Управление земельно-имущественным комплексом

Отчет по практике

Недвижимость — юридическое понятие, и имущество может быть отнесено к недвижимости законом, что имеет большое значение для определения, подлежат ли государственной регистрации права на него и сделки с ним.

Можно составить следующий перечень объектов недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”:

  • земельные участки;
  • участки недр;
  • обособленные водные объекты;
  • леса, многолетние насаждения ;
  • здания, части зданий;
  • сооружения;
  • сооружения над и под землями, объекты инженерной, транспортной инфраструктуры и благоустройства;
  • предприятия как имущественный комплекс;
  • жилые дома и их части;
  • жилые дома на дачных участках с правом регистрации проживания на нем;
  • дачи, садовые дома, гаражи и другие строения потребительского значения;
  • жилые строения без права регистрации проживания в них и хозяйственные строения и сооружения на садовых участках;
  • некапитальные жилые строения и хозяйственные строения и сооружения на садовых участках;
  • кондоминиумы как комплексы недвижимого имущества;
  • объекты незавершенного строительства, не являющиеся предметом действующего договора строительного.

В соответствии с учебным планом, я, Шишкина Ульяна Владиславовна, проходила учебную практику на базе Соликамского Технологического Колледжа в городе Соликамске.

Руководство учебной практики осуществлял Осколков Дмитрий Александрович.

Программа состоит из разделов: Административно — правовое регулирование земельно-имущественных отношений территории, экономическое регулирование земельно-имущественных отношений территорий.

В программе приведен тематический план изучения дисциплины, содержание дисциплины с дидактическими единицами по каждой теме, тематика практических занятий, перечень рекомендуемой литературы.

Основная цель учебной практики:

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • Подготовить документацию, необходимую для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий.
  • Готовить предложения по определению экономической эффективной использования имеющегося недвижимого имущества.
  • Осуществлять сбор информации вводить ее в базу данных геоинформационных систем для последующего использования в профессиональной деятельности.
  • Использовать кадастровую информацию в профессиональной деятельности.
  • Выявлять территориальные проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций в области земельно-имущественных отношений.
  • Осуществлять контроль над соблюдением законодательств в области охраны земель и экологической безопасности при реализации проектов по эксплуатации и развитию территории.
  • основы правового, экономического и административного регулирования земельно-имущественных отношений территорий;
  • механизм принятия решения об организации контроля использования земельных участков и другой недвижимости территории;
  • обеспечение охраны земли на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении;
  • Изучить действующее законодательство регулирующее управление земельно-имущественным комплексом.
  • Дать понятие системы управления землепользованием и управления имуществом.
  • Изучить формирование документов необходимых для принятия решений по эксплуатации и развитию территорий.
  • Составить необходимую документацию, для принятия решений по эксплуатации и развитию территорий с оформлением необходимых приложений.

1. Административно — правовое регулирование земельно-имущественных отношений территории

12 стр., 5752 слов

Картографо-геодезическое сопровождение земельно-имущественных ...

... геодезической и картографической деятельности; геодинамические исследования на базе геодезических и космических изменений; создание и ведение федерального и региональных картографо-геодезических ... силу с 30.12.2015 г.) Регулирует земельные отношения на территории Российской Федерации. 4. «Градостроительный кодекс ... законодательные акты, регулирующие правила государственной регистрации прав и сделок с ...

1.1 Системы управления и государственный орган управления землепользованием

Государственное управление землепользованием представляет собой организующую деятельность специально уполномоченных государственных органов исполнительной власти, направленную на создание условий для рационального использования и охраны земель всеми субъектами земельных прав на земельные участки, независимо от форм собственности.

Государственное управление землепользованием является частью государственного управления в целом и выделяется в особый институт земельного права по объекту управления.

Государственное управление землепользованием основывается на праве территориального верховенства государства как суверена и необходимости обеспечивать в землепользовании баланс общегосударственных и частных интересов.

Формы и методы этой деятельности чрезвычайно разнообразны и содержатся в правовых нормах, которые в совокупности образуют важный инструмент земельного права. В настоящее время центр тяжести перемещается от командно-административного управления землей к заново разработанной системе экономического регулирования земельных отношений в России, когда субъектами этих отношений выступают миллионы собственников земли — граждан и юридических лиц.

Государственное управление землепользованием предполагает предоставление свободы хозяйствования на своей земле субъектам земельных правоотношений, незаконное вмешательство в деятельность сельскохозяйственного предприятия влечет за собой отмену незаконных решений виновных государственных органов и должностных лиц с взысканием с них убытков, причиненных этим незаконным вмешательством (ст. 61 и 62 ЗК РФ).

Существенным препятствием для государственного управления землепользованием в стране является создание. стихийных монополистических объединений, смычек недобросовестных предпринимательских кругов с государственными должностными лицами, а поэтому государственное регулирование должно сопровождаться эффективными антимонопольными правовыми мероприятиями. В честности, Законом определены равноправие всех форм собственности и всех форм хозяйствования; свобода вхождения в рыночные земельные отношения любым хозяйствующим субъектам; предоставление значительных прав органам, осуществляющим антимонопольное регулирование, по пресечению монополистических действий; ответственность должностных лиц, нарушающих свои должностные обязанности и т.п.

3 стр., 1401 слов

Институциональные аспекты землепользования

... на землю, ни земельного рынка, ни платного землепользования. Это доказывается состоянием основной сферы землепользования — сельского хозяйства. ... культурного назначения, социальных объектов. То есть при приватизации земли следует учитывать особенности той или иной ... группы законодательных актов в обЛасти земельного права. Это — акты, принятые органами законодательной власти, указы Президента ...

Содержание государственного управления землепользованием проявляется в создании государственных органов и законодательном наделении их соответствующей компетенцией; закреплении форм и методов управления, а также функций (видов деятельности), которые эти органы должны совершать 1 .

Государственные органы, осуществляющие управление и контроль в области землепользования, осуществляют свои функции определенными методами: экономическими, административными и организационно-правовыми, которые отвечают природе земельных отношений.

Экономический метод предполагает платность использования земли, экономическое стимулирование эффективной деятельности в области управления землепользованием, право собственности на землю, совершение сделок с землей при сохранении ответственности собственников за их рациональное использование, нормирование и лимитирование в области управления землепользованием.

К административным методам правового управления землепользованием относятся: выдача разрешений на использование земли (земельного участка); лицензирование использования земли; проведение государственной экологической экспертизы.

К организационно-правовым методам управления землепользованием следует относить: обеспечение безопасного использования земли; рациональную организацию государственного земельного кадастра, создание государственного реестра собственно земель; организацию ведения мониторинга земель.

Функции государственных органов по управлению землепользованием рассчитаны на применение их в тех случаях, когда требуется государственное вмешательство. Так, при перераспределении земельных участков по договору купли-продажи государственная функция регулирования этих сделок будет выражаться лишь в регистрации в органах местной администрации и в рассмотрении споров, если таковые возникнут при заключении, расторжении или в ходе исполнения сделок.

Принципами, на которых основано выполнение государственными органами своих функций являются:

1. четкое разделение функций между соответствующими звеньями государственных органов и органами местного самоуправления. Так,

2. функция земельного контроля возложена на органы Федеральной службы земельного кадастра России, а функция контроля за экологической безопасностью на земельных участках — на подразделения Министерства природных ресурсов РФ (МПР России);

3. недопустимость вмешательства одних государственных органов в функции других, поскольку такое вмешательство может породить неразбериху, уход от ответственности должностных лиц за порученный им участок работы.

Согласно ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

33 стр., 16327 слов

Земельный участок как объект земельных отношений

... собственности на землю, землепользования, государственного управления земельными ресурсами, правоотношения по охране земли и отношения юридической ответственности. Отношения собственности возникают в случае установления определенной формы собственности на земельный участок. Они возникают ...

В силу этого правовое управление землепользованием осуществляется как федеральными органами власти и управления, так и органами власти и управления субъектов РФ.

Государственные органы по характеру управления землепользованием можно подразделить на органы общей компетенции и органы специальной компетенции, т.е. регулирующие круг земельных вопросов и те, которые занимаются специализированными вопросами управления. Например, местная администрация регулирует вопросы предоставления и изъятия земель, регистрации земельных сделок, принятия Мёр по соблюдению режима природопользования, установленного для данной местности; органы Федерального агентства кадастра объектов Недвижимости осуществляют специализированные функции по подготовке дел к осуществлению землеустройства на конкретных земельных участках; органы санэпиднадзора осуществляют контроль за обеспечением производства экологически чистой продукции и т.п. землепользование управление правовой экономический

ЗК РФ закреплены полномочия субъектов РФ и полномочия органов местного самоуправления в области землепользования (ст. 9—11).

Четко разделены функции между соответствующими звеньями государственных органов и органов местного самоуправления. Так, функция земельного контроля возложена на органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, а функции контроля за экологической безопасностью на земельных участках — на подразделения Министерства природных ресурсов РФ.

Широкие полномочия в области управления землепользованием предоставлены Правительству РФ.

Участие органов государственной власти в управлении землепользованием регламентировано в нормативно-правовых актах. В частности, Президент РФ принимает указы и распоряжения по регулированию земельных отношений, обязательные для исполнения на территории всей Российской Федерации (ст. 90 Конституции РФ); Государственная Дума принимает законы (с одобрением их Советом Федерации), которые регулируют общественные земельные отношения в России (ст. 105 Конституции РФ); Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ и федеральных законов принимает постановления и распоряжения по регулированию земельных отношений (ст. 115 Конституции РФ); органы местного самоуправления, которые согласно ст. 12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти, обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения, в том числе владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью на землю (п. 1 ст. 130 Конституции РФ), регулируют земельные отношения в соответствии с Законом о местном самоуправлении.

Министерства и ведомства, не наделенные по новой Конституции функциями самостоятельного регулирования земельных отношений, осуществляют отдельные функции регулирования и контроля лишь в случаях, прямо предусмотренных законом.

Как правило, эти функции закреплены в положениях об этих министерствах и ведомствах.

26 стр., 12943 слов

Предоставление гражданам земельных участков

... титулов, хотя предпочтительнее для себя каждый обычно считает право собственности 1 . Решение о предоставлении земельного участка данному гражданину выносит местная администрация в соответствии с ее компетенцией, уста­новленной федеральным законом ...

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.04.2004 № 202 «Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости» (в ред. от 19.05.2004) определена компетенция этого агентства, которое является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет деятельность через конкретные федеральные органы.

В своей деятельности этот орган руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Правительства РФ, а также указанным постановлением. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями.

Во исполнение возложенных на агентство задач оно выполняет следующие функции: разрабатывает с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ предложения по управлению земельными ресурсами, готовит предложения о размерах платы на землю, штрафов за нарушение земельного законодательства и др.

В пределах своей компетенции она имеет право: проводить проверки использования земель независимо от их ведомственной принадлежности и видов прав на земельные участки; давать обязательные для исполнения гражданами и юридическими лицами предписания об устранении нарушений земельного законодательства; в установленном порядке привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, а также приостанавливать действия принятых с нарушением земельного законодательства решений органов местного самоуправления по вопросам предоставления и изъятия земельных участков и направлять материалы об этом в суд и правоохранительные органы и др.

Постановлением Правительства РФ от 08.04.2004 № 200 «Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом» определена его компетенция: оно осуществляет деятельность непосредственно через свои территориальные органы. /Основными функциями данного агентства являются:

  • а) проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений;
  • б) приватизацию, управление и распоряжение государственным имуществом и земельными ресурсами в пределах своей, компетенции;
  • в) регулирование деятельности на рынке недвижимости и при осуществлении оценочной деятельности;

г) координацию в случаях, установленных законодательством РФ, деятельности в области имущественных и земельных отношений иных

федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ и др.

Министерство природных ресурсов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за использованием и охраной всей окружающей среды, основным элементом которой является земля.

Министерство сельского хозяйства РФ (Федеральное агентство по сельскому хозяйству) в соответствии с утвержденным Положением является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения.

Помимо общего управления ведомственное управление землями поселений осуществляет Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, которое действует в соответствии с утвержденным Положением.

Ведомственными органами управления землями являются: Министерство обороны РФ, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству и Федеральное агентство железнодорожного транспорта и др.

20 стр., 9589 слов

Земельно-имущественные отношения

... Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным ... понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости. (в ред. Федеральных ...

1.2 Нормативно правовая база регулирующая управление земельно-имущественных отношений территорий Р.Ф.

Федеративная природа России предопределила наличие в субъектах Российской Федерации системы правовых норм, регулирующих, в частности общественные отношения традиционно относящиеся к предмету конституционного права. Для полноценной работы недостаточно знать помимо федерального законодательство только «своего» субъекта Федерации: многие конституционные проблемы имеют трансграничный характер.

Конституционное законодательство субъектов РФ рассматривается в системе с федеральным законодательством. Необходимо изучать федеральное законодательство на соответствие с региональным и при этом можно дать рекомендации с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, с том, чтобы обеспечить баланс интересов субъектов РФ и федерального центра.

Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве»

Федеральный закон от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»

Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ «Земельный Кодекс Российской Федерации»

Приказ Росземкадастра от 26 сентября 2001 г. № П/166 «Об упорядочении деятельности по ведению государственного земельного кадастра»

Приказ Росземкадастра от 6 августа 2001 г. № П/151 «О переходе к ведению государственного кадастра в соответствии с вновь утвержденными документами»

Распоряжение Минимущества России от 6 марта 2002 г. № 586-р «Об утверждении методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков»

Постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2002 г. № 576 «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю»

Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких.

2. Экономическое регулирование земельно-имущественных отношений территорий

2.1 Управление земельно-имущественным комплексом

Являясь объектом всеобщих интересов и фактором воспроизводственного процесса, земельно-имущественный комплекс и его отдельные объекты становятся базовым элементом общественных и земельно-имущественных отношений. Поэтому современные подходы к формированию и использованию ЗИК должны быть основаны на системе земельно-имущественных отношений, которая позволит (при обеспечении высокого уровня условий жизни, развитии предпринимательской и иной деятельности) получить максимум поступления финансовых средств в федеральный, региональный и местный бюджеты.

Земельно-имущественные отношения непосредственно затрагивают интересы страны, регионов, муниципальных образований, всех хозяйствующих субъектов и граждан. В этой ситуации объективной необходимостью является решение вопросов, связанных с теорией и методологией формирования эффективных информационных и экономических механизмов в системе управления земельно-имущественным комплексом на различных территориальных уровнях, а также разработка практических рекомендаций, направленных на обеспечение эффективного функционирования земельно-имущественных комплексов и их отдельных элементов.

17 стр., 8032 слов

Кадастровые работы при перераспределении земельного участка на ...

... работе рассмотрено перераспределение земельного участка с землями государственной и муниципальной собственности, на примере земельного участка находящегося по адресу Вологодская область, город Вологда, ул. Горького, земельный участок №29. 1. Кадастровые работы 1.1 Понятие кадастровых работ «Кадастровые работы ...

Анализ экономической литературы позволяет сделать следующие выводы: в настоящее время отсутствует единая обоснованная система показателей анализа эффективности функционирования ЗИК на различных административно-территориальных уровнях, выбор показателей эффективности использования ЗИК неоднозначен, применение полной системы показателей анализа эффективности управления Комплексом осложняется отсутствием в необходимом объеме технико-экономической информации об объекте анализа; оценка эффективности управления Комплексом в условиях решения различных народно-хозяйственных задач сложна, так как в большинстве случаев сложно определить материальный вклад результата производства в конечный продукт деятельности региона (валовой региональный продукт, стоимость продукции и размеры собираемых платежей).

По проблемам экономической эффективности производства также высказываются различные, нередко противоположные точки зрения. Нет четкой трактовки понятий эффективности, критерия и показателей экономической эффективности производства, не определено соотношение между этими категориями.

Система управления Комплексами на всех территориальных уровнях должна базироваться на принципиально новых экономических, организационных и информационных подходах, обеспечивающих эффективное регулирование земельно-имущественных отношений и управление недвижимостью. Особое значение при этом должен иметь системный анализ формирования ЗИК, а процессы его функционирования должны быть прозрачными, эффективными с учетом развития социально-экономических возможностей и рынка недвижимости территориальных образований.

2.2 Земельный баланс

Земельный баланс — система земельно-отчетных документов, которая охватывает земельный фонд в пределах всех административно-территориальных единиц. Земельный баланс составляют сельские, поселковые и городские советы, они его рассматривают, утверждают на своих сессиях и представляют в установленные сроки для учета в земельном балансе района, области, страны. Земельный баланс составляют ежегодно по состоянию на 1 января следующего за отчетным года. Он содержит характеристику земельного фонда по категориям, землепользователями и собственниками, качественному состоянию и оценке земель. Земельный баланс отражает изменения в использовании земель за отчетный период. Особое внимание уделяется достоверности представленных сведений. При этом документально оформляют и обосновывают изменения в общих размерах землевладений и землепользований, а также в составе угодий и их качественном состоянии. В случае изменения площадей сельскохозяйственных угодий или их качества в земельном балансе отражают фактические площади и состояние угодий.

При составлении земельного баланса используют информацию предприятий, организаций, учреждений, граждан о состоянии землевладений и землепользовании с учетом: изменений в составе земель, данных съемок и обновления картографических материалов, данных земельно-кадастровых документов и книг, земельного баланса предыдущего года, материалов почвенного, агрохимического, мелиоративного, геоботанического обследований, бонитировки почв и экономической оценки земель, данных государственного контроля за использованием земель, решений соответствующих органов об изъятии (выкупе) земельных участков, передачи их в собственность и предоставлении в пользование, данных инвентаризации земель, актов государственных комиссий по приемке в эксплуатацию новых мелиорированных земель, материалов графического учета текущих изменений и т.д.

40 стр., 19954 слов

Сделки с земельными участками

... в законодательном регулировании сделок с земельными участками, на которые обращают внимание и ученые-цивилисты, и практические работники. Помимо выделенных причин теоретического порядка, правовая конструкция сделок с землей представляет для автора дипломной работы особый интерес ...

В земельном балансе выделяют земли используемые землепользователями и собственниками земли за пределами административно-территориальных единиц, а также землепользователями и владельцами земли на территории других административно-территориальных единиц. Основные документы земельного баланса: отчет о наличии земель и распределении их между землепользователями, собственниками земли и угодьями — форма 6-зем. Аналогичные отчеты составляют для орошаемых (форма 6-зем) и осушенных земель (форма 6б-зем).

К отчетов форм 6-зем, 6-зем, 6б-зем подают приложения, среди которых справка об изменении площадей сельскохозяйственных угодий всех категорий земель (с землями в собственности и пользовании граждан включительно), отчет о земле, отведенной предприятиям, организациям и учреждениям для несельскохозяйственных нужд в постоянное и временное пользование, отчет о возвращении предприятиям, организациям и учреждениям земель, предоставленных для несельскохозяйственных нужд, пояснительная записка, решение.