Патриотическое воспитание

Курсовая работа

Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами перед Отечеством, его человеческое достоинство — силой его патриотизма. (Н.Г.Чернышевский)

Трансформация российского общества в 1990-е годы привела к коренным изменениям направлений общественного развития, что вызвало определенное расслоение общества, снижение уровня жизни и переориентацию ценностей в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, в результате распада единого многонационального государства СССР, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. В последнее время в российском обществе значительно выросли националистические настроения. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети сегодня оказываются вне образовательной среды, на улице, где они изучают суровые науки образования в сложных условиях. За последние десятилетия мы практически потеряли целые поколения, представители которых потенциально могли бы стать настоящими патриотами и достойными гражданами нашей страны.

Проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в значительном количестве учебных пособий, методических разработок, научных трудов педагогов-новаторов. В этом направлении работают И.А.Пашкович, Т.А.Касимова, Н.К.Беспятова, Буторина Т.С, Т.А.Орешкина и другие. В своих работах они попытались наряду с общими проблемами недостатков школьной программы отразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения на протяжении многовековой истории России. В частности, отмечается, что традиция патриотизма в России имеет глубокие корни. У россиян, как и у евразийцев, в сознании и менталитете общественность всегда преобладала над личным, патриотизм в России всегда понимался как готовность жертвовать личными интересами во благо Родины. Воспитание у молодежи патриотизма и чувства национальной гордости, национального достоинства было характерно для России на протяжении веков [5, с.243].

В русском этносе идея патриотизма всегда рассматривалась в широком диапазоне. Свидетельства о патриотизме встречаются в военно-исторических документах и летописях еще в XI в. Патриотизм носит личный характер и проявляется в преданности своему принцу и команде. В «Уставе ратных и пушечных дел» (1607-1621 гг.) патриотизм закреплялся законодательно и ставится выше всех ценностей и добродетелей. В начале 13 века идея государства возродилась; Главный принцип — «служить Отечеству и ближнему».

8 стр., 3774 слов

Ценности и нормы культуры

... они имеют язык, у них даже есть культурное многообразие, поскольку культуры отдельных популяций отличаются между ... о мире и передавать их от одного поколения к другому. Она выступает при этом ... определяет ее как совокупность знаний, верований, искусств, ценностей, законов, обычаев и других способностей и ... в конечном счете находится духовное начало - идеи, проекты и замыслы человека, воплощаемые им в ...

В XIX веке министром народного просвещения графом С. Уваров провозгласил формулу: «Православие, Самодержавие, Народность», которая символически отражала русскую национальную идею того времени. Первая мировая война, пробудившая патриотизм граждан Российской империи, дала толчок к формированию обновленного представления: «Верой, царем и отечеством». Патриотическая идея сохранилась в народе и после Октября 1917 года, но в смертельно опасной обстановке новой властью выдвигается лозунг «Социалистическое Отечество в опасности!»

Сила патриотизма нашего народа наиболее ярко проявилась в годы Великой Отечественной войны, война носила национальный характер. «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой!» — пели наши деды и прадеды, не щадившие жизни ради победы.

Объект исследования — патриотическое воспитание как составная часть педагогического процесса.

Цель исследования: обосновать теоретические подходы к содержанию патриотического воспитания школьников.

Задачи исследования:

  • Выявить теоретические основания развития патриотического воспитания в современной общеобразовательной школе
  • Выявить специфику патриотического воспитания и технологий учебной и внеучебной деятельности школьников с учетом их возрастных особенностей.

Патриотическое воспитание школьников выступает объединяющим и стимулирующим фактором повышения качества образования в целом.

Важность изучения системы патриотического воспитания школьников заключается в том, что именно в школе воспитание патриота своей страны считается одним из главных средств национального возрождения.

Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания в условиях современной школы, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип учащегося.

Глава 1. Исторический аспект патриотического воспитания

Проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения в духе любви к Отечеству и преданности Отечеству, законопослушных граждан государства всегда были в центре внимания ученых в истории развития человечества. Этой проблеме издавна великие философы и мастера уделяли большое внимание.

Так, в учении Конфуция, наряду с другими общечеловеческими ценностями, выделены и такие, как почитание старших, традиций, любовь к семье, народу, стране [14, с. 236].

В концепциях образования Древней Греции особенностью было рассмотрение человека только по отношению к нему с государством, а не к самому себе. Граждане небольших независимых рабовладельческих полисных государств не могли мыслить себя вне родины, которая гарантировала их существование, и поэтому высшей целью каждого гражданина и всего государства считалось благо полиса.

В трудах Перикла идеал человека — полноценный гражданин, который объединяет свои интересы с интересами государства, защищает этические основы полиса, выделяется высоким гражданским сознанием и богатством духовной культуры. Эти идеи нашли отражение и в драматических произведениях того времени.

12 стр., 5629 слов

Правовое воспитание

... Понятие правового воспитания и правосознания, их значение в современном обществе 1.1. Правовое воспитание и правовое обучение Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых ... первичного сообщения некоторых сведений об Отечестве, государстве, законах. Важно также сообщать о том, к кому школьники могут обратиться для своей ...

В трагедиях Эсхила «Персы», «Семеро из Фив», Эврипида «Финикиянка» и др. главным лейтмотивом было прославление патриотических чувств, поступков людей, осознающих себя единым целым с государством.

Сократ считал, что существуют универсальные и неизменные моральные концепции, которые человек должен стремиться понять, а также любовь к Отечеству.

Демокрит утверждал, что результатом воспитания должен быть нравственный человек, умеренный во всем, действующий в соответствии с общественным долгом.

Я.А. Коменский отметил, что одним из основных направлений воспитания должно быть воспитание в ребенке желания пользоваться его услугами как можно большего числа людей. Он писал в «Великой дидактике»: «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия» [8, с.159].

Л.И. Лепелетье в «Плане национального воспитания» отмечал, что дети должны воспитываться в духе трудолюбия и преданности отечеству [13,с.48].

Г. Кершенштейнер, развивая теорию школы труда, отмечал, что такая школа должна обучать детей служить сверстникам и государству, воспитывать людей, которые понимают и поддерживают цели государства, служат ему с благодарностью, уважая законы.

В российской науке также много исследований посвящено проблеме патриотического воспитания.

Основой своей духовной жизни выдающиеся учителя считали патриотизм, борьбу человека за процветание Отечества. Так, А.Н. Радищев заметил, что «настоящий мужчина и сын отечества — это одно и то же», он «если он уверен, что его смерть принесет силу и славу отечеству, то он не боится жертвовать своей жизнью». Раскрывая важные качества, которые по его мнению, должны быть присущи каждому человеку, он писал:» Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени отечества» [18, с.205].

А.П. Куницьн в «Наставлении воспитанникам» подчеркивал, что основными задачами воспитания молодого поколения должны быть: «водворить в сердце сына праотеческие добродетели, учинившие бессмертным целое поколение; даровать согражданам истинного соревнователя в общественных пользах»[11, с.141].

Важной задачей воспитательной работы образовательного учреждения он считал: «укрепить круг преподавания тех предметов, которые способствовали бы внушению… любви к вере и добродетели, любви к Отечеству»

Философ и педагог XIX века И.Ю. Ястребцов в работе «О системе наук, приличных в наше время детям…» подчеркивал, что у каждого человека есть свои обязанности, которые состоят в том, чтобы быть полезным человечеству, Отечеству и самому себе», причем, долг к Отечеству требует, «чтоб делиться с ним своими способностями…

Безумно жертвовать своими выгодами бесполезно для Отечества; еще безумнее жертвовать ими во вред ему». Определяя понятие «родина», ученый заметил, что «это не просто земля, на которой живет человек. это идея, которая развивается в религии, в языке, в науках, в обычаях людей, к которым принадлежит человек, и для физического благополучия которых определенная доля вод и земель с их животными, растениями и минеральные продукты нужны.

44 стр., 21861 слов

Нравственно-правове воспитание младших школьников

... формирования нравственно-правовой культуры учащихся начального звена» представлен анализ наблюдения внеклассной воспитательной работы в начальных, и составлены рекомендации по организации нравственно-правового воспитания в начальных классах. В заключении курсовой работы делаются ...

Сии произведения кроме физической пользы имеют еще и пользу нравственную, содействуя своим образом к развитию общей идеи народа; потому заключены сугубо в круге той симпатии, которая объемлет все принадлежащее Отечеству и все ему споспешествующее, все отечественное. Долг основывается не на одном только неопределительном расположении сердца, а на положительных началах рассудка» [17, с.230].

Рассматривая понятие «патриотизм», автор отмечает, что «патриотизм может быть столь же ложным или недостижимым, как и неуместная благотворительность. Между благотворительностью и патриотизмом много общего. Поддельная благотворительность — это подлая, подлая и поддельная любовь к родине, но и то, и другое необъяснимо облагораживают душу, когда они чисты».

Важность патриотического воспитания подчеркивал и другой русский ученый А.Ф. Афтонасьев, который считал, что воспитание должно приготовить человека для общества, для жизни в государстве, должно «возрастить и образовать в нем понятия, чувствования и волю по духу, законам и требованиям того общества, в котором человек будет жить, по обширности того поприща, на котором он предназначается действовать». К главным идеям, которые должны определять нравственное и умственное воспитание, он относил: » 1) чувство религиозного, 2) любви к прекрасному и истинному и 3) любви к отечественному, или национальному» .

К.Д. Ушинский, развивая принцип национальности в образовании, особо подчеркивал важность воспитания в любви детей к Родине, человечности, трудолюбию и ответственности.

При этом он отмечал огромное влияние труда на формирование личности: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [28, 160].

В.Г. Белинский также считал главной задачей нравственного воспитания развитие в детях чувства человеческого достоинства, патриотизма, гуманизма, любви к труду: «Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством… Любить свою родину — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому» [1, с.488].

После 1917 г. в России вопросы патриотического воспитания молодежи приобрели особую актуальность и новое содержание. Смена идеологии и определение целей коммунистического воспитания нашли отражение в трудах учителей того времени.

Многие государственные деятели, касаясь вопросов воспитания подрастающего поколения, подчеркивали важность развития у молодежи любви к Родине, советского патриотизма на основе знакомства детей с родной страной, с историей народа, его культурой, бытом и активного их участия в общественно-трудовой жизни страны.

Педагогические исследования проблемы патриотического воспитания советского периода многочисленны и разнообразны. В них раскрываются как теоретико-методологические аспекты (сущность понятия «патриотизм» и «советский патриотизм», его характеристики, пути и средства формирования и пр.), так и прикладные (различные направления патриотического воспитания: военно-патриотическое, воспитание на трудовых и боевых традициях советского народа, взаимосвязь патриотического, эстетического, трудового воспитания учащихся различного возраста и др.).

13 стр., 6222 слов

Особенности эстетического воспитания подростков

... говорить и о морально-нравственной функции эстетического воспитания. Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности . 1.2 Виды эстетического воспитания Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, ... воспитание учащихся в современной школе. Глава 1. Эстетическое воспитание 1.1 Понятие эстетического воспитания Эстетическое воспитание ...

А.С. Макаренко, рассматривая цели воспитания в советской школе, отмечал, что каждый воспитанник «должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом» [15,с.115]. При этом он подчеркнул, что патриотизм проявляется не только в героических поступках; настоящий патриот необходим не только для «героического освобождения», но и для долгой, мучительной, напряженной работы, часто очень тяжелой, неинтересной, грязной». Он считал, что школа должна воспитывать образованных людей, квалифицированных рабочих, людей с организаторскими способностями, дисциплинированных, веселых и жизнерадостных.

В 30-40 гг. вопросы патриотического воспитания освещались в работах В.В. Голубкова, В.А. Грузинской, О.М. Лобовой, В.А. Никольского, А.А. Озеровой, М.М. Сазоновой, Л.М. Фарбера и др.

Исследования по этому вопросу не прекращались во время Великой Отечественной войны. Так, в работе И.А. Каирова раскрыты возможности внеклассных занятий патриотического содержания, рефератов на патриотические темы, формы и методы воспитания патриотических чувств у студентов.

В период после Великой Отечественной войны проблема патриотического воспитания подрастающего поколения приобретает особое значение. Это связано с тем, что патриотические настроения особенно ярко проявляются в сложные периоды развития страны, трудности войны и период послевоенного восстановления привели к массовым проявлениям героизма и рабочего патриотизма советских людей. Эти проблемы были учтены в исследованиях учителей того времени, в которых были выявлены и обоснованы различные аспекты патриотического воспитания школьников. Однако следует отметить, что все проблемы решались на основе решений партии и правительства с учетом идей социализма и коммунизма.

Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания этого периода имеют работы В.А. Сухомлинского, считавшего, что школа должна прививать молодежи стремление к самоотверженному служению Отечеству, активной работе и общественной деятельности. Определяя советский патриотизм как «благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству» [2, с.187], В.А. Сухомлинский подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду для общества, как к патриотической деятельности, причем сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина.

Среди педагогических исследований, посвященных данной проблеме в 50-60 гг., выделяются работы И.С. Марьенко, М.А. Терентия, Ф.И. Хвалова. И.С. Мариенко дал глубокий теоретический анализ проблемы патриотического воспитания, практические рекомендации по формированию патриотического сознания учащихся во внеучебной деятельности, подтвердил единство патриотического сознания, чувств и поведения учащихся. Его выводы и рекомендации внесли значительный вклад в развитие основных направлений патриотического воспитания того времени.

5 стр., 2382 слов

О правах ребёнка« Азбука прав и ответственности правового воспитания ...

... формированию основ правовой культуры стала картина психологического склада ребёнка на пороге школы. К пяти годам складывается детское общество, основывающееся на совместной игре и продуктивной деятельности. ... этнического и социального происхождения, юридическое право на: воспитание, развитие, активное участие в жизни общества. Конвенция увязывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей и ...

  • 80 гг. характеризуются разработкой различных аспектов патриотического воспитания подрастающего поколения.

Авторы многочисленных исследований рассматривают проблемы взаимосвязи патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы, определения эффективности патриотического воспитания учащихся различного возраста, возможности различных видов деятельности учащихся в патриотическом воспитании, подготовки студентов педвуза к патриотическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы и др. (Ф.С. Савченко, Т.В. Страго, К.3. Сафиуллина, Л.А. Саклешина, В.И. Шахненко и др.).

Глава 2. Сущность, содержание, методы патриотического воспитания, .1 Понятие и аспекты патриотизма

Согласно толковым словарям, патриот (от греческого «земляк, соотечественник») — это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, действующий во имя Родины.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается стенами школы. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся [1, с.28].

Патриотизм включает в себя:

·чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

·уважительное отношение к языку своего народа;

·осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

·проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

·гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

·гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

·уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

·ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

·гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности [4, с.75].

Различают несколько уровней патриотизма:

·биологический, по определению Л.Н. Гумилева и других сторонников теории социально-демографического пространства, формируется на генетико-клеточном уровне под воздействием космического излучения на определенную территориально-географическую область.

18 стр., 8503 слов

«Права и обязанности учащихся учебных заведений»

... школы» и имели «равный доступ к образованию на всех уровнях». Цель работы – изучить права и обязанности учащихся ... в основной. 1.27. на перевод в выпускных классах на индивидуальный ... право, основанное на правоспособности, то есть способности иметь предусмотренные и гарантированные системой законодательства прав в области получения образования; личные конституционные права и обязанности обучающихся ...

·психологический уровень патриотизма формируется на основе второй сигнальной системы, описанной И.П. Павловым. Основные компоненты психологического патриотизма как базовой культуры формируются в процессе национального воспитания в раннем и среднем детстве.

·Социальный уровень патриотизма связан с гражданскими нормами бытия личности. Это письменные и неписаные нормы поведения, социальная этика, система координации и подчинения, выполнение условных ролей: индивид в обществе, его психологическая установка в рамках этих норм и роли как «его».

·Духовный уровень патриотизма связан с традиционными верованиями, сформированными неформальным мировоззрением.

Анализ философских, психологических, педагогических исследований, посвященных изучению различных аспектов патриотизма, позволяет определить его как сложное интегральное психологическое явление, которое включает в себя три аспекта: когнитивный (знания, представления); эмоциональный (отношение, чувства); поведенческий (готовность к действию, установка и непосредственное действие) [6, с.176].

2.2 Компоненты патриотизма

·Потребностно-мотивационный компонент патриотизма. Его формирование осуществляется прежде всего в системе учебных занятий, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации. Учебная программа по истории содержит обширный материал по этим темам. Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию у учащихся гражданственности и патриотизма. Познавая представление о Родине, испытывая чувство любви к ней, энтузиазм, тревогу за ее настоящее и будущее, ученик подтверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Благодаря патриотизму и героизму народных масс России удалось выйти из самых сложных ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам испытать и понять все положительное, что произошло в прошлом. Освоение учащимися идеи любви к Отечеству, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих нравственных норм — важнейший этап в формировании гражданского сознания, воспитании гражданина России. Это достигается тем, что идеи патриотизма раскрываются в уме и сердце ученика в ярких и эмоциональных образах, пробуждая в нем чувства сопереживания, благодарности отважным борцам за торжество истины и справедливости. При этом знание Родины должно вызывать не только гордость за ее достижения, но и тоску, тревогу, беспокойство о том, что все еще не так, как должно быть. История — это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина. Огромное эмоциональное влияние на возбуждение потребностно-мотивационной сферы учащихся оказывают идеи патриотизма, которые раскрываются в художественной прозе и воспеты в поэзии (стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, проза Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя, М. Шолохова, А. Твардовского и др.).

25 стр., 12483 слов

Юридическая деятельность в современном белорусском обществе

... факторов, способствующих формированию понятийного аппарата будущего юриста. Целью дипломного исследования является изучение особенностей осуществления юридической деятельности в современном ... юридической деятельности. Практическая ценность дипломного исследования заключается в определении направлений совершенствования юридической деятельности в Республики Беларусь. При написании дипломной работы ...

Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Участие в этой работе, если она отличается высокой содержательностью и красочностью, вызывает у учащихся чувство восхищения, стремление (потребность) подражать таким людям.

·Когнитивно-интеллектуальный компонент патриотизма. Этот компонент включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах человеческой деятельности. В этом плане широко используются возможности учебных занятий по всем предметам обучения, особенно по истории, литературе, русскому языку. Немало возможностей для этого имеется во внеклассной работе: беседы, доклады, лекции на патриотические темы, литературно-художественные гостиные, фольклорно-этнографические вечера, организация поисковой работы следопытов. Такая работа способствует осознанию учащимися конкретных патриотических проявлений и качеств личности.

·Эмоционально-чувственный компонент патриотизма. Этот компонент состоит из формирования у учащихся патриотических взглядов и убеждений. Устойчивость и зрелость морального сознания в вопросе патриотизма достигается только при условии, если знания учащихся приобретают характер взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения. Для воспитания патриотических взглядов и убеждений важно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна не только носить красочный и романтически приподнятый характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала, быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма. Большое значение имеет в данном компоненте патриотизма создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них начинает складываться своя внутренняя позиция.

·Поведенческий и волевой компоненты патриотизма это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Основным средством для решения этой важной и сложной задачи является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Сюда входят различные виды трудовой, спортивной и общественно полезной деятельности, туристско-краеведческая работа, историко-этнографические экспедиции, празднование историко-юбилейных дат, связи с воинскими частями, встречи с ветеранами.

22 стр., 10585 слов

Инквизиция — её формирование и устройство

... патриотическому долгу и научным убеждениям. Тема нашей курсовой работы «Инквизиция – её формирование и устройство». Хотя со времен инквизиции ... общую картину истории возникновения и деятельности инквизиции в Средние века, намного ... подсудно только своим духовным судам, которые не могли вынести ... бывший секретарь инквизиции двора Фердинанда; сановник – инспектор школ и каноник первосветительской ...

3 Нормативно-правовая база патриотического воспитания

К настоящему времени уже сформирована определенная нормативно-правовая база патриотического воспитания. Имеются постановление Совета Министров РСФСР № 253 от 14 мая 1991 года «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР», Закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13 марта 1995 года, Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» от 16 мая 1996 года, распоряжение Президента РФ «О создании общеобразовательных учреждений — кадетских школ (школ-интернатов) от 9 апреля 1997 года, обновленный Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года, утвержденная в марте 1998 года Концепция военно-патриотического воспитания и постановление Правительства РФ «О подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» от 31 декабря 1999 года.

Проблемы патриотического воспитания личности нашли отражение в нормативных документах Министерства образования РФ: государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (от 11.06.2005г. №422), а также подпрограмме МО РФ «Формирование условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи. Увековечение памяти защитников Отечества» в рамках федеральной целевой программы «Молодежь России» (2001-2005 годы), в которых определены понятие, содержание проблемы патриотического воспитания, цели и задачи, система программных мероприятий, механизмы реализации программы, что является основой организации деятельности с детьми [6, с.171].

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.

Глава 3. Специфика патриотического воспитания и технологии учебной и внеурочной деятельности школьников с учетом их возрастных особенностей

3.1 Направления работы по патриотическому воспитанию в современной школе

Первым и основным процессуальным пониманием патриотического воспитания детей в школе является его восприятие как воспитательного процесса на уровне всех составляющих компонентов целевого, субьект-объектного, содержательного, результативного. Патриотическое воспитание детей в современной школе направлено на формирование успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии человека как субъекта деятельности, как индивидуальности.

Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования на современном этапе можно определить следующие:

·Духовно-нравственное. Осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

·Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

·Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиций, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

·Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

·Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

·Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

·Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Особое значение в патриотическом воспитании имеет изучение подростками отечественной истории, в ходе которого происходит осмысление ими исторического опыта народа, формируется ценностное отношение к отечественной культуре, обусловливающее их гражданскую позицию, выбор направлений и способов самореализации в социальной практике [2, с.65].

3.2 Формы работы по патриотическому воспитанию детей в современной школе

Формирование патриотических качеств личности — это целенаправленный, специально организуемый процесс. Патриотические качества — это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение подростка в специфическую патриотическую деятельность [1, с.73].

Доказано, что применение активных форм и методов обучения и воспитания в их взаимосвязи и взаимообусловленности таких, как выразительное чтение, эвристическая беседа, эмоциональный рассказ, приведение положительного примера, обсуждение видеофильмов, реферирование, написание исторических сочинений, эссе, работа с мемуарами, биографиями, одновременно несколькими документами — развивают теоретическое мышление, умения и навыки работы с большим объемом информации, развивают историческую память; коллективные творческие дела, ролевые и тематические игры, — формируют опыт поведения, регуляции взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; разработка мультимедийных проектов, слайд-презентаций, — развивают толерантность, коммуникативные навыки, опыт ролевого взаимодействия. Данные формы и методы, дифференцированные с учетом возрастных особенностей подростков, их знаний и интересов воздействуют на чувства, волю, сознание, развивают творческую инициативу детей, их самостоятельность, обеспечивают эффективность и непрерывность патриотического воспитания в учебной и внеурочной деятельности.

3.3 Основные этапы реализации патриотического воспитания в современной школе

Основные этапы реализации патриотического воспитания в современной школе обусловлены динамикой личностного развития обучающихся.

·В 1-4-х классах дети осваивают такие патриотические идеи и ценности, как защита Отечества от иноземных захватчиков, идеи сплочения и укрепления России, ответственности за судьбу Родины.

·У учащиеся 5-8-х классов активизируются стремление к постижению окружающего мира и самоутверждению в процессе изучения таких идей и явлений как патриотический подъем народных сил в кризисные периоды истории Отечества, роль личности и народа в прогрессивном развитии страны, рост национального самосознания народа

·В 9-11-х классах у школьников активно развивается интеллектуальная сфера, предыдущий социальный опыт становится основой личной ответственности в принятии самостоятельных решений, самореализации, самовоспитания при изучении подвига многонационального Советского народа в годы Великой Отечественной войны, героического восстановления разрушенного войной хозяйства, достижений науки и техники, развития патриотических идей в современной России.

Вопросы патриотического воспитания в современной школе находят отражение во всех применяемых в школе видах педагогического анализа: параметрическом; тематическом; итогом. Учебных планах, разрабатываемых в школе: перспективном, годовом, текущем. Рассматриваются на педагогическом совете школы, на совещаниях при заместителе директора[6, с.54].

Заключение

Организация патриотического воспитания в школе на современном этапе — сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимопереплетены, дополняют друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его.

Технологический компонент процесса воспитания патриотизма подразумевает использование широкого спектра форм и методов патриотического воспитания, т.е. тех форм и методов работы, которые имеют акцентированную патриотическую направленность.

Важной стороной содержательной зрелости организации патриотического воспитания в школе является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную.

Учебная, воспитательная и методическая работа по организации патриотического воспитания в современной школе строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, в числе которых именно патриотическую воспитательную направленность отражают следующие государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденные соответствующими Постановлениями Правительства РФ; Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Формирование патриотических качеств личности — это целенаправленный, специально организуемый процесс.

Патриотическое воспитание в современной школе — фактор консолидации всего общества, источник и средство духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

Итак, патриотическое воспитание в процессе обучения предполагает не только правильное (в научном и идейном отношении) усвоение учащимися знаний о природе и общественной жизни, о нормах поведения, но и обязательно требует формирования социально направленного, личностного отношения учащихся к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям, выработки на основе этих понятий системы идейных взглядов и убеждений. Достижение этой задачи может быть обеспечено лишь на основе активной, эмоционально окрашенной деятельности учащихся по претворению идеалов в жизнь. Активная познавательная и практическая патриотически-ориентированная деятельность учащихся, усиление роли самостоятельных и практических работ обеспечивают сознательное усвоение знаний и создают условия для их творческого применения.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://leaktrix.ru/kursovaya/normativno-pravovaya-baza-grajdansko-patrioticheskogo-vospitaniya/

1) Белинский В.Г. Полн. собр. соч. В 13-т. / Ред. коллегия: Н.Ф. Бельчиков и др. — М.: АН СССР, 1954. — Т.4. — 676 с.

) Большая советская энциклопедия. — 2-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1956. — Т.39. — 664 с.

) Воронович Б.А. Философский анализ структуры практики. — М.: Мысль, 1972. — 279 с.

) Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы: Монография. —Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1995.—238с.

) Голотвин Х.Г., Мирский Р.Я. Традиции советского патриотизма. — М.: Мысль, 1975. — 200 с.

) Губанов Н.И. Советский патриотизм — патриотизм нового, высшего типа. —М.: Госполитиздат, 1960. — 201 с.

) Закон РФ «Об образовании» // Бюллетень комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ. — М.: Московский лицей, 1993. — №1.—С. 1-43.

) Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1955. — 656 с.

) Краткий словарь по философии / Под общ. ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина. — 4-е изд. — М.: Политиздат, 1982. —431 с.

) Кукушин В.С. Теория и методика воспитания/ В.С. Кукушин. — Ростов н/Д : Феникс, 2006. — 508, [1] с.: ил. — (Высшее образование)

) Куницын А.П. Наставление воспитанникам // Антология педагогической мысли России первой половины 19 века / Сост. П.А. Лебедев.—М.: Педагогика, 1987. —С. 141-145.

) Ленин В.И. Ценные признания Питирима Сорокина. — Полн. собр. соч., Т.37. — С. 188-197.

) Лепелетье Л.И. План национального воспитания // Педагогические идеи великой французской революции. Пер. с фр. — М.: Работник просвещения, 1926. — С. 246-267.

) Лушников А.М. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педагогических высших учебных заведений. — 2-е изд. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, _1994. — 368 с.

) Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951.— Т.5. — С. 109-225.

) Мальковская Т.Н. Воспитание социальной активности старших школьников. — Л.: Изд-во ЛГПИ, 1973. — 172 с.

) Мищенко Л.И. Патриотическое воспитание младших школьников: Дис. … канд. пед. наук. — М., 1982. — 208 с.

) Педагогика школы / Под ред. С.Е. Матушкина. — Челябинск: ЧГПИ, 1974. — 205 с.