Роль институтов общественного сектора в развитии экономики Российской Федерации

Курсовая работа
Содержание скрыть

На рубеже XX–XXI вв. происходит рост производства социальных и общественных благ, расширение сферы услуг и становление социально ориентированных принципов деятельности субъектов экономической системы, что дало мощный импульс формированию и развитию общественного сектора экономики. Общественный сектор является важнейшим компонентом современной экономики, результатом функционирования которого выступают социальные блага. Экономика общественного сектора изучает закономерности и практические проблемы, которые связаны с производством общественных и коллективных благ, экономические механизмы достижения социальных целей и внерыночные взаимодействия интересов. Эффективное функционирование общественного сектора минимизирует отрицательные последствия рынка и обеспечивает эффективное удовлетворение общественных потребностей.

Процессы рыночных преобразований, формирования рыночных институтов сопряжены со значительными изменениями роли общественного сектора в экономике. Однако вплоть до последнего времени проблематика общественного сектора рассматривалась преимущественно в контексте трансформации роли государственных структур в рыночной экономике в целом, без исследования его экономической сущности, функциональной значимости и специфичности структуры. В современных условиях в связи со стратегическими приоритетами роста качества жизни населения, в условиях интенсификации процессов накопления человеческого капитала и расширяющейся персонализации спроса на блага и услуги возрастает роль институтов общественного сектора, участвующих в экономических процессах, с целью продуцирования общественных благ. Данные институты являются мощной движущей силой развития экономического потенциала общественного сектора, обеспечивают повышение эффективности его функционирования и благосостояние общества в целом. Поэтому, такие проблемы, как функционирование и взаимозависимость институтов общественного сектора, и их влияние на развитие экономики РФ актуальны для экономики страны и актуальны для рассмотрения.

4 стр., 1568 слов

Общественные блага

... курсовой составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области институциональной теории, экономической теории благосостояния, теории общественного сектора экономики, а также научные работы по экономике и социологии. 1.1Определение общественных благ и их свойства. Общественные блага - блага, ...

Объектом исследования курсовой работы являются институты общественного сектора.

Предметом исследования выступают социально – экономические отношения, возникающие в общественном секторе по поводу реализацию разнообразных общественно-значимых потребностей.

Целью данной курсовой работы является изучение институтов общественного сектора и их влияние на развитие экономики РФ на примере здравоохранения.

Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих основных задач:

  • выявить какие институты общественного сектора существуют в российской экономике;
  • рассмотреть их функционирование и взаимозависимость;
  • рассмотреть влияние институтов общественного сектора на развитие экономики РФ (на примере институтов здравоохранения) через формирование фонда рабочего времени;
  • изучить эффективность системы институтов здравоохранения в формировании качества трудовых ресурсов.

Роль институтов общественного сектора в развитии экономики России рассматривали такие экономисты как Манахова И.В., Якобсон Л.И., Молчанов И.Н., Акопян А.С., практический вклад в исследование данной темы внесли Назарова И.Б., Римашевская Н.М., Толоконцев Н.А. и другие ученые.

С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы построена таким образом, что это позволяет осветить в первой части теоретические аспекты институциональной структуры общественного сектора, во второй – влияние данных институтов на развитие экономики России.

Экономика общественного сектора является одной из самых молодых отраслей экономической науки. Её становление наиболее интенсивно шло во второй половине XX в. Экономика общественного сектора – это органическая часть экономической науки, изучающая закономерности и практические проблемы, которые связаны с производством общественных и коллективных благ, экономическим механизмом достижения социальных целей и внерыночным взаимодействием интересов1 . Общественный сектор – это особая система институтов, с помощью которых обеспечиваются скоординированные действия участников экономических отношений2 . Он представляет собой такую область экономики или часть экономического пространства, где в совокупности определяются следующие специфические условия:

  • рынок не действует или частично действует, следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации обмена деятельностью;
  • производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;
  • экономическое равновесия между спросом и предложением общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов и бюджетно-финансовой политики3 .

Общественный сектор традиционно занимает прочные позиции в таких сферах деятельности, как оборона, фундаментальные научные исследования, образование, здравоохранение, культура, коммунальное хозяйство.

Структура общественного сектора неоднородная и включает три подсектора (см. рис.1).
38 стр., 18740 слов

Прямое государственное регулирование банковского сектора Российской Федерации

... коммерческих банков в Российской Федерации. Целью дипломной работы является исследование экономической целесообразности прямого государственного регулирования банковского сектора Российской Федерации. Учитывая цель, основными задачами дипломной работы являются: рассмотреть основные институты государственного регулирования банковского сектора; выявить причины, обусловливающие высокую процентную ...

Рис. 1. Структура общественного сектора 4 .

С одной стороны, смешанный сектор занимает промежуточное положение между общественным и рыночным секторами, с другой – существует смежная зона внутри общественного сектора между государственным и добровольно-общественным подсекторами.

Общественный сектор является достаточно сложным образованием, в его состав входят множество институциональных единиц. По функциональности можно выделить следующие группы институтов, которые представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Институты общественного сектора (функциональный подход), Рассмотрим данные группы институтов более подробно.

  • Институты, выполняющие правовую, распределительную, перераспределительную и стабилизационную функции (государственные органы власти различных уровней).

Государство занимает особое место в системе общественных институтов, т. к. оно является субъектом управления, который обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы. Выступая как представитель общества в целом, оно устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением. В рыночной экономике государство является единственным субъектом, обладающим законным правом принуждения. С другой стороны, государство выступает и как равноправный субъект хозяйствования наряду с частными компаниями, поскольку в лице госпредприятий осуществляет производство определенных видов товаров и услуг (в том числе рыночных) 6 .

Необходимость государственного регулирования экономики связана с наличием ситуаций, в которых результат действия свободных рыночных сил не эффективен с точки зрения общества в целом. Иными словами, что государственное вмешательство в экономику признается оправданным только в тех случаях, когда рынок не работает или не обеспечивает оптимального использования ресурсов с позиции общественных интересов. Такие ситуации называются провалами” рынка. Обычно к их числу относятся:

1. принятие законодательства и контроль за его исполнением, обеспечение соблюдения прав собственности и договорных обязательств;

2. предоставление так называемых “общественных благ”, распределения ресурсов для их производства. Для общественных благ характерны два свойства: неконкурентность и неисключаемость. Характерным примером общественного блага является национальная оборона, выгоды от которой достаются каждому члену общества независимо ни от размера уплаченных им налогов в бюджет государства, ни от численности населения страны, ни от каких-либо других факторов. Свойства общественных благ таковы, что их производство является коммерчески неэффективным, и рынок не может самостоятельно его обеспечить. Следовательно, эту функцию в экономике берет на себя государство;

3. наличие внешних эффектов частной предпринимательской деятельности. Примером внешних эффектов может служить загрязнение окружающей среды. Загрязнение влечет за собой дополнительные издержки для общества, выражающиеся в ухудшении условий жизни, росте заболеваемости и сокращении продолжительности жизни населения на прилегающей территории. Однако, с точки зрения предприятия строительство очистных сооружений означает непроизводительные затраты, и проведение специальных природоохранных мероприятий возможно только при применении регулирующих мер со стороны государства;

15 стр., 7100 слов

Основы защиты информации и сведений, составляющих государственную ...

... общества и государства называется информатизацией. Информация по типам доступа может делиться на следующие категории: Государственная тайна - защищаемые государством ... и виды информации Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; (ФЗ РФ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации ... информация есть сведения, знания или набор команд (программ), ...

4. несовершенная конкуренция и информационная асимметрия. Тенденция к повышению уровня концентрации производства объективно присуща рыночной системе. Поскольку рынок сам по себе не может ограничить процесс возникновения монополий, задача его регулирования возлагается на государственных структуры;

5. перераспределения в целях обеспечения социально-экономической справедливости. Рыночное распределение доходов может порождать большее социальное неравенство, чем это желательно для общества. Следовательно, задачей государственного регулирования является обеспечение достойного уровня жизни для тех слоев населения, которые имеют недостаточные доходы в рамках рыночной системы или не имеют их вообще (например, для пенсионеров и инвалидов);

6. регулирование общеэкономического равновесия, предотвращение резких циклических изменений в экономике страны7 .

Следует отметить, что неэффективность присуща не только рыночным механизмам, но и государственному вмешательству в экономику. Расширение регулирующих функций государства и объема подконтрольных ему ресурсов выше определенного предела негативно сказывается на экономической ситуации. К числу подобных “провалов” государственного сектора относятся: неполная информированность государства о реальных процессах, происходящих в экономике, искажающее воздействие государственного воздействия на рыночные процессы, бюрократизация процесса принятия решений, неполный учет общественных приоритетов и др. Расширение государственного регулирования экономики оправдано до тех пор, пока его издержки не превышают потери, возникающие вследствие “провалов” рынка.

Современные государства имеют многоуровневую структуру. В мировой практике наиболее распространена трехуровневая структура государственного управления, включающая федеральный, региональный и местный уровни. Как правило, на всех уровнях формируются самостоятельные органы законодательной и исполнительной власти. Различные уровни государственной власти имеют собственный круг полномочий, закрепленный в законодательстве