Дипломной работы. Методологическую основу исследования составляют общенаучные и

Дипломная работа

Актуальность темы дипломной работы обусловлена появлением в Семейном кодексе Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 31.01.2014)1 (далее по тексту – СК РФ) специальной статьи, посвященной правам несовершеннолетних родителей, которая стала в определенной степени правовой реакцией на такое неоднозначное явление.

Тем не менее множество правовых вопросов, касающихся защиты прав и интересов несовершеннолетнего родителя и его ребенка остались за рамками семейно-правового регулирования. Этот факт обостряет и без того сложную проблему правовой защиты раннего материнства. Своеобразие правового положения несовершеннолетних родителей состоит в том, что они, с одной стороны, являются родителями, которые обладают определенным объемом прав и обязанностей по отношению к своим детям, и, с другой стороны, продолжают оставаться детьми, наделенными собственным кругом прав. Изложенные обстоятельства определяют актуальность предлагаемой в данной работе темы исследования, а так же свидетельствуют о необходимости пересмотра подходов к регулированию правового положения несовершеннолетних родителей, с учетом их особенного статуса.

Объектом дипломной работы являются общественные отношения, возникающие по поводу осуществления несовершеннолетними родителями своих прав и обязанностей.

Предметом исследования выступают гражданско-правовые нормы, регулирующие права и обязанности несовершеннолетних родителей, а так же практика их применения.

Цель дипломной работы – исследование института правового статуса несовершеннолетних родителей, выявление проблем правововго регулирования и внесение предложений по совершенствованию законодательства.

Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.

Достижение указанной цели связано с решением следующих задач:

  • провести анализ семейного права РФ на предмет определения правового статуса несовершеннолетних родителей;
  • выявить особенности реализации несовершеннолетними своих прав и обязанностей;
  • провести анализ правоприменительной практики по данному вопросу;
  • осуществить методическую разработку по теме дипломной работы.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы познания: диалектический и исторический материализм, социологический, статистический и сравнительно-правовой методы познания, анализ, синтез и моделирование изучаемых вопросов.

Теоретическую основу дипломной работы составили в основном, научные труды отечественных правоведов, а также публикации по философии, общей теории права, психологии и педагогики, особенно фундаментальные исследования специалистов в области гражданского и семейного права.

28 стр., 13750 слов

Особенности допроса несовершеннолетних

... 1 . Несомненно, выбранная тема дипломной работы «Особенности тактики допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших» является актуальной, обсуждаемой ... допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии; раскрыть этические аспекты данного следственного действия; исследовать психологические возможности восприятия и передачи информации подростков, а также особенности ...

Нормативную основу дипломной работы составили положения Конституции Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) 1(далее по тексту – Конституция РФ), Семейный Кодекс

Россйийской Федерации и Гражданский Кодекс Российской Феедрации 2

(далее по тексту – ГК РФ).

Структура дипломной работы построена с учетом поставленной цели. Работа включает в себя введение, две главы, анализ правоприменительной практики, методическую разработку, заключение и список использованных источников.

Российская газета. 1993. 25 дек.

Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ РОДИТЕЛЕЙ В СЕМЕЙНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правоотношения между родителями и детьми занимают основное место в сфере семейных правоотношений. Поэтому Семейный кодекс РФ содержит специальный раздел «Права и обязанности родителей и детей», нормы которого определяют права несовершеннолетних детей, права и обязанности родителей, регулируют часть имущественных и личных неимущественных отношений, возникающих между родителями и детьми. Несмотря на наличие в структуре кодекса обособленного раздела, нормы, регламентирующие правоотношения родителей и детей, содержатся и в иных статьях СК РФ.

Отношения, возникающие в семье между родителями и детьми, представляют собой сложный комплекс взаимосвязей. Будучи урегулированы правом, указанные отношения объединены общим понятием родительских правоотношений.

Особого внимания заслуживают нормы СК РФ о родительских правах несовершеннолетних родителей и особенностях их осуществления. Эти нормы являются новеллой семейного законодательства и говорят о том, что родительские права признаются и за несовершеннолетними родителями, т.е. лицами, не достигшими возраста восемнадцати лет, в случае рождения у них ребенка. Некоторые же предусмотренные законом особенности реализации несовершеннолетними родителями своих родительских прав обусловлены объективными причинами и направлены на защиту прав и интересов, как ребенка, так и родителей. Так, закрепленные в п. 1 ст. 62 СК РФ права несовершеннолетних родителей на совместное проживание со своим ребенком и на участие в его воспитании основаны на факте установления их отцовства (материнства).

СК РФ (ст. 48, 51) не содержит ограничений по основаниям и порядку установления происхождения ребенка от несовершеннолетних родителей и их записи родителями в книге записей рождений органом загса. В таких случаях государственная регистрация рождения ребенка производится в обычном порядке. Согласия родителей или опекунов (попечителей) самих несовершеннолетних отца или матери на регистрацию рождения ребенка не требуется.

Порядок осуществления родительских прав несовершеннолетними родителями зависит от ряда обстоятельств:

  • состоят в браке несовершеннолетние родители или нет;
  • возраста несовершеннолетних родителей.

Так, СК РФ (п. 2 ст. 62) не предоставляет несовершеннолетним родителям возможности самостоятельно осуществлять родительские права, если они не состоят в браке и не достигли шестнадцати лет, хотя они имеют право на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании. Ребенку таких несовершеннолетних родителей до достижения ими возраста шестнадцати лет может быть назначен опекун, который будет осуществлять воспитание ребенка совместно с его родителями. Опекун обязан проживать совместно с ребенком и заботиться о его содержании, обеспечении уходом и лечением, защищать его права и интересы (п. 2, 3 ст. 36 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 28.03.2017)1(далее по тексту – ГК РФ).

5 стр., 2382 слов

О правах ребёнка« Азбука прав и ответственности правового воспитания ...

... проводились беседы и «круглый стол» -о правах ребёнка. Было проведено родительское собрание по этой теме, где я заинтересовала родителей и вызвала огромный интерес к этой проблеме. ... м законодательных и других мер. В десяти принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности ...

Как правило, опекуном над ребенком несовершеннолетнего родителя назначается кто-либо из его родственников (если таковые имеются и выразили желание быть опекунами, а кроме того, отвечают требованиям, предъявляемым законом к кандидатам в опекуны, — ст. 35 ГК РФ).

Естественно, родственники несовершеннолетнего родителя могут помогать ему в воспитании ребенка и без официального назначения опекунами, что часто и имеет место в жизни.

При усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, предусматривается обязательное участие в решении этого вопроса их родителей или опекунов (попечителей)

Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301. несовершеннолетних родителей, а при их отсутствии — органа опеки и попечительства (ст. 129 СК РФ).

Орган опеки и попечительства правомочен по просьбе несовершеннолетних родителей или опекуна ребенка разрешать разногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями. Последствия урегулирования подобного спора могут быть различны. Например, при ненадлежащем выполнении опекуном возложенных на него обязанностей он может быть отстранен от исполнения этих обязанностей и даже привлечен к установленной законом ответственности. А при наличии уважительных причин (болезнь, отсутствие взаимопонимания с родителями ребенка и т.п.) опекун может быть освобожден от исполнения своих обязанностей (п. 2, 3 ст. 39 ГК РФ).

Несовершеннолетние родители, достигшие возраста шестнадцати лет, независимо от того, состоят они в браке или нет, а также несовершеннолетние родители любого возраста, состоящие в браке, осуществляют свои родительские права самостоятельно. Однако при осуществлении родительских прав несовершеннолетним родителем, достигшим возраста шестнадцати лет, но не состоящим в браке и не эмансипированным, могут возникнуть определенные правовые сложности, связанные с отсутствием у него полной гражданской дееспособности. В соответствии с п. 3 ст. 62 СК РФ несовершеннолетние родители, независимо от возраста, также имеют право:

  • признавать и оспаривать свое отцовство и материнство на общих основаниях (ст. 48;
  • 52 СК РФ);
  • требовать при условии достижения ими возраста четырнадцати лет установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке (ст. 49 СК РФ).

На несовершеннолетних родителей распространяются правила СК РФ: о содержании родительских прав, о защите родительских прав, о лишении или ограничении родительских прав, об отобрании ребенка у родителей при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 63—77 СК РФ).

37 стр., 18423 слов

Организационно-правовые основы защиты прав детей в России

... о правах ребенка, ратифицированной Российской Федерацией в 1990 году и с нормами Конституции РФ. Свое развитие международные нормы, касающиеся защиты прав детей, получили в Конституции России, Семейном кодексе РФ, Федеральном законе «Об основныхгарантиях прав ребенка в ...

Рассмотрим позиции авторов, изложенные в юридической литературе о понятии родительских прав несовершеннолетних родителей.

Профессор В. А. Рясенцев указывал, что предоставляя родителям важные права в отношении детей, государство возлагает на них в то же время определенные обязанности, в том числе обязанность осуществлять свои права в интересах детей, общества. Таким образом, права родителей являются в то же время их обязанностью. «Родительское право на воспитание является само по себе относительным, однако оно обладает абсолютны характером защиты от нарушения со стороны всех других лиц». 1

Другой позиции придерживалась А. И. Пергамент. Так, она приходит к выводу, что право по воспитанию ребенка возникают «вне правоотношения». 2

Профессор О. С. Иоффе указывал на относительный характер прав, в правоотношении между родителями и детьми права и обязанности принадлежат тем и другим. «Правам родителей соответствуют обязанности, а родительским обязанностям — правомочия детей, правам и обязанностям родителей противостоят соответствующие им обязанности по правам детей».3 Данная цитата позволяет сделать вывод, что обязанности родителей по воспитанию корреспондирует право ребенка на получение надлежащего воспитания, праву же родителей на воспитание детей корреспондирует обязанность детей подчиняться воспитательному воздействию со стороны родителей.

Рясенцев В. А. Семейное право. М., 1971. С. 180.

Пергамент А. И. Основания возникновения и сущность родительских прав / Правовые вопросы семьи и воспитания детей. М., 1969. С.60

Иоффе О. С. Советское гражданское право. Т. III. 1965. С. 147.

Профессор Е. М. Ворожейкин, приходит к выводу, что «право на воспитание обладает признаками, присущими одновременно и абсолютным, и относительным правам». 1

Профессор A. M. Нечаева иначе подходит к соотношению прав и обязанностей родителей по воспитанию детей, указывая, что право и обязанность по воспитанию — не однозначные понятия. Одно из них заключается в поведении дозволенном, другое — в поступках обязательных.

Обладатель прав и обязанностей детей по воспитанию детей должен знать, что он может и что он обязан. «Родители имеют как права, так и обязанности — налицо конкретизация конституционного положения о признании прав человека и гражданина в сфере, связанной с семейным воспитанием детей». 2

Указанные выводы профессора A. M. Нечаевой достаточно точно подмечают особенности родительских правоотношений, но не дают ответа на вопрос об их сущности.

Наиболее последовательной представляется точка зрения о сущности родительских прав профессора Н.Д. Егорова 3 о том, что право родителей на воспитание детей является элементом абсолютного правоотношения, в котором все другие лица должны воздерживаться от каких-либо действий, препятствующих родителям воспитывать своих детей. В рамках этого абсолютного правоотношения право родителей на воспитание никак не может быть одновременно их обязанностью перед всеми другими лицами. И, наоборот, в правоотношении между родителями и детьми на родителях лежит обязанность по воспитанию детей, которая не может рассматриваться одновременно и как право на воспитание по отношению к детям. Вне какоголибо правоотношения юридические возможности субъектов права вообще не

Ворожейкин Е. М. Семейные правоотношения в СССР. М., 1972. С. 190.

18 стр., 8599 слов

Права и обязанности детей и родителей

... -право на общение с ребенком, участие в его воспитании, если он проживает с другим родителем. 5 Кроме права на общение с ребенком, проживающим отдельно от него родитель вправе участвовать в его воспитании в любой форме (посещать учебное и любое другое ...

Семейное право: 7-е изд пер и доп: учебник для академического бакалавриата / под ред. Нечаевой A.M., М., 2016. С. 123.

Гражданское право Т. 1 : учебник : в 3 т. /Н. Д. Егоров, И. В. Елисеев, А. А. Иванов и др.; под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 2008. С.73. могут характеризоваться ни как субъективные права, ни как субъективные обязанности. Следует согласиться с позицией автора по той причине, что действительно «субъективные права, в принципе, не могут быть одновременно и обязанностями, поскольку существуют только в рамках конкретных правоотношений, где субъективное право — это только право, но никак не обязанность». 1

Как верно отмечает профессор A. M. Рабец, «в родительском правоотношении дети являются только управомоченными, а родители только обязанными субъектами».2 Сказанное позволяет раскрыть признаки и содержание родительских прав и обязанностей.

Можно выделить признаки присуще родительским правам:

1. Ограничение во времени;

2. Равны, так как каждый из родителей имеет равный объем прав и обязанностей;

3. Имеют преимущественный характер;

4. Не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.

1. Признак ограниченности родительских основывается на п.2 ст. 61 СК РФ, в котором указано, что родительские права, предусмотренные главой 12 СК РФ, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной достижения ими совершеннолетия.

Данный признак присущ родительским правам несовершеннолетних родителей. Но усеченный характер прав несовершеннолетних родителей так же является временным, действует до несовершеннолетний родитель не исполнится шестнадцать лет, либо не станет совершеннолетним.

Гражданское право: учебник в 3 томах Том 3 / под ред. Сергеева А. П., М., 2015. С. 345.

Рабец A.M. Ювенальное право Российской Федерации. Учебник для магистров. Гриф МО // под ред. Рабец A.M., М., 2015. С. 29.

2. Второй признак родительских прав заключается в том, что каждый из родителей имеет равный объем прав и обязанностей. Он основывается на п. 2 ст. 38 Конституции РФ, где сказано, что «забота о детях, их воспитание и развитие — равное право и обязанность родителей», а также на п.1 ст.61 СК РФ следующего содержания: «родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей».

Поскольку возложение родительских обязанностей определенную фактическую и правовую несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, до достижения ими возраста шестнадцати лет обладают исключительно родительскими правами и не имеют родительских обязанностей. Несовершеннолетним родителям не состоящим в браке, до достижения ими возраста несвойственно ни одно, ни второе. Они, по сути, сами еще дети и не обладают ни гражданской, ни семейной дееспособностью. Возложение на несовершеннолетних родителей, не состоящих в браке, до достижения ими возраста шестнадцати лет родительских обязанностей было бы нелогично.

Если подойти к выводу о наличии родительских обязанностей у данного круга лиц, то надо было говорить о наличии их в полном объеме. В результате получалось бы, что законодатель установил права в усеченном виде, а обязанности в полном объеме. Но это, на наш взгляд, невозможно, поскольку родительские обязанности реализуются, в том числе посредством имеющихся родительских прав, и именно в полном, а не усеченном виде.

50 стр., 24672 слов

Судебная защита прав и интересов несовершеннолетних

... интересов несовершеннолетних, рассматриваемых судом (лишение родительских прав, ограничение родительских прав, восстановление в родительских правах, отмена усыновления); провести сравнительный анализ судебной защиты прав несовершеннолетних в России и зарубежных странах; исследовать формы участия органов внутренних дел в связи с судебной защитой прав несовершеннолетних ...

Возможное возложение обязанностей на несовершеннолетних родителей, не состоящих в браке, до достижения ими возраста шестнадцати лет противоречит идеи разработчиков Семейного кодекса, которая заключается в стремлении сформулировать норму о правах несовершеннолетних родителей, не состоящих в браке, до достижения ими возраста шестнадцати лет так, чтобы ребенок не мог быть отобран у них помимо их воли. 1

Самым малым объемом прав обладает несовершеннолетний родитель, не состоящий в браке до достижения шестнадцати лет. И, безусловно, данный родитель будет иметь одинаковый объем прав и обязанностей с другим родителем, если тот находится в таком же положении.

3. Следующий признак родительских прав и обязанностей заключается в том, что родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Этот признак четко сформулирован п.1 ст. 63 СК РФ и п. 6 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» Постановление пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. (в ред. от 06.02.2007).2

Существование данного признака означает, что ни одно лицо, ни физическое, ни юридическое, за исключением его родителей, не вправе без законных на то оснований удерживать у себя ребенка. Преимущественное право родителей на воспитание своих детей защищается в порядке, установленном п.1 ст. 68 СК РФ: «родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. В случае возникновения спора родители вправе обратиться в суд за защитой своих прав».

Родительское право как таковое защищается законом независимо от его объема. Следовательно, приоритет родительских прав присущ и несовершеннолетним родителям. Другое дело, если судом установлено, что ни родители, ни лицо, у которого находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд передает ребенка на попечение органа опеки и попечительства (п.2 ст. 68 СК РФ).

Поэтому надо признать, что в случае защиты несовершеннолетним родителем своих родительских прав, суду надлежит установить, может ли он в силу своей

Семейное право: 3-е изд пер и доп: учебник / под ред. Антокольской М.В. М., 2015. С. 219.

Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. № 7. физиологической или правовой незрелости обеспечить надлежащее воспитание своего ребенка. Если нет, то органу опеки и попечительства предстоит решить вопрос о дальнейшем устройстве ребенка несовершеннолетнего родителя.

4. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей (п. 1 ст. 65 СК РФ) Следует согласиться с мнением Ю. Г. Долгова о том, что интерес в семейном праве представляет собой «способ удовлетворения имущественных и личных неимущественных потребностей субъекта семейных правоотношений». 1

В разные периоды развития права понятие «интересы детей» серьезно меняется. Под интересами детей в советский период следовало понимать формирование классового отношения к действительности, воспитания у детей коммунистического мировоззрения, патриотизма, коммунистического отношения к труду. Кроме того, под интересами детей понималось наклонностей ребенка, его стремления и особенности развития. 2

14 стр., 6577 слов

Адаптация детей-сирот в приемной семье

... адаптации в современной социологии; изучить особенности адаптации детей-сирот в приемной семье; раскрыть этапы адаптации ребенка в приемной семье. Объект исследования - приемные дети. Предмет исследования - процесс адаптации ребенка в приемной семье. Теоретическая значимость состоит в том, что актуальная социально-психологическая проблематика, находящаяся на стыке социальной ...

В рамках очередного этапа социально- экономического развития РФ в 2012 году была разработан и принят Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы». 3 Основными проблемами в сфере детства названы в числе других: недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка, неравенство между субъектами РФ в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей, отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.

Долгов Ю. Г. Охраняемые законом интересы супругов, родителей и несовершеннолетних детей в семейном праве Российской Федерации. Автореф. дис. … канд. юрид. работ. М., 2004. С. 12.

Белякова А.М., Ворожейкин Е.М. Советское семейное право: учебник. М., 1974. С.

3

Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 23. Ст. 2994.

«Интересы детей» – понятие белее широкое, чем понятие «права детей». Очевидно, что простое перечисление и характеристика конкретных прав ребенка не может вместить в себя то многообразие общественных отношений, в которые может вступать ребенок. Именно для этого необходимо более емкое понятие, способное обеспечить реализацию прав несовершеннолетних детей. Именно таким обобщающим понятием и является понятие «интерес».

Важно заметить, что несовершеннолетний родитель является еще ребенком. И у него есть право на приоритет его интересов, но этот приоритет действует в отношении родителей несовершеннолетнего родителя, а не как его собственного ребенка.

Далее рассмотрим особенности реализации несовершеннолетними

родителями своих прав и обязанностей

2.ОСОБЕННОСТИ!РЕАЛИЗАЦИИ!НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

РОДИТЕЛЯМИ СВОИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ

Несовершеннолетних родителей, не состоящих в браке, по достижении ими возраста шестнадцати лет и несовершеннолетних родителей, состоящих в браке, независимо от возраста закон наделяет полным объемом родительских прав, в отличие от несовершеннолетних родителей, не состоящих в браке, до достижения ими возраста шестнадцати лет.

Наличие брака у несовершеннолетнего родителя имеет для него определенное значение, что связано с автоматическим приобретением таким родителем гражданской дееспособности (п.2 ст.21 ГК РФ) и гражданской процессуальной дееспособности (п. 2 ст. 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (в ред. от 19.12.2016)1(далее по тексту – ГПК РФ).

Следовательно, положение несовершеннолетнего родителя, состоящего в браке, более выгодно по сравнению с родителем в нем не состоящем.

Как отмечает Поссе Е. А. семейное законодательство регулирует далеко не весь комплекс связей, существующий в реальной жизни межд родителями и детьми; оно наделяет их лишь такими правами и обязанностями, которые «призваны обеспечить удовлетворение наиболее существенных интересов участников родительского правоотношения и общества».2

Среди ученых юристов нет единого мнения в понимании природы родительских прав. Так, А. И. Пергамент писала, что «в тех случаях, когда закон говорит о «родительских правах» под этим термином понимается не вся совокупность возникших прав и обязанностей, а право на личное воспитание ребенка и вытекающие из этого права правомочия». 3

31 стр., 15026 слов

Реферат защита имущественных прав несовершеннолетних

... виды прав несовершеннолетних: право ребенка жить и воспитываться в семье (ст. 54), право ребенка на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55), право ребенка на защиту (ст. 56), право ребенка выражать свое мнение (ст. 57), право ребенка ...

Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

Поссе Е. А., Фаддеева Т. А. Проблемы семейного права. Ленинград, 1976. С.72.

Пергамент А. И. Родительские права и обязанности. / СССР — Австрия: проблемы гражданского и семейного права. М., 1983. С.177.

Профессор Е. М. Ворожейкин считал иначе, говоря, что родительские правоотношения «относятся к числу сложных семейно-правовых отношений, включающих в себя различные по характеру права и обязанности». 1 Также отмечал, что они могут быть разбиты на несколько групп: права и обязанности по материальному содержанию, права и обязанности по воспитанию, иные права и обязанности родителей и детей.

Профессор Г. К. Матвеев, раскрывая содержание личных неимущественных прав и обязанностей родителей, наравне с правом и обязанностью родителей воспитывать своих детей, выделял и другие права родителей, в частности, право и обязанность определять лично-правово статус детей, право и обязанность родителей представлять своих детей, право и обязанность родителей определять местожительство своих детей и истребовать их от всех лиц, незаконно удерживающих чужих детей. 2

Л. М. Пчелинцева следующим образом классифицирует содержание родительских прав:

  • права и обязанности по воспитанию и образованию детей (одновременно автор выделяет ряд правомочий в сфере образования несовершеннолетних);
  • права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей;
  • право родителей на защиту родительских прав;
  • право родителей давать ребенку имя и изменять его до достижения ребенком четырнадцати лет.3

Профессор A. M. Нечаева приводит достаточно широкий перечень родительских прав, 4 а именно право на воспитание своих детей и заботу об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии; право требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его

Ворожейкин Е. М. Семейные правоотношения в СССР. М., 1972. С. 178.

Матвеев Г. К. Советское семейное право. М., 1978. С. 164.

Пчелинцева Л. М. Семейное право России. Учебник. Гриф МО // под ред. Л.М. Пчелинцевой. М., 2014. С. 301-316.

Семейное право: 7-е изд пер и доп: учебник для академического бакалавриата / под ред. Нечаевой A.M. М., 2016. С. 128. у себя не на основании закона или судебного решения; право на общение с ребенком, участие в его воспитании, если он проживает с другим родителем; право отдельно проживающего родителя участвовать в воспитании ребенка в любой форме; право родителя, не проживающего вместе с ребенком, на получение информации о несовершеннолетнем из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и др.; право родителя на выбор образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования.

Рассматривая вопрос о родительских правах и обязанностях, можно выделить всего два личных неимущественных права и две личные неимущественные обязанности родителей.

1. Право и обязанность родителей по воспитанию детей;

2. Право и обязанность родителей по защите прав и интересов своих детей.

Права и обязанности для субъектов родительского правоотношения возникают с момента рождения ребенка. Нельзя «отложить» их наступление, отсрочить, перенести на другое время и т.д. Все права и обязанности характеризуются как первоначальные. Их возникновение не связано с преемственностью от каких-либо других лиц, организаций. «Не допускается обмен ими, безвозмездная или безвозмездная уступка другим лицам или отчуждение в какой-либо иной форме». 1

35 стр., 17375 слов

Гражданско-правовое положение несовершеннолетних граждан в Российской Федерации

... несовершеннолетними. Наиболее значимыми для своей дипломной работы считаю работы: С. Сорокина "Конвенция ООН о правах ребенка", в которой автор рассматривает проблемы правового положения несовершеннолетних в России с точки зрения международного права и статья этого же автора "Имущественные права ребенка", в ...

Обязанность по воспитанию означает, что родители обязаны осуществлять воспитание своего ребенка, заботиться о его здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии. Так определяет законодатель основную родительскую обязанность в п.1 ст. 63 СК РФ. Могут ли несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, по достижению шестнадцати лет или состоящие в браке независимо от возраста выполнять эту обязанность? Ведь для того чтобы надлежащим образом осуществлять воспитание, заботиться о здоровье детей, необходимо самому обладать

Ворожейкин Е. М. Семейные правоотношения в СССР. М., 1972. С.178-179. определенной зрелостью, позволяющей адекватно оценивать желательно одобряемое поведение. К тому же «уровень психологической и социальной зрелости не зависит от состояния в браке. Скорее он определяется возрастом субъекта и его индивидуальным уровнем развития». 1

Как верно указывает М.Е. Шадонова, «вступление несовершеннолетнего в брак совершенно не доказывает достижение им предполагаемого законом уровня интеллектуальной зрелости и способности к качественному волеобразованию». 2 Уважительными причинами, дающими основание для снижения брачного возраста, автор отмечает, например, беременность или рождение ребенка, хотя, на наш взгляд, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что несовершеннолетние еще не вполне способны осознавать свои интересы, отдавать отчет в своих действиях и в достаточной степени руководить ими.

Об индивидуальном подходе к достижению психологической зрелости указывает и A. C. Дрогунова. Согласно исследованиям психологов социальная зрелость «определяется как возможность юноши и девушки самостоятельно решать свою судьбу — выбирать профессию, место учебы, работы, принимать решение о браке без согласия родителей». 3 Разрыв между биологической (половой) и социальной зрелостью составляет 7-9 лет.

Психологическая зрелость человека означает сознательную регуляцию собственного поведения человека как личности. Психологическая зрелость может не совпадать с социальной зрелостью, а наступать значительно позже, оценить ее сложнее.4

Гражданское право. Часть первая. 2-е изд. / под ред. Калпина А. Г., Масляева А. И. М., 2002. С.75-77.

Шадонова М. Е. Ограничение гражданской дееспособности несовершеннолетних как превентивная мера защиты / Защита прав ребенка в современной России. М., 2005. С.63.

Дрогунова А. С. Несовершеннолетний как субъект предпринимательской деятельности // Юридический аналитический журнал. 2003. №1. С. 38-44.

Гражданское право. Часть первая. 2-е изд. / под ред. Калпина А. Г., Масляева А. И. М., 2002. С.75-77.

Современное семейное законодательство предоставляет субъектам Федерации право самим определять порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет (ст.ст. 3,13 CK РФ).

Во многих областях приняты подобные нормативные акты, например в Новгородской («О порядке и условиях вступления в брак на территории области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет» Закон Новгородской области от 02.02.2009 № 465-ОЗ (в ред. от от 25.04.2014),1 Московской («О порядке и условиях вступления в брак на территории Московской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет» Закон Московской области от 30.04.2008 № 61/2008-ОЗ (в ред. от 15.07.2015),2 Калужской областях («О порядке и условиях вступления в брак на территории Калужской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет» Закон Калужской области № 10-ОЗ от 06.06.1997) 3 и других субъектах Федерации.

В современной России уже стало практикой вступление в брак в 15 лет, а в некоторых субъектах и в 14 лет, например, в Московской области и других. Причем в субъектах Российской Федерации, установлен минимальный возраст, до достижении которого, при наличии особых обстоятельств, возможно получить разрешение на вступление в брак, в основном не моложе 14 лет.

Установление порядка и условий вступления в брак лиц, не достигших шестнадцати лет, не может быть расценена как пропаганда ранних браков и вступления подростков в сексуальные отношения. Эти нормы призваны упорядочить процедуру вступления в брак.

Кроме того установление данных положений призвано обеспечить принципы приоритета семейного воспитания детей, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи (ст.1 СК РФ), обеспечить защиту семьи,

Новгородские ведомости.2009. № 3.

Ежедневные Новости. Подмосковье. 2008. № 96.

Весть. 1997. №135. материнства и детства (с. 38 Конституции РФ).

Мотивом подобного возрастного снижения служит забота о молодой матери, о том, чтобы она не осталось одна с ребенком на руках, чтобы ребенок появился в законном союзе. Идея сама по себе гуманная и разумная. Но такая несовершеннолетняя мать, ставшая «взрослой», дееспособной в силу специального указания закона, зачастую не может самостоятельно достойно воспитать ребенка.

Именно родители согласно ст. 44 закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 01.05.2017)1 (далее по тексту – «Об образовании в РФ») являются первыми педагогами, они «обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Представляется, что несовершеннолетние родители, являясь сами детьми, вряд ли способны в полной мере выполнить эту обязанность. Кроме этого, несовершеннолетние родители зачастую просто не могут прокормить своего ребенка. «Молодые люди в лучшем случае могут рассчитывать на неквалифицированный, малооплачиваемый и непрестижный труд, зачастую временный». 2 В настоящее время поддержку материнства и детства со стороны государства ощутимой назвать нельзя: небольшие пособия не везде выплачиваются, денег либо не хватает, либо они не доходят до адресатов.

Ситуация обостряется, если мать из неблагополучной семьи, где ее некому поддержать, а новоиспеченный отец является представителем той же возрастной группы и не может или не хочет ей и ребенку оказывать необходимую помощь. Л.Б. Максимович указывает, что беременная девочка подросток не способна «к самостоятельному принятию решения, поскольку оказалась в нетипичной для ее возраста ситуации, усугубленной отсутствием

Собрание законодательства РФ.2012. № 53 (ч. 1).

Ст. 7598.

Чиганова С.Д. Социальные и психологические аспекты включения подростков в трудовую деятельность. / Ученые записки Юридического института Красноярского государственного университета: Вып.1: По итогам научно-практической конференции посвященной памяти профессора В.П. Шахматова / отв. ред. Т.В. Сахнова. Красноярск, 2001. С. 552. необходимого жизненного опыта и умения противостоять чужому давлению», 1 обычно находится в состоянии растерянности и страха.

Однако нельзя утверждать, что все несовершеннолетние родители не могут надлежащим образом заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Все зависит от возраста несовершеннолетних родителей, уровня их умственного, эмоционального развития, наличия помощи родственников и т.п. Кроме этого, следует признать, что несовершеннолетняя мать в четырнадцать лет и мать в семнадцать лет по сути два принципиально разных субъекта, с принципиально разным уровнем развития, поскольку в этом возрасте трехлетняя разница в возрасте имеет существенное значение.

В случае раздельного проживания родителя и ребенка обязанности по воспитанию остаются, но утрачивается возможность каждодневно, ежечасно лично воспитывать своего ребенка. Право родителей на преимущественное воспитание своего ребенка перед всеми другими лицами как отмечает Максимович Л. Б. «трансформируется в право на общение с ребенком, право на участие в его воспитании, решение вопросов получения им образования».

Никаких ограничений закон для осуществления прав отдельно проживающим несовершеннолетним родителем не содержит. Если же такой родитель в силу своей возрастной психологической незрелости может пагубно влиять на ребенка, применим п.1 ст. 66 СК РФ, где говориться, что «родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию». Таким образом, в целях защиты прав и интересов детей несовершеннолетних родителей, им, как и другим родителям, нарушающим права ребенка, могут отказать в общении.

Максимович Л. Б. Злоупотребление правом и семейные отношения // Закон. 2005. № 10. С. 30-37.

Следующим правомочием права и обязанности по воспитанию является право и обязанность родителей по выбору образовательного учреждения и формы обучения детей. Причем обязанность родителей перед детьми заключается в обеспечении получения детьми основного общего образования.

Право родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения детей вытекает из приоритета родительских прав. Иначе говоря, именно родители, а не какие другие лица вправе осуществлять подобный выбор. При этом они должны обязательно в соответствии с п.2 ст.63, ст. 57 СК РФ учитывать мнение ребенка.

Принятие решения о выборе образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования может иметь важное значение для дальнейшей судьбы ребенка. Именно в первые годы жизни ребенка формируются основные черты его характера, закладывается база для его интеллектуального развития.

Другим основополагающим правом и обязанностью родителей является их право и обязанность по защите прав и интересов своих детей.

Право по защите прав и интересов детей так же вытекает из преимущественного характера родительских прав и означает, что именно родитель, а не какое другое лицо, вправе выбирать способ, место, время защиты прав и интересов детей. Именно родитель является законным представителем ребенка и «выступает в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий» (п.1 ст. 64 СК РФ).

Кроме того, п.2 ст. 64 СК РФ предусматривает исключение из указанного правила: «родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия». В этом случае орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Было бы неверно перекладывать на плечи юных родителей, которые и так де-факто оказались в тяжелой жизненной ситуации, еще и груз решения проблем по защите прав их ребенка. Причем это относится как к несовершеннолетним родителям не состоящим в браке, после достижения ими возраста шестнадцати лет и состоящим в браке, независимо от возраста, поскольку вступление в брак само по себе не влияет на уровень психической, эмоциональной, интеллектуальной зрелости. Тем более это очевидно, если речь идет о защите прав и интересов ребенка в суде или других государственных учреждениях. Несовершеннолетние родители, как правило, из неблагополучных семей, малообеспеченные, юридически неграмотные. И как следствие, они свои интересы зачастую не могут отстоять, а закон их обязывает защищать интересы своего собственного ребенка.

Федеральный закон от 30.12.2015 № 457-ФЗ «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и статью 256 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»1 уточнил п. 2 ст. 62 Семейного кодекса РФ указав, что до достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет их ребенку назначается опекун, который осуществляет его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка. Ранее данная норма содержала диспозитивный характер, которая предусматривала лишь возможность назначения ребенку несовершеннолетнего родителя опекуна.

Не исключена ситуация, когда несовершеннолетний родитель способен самостоятельно осуществлять надлежащее воспитание своего ребенка, но при этом выполнять свои функции по защите прав и интересов ребенка надлежащим образом он не может. В таком случае следует уточнить п. 2 ст. 62 Семейного кодекса РФ указав, что в случае, если несовершеннолетний родитель до достижения им возраста восемнадцати лет не в состоянии представлять интересы детей и осуществлять надлежащую защиту их

Собрание законодательства РФ.2016. № 1 (часть I).

Ст. 77. законных прав и интересов, орган опеки и попечительства обязан назначить опекуна для защиты прав и интересов детей.

2) Личные неимущественные права несовершеннолетних родителей, не состоящих в браке до достижения ими возраста шестнадцати лет.

Родительские права несовершеннолетних родителей, не состоящих в браке, до достижения ими возраста шестнадцати лет установлены п.1 ст. 62. СК РФ. К ним относятся:

1. право на совместное проживание с ребенком;

2. право на участие в его воспитании.

Данный объем прав является усеченным по сравнению с объемом родительских прав, установленных для несовершеннолетних родителей, не состоящих в браке, по достижении ими возраста шестнадцати лет и несовершеннолетних родителей, состоящих в браке, независимо от возраста.

Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке до достижении ими возраста шестнадцати лет, обладают прежде всего правом на совместное проживание со своим ребенком.

Семейный кодекс, раскрывая содержание родительских прав и обязанностей (ст.ст.63-68 СК РФ), не предусматривает самостоятельного права родителей на совместное проживание с ребенком. Данное право является усеченным вариантом правомочия на личное воспитание ребенка, которое содержится в праве и обязанности родителей по воспитанию своих детей.

Право несовершеннолетнего родителя на совместное проживание с ребенком тесно связано с правом ребенка жить и воспитываться в семье. «При этом имеется ввиду, прежде всего, собственная семья, которую образуют родители и дети».1

Право детей жить и воспитываться в семье обеспечивается рядом правовых норм. Прежде всего, это Конвенция о правах ребенка, которая в п.

Комментарии к семейному кодексу Российской Федерации / под редакцией И.М. Кузнецовой. Изд. 2-е. 2000. С. 191. 1 ст.9 установила: «государства — участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка».

Согласно п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет признается место жительства их законных представителей.

Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (в ред. от 31 янв. 2016 г.) 1 (далее по тексту – ЖК РФ) в п.1 ст. 70 установил, что «на вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя». Распространяется данное правило на вселение детей в помещение, используемое по договору социального найма. Аналогичное предписание имеется в п.1 ст.679 ГК РФ, касающейся вселения несовершеннолетних детей к родителям, использующим жилое помещение по договору коммерческого найма.

Право несовершеннолетних родителей на участие в воспитании своего ребенка также является усеченным вариантом права родителей на воспитание.

Применительно к несовершеннолетним родителям право на участие в воспитании означает, что какому бы субъекту в силу закона не принадлежало право на воспитание ребенка несовершеннолетнего родителя, он (законный представитель ребенка) обязан предоставить несовершеннолетнему родителю возможность участвовать в воспитании своего ребенка. На наш взгляд, законный представитель ребенка несовершеннолетнего родителя не просто должен не препятствовать общению несовершеннолетнего родителя и его ребенка, а всячески содействовать, помогать такому родителю в выборе форм, методов, места и времени осуществления воспитательных мер.

Собрание законодательства РФ.2005. № 1 (часть 1).

Ст. 14.

Представляется, что законный представитель ребенка несовершеннолетнего родителя должен учитывать мнение несовершеннолетнего родителя при выборе вариантов воспитательного воздействия на ребенка, выборе для ребенка дошкольного образовательного учреждения, различных специализированных занятий (по рисованию, музыке, танцам и т.д.).

Право на воспитание является основным правом родителей и состоит из ряда правомочий. Несовершеннолетний родитель имеет право реализовывать все имеющиеся правомочия права на воспитание, но только с условием, что он это делает не самостоятельно, а совместно с законным представителем ребенка.

Законодатель, характеризуя правовое положение несовершеннолетних родителей, говорит в п. 1 ст. 62 СК РФ о наличии у них только родительских прав, и не указывает на наличие у них родительских обязанностей.

Скорее всего, это сделано сознательно, чтобы подчеркнуть, что несовершеннолетний родитель до достижения возраста шестнадцати лет, не обладающий семейной дееспособностью в полном объеме, не имеет родительских обязанностей по отношению к детям.

В связи с этим рассмотрим правоприменительную практику по делам, касающихся исоплненим родителей своих обязанностей.

АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Как таковой судебной практики по делам , связанным с установлением прав несовершеннолетних родителей в открытом доступе практически нет. Как правило, в спорах несовершеннолетние родители участвую только как непосредственно несовершеннолетние и их законные права отстаиваются именно в этом контексте. Процессуальное законодательство не выделяет в обособленный объект несовершеннолетних родителей. Все дела с их участием рассматриваются в контексте общеприменительных норм.

Рождение ребенка у несовершеннолетних явление достаточно редкое и резонансное, поэтому родители (официальные представители) несовершеннолетних стараются подобный факт не придавать общественной огласке. С этим связано практически отсутствие судебной практики по делам, связанным с несовершеннолетними родителями.

Согласно Семейному кодексу России родители, не достигшие совершеннолетия, в любом возрасте могут:

  • признать и оспорить свое материнство или отцовство наравне со всеми;
  • потребовать по достижении 14 лет установить отцовство относительно своих детей в судебном порядке.

Как правило, когда несовершеннолетние становятся родителями, все решения за них принимают их родители или официальные опекуны. И даже над ребенком несовершеннолетних родителей органами опеки назначается опекун или попечитель, так как несоверешннолетние родители не в полной мере осознают меру своей ответственности в связи с рождением ребенка и не имеют возможности полноценно заботится о нем. Достигая установленного возраста, позволяющего заявить о своих правах, предоставленных им законодательством, они , тем не менее, психичсеки и психологически еще являются детьми и поэтому не используют это право. По достижению совершеннолетия, заявляя свои прав на ребенка, устанвление или оспаривание отцовста, они уже не явлются несовершеннолетними родителями.

Положения СК РФ относительно содержания родительских прав, их защиты, лишения или ограничения, а также об отобрании у родителей ребенка, если есть непосредственно угроза жизни или здоровью малыша, распространяются также и на несовершеннолетних родителей. Кроме того, по российскому законодательству несовершеннолетние родители могут проживать вместе с ребенком; воспитывать его вместе с другими лицами, помогающими в данном процессе; могут защищать свои права в случае их нарушения. Наряду с этим несовершеннолетних родителей также могут лишить родительских прав или ограничить их. Однако они могут подать прошение о восстановлении родительских прав.

При рождении ребенка несовершеннолетними родителями, не состоящими в браке, они обладают лишь тем объемом дееспособности, который предусмотрен соответственно для малолетних (ст. 28 ГК РФ) или для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. 1

Несовершеннолетний родитель имеет право на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании (ст. 62 СК РФ).

Очевидно, это возможно лишь для несовершеннолетних родителей, состоящих в браке и совместно проживающих. Если же в браке они не состоят, а отцовство было установлено в добровольном или в судебном порядке, право на совместное проживание с ребенком просто нельзя реализовать. Ибо у такого отца (по смыслу п. 1 ст. 62 СК РФ) не возникает право требовать вселения в жилище матери ребенка, проживающей с ним. Однако участвовать в воспитании ребенка несовершеннолетний отец не только вправе, но и обязан.

Если для ребенка проживание вместе с несовершеннолетними родителями будет представлять угрозу для жизни или здоровья (наркомания,

Беспалов Ю.Ф. Семейные правоотношения с участием ребенка // Семейное и жилищное право. 2015. № 1. С. 6. алкоголизм, токсикомания и т. п.), то у таких родителей ребенка необходимо отобрать (ст. 77 СК РФ).

Несовершеннолетних родителей следует также лишать родительских прав, если они злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с ребенком и т. п. (ст. 69 СК РФ).

Но в данном, конкретном случае, подобные дела так же не решаются в судебном порядке, так как вся забота о ребенке по умолчанию переходит к назанченному опекуну или попечителю, а несовершеннолетние родители попросту самоустраняются. Когда несовершеннолетний родитель повзрослеет, станет совершеннолетним, продемонстрирует себя зрелым человеком, способным воспитывать ребенка, его можно восстановить в родительских правах.

Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста 16 лет. До этого ребенку может быть назначен опекун, который будет осуществлять воспитание ребенка совместно с несовершеннолетними родителями. Разногласия между опекуном и несовершеннолетними родителями ребенка разрешаются органом опеки и попечительства. 1

По данному вопросу в Заключении Комитета по вопросам семьи, женщин и детей от 15.09.2015 № 3.6-5/118 «По проекту федерального закона № 806669-6 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в части устранения правовых пробелов и внутренних противоречий»2 предлагалась следующая формулировка:

Статьей 62 СК РФ регулируются права несовершеннолетних родителей. Однако действующая редакция пункта 2 статьи 62 СК РФ содержит право (а не обязанность) органов опеки и попечительства назначить опекуна ребенку несовершеннолетних родителей, не состоящих в браке и не достигших возраста шестнадцати лет. Такого рода формулировка приводит к тому, что данная норма зачастую не реализуется на практике.

Сегалова Е.А. Наследование членов семьи и ближайших родственников: история, практика, перспективы / Е.А. Сегалова // Государство и право. 2010. № 12. С. 55-63.

URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=138677#0 (дата обращения: 02.06.2017) Законопроектом предлагается возложить на органы опеки и попечительства обязанность назначать опекуна ребенку таких родителей, который будет являться его законным представителем и сможет защищать его права и законные интересы в компетентных органах.

Комитет Государственной Думы поддерживает принятие законопроекта, вместе с тем отмечает следующее.

Признавая необходимость внесения изменений в пункт 2 статьи 62 СК РФ об обязательном назначении опекуна ребенку несовершеннолетних родителей, не состоящих в браке и не достигших возраста шестнадцати лет, полагаем целесообразным установить преимущественное право родителей или иных близких родственников (бабушка, дедушка и др.) несовершеннолетних родителей быть назначенными опекунами такого ребенка.

В соответствии со статьей 4 Конвенции о правах ребенка на государство и органы опеки и попечительства возложены обязанности принимать все меры для защиты прав ребенка. Данной норме корреспондирует пункт 1 статьи 78 СК РФ, согласно которому при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, к участию в деле независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, должен быть привлечен орган опеки и попечительства. Статьи 70, 72 и 73 СК РФ предписывают обязательное участие прокурора, а также органа опеки и попечительства в рассмотрении дел о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав.

Закон предусматривает участие органа опеки и попечительства в рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, как в качестве стороны по делу (истца), так и в качестве государственного органа, компетентного дать заключение по существу спора (в соответствии с пунктом 1 статьи 34 ГК РФ, частью 1 статьи 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» с 1 января 2008 года органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации).

Участвуя в рассмотрении судом спора, связанного с воспитанием детей, орган опеки и попечительства обязан согласно пункту 2 статьи 78 СК РФ провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами.

Изучение судебной практики показало, что требование об обязательном привлечении органов опеки и попечительства к участию в делах, связанных с воспитанием детей, абсолютным большинством судов соблюдается. Между тем согласно справкам по материалам обобщения судебной практики Забайкальского краевого суда, Челябинского, Омского и Ленинградского областных судов имелись единичные случаи, когда это требование закона нарушалось, что является недопустимым.

Обобщение судебной практики также показало, что органы опеки и попечительства, участвующие в деле в качестве органа, дающего заключения по делу, нередко привлекаются судами в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

Представляется, что такая практика является неправильной по следующим основаниям.

В указанном случае в силу положений статьи 47 ГПК РФ органы опеки и попечительства относятся не к третьим лицам, а к лицам, участвующим в деле в качестве государственного органа, компетентного дать заключение по существу спора. Основанием их участия по делам по спорам о детях является интерес государства в правильном разрешении дел, имеющих важную социальную направленность, и защита интересов несовершеннолетних, не имеющих в большинстве случаев возможности самостоятельно участвовать в процессе и защищать свои интересы. При этом процессуальные права и обязанности органа опеки и попечительства, привлекаемого для дачи заключения по спору (статья 47 ГПК РФ), и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований (статья 43 ГПК РФ), являются различными.

Необходимо также отметить, что суды по-разному решали вопрос о том, какой орган опеки и попечительства следует привлекать к участию в деле, а также каким органом опеки и попечительства должно быть дано заключение по существу спора в тех случаях, когда один из родителей, претендующий на воспитание ребенка, имеет иное место жительства, чем другой родитель, с которым проживает ребенок (то есть у родителей разные места жительства).

Так, например, согласно справке по материалам обобщения судебной практики Краснодарского краевого суда и в Определение Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 18-КГПР16-1041 в указанной ситуации суды края, как правило, к участию в деле привлекали как орган опеки и попечительства по месту жительства истца, претендующего на воспитание ребенка, так и орган опеки и попечительства по месту жительства ответчика, с которым проживал ребенок (либо орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка в детском учреждении), которые давали заключения по существу спора, основанные как на представленном органом опеки и попечительства акте обследования условий жизни по месту проживания истца, претендующего на воспитание ребенка, так и на акте обследования условий жизни по месту жительства ответчика с ребенком.

Вместе с тем в практике судов Краснодарского края имели место и иные случаи: акт обследования условий жизни был представлен органом опеки и попечительства как по месту жительства истца, так и по месту жительства ответчика с ребенком, однако письменное заключение по существу спора дано только органом опеки и попечительства по месту жительства истца.

URL: http://www.zakonrf.info/suddoc/4e66d12a13be5da3e246512816339da7/(дата обращения: 02.06.2017).

По мнению Краснодарского краевого суда, письменное заключение по существу спора суду следует истребовать и у органа опеки и попечительства по месту жительства ответчика с ребенком.

Судебная практика по указанному вопросу в судах Алтайского края также была неоднозначна. Вместе с тем, как полагает Алтайский краевой суд, акты обследования условий жизни ребенка и лиц, претендующих на его воспитание, должны быть составлены органами опеки и попечительства по месту жительства каждого из этих лиц, однако, по мнению этого же суда, более целесообразным является привлечение судом к участию в деле органа опеки и попечительства по месту рассмотрения спора, который, исходя из представленных актов обследования и других доказательств, и должен дать заключение по существу спора.

Полагаем, что по данному вопросу следует придерживаться позиции, высказанной Калининградским областным судом, как наиболее согласующейся с положениями статьи 78 СК РФ и статьи 47 ГПК РФ.

Материалы обобщения судебной практики свидетельствуют о том, что представители органа опеки и попечительства, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, нередко не являются в судебное заседание, в нарушение части 1 статьи 167 ГПК РФ о причинах неявки суд не извещают, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие либо об отложении дела слушанием не представляют, что приводит к неоднократному отложению дел слушанием и, как следствие, к нарушению сроков рассмотрения гражданских дел, к несвоевременному восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних детей и других лиц, участвующих в деле.

Кроме того, зачастую органы опеки и попечительства просят рассмотреть дело без их участия, несмотря на то что одной из обязанностей, возложенных на эти органы федеральными законами, является защита прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних детей не только в случаях отсутствия родительского попечения (статья 121 СК РФ), но и в случаях проживания детей в семьях родителей или усыновителей (статья 56 СК РФ).

Суды, как правило, удовлетворяют такие ходатайства, однако в дальнейшем это нередкоприводит к необходимости отложения дела слушанием, поскольку в ходе судебного разбирательства возникают вопросы, разрешить которые без непосредственного участия в судебном заседании представителя органа опеки и попечительства не представляется возможным.

Обобщение судебной практики также показало, что органами опеки и попечительства нередко нарушаются сроки исполнения судебных поручений о проведении обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представления суду акта обследования и основанного на нем заключения по существу спора, однако суды зачастую оставляют эти факты без должного реагирования.

Встречаются случаи, когда заключение составляется органом опеки и попечительства формально и имеет поверхностный характер (оно не содержит данных, характеризующих отношения в семье между родителями, между ними и ребенком, личностные качества родителей, данных о привязанности ребенка к каждому из родителей, о результатах общения с несовершеннолетним, в нем отсутствует мнение органа опеки и попечительства о целесообразности либо нецелесообразности опроса ребенка в судебном заседании, а также мнение о том, может ли опрос в суде причинить ребенку психологическую травму и т.п.), а иногда и вовсе сведения, изложенные в заключении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Между тем таким заключениям суды не всегда дают должную оценку. 1

Имели место также случаи, когда в заключениях органов опеки и попечительства вывод по существу спора не делался, а оставлялся на усмотрение суда (это выявлено, в частности, при рассмотрении ряда дел Таганрогским городским судом Ростовской области).

Кроме того, согласно

Величкова О.И. Опека над детьми несовершеннолетних родителей // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 4. С. 46. справке по материалам обобщения Ростовского областного суда Константиновским районным судом в 2009 году было рассмотрено два дела при отсутствии акта обследования условий жизни ребенка и заключения органа опеки и попечительства. При этом суд исходил из того, что истцом по делу являлся орган опеки и попечительства, в связи с чем, по мнению суда, заключение по делу приобщать к делу необязательно. Между тем, как правильно указал Ростовский областной суд, такая позиция противоречит требованиям пункта 2 статьи 78 СК РФ.1

Встречаются случаи приобщения к материалам дела актов обследования условий жизни ребенка, составленных специалистами органа опеки и попечительства, не заверенных надлежащим образом. Однако такие доказательства, как недопустимые, не могут быть положены в основу решения суда. Кроме того, суды не всегда учитывают, что достаточность и полнота отраженных в актах и заключениях органа опеки и попечительства сведений, напрямую зависят от тех вопросов, которые суд ставит перед органом опеки и попечительства, поручая ему проведение по делу обследования условий жизни ребенка и лиц, претендующих на его воспитание, и составление заключения. Вместе с тем в выносимых судьями определениях названные вопросы иногда ставятся формально, без учета конкретных обстоятельств дела и заявленных исковых требований.

Ильина О.Ю. Постановления судов по семейно-правовым спорам в практике органов записи актов гражданского состояния // Семейное и жилищное право. 2015. № 2. С. 6.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема урока: Семейные правоотношения.

Занятие разработано для учащихся 11 классов общеобразовательной школы.

Программа: Обществознание

Форма занятия: урок.

Тип урока (если урок): комбинированный.

Цель урока: дать характеристику основ семейного права РФ и продолжить формирование способностей учащихся к выбору действий и поступков в морально-правовой ситуации в соответствии с нормами семейного законодательства и морали.

Задачи урока: формирование системы знаний семейного права; воспитание ответственного отношения к законам и нормам права вообще и семейного права в частности; развитие опыта и культуры правового поведения у обучающихся.

Обучающиеся должны знать, что: Семейный кодекс не допускает произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи; в Семейном кодексе запрещаются любые формы ограничения семейных прав и предусмотрена возможность граждан по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им семейными правами.

Обучающиеся должны уметь: объяснять назначение семьи; раскрывать правовые основы семейно-брачных отношений; аргументировать свои ответы; высказывать свою собственную точку зрения.

Основные понятия: семейное право, семья, брак, брачный договор, алименты, усыновление (удочерение), опека, попечительство.

План урока.

1.Организационный момент 3 мин.

2. Изложение нового материала 30 мин

3.3акрепление нового материала 8 мин.

4.Подведение итогов 2 мин.

5.Пояснение домашнего задания 2 мин.

Ход урока.

1. Приветствие.

2. Обычно говорят о правах детей, это понятно. В силу возраста, именно дети как наиболее незащищенная часть населения нуждается в особой защите. У нас другая немного задача. Все вы выросли и воспитываетесь в семье и должны понимать единство, гармоничность интересов родителей и детей.

«Родители продолжают жить в детях» (Ф.Ницше»), вы – наши дети, самое дорогое, что есть в нашей жизни. И достаточно хотя бы один раз побывать в доме ребенка или в интернате для детей, оставшихся без родителей, чтобы понять, какое счастье, когда родители у вас есть и они живы и здоровы.

С самых древних времен люди придавали особое значение взаимоотношениям в семье. В современном праве существует специальная отрасль, в рамках которой систематизированы нормы, регулирующие взаимоотношения супругов, родителей и детей. Это семейное право. Личная, семейная жизнь человека – особая область человеческих взаимоотношений. Понятно, что такие вещи, как любовь, привязанность, уважение друг к другу, семейные традиции не могут в полном объеме регулироваться нормами права. И все же, развитие семьи, ее благополучие настолько важны для стабильности общества и государства, что оно всегда стремиться регулировать семейные правоотношения.

Слайд: Семья и государство.

Правовые отношения в семье регулируются различными нормативными актами. Конституция относит семейное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Какой основной нормативно-правовой акт регулирует отношения в семье?

Семейный кодекс РФ, принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. Введен в действие с 1 марта 1996 г.

Имущественные отношения супругов родителей и детей, кроме Семейного кодекса регулируются Гражданским кодексом.

Но, конечно, существуют и международные нормы: Декларация и Конвенция о правах ребенка.

Откроем главу первую «Семейное законодательство». Статья 1.

Что говорится о целях семейного законодательства?

«Семья, материнство, отцовство и детство в РФ находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства в какие-либо дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав».

Почему же государство всегда стремилось регулировать семейные взаимоотношения?

Таблица ( на доске).

Что дает семья государству? Что дает семья человеку? Граждан Заботу Налогоплательщиков Защиту Защитников Понимание Трудовые ресурсы Поддержку Интеллектуальный потенциал Общение

Продолжение рода

Что же такое семья с юридической точки зрения? Слайд: понятие «семья».

Семья – основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, объединение людей, связанных общностью быта, взаимной помощью и взаимной ответственностью.

Семья – социальный институт, который характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующий взаимоотношения между супругами, родителями и детьми и другими родственниками, деятельность которого направлена на удовлетворение важнейших человеческих потребностей и выполнение важных функций.

Что такое брак? Как понимают кровное родство? Что такое усыновление?

Брак – добровольный равноправный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, порождающий взаимные права и обязанности супругов, заключенный в органах записи актов гражданского состояния.

Слово «брак» произошло от древнерусского слова «брачити» отбирать, выбирать хорошее, отклонять плохое. Закон предписывает юридический порядок заключения брака. Ни фактический, ни церковный брак не порождает правовых отношений между супругами.

При установлении отцовства, предусмотренном статьями 48-50 СК РФ, дети имеют такие же права по отношению к родителям и их родственникам, какие имеют дети, родившиеся от лиц, состоящих в браке между собой.

Слайд: Семейные правоотношения.

Правовые отношения

Брак: юридический и фактический

Основания возникновения семейных отношений:

  • зарегистрированный брак;
  • кровное родство;
  • усыновление.

Признаки:

  • общность быта;
  • взаимопомощь;
  • взаимная ответственность (права и обязанности).