Приобретение Российского гражданства и выход из него

Курсовая работа

33

Версия шаблона

1.1

Филиал

Новосибирский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Конституционное право России

Тема

Приобретение Российского гражданства и выход из него

Фамилия студента

Москалёва

Имя студента

Полина

Отчество студента

Викторовна

№ контракта

06000070102047

Гражданские отношения регулируются Конституцией Российской Федерации Российской Федерации. Конституция (1993).

Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004. — 48 с. ISBN 5-94087-223-9. и Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» Федеральный закон от 31.05.2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изм. от 04.12.2007 N 328-ФЗ)// СЗ РФ от 03.06.2002г., №22, ст.2031.// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс».- Посл. Обновление15.04.2009.., а также некоторыми подзаконными актами. Понятие гражданства сформулировано в ст.3 закона «О гражданстве Российской Федерации»: «гражданство РФ — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей». Правовая природа взаимоотношений человека с государством, формирующих отношения гражданства, выражается в юридическом оформлении этих отношений. Гражданство — правовое, а не просто фактическое состояние. Гражданские отношения напрямую не зависят от факта проживания человека в стране. Многие граждане России постоянно проживают за границей, и в состав населения России входят не только граждане, но и иностранные граждане и граждане без гражданства, постоянно проживающие на ее территории. Все эти категории людей составляют население страны, понятие которого характеризуется не как легальное, а как демографическое. Человек является гражданином государства не в силу своего проживания на территории, а в силу особых отношений, существующих между человеком и государством, которые составляют содержание гражданства. Государство в законе устанавливает причины, по которым то или иное лицо признано его гражданином, причины приобретения и прекращения гражданства, порядок принятия этих вопросов. Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Это паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, другой документ, содержащий сведения о гражданстве.

Государство регистрирует записи гражданского состояния, такие как рождение и смерть своего гражданина. Стабильность гражданских отношений заключается в их перманентном характере: обычно они длятся от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий их одностороннего разрешения государством.

Повышенный интерес юристов к проблемам института гражданства, особенностям его развития обусловлен важностью этого тематического направления для повседневной государственной правовой деятельности.

Во-первых, установление в Российской Федерации основополагающих традиций верховенства закона предполагает определенное и точное соблюдение общепризнанных мировых стандартов в области прав человека. Среди прочего немаловажное значение имеет право на гражданство, на его приобретение и изменение. Так положениями ст.15 Всеобщей декларации прав человека определено : «каждый человек имеет право на гражданство, никто не может быть произвольно лишен своего гражданства». С точки зрения международного права государство является определяющим критерием установления социального равенства индивидов, провозглашенного конституциями современных цивилизованных государств.

Во-вторых, актуальность выбранной темы во многом обусловлена ​​спецификой российской действительности. Незапланированные формы проявления некоторых политических и экономических процессов на территории Российской Федерации способствовали тому, что выезд российских граждан за ее пределы на постоянное жительство стал массовым и стабильным.

Задачи данной работы — провести комплексный анализ правовой природы и содержания российского гражданства, определить развитие этого института на основе изучения исторического опыта, современных нормативных актов.

Указанными целями обусловлены постановка и решение следующих задач:

  • исследовать понятие гражданства, его основные особенности и значение;
  • рассмотреть принципы гражданства и их влияние на содержание этого института;
  • исследовать основания и порядок приобретения и утраты российского гражданства.

российское гражданство юридическое правовое

В соответствии с. ч.2 ст.20 Закона о гражданстве от 1991г Бывшие граждане РСФСР, лишенные гражданства или утратившие его без их свободного волеизъявления, считаются восстановленными в гражданстве Российской Федерации.(в ред. Закона РФ от 17.06.93 N 5206-1).

Это положение в большей Федеральный закон от 1991г ч.2 ст.20 -В ред. Закона РФ от 17.06.93 N 5206-1. « Бывшие граждане РСФСР, лишенные гражданства или утратившие его без их свободного волеизъявления, считаются восстановленными в гражданстве Российской Федерации». // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс».- Посл. Обновление 15.04.2009.степени касается тех лиц, которые ранее на основе Указов Президиума Верховного Совета СССР лишались гражданства и выдворялись из СССР (в основном диссиденты).

В первоначальной редакции ч.2 ст.20 Закона о гражданстве от 1991г. говорилось, что указанные лица считаются восстановленными в гражданстве РФ, «если они не заявят о своем отказа от гражданства РФ». Эти слова были исключены Законом от 17 июня 1993г. Можно предположить, что по этой статье не было учтено мнение самих граждан. Однако существует положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства от 27 декабря 1993 года., в котором сказано, что для восстановления в гражданстве указанных лиц требуется их заявление и ряд других документов. Указ Президента от 24 октября 1994г. считает восстановленными в гражданстве РФ бывших граждан РСФСР, выехавших за пределы России до 6 февраля 1992г., утративших гражданство без их свободного волеизъявления и возвратившихся в Россию после 6 февраля 1993г. Указ Президента от 24 октября 1994г. «восстановленными в гражданстве РФ бывших граждан РСФСР, выехавших за пределы России до 6 февраля 1992г., утративших гражданство без их свободного волеизъявления и возвратившихся в Россию после 6 февраля 1993г. ». // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс».- Посл. Обновление 15.04.2009.

Остальным лицам, ранее имевшим гражданство РСФСР, гражданство может быть восстановлено по их просьбе. В отличие от регистрации восстановления гражданства (как и других случаев приобретения гражданства в порядке регистрации), осуществляемой в упрощенном порядке органами внутренних дел, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями России за границей, восстановление в гражданстве для лиц, не подпадающих под действие частей 1 и 2 ст.20 закона о гражданстве от 1991г., осуществляется Президентом РФ в порядке, установленном для приема в гражданство. При этом для восстановления гражданства бывшим гражданам СССР предусмотрена возможность облегчения условий приема (п. «а» ч.3 ст.19), а для бывших граждан РФ такой возможности не предусматривается.

При подаче заявления о восстановлении в гражданстве Российской Федерации на основании статьи 15 Федерального закона представляются документы, аналогичные документам , подаваемым с заявлением о приеме в гражданство, а также справка полномочного органа, подтверждающая выход заявителя из гражданства Российской Федерации или факт подачи в соответствии с ранее действовавшим законодательством Российской Федерации о гражданстве заявления о нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

1.4 Оптация

Коллективное предоставление гражданства — это предоставление гражданства населению любой территории в упрощенном порядке или предоставление гражданства мигрантам в упрощенном порядке.

Частным случаем предоставления группового гражданства является трансфер — переход населения территории из одного гражданства в другое в связи с переходом территории, на которой они проживают, из одного государства в другое.

Автоматический трансферт может вызывать возражения со стороны, какой либо части населения передаваемой территории, поэтому обычно он корректируется правом оптации (выбора гражданства), то есть фактически правом сохранения заинтересованными лицами прежнего гражданства.

Таким образом, гражданство РФ может быть приобретено путем выбора — оптации, при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международным договором РФ. Вариант как форма получения гражданства давно известен в нашем законодательстве. Оно может служить основанием как для приобретения, так и для утраты гражданства, поскольку человеку дается право свободно выйти из одного гражданства и приобрести другое. Оптация регулируется как внутренним законодательством, так и международными договорами и соглашениями , т.е. сама возможность выбора гражданства одного из двух государств вытекает из международно-правовой договоренности государств. Следует отметить, что при получении гражданства на этом основании решающее слово принадлежит самому человеку, а не государству. Закон о гражданстве предусматривает оптацию только при изменении Государственной границы РФ. В этом случае люди, проживающие на территории, сменившие государственную принадлежность, имеют право выбрать гражданство — вариант. При включении территории в состав РФ по общему правилу проживающие на ней лица приобретают гражданство РФ без ходатайства путем получения документа, подтверждающего гражданство РФ. При нежелании приобретать гражданство РФ лицо обращается с ходатайством в соответствующие государственные органы о прекращении гражданства РФ.

2. Прекращение гражданства

2.1 Общие положения

Согласно ст.18 ФЗ о гражданстве 2002г. основаниями для прекращения гражданства РФ являются:

1) выход из гражданства;

2) иные основания, предусмотренные данными: Федеральным законом или международным договором (т.е. отмена решения о приеме в гражданство, оптация).

Ранее, в годы советской власти, гражданство утрачивалось путем лишения со стороны государства. Следует сказать, что практика высылки граждан за пределы территории государства, имеет в нашей стране довольно долгую историю. Согласно Конституции РФ гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его, а также гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

В советский период высылка практиковалась иногда в отношении диссидентов. Наиболее известный случай такого рода — высылка А. И. Солженицына в 1974г. Иногда она носила завуалированный характер: какому-либо лицу разрешали выехать за границу, а затем во время нахождения его за рубежом его лишали гражданства и возможности возвращения на Родину. Лишение гражданства обычно предшествовало высылке. Делалось это для того, чтобы исключить возвращение высланного.

Согласно обычной норме международного права, государство обязано принять своего гражданина, находящегося за рубежом, если государство пребывания или какое-либо другое государство не желает оставлять его на своей территории. Лишение гражданства предотвращает возможность возникновения такой ситуации. Вместе с тем существует обычная норма международного права, запрещающая произвольное лишение гражданства. Впервые это положение было закреплено в статье 15 Всеобщей декларации прав человека.

Выдача (экстрадиция) лица одним государством другому производится по просьбе заинтересованного государства в связи с необходимостью проведения следствия в отношении данного лица, суда над ним или исполнения приговора.

Выдача осуществляется на основании международного договора либо по усмотрению государства, к которому обращена просьба о выдаче. В последнем случае, если выдача осуществляется, это делается на основании так называемой международной вежливости (хотя о какой вежливости может идти речь при выдаче преступника), а не правовой обязанности, вытекающей из договора. Как правило, имеются определенные ограничения выдачи, обусловленные международными договорами, обычаями и внутренними правилами того или иного государства. Нудненко Л.А. Конституционные права и свободы личности в России, — М.: Юридический центр Пресс, 2009 — С. 137..

Например, не подлежат выдаче лица, обвиняемые в совершении политических преступлений.

В принципе, государства могут допускать выдачу собственных граждан.

Однако, в законодательстве различных государств преобладает тенденция невыдачи собственных граждан, получившая отражение и в договорной практике.

Такая позиция России подтверждена и в Конституции РФ и в настоящем законе. Недопустимость выдачи российских граждан относится и к взаимоотношениям России с государствами, ранее входившими в состав СССР.

Правило невыдачи своих граждан ни в коем случае не должно рассматриваться как поощрение безнаказанности преступных действий. Государство, не выдавшее своего гражданина, который совершил преступление, судит его по своим законам.

2.2 Выход из гражданства

Выход из гражданства — это утрата гражданства на основании решения компетентных органов государства, выносимого по просьбе заинтересованного лица. Конституцией РФ лицам гарантируется право изменить свое гражданство. Это означает не только приобретение, но и выход из российского гражданства.

Изменение гражданства возможно только на основе свободного волеизъявления лица и не может быть актом односторонним, поскольку гражданство характеризуется взаимной связью ответственностью личности и государства. Васильева С. В., Виноградов В. А., Мазаев В. Д. Конституционное право России ,- М.: Эксмо, 2009 — С. 387.

Следует различать «выход из гражданства РФ» и «выезд из РФ»: можно выезжать из РФ, не заявляя о выходе, соответственно, можно ходатайствовать о выходе из гражданства, оставаясь на территории России. В соответствии с ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 18 июля 1996г. гражданину может быть временно ограничено право на выезд из РФ, например:

1) при призыве на военную службу — до ее окончания;

2) при задержании в качестве подозреваемого в совершении преступления или привлечении в качестве обвиняемого — до вступления решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

3) при осуждении за совершение преступления — до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от отбытия наказания;

4) при уклонении от исполнения обязательств, наложенных судом, — до исполнения обязательств либо достижения согласия сторонами;

  • при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям — на пять лет со дня последнего ознакомления с такими сведениями, в особых случаях — на десять лет;

5) при сообщении о себе заведомо ложных сведений при оформлении выездных документов — до решения вопроса органом, оформляющим такие документы.

Выезд из РФ для иностранного гражданина может быть органичен:

1) если он задержан по подозрению в совершении преступлении или привлечен в качестве обвиняемого — до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

2) если осужден за совершение преступления на территории РФ — до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от отбытия наказания;

3) в случае уклонения обязательств, наложенных судом, — до исполнения либо до достижения согласия сторонами;

4) в случае невыполнения обязательств по уплате налогов, предусмотренных законодательством РФ, — до выполнения этих обязательств.

При выходе из гражданства Российской Федерации на основании части первой статьи 19 Федерального закона лица, проживающего на территории Российской Федерации, вместе с заявлением представляется документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ему иного гражданства в случае выхода из гражданства Российской Федерации, а также документ налогового органа Российской Федерации об отсутствии задолженности по уплате налогов.

При выходе из гражданства Российской Федерации на основании части второй статьи 19 Федерального закона лица, проживающего на территории иностранного государства, вместе с заявлением представляются:

1) документ, подтверждающий разрешение полномочного органа иностранного государства на проживание в данном государстве (в случае отсутствия этих данных в паспорте заявителя);

2) документ о снятии с регистрационного учета по месту жительства в Российской Федерации (в случае отсутствия этих данных в паспорте заявителя);

3) документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления заявителю иного гражданства в случае его выхода из гражданства Российской Федерации;

4) документ налогового органа Российской Федерации (по последнему месту жительства заявителя на территории Российской Федерации) об отсутствии задолженности по уплате налогов.

При выходе из гражданства Российской Федерации на основании части третьей статьи 19 Федерального закона ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой — является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, вместе с заявлением обоих родителей или единственного родителя представляются:

1) свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка (при его наличии);

2) документ полномочного органа иностранного государства о наличии у ребенка иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ребенку иного гражданства в случае его выхода из гражданства Российской Федерации;

3) согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на прекращение гражданства Российской Федерации. Подлинность подписи ребенка удостоверяется нотариальной записью.

Должностное лицо обязано выяснить его мнение об изменении гражданства детей. Заявление родителей подписывается обоими родителями. В случае если один из родителей не может присутствовать при подаче заявления в полномочный орган, подпись этого родителя на заявлении должна быть удостоверена нотариальной записью.

При выходе из гражданства Российской Федерации одного из родителей, имеющих гражданство Российской Федерации, также представляется согласие другого родителя, сохраняющего гражданство Российской Федерации, на выход ребенка из гражданства Российской Федерации (при выходе из гражданства Российской Федерации на основании части пятой статьи 25 Федерального закона).

Такое согласие дается в произвольной форме. Подпись родителя, давшего согласие, удостоверяется нотариальной записью.

Выход из российского гражданства лица, проживающего на территории РФ, осуществляется с помощью личного обращения гражданина. При подаче заявления о выходе из гражданства необходимы документы, подтверждающие отсутствие не исполненных перед Россией обязательств (например, для граждан призывного возраста — справка из военкомата об отсутствии повестки о призыве на срочную службу).

При заявлении ходатайств о выходе из гражданства ребенка необходимы копии свидетельства о рождении, усыновлении, письменное согласие детей в возрасте от 14 до 18 лет на изменение гражданства и пр. Список документов, необходимых для выхода из гражданства, в каждом случае конкретизирован.

Если лицо, вышедшее из гражданства РФ и приобщенное к секретным сведениям, пожелает выехать с территории, Россия не сможет этому воспрепятствовать, так как ныне действующий закон о гражданстве не предусматривает оснований отклонений ходатайств о выходе из гражданства по соображениям государственных интересов. Конституция РФ также говорит о том, что гражданин РФ не может быть лишен права изменить свое гражданство.

Получается, что этим фактом могут быть нарушены интересы государства, не нарушая прав и свобод человека и гражданина. Регулирование противоречий между выходом из гражданства и государственной безопасностью осуществляет Международный пакт о гражданских и политических правах (1966г.) . Статья 12.2 Пакта предоставляет право каждому человеку покидать любую страну, включая свою, а в ст. 12.3 сказано, что «упомянутые выше права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения, или прав и свобод других, и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами».

Для граждан РФ, проживающих за пределами территории РФ, выход из гражданства также осуществляется с помощью личного обращения. Только для этих лиц предусматривается упрощенный порядок выхода из гражданства.

Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя. Российское гражданство ребенка может быть прекращено только при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства. Чиркин В. Е.. Конституционное право России — М.: Норма, 2009 — С. 219.

Гражданину РФ может быть отказано в выходе из российского гражданства, если он:

  • а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;
  • б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Данное условие, судя по всему, направлено на сокращение безгражданства, провозглашенное Европейкой конвенцией о гражданстве 1997г., подписанной Россией.

Основания, по которым может быть отказано в выходе из гражданства, соответствуют Конституции РФ (ч.3 ст.55) в части допустимости ограничения настоящим законом прав и свобод гражданина только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц и для обеспечения обороны страны. 10 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации — М.: Норма, 2009 — С. 149.

Отдельным пунктом закон предусматривал отказ в выходе из гражданства РФ, «если гражданин получил повестку о призыве на срочную или альтернативную службу».

Некоторыми республиками (законы Азербайджана, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана) предусмотрено особое основание для отказа в выходе из гражданства: если выход из гражданства противоречит интересам государственной безопасности республики. Законом о гражданстве от 2002г. предусмотрены возможности отклонения ходатайств о выходе из гражданства РФ по соображениям государственной безопасности. Однако данное основание все же в целом находится в рамках общепринятых норм международного права и демократических принципов правового государства.

2.3 Отмена решения по вопросам гражданства

Отмена решения о приеме в гражданство — действие компетентного должностного лица, направленное на прекращение ранее неправомерно возникших у лица, приобретшего гражданство РФ, прав и обязанностей вытекающих из этого гражданства . Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Следует отметить, что ранее действовавший закон о гражданстве предусматривал отмену решения только о приеме в гражданство. Сейчас законом предусмотрена также отмена решения о прекращении гражданства, которая производится при установлении в судебном порядке факта предоставления подложных документов или заведомо ложных сведений. Также, закон о гражданстве от 1991г. предусматривал отмену решений о приобретении гражданства, но не распространял отмену решений на супруга и детей лица, совершившего подлог документов или сообщившего ложные сведения, если их осведомленность не доказана. Сейчас же законом предусмотрена отмена решения в целом, без оговорок относительно супруга и детей.

Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение. Согласно Конституции РФ ст.89 п. «а», Президент РФ решает вопросы гражданства РФ. Таким образом, и отмена решений по вопросам гражданства должна относиться к его компетенции. Также, полномочными органами являются территориальные органы внутренних дел. Президент Российской Федерации вправе отменить решение по вопросам гражданства Российской Федерации, принятое другим полномочным органом. Если в порядке прохождения процедуры изменения гражданства у полномочных органов возникает сомнение в подлинности документов, либо в правдивости представленных сведений, они могут обратиться с заявлением в суд для решения вопроса в порядке уголовного (гражданского) производства.

Заключение утверждается (подписывается) руководителем соответствующего полномочного органа или лицом, исполняющим его обязанности, и вместе с решением суда приобщается к документам заявителя, на основании которых было вынесено первоначальное решение.

Лицо, в отношении которого отменено решение по вопросам гражданства Российской Федерации, информируется об этом полномочным органом в месячный срок со дня подписания заключения.

Копии заключения об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации и решения суда направляются полномочным органом соответственно в Министерство внутренних дел Российской Федерации и Министерство иностранных дел Российской Федерации для последующего информирования Комиссии и иных заинтересованных органов.

Сведения об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации вносятся в соответствующие электронные базы данных.

В случае отмены решения по вопросам гражданства Российской Федерации полномочный орган обязан принять меры к изъятию документов, выданных ранее в соответствии с этим решением.

При отмене решения о приобретении гражданства Российской Федерации лицу, проживающему на территории Российской Федерации, выдается вид на жительство лица без гражданства или вид на жительство иностранного гражданина.

При отмене решения о выходе из гражданства Российской Федерации у лица изымается справка о выходе из гражданства Российской Федерации и выдается паспорт гражданина Российской Федерации

Оптация также является одним из оснований прекращения российского гражданства.

Таким образом, можно сказать, что с принятием нового Закона «О гражданстве» в 2002г., ужесточились условия приобретения и прекращения гражданства. Надо сказать, что по оценкам специалистов действовавшее законодательство в области гражданства было весьма либеральным. Государство в законе устанавливает причины, по которым то или иное лицо признано его гражданином, причины приобретения и прекращения гражданства, порядок принятия этих вопросов. Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Это паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, другой документ, содержащий сведения о гражданстве.

Государство регистрирует записи гражданского состояния, такие как рождение и смерть своего гражданина. Стабильность гражданских отношений заключается в их перманентном характере: обычно они длятся от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий их одностороннего разрешения государством.

Так, возможность приобретения российского гражданства в порядке регистрации существенно облегчало прием в гражданство бывших граждан СССР и их родственников, а наличие института признания гражданства вообще освобождало значительную часть таких лиц от процедур, связанных с его приобретением. Принятие данного закона продиктовано, прежде всего, необходимостью приведения законодательства в этой сфере в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Конституция РФ также говорит о том, что гражданин РФ не может быть лишен права изменить свое гражданство.

Получается, что этим фактом могут быть нарушены интересы государства, не нарушая прав и свобод человека и гражданина. Существующий ранее закон о гражданстве 1992г за десятилетний период своего действия не претерпел существенных изменений ни в связи с подписанием Россией в 1997 г. Европейской конвенции о гражданстве, ни в связи с необходимостью учета сложившихся отношений между Россией и новыми независимыми государствами, образовавшимися в результате распада СССР.

На различных этапах исторического процесса в России специфическим образом видоизменяются составляющие правового статуса человека, такие как: общая правоспособность, основные права и свободы, обязанности и принципы правового положения индивидов. С течением времени неизменным остается предназначение института гражданства, юридическое содержание которого определяет характер отношений между государством и индивидом, а также порядок взаимодействия этих категорий субъектов. В глобальном плане современные социально-политические изменения способствовали возникновению серьёзных проблем и острых противоречий в системе российского гражданства. В силу этого совершенствование юридических основ института гражданства и механизмов правового регулирования отношений определяемых его содержанием, в настоящих условиях имеет для РФ особую значимость.

Следует отметить, что положения Федерального закона, касающиеся производства по делам о гражданстве, не являются принципиально новыми. В то же время они более четко по сравнению с ранее действовавшим законодательством регламентируют процедуру подачи и рассмотрения заявлений по вопросам гражданства, а также порядок принятия по ним решений. При этом впервые законом закрепляется норма, согласно которой формы заявлений, перечень указываемых в них сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения российского гражданства определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Эта норма представляется весьма важной, поскольку наличие акта Президента, которым практически в полном объеме должны быть регламентированы все необходимые процедуры, значительно сузит сферу ведомственного нормотворчества по вопросам гражданства Российской Федерации.

В ходе выполнения курсовой работы удалось:

  • исследовать понятие гражданства, его основные особенности и значение;
  • рассмотреть принципы гражданства и их влияние на содержание этого института;
  • исследовать основания и порядок приобретения и утраты российского гражданства.

№ п/п

Понятие

Определение

1.

Выход из гражданства

Добровольное прекращение гражданства, осуществляемое либо по ходатайству президента, либо в порядке регистрации органами внутренних дел

2.

Гражданство

Устойчивая правовая связь человека с государством, обусловливающая их взаимные права, обязанности и ответственность

3.

Защита прав и свобод

Недопущения правовыми и организационными методами и средствами нарушение прав и свобод человека или восстановление уже нарушенных

4.

Иностранный гражданин

Физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства

5.

Конституционные права и свободы человека и гражданина

Его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения или в силу гражданства, защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности

6.

Конституционный статус личности

Совокупность конституционно-правовых норм, закрепляющих положение человека в обществе, определяемое достигнутым уровнем экономического, социального, политического развития

7.

Оптация

Способ приобретения и прекращения гражданства при изменении государственной принадлежности территории

8.

Основные (конституционные ) обязанности человека и гражданина

Конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются к поведению любых лиц, находящихся на территории государства, либо только к поведению собственных граждан независимо от места их нахождения, в связи с необходимостью их участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан

9.

Признание гражданства

Способ приобретения гражданства, представляющий собой волевой акт государства, которым юридически закрепляется фактически существующее положение

10.

Сецессия

Выход из состава государства, какой либо части в одностороннем порядке, что ни одной конституцией мира, в том числе и РФ, не допускается

11.

Филиация

Приобретение гражданства по рождению на основе принципов “права крови”, т.е. с учетом гражданства родителей и “права почвы” т.е. в зависимости от места рождения

3. Федеральный закон РФ от 19 февраля 1 ст.1 1993г. «О беженцах» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».- Посл. Обновление15.04.2009.