«Особенности регулирования труда педагогических работников»

Курсовая работа
Содержание скрыть

Образование находится в центре первоочередных интересов государства. Будущее российского государства, его экономическое развитие и уровень благосостояния общества во многом зависят от состояния системы образования. В сфере образования возлагаются надежды на модернизацию экономики и увеличение темпов экономического роста. Наконец, наряду с наукой, образование является одной из важнейших гарантий национальной, региональной и международной безопасности.

В современном правовом государстве образование должно иметь прочную нормативную базу. Необходимость углубленного законодательного регулирования отношений в сфере образования обусловлена ​​рядом причин.

Во-первых, нормы образовательного законодательства должны стать надежными правовыми гарантиями реализации конституционного права всех на образование. Положения ст. 43 Конституции РФ, раскрывающие конституционную формулу «каждый имеет право на образование», находят развитие в актах образовательного законодательства.

Во-вторых, нормы образовательного законодательства регулируют сферу общественных отношений, в которую сегодня, без преувеличения, вовлечено все российское общество, все его возрастные группы. Концепция непрерывного образования, провозглашенная ЮНЕСКО в 1972 г. и успешно реализуемая сегодня во многих странах мира, многократно увеличивает число участников образовательных отношений.

В-третьих, образование представляет собой огромную по своим масштабам отрасль российской экономики, грандиозный имущественный комплекс, нуждающийся, с одной стороны, в регламентации возникающих в сфере образования гражданских и трудовых отношений, а с другой – в достойном и бесперебойном финансировании, без которого невозможно предоставление качественных образовательных услуг. Поэтому современное образовательное право формируется как сложная отрасль российского законодательства, сочетающая в себе нормы различной юридической принадлежности: гражданского, семейного, трудового, административного и других.

Принятие в 1992 г. Закон РФ «Об образовании» заложил основу для самостоятельной отрасли российского законодательства, регулирующей широкий спектр социальных отношений, складывающихся в сфере образования.

12 стр., 5593 слов

Законодательство регулирующее отношения в области образования

... правонарушения, определить субъектов отношений в сфере образования, рассмотреть виды юридической ответственности субъектов образовательных отношений, изучить нормы, регулирующие порядок применения административной ответственности к образовательным организациям за нарушения законодательства об образовании, выявить проблемы правового ...

Также следует отметить, что в сфере образования накопилось значительное количество проблем, связанных с кадрами, недостаточным финансированием, ухудшением материально-технической базы образования. Среди них центральное место занимает проблема поиска эффективных способов совершенствования системы мотивации и регулирования работы учителей.

И в настоящее время государство, осознавая особую ценность этого вида бизнеса, уделяет пристальное внимание его правовому регулированию. На основании нового Трудового кодекса 2002г., установившего ряд принципиально новых положений в отношении правового положения в сфере труда педагогических работников, были приняты иные нормативно-правовые акты: постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19марта 2001 г. № 196, постановление Правительства Российской Федерации « О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников от 3 апреля 2003 г. N 191 и прочие.

Актуальность и своевременность задачи обновления законодательства в области образования обусловлена, с одной стороны, динамичным развитием и процессами модернизации системы образования, с другой – ярко обозначившимся в последние годы разрывом между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением, снижением эффективности правового регулирования в сфере образования.

Поэтому актуальность данного исследования не вызывает сомнений.

Целью исследования является система источников российского образовательного права и особенности регулирования трудовых отношений с учителем.

Исходя из поставленной цели, автором решались следующие задачи:

  1. исследовать систему российского законодательства;

  2. дать классификацию источников права, регулирующих сферу образования в Российской Федерации;

  3. рассмотреть вопросы иерархии источников образовательного права;

  4. раскрыть основные особенности нормативных правовых актов, регулирующих вопросы образования в Российской Федерации;

  5. проанализировать международные акты в сфере образования и уточнить вопрос их иерархии в системе нормативных актов сферы образования.

  6. -выделение особенностей заключения трудового договора с педагогическим работником;

  7. -основания расторжения трудового договора с педагогическим работником.

Работа структурно состоит из трех глав и подпунктов.

При написании работы мы использовали такие источники, как: нормативные акты разного уровня, комментарии к законодательству, учебники и учебные пособия.

2 стр., 765 слов

Модернизация в сфере образования статья

... умножении лучших традиций отечественного образования. Для сферы образования термин «модернизация» не новый. Об этом свидетельствует распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 ... концепции продекларирована роль образования, которое определялось задачами переходного периода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности ...

Объектом исследования является нормативно-правовое регулирование труда и порядок образовательной деятельности в Российской Федерации. Предмет исследования – система источников образовательного права Российской Федерации, фактическое состояние нормативной правовой базы образования (до внесения на рассмотрение проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») и акты регулирующие трудовые отношения педагогических работников.

Теоретической основой исследования являются работы российских ученых, изучавших проблемы нормативно-правового регулирования образования. В качестве объекта анализа в работе использованы правовые документы органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, в том числе Республики Коми, органов местного самоуправления.

Методологической основой исследования является совокупность научных методов, позволяющих провести комплексный анализ и сделать выводы по теме исследования. В частности, использовались исторический, системный и структурный методы и метод классификации.

1. Основные характеристики правового регулирования системы образования Российской Федерации

1.1 Понятие и общая характеристика системы российского законодательства

Законодательная система формируется в результате длительного процесса разработки правовых норм, их опубликования в официальных актах и ​​систематизации этих актов; имеет сложную структуру. В.Д.Перевалов и В.И.Леушин в зависимости от критериев выделяют вертикальную, федеративную и комплексную структуры законодательства [33].

Вертикальная структура законодательства строится на основе иерархии нормативных актов по их юридической силе. В верхней части системы нормативных актов Российской Федерации находится Конституция, ниже: законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты органов местного самоуправления.

В федеративной структуре законодательства в соответствии со статьей 65 Конституции Российской Федерации выделяются следующие уровни нормативных правовых актов Российской Федерации: федеральное законодательство; законодательство субъектов Российской Федерации; законодательство органов местного самоуправления [33].

Нормативные акты имеют как общие характеристики, характеризующие все правовые акты, так и специфические характеристики, которые отличают их от других типов правовых актов. общие признаки нормативно-правовых актов:

  • имеют государственно-властную природу,

  • исходят от компетентных органов государства,

  • существуют в форме официальных документов со всеми необходимыми атрибутами,

  • обязательны для исполнения и поддерживаются силой государственного принуждения в случае их нарушения

специфический признак — направлены на возникновение, изменение или отмену норм права.

Основным критерием классификации нормативных правовых актов является юридическая сила нормативного акта.

13 стр., 6151 слов

Закон як джерело права

... обов'язковості норми (джерело права у формальному значенні), і матеріали за допомогою яких ми пізнаємо право (джерело пізнання права). 1) Поняття закону та його ознака Закон - це нормативно-правовий акт, що приймається ... процесу. 1. Прийняття законів у переліку повноважень Верховної Ради України визначене як окреме повноваження, поряд з внесенням змін до Конституції, затвердженням Державного бюджету ...

В зависимости от юридической силы все нормативно-правовые акты делятся на две группы: 1) законы; 2) подзаконные акты.

Признаки закона [9]:

1) закон является разновидностью нормативно-правовых актов, следовательно, обладает всеми признаками нормативных актов, равно как и правовых актов, в целом;

2) первичный характер закона означает, что он исходит от представительного правотворческого органа, следовательно, в той или иной мере выражает волю народа. Первичный характер закона означает его «самодостаточность», ему не нужны иные основания для функционирования, наоборот, он сам является основанием для всех иных актов и всей юридической деятельности в государстве;

3) высшая юридическая сила – важнейший признак закона. Высшая юридическая сила закона означает, что все иные правовые акты издаются, во-первых, на основе закона; во-вторых, во исполнение закона; в-третьих, не могут противоречить закону;

4) законы принимаются в особом порядке, подробно регламентированном конституцией и законодательными актами. Порядок принятия закона отличается усложненностью, чем законотворчество отличается от иных видов правотворчества;

5) законы принимаются высшими представительными (законодательными) органами государства, только эти органы обладают правом принимать законы. 6) закон должен регулировать важнейшие общественные отношения. (взаимодействие граждан и органов государства, полномочия государственных органов, их классификация и т.д).

Особые свойства права позволяют ему быть демократическим источником права, выражающим волю и интересы народа. Закон должен выражать принципы права, идею приоритета прав и свобод человека, демократические принципы общественного и государственного устройства. Правовые законы составляют основу правового государства. Поэтому так важно реализовать истинное верховенство права в системе правовых актов государства, сделать закон действительно главным, главным источником права.

1.2 Классификация образовательного законодательства Российской Федерации

Система внутригосударственных источников, регулирующих отношения в сфере образования, формируется на трех уровнях – федеральном, региональном (уровне субъекта Российской Федерации) и местном (муниципальном).

Существующая в настоящее время трехуровневая система «отечественных» источников образовательного права сформировалась сравнительно недавно — с 1 января 2006 года., когда вступил в силу Федеральный закон от 31.12.2002 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» [21].

Действовавшая до этого редакция ст.1 Федерального закона «Об образовании» предполагала возможность нормативно-правового регулирования отношений в области образования только на федеральном уровне.

Федеральные источники образовательного права, регулирующие отношения в сфере образования, представлены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами.

На федеральном уровне законодательная основа правового регулирования отношений в сфере образования представлена:

  1. Конституцией РФ [ 14 ] ;

    4 стр., 1590 слов

    Понятие и виды федерации

    ... с политических и правовых позиций применительно к конкретной политической ситуации возникла при образовании Соединенных Штатов Америки. Потребность создания единого и сильного государства ... возникновения понятия федерализм и, исходя из этого, раскрывает понятие федерация. Вторая глава структурно выделяет основные классификации моделей федерализма и видов федерации. ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФЕДЕРАЦИИ 1.1 ...

  2. Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» [25];

  3. Федеральным законом от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

  4. иными «профильными» федеральными законами, т.е. законами, принятыми для регулирования отношений, складывающихся исключительно в области образования;

  5. «непрофильными» законами, содержащими отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

Более детальный анализ законодательства об образовании позволяет сделать некоторые выводы.

Наряду со ст. 43, отдельные положения, регулирующие отношения в области высшего и послевузовского образования, содержатся и в других статьях Основного закона Российской Федерации: так, в ст. 72 (п. 1) в ст. 114 2. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». Закон РФ «Об образовании» регулирует систему общественных отношений в области образования, под которым законодатель понимает «целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [24, Преамбула].

В этот Закон неоднократно вносились изменения и дополнения. Сводный анализ этих изменений представлен в

3. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Принятый через четыре года после появления «базового» закона – Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», – он развил, конкретизировал и уточнил основные положения Закона РФ «Об образовании» применительно к сфере высшего и послевузовского образования.

4. Иные «профильные» федеральные законы. Среди актов российского законодательства, регулирующих отношения в сфере образования, наряду с Федеральными законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», могут находиться и другие законодательные акты, принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования.5. «Непрофильные» законы, содержащие правовые нормы, которыми регулируются отношения в сфере высшего и послевузовского образования.

Эти законы занимают особое место в механизме правового регулирования отношений в сфере образования. Большое количество таких законов, их «разнокалиберность» (в одних законах содержится одна – две статьи по образовательной проблематике, в других – целые главы), частые случаи столкновений норм таких законов с нормами, содержащимися в «профильных» законах об образовании а) федеральные законы, в которых регламентируются общие вопросы организации образования в Российской Федерации б) федеральные законы, в которых содержатся нормы о специальных видах (направлениях) образования в) федеральные законы, в которых устанавливаются различные льготы участникам образовательных отношений г) федеральные законы, регулирующие трудовые отношения и определяющие порядок социального обеспечения участников образовательных правоотношений д) федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экономики и финансов образования.

20 стр., 9597 слов

Правовой статус образовательных учреждений

... работниками сферы управления образованием, педагогическими работниками, обучающимися, родителями; между руководителем образовательного учреждения и учредителями, учебным заведением и другими организациями. Являясь по сути фундаментальным, определяющим самые общие правовые нормы в сфере образования, этот ...

Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие на федеральном уровне отношения в сфере высшего и послевузовского профессионального образования, могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие группы:

1. Указы Президента РФ, среди которых в свою очередь можно выделить:

а) указы, принятые исключительно для регулирования отношений в сфере образования (например, Указы Президента РФ от 11.07.1991 № 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР»);

б) указы, содержащие отдельные положения, которые касаются проблематики образования (например, основы организации государственного управления системой образования закреплены в Указах Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»;).

2. Постановления Правительства РФ, которые также могут быть посвящены целиком регулированию образования (например, от 05.07.2001 № 505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»,), либо могут содержать отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере высшего и послевузовского профессионального образования (например, Постановление Правительства РФ от 27.07.2001 № 564 «О федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года»»).

3. Принятые законодательные акты федеральных органов исполнительной власти в области образования.

Региональные источники образовательного права, регулирующие отношения в сфере образования, принимаются уполномоченными государственными органами субъектов Российской Федерации в пределах установленной для субъектов Федерации компетенции в области высшего и послевузовского профессионального образования. Эти источники, как и федеральные источники образовательного права, представлены законодательными актами (законами субъектов Российской Федерации) и принятыми в соответствии с ними подзаконными нормативными актами.

Законодательные акты, принятые на уровне субъекта Российской Федерации, могут приниматься по общим вопросам организации системы образования в регионе.

Ряд субъектов Российской Федерации на основе федерального закона об образовании разработал свои общие законы об образовании, предмет регулирования которых во многом совпадает с предметом регулирования Закона Российской Федерации «Об образовании» (см., например, Закон Республики Коми 06.10.2006 № 92-РЗ «Об образовании» [24]).

В региональных законах об образовании устанавливаются общие начала правого регулирования деятельности образовательных учреждений образования на территории данного субъекта Российской Федерации, определяется порядок их взаимодействия с различными элементами системы образования в регионе, распределение компетенции по регулированию отношений в сфере.

Региональные законы могут приниматься также по отдельным организационным, социальным, экономическим и финансовым вопросам деятельности образовательных учреждений (в том числе высшего профессионального) в данном субъекте Российской Федерации.

13 стр., 6454 слов

Конституционное право граждан на образование

... достижение им определенного образовательного уровня, что удостоверяется соответствующим документом. Основная цель данной работы – изучение юридической природы и содержания конституционного права граждан на образование и проблем его осуществления в Российской Федерации. В соответствии ...

Положения, принимаемые органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, развивают и дополняют положения соответствующих региональных законов. Региональные подзаконные акты могут быть посвящены регулированию общих вопросов образования или деятельности различных типов образовательных учреждений (например, Указ Главы Республики Коми от 19 апреля 2010 г. № 54 «О Министерстве образования Республики Коми» [22]).

Закон о муниципальном образовании — это система нормативных актов, принимаемых органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией и в пределах полномочий муниципальных органов власти в области образования. Есть несколько муниципальных актов, регулирующих отношения в сфере образования. Чаще всего они принимаются с целью оказания дополнительной социальной поддержки и предоставления дополнительных преимуществ участникам образовательных отношений.

Таким образом, понятие правового регулирования отражает, прежде всего, и главным образом, государственно-властный характер регулирования общественных отношений посредством издания уполномоченными государственными органами и должностными лицами юридических нормативных предписаний.

Данное понятие следует отличать от близкого по содержанию понятия «правовое обеспечение», которое означает создание и поддержание в необходимых пределах организационно-функциональных характеристик систем управления с помощью упорядочивающего воздействия всего арсенала юридических средств (правовых норм, нормативно-правовых актов, правоотношений, юридических фактов и т.д.).

В настоящее время общественные отношения в сфере образования на федеральном уровне регулируются нормами Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также нормами других законодательных актов, затрагивающими отдельные вопросы образовательной деятельности.

Кроме того, отношения в сфере образования регламентируются Указами Президента Российской Федерации, большим количеством нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, принятие которых прямо или косвенно предусмотрено Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», и ведомственными нормативными правовыми актами Минобразования России, Госкомвуза России, Минобрнауки России, а также Минтруда России, Минздравсоцразвития России и другими.

Вместе с тем, в настоящее время содержание этих законодательных актов в связи с прошлыми изменениями перестает соответствовать реальным потребностям сектора образования и современным стандартам правового регулирования.

Поэтому не случайно в стране начались обсуждения нового законопроекта «Об образовании в Российской Федерации».

образовательный право законодательство педагогический работник

2. Нормативно правовое регулирование педагогических работников в РФ

Конституция РФ в соответствии с нормами международного права запрещает принудительный труд, закрепляет свободу труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37 Конституции РФ). Эти положения распространяются и на педагогических работников. Как и другие граждане, они вправе самостоятельно выбирать учебное заведение, вступая в трудовой коллектив на основе добровольного волеизъявления, направленного на выполнение своей трудовой функции.

17 стр., 8101 слов

Бухгалтерский учет и анализ расчетов с работниками по оплате труда

... времени, используемые нормы труда, сроки выплат заработной платы и т.д. Тема учета оплаты труда работников очень актуальна, так как является очень важной составной частью всего бухгалтерского учета, работы с сотрудниками и ...

Для целей настоящего Федерального закона под педагогическими работниками понимаются физические лица, состоящие в трудовых отношениях с образовательными организациями и выполняющие на профессиональной основе трудовые обязанности по обучению, воспитанию и (или) организации образовательного процесса.

В организациях, осуществляющих обучение, к педагогическим работникам относятся работники, непосредственно занятые обучением, воспитанием обучающихся и (или) организацией образовательного процесса в специализированных структурных образовательных подразделениях таких организаций.( ФЗ об образовании нов.).

Однако выполнение педагогической работы группами преподавателей вузов, колледжей, лицеев, школ, особенности и оригинальность педагогической работы, лежащая в основе их правовой характеристики, вызвали необходимость дифференциации трудового законодательства для этих работников. В связи с этим в сфере регулирования труда учителей существует большое количество специальных правовых норм, устанавливающих особый порядок возникновения и существования этих правоотношений. Таким образом, правовое регулирование труда этих работников основано на сочетании общего трудового законодательства и специальных правовых норм.

Основным источником регулировании труда и трудовых отношений в РФ является Трудовой кодекс Российской Федерации – основной систематизированный законодательный акт, регулирующий трудовые отношения в РФ. Подписан Президентом РФ 30 декабря 2001 г. (№ 197-ФЗ), с 1 февраля 2002 г. вступил в силу. 6 октября 2006 г. введен в действие ФЗ от 30 июля 2006 г. № 90-ФЗ, которым в ТК РФ внесен ряд существенных изменений, действующий ТК РФ состоит из 6 частей, 14 разделов, 62 глав, 438 статей.

Трудовой кодекс Российской Федерации содержит нормы, целью которых является создание благоприятных условий труда, обеспечение защиты прав и интересов работников и работодателей, а также необходимая правовая база для изменения правовой природы трудовых отношений. Впервые он санкционирует недопустимость любой формы дискриминации в трудовых отношениях. Введен запрет на принудительный труд. Трудовым кодексом РФ установлена ​​ответственность работодателя за задержку заработной платы. Такая задержка отнесена к категории принудительного труда. Помимо уголовной и административной ответственности введена материальная ответственность.

Вместе с Трудовым кодексом Российской Федерации с ним тесно переплетается «Федеральный закон об образовании», отражающий правовое регулирование работы педагогических кадров. Другими словами, он отражает содержание трудового кодекса, но также включает трудовые обязанности педагогических организаций.

Правовым актом, регулирующим должностные обязанности и требования к определенной квалификации работников данной категории, является Единый квалификационный справочник принятый в соответствии с пунктом 5.2.52 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2898; 2005, № 2, ст. 162; 2006, № 19, ст. 2080; 2008, № 11 (1 ч.), ст. 1036; № 15, ст.1555; № 23, ст. 2713; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5618; 2009, № 2, ст. 244; № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 12, ст. 1427, 1434), от 14 августа 2009 года.

36 стр., 17767 слов

Социальная работа в УИС

... к труду, а также обеспечение их общего и профессионального образования и профессионального обучения; обеспечение охраны здоровья осужденных». Более расширено вопросы социальной работы с осужденными зафиксированы раскрыты в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (УИК ...

должностные обязанности

Требования к квалификации.

Тем не менее, безусловный приоритет в ТК РФ отдается постоянному трудовому договору. В соответствии со статьей 56 ТК РФ под трудовым договором понимается правовой акт — «соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым, работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующего у данного работодателя «. В трудовом договоре прописаны все условия, определяющие права и обязанности сторон. На трудовой договор, заключенный между работодателем, которым согласно ст. 20 ТК РФ могут быть любые физические и юридические лица, и педагогическим работником распространяются как общие требования, указанные в нормах ст. 57 ТК РФ, так и специальные, предусмотренные в иных статьях трудового законодательства. Рассмотрим их.

2.2 аспекты нормативно — правового регулирования труда педагогических работников

Рабочее время и время отдыха

Согласно ст.333 ТК РФ для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Педагогическим работникам образовательных учреждений в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливается следующая продолжительность рабочего времени:

Таблица 1. см приложения.

Учебная нагрузка педагогического работника, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а для образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, и образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, — типовыми положениями об образовательных учреждениях, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок регулирования режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников с учетом особенностей деятельности образовательных учреждений различных типов и видов определяется Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений,

утвержденным приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. №69.

Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (далее – педагогические работники, ведущие преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.

На основании типовых положений о соответствующем образовательном учреждении и ст. 331 ТК РФ, учебная нагрузка на учебный год устанавливается самостоятельно учебным заведением: в размере до 900 часов для преподавателей высших учебных заведений (в зависимости от их квалификации и профиля кафедры) и до 1440 часов для преподавателей средних специальных учебных заведений. Объем учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава общеобразовательного учреждения устанавливается исходя из количества часов в соответствии с учебным планом и учебным планом, штата и других условий работы в этом учреждении. Если этот объем не соответствует норме часов по заработной плате, нагрузка устанавливается только с письменного согласия работника.

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается, исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени, не более 36 часов в неделю (продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке).

Работодатель обязан установить сокращенное рабочее время педагогического коллектива. В свободное от основной работы время (как по основному месту работы, так и в других организациях) эти работники вправе работать по совместительству (ст. 98 ТК РФ), в том числе по аналогичной занимаемой ими должности, специальности, профессии. Данное право предоставлено им Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры», а именно:

а) указанные категории работников вправе осуществлять работу по совместительству: выполнять другую регулярную оплачиваемую работу на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту своей основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами РФ установлены санитарно-гигиенические ограничения);

б) продолжительность работы по совместительству указанных категорий работников в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем; по каждому трудовому договору она не может превышать:

  • для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров), у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, — 16 часов работы в неделю;

  • для работников культуры, привлекаемых в качестве педагогических работников дополнительного образования, концертмейстеров, балетмейстеров, хормейстеров, аккомпаниаторов, художественных руководителей, месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;

в) педагогическая работа высококвалифицированных специалистов на условиях совместительства с согласия работодателя может осуществляться в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров в основное рабочее время с сохранением заработной платы по основному месту работы.

В целях реализации права педагогических работников образовательных учреждений, учредителем которых является Минобразование России или в отношение которых Минобразование России осуществляет полномочия учредителя, на длительный отпуск сроком до одного года за непрерывную преподавательскую работу Министерство образования РФ утвердило Положением Министерства образования РФ от 07.12.2000 № 3570 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года». Этим Положением определены виды деятельности, включаемые в непрерывную преподавательскую деятельность, случаи, при которых, стаж не прерывается, условия оплаты отпуска и т.д.

Порядок и условия предоставления длительных отпусков педагогическим работникам других учреждений определяются учредителями и (или) уставами этих учреждений.

Длительный отпуск предоставляется педагогическому работнику по его заявлению и оформляется приказом образовательного учреждения, а руководителю (ректору, директору, начальнику и заведующему) образовательного учреждения — приказом министра образования и науки. За находящимся в длительном отпуске педагогическим работником сохраняется место работы (должность).

Причем во время отпуска не допускается перевод работника на другую работу (ст. 72 ТК РФ), а также увольнение его по инициативе работодателя, за исключением полной ликвидации образовательного учреждения (п. 1 ст. 81 ТК РФ).

Б . Оплата труда педагогических работников

Ставки заработной платы (должностные оклады) педагогических работников определяются в зависимости от образования и стажа педагогической работы (стажа работы по специальности или в определенной должности) либо второй, первой или высшей квалификационной категории, присвоенной по результатам аттестации, как это определено Тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждений образования (далее – ТКХ), согласованными Постановлением Минтруда России от 17 августа 1995 г. N 46 с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Министерства труда РФ от 22.11.95 N 65.

Размер оплаты труда работников образовательных учреждений определяется с учетом следующих условий:

  • — показателей квалификации (образование, стаж педагогической работы, наличие квалификационной категории, наличие ученой степени, почетного звания), в соответствии с которыми регулируется размер ставки заработной платы (должностной оклад) работника с учетом межразрядных коэффициентов;

  • продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений, установленных Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191;

  • объемов учебной (педагогической) работы;

  • размеров повышения ставок (окладов) в процентах, на которые ставки (оклады) специалистов, работающих на селе, увеличиваются по сравнению с размерами ставок (окладов) соответствующих специалистов в городской местности, а работников образовательных учреждений для детей-сирот, коррекционных учреждений, лицеев, гимназий и других – по сравнению с размерами ставок (окладов) работников, которые в таких образовательных учреждениях не работают;

  • порядка исчисления заработной платы педагогических работников на основе тарификации;

  • выплаты установленной при тарификации заработной платы независимо от количества дней и недель в месяце, а также в период каникул и в период отмены учебных занятий (образовательного процесса) по климатическим и санитарно-эпидемиологическим основаниям;

  • особенностей исчисления почасовой оплаты труда педагогических работников;

  • дополнительной оплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных условий труда;

  • дополнительной оплаты педагогических и других работников за работу, не входящую в их должностные обязанности, в т.ч. связанную с образовательным процессом (классное руководство, проверка письменных работ и другое);

  • выплат, обусловленных районным регулированием оплаты труда;

  • — процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, в приравненных к ним местностях и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями;

  • — других условий оплаты труда, в том числе установленных в субъектах РФ и муниципальных образованиях;

  • — правил и сроков изменения размеров ставок заработной платы на основании указанных выше показателей, в том числе после 1 января 2005г.

Размеры доплат работникам и порядок их установления за выполнение дополнительной работы, не входящей в круг их основных обязанностей (классное руководство, проверка письменных работ, заведование кабинетом и другое), определяются образовательным учреждением в пределах средств, направляемых на оплату труда, и закрепляются в коллективном договоре, локальном нормативном акте образовательного учреждения.

Изменение размеров ставок заработной платы (должностных окладов) производится:

  • при увеличении стажа педагогической работы, стажа работы по специальности – со дня достижения соответствующего стажа, если документы находятся в образовательном учреждении, или со дня представления документа о стаже, дающем право на повышение размера ставки (оклада) заработной платы;

  • при получении образования или восстановлении документов об образовании — со дня представления соответствующего документа;

  • при присвоении квалификационной категории — со дня вынесения решения аттестационной комиссией;

  • при присвоении почетного звания — со дня присвоения;

  • при присуждении ученой степени кандидата наук — со дня вынесения решения Высшей аттестационной комиссией федерального органа управления образованием о выдаче диплома;

  • при присуждении ученой степени доктора наук — со дня присуждения Высшей аттестационной комиссией федерального органа управления образованием ученой степени доктора наук.

При наступлении у работника права на изменение размера ставки (оклада) в период пребывания его в ежегодном или другом отпуске, а также в период его временной нетрудоспособности выплата заработной платы исходя из более высокого разряда оплаты труда производится со дня окончания отпуска или временной нетрудоспособности.

В . Прекращение трудового договора с педагогическим работником

Помимо оснований, прекращения трудового договора предусмотренных ст. 77 ТК РФ и иными федеральными законами, дополнительными основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником, согласно ст.336 ТК РФ являются:

1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения (повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения и применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника, в качестве оснований увольнения связаны с необходимостью проведения дисциплинарного расследования. Статья 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» предусматривает основание для проведения расследования и обязательность ознакомления работника с поданной на него жалобой.

2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;

3) достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии со статьей 332 Трудового Кодекса (Согласно части двенадцатой статьи 332 Трудового кодекса РФ в государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректора, проректоров, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше 65 лет независимо от времени заключения трудовых договоров.

4) неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогического работника или истечение срока избрания по конкурсу (неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогического работника или истечение срока избрания по конкурсу в качестве дополнительного основания прекращения трудового договора представлено в ТК впервые, поскольку ранее действовавшая модель трудового договора с научно-педагогическим работником высшего учебного заведения предусматривала исключительно срочный трудовой договор сроком до 5 лет.

Причины прекращения трудового договора с педагогическим коллективом могут определяться иными федеральными законами. Это обязанности, предусмотренные законами о высшем профессиональном образовании и обучении с учетом запретов на право заниматься педагогической деятельностью1.

Так, одним из дополнительных оснований расторжения трудовых договоров с ректором и проректорами, предусмотренных Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ (в ред. от 20 апреля 2007 г.) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст. 12), является лишение государственной аккредитации государственного или муниципального высшего учебного заведения в целом. Ректор высшего учебного заведения и отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников проректоры освобождаются от занимаемых должностей органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение. Выборы ректора высшего учебного заведения в этом случае не допускаются, и он принимается соответствующим органом управления образованием на работу по трудовому договору на срок не более чем 5 лет.

Трудовой договор с работниками образовательных учреждений, для должностей которых тарифно-квалификационные характеристики предусматривают наличие квалификационных категорий, может быть расторгнут в связи с недостаточной квалификацией, подтвержденной результатами аттестации. Процедура прекращения трудового договора в связи с недостаточной квалификацией работника определяется ученым советом вуза (п. 14 Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников вузов, утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 26 ноября 2002 г. N 4114)

Заключение

Образовательная система современной России предоставляет широкие возможности для учета национальных, религиозных и иных культурных, а также индивидуальных, различий в обучении и воспитании, т.е. имеет многокультурный характер. Между тем многокультурный характер современного образования может иметь не только положительные (широкие возможности для самореализации обучающихся, воспитанников), но и отрицательные последствия (разногласия и конфликты на национальной, религиозной, идеологической основе).

В образовании есть два возможных способа предотвращения подобных негативных явлений: внутренний и внешний. Регулирование отношений между участниками образовательного процесса — учителями и учениками — «изнутри» возможно до тех пор, пока формируется позиция, гарантирующая толерантность к «другому» и при этом стабильность собственного мнения и верования. Но пока не сформирована гуманитарная позиция, необходимо регулировать отношения извне, используя правовые нормы.

Кроме того, законодательство в области образования гарантирует создание и функционирование единого образовательного пространства на всей территории Российской Федерации и в то же время гарантирует вариативность и множественность образования.

Проводимая в Российской Федерации реформа системы образования, курс на вхождение нашей страны в единое европейское пространство высшего образования, а также существенные изменения, вносимые в «смежные» отрасли законодательства, предопределяют активное развитие образовательного права. Нормы образовательного права динамично меняются в соответствии с насущными потребностями как самой системы образования, так и ее внешней среды.

В соответствии с проведенным анализов, автор позволяет себе сформулировать следующие выводы:

1) в понятии «правовое регулирование» отражается целенаправленная, организованная, осуществляемая уполномоченными на то государственными и негосударственными органами, должностными лицами деятельность по упорядочению общественных отношений с помощью правовых средств, способов и механизмов. Поэтому при употреблении понятия «правовое регулирование» в первую очередь мы имеем в виду именно выработку нормативных правовых актов;

2) образовательное законодательство призвано регулировать образовательные и иные отношения (административные, трудовые, имущественные и т.д.), складывающиеся в области образования. Регулируя такие отношения, законодательство определяет права, обязанности и ответственность субъектов правоотношений;

3) в системе источников образовательного права выделяют два уровня – международно-правовой и внутригосударственный (национальный).

Последний в соответствии с конституционными основами государственного устройства Российской Федерации включает в себя три подуровня – федеральный, региональный (субъекта Российской Федерации) и муниципальный;

4) так называемое международное образовательное право объединяет свыше 150 разного рода международно-правовых актов, принятых ООН, Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международной организацией труда (МОТ), Советом Европы и другими международными организациями. Нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере образования в Российской Федерации, включает сотни правовых актов различной юридической силы.

5) в качестве основных направлений совершенствования нормативно-правовой базы образования в Российской Федерации можно назвать:

5.1) приведение законодательства в области образования в соответствие с международно-правовыми обязательствами Российской Федерации;

5.2) устранение противоречий, возникающих между актами образовательного законодательства и актами иных «смежных» отраслей законодательства (гражданским, административным, трудовым и т.д.);

5.3) приведение федеральных, региональных (субъектов Федерации) и местных (муниципальных) источников образовательного права в соответствие с конституционными принципами разграничения властных полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления;

5.4) совершенствование локального нормативно-правового регулирования сферы образования в образовательных организациях.

6) Трудовой кодекс, вступивший в силу с 2002 года внес значительные изменения в регулирование трудовых отношений с отдельными категориями работников. Изменения коснулись и педагогических работников, однако эти изменения по-прежнему не решили всех проблем в этой сфере. Так в кодексе отсутствует понятие педагогической деятельности, а установлены только требования, предъявляемые к лицу желающему заниматься педагогической деятельностью. К этим требованиям, как следует из содержания ст.331 ТК РФ, относится наличие у лица образовательного ценза, стажа работа по педагогической специальности, определенные тарифно-квалификационные характеристики и соответствующий разряд аттестации.

6.1) При заключении трудового договора на стороны распространяются общие требования, предусмотренные нормами ст.57 Трудового кодекса РФ, но при этом существуют некоторые особенности. Так, согласно, ст. 333 ТК РФ продолжительность рабочего времени для педагогических работников не может быть более 36 часов в неделю, а отпуск педагогических работников носит удлиненный характер и составляет 42 календарных дня, также возможно продление количества отпускных дней.

6.2) Размер оплаты труда работников образовательных учреждений определяется с учетом следующих условий: показателей квалификации; продолжительности рабочего времени; и иными особенностями.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://leaktrix.ru/kursovaya/pravovoe-regulirovanie-truda-pedagogicheskih-rabotnikov/

Начало формы

Конец формы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации: [Текст]. – М. : ИНФРА-М, 2014. – 204 с.

  2. Конституция Российской Федерации: [Текст]. — Новосибирск : Норматика, 2014. 64 с.

Семейный кодекс Российской Федерации: [Текст]. – М. :

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации: [Текст]. – М. : ИНФРА-М, 2014. – 224 с.

  2. Уголовный кодекс Российской Федерации: [Текст]. – М. : ИНФРА-М, 2014. – 175 с.

  3. Федеральные законы об образовании и правах ребёнка с комментариями: [Текст] / сост. Е.П. Педчак. – Ростов н/Д. : Феникс, 2015. – 288 с.

  4. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.– 44 с.

  5. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880. – 36 с.

  6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: [Текст]. – Новосибирск : Норматика, 2015. – 128 с.

  7. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802. – 57 с.

  8. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177. – 28 с.