд. Однако процедуры подачи и рассмотрения жалоб имеют ряд особенностей. Так, ст. 267 КоАП устанавливает, что жалобы на постановления административной комиссии по делам несовершеннолетних, главы сельской, поселковой администрации о привлечении к административной ответственности могут быть поданы в вышестоящий орган или суд. альтернативная юрисдикция предусмотрена также для граждан, которые обжалуют решения других органов и применяют административную санкцию в виде денежного штрафа.

Советская конституция 1977 г. предусматривала возможность судебного обжалования действий должностных лиц, совершенных с нарушением закона. С превышением полномочий, ущемляющих права граждан. в рамках гражданского процесса суд мог осуществлять некоторые контрольные функции в отношении отдельных управленческих решений. Однако конституционные нормы о судебном обжаловании действий должностных лиц остались в рамках процессуального регулирования неучтенными, т.е. в те годы так и не был принят соответствующий закон, который устанавливал бы точную процедуру рассмотрения споров граждан с администрацией (с органами государственного управления и их должностными лицами).

15 стр., 7481 слов

Європейський суд з прав людини як вищий орган з вирішення трудових спорів

... Суд з прав людини; Комітет міністрів Ради Європи; Комітет з прав людини ООН. Засідання Європейського Суду проводяться в Палаці Прав Людини. Організація діяльності Суду, правила процедури, порядок реєстрації заяв, їх розгляд, прийняття рішень ... в ній прав, а й механізмами захисту, створеними в Стразбурзі для розслідування можливих порушень і для забезпечення виконання обов’язків, передбачених ...

В гражданском процессе эти административные дела были отнесены к так называемому особому производству, а позднее оформились в самостоятельный раздел Гражданского процессуального кодекса РСФСР, который получил название «Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений».

2. Современное развитие административной юстиции в России. Проблемы и тенденции

2.1 Развитие административной юстиции после 1991 года

Как известно, одним из основных элементов правового государства является установление судебного контроля за деятельностью органов исполнительной власти. Поэтому построение такого государства невозможно без наличия административных процедур, что является показателем защиты законных прав и интересов граждан и охраняемых государством организаций.

И ст. 118 Конституции РФ предусматривает, что административное судопроизводство является самостоятельной формой правосудия, оно призвано осуществлять защиту конкретных физических и юридических лиц от административного произвола.

Судебная статистика свидетельствует о том, что в последние годы параллельно со снижением числа дел искового и особого производств возросло число дел, возникающих из административно — правовых (публичных) отношений. К ним относятся такие категории дел, как рассмотрение заявлений граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части; заявлений об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; заявлений о защите избирательных прав и прав граждан России на участие в референдуме; заявлений об оспаривании постановлений органов и должностных лиц, управомоченных рассматривать материалы об административных правонарушениях.

Важным шагом на пути формирования системы административной юстиции стало принятие 22 ноября 2000 г. Государственной Думой в первом чтении проекта федерального конституционного закона «О федеральных административных судах в Российской Федерации», внесенного Верховным Судом РФ в порядке законодательной инициативы 19 сентября 2000 г. (с изменениями и дополнениями от 31 октября 2000 г.).

Осознание важности создания административных судов в целях повышения уровня защиты прав человека, доступности правосудия, желание помочь законодателю в доработке проекта реализуются в обсуждении и выработке предложений по его совершенствованию как на страницах юридической периодики Кряжков В., Старилов Ю. Административные суды: какими им быть? // Российская юстиция. 2011. No. 1. С. 18 — 20, так и в рамках специальных семинаров и конференций. Предлагаем вашему вниманию обзор выступлений участников конференции, состоявшейся в Российской правовой академии Минюста России, и выступление (с незначительными сокращениями) одного из основных докладчиков — первого заместителя Председателя Верховного Суда РФ В. Радченко.

32 стр., 15842 слов

Европейский суд по правам человека: процессы «contra Russia»

... о нем пойдет речь в данной работе. Целью работы является рассмотрение организации и деятельности Европейского суда по правам человека не только на основе его организационных ... в заключении предложить возможные пути решения. 1.Основы деятельности Европейского суда по правам человека 1.1 История образования Европейского суда по правам человека На рубеже второй половины XXв. Большинство государств ...

Так, только в 2001 году по сравнению с 2000 годом рост этих дел составил 29%, что заставило суды работать более интенсивно. Кроме того, в субъектах Российской Федерации принято огромное количество нормативных правовых актов, регулирующих публично-правовые отношения. Несостоятельность многих из них отрицательно сказалась на всех сферах государственного управления, эти законодательные акты необходимо было оспорить в суде.

Видимо, все это в целом ускорило возникновение вопроса о создании административной юрисдикции в России, разработке и принятии Закона об административных судах, а также Кодекса административного судопроизводства.

В данном случае речь идет о создании новой отрасли права — административной процедуры — со своими, только внутренними задачами, принципами, нормами и институтами. Следует отметить, что в дореволюционной России не было административной юрисдикции в полном смысле этого слова. Некоторые функции административной юстиции выполняли Государственный Совет, а также губернские присутствия (например, по крестьянским, фабричным и горно — заводским делам, по промысловому налогу, воинской повинности и т.д.), которые не разрешали всех возникающих процессуальных проблем.

Для системы административной юрисдикции, как уже отмечено, характерно отнесение к ее ведению административно — правовых конфликтов, которые связаны с защитой прав и законных интересов как физических, так и юридических лиц. В связи с этим подобные споры имеют свой специфический административно — правовой характер, особое положение его субъектов (участников спорного правоотношения), особый порядок рассмотрения и разрешения и т.д., что обусловливает необходимость их специального правового и процессуального правового урегулирования.

Следует отметить, что как член Совета Европы Россия должна привести уровень защиты прав и свобод человека в соответствие с европейскими и мировыми стандартами. Это касается и создания независимой административно-правовой процедуры в нашей стране с учетом, конечно, российской специфики. Необходимость такого шага также продиктована тем фактом, что в настоящее время правила, регулирующие разрешение конфликтов публичного права, разбросаны по различным отраслям законодательства, что затрудняет их применение и гарантирует единую правовую политику. Вместе с тем публично — правовые отношения есть особая сфера, которая должна иметь свое самостоятельное материальное и процессуальное право, предназначенное для того, чтобы регулировать автономную юрисдикцию, независимую от иных звеньев судебной системы. Ведь нередко граждане и юридические лица даже не знают, в какой суд им обращаться за судебной защитой своих субъективных прав и свобод — в суд общей юрисдикции или арбитражный суд.

Государственная Дума рассмотрела 22 ноября 2000 г. проекты двух федеральных конституционных законов — «О федеральных административных судах в Российской Федерации» и «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе в Российской Федерации», подготовленные Верховным Судом РФ, и приняла их в первом чтении. Однако когда будут приняты эти законы — неизвестно. Это, естественно, затрудняет решение многих организационных вопросов, в том числе и процессуальных — о подведомственности данных дел.

Бесспорно, что к подведомственности специализированных административных судов должны быть отнесены дела, возникающие из административно — правовых отношений (которых насчитывается порядка 18 категорий), рассматриваемые в настоящее время, к сожалению, различными судами — общей юрисдикции и арбитражными.

С момента принятия Конституции РФ, в которой прямо предусмотрено административное судопроизводство, среди ученых и практиков нет единого мнения по вопросам понятий «административная юрисдикция», «административная юстиция» и «административно — юрисдикционный процесс», а также будущего административного судоустройства и судопроизводства. Да это и не самое главное в настоящее время. Что еще более важно, имея множество различных точек зрения, все они согласны с тем, что одна сторона всегда является субъектом, осуществляющим административную деятельность, и отношения между этим субъектом и гражданами носят сложный императивный характер.

Предлагаемые на современном этапе в России модели административной судебной системы сводятся к трем различным формам.

Первая модель создания административной юрисдикции, инициированная Верховным Судом Российской Федерации, представляет собой смешанную, но процессуально независимую организационную административную судебную процедуру. Согласно этой модели структура федеральных судов должна состоять из четырех звеньев: межрайонный суд; коллегия по административным делам областного звена; 21 окружной суд и как высшее звено — Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ. Данная модель предполагает использование действующих судов. Сторонниками этой модели предлагается также передача на рассмотрение мировых судей части дел по административным правонарушениям и об оспаривании решений территориальных органов самоуправления (ниже районного).

Вторая модель предусматривает использование действующих в настоящее время судов общей юрисдикции и арбитражных судов для рассмотрения дел, возникающих из административно — правовых отношений, путем создания в них специализированных коллегий. Этот вариант решения проблемы обосновывается тем, что создание специальной системы административных судов сопряжено с немалыми дополнительными организационными и финансовыми затратами для государства, которых в настоящее время не хватает на существующую и действующую судебную систему.

Третья модель в создании административной юрисдикции содержит менее принципиальную позицию и заключается в создании Высшего Административного Суда РФ и 8 — 10 его филиалов в крупнейших регионах страны, которые рассматривали бы по первой инстанции жалобы на органы управления и федеральные службы субъектов Федерации. Рассмотрение иных дел, возникающих из административно — правовых отношений, предполагается осуществлять в специализированных коллегиях в рамках действующих судов уровня субъектов Федерации.

Анализируя три модели построения административной юрисдикции, необходимо отметить, что они не решают комплекса всех проблем. Разумеется, эти точки зрения имеют право на существование и рассмотрение данных дел в специализированных коллегиях все же предпочтительнее, нежели то, что мы имеем на сегодняшний день. Однако указанные формы организации судопроизводства, на мой взгляд, не обеспечат эффективного осуществления компетентного, независимого, обособленного решения вопросов в сфере судебного контроля за законностью управленческой деятельности. В обоснование такого вывода можно привести следующие аргументы.

Там, где одной из сторон (заинтересованных лиц) в деле выступают органы, осуществляющие управленческую деятельность и обеспечивающие суды помещениями, оборудованием, а порой и жильем, земельными участками, трудно будет ждать от судей объективности и беспристрастности при вынесении ими решений. И этот фактор нельзя не учитывать при решении судоустройственных вопросов. Жизнь показывает, что, поскольку суды общей юрисдикции и отчасти арбитражные суды организованы по административно — территориальному принципу, воздействие на судейскую независимость возможно как опосредованно, так и непосредственно.

Невозможно построить на началах строгой административной системности административное судоустройство, если, например, часть дел будет рассматриваться мировыми судьями, а остальная — в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. Мировые судьи, призванные рассматривать несложные категории гражданских и уголовных дел и имеющие достаточно большую нагрузку, не смогут в сокращенные сроки обеспечить качественное рассмотрение дел, возникающих из административно — правовых отношений. Здесь, на мой взгляд, необходима строгая специализация.

Эти обстоятельства, которые нельзя не учитывать, говорят о том, что рассмотрение дел, возникающих из административно — правовых отношений, должно осуществляться исключительно в специализированных судах. Необходимость создания самостоятельных административных судов и соответственно Административно — процессуального кодекса Российской Федерации обусловлена необходимостью выполнения следующих задач: обеспечение полной независимости судей от властных структур; осуществление специализации судей по рассмотрению дел именно данной категории, что обеспечит возможность качественного рассмотрения и разрешения указанных дел; возможность при условии рассмотрения дел в специализированных судах в предельно короткий срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов большого количества физических и юридических лиц, сократить время рассмотрения дел, дисциплинировать административные органы; значительное облегчение доступа граждан к правосудию; совершенствование правового механизма обеспечения прав и свобод как физических, так и юридических лиц.

Для решения этих задач, на мой взгляд, необходимо производить назначение судей не по административно — территориальному принципу, а путем, аналогичным назначению судей федеральных арбитражных окружных судов, т.е. минуя согласование кандидатур с местными органами, что хоть в какой-то мере обеспечит независимость судей от органов исполнительной власти.

Представляется, что существующее в настоящее время смешение различных правовых институтов при реализации административного судопроизводства судами различной подведомственности недопустимо. Исходя из указанных доводов, создание в России совершенно самостоятельного, специализированного административного судопроизводства явится наиболее соответствующим целям построения правового государства.

За основу формирования будущих административных судов, на мой взгляд, целесообразно взять следующую иерархическую структуру: нижнее звено должен представлять межрайонный суд, далее — суд уровня субъекта Федерации, окружной суд. Замыкать всю эту иерархию должен Высший Административный Суд РФ. Создание достаточно простой и доступной для населения подобной четырехзвенной системы в структуре административного судоустройства и судопроизводства явится оптимальным решением. Так, межрайонный суд может объединять несколько районов в плане рассмотрения дел, возникающих из административно — правовых отношений. Сделать административные суды доступными для населения можно, например, путем создания межрайонных судов по участковой системе. Межрайонный суд мог бы включать в себя несколько (3 — 4) сопредельных районов. Совсем не обязательно, чтобы все судьи были сосредоточены в одном месте. Вполне возможно разместить судей административного суда (низшего звена), как и мировых, по районам.

Суд уровня субъекта Федерации мог бы рассматривать в качестве суда второй инстанции дела, рассмотренные межрайонным судом. Кроме того, в качестве суда первой инстанции — дела, в которых участвуют должностные лица и организации субъекта Федерации.

Окружные административные суды могли бы рассматривать по первой инстанции дела, возникающие из публично — правовых отношений и имеющие повышенное общественное значение, требующие высокого профессионализма и абсолютной независимости. Думается, по количеству окружных судов можно согласиться с предложением авторов законопроекта, представляющих Верховный Суд РФ, т.е. создать 21 административный суд. Эти же суды могли бы рассматривать и в качестве второй инстанции дела, рассмотренные по первой инстанции судами уровня субъекта Федерации.

Высший Административный Суд РФ мог бы рассматривать по первой инстанции дела, имеющие особо важное государственное значение, а также выступать в качестве суда второй инстанции в отношении дел, рассмотренных окружными административными судами по первой инстанции.

На мой взгляд, реализовать концепцию самостоятельного административного судопроизводства можно путем изъятия из судов общей юрисдикции и арбитражных судов дел административно — правового характера. Передача этих дел в административные суды значительно снизит нагрузку и тем самым высвободит определенное количество судей, что позволит решить в некоторой степени и кадровый вопрос.

Остается лишь надеяться, что проводимое обновление всего российского законодательства, в том числе и создание самостоятельного административно — процессуального права, позволит продолжить и завершить активизировавшийся в последние годы процесс законодательного оформления административной юрисдикции, конечная цель которой должна заключаться во всемерной защите прав и законных интересов граждан и организаций от чиновничьего произвола.

2.2 Проблемы и тенденции развития административной юстиции

административный юстиция судоустройство

Защита субъективных публичных прав граждан в Российской Федерации в полной мере стала возможной только на рубеже ХХ и ХХI веков. Целям реализации законности в административно-правовой сфере, служит институт судебного контроля за обоснованностью актов, решений и действий (бездействия) органов государственного управления и должностных лиц.

Между тем граждане Российской Федерации оценивают уровень законности в стране исходя из реальной возможности в суде защитить свои права и законные интересы, получить справедливый судебный акт или возместить вред, причиненный в сфере государственного управления или правосудия.

Нельзя не согласиться с мнением С.В. Фролова, который полагает, что любой создаваемый правовой институт должен согласовываться с действующей правовой системой, учитывать ее историческое развитие, и поэтому важно обосновать пути «встраивания» института административной юстиции в российскую правовую систему Фролов С.В. Становление института административной юстиции в дореволюционной России: Автореф. дис…. канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2005. — С. 4..

Выявляя пути развития административной юстиции, отечественные законодатели не учитывают научный потенциал прошлого, а правовая мысль начала XXI века так и не выработала единых методологических подходов к организации административной юстиции.

По справедливому утверждению А.К. Соловьевой дискуссия об организации административных судов в России остается открытой, она должна развиваться одновременно с обсуждением процессуальных проблем разрешения судами публично-правовых споров, так как разработка и принятие правил административного судопроизводства должны стать на данном этапе первостепенной задачей и предшествовать глубоким преобразованиям судебной системы, связанным с созданием административных судов Хаманева Н.Ю. Перспективы развития науки административного права / Административное и информационное право (Состояние и перспективы развития) / Под ред. д.ю.н., профессора Н.Ю. Хаманевой, д.ю.н. И.Л. Бачило. М.: Академический правовой университет, 2003 С. 7—8.

Гражданин в отношениях с администрацией всегда слабая сторона, а потому его права и интересы должны быть обеспечены надлежащим защитным механизмом. Построение правового государства и формирование гражданского общества находится в определенной связи с уровнем доверия граждан к правосудию. В этом вопросе эффективная правовая форма административной юстиции имеет не последнее значение.

Внесенный в Государственную Думу в марте 2013 года проект Кодекса административного судопроизводства перед судами общей юрисдикции определил две задачи:

— обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений и ·защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Полагаем, что принятие этого важного документа по своей сути половинчатое решение давней проблемы — им определена только подведомственность дел судам общей юрисдикции и не решен главный вопрос — создание самостоятельной системы административных судов. Следует признать, что серьезные проблемы в т. ч. организация административной юстиции, как и в прошлые времена, решаются «безгласно», без открытых обсуждений ученых и законодателей.

В контексте принятого решения Президентом Российской Федерации об объединении Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ (с внесением соответствующих изменений в Конституцию РФ и ФКЗ), создание административных судов способно не только изменить судебную систему России, но прежде всего, повысить доверие граждан к российской юстиции. В ряду многих проблем, проблема образования административной юстиции неразрывно связана с проблемой справедливости правосудия в целом.

На 31 декабря 2012 года Страсбургским судом всего ожидало рассмотрения 128111 жалоб, из них четверть (28 598) [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: (Дата обращения 15.04.2015).

составляли жалобы россиян. По этому показателю Россия на первом месте.

Недоверие граждан и критика ЕСПЧ обращены в основном к действующей системе судов общей юрисдикции и административные суды не коснулась бы. Изложенное дает основание предположить, что система административных судов, была бы способна эффективно разрешать подведомственные ей публично-правовые и административные правовые конфликты, поскольку не имела бы груза своего прошлого (аналогично арбитражным судам, которые, к сожалению, находятся в состоянии реформирования).

Процессуальный механизм, способный обеспечить защиту прав и законных интересов граждан в публично-правовых отношениях, является важнейшей правовой гарантией, имеющей конституционно-правовую основу, и представляет собой: единство системы процессуальных средств, при помощи которых осуществляется реализация права заинтересованного лица на судебную защиту своих прав в случае их нарушения; упорядочение процессуальной деятельности субъектов административного процесса, образование самостоятельной подсистемы административных судов, а также установление специальной процессуальной формы рассмотрения административных споров.

Административная юстиция и административное судопроизводство не может определяться только рамками Кодекса РФ об административных правонарушениях. При этом разобщенность в правоприменительной деятельности судов усложняет реализацию такой цели Федеральной программы развития судебной системы, как эффективность судебной системы и усиление ее влияния на правоприменение.

Как и встарь научная доктрина не поспевает за динамично развивающимся законодательством, в основе которого должны быть положены правовые механизмы не только признания, прежде всего, обеспечения субъективных прав граждан в публичной сфере. Не достаточно продекларировать или установить определенный объем субъективных прав гражданина в отношениях с государством. Обеспечение возможности реализации своих публичных прав гражданами, (включая упрощение судебных процедур) является важной задачей государственной власти. Механизмы административной или дисциплинарной ответственности должностных лиц органов государственной власти, должны приводиться в действие каждый раз, когда были нарушены права гражданина (пусть даже без причинения ему имущественного ущерба).

Само по себе реформирование судебной системы не даст положительного результата. В основе деятельности административных судов должна стать необходимость обеспечения, охраны и защиты субъективных прав граждан. Например, в целях активизации влияния судов на правоприменение необходимо закрепить в федеральном законе не только право вынесения частного определения суда в адрес соответствующей организации или должностного лица (при выявлении случаев нарушения законности), но и размещения данного частного определения на сайте суда в сети Интернет, с закреплением обязанности государственного органа или должностного лица сообщения суду о принятых мерах и установления мер ответственности за неисполнение указанной обязанности. Сегодня, как и много лет тому назад, российская государственность вновь стоит в самом начале развития административной юстиции, во многом решение этой проблемы повлияет на формирование уважительного отношения граждан к государственным институтам нашего отечества.

Заключение

В заключение курсовой работы можно сделать следующие выводы.

Однозначной трактовки термина «административная юстиции» в юридической литературе нет. Например, Салищева Н. Г. определяет понятие административной юстиции с точки зрения ее контролирующего потенциала: это система внешнего контроля за действиями административных органов и их должностных лиц по отношению к гражданам. Это определение является самым широким и отражает цель административной юстиции в системе гарантирования прав и свобод граждан. Н. Ю. Хаманева, понимая административную юстицию как систему специальных органов, осуществляющих контроль в сфере управления. А.К.Соловьева выделяет в проблеме административной юстиции три основных аспекта: 1) материальный, связанный с природой спора (административно-правового спора); 2) организационный, обусловленный наличием специальных органов по рассмотрению указанных споров; 3) формальный, т. е. наличие специальных процессуальных норм и порядка рассмотрения публично-правовых споров.

Административная юстиция в России прошла длительный период развития.

Административная юстиция и административное судопроизводство не может определяться только рамками Кодекса РФ об административных правонарушениях. При этом разобщенность в правоприменительной деятельности судов усложняет реализацию такой цели Федеральной программы развития судебной системы, как эффективность судебной системы и усиление ее влияния на правоприменение.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://leaktrix.ru/kursovaya/istoriya-razvitiya-instituta-administrativnoy-yustitsii-v-rossii/

1. Абросимова Е. Административная юстиция в России: парадоксальное развитие // Конституционное право: Восточно-европейское обозрение, 2008. №1. С. 34-45.

2. Бойцова В.В., Бойцов В.Я.. Административная юстиция: к продолжению дискуссии о содержании и значении // ГиП. 2012. №5. С.44-46.

3. Гравина А.А. Концепция развития законодательства о судоустройстве //Правовая реформа: концепции развития российского законодательства / Под ред. Л.А. Окунькова, Ю.А. Тихомирова. М., 2005. С. 178-190.

4. Демин А.А. Административное судопроизводство в России: перспективы развития // Российская юстиция. 2007. № 8. С. 37-41.

5. Демин А.А. Понятие административного процесса и кодификация административно-процессуального законодательства // Государство и право. 2006. № 11. С. 10-11.

6. Козлова Л.С. Актуальные вопросы деятельности административного судопроизводства // Административное право и процесс. 2014, №1. С. 38.

7. Кряжков В., Старилов Ю. Административные суды: какими им быть? // Российская юстиция. 2011. No. 1. С. 18 — 20

8. Панова И.В. Юридический процесс. Саратов, 2010. С.50-51.

9. Соловьева А.К. Концепция административной юстиции: материально-правовой аспект // Правоведение. 2011. №4 С.53

10. Фролов С.В. Становление института административной юстиции в дореволюционной России: Автореф. дис…. канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2005. — С. 4.

11. Хаманева Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. М., 2013. С.132.

12. Хаманева Н.Ю. Перспективы развития науки административного права / Административное и информационное право (Состояние и перспективы развития) / Под ред. д.ю.н., профессора Н.Ю. Хаманевой, д.ю.н. И.Л. Бачило. М.: Академический правовой университет, 2003 С. 7—8

13. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: (Дата обращения 15.04.2015)