Особенности финансирования социального обеспечения и социальной защиты

Курсовая работа

В России существует множество разнообразных льгот. Льготы в России — это частичная расплата за низкий уровень заработной платы и социальных выплат. Эти льготы в действительности стали эквивалентом материальных видов социальной поддержки отдельных групп, слоев населения. Длительное время большинство российских граждан было не в полной мере осведомлено о льготах, поскольку сведения о них в основном публиковались в специальных для служебного пользования нормативно-правовых и методических документах. В условиях гласности и рыночных отношений информация о правах на те или иные льготы стала доступной различным категориям населения, которые активно заявили на них свои претензии. В настоящее время свыше 70% россиян имеют разнообразные льготы по разным основаниям. Такое положение привело к непомерной нагрузке на федеральный и местные бюджеты, льготы стали обременительными для государства. В России льготы, начиная с 1917 г. и по настоящее время, всегда были альтернативой денежных выплат, как бы прибавкой к зарплате, пенсии, социальным пособиям. В этой связи лишение льгот приведет к существенному ухудшению материального положения многих пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других социально неблагополучных, уязвимых слоев населения.

Таким образом, социальное обеспечение – это сложное, многофункциональное явление Государство определяет основные направления деятельности в данной сфере. Комплекс гарантий, предоставляемых гражданам в различных ситуациях, зависит от возможностей государства. Основные направления выплат идут в сферу пенсионного обеспечения. Однако социальная напряженность в обществе на современном этапе свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения не отвечает потребностям населения. Социальная помощь выполняет функцию вспомоществования по бедности отдельным группам населения в экстремальных условиях; носит характер периодических и единовременных денежных доплат к пенсиям и пособиям.

В современных условиях социальная защита становится важнейшей функцией общества, всех его государственных органов и социальных институтов. Появляются и формы социальной защиты и частного характера – пенсионного обеспечения, медицинского страхования, социального обслуживания. Это свидетельствует о том, что в нашей стране появляется многоукладная организационная структура системы социальной защиты населения.

57 стр., 28412 слов

Социальное страхование и его организация в современных условиях

... финансовых ресурсах и целесообразность их концентрации на государственном и территориальном уровнях. Связи с этим тема дипломной работы «Социальное страхование и его организация в современных условиях» представляется актуальной. Целью дипломной работы является выявление проблем Фонда социального страхования и определение ...

Глава 2. Финансирование социального обеспечения и социальной

защиты населения

2.1. Финансовая политика государства в социальной сфере

Финансовое обеспечение социальной защиты населения представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет налогов и специальных взносов формируются централизованные и децентрализованные финансовые ресурсы, направленные на социальное обеспечение, социальное страхование и оказание социальной помощи всем членам общества. Финансовое обеспечение социальной защиты населения предусматривает оценку и планирование объемов необходимых денежных средств, формирование доходов и финансирование расходов, осуществление социальных выплат и контроль над эффективным использованием средств, направляемых на социальную защиту, социальное страхование и социальное обеспечение. В основе механизма финансирования социальной защиты населения лежит социальный контракт, который заключается между государством, организациями и домохозяйствами. В соответствии с данным контрактом государство берет на себя обязательство выполнения определенных социальных функций перед обществом и определяет тем самым объемы предоставляемых благ, которые теоретически должно определять само общество.

Министерство здравоохранения и социального развития России, Можно выделить три источника финансирования социальной защиты населения:

1) средства налогоплательщиков, за счет которых формируются доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

2) страховые средства работодателей и работников;

3) общественные и частные пожертвования на благотворительность.

Сегодня финансирование социального обслуживания населения многоканально. Средства на его нужды поступают из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, внебюджетных социальных фондов и негосударственных пенсионных фондов. Расходы на социальную политику составляют: федеральный бюджет- 50,7%; региональный- 30,4%; местный- 18,9%.

Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, находится в зависимости от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального производства. Каждой категории населения должен быть определен основной тип финансирования. Это не исключает финансирование из различных источников. Например, пенсия – бюджет государства, доплата к пенсии – местный. Вопросы социального развития являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. Однако при разграничении полномочий между Федерацией и ее субъектами центр тяжести практической работы по осуществлению социальной политики перемещен на региональный уровень. При этом многие функции по управлению социальной сферой переданы на уровень муниципальных образований. В структуре администрации каждого муниципального образования формируются органы управления социальной сферой. Источником формирования фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, является национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджетную систему и внебюджетные фонды.

27 стр., 13091 слов

Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения

... сфере трудоустройства и занятости точно не определены, а принципы правового регулирования занятости и трудоустройства не систематизированы. В действующем Трудовом Кодексе Российской Федерации вопросу правовому регулированию занятости трудоустройства населения посвящены где только представлены гарантии при приеме на работу, гарантия ...

Из федерального бюджета финансируются:

  • комплекс мероприятий по социальной защите населения;

-выплата пенсий военнослужащим, компенсация ПФ РФ расходов по выплате государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет федерального бюджета.

Основной объем бюджетных средств, направляемых на социальную защиту населения, проходит через региональные и местные бюджеты. Кроме бюджетных ресурсов территориальные органы исполнительной власти используют средства, мобилизуемые в региональные и местные внебюджетные фонды. За их счет решаются жилищно-коммунальные проблемы пенсионеров и малоимущих граждан и др. Социальная защита и социальная поддержка граждан являются прерогативой государства. Однако основную часть забот по социальной поддержке граждан традиционно осуществляют органы местного самоуправления в качестве государственных полномочий. Как наиболее близкие к населению, органы местного самоуправления лучше знают конкретные условия жизни отдельных граждан и могут выполнять функции социальной поддержки более эффективно. В связи с недостаточностью государственного финансирования местные бюджеты несут существенную долю затрат по социальной поддержке населения.

Практически все социальные пособия, выплаты и льготы, установленные на федеральном уровне, предоставляются на основе категориального принципа. Лишь два вида социальных выплат — ежемесячное пособие на ребенка и жилищные субсидии предусматривают проверку нуждаемости и предоставляют домохозяйствам, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Муниципалитетам компенсируется не более 30% их затрат на выполнение федерального социального мандата. Основная часть расходов местной власти на социальную защиту населения приходится на выполнение федеральных законов “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”, «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ». При этом у региональных властей на практике остаются очень ограниченные возможности модифицировать эти льготы и приспособить их к своим потребностям.

Поэтому в сфере социальных пособий и льгот одна из принципиальных задач состоит в том, чтобы максимально расширить самостоятельность территорий в принятии решений относительно того, какие выплаты действительно на этой территории нужны, в каких объемах и каким образом, в какой форме они должны предоставляться конкретным категориям населения. Основная задача федеральной власти при таком подходе – с помощью межбюджетного выравнивания способствовать повышению эффективности системы социальной защиты населения, решению снижения социальной дифференциации и борьбы с бедностью. Финансирование социальной сферы не должно полностью переходить на региональный и местный уровень, ведь условия жизни разные, есть богатые регионы и, к сожалению, есть очень необеспеченные, где доля финансирования социальной сферы не дотягивает до общего федерального. Таким регионам нужны дотации и субвенции на социальную сферу из федерального бюджета. Проблем в области социальной сферы очень много и решать их должны грамотные политики, которые уважают и ценят свое общество.

Сегодня органы местного самоуправления играют значительную роль практически во всех вопросах социальной защиты. Они несут основную ответственность за предоставление льгот, предусмотренных федеральным законодательством, жилищных субсидий и местных пособий. Объективности следует заметить, что в сложившихся экономических условиях были предприняты попытки смягчить отрицательные последствия резкого падения уровня жизни и частично компенсировать потери наиболее нуждающимся группам населения. В конечном счете, все это отрицательно сказалось на финансовом обеспечении бюджетной сферы социального обслуживания населения.

12 стр., 5812 слов

Социальные детские пособия

... полном государственном обеспечении; граждане, лишенные родительских прав; граждане, выехавшие на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации. Целью курсовой работы является исследование порядка выплаты детских пособий. Исходя из цели ...

В настоящее время, в связи с дефицитом централизованных финансовых ресурсов, для выплаты федеральных пособий в необходимом размере всем нуждающимся категориям граждан регионы создают свои системы адресной социальной защиты и вводят пособия по бедности за счет своих средств. Региональные социальные программы также реализуются за счет средств местных бюджетов, территориальных фондов социальной поддержки населения, внебюджетных источников, благотворительных организаций.

2.2 Внебюджетное финансирование социального обеспечения

Создание внебюджетных социальных фондов в жестких условиях рыночной экономики было направлено на достижение большей социальной защищенности населения. На практике это означало соблюдение страховой основы формирования ресурсов специализированных социальных фондов, строгого целевого расходования их средств, обеспечение возможности периодической индексации выплат за счет прироста накоплений фонда. Министерство финансов РФ осуществляет финансовый контроль за рациональным и целевым расходованием средств внебюджетных фондов.

Внебюджетные социальные фонды (Фонд государственного социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования) в том виде, в котором они сегодня существуют, представляют собой систему мобилизации финансовых ресурсов, обеспечивающих конституционные права и гарантии граждан России в получении социальной помощи. Однако, несмотря на то, что формально система внебюджетных социальных фондов функционирует автономно, все они лишены права по своему усмотрению, с учетом складывающейся ситуации изменять условия формирования собственной ресурсной базы, прежде всего, пересматривать ставки страховых взносов. Три внебюджетных фонда охватывают важнейшие секторы и направления в деятельности социального обслуживания и социальной сферы. Следует отметить, что на выполнение задач, поставленных перед социальными фондами впервые годы их существования, финансовых ресурсов было достаточно, но впоследствии начались затруднения, связанные с общехозяйственными трудностями и особенностями функционирования отдельных фондов. Спад производства и рост инфляции, с одной стороны, обусловил затруднения для предприятий в отчислениях страховых взносов, а с другой — потребность в дополнительных расходах на периодические индексации выплат пенсий и пособий. Кроме того, дезорганизацию в работу фондов вносили нарушения финансовой дисциплины как плательщиками средств в фонды (рост задолженности страхователей и бюджета, например, в Пенсионный фонд РФ), так и самими фондами, допускавшими различные финансовые нарушения.

Финансирование выплаты пенсий осуществляет Пенсионный Фонд Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей и граждан, а так же за счет средств федерального бюджета России. Все пенсии индексируются в установленном порядке в связи с повышением стоимости жизни. Объем получаемых фондом доходов и выполняемых им пенсионных платежей в 2005 г. составил более 1,5 трлн. руб. ПФР выплачивает пенсии свыше 39,2 млн. пенсионеров и социальные выплаты для 20 млн. льготников, ведет персонифицированый учет пенсионных прав застрахованных лиц — для свыше 128 млн. граждан России.

5 стр., 2456 слов

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет

... труда. Средства государственного социального страхования направлены на выплату пособий: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель), ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком ...

Средства Пенсионного фонда РФ направляются на выплату:

  1. государственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца);
  2. пенсий по инвалидности, военнослужащим; компенсации пенсионерам;
  3. материальной помощи престарелым и инвалидам;
  4. пособий: на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям;
  5. на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита;
  6. пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС и др. выплаты.

За счет средств Пенсионного фонда РФ финансируются также различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей и осуществляются единовременные денежные выплаты. Выплаты государственных пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в общем объеме расходов Пенсионного фонда РФ.

Фонд социального страхования Российской Федерации.

1.выплата пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе оплата пособий по временной нетрудоспособности («больничных»);