Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике

Курсовая работа

Экономическая реформа народного хозяйства России имеет глубокие корни и является неотъемлемой частью радикального обновления существующей социально-экономической системы. Он знаменует собой переход к качественно новой экономической модели, основанной как на глобальных мировых тенденциях, так и на специфических характеристиках российского общества: его истории и культуре, его геополитическом положении и преобладающей системе ценностей.

К отраслям экономики относятся следующие сферы: промышленность, строительство, сельское хозяйство (агропромышленный комплекс), жилищно-хозяйственный комплекс, транспорт, связь, торговля, природопользование и охрана окружающей природной среды.

Промышленность — важнейшая часть экономики страны, основа ее экономической мощи и обороноспособности. Цель промышленности — обеспечить народное хозяйство современными машинами, оборудованием и другими средствами производства для производства товаров, необходимых населению.

Понятие промышленности охватывает ряд отраслей. Некоторые их группы именуются комплексами: топливно-энергетический, нефтехимический, военно-промышленный (или оборонный), лесопромышленный, атомный. Отрасли, в свою очередь, делятся на ассоциации, предприятия и организации.

Жилищная сфера — одна из важнейших составных частей экономики России. Это направление народного хозяйства включает строительство и реконструкцию жилья, строений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.

Объектом исследования является рассмотрение института административной ответственности в промышленности, строительстве и энергетике.

Объектом исследования является изучение и анализ законодательства Российской Федерации, устанавливающего ответственность за административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике.

Целью исследования является углубление и анализ законодательства об административной ответственности за преступления в сфере промышленности, строительства и энергетики.

Задачами моего исследования являются:

дать характеристику законодательству РФ, устанавливающему ответственность за административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике;

38 стр., 18670 слов

Криминализация экономики как угроза

... экономике региона. Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи: рассмотреть криминализацию экономических отношений в системе угроз экономической безопасности региона; выявить характер теневых экономических отношений в национальной экономике России их влияние на экономическую безопасность ... ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в ...

проанализировать понятие административного правонарушения, выявить его признаки и особенности;

дать характеристику административным правонарушениям в промышленности, строительстве и энергетике;

рассмотреть виды административных правонарушений в промышленности, строительстве и энергетике;

дать анализ судебной практики по делам об административных правонарушениях в промышленности, строительстве и энергетике.

1. Понятие и сущность административного правонарушения

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ) «административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Правовой анализ понятий преступления в целом и административного правонарушения в частности позволяет выявить наиболее общие и значимые признаки, характерные для любого преступления.

В административном праве основными признаками административного правонарушения являются: общественный вред (общественная опасность); противоправность деяния; вина; установленная законодательством возможность применения административных наказаний (административная наказуемость).

В юридической литературе обсуждается проблема наличия и степени общественной опасности административного преступления. Из приведенной выше законодательной формулировки административного правонарушения (в отличие от формулировки понятия «преступление») следует, что в нем законодатель не посчитал необходимым указывать на общественную опасность такого вида правонарушения.

Суть дискуссии заключается главным образом в том, что многие ученые предлагают различную трактовку этой особенности: либо как социально вредную, либо как социально опасную. Ученые в области административного права по этому поводу в разное время высказывали разные мнения. Одни авторы исключают общественную опасность из числа признаков административного правонарушения, другие считают возможным рассматривать и распространять ее в равной степени на преступления и правонарушения и видят разницу только в разной степени общественной опасности. Встречаются различные модификации перечисленных точек зрения.

Л.Л. Попов считает, что сущность административного правонарушения определяется его общественной опасностью. Критерием отличия административного правонарушения от уголовного, по его мнению, может быть только степень общественной опасности.

По мнению И.С. Самощенко, действия, совокупность которых в определенной исторической ситуации нарушает условия существования того или иного общества, следует признать общественно опасными. С этой точки зрения большинство административных правонарушений нельзя признать общественно опасными.

64 стр., 31584 слов

Уголовная ответственность за воинские преступления

... Во всех Уголовных кодексах (1922, 1926, 1960-х годов) выделялась глава, содержащая статьи о воинских преступлениях. После ... гражданских уголовно – правовых законов. Лишь с 1868 года Военный устав наказаний стал связывать понятие военного преступления не ... деяний военнослужащих решались воинскими уставами, а главным образом Сборным Уложением 1649 года. Регулируя общественные отношения различных ...

Как справедливо отмечает Д.Н. Бахрах, большая часть административных правонарушений — общественно вредные, т.к. не могут причинить обществу значительный ущерб.

Поскольку административные правонарушения вносят дезорганизацию в систему общественных отношений, они имеют общественно вредный (опасный) характер и запрещаются правовыми актами. Правовой формой выражения общественной опасности административного правонарушения является противоправность.

По мнению Л.Л. Попова, незаконность заключается в том, что конкретное лицо совершает действие, запрещенное нормой закона, или не выполняет действие, предусмотренное правовым актом. Сторонником этой точки зрения является и Д.Н. Бахрах.

Административное правонарушение как социально вредное деяние затрагивает общественные отношения, регулируемые и охраняемые нормами административного права. Таким образом, нарушая законы, регулирующие порядок организации и проведения собраний, митингов, парадов и уличных демонстраций, правонарушители тем самым нарушают общественный порядок и общественную безопасность. Данное правонарушение предусмотрено ст. 20.2 КоАП РФ.

Следует отметить, что незаконность административных правонарушений напрямую связана с их общественной опасностью. При этом если последнее характеризует внутреннее свойство правонарушения, то противоправность — его юридическую форму, т.е. внешнюю оболочку.

Лицо, совершающее противоправное деяние, нарушает свою конституционную обязанность, поскольку нормы ст. 15 Конституции РФ предписывают всем лицам соблюдать Конституцию и законы. В свою очередь, выполнение этой обязанности требует соблюдения всех правил, принятых в установленном законом порядке. Оценка нарушения требований нормативных актов как противоправного деяния требует применения адекватной меры государственного принуждения и привлечения правонарушителя к одному из видов ответственности, в данном случае — к административной ответственности.

Административным правонарушением является не только противоправное, но и виновное деяние, т.е. деяние, представляющее собой проявление воли и разума действующего (или бездействующего) лица.

Вина как обязательный признак преступления закреплена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. В ч. ч. 1, 2 ст. 2.2 КоАП РФ указывается на две формы вины — умышленную и неосторожную.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

11 стр., 5246 слов

Административное правонарушение в Республике Беларусь

... которое посягает на установленные правом и обеспеченные административно-правовыми санкциями правила по­ведение граждан и должностных лиц в сфере государственного управления. При этом административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП РБ, наступает ...

Эти обстоятельства особенно важно учитывать при применении административных мер.

Следует сделать вывод, что без вины не бывает преступления, и этот принцип закреплен в действующем законодательстве.

Наказуемость — общее свойство правонарушения. Воздействие должно неотвратимо следовать за правонарушением. При этом следует подчеркнуть, что в официальном определении административного правонарушения законодатель прямо не указывает наказание как императивный признак преступления, а лишь констатирует, что законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административное наказание — важнейший признак административного правонарушения. Игнорирование этой теоретической позиции на практике может привести к невозможности реализации эффективной борьбы с преступностью.

Законодательство об административных правонарушениях связывает определение конкретной меры наказания за правонарушение с административными наказаниями, предусмотренными статьями главы 3 КоАП РФ. Исходя из этого, правонарушение строго связано с административным взысканием. Следовательно, понятие «преступление» может включать наказание только в качестве обязательного признака.

При этом компетентные органы вправе освободить лицо от административной ответственности, если совершенное административное правонарушение является незначительным, и ограничиться устным наблюдением. Следовательно, применение административных санкций не обязательно сопровождает административное правонарушение, но возможность их применения является обязательным признаком.

Итак, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

2. Законодательные основы административных правонарушений в промышленности, строительстве и энергетике

2.1 Состав административных правонарушений в строительстве

В главе 9 КоАП РФ административной ответственности в строительстве посвящены всего три статьи: 9.4, 9.5 и 9.5.1.

Статьей 9.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований проектной документации и нормативных документов в области строительства.

Объектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются отношения, связанные с соблюдением требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).

36 стр., 17704 слов

Жилое помещение как объект права пользования

... нормативных правовых актов, требования касающиеся жилого помещения как объекта права пользования. В дипломной работе предполагается дать: обоснование изменившихся требований, предъявляемых к жилому помещению, толкование правовых норм, определяющих возникновение пользование жилым помещением, определить требования, предъявляемые к содержанию ...

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных данной статьей, состоит в несоблюдении технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушении установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).

Согласно ч. 1 ст. 9.4 «Нарушение требований проектной документации и нормативных документов в области строительства» КоАП РФ нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 тыс. руб.; на должностных лиц — от 5 до 10 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 до 10 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 30 до 100 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Ответственность по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ наступает лишь в случаях, когда нарушение требований нормативных документов: не повлекло отступления от проектных значений параметров зданий и сооружений; не затронуло конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения; не повлекло причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений; не создало угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. В других случаях ответственность наступает по ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ, если указанное правонарушение не совершено повторно в течение года, тогда она квалифицируется по части 3..

Так, то же действие, которое затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей, а также безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 5 тыс. руб.; на должностных лиц — от 20 до 50 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20 до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 100 до 500 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

8 стр., 3550 слов

Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или ...

... материалы судебной статистики. 1. «Уголовно-правовой анализ посягательства на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование» Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, относится к так называемым многообъектным преступлениям, а такой вид непосредственного объекта в теории уголовного права получил наименование сложного ...

Субъектами ответственности могут быть граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица.

Правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, по своему составу являются формальными и не требуют наступления вредных последствий. Правонарушения, предусмотренные ч. 2 и 3 данной статьи, по своему составу являются материальными и требуют наступления либо угрозы наступления вредных последствий.

С субъективной точки зрения правонарушения характеризуются умышленной халатностью.

Статья 9.5 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию. Часть 1 ст. 9.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство.

Разрешение на строительство — это документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. Порядок выдачи разрешения на строительство предусмотрен ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГК РФ), в ней же указаны случаи, когда разрешение на строительство не требуется (п. 17).

Субъектами ответственности за данное правонарушение могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку именно на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.

Ч. 2. Ст. 9.5 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке.

Государственный строительный надзор осуществляется при: строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 ГК РФ либо является типовой проектной документацией или ее модификацией; реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 ГК РФ.

3 стр., 1446 слов

Технический учет объектов недвижимости

... кадастра недвижимости. Обязательность государственного учета исключает возможность неучтенных объектов, которых на сегодняшний день очень много. Органы, осуществляющие технический учет объектов капитального строительства (БТИ) не всегда располагают информацией об участках, расположенных под объектами строительства, теперь ...

Порядок проведения государственного строительного надзора предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации».

Таким образом, обязанность уведомить уполномоченный орган о начале строительства возлагается на застройщика или заказчика, которые и являются субъектами правонарушения, установленного ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ.

Продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации недостатков при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства влечет административную ответственность по ч. 3 ст. 9.5 КоАП РФ.

По результатам проверки орган государственного строительного надзора составляет акт, который является основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В постановлении указывается вид нарушения, ссылка на нормативный акт, технический регламент, проектную документацию, требования которой нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.

Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства выполняет привлекаемое застройщиком или заказчиком лицо, т.е. подрядчик строительно-монтажных работ на объекте.

Часть 6 ст. 52 ГК РФ предписывает не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков только лицу, осуществляющему строительство, следовательно, только это лицо и может быть привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 9.5 КоАП РФ. В этой связи именно подрядчик, выполняющий работы по строительству объекта, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 9.5 КоАП РФ.

Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключений уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, влечет административную ответственность по ч. 4 ст. 9.5 КоАП РФ.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Порядок получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предусмотрен ст. 55 ГК РФ.

201 стр., 100263 слов

Капитальный и текущий ремонты зданий

... закономерности этих явлений. Особое внимание следует обращать на сроки проведения и качество капитального и текущего ремонтов, так как от них зависит качество технической эксплуатации зданий. Дипломный ... районе г. Сочи" выполнен на основании задания на дипломное проектирование. Район строительства характеризуется следующими условиями: 1 Климатический район - 4Б. 2 Нормативное значение ...

К заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прикладывается комплект документов, перечисленных в п. 3 ст. 55 ГК РФ, в который входит и заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Только должностные лица подлежат административному правонарушению.

Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, влечет административную ответственность по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ.

Объект административного правонарушения, непосредственно управляющий объектом капитального строительства. В случае, если управление объектом капитального строительства осуществляется одновременно несколькими лицами, к административной ответственности может быть привлечено каждое из этих лиц, а не только лицо, первым приступившее к управлению соответствующим объектом.

Правонарушения, предусмотренные ст. 9.5 КоАП РФ, характеризуются умышленной виной.

Необходимо отметить, что в предыдущей редакции ст. 9.5 КоАП РФ была предусмотрена ответственность должностных лиц за нарушение порядка выдачи архитектурно-планировочных заданий и разрешений на строительство, а также за нарушение правил приемки и ввода объектов в эксплуатацию, в том числе заселение жилых домов и использование гражданских и производственных объектов без оформления в установленном порядке документов о вводе в эксплуатацию.

В новой же редакции ответственность должностных лиц отсутствует. При этом получение таких документов, как разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию — важнейший этап в реализации строительства. существует очевидная необходимость защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, без создания юридического лица в строительном секторе.

Таким образом, необходимо предусмотреть ответственность должностных лиц за незаконный отказ в выдаче разрешения на строительство, внесении изменений, продлении, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также за нерассмотрение либо несвоевременное рассмотрение заявления о выдаче разрешения на строительство, внесении в него изменений, продлении либо на ввод объектов в эксплуатацию с установлением наказания в виде административного штрафа или дисквалификации. Такие виды наказания обеспечат максимальное соблюдение должностными лицами действующего законодательства.

28 стр., 13809 слов

Объекты промышленной собственности

... капитал стоимости права на объект промышленной собственности обеспечивается ... бальзам; одна из производственно-коммерческих компаний - на ... прав на собственность и на использование научных открытий. В нашей стране ранее действовавшие Основы гражданского ... лиц, обладающих правами владения, распоряжения и использования этого изобретения. Восприятие интеллектуального продукта как категории собственности, ...

Статьей 9.5.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ или с нарушением минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к соответствующим видам работ.

Объективная сторона ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ заключается в выполнении работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, без свидетельства о допуске к указанным видам работ, если такое свидетельство является обязательным.

В соответствии с п. 1 ст. 55.8 ГК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624.

Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.5.1 КоАП РФ, является несоблюдение юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, при выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Эти минимально необходимые требования предусмотрены п. 8, 8.1, 8.2 ст. 55.5 ГК РФ и устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 03.02.2010 г. № 48 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов». Саморегулируемые организации не вправе устанавливать требования к выдаче таких свидетельств, ниже минимально необходимых требований, установленных в ГК РФ.

Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 9.5.1 КоАП РФ, является повторное в течение года несоблюдение юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Субъектом административных правонарушений, предусмотренных ст. 9.5.1 КоАП РФ, являются юридические лица либо лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

С субъективной стороны административные правонарушения, предусмотренные ст. 9.5.1 КоАП РФ, характеризуются умышленной формой вины.

В связи с тем, что государство передало часть своих полномочий саморегулируемым организациям, необходимо обеспечить надлежащее исполнение ими закона. Ведь возможность отказа в членстве в саморегулируемой организации и/либо в допуске к определенным видам работ или исключение из состава саморегулируемой организации может служить мощным орудием для борьбы на рынке среди строительных, а особенно проектных и изыскательских организаций и существенно уменьшить круг лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и субъектов малого предпринимательства в сфере строительства.

На основании вышеизложенного, было бы целесообразно предусмотреть административную ответственность за:

неправомерный отказ саморегулируемой организацией в приеме в члены саморегулируемой организации и/либо в выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

нерассмотрение либо несвоевременное рассмотрение заявления о приеме в члены саморегулируемой организации;

неправомерное исключение из членов саморегулируемой организации с видами наказаний «административный штраф» и «дисквалификация».

Уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры влечет в соответствии со ст. 9.13 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. руб.; на юридических лиц — от 20 до 30 тыс. руб..

Конечно, это правило относится к рассматриваемой нами теме лишь косвенно. Однако такие правила и требования следует устанавливать уже на этапе проектирования или на ранних этапах строительства.

Как усматривается из санкции этой нормы, административную ответственность в соответствии с ней несут юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, в обязанности которых входит создание условий, обеспечивающих инвалидам доступ к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, а также руководители названных организаций, иные должностные лица, ответственные за исполнение указанных требований.

Цель данной статьи — с помощью административных средств стимулировать деятельность государственных и муниципальных органов по обеспечению достойных условий жизни для людей с ограниченными возможностями.

Напомним, с субъективной точки зрения, это преступление может быть совершено умышленно или по неосторожности.

Отметим, что основные требования, обеспечивающие доступность указанных объектов для инвалидов, закреплены в ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Так, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В случаях, когда существующие объекты не могут быть полностью адаптированы к потребностям людей с ограниченными возможностями, владельцы этих объектов должны по согласованию с общественными объединениями лиц с ограниченными возможностями принимать меры для обеспечения удовлетворения минимальных потребностей лиц с ограниченными возможностями.

Места для строительства гаража или места для стоянки технических и иных транспортных средств предоставляются инвалидам по очереди рядом с местом проживания с учетом градостроительных норм.

На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10% мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства.

Также отмечаем, что в соответствии со ст. 2 ГК РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

2.2 Административные правонарушения в промышленности

строительство энергетика административный правонарушение

Применительно к правонарушениям в области промышленной безопасности опасных производственных объектов административная ответственность установлена ст. 9.1 КоАП РФ.

Цель статьи 9.1 КоАП РФ — обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, осуществляется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области промышленной безопасности, в том числе Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1998 г. № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов».

Федеральным законом от 23 июля 2010 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях усиления административной ответственности абзацы вторые частей 1 и 2, а также часть 3 статьи 9.1 КоАП РФ изложены в новой редакции. В трех примечаниях к статье раскрываются понятия грубого нарушения требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, а для целей данной статьи — должностных лиц в организациях, не являющихся органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями. Предусмотрено, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. Названный Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2011 г.

Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов. В рамках проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта разрабатывается декларация промышленной безопасности.

Статья содержит ряд формальных составов административных правонарушений, состоящих в нарушении требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах.

Опасные производственные предприятия подлежат правонарушениям. К ним относятся предприятия или их мастерские, участки, участки и другие производственные мощности.

Объективная сторона указанных правонарушений состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление деятельности в данной сфере может быть совершено как действием, так и бездействием. Наступления последствий не требуется.

Предметами правонарушения являются взрывчатые вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение (взрыв) с выделением тепла и образованием газов.

Объективная сторона правонарушения состоит в действии или бездействии, повлекших нарушение требований промышленной безопасности при обращении с взрывчатыми веществами, которые касаются их получения, использования, переработки, хранения, транспортировки, уничтожения и учета на опасных производственных объектах.

На разработку, испытание, хранение и применение промышленных взрывчатых материалов, изделий из них, оборудования и приборов, используемых при взрывных работах, а также на изготовление простейших гранулированных и водосодержащих взрывчатых веществ требуется специальное разрешение (лицензия).

Разрешения на постоянное применение взрывчатых материалов выдаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (ранее это был Госгортехнадзор); на испытания взрывчатых материалов в производственных условиях — структурным подразделением указанного органа; на проведение взрывных работ на конкретных опасных производственных объектах — соответствующими территориальными органами.

Организации, ведущие взрывные работы (работы с взрывчатыми материалами), обязаны иметь соответствующую документацию, склады и иные специальные места хранения взрывчатых материалов, транспорт для перевозки взрывчатых материалов и службы, включающие исполнителей и руководителей взрывных работ.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 статьи 9.1 КоАП РФ, состоит в грубом нарушении условий, предусмотренных лицензией на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Понятие серьезного нарушения должно быть установлено Правительством Российской Федерации применительно к конкретному виду разрешенной деятельности.

Объектом правонарушений могут быть как граждане, так и должностные лица, а также юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели, деятельность которых функционально связана с опасными производственными предприятиями.

С субъективной точки зрения преступления могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов: осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами; промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений; осуществляющих государственный контроль за безопасностью взрывоопасных производств.

Должностные лица указанных органов составляют протоколы об административных правонарушениях.

Часть 1 ст. 9.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

В соответствии с требованиями промышленной безопасности, содержащимися в ст. 9 данного Закона, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.

Опасными производственными объектами являются предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Закону № 116-ФЗ.

Согласно подп. «в» п. 1 вышеуказанного приложения объекты, на которых получаются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются, в частности, горючие вещества — жидкости, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, относятся к категории опасных производственных объектов.

На основании Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом, признаются пожароопасными производственными объектами.

Функционирование автозаправочных станций невозможно без осуществления определенных технологических операций по приему, хранению и выдаче (отпуску) значительных объемов нефтепродуктов, являющихся легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

Следовательно, хранение нефтепродуктов в процессе эксплуатации автозаправочной станции является необходимым техническим условием и средством их реализации, т.е. по смыслу подп. «в» п. 1 приложения № 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» является квалифицирующим признаком для отнесения автозаправочных станций к пожароопасным производственным объектам.

Учитывая, что работа СТО связана с возможностью возникновения пожаров, аварийных ситуаций, которые могут привести к гибели людей, значительному материальному ущербу, данная деятельность подлежит обязательному лицензированию.

2.3 Административные правонарушения энергетике

Статьями 9.2, 9.6-9.12, 9.15, 9.16, 9.18 КоАП РФ установлена административная ответственность за правонарушения в области энергетики.

Статья 9.2 КоАП РФ содержит формальные составы правонарушений. Ее цель — обеспечение безопасности гидротехнических сооружений как необходимого условия защиты жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе деятельности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, осуществляется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе Постановлениями Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. № 237 «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника», от 23 мая 1998 г. № 490 «О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений», Инструкцией о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора от 12 января 1998 г..

Безопасность гидротехнических сооружений обеспечивается на основании общих требований, предусмотренных ст. 8 вышеназванного Закона. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать:

соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;

контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий;

систематический анализ причин снижения безопасности гидротехнического сооружения;

создание финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, и др.

Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, содержащим сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения как путем активных действий, так и в форме бездействия.

Объектом правонарушений являются общественные отношения в сфере функционирования гидротехнических сооружений (плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, тоннели; каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов).

С субъективной точки зрения преступления могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Субъектом предусмотренных данной статьей правонарушений могут быть как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с проектированием, строительством, приемкой, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией, ремонтом, реконструкцией, консервацией либо выводом из эксплуатации гидротехнических сооружений, виновные в несоблюдении норм и правил безопасности при осуществлении этой деятельности.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасности ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, а также районными судьями, если возникнет необходимость применения административного приостановления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Должностные лица указанных органов составляют протоколы об административных правонарушениях.

Положения статьи 9.6 КоАП РФ направлены на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды при использовании атомной энергии. Правовое регулирование отношений, возникающих при использовании атомной энергии, осуществляется Федеральными законами от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»; от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»; Постановлениями Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. № 1511 «Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил использования атомной энергии и перечня федеральных норм и правил в области использования атомной энергии»; от 14 июля 1997 г. № 865 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии»; от 6 мая 2008 г. № 352 «Об утверждении Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов»; от 11 октября 1997 г. № 1298 «Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов».

Кроме того, действуют многочисленные правила обеспечения радиационной безопасности, утверждаемые Главным государственным санитарным врачом РФ.

Статья содержит ряд формальных составов административных правонарушений, состоящих в нарушении норм и правил в области использования атомной энергии, учета ядерных материалов или радиоактивных веществ, а также в отсутствии контроля за соблюдением правил их хранения и использования.

Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются отношения, связанные с функционированием объектов, использующих атомную энергию. К их числу относятся ядерные установки, радиационные источники, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов, тепловыделяющая сборка ядерного реактора, облученные тепловыделяющие сборки ядерного реактора, ядерные материалы, радиоактивные вещества и отходы.

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных ч. 1 данной статьи, состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих безопасность в области использования атомной энергии, в том числе осуществление такой деятельности без разрешения (лицензии), выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти либо с нарушением предусмотренных разрешением условий.

Указанные правонарушения могут быть совершены как путем действия, так и бездействия. Наступления последствий не требуется.

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных ч. 2 данной статьи, состоит в несоблюдении установленного порядка учета ядерных материалов или радиоактивных веществ и отсутствии контроля за соблюдением правил их хранения и использования. Органами управления системы учета и контроля ядерных материалов и радиоактивных веществ являются: на федеральном уровне — Федеральное агентство по атомной энергии Российской Федерации; на региональном уровне — органы исполнительной власти субъектов РФ; на ведомственном уровне — федеральные органы исполнительной власти и Российская академия наук, имеющие подведомственные организации, осуществляющие деятельность по производству, использованию, утилизации, транспортировке, хранению и захоронению радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

Учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ в эксплуатирующих организациях обеспечиваются администрацией этих организаций.

Статья 9.7 КоАП РФ направлена на обеспечение энергетической безопасности, нормальной и бесперебойной эксплуатации электрических сетей напряжением до 1000 и свыше вольт.

Согласно Федеральному закону от 28 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Федеральными органами исполнительной власти в области энергетики в разное время были установлены правила эксплуатации и охраны электрических сетей. Правила охраны электрических сетей предусматривают, в частности, установление таких зон вдоль наружных линий электропередачи и подземных кабельных линий. В пределах охранных зон без письменного согласия организации, эксплуатирующей линии электропередач, запрещается: осуществлять строительные, монтажные, взрывные и другие работы; устраивать спортивные площадки, причалы для стоянки судов, барж и плавучих кранов; производить погрузочно-разгрузочные и землечерпательные работы; загромождать подходы к проводам и сбрасывать на них снег с крыш зданий; выбрасывать большие тяжести; производить подключения и переключения в электрических сетях; набрасывать на провода посторонние предметы; без соответствующего согласования сносить или реконструировать различные объекты и сооружения в местах, где проходят электролинии.

Земельная площадь охранных зон линий электропередачи не подлежит изъятию у землепользователей, но используется ими с обязательным соблюдением требований действующих правил.

Охрана электрических сетей осуществляется предприятиями (организациями), в ведении которых они находятся. Для электрических сетей отводятся земельные участки, устанавливаются охранные зоны, минимально допустимые расстояния от электрических сетей до зданий, сооружений, земной и водной поверхностей, прокладываются просеки в лесных массивах и зеленых насаждениях.

Правила проведения работ в пределах охранных зон линий электропередач устанавливаются Министерством энергетики РФ по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами, а в части строительных работ — по согласованию с уполномоченным в сфере строительства федеральным органом исполнительной власти. Запрещается нарушать нормальную работу электрических сетей, которая может привести к их повреждению или несчастным случаям. Предприятия, организации и учреждения, действующие вблизи охранных зон электросетей и способные вызвать их повреждение, обязаны заблаговременно согласовать с сетевой организацией, в ведении которой находятся электросети, условия и порядок проведения этих работ.

Материалы фактического положения линий электропередачи передаются в органы землеустройства и местного самоуправления для нанесения их на соответствующие карты землепользования. Данные органы выдают сведения о местонахождении линий электропередачи заинтересованным предприятиям, организациям и учреждениям.

На автомобильных дорогах в местах пересечения с воздушными линиями электропередачи напряжением 1000 вольт и выше должны устанавливаться дорожные знаки, запрещающие остановку транспорта в охранных зонах.

Предприятия (организации), в ведении которых находятся электросети, расположенные на просеках, проходящих через лесные массивы, обязаны: содержать просеки в пожаробезопасном состоянии; поддерживать их ширину в необходимых размерах; вырубать в установленном порядке деревья, высота которых превышает 4 м. После выполнения работ данные предприятия (организации) должны привести земельные угодья в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению, а также возместить землепользователям убытки, причиненные при производстве работ.

В случае подъема кабеля из воды якорем, рыболовной снастью капитаны судов обязаны немедленно сообщить об этом в ближайший порт или предприятию (организации), в ведении которых находятся электросети, другому энергетическому предприятию или в орган местного самоуправления.

Предприятия, организации, учреждения и граждане в охранных зонах электросетей и вблизи них обязаны выполнять требования работников организации, в ведении которой находятся электросети, для обеспечения сохранности электросетей и предотвращения несчастных случаев.

В статье 9.9 КоАП РФ объектом противоправного посягательства являются безопасность эксплуатации объектов энергетики, установленный порядок управления топливно-энергетическим комплексом. Требования, касающиеся пользования энергопотребляющими объектами и их эксплуатации, определены Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом «О связи», рядом других законодательных актов РФ, а также нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ и Минэнерго России.

Министерство энергетики РФ устанавливает нормы, правила и технические требования, касающиеся ввода в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов, в частности разрабатывает правила присоединения потребителей к сети общего назначения, правила технической эксплуатации электрических станций и сетей, котельных, электрических и тепловых установок и техники безопасности при их эксплуатации энергоснабжающими организациями и потребителями электрической и тепловой энергии. Должностные лица органов, осуществляющих надзор за соблюдением организациями указанных выше норм и правил, требуют от руководителей организаций немедленного отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, которые могут привести к аварии, пожару или представлять иную опасность для человека с последующей после устранения нарушений выдачей новых разрешений на ввод этих объектов в эксплуатацию.

Органы государственного энергетического надзора выдают разрешения на применение электрической энергии для электротермических процессов в промышленности, сельском хозяйстве и коммунально-бытовом секторе, эксплуатацию (ввод в эксплуатацию) гидротехнических сооружений, находящихся в частной собственности или эксплуатации организаций топливно-энергетического комплекса, пуск газа на топливоиспользующие установки после окончания их строительства, реконструкции, технического перевооружения и перевода на газ для проведения пусконаладочных работ и режимно-наладочных испытаний.

Объектами противоправного посягательства, предусмотренного статьей 9.10 КоАП РФ, являются безопасность эксплуатации тепловых сетей и топливопроводов, а также жизнь и здоровье граждан и сохранность имущества, поскольку повреждения, в частности нефтепроводов и газопроводов, могут повлечь пожар, взрыв, гибель людей и другие тяжкие последствия.

Объективная сторона рассматриваемых правонарушений выражается в повреждении тепловых сетей, топливопроводов и их оборудования. Под повреждением в данном случае понимается приведение их в частичную непригодность. В результате повреждения они утрачивают часть своего целевого назначения и перестают соответствовать требованиям надежности их эксплуатации, установленных правилами безопасности нефтегазотопливной энергетики.

Для квалификации рассматриваемого правонарушения не имеет значения, в результате каких действий произошло повреждение топливных сетей и топливопроводов: строительства, монтажных, ремонтных, дорожных, сельскохозяйственных или иных работ. Для оконченного состава правонарушения достаточно установления самого факта повреждения объекта, его оборудования; утечка нефти, газа и другие последствия этого правонарушения на его квалификацию не влияют и могут учитываться при выборе вида и размера административного наказания. Вместе с тем наступление в результате повреждения объекта тяжких последствий (перерыв в снабжении нефтью, газом, пожар, гибель людей и т.п.) является основанием для привлечения лица к уголовной ответственности.

Статья 9.11 КоАП РФ объединяет ряд самостоятельных составов административных правонарушений. Она имеет бланкетный характер и отсылает правоприменителей к соответствующим правилам и нормам, техническим требованиям, установленным Правительством РФ, Министерством энергетики РФ и другими федеральными органами исполнительной власти. Взаимоотношения энергоснабжающих и газоснабжающих организаций с гражданами как потребителями определяются правилами пользования электрической и тепловой энергией.

Для получения разрешения на включение новой электропроводки в жилых домах, ранее находившихся в эксплуатации, или в домах, принадлежащих отдельным гражданам на праве частной собственности, а также электропроводки на садовых участках, в гаражах для личных автомашин и т.д., потребитель обязан подать в энергоснабжающую организацию соответствующее заявление.

Порядок выдачи разрешений на пуск газа в газоиспользующие установки определен в соответствии с положением о порядке осуществления государственного контроля за рациональным и эффективным использованием газа в Российской Федерации, утвержденным Минэнерго России.

Предусмотренные статьей 9.15 КоАП РФ административные правонарушения посягают на установленные стандарты раскрытия информации и предоставления запрашиваемой информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии.

Стандарты раскрытия информации и предоставления запрашиваемой информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии установлены в Постановлении Правительства РФ от 21 января 2004 г. № 24 «Об утверждении Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии».

Объективная сторона административных правонарушений состоит:

в нарушении установленных Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации;

в нарушении установленных Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.

Цель статьи 9. 16 КоАП РФ — обеспечить реализацию норм Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Правительство РФ в целях организации исполнения упомянутого Федерального закона приняло ряд постановлений, определив, в частности, полномочия федеральных министерств и федеральных служб в области энергосбережения и повышения энергической эффективности.

Предусмотренные статьей 9.18 КоАП РФ административные правонарушения посягают на порядок вывода в ремонт объектов электроэнергетики. На основании ст. 44 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» указанный порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2007 г. № 484 «О выводе объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации».

В целях недопущения ущемления прав и законных интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии собственники и иные законные владельцы оборудования по производству электрической энергии, установленная мощность которого превышает значения, определенные Правительством РФ, а также собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства обязаны осуществлять согласование с системным оператором порядка и сроков временного вывода соответствующих объектов электроэнергетики в ремонт, за исключением случаев аварийной остановки оборудования.

Заключение

Любое правонарушение, согласно закону, влечет за собой юридическую ответственность. Административное правонарушение является основанием применения мер административного принуждения к тому, кто нарушил право.

Административное правонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или соответствующими законами субъектов Федерации установлена административная ответственность.

Действие представляет собой сознательное, волевое, активное поведение человека, а бездействие — пассивное поведение, которое тоже может быть противоправным. Примером последнего может служить неоплата проезда в общественном транспорте. Административное правонарушение связано с волевыми сознательными поступками людей. В Кодексе РФ об административных правонарушениях закреплены виды административных правонарушений и наказания за их совершение. Закон признает правонарушением только конкретное поведение людей, а не их мысли и убеждения.

В связи с тем, что в реальной жизни совершаются различные виды правонарушений, законодатель выделяет несколько видов административных проступков, устанавливая различную ответственность за их совершение.

Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике состоят в нарушении норм и правил безопасности гидротехнических сооружений, правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования, нарушении требований нормативных документов в области строительства, повреждении электрических сетей, тепловых сетей, топливопроводов, совершенном по неосторожности, непроизводительном расходовании энергетических ресурсов.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://leaktrix.ru/kursovaya/administrativnyie-pravonarusheniya-v-promyishlennosti-stroitelstve-i-energetike/

Нормативно — правовые акты

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в последней ред. от 30.09.2013 г.

№ 262-ФЗ ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1).

Ст. 1.

-Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ ( в последней ред. от 02.07.2013 г. № 142-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (в последней ред. от 14.06.2012 г.

№ 78-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996 № 5. Ст. 410.

-Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (в последней ред. от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1).

Ст. 3.

.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в последней ред. от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

.Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ (в последней ред. от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2005. N 1 (часть 1).

Ст. 16, .

.Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (в последней ред. от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.

.Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ (в последней ред. от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 19. Ст. 2716.

.Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ (в последней ред. от 02.07.2013 г. № 159-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4552.

.Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от 04.03.2013 г. № 22-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2013. № 9. Ст. 874.

.Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ (в последней ред. от 30.12.2012 г. № 291-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3589.

.Постановление Правительства РФ «О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений» от 23.05.1998 г. № 490 (в последней ред. от 03.11.2012 г. № 1134) // Собрание законодательства РФ. № 22. 1998. Ст. 2462.

.Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника» от 27.02.1999 г. № 237

.(в последней ред. от 08.05.2002 г. № 302) // Собрание законодательства РФ. 1999. №» 10. Ст. 1249.Постановление Правительства РФ «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» (вместе с «Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации») от 01.02.2006 г. № 54 (в последней ред. от 20.07.2013 г. № 610) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 7. Ст. 774.

.Постановление Правительства РФ «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» от 30.07.2004 г. № 401 (в последней ред. от 20.03.2013 г. № 245) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 32. Ст. 3348.

.Постановление Правительства РФ «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» от 24.11.1998 г. № 1371 (в последней ред. от 11.06.2013 г. № 486) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 48. Ст. 5938.

.Приказ Ростехнадзора от 26.12.2006 г. № 1129 «Об утверждении и введении в действие Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 15.

.Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» // Российская газета. 26.04.2010.

Специальная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://leaktrix.ru/kursovaya/administrativnyie-pravonarusheniya-v-promyishlennosti-stroitelstve-i-energetike/

1.Алексеева А.С. Административная ответственность за нарушения в строительстве // Административное право и процесс. 2013. № 4. С. 29 — 32.

.Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник. — М.: Эксмо, 2010. С. 624.

.Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник для вузов. — М.: Норма, 2007. С. 816.

.Бутаева Е.М. Проблемы и перспективы развития законодательства об административной ответственности в области строительства // Административное право. 2009. № 2.

.Дмитриев Ю.А. Административное право Российской Федерации: учебник для юридических вузов / Ю.А. Дмитриев, И.А. Полянский, Е.В. Трофимов. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. С. 461.

.Кирилловых А.А. Страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта // Адвокат. 2011. № 1. С. 44 — 58.

.Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / А.Г. Авдейко, С.Н. Антонов, И.Л. Бачило и др.; под общ. ред. Н.Г. Салищевой. 7-е изд. М.: Проспект, 2011. С. 1296.

.Козлов Ю.М. Административное право: учебник для вузов. — М.: Юристъ, 2007. С. 554.

.Липатов Э.Г., Филатова А.В., Чаннов С.Е. Административная ответственность: учебно-практическое пособие / под ред. С.Е. Чаннова. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 400.

.Максимов И.В. Предупреждение как мера административного наказания // Юрист. 2004. № 11.

.Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2009.

.Попов Л.Л. Административное право: учебник / Л.Л. Попов, М.С. Студеникина. — М.: Норма, 2008. С. 992.

.Романова В.В. Нормативные акты, регулирующие отношения в сфере строительства и модернизации энергетических объектов в электроэнергетике: проблемы совершенствования и систематизации // Юридический мир. 2011. № 8.

.Румянцев М.С. Некоторые аспекты межотраслевой дифференциации ответственности в уголовном праве // Российский следователь. 2011. № 12. С. 28 — 30.

.Серков П.П., Михалева Н.В. Судебная практика по делам об административных правонарушениях / под ред. П.П. Серкова. М.: НОРМА, 2008. С. 368.

Судебная практика

1.Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24.10.2006 г. № 18 // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 12. 2006.

.Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24.03.2005 г. № 5 // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 6. 2005.

3.Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2007 г. // БВС РФ. 2007. № 10. С. 21.

.Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2007 г. // БВС РФ. 2007. № 10. С. 21.

.Определение ВАС РФ от 25 марта 2010 г. N ВАС-17951/09 по делу № А32-26778/08-2009-59/30-17АЖ.

.Постановление ФАС Поволжского округа от 25 января 2010 г. по делу № А65-8339/2009.

.Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10 июня 2009 г. по делу № А43-30595/2008-43-489.

.Определение ВАС РФ от 24 декабря 2008 г. № 16872/08 по делу № А56-5022/2008;

.Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 1 апреля 2009 г. по делу № А15-2018/2008.

.Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21 января 2010 г. по делу № А70-6242/2009.