Правовой статус образовательных учреждений

Дипломная работа

С самого начала человечества сразу возникла необходимость передать накопленный опыт последующим поколениям. Передача и получение опыта (информации) всегда продолжительно во времени, и никакие технические изобретения (грифельная доска, книгопечатание, компьютер) ни в состоянии существенно уменьшить это время.

Единственный выход, который удалось найти человеку, — это организация целевого процесса обучения, который осуществляется в школах и вузах. С появлением учебных заведений возникла необходимость в регулировании этого процесса и правовых отношений, возникающих при его реализации. Отношения между школой и учеником, университетом и учеником, учителем и учеником.

В настоящее время регулирование образовательного процесса осуществляется государством, создавая образовательные учреждения, занимающие особое место в системе общественного развития, что неудивительно. Действительно, на каждом этапе развития общества образование было важнейшим фактором экономического, социального и культурного прогресса, необходимой предпосылкой для полноценного развития каждого человека, его благополучия. Недаром право на образование занимает центральное место в правозащитном комплексе и закреплено в Конституции России. Можно даже сказать, что это право стало естественным. Право на образование в современных условиях реализуется в образовательных учреждениях.

Успешное развитие любого общества сегодня немыслимо без школы и университета.

Учебное заведение — это своеобразное зеркало развития общества, действительно развитое общество не экономит средства на образование, в том числе на возмещение этих затрат в будущем. К сожалению, в нашей стране государство не уделяет должного внимания развитию образования, в то время как в его руках это важнейший инструмент, с помощью которого оно может способствовать его прогрессу. Таким инструментом является закон, способный помочь решить накопившиеся на данный момент проблемы развития образовательных учреждений. И автор в данной работе через комплексное рассмотрение наиболее узловых вопросов правового статуса образовательных учреждений попытается выявить сложности, возникающие в процессе деятельности учебных заведений и внести практические и теоретические предложения, которые позволят смягчить существующие проблемы.

14 стр., 6601 слов

Социально-педагогические проблемы защиты прав детства в России

... Но проблема защиты прав несовершеннолетних не потеряла своей актуальности до сих пор. Всё чаще попадают в поле зрение общества факты нарушений прав детей в основных сферах их жизнедеятельности: образовании, ... в семье и специальных учреждениях. В масштабах страны всё это привело к росту преступности несовершеннолетних, детскому алкоголизму и наркомании, социальному сиротству и педагогической ...

Нужно также отметить, что несмотря на то, что образовательные учреждения часто обвиняют в консерватизме, образование само по себе динамично, и поэтому законодательство в сфере образования также должно обладать определённой динамикой развития, чтобы успевать приспосабливаться за изменяющимися потребностями образовательного процесса, но пока российское законодательство отстаёт от них.

Поэтому, изучение правового положения образовательных учреждений в настоящее время представляется весьма актуальным, поскольку обусловлено рядом существенных проблем, связанных с деятельностью образовательных учреждений, и взаимоотношениями этого юридического лица с собственником его имущества.

Важность предлагаемой темы дипломной работы обусловлена и тем, что система образования России затрагивает каждого из нас. Вступив в XXI в. большинство россиян учатся. Только в общеобразовательных учреждениях обучаются свыше 21 млн. детей .

***

Законодательное регулирование правового статуса образовательных учреждений осуществляется как федеральными законами, так и законами.

Центральное положение в законодательстве об образовании занимает Закон об образовании — Федеральный закон, принятый по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (п. «е» ч.1 ст.72 Конституции РФ).

Закон устанавливает общие принципы и правила, регулирующие все виды правоотношений в области образования, возникающие между работниками сферы управления образованием, педагогическими работниками, обучающимися, родителями; между руководителем образовательного учреждения и учредителями, учебным заведением и другими организациями.

Являясь по сути фундаментальным, определяющим самые общие правовые нормы в сфере образования, этот закон дал мощный импульс развитию законодательного процесса как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. В частности, принят Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года (далее – Закон о высшем образовании).

Постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены типовые положения об образовательных учреждениях различных форм и типов, государственные образовательные стандарты.

Во многих субъектах России приняты свои законы об образовании . В них есть как общие, так и специфические нормы. По отдельным проблемам образовательного процесса создаются многочисленные законодательные акты с учетом региональных и национальных особенностей.

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» содержит системное регулирование отношений, связанных с получением высшего профессионального образования, а также отношений, в которые вступают специалисты в процессе обучения в аспирантуре, докторантуре, использования иных форм послевузовского образования и получения ученых степеней и званий. Основное содержание настоящего Закона составляют нормативно — правовые предписания, закрепляющие:

1) систему высшего и послевузовского образования (государственные образовательные стандарты и образовательные программы, высшие учебные заведения и образовательные учреждения, имеющие лицензии, научные, проектные и иные учреждения и организации, органы управления высшим и послевузовским образованием и др.);

12 стр., 5593 слов

Законодательство регулирующее отношения в области образования

... в области образования. Аналогичным образом выглядит ситуация с определением юридической ответственности отдельных участников образовательного процесса. Объектом работы являются общественные отношения, складывающиеся при применении мер административной ответственности за нарушения законодательства об образовании. ...

2) правовой статус субъектов учебной и научной деятельности в системе высшего и послевузовского образования;

3) субъекты и порядок управления системой высшего и послевузовского образования;

4) экономические (в том числе и отношения собственности) и международные отношения вузов и иных субъектов образовательного процесса.

Из вышеизложенного ясно, что и Закон об образовании, и Закон о высшем образовании содержат положения гражданского права, определяющие особенности правового статуса учебных заведений этого типа. Общие правила, регулирующие правовой статус образовательных учреждений, содержатся в Гражданском кодексе.

В Гражданском кодексе содержатся базовые понятия о правосубъектности учреждений (в том числе и образовательных).

Он дает законодательное определение понятия института, устанавливает рамки правоспособности институтов, регулирует их права собственности и обязанности.

В научной литературе отсутствует должная разработка проблем правового статуса образовательного учреждения, но есть ряд работ, которые касаются отдельных вопросов правового статуса учреждений и некоммерческих организаций, которые и были взяты за теоретическую основу для написания данной работы.

Наиболее основательными представляются работы В.И. Шкатуллы, автора комментария к Закону об образовании и автора статьи «Договор на образование: значение и содержание», опубликованной в десятом номере Журнала российского права за 2000 год.

В данной статье описаны порядок заключения, форма, содержание договора об обучении, условия его расторжения и изменения. Особое внимание уделяется принципам и значению договора на современном этапе развития российского образования. Кроме того, автор вносит конкретные предложения по совершенствованию состояния образовательного законодательства применительно к потребностям современной школы.

учреждений

Заслуживает внимания статья Беляева К.П. «О делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие в гражданском законодательстве», опубликованная в сборнике «Актуальные проблемы гражданского права» под редакцией Алексеева С.С. в 2000 году . В своей работе автор уделяет внимание участию некоммерческих организаций (которыми являются и образовательные учреждения) в предпринимательской деятельности, в имущественных отношениях.

Поскольку в своих работах указанные авторы рассматривают аспекты правового положения учреждений в ряду других организаций, не выделяя при этом образовательные учреждения особо, автор данной дипломной работы попытался комплексно рассмотреть вопросы правового статуса учебных заведений и ставит перед собой следующие цели и задачи:

1. Определите понятие образовательного учреждения, выделите его характеристики.

2. Укажите характеристики финансирования и управления учебным заведением.

3. Охарактеризовать содержание учредительных документов учебного заведения, права и обязанности учредителя (учредителей), порядок назначения руководителя образовательного учреждения.

4. Раскрыть содержание концепции оперативного управления и полномочия образовательного учреждения в отношении закрепленных за ним активов и активов, полученных в результате приносящей доход деятельности.

5. Определите особенности гражданской ответственности образовательного учреждения по своим обязательствам.

18 стр., 8503 слов

«Права и обязанности учащихся учебных заведений»

... личные конституционные права и обязанности обучающихся и их соблюдение в образовательных учреждениях. Согласно 43 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Гарантируются ... только по желанию учащегося и только за рамками основной образовательной деятельности, предусмотренной государственными образовательными стандартами. [6, п.п.4,5) 1.12. бесплатное пользование библиотечно ...

6. Опишите участие образовательного учреждения в гражданско-договорных отношениях и предпринимательской деятельности.

7. Постарайтесь выявить пробелы в действующем законодательстве в сфере образовательной деятельности и способы их устранения.

Глава I . Образовательное учреждение – субъект гражданского права.

В последние годы появление в нашем гражданском законодательстве новых организационно-правовых форм юридических лиц, в частности хозяйственных обществ и товариществ, незаслуженно отвлекло внимание исследователей от известной ранее правовой конструкции юридического лица – учреждения. Между тем, вуз, как и прежде, является довольно частым объектом гражданско-правового оборота, особенно в сфере образования.

В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Образовательным же признаётся учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (ст. 12 Закона об образовании).

Для признания учреждения образовательным также необходимо, чтобы оно обладало следующими признаками:

  • а) было зарегистрировано как образовательное учреждение;
  • б) осуществляло реализацию одной или нескольких образовательных программ.

Образовательное учреждение является юридическим лицом и отвечает требованиям ст. 48 ГК РФ, которые в свою очередь могут быть обозначены как «дополнительные» признаки образовательного учреждения. Признаки эти следующие:

1. учреждение имеет в оперативном управлении обособленное имущество (закреплённое за ним собственником, учредителем);

2. учреждение имеет самостоятельный баланс и смету;

3. учреждение выступает в суде, арбитражном суде и третейском суде от своего имени;

4. учреждение обладает организационным единством, закреплённым в его уставе, определяющим его структуру и деятельность как самостоятельного целого образования;

5. учреждение самостоятельно отвечает по своим требованиям и обязательствам, закреплённым за ним имуществом.

Кроме того, учебное заведение, чтобы полностью реализовать права юридического лица, должно иметь расчетный счет. Наличие такого счета необходимо для участия в судах в качестве истца или ответчика, заключения договоров. Для производства различных видов финансовых расчетов учебному заведению не обязательно иметь в штате бухгалтера. достаточно заключить соответствующий договор с централизованной бухгалтерией, если это юридическое лицо, или с органом управления образованием, если эта бухгалтерия является его структурным подразделением. Как правило, такие договоры заключают большинство учебных заведений, а в вузах есть своя бухгалтерия.

В ГК отсутствует указание на то, кто может быть собственником (т.е. учредителем) имущества учреждения, но такое указание есть в ст.11 Закона об образовании, которая называет в качестве учредителя (учредителей) образовательного учреждения следующих субъектов гражданского права: органы государственной власти и органы местного самоуправления, отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы), отечественные и иностранные общественные и частные фонды, общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации, граждане Российской Федерации и иностранные граждане; также законом допускается совместное учредительство образовательных учреждений. В настоящее время в г. В Барнауле 117 образовательных учреждений, из которых 111 созданы совместными решениями комитетов по управлению муниципальным имуществом и формированию городской и районной администрации, а 8 учреждений созданы физическими лицами .

5 стр., 2401 слов

Федеральный закон О прокуратуре РФ — основной закон, регулирующий ...

... укреплению. Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полно­мочия прокуроров определяются Конституцией РФ, Федеральными законами «О прокуратуре Российской Федерации», другими ... прокуратуры; научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами. Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, при­равненные к ним прокуратуры, научные и образовательные учреждения ...

Учредителем образовательного учреждения является собственник имущества или обладатель прав пользования имуществом, закрепленных за создаваемым образовательным учреждением.

Финансирование образовательного учреждения, по общему правилу, должно осуществляться собственником его создавшим, т.е. учредителем.

Анализ Закона об образовании позволяет выявить целый ряд прав и обязанностей учредителя.

Учредитель имеет право:

  • создавать образовательное учреждение любого типа ;
  • создавать, регистрировать образовательное учреждение без разрешения органов управления образованием по собственной инициативе (п.1 ст.33);
  • определять язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в образовательном учреждении (п.3 ст.6);
  • назначать руководителя образовательного учреждения;
  • устанавливать порядок приёма граждан в образовательное учреждение в части, не отрегулированной законом (п.1 ст.16);
  • устанавливать порядок приёма в муниципальном образовательном учреждении на ступени начального общего и основного общего образования с соблюдением предусмотренных прав граждан (ч.2 п.1 ст.16);
  • контролировать образовательное учреждение по вопросам сохранности и эффективности использования закреплённой за ним собственности (п.3 ст.39);
  • реорганизовать образовательное учреждение в иное учреждение (п.1 ст.34);
  • ликвидировать образовательное учреждение (п.4 ст.34);
  • изымать у образовательного учреждения имущество на условиях, закреплённых п.6 ст.39;
  • получать долю дохода образовательного учреждения (п.2 ст.45);
  • изымать средства образовательного учреждения в свой бюджет, если они получены как платные образовательные услуги, оказанные взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из средств бюджета (п.3 ст.45);
  • приостанавливать предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идёт в ущерб уставной образовательной деятельности, до решения суда по этому делу (п.5 ст.47).

Учредитель обязан:

  • обеспечить приём всем гражданам, проживающим на данной территории и имеющим право на получение основного общего образования (ч.2 п.1 ст.16) ;
  • закрепить за образовательным учреждением объекты права собственности- землю, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование, а также иное необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения (п.1 ст.39);
  • в случае назначения, найма руководителя государственного, муниципального образовательного учреждения включать его в свой штат (п.5 ст.35).
    12 стр., 5996 слов

    Порядок создания юридических лиц

    ... вопрос о порядке создания юридического лица в гражданском праве несомненно актуален, что делает актуальной и тему данной курсовой работы. Цель курсовой работы - рассмотрение порядка создания юридических лиц в России, этапов создания, а также норм регламентирующего создание юридических лиц законодательства. Для ...

Особенности финансирования определяются соглашением между учебным заведением и учредителем. Это может быть раздел договора или отдельный кредитный договор .

В этом соглашении было бы уместно указать принципы и стандарты финансирования, возможности их изменения, сроки финансирования, ответственность, даже материальную, учредителя за его задержку.

Финансирование может быть как полным, так и частичным. Предусматривая возможность частичного финансирования собственником созданного им учреждения, законодатель, вероятно, имел в виду, что недостающие денежные средства учреждение должно каким-то образом «зарабатывать», т. е. заниматься деятельностью, направленной на получение прибыли. Об этом свидетельствует и норма п. 2. ст. 298 ГК о том, что учреждение может заниматься самостоятельной хозяйственной деятельностью. К сожалению, Гражданский кодекс не устанавливает минимальную сумму кредита для собственника. Следовательно, существует реальная угроза того, что «выигрыш» может поставить под угрозу основные цели учебного заведения. Применительно к данному виду деятельности «организационно-правовая форма субъекта является оптимальной для введения в гражданский оборот субъектов, требующих ограниченного количества прав, необходимых только для материально-технического обеспечения их деятельности».

Отсутствие в ГК регламентации минимального объема финансирования привело к тому, что в законах об образовании (п. 1 ст. 41) и о высшем образовании (п. 2 ст. 28) предусматривается возможность функционирования образовательного учреждения на условиях полного самофинансирования. Это в свою очередь означает, что учредители только принимают участие в формировании минимального первоначального уставного капитала (размер которого может быть недостаточен для функционирования учреждения в течение одного месяца) и не несут никакой обязанности по финансированию созданного ими учреждения. Полное самофинансирование противоречит правовой природе юридического лица: в данном случае термин «юридическое лицо» применяется не к организационно-правовой форме, а к юридическим лицам, осуществляющим определенный вид деятельности.

В связи с таким положением Леонова Г.Б. предлагает предусмотреть ГК нормы, как о минимальном размере уставного капитала, так и о минимальном объеме финансирования собственником, при нарушении которых образовательное учреждение должно быть ликвидировано либо преобразовано, например, в фонд либо автономную некоммерческую организацию, поскольку специальная правоспособность названных юридических лиц (за исключением управленческих функций) совпадает со специальной правоспособностью учреждения (п. 1 ст. 118, п. 1 ст. 120 ГК, п. 1 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях).

С учетом всех последствий гражданского оборота образовательное учреждение, как и любое юридическое лицо, осуществляет свою деятельность на основании учредительных документов. В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях к учредительным документам учреждения (в том числе и образовательного) относятся решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником [14] .

В содержании основного акта законотворчества образовательного учреждения, на основании которого оно функционирует, — устава в обязательном порядке должны быть указаны следующие положения:

1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;

2) наименование учредителя;

3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;

4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;

5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:

  • а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;
  • б) порядок приема обучающихся, воспитанников;
  • в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
  • г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
  • д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;
  • е) режим занятий обучающихся, воспитанников;
  • ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);
  • з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);

6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:

  • а) использования объектов собственности, закрепленных учредителем за образовательным учреждением;
  • б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;
  • в) источников и порядка формирования собственности образовательного учреждения;
  • г) осуществления предпринимательской деятельности;

7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:

  • а) компетенция учредителя;
  • б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;
  • в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;
  • г) порядок изменения устава образовательного учреждения;
  • д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;

8) права и обязанности участников образовательного процесса;

9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения (п.1 ст13 Закона об образовании).

Вышеупомянутая статья содержит положения обязательной части устава любого образовательного учреждения. При этом учебное заведение может добавить в устав другие условия, не противоречащие закону.

Устав разрабатывается и принимается, согласно п.12 ст.32 Закона об образовании, образовательным учреждением, то есть общим собранием или советом образовательного учреждения. В то же время для регистрации образовательного учреждения согласно п. 3 ст.33 Закона необходим устав, но до регистрации образовательного учреждения ещё не существует, поэтому фактически устав разрабатывается и принимается (и утверждается в соответствии с ч.1 ст.52 ГК РФ) учредителем (учредителями).

Данное положение (о порядке принятия устава) урегулировано относительно уставов государственного и муниципального вузов. Утвержденный собственником устав действует не более 1 года, затем вуз продолжает функционировать на основании устава, принятого общим собранием (абз. 5 п. 3 ст. 12, абз. 2 п. 1 ст. 12 Закона о высшем образовании).

Это одно из различий правового статуса вуза и общеобразовательного учреждения.

Анализ действующих уставов школ города позволяет выделить следующие недостатки их содержания:

  • неполно перечисляются задачи (цели) деятельности образовательного учреждения;
  • не перечисляются все основания для отчисления обучающихся;
  • недостаточно точно определяется порядок управления образовательным учреждением;
  • не перечисляются все виды локальных актов, издаваемые образовательным учреждением;
  • не полно перечисляются права и обязанности участников образовательного процесса;
  • не перечисляются все виды предпринимательской деятельности, которую будут осуществлять образовательные учреждения, виды платных образовательных услуг;
  • не правильно указываются субъекты субсидиарной ответственности учреждения (например, в одном из действующих Уставов сказано, что ответственность по обязательствам учреждения, при недостаточности его средств, несёт районный отдел народного образования;
  • в то время как имеется совместное решение об учреждении образовательного учреждения, где учредителями выступают комитет по имуществу города, комитет по образованию администрации города и районная администрация, которые и будут ответчиками по обязательствам образовательного учреждения).

Но такая на первый взгляд удручающая картина выглядит не такой уж мрачной в свете грядущей (с 20 мая 2001 года) необходимости перерегистрации уставов большинства школ города. И если раньше, имеется в виду 1998 год когда были зарегистрированы уставы большинства школ города, директора школ писали их только для того чтобы отписаться, то в настоящее время есть надежды, что руководители муниципальных образовательных учреждений подойдут к перерегистрации с серьёзными намерениями, понимая, что «устав-отписка» – это не тот документ, опираясь на который современная школа должна строить свою работу.

Также следует отметить, что директора школ не должны сами писать уставы (также как и заниматься ремонтом школы).

Этим должны заниматься специалисты – юристы, но в настоящее время юристы есть только в одном РОНО города, в комитете по образованию города (один специалист) и в краевом комитете по образованию (три специалиста).

очевидно, что пять юристов не в состоянии удовлетворить потребности в квалифицированных юридических услугах в городских школах, не говоря уже о сельских образовательных учреждениях.

Должностное лицо руководит учебным заведением на индивидуальной основе: директор, ректор. Как правило, он назначает главу юридического лица и отзывает его от собственника. Назначение руководителя образовательного учреждения, в отличие от аналогичной должности в унитарных предприятиях, согласно ГК РФ, не является исключительным правом собственника . Поэтому применительно к образовательным учреждениям возможно не только назначение, но и избрание руководителя на должность, который в соответствии с уставом может быть:

1) избран коллективом образовательного учреждения;

2) избран коллективом образовательного учреждения при предварительном согласовании кандидатуры (кандидатур) с учредителем;

3) избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем;

4) назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето;

5) назначен учредителем;

6) нанят учредителем.

Не допускается назначение ректоров в гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования (п.4 ст. 35 Закона об образовании).

Непосредственное руководство государственным, муниципальным вузом осуществляет ректор, избираемый тайным голосованием общим собранием (конференцией) сроком до 5 лет и утверждаемый в должности органом управления образованием, в ведении которого находится вуз. Назначение ректоров гражданских образовательных учреждений высшего профессионального образования не допускается, а статус руководителя государственных образовательных учреждений федерального подчинения устанавливается Правительством Российской Федерации .

Ректор несет ответственность за подготовку высококвалифицированных специалистов, руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно — хозяйственной деятельностью вуза, исполнение законодательства, реализацию решений органов государственной власти и, в частности, обеспечение выполнения указанных задач, осуществление функции представителя государства в учебном заведении.

Руководство муниципальным государственным образовательным учреждением осуществляет директор, прошедший соответствующую аттестацию. Директор муниципального образовательного учреждения назначается решением органа местного самоуправления, если иной порядок назначения не предусмотрен решением органа местного самоуправления.

Разделение полномочий между директором и органами самоуправления определяется уставом общеобразовательного учреждения. Помимо принципа единоначалия в управлении общеобразовательным учреждением (директор) также предусмотрен принцип самоуправления, формами которого являются: совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления общеобразовательного учреждения и их компетенция определяются уставом (пп.68-72 Типового положения об общеобразовательном учреждении).

Независимо от способа назначение (или избрания) руководителя образовательного учреждения с ним заключается трудовой договор (контракт).

Как видно из содержания контракта (см. приложение №1) между руководителем и учредителями, выступающими в роли работодателей, преобладают трудовые правоотношения. Об этом свидетельствуют следующие условия контракта: руководитель подчиняется власти работодателя (п.2.2.3); расторжение контракта с руководителем, по указанным в нём условиям, производится в соответствии с п.4 ст.254 КЗоТ РФ (п.4.8); руководителю выплачивается вознаграждение за труд (п.3.2); в п. 3.3 определяется продолжительность рабочего времени; руководитель может заключать коллективный трудовой договор с работниками учреждения (п. 2.2.10) и др.

Говоря об учредительных документах образовательного учреждения, следует отметить, что в Законе об образовании используются еще два понятия: «договор между учредителем и образовательным учреждением» (п. 3 ст. 11, п.6 и 12 ст.39, п.1 ст.41 и п.5 ст.43) и «договор учредителей» (если финансирование будет осуществляться несколькими субъектами — п. 3 ст. 33).

В п. 1 ст. 10 Закона о высшем образовании термин «учредительный договор» впервые в законодательстве употребляется в качестве одного из учредительных документов учреждения: «…вуз создается в соответствии с решением собственника или условиями учредительного договора» сказано в Законе. Некоторые юристы считают такое определение правовой природы договора между учредителями ошибочным [18] . И действительно, если проанализировать нормы Гражданского Кодекса об учредительном договоре (п. 2 ст. 52, ст. 70, 84, п. 1 ст. 89, п. 2 ст. 122), то становится очевидным, что заключение учредительного договора возможно только, во-первых, при создании юридических лиц, являющихся собственником принадлежащего им имущества, и, во-вторых, в случаях, прямо предусмотренных ГК. Поскольку образовательное учреждение не входит ни в одну из указанных групп, постольку договор между учредителями при создании учреждения не может рассматриваться как учредительный[19] .

По своей правовой природе исследуемое соглашение относится к соглашениям об осуществлении права на совместное участие. Когда учреждение создается несколькими лицами, юридическое лицо принадлежит им на основе долевой собственности, а размер долей определяется на основе участия каждого в создании учреждения и дальнейшего финансирования его деятельности.

В целях единообразного правового положения образовательных учреждений Правительством Российской Федерации утверждаются типовые (примерные) положения, являющиеся актами, на основе которых с учетом конкретных обстоятельств собственником принимается устав вновь создаваемого юридического лица. В области образования, в настоящее время, принято более 10 типовых (примерных) положений, регулирующих деятельность образовательных учреждений. Например, Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Типовое положение об общеобразовательном учреждении, Типовое положение о высшем учебном заведении.

Частично содержание Типового положения определяет закон РФ «Об образовании»: оно должно регулировать деятельность образовательного учреждения (п.5 ст.12), в нём должен быть установлен верхний предел нагрузки педагогического работника (п.6 ст.55), также может быть предусмотрен порядок назначения руководителей муниципальных образовательных учреждений (пп.7 п.2 ст.31).

Но единообразие правового статуса образовательных учреждений за счет принятия типовых положений не всегда достигается в связи с тем, что единая структура положений еще не разработана.

Сравним содержание двух Типовых положений:

Типовое положение о вузе

Типовое положение об общеобразовательном учреждении

1

2

1. Вуз, его задачи и структура.

1. Общие положения.

2. Приём в вуз.

2. Организация деятельности.

3. Учебная и научная деятельность вуза.

3. Образовательный процесс.

4. Академическая свобода и автономия вуза.

4. Участники образовательного процесса.

5. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования.

5. Управление общеобразовательным учреждением.

6. Управление государственным вузом.

6. Имущество и средства общеобразовательного учреждения.

7. Студенты, слушатели и работники вуза.

8. Подготовка научно-педагогических кадров и повышение квалификации педагогических и научных операторов.

9. Контроль за деятельностью вуза.

10. Экономика системы высшего и послевузовского профессионального образования

11. Международная деятельность вуза.

12. Учёт и отчётность.

В связи с этим, один из видных исследователей педагогического (образовательного) права кандидат юридических наук – В.И.Шкатулла, предложил следующую структуру такого положения:

1. Общие положения.

2. Порядок заключения, изменения и расторжения договора между учебным заведением и обучающимся.

3. Время обучения и время отдыха.

4. Нормирование образовательного процесса.

5. Дисциплина в образовательном процессе.

6. Содержание образования.

7. Условия обучения.

8. Государственные образовательные стандарты.

9. Управление образовательным учреждением.

10. Контроль за деятельностью образовательного учреждения.

11. Учёт и отчётность в образовательном учреждении.

12. Подготовка кадров и повышение квалификации.

13. Права, обязанности, ответственность участников образовательного процесса.

14. Международная деятельность образовательного учреждения.

Таким образом, В.И.Шкатулка предполагает, что стандартное положение должно в первую очередь регулировать педагогические отношения.

* * *

Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что образовательное учреждение, являясь юридическим лицом, обладает определённым законом объёмом правосубъектности и, следовательно, может как с согласия собственника (собственников) его учредивших, так и самостоятельно от своего имени выступать в гражданском обороте.

Глава II . Участие образовательного учреждения в имущественных правоотношениях.

В отличие от подавляющего большинства юридических лиц, образовательное учреждение не входит в число собственников принадлежащего им имущества, а, как и унитарные предприятия, является субъектом ограниченного вещного права; к последнему относится право оперативного управления. Как вы знаете, ограниченные права собственности проистекают из прав собственности. Закон определяет виды, тех собственников, которые имеют право устанавливать это вещное право, предмет, содержание субъективного права и пределы его реализации. Никто не вправе установить вещное право, не предусмотренное законом.

Однако в зависимости от целей учебного заведения закон или другие правовые акты определяют, на основании какого имущества оно может быть создано. Так, только государственная собственность лежит в основе специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением (п. 2 ст. 11 Закона об образовании).

Учебное заведение осуществляет свою деятельность за счет средств, выделенных ему собственником. Однако для реализации поставленных целей только одного этого недостаточно, требуется иное движимое и недвижимое имущество (здания, земельные участки и др.).

Поэтому при создании учреждения собственник, определяя размер финансирования, выделяет часть своего имущества и закрепляет за вновь созданным учреждением как необходимое имущество. Если мы говорим о государственной собственности, то от имени государства передачу имущества осуществляет Госкомимущество России.

Имущество образовательного учреждения делится на два вида: а) собственность учредителя (учредителей); б) имущество образовательного учреждения, полученное от осуществления приносящей доходы деятельности.

Правовой режим собственности учредителя, в общих чертах, состоит в следующем: учредитель (учредители) закрепляет за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности объекты права собственности — землю, здания, сооружения, имущество, оборудование. Эти отношения фиксируются в договоре между учредителем (учредителями) и образовательным учреждением.

К договору нередко прилагают передаточный акт, в котором точно определяют все имущество, которое передается образовательному учреждению.

Особый правовой режим установлен для земельных участков: они закрепляются за образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование, но, нужно отметить, что этим правом пользуются лишь государственные и муниципальные образовательные учреждения.

Объекты собственности, которые учредитель закрепляет за образовательным учреждением, находятся у него на правах оперативного управления согласно ст. 296 ГК РФ.

Право оперативного управления на имущество собственника возникает у учреждения с момента фактической передачи этого имущества, если иное не установлено законом, другими правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК).

Впервые конструкция оперативного управления получила глубокую научную разработку в трудах известного советского юриста А. В. Венедиктова в тот период, когда перед учеными стоял вопрос об определении правовой природы имущества, находящегося в социалистической государственной собственности и закрепленного за субъектами гражданского оборота. Законодательное закрепление данная конструкция получила в ст. 21 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1961 г. и в ст. 94 ГК РСФСР 1964г. [23]

В соответствии с действующим законодательством правом оперативного управления обладают и коммерческие, и некоммерческие юридические лица. Содержание права оперативного управления раскрывается в п. 1 ст. 296 ГК: «Казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения». На первый взгляд создается впечатление единого содержания субъективного права и прежде всего в отношении правомочия распоряжения. Судя по содержанию п. 1 ст. 296 ГК, можно прийти к выводу о том, что и казенное предприятие, и образовательное учреждение обладают правом распоряжения принадлежащим им имуществом. Однако из положений п. 1 ст. 297 и п. 1 ст. 298 ГК вытекает совсем иное. Так, при наличии согласия собственника казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, а произведенную им продукцию реализует самостоятельно (п. 1 ст. 297 ГК).

Учреждение же не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, которые выделены ему по смете (п. 1 ст. 298 ГК).

Следовательно, образовательное учреждение полностью лишено права ограниченного распоряжения в отношении принадлежащего ему имущества, за исключением расходования денежных средств, выделяемых ему по смете, поскольку без этого невозможно осуществление его деятельности. То есть, понятие права оперативного управления образовательного учреждения включает в себя право владения и право пользования, право распоряжения движимым имуществом распространяется только на денежные средства, выделяемые по смете. Никаким другим имуществом, находящимся в оперативном управлении, образовательное учреждение распоряжаться не вправе. При возникновении такой необходимости оно вправе просить собственника о том, чтобы он сам (от своего имени) произвел отчуждение принадлежащего ему имущества .

Однако указание в п. 1 ст. 296 ГК на наличие правомочия распоряжения в содержании права оперативного управления повлекло за собой весьма распространенную ошибку в нормативных актах, определяющих правовой режим имущества образовательного учреждения. В соответствии с п.11 ст.39 Закона об образовании и п.4 ст.27 Закона о высшем образовании образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора и (или) арендодателя. Может сдавать в аренду свои помещения и снимать помещения в других организациях. Для этого Закон не требует получения согласия учредителя, хотя в договоре между образовательным учреждением и учредителем этот вопрос может быть урегулирован.

Среди ученых также есть мнение о том, что в силу ст. 298 ГК учреждение вправе выступать в качестве арендодателя в отношении принадлежащего ему на праве оперативного управления имущества .

Решение о сдаче в аренду может принять руководитель образовательного учреждения, но воспользоваться своим правом он может при наличии двух условий:

1) согласия совета образовательного учреждения (в вузе — с согласия учёного совета вуза);

2) цена аренды не может быть ниже цены, сложившейся в данном регионе, т.е. фактически ниже самой низкой цены.

Если одного из этих условий нет, то руководитель не вправе сдавать помещения в аренду.

распоряжению

Но поскольку содержание права оперативного управления учреждения осталось неизменным с 1961 г. и на практике заключение договора аренды в отношении имущества образовательных учреждений — достаточно распространенное явление (киоски, буфеты и др.), постольку представляется целесообразным предоставление учреждению права сдавать в аренду любое находящееся у него имущество с согласия собственника, при этом указав на то, что арендные платежи остаются в распоряжении учреждения и направляются исключительно на поддержание технического состояния недвижимого имущества либо на реинвестирование основной деятельности (п.2 ст.45 Закона об образовании).

Максимальный срок договора аренды можно установить в зависимости от свойств объекта .

Право владения и пользования, как и правомочие распоряжения, имеют известные пределы, через которые проявляется ограниченный характер этого вещного права. В отличие от собственника, владеющего и пользующегося принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению, образовательное учреждение реализует права владения и пользования только в строгом соответствии с целями деятельности, назначением имущества. В противном случае собственник может изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество (п. 2 ст. 296 ГК) и распорядиться им по своему усмотрению.

Помимо распоряжения имуществом, контроля за его целевым использованием и сохранностью, собственник вправе разрешать осуществление самостоятельной хозяйственной деятельности, принимать решение о реорганизации , ликвидации учреждения [28] ; о продаже или об ином отчуждении имущества, закрепленного за учреждением. В то же время новый собственник, приобретая вещь с обременением, обязан сохранить целевое использование имущества учреждения (ст. 300 ГК).

Вместе с тем на собственнике лежат обязанности по созданию всех необходимых условий для полноценного функционирования учреждения и прежде всего своевременное финансирование.

Образовательное учреждение, как и любое юридическое лицо, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у образовательного учреждения указанных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет учредитель в порядке, определяемом законом (п.9 ст.39 Закона об образовании, п.2 ст.120 ГК, ст.9 Закона о некоммерческих организациях).

При определении ответственности собственника (учредителя) важно иметь в виду два момента. Во-первых, субсидиарная ответственность согласно абз.2 п.1 ст.399 ГК Российской Федерации наступает в тех случаях, когда основной должник (здесь — государственное или муниципальное образовательное учреждение) либо отказался удовлетворить требование кредитора (поставщика), либо не ответил на это требование в разумный срок. Применительно к субсидиарной ответственности собственников образовательных учреждений в законе выдвинуто дополнительное условие — недостаточность находящихся в распоряжении образовательного учреждения денежных средств (а не только их полное отсутствие).

При подтверждении данного условия образовательное учреждение перестает быть ответчиком, ибо возложить на него имущественную ответственность действительно невозможно из-за недостатка имущества, на которое по закону можно обратить взыскание. Поэтому ответчиком становится учредитель-собственник (который и должен привлечь основного должника — образовательное учреждение — к участию в деле в соответствии с п.3 ст.399 ГК).

И в данной ситуации иск предъявляется к такому собственнику, а не к образовательному учреждению.

Во-вторых, следует иметь в виду, что в роли собственника-учредителя выступают не органы государственной власти (так как в гражданско-правовых отношениях они сами являются учреждениями-несобственниками), а соответствующие публично-правовые образования в целом — Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования (п.1 ст.214 и п.1 ст.215 ГК ).

Следовательно, речь идёт именно об их ответственности. От имени публично-правовых образований в гражданском обороте выступают их органы в рамках имеющейся у них компетенции (п. 1 и 2 ст.125, п.3 ст.214, п.2 ст.215 ГК).

Имуществом, предназначенным для удовлетворения претензий кредиторов публично-правовых образований, является нераспределенное между государственными и муниципальными юридическими лицами имущество, составляющее казну соответствующего публично-правового образования (абз.1 п.1 ст.126, абз.2 п.4 ст.214, абз.2 п.3 ст.215 ГК Российской Федерации) .

Размер имущества, находящегося у образовательного учреждения, может увеличиваться и уменьшаться. О возрастании объема имущества учреждения может свидетельствовать увеличение финансирования собственником. Однако пока это малоактуально, так как на практике собственник не выполняет своих обязательств по финансированию образовательных учреждений на выплату заработной платы, не говоря уже о том, что сокращается, а порой и полностью отсутствует финансирование на приобретение новейшего оборудования, на пополнение библиотечного и музейных фондов и т. п.

Способы образования собственности образовательного учреждения указаны в Законе об образовании (ст.39).

Это:

1) дар физических и (или) юридических лиц;

2) пожертвования;

3) завещание;

4) деятельность образовательного учреждения, в том числе продукты интеллектуального и творческого труда, а также предпринимательская деятельность, оказание платных образовательных и других услуг.

Несмотря на то, каким способом приобретено имущество, возмездно или безвозмездно, непосредственно от собственника или других лиц, в соответствии с п. 2 ст. 299 ГК данное имущество поступает в оперативное управление учреждения.

Среди перечисленных способов приобретения имущества в нашем законодательстве впервые закреплено пожертвование (дарение вещи или права в общеполезных целях).

Пожертвование может быть обусловлено использованием имущества по определенному назначению либо без такового обременения (абз. 1 п. 1 ст. 582 ГК).

Образовательное учреждение, принимающее пожертвование с условием использовать его по определенному назначению, должно вести обособленный учет всех операций с таким имуществом (абз. 2 п. 3 ст. 583 ГК).

Изменение целевого назначения пожертвованного имущества возможно лишь при наличии одновременно двух условий: из-за изменившихся обстоятельств имущество нельзя использовать в соответствии с указаниями жертвователя; жертвователь согласен на изменение целевого назначения, в случае же смерти гражданина-жертвователя или ликвидации юридического лица-жертвователя целевое назначение изменено по решению суда (п. 4 ст. 582 ГК).

Если имущество используется не в соответствии с обусловленным жертвователем назначением либо целевое назначение пожертвованного имущества было изменено при отсутствии указанных выше условий, жертвователь вправе требовать отмены пожертвования. Право на отмену пожертвования принадлежит и правопреемникам жертвователя. Вместе с тем неясно, почему правопреемник, обладая правом принять решение об отмене пожертвования, не может дать согласие на изменение назначения использования пожертвованного имущества. Кроме того, законодатель, употребляя термин «требовать отмены» (ст. 578 ГК), не уточняет, к кому должно быть предъявлено такое требование и в какой форме. На наш взгляд, в законодательстве целесообразно четко указать, что жертвователь или его правопреемник имеют право обратиться в суд об отмене пожертвования.

На принятие имущества по безвозмездным сделкам не требуется чьего-либо разрешения. Отсюда проблема: означает ли это, что если назначение пожертвования противоречит цели деятельности данного учреждения, то последнее может отказаться от принятия имущества? Исходя из того, что договор пожертвования является разновидностью договора дарения, видимо, на этот вопрос следует ответить положительно.

ГК РФ не устанавливает, в каких случаях собственник вправе изъять излишнее имущество, но касаемо образовательных учреждений такое указание содержится в ст.39 Закона об образовании, где сказано, что собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять имущество при следующих условиях: если оно излишне; не используется; используется не по назначению. Причём, во избежание споров, в договоре образовательного учреждения с учредителем следует конкретно определить объем прав владения, пользования и распоряжения имуществом образовательного учреждения. В этом же договоре нужно определить и порядок изъятия имущества у образовательного учреждения, а также причины такого изъятия. Если такие причины в договоре не предусмотрены, то согласно п. 6 ст. 39 изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за образовательным учреждением, допускаются только по истечении срока договора.

Но, наличие условий изъятия имущества у образовательного учреждения в договоре с учредителем не лишает его права предъявления иска к собственнику о защите нарушенного права на основании ст. 301, 305 ГК.

Наиболее распространенный способ увеличения имущества учреждения — реализация предоставленного собственником права осуществлять приносящую доходы деятельность.

К сожалению, в ГК РФ не учтена имевшаяся в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991г. регламентация правового режима доходов и приобретенного за счет этих доходов имущества. А фраза «поступают в самостоятельное распоряжение учреждения» привела к не совсем верному её толкованию в Законе об образовании (п.7 ст.39), где сказано, что образовательному учреждению принадлежит право собственности на доходы от собственной деятельности и приобретенные за их счет объекты права собственности. Такой же смысл имеет и п.2 ст.27 Закона о высшем образовании, в котором также говорится, что высшему учебному заведению принадлежит право собственности на доходы от собственной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности.

Нет единого мнения по поводу правовой природы названного субъективного права и среди ученых. По мнению одних, «если в законе или ином правовом акте не предусмотрено, что такие доходы и приобретенное за их счет имущество поступают в собственность учреждения, то, по-видимому, речь в этих случаях должна идти об особом вещном праве, которое не укладывается ни в рамки права оперативного управления, ни в рамки права хозяйственного ведения» . Другие утверждают, что это правило по объему и характеру правомочий приближает данное право к праву хозяйственного ведения [31] . «Характер этого права не оставляет сомнений в том, что оно является правом хозяйственного ведения»[32] .

По нашему мнению, наиболее логичным будет вывод о том, что доходы, полученные учреждением от прибыльной деятельности, и приобретенное за счет этих средств имущество принадлежат образовательному учреждению на праве хозяйственного ведения. Причем объем этого права несколько расширен по сравнению с режимом хозяйственного ведения, установленным для государственных и муниципальных унитарных предприятий, поскольку в данном случае нет законодательных ограничений в отношении объектного состава имущества, которым может самостоятельно распоряжаться учреждение. В то же время утверждение, что такие доходы и имущество составляют собственность учреждения, противоречит и норме п. 2 ст. 48 ГК, согласно которой собственником имущества учреждения является его учредитель, и соответственно существу этой юридической конструкции.

Образовательное учреждение — некоммерческое юридическое лицо, а потому собственник не имеет права на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении учреждения. Сказанное в полной мере соответствует абз. 2 п. 1 ст. 295 ГК, поскольку указанная норма закрепляет право, а не обязанность собственника, и на практике данное правомочие широкого распространения не получило. Исходя из этого, следует признать несоответствующим ГК РФ положение о том, что при осуществлении учреждением деятельности, связанной с получением доходов, собственник получает право на часть дохода от использования закрепленных за ним объектов собственности в размере, определенном договором между собственником и образовательным учреждением (п. 5 ст. 43 Закона об образовании), а заключенные на основании данной нормы договоры — ничтожными .

Согласно ГК, учреждение вправе быть учредителем других юридических лиц. Так, финансируемые собственником учреждения могут стать участниками хозяйственных обществ и товариществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом (п. 4 ст. 64); общественные и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения, имеют право добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций (п. 2 ст. 121 ГК, п. 8 ст. 13 Закона об образовании, п. 1 ст. 14 Закона о высшем образовании).

Полагаем, что приведенные нормы применимы только к тем учреждениям, которые обладают имуществом и на праве оперативного управления, и на праве хозяйственного ведения, и лишь в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении. На учреждения — субъекты права оперативного управления эти нормы не распространяются.

В соответствии с п. 4 ст. 66 ГК РФ для реализации права участвовать в хозяйственных обществах и товариществах учреждение должно получить согласие собственника. И здесь не имеет значения, какое имущество будет выступать в качестве вклада: движимое или недвижимое. В этом проявляется ограничение в содержании права хозяйственного ведения учреждения, что в полной мере соответствует абз. 2 п. 2 ст. 295 ГК.

Для образовательного учреждения, участвующего в ассоциации, ГК РФ никаких ограничений в осуществлении им субъективного права не устанавливает. Подобная позиция представляется не совсем оправданной, поскольку в данном случае (так же, как и при создании хозяйственных обществ и товариществ) речь идет о прекращении права собственности, а в отдельных случаях о субсидиарной ответственности собственника по долгам учреждения. Участвуя в товариществе на вере, в акционерном обществе или обществе с ограниченной ответственностью, учреждение несет только риск потери вклада, участие же в обществе с дополнительной ответственностью и в ассоциации предполагает субсидиарную ответственность по обязательствам этих юридических лиц.

Вступление образовательного учреждения в ассоциацию (союз) в качестве нового участника может быть обусловлено ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления (п. 3 ст. 123 ГК).

Независимо от основания прекращения членских отношений (на добровольной основе или в принудительном порядке) учреждение (как и другой участник ассоциации) несет субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода (исключения).

«Характер и пределы дополнительной ответственности членов ассоциации (союза) по долгам должны определяться в учредительных документах, в т. ч. с учетом имущественного положения юридических лиц — несобственников (унитарных предприятий и учреждений)» .

И несколько слов к вопросу об ответственности образовательного учреждения по своим обязательствам имуществом, полученным от различных видов деятельности.

Исходя из прямого толкования п. 2 ст. 120 ГК вытекает, что при недостаточности денежных средств у учреждения собственник всегда несет ответственность, независимо от того, что часть имущества может принадлежать образовательному учреждению на праве хозяйственного ведения. А в соответствии с п. 8 ст. 114 ГК собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, если ответственность собственника предусмотрена ГК или учредительными документами юридического лица.

«Очевидно, нет препятствий к тому, чтобы указанное имущество, находящееся на отдельном балансе, стало дополнительным по отношению к денежным средствам объектом взыскания по долгам учреждения» . «Данным имуществом учреждение самостоятельно отвечает по долгам, возникшим в связи с его участием в приносящей доходы деятельности… объектом взыскания кредиторов учреждения здесь, следовательно, может быть любое имущество, полученное учреждением от участия в указанной деятельности и обособленное прежде всего для этих целей на отдельном балансе» [36] . Жаль, что эти положения не нашли четкого отражения в ГК.

С нашей точки зрения, образовательное учреждение не должно обладать правом на участие в создании и деятельности других юридических лиц, поскольку это противоречит правовой природе учреждения. Доходы и имущество, приобретенные за счет разрешенной собственником хозяйственной деятельности, должны идти на реинвестирование основной деятельности, восполняя одновременно пробел в финансировании собственника.

Даже если признавать возможность участия учреждения в создании и деятельности других юридических лиц, то в ГК необходимо было указать, что такое возможно, во-первых, только при наличии согласия собственника и, во-вторых, лишь в отношении имущества, принадлежащего учреждению на праве хозяйственного ведения.

Исходя из сказанного можно отметить, что отсутствие в ГК должного внимания к конструкции учреждения привело к появлению противоречий в содержании различных законов и многочисленных подзаконных нормативных актов. Подобные противоречия рано или поздно породят конфликтные ситуации, и тогда главным «камнем преткновения» будет вопрос о праве собственности и пределах осуществления субъективного права образовательного учреждения.

Одним из способов увеличения размера имущества образовательного учреждения, как отмечалось выше, является оказание им дополнительных платных образовательных услуг. Как правило такие услуги оказываются на договорной основе. И прежде чем охарактеризовать участие образовательных учреждения в гражданско-правовых отношениях нужно кратко остановиться на целях и условиях оказания платных образовательных услуг и их видах.

Образовательное учреждение предоставляет платные дополнительные образовательные услуги в следующих целях:

1) насыщение рынка образовательными услугами;

2) повышение качества жизни;

3) повышение профессионального мастерства педагогов;

4) более полное обеспечение права человека на образование;

5) получение дополнительных доходов.

Виды платных образовательных услуг образовательное учреждение определяет самостоятельно. Они должны быть, в обязательном порядке, перечислены в уставе образовательного учреждения. Обычно образовательные учреждения оказывают следующие платные образовательные услуги:

1. образовательные и развивающие услуги:

  • а) обучение по дополнительным образовательным программам (в том числе преподавание специальных курсов и циклов дисциплин);
  • б) занятие с обучающимися углубленным изучением предметов;
  • в) репетиторство;
  • г) различные курсы (по подготовке к поступлению в учебное заведение, по изучению иностранных языков, повышения квалификации, по переподготовке кадров с освоением новых специальностей);
  • д) разнообразные кружки (по обучению игре на музыкальных инструментах, фотографированию и т.д. т.п., создание учебных групп, студий, факультативов различных направлений образовательной деятельности);
  • е) создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни до поступления в школу, если ребёнок не посещал дошкольное образовательное учреждение, создание групп специального (коррекционного, выравнивающего) обучения детей с отклонениями в развитии;

2. оздоровительные мероприятия (секции, группы по укреплению здоровья – гимнастика, общефизическая подготовка и т.д. и т.п.).

Эти услуги могут предоставляться не только обучающимся в этом образовательном учреждении, хотя им предоставлено преимущественное право на их получение, но и всем гражданам, например, родителям, пенсионерам и другим группам.

Платные образовательные услуги можно оказывать при условии, что они не предусмотрены соответствующими образовательными программами, которые финансируются учредителем и государственными образовательными стандартами.

Образовательному учреждению целесообразно разработать локальный нормативный правовой акт — положение о платных образовательных услугах. В этом положении можно перечислить цели услуг, дать их определение, установить порядок определения цены услуги, распределение полученного дохода, определить права, обязанности, ответственность участников этих отношений, определение качества услуг и другие условия.

Для проведения платных дополнительных образовательных услуг образовательному учреждению не нужно получать согласие учредителя, органа управления образованием. Доход от указанной деятельности распределяется в определенной пропорции между исполнителем и образовательным учреждением. Педагог, оказывающий образовательную услугу, может получать от 40 до 60 процентов от цены услуги, что представляет его плату за труд. Остальные средства администрация образовательного учреждения реинвестирует в свое образовательное учреждение по своему усмотрению, в том числе эти средства могут быть использованы на оплату труда других работников. Если же образовательное учреждение превысило свои права, то есть получило оплату за деятельность, которая финансируется за счет бюджета, то учредитель обязан в силу п.3 ст.45 Закона об образовании изъять эти средства в свой бюджет.

Образовательное учреждение, в свою очередь, такие действия имеет право обжаловать в суд, предполагая, что оно не превышало свое право. Деньги, незаконно полученные от обучающихся, родителей за образовательные услуги, могут быть получены ими у учредителя по их заявлению, а при отказе возместить ущерб такой иск можно предъявить в суд. Учредитель сам может проявить инициативу и вернуть деньги обучающимся, родителям, которые были незаконно получены образовательным учреждением.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования могут осуществлять сверх финансируемых за счёт средств учредителя заданий (контрольных цифр ) по приёму обучающихся подготовку и переподготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения. Причём приём специалистов (по указанным в законе направлениям: юриспруденция, экономика, менеджмент, государственное и муниципальное управление) не может составлять более 25% приёма обучающихся по каждому направлению подготовки (п.10 ст.41 Закона об образовании) [38] .

Таким образом, ограничение приема касается только вышеперечисленных направлений (специальностей), по остальным специальностям ограничений не установлено, например, по специальности «бухгалтерский учет» вуз может принимать на платной основе столько студентов, сколько сочтет необходимым.

Как следует из текста п. 10 ст. 41 Закона об образовании, ограничение приема касается договоров на обучение, стороной которого являются физические лица, а также негосударственные предприятия, учреждения, организации. Значит, если договор заключает местный орган самоуправления, государственная организация, то ограничения на прием по указанным специальностям опять-таки не установлено.

Если вуз не ведет подготовку специалистов в области юриспруденции, экономики, менеджмента, государственного и муниципального управления на бюджетной основе и открыл эту подготовку на платной основе, то ограничений по приему в данном случае также не установлено.

Ст. 41 не ограничивает право образовательного учреждения высшего профессионального образования на платное обучение иностранных граждан на основании соответствующих договоров. Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 9 ст. 41 Закона об образовании полученные вузом дополнительные средства не дают права учредителю снизить нормативы (или) абсолютный размер его финансирования.

На практике прием обучающегося в вуз осуществляется на основе договора имеющего письменную форму, которая в большей степени обеспечивает соблюдение прав сторон.

В настоящее время договор на получение образования получил широкое распространение в основном в сфере высшего профессионального образования, и незаслуженно игнорируется другими образовательными учреждениями, в частности гимназиями, лицеями. Автору данной работы, работающему учителем в одной из школ города Барнаула, не представляется возможным назвать хотя бы одного ученика, из более чем 1300, который бы заключил подобного рода договор с образовательным учреждением или хотя бы одного законного представителя (родителя) изъявившего желание заключить подобный договор.

Между тем полагаю, что договор об образовании должен стать основной правовой формой существования правовых отношений между образовательным учреждением и обучающимся.

Почему автор придаёт такое большое значение договору об образовании? Это станет ясно из более подробной характеристики данного вида договора .

Отношения между образовательным учреждением и обучающимся и его родителями существуют в двух формах: административных (которым свойствен императивный метод правового регулирования) и договорных (базирующихся на равноправии сторон).

В первом случае родители оформляют поступление ребёнка в образовательное учреждение на основе правил им установленных, во втором – заключая письменный договор, родители получают возможность участвовать в формировании его содержания. Но заключение договора ни в коем случае не означает исключение административных методов из отношений между сторонами договора, а их разумное сочетание. Поэтому автор не согласен с В.И. Шкатуллой, который в своей статье «Договор на образование: значение и содержание» пишет: «Фактически в школах господствует командно-административный метод в определении отношений с родителями. Следствием этого положения является диктат школы, который вредит прежде всего самой школе, препятствует её развитию, так как интересы обучающихся и их родителей почти не учитываются». Договор на образование должен, прежде всего, служить целям повышения ответственности учеников и их родителей по отношению к получению образования, но никоим образом не должен ограничивать властные полномочия общеобразовательного учреждения. Так как ситуация, сложившаяся в школах на данный момент, когда ученики имеющие по несколько академических задолженностей по результатам полугодия или года не отчисляются, а продолжают обучение и ещё и переводятся в следующий класс, показала, что умаление административных мер по крайней мере неэффективно сказывается на образовательном процессе. И в такой ситуации встаёт вопрос не о том, кто защитит ученика от школы, а кто защитит школу от ученика? Отчислить ученика в настоящее время практически невозможно, так как органы местного самоуправления (которые являются учредителями большинства школ) и особенно органы управления народным образованием ставят такое положение дел в вину образовательному учреждению: мол, вы плохо обучаете и получается, что под давлением сверху все командно-административные меры, о которых говорит В.И.Шкатулла, бессильны.

Обязательное минимальное содержание договора определено в ст.46 Закона об образовании, к нему относится: уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, иные условия. Но, в Законе нет отдельных положений, которые были бы посвящены договору, и этот факт говорит о том, что положения о договоре об образовании не получили должного законодательного развития.

Иногда можно услышать мнение о том, что договор возмездного оказания услуг может применяться в сфере образования только за пределами отношений бесплатного образования. Мы, вслед за В.И. Шкатуллой , полагаем, что такое мнение ошибочно.

Известно, что в п.2 ст.779 ГК РФ даётся перечень услуг, регулируемых нормами гражданского права; к ним относятся услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные, по обучению, туристическому обслуживанию и другие.

В некоторых случаях для отдельных видов договоров на возмездное оказание услуг принимаются правовые акты на уровне Правительства РФ.

Договоры с участием потребителей гражданское право относит к категории публичных, и на них распространяется установленный ст.426 ГК режим публичного договора.

Так, например, согласно п.1 Правил предоставления платных медицинских услуг населению, отношения между медицинским учреждением и потребителем регулируются договором на возмездное оказание услуг только в части, которая выходит за рамки гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи.

Вышеизложенные положения не совсем применимы к договору об образовании, то есть договор об образовании, по мнению Шкатуллы, не регулируется гражданским правом в силу следующих причин:

1. в соответствии со ст.426 ГК РФ публичный договор заключает только коммерческая организация, образовательное учреждение не является таковой;

2. содержанием договора возмездного оказания услуг является совершение исполнителем действия по заданию заказчика, а заказчик обязуется оплатить услуги (ст.779 ГК РФ).

Далее, по договору возмездного оказания услуг обязанность заказчика сводится или ограничивается лишь оплатой услуги. В договоре об образовании услуги исполнителя — образовательного учреждения или индивидуального педагога (ст. 48 Закона об образовании) – одновременно сопровождаются работой обучающегося по освоению образовательной программы.

Рассмотрим некоторые особенности договора на обучение на примере общеобразовательной школы.

Основными нормативными актам, регулирующими положения о договоре, является Типовое положение об общеобразовательном учреждении (пп.10, 25-29, 37-40, 42, 43, 46, 47, 49, 50-55, 57-61) и главы 27-29, 39 ГК РФ.

В соответствии с п.10 Типового положения заключение договора обязательно в случае, если образовательная программа будет осваиваться обучающимся в форме семейного образования, самообразования, экстерната или в сочетании различных форм. Здесь же нужно указать на существенный недостаток содержания положения – форма договора не указывается, что означает возможность его заключения как в письменной, так и в устной форме. Мы полагаем, что такой договор нужно заключать только в письменной форме, иначе в случае спора преимущественное положение получит образовательное учреждение (как орган наделённый властными полномочиями), и более слабая сторона договора – обучающийся, его родители – окажется в проигрышном положении.

Обучающийся заключает три договора:

  • первый – на получение образование в школе первой ступени (срок обучения 3-4 года);
  • второй – на получение образования в школе второй ступени (срок обучения 5 лет);
  • третий — на получение образования в школе третьей ступени (срок обучения 2-3года).

При заключении договора школе рекомендуется ознакомить обучающегося и его родителей с документами, регламентирующими организацию образовательного процесса (п.48 Положения).

Сразу хотелось бы отметить, что такое положение, когда школе