Британский парламент

Курсовая работа

Британский Парламент – один из старейших парламентов мира. Его часто называют «прародителем» — точнее было бы сказать «прародителем» — всех парламентов. Со второй половины 13 века он продолжал непрерывно функционировать на протяжении всей политической истории страны.

Благодаря парламенту Англия представляла самую свободную в политическом и юридическом смысле страну, самое могущественное государство во всем западном мире, центр огромной колониальной империи.

Иногда термин «парламент» употребляют для обозначения обеих палат Парламента: верхней палаты – Палаты лордов и нижней палаты – Палаты общин, но чаще, когда говорят о верховной законодательной власти, под «парламентом» подразумевают его основную часть – Палату общин. Палата общин — единственный центральный правительственный орган, избранный в стране. Члены Палаты общин именуются «членами Парламента».

1. Становление Британского парламента

Становление и развитее Британского парламента происходило в период с XII по XV век.

Историческим началом представления вотчины стали собрания вассалов короля, которые с середины XII века стали обязательной частью жизни государства. В 1146 году с участием баронов и епископов (как светских и духовных вассалов короны) были утверждены Кларендонские статьи: согласие сословного представительства на законодательные предложения королей. Собрания вассалов короля, созываемые им, стали играть и роль высшего суда – суда пэров (равных) . Во второй половине XII века на собраниях присутствовали высшие и средние вассалы. Великая хартия вольностей 1215 г установила обязанность короны созывать такие собрания при необходимости. Позже, опираясь на Хартию, государства вели политическую борьбу за влияние на распределение королевских мест.

Во второй четверти XIII века Совет магнатов (духовных и светских баронов) стал обязательным спутником королевской власти. В условиях кризиса и начавшейся гражданской войны в Англии (1236–1267) влияние Совета магнатов усилилось. Желание дворянства поставить под свой контроль только королевскую власть вызывало противостояние между более крупными рыцарскими кругами и гражданами. Политическим и военным лидером оппозиции выступил выходец из французской знати граф Симон де Монфор (приближенный короля) Генриха III. Де Монфор созвал парламент в Лондоне, куда были приглашены не только прелаты и дворяне, но и представители графств и крупных городов. Это было рождением нового института, в котором были представлены основные свойства Англии.

17 стр., 8085 слов

Законодательные собрания

... — Конгресс (США), Национальное собрание (Франция), Палата представителей (Япония), Парламент (Сингапур), Конгресс депутатов (Испания) и так далее. Все это политологи определяют как законодательные собрания, ассамблеи, легислатуры, или парламенты. В качестве политического ...

К середине 14 века парламент был разделен на две палаты — верхнюю и нижнюю — Палату лордов и Палату общин. В Верхнюю палату входили представители светской и церковной аристократии, которые также были членами Великого королевского совета. Число лордов было невелико – около ста человек. Заседание Палаты лордов прошло в Белой комнате Вестминстерского дворца.

Как отдельная парламентская структура, Палата общин сформировалась во второй половине 14 века. Название нижней палаты (House of Commons) происходит от слова «общины» (commons).

В XIV веке эта социальная группа включала рыцарство и горожан. К концу столетия возникла должность спикера, который избирался депутатами из своих рядов и представлял палату (не возглавляя ее) на переговорах с лордами и королем.

Депутаты избирались на местном уровне по принципу, действовавшему со времен первого парламента Монфорта: по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от наиболее значимых городов. Члены нижней палаты, в отличие от лордов, получали денежное довольствие. Палата общин заседала в капитуле Вестминстерского аббатства. Обе палаты объединились только для того, чтобы присутствовать на церемонии открытия парламентской сессии.

С 1330 года парламент собирался не реже одного раза в год (до 4-х раз в год, когда требовала политическая ситуация).

Заседания продолжались 2-5 недель. Парламент открылся по приглашению короля, и участники собрались на том месте, где в настоящее время находится королевский двор. Языком парламентской документации и устной речи был французский. Записи служебные или относящиеся к делам Церкви велись на латыни. С 1363 года речи депутатов произносились и на английском языке.

В XIV–XV веках в обществе складывается представление и о статусе депутата. Эта концепция в равной степени применима к членам обеих палат и включает ряд юридических привилегий, в основном парламентскую неприкосновенность. Последняя, вошедшая в практику к началу XV века, подразумевала охрану жизни и имущества депутатов, свободу от ареста (только на время сессии).

Авторитет учреждения основывался на возможностях, которые Парламент смог реализовать за первые полтора века своего существования. Его компетенция к середине XV века была уже вполне обозначена. В этот период и происходило становление системы государственного управления в Англии, и важным элементом этого процесса стало разделение функций королевской администрации (прообраз современной исполнительной власти) и парламента. Палата общин занимала сильные позиции в области налогов и таможенных пошлин.

В сфере законодательства к сер. XV века в Англии существовало два типа высших правовых актов. Король издавал указы (ордонансы).

Парламентские акты (статуты), принятые обеими палатами и королем, также имели силу закона. Процедура издания статута предусматривала выработку предложений нижней палаты (билль).

Билль, одобренный лордами, направлялся на подпись королю. В 15 веке ни один закон в королевстве не мог быть принят без одобрения Палаты общин.

Судебные функции Парламента входили в компетенцию Верхней палаты. К концу 14 века он приобрел полномочия коллегиального суда и Высокого суда Королевства по рассмотрению политических и уголовных преступлений, а также апелляций. Как высший суд и законодательный орган, парламент принял многочисленные петиции по различным вопросам, которые предоставили центральному правительству информацию о состоянии дел в государстве. Число членов нижней палаты в середине XIV века составляло 200 человек, а к началу XVIII века представителей общин было уже более 500. В середине XV века в Парламенте было представлено более ста городов. Со временем городские места все больше занимали не горожане, а сельские помещики. Избирателями не могли быть люди, не входившие в городскую общину .

13 стр., 6154 слов

Общественно-политическая мысль России в 19 веке

... XIX в. было временем больших надежд в жизни российского общества. Однако реформы не были осуществлены. 1.Общественно-политическая мысль России в 19 веке 1.1 Предпосылки и развитие общественно-политической мысли в России в 19 веке Девятнадцатый век стал временем расцвета отечественной политической мысли, ...

Члены Палаты имели юридическое образование в связи с тем, что под покровительством короны должностные лица различных ведомств часто становились парламентариями и, таким образом, представляли собой дееспособную, почти профессиональную организацию.

2. Развитие Парламента

Парламент 18-19 веков принял организацию исторического английского парламента, но в его деятельности развились новые конституционные обычаи, связанные с законодательством и отношениями с короной.

Парламент стал более многочисленным и представительным органом. В 18 веке количественный состав нижней палаты был постоянным и в 19 веке составлял 658 человек. В состав Палаты лордов к середине XIX века входило 465 светских и духовных аристократов (в т.ч. 207 епископов).

В XVII веке членство в Палате лордов допускалось для наследственных аристократов с 16 лет. В XIX веке установился возрастной ценз в 21 год. В начале XIX века в Парламент получили доступ католики. В 1858 году избран первый еврей – барон Ротшильд.

В XVIII веке окончательно складывается верховенство парламента. Характеристики власти парламента: суверенитет, неограниченный, неконтролируемый. Основной формой деятельности Парламента было законодательство. В законодательной процедуре первое место принадлежало Палате общин. В частности, только она могла инициировать финансовые билли (связанные с налогообложением и расходованием государственных средств).

Но начиная со второй половины XIX века правительство начало оказывать все более решающее влияние на законодательный процесс. С 1881 года вступило в силу «правило поспешности», согласно которому премьер-министр имел право пригласить Палату общин для обсуждения законопроекта вне очереди из-за особой важности государства .

3. Современный Британский парламент

Долгий эволюционный путь привел к характерной преемственности высшего представительного органа страны. Британский парламент — это пример сочетания старых и новых форм, их слоев и сосуществования.

Своеобразие британского парламента проявляется также в той роли, которую различные церемонии играют в организации его деятельности. Ежегодное открытие парламентских сессий проходит пышно и торжественно с соблюдением древних ритуалов. Палата общин и Палата лордов имеют свои символы – черный жезл и булаву. Место встречи, Вестминстерский дворец, также связано с историческими традициями.

3.1 Палата общин

Порядок формирования Палаты общин, внутренняя организация и парламентская процедура. Парламентские выборы в Великобритании складывались в течение длительного периода. Основные правила, касающиеся избирательной системы, содержатся в конституции. В Великобритании порядок проведения выборов определяется парламентским законом. Другой особенностью избирательного закона и избирательной системы является их связь с политическими партиями, составляющими двухпартийную систему. Во время парламентских выборов решается, какая из двух основных партий, составляющих двухпартийную систему, будет управлять страной .

31 стр., 15333 слов

Конституционное право РК ведущая отрасль национального права

... Ключевые слова наука Конституционного права; методы науки Конституционного права РК; предмет изучения науки Конституционного права РК; основные задачи науки Конституционного права РК; источники науки Конституционного права РК. Основное содержание: Конституционное право как наука относится ...

Активное избирательное право. Палата общин в составе 650 членов избирается сроком на пять лет. Право голоса имеют все граждане Великобритании старше 18 лет. Не могут принимать участия в выборах: иностранцы; душевнобольные; пэры и пэрессы (за исключением пэров Ирландии); лица, осужденные за уголовные преступления (в течение срока содержания их под стражей), за совершение правонарушений, входящих в категорию «бесчестных и незаконных приемов на выборах».

Пассивное избирательное право. Каждый гражданин Великобритании старше 21 года имеет право на пассивное избирательное право. Лишены права быть членами Палаты общин иностранцы; лица, занимающие некоторые государственные должности; представители духовенства английской, шотландской, ирландской и римской католической церквей; пэры и пэрессы (за искл. пэров Ирландии, которые не могут быть членами Палаты лордов); и др.

Для целей выборов в Палату общин страна разделена на 650 округов: 523 от Англии, 72 от Шотландии, 38 от Уэльса, 17 от Северной Ирландии. В Великобритании не существует ограничения числа кандидатов. Кандидаты выдвигаются политическими партиями. На парламентских выборах выдвигается 2300–2500 кандидатов. В парламентских выборах участвует 70-80% от общего числа электората. Выборы проводятся по мажоритарной системе плюрализма. на От округа избирается один кандидат. Избиратель имеет право проголосовать только за одного кандидата из числа включенных в бюллетень для голосования.

По социальному составу большинство депутатов — это люди «среднего класса» — юристы, профессора вузов, учителя. Среди депутатов-консерваторов велик процент бизнесменов. В Консервативной партии численность рабочего класса не превышает 1%, в Лейбористской партии — 12-18%. Возрастной состав – 30–60-лет.

При двухпартийной системе обе партии попеременно сменяются у власти. Две основные партии образуют партии, официально признанные в Палате общин: «правящее большинство» и «официальная оппозиция Ее Величества». Результатом усиления роли Правительства стало вытеснение классической модели парламентарного правления, названной «вестминстерской» (по месту расположения Парламента), новой моделью – «моделью Уайтхолла» (по месту расположения Правительства).

Лидер партии большинства становится премьер-министром.

Партия, получившая второе место по количеству мест, становится официальной оппозицией, а ее лидер становится лидером оппозиции. Должность лидера оппозиции была законодательно закреплена в 1937 году, когда ему была присуждена официальная зарплата. Для оппозиции характерно состояние готовности принять власть у правящего большинства.

В Великобритании существует система парламентарного (ответственного) правления. Правительство формируется из числа членов парламента, несет ответственность перед парламентом (в этом случае под парламентом понимается только Палата общин) и в случае вотума недоверия должно уйти в отставку. Однако вотум недоверия — редкое явление в британской политической практике. В прошлом веке имелось всего два таких случая и оба они касались необычной для парламента ситуации, когда правительство не имело большинства в палате и было образовано правительство меньшинства (в 1924 и 1979 годах).

5 стр., 2253 слов

Партия «Правое Дело»

... партии «ПРАВОЕ ДЕЛО», избран в состав Федерального политического совета. Решением ФПС на съезде партии 16 ноября 2008 года утвержден Председателем Исполнительного комитета партии. 15 сентября 2011 года на предвыборном съезде «ПРАВОГО ДЕЛА» ... избран и.о. Председателя партии. На съезде ...

При формировании правительства Палата общин не участвует в отборе кандидатов. Назначение и смещение министров – право премьер-министра. Членами правительства должны быть депутаты Палаты общин или лорды. В основном это члены Палаты общин и лишь несколько – члены Палаты лордов.

Партийные фракции – базовые единицы в Палате общин. Они именуются парламентскими партиями. Термин «партия» означает, что фракции в Палате общин являются независимыми и автономными образованиями и не связаны в своей деятельности решениями и распоряжениями партийных организаций вне парламента. Лидер партии является лидером парламентской фракции.

Почти в 90% случаев голосование происходит по партийному составу палаты. В редких случаях в палате объявляется свободное голосование, и депутаты голосуют по собственному усмотрению, вне зависимости от партийной принадлежности (по вопросам отмены смертной казни, разрешения или запрещения абортов и т.п.).

В парламентской практике это обычное дело, когда депутаты голосуют против позиции партии.

В отличие от большинства западноевропейских стран в Англии нет единого писаного документа (регламента) либо закона, в котором были бы зафиксированы основные принципы внутренней организации Палаты общин. Правила процедуры содержатся не в одном документе, а в различных источниках («Практика» Парламента, постоянные и сессионные правила, решения спикера, законы) . В настоящее время основным документом, регулирующим парламентскую процедуру, является постоянно действующий регламент. Они принимаются, изменяются и отменяются Палатой в обычном порядке. Авторитетным сборником правил парламентской процедуры является «Трактат Эрскина Мэя о праве, производстве и обычаях Парламента» («Эрскин Мэй»).

Язык парламентского производства – английский. Выступления на других языках не допускаются. Стенографический отчет заседаний Палаты общин с 1803 г публикуется в официальных сборниках «Парламентские дебаты. Официальный отчет. (Ханзард )».

Парламентские сессии созываются ежегодно. Количество дней, в течение которых Палата заседает на заседании, неодинаково: 160-190 дней. Заседания Палаты общин являются открытыми. Иногда заседание Палаты общин принимает форму «заседания комитета на уровне Палаты». Комитет всей Палаты оценивает либо наиболее важные законопроекты, либо те законопроекты, которые не вызывают споров и которые Палата не считает необходимым направлять в постоянные комиссии. По окончании заседания Комиссия утверждает отчет, представленный Палате, и реорганизуется в Палату.

Каждое заседание начинается с «часа вопросов», во время которого парламентарии задают вопросы министрам. Основная повестка дня состоит в обсуждении биллей и предложений. Билли и предложения, вносимые министрами от имени правительства, относятся к категории правительственных дел. Билли и предложения, вносимые отдельными депутатами от своего имени, называются делами частных членов (рядовой член Парламента – «частный член» – Private Member).

Существуют и дела оппозиции. Время дома делится на время правительства, время частного члена и время оппозиции. Все законопроекты и предложения, которые Парламент не успел рассмотреть на заседании, считаются недействительными. Это означает, что в новом сеансе они подлежат рассмотрению в том порядке, как если бы они были внесены впервые. Порядок рассмотрения дел в палате выстроен согласно разделению палаты на правительственное большинство и оппозицию. Депутат может выступать в прениях только один раз. Продолжительность выступления не ограничена.

3 стр., 1427 слов

Контрольные органы Европейского Союза Омбудсмен, Суд Палата аудиторов

... бюджета. Таким образом, при инициативе г. Генриха Айгнера, президент Бюджетного Комитета Контроля Европейского парламента, который с 1973 настоятельно обсудил случай для Уровня сообщества внешнее ... члена, и позволил Суду выбор того, чтобы быть организованным в палатах и выдвинул на первый план важность сотрудничества Суда с национальными контрольными институтами. Члены Суда Аудиторов назначаются на ...

Голосование в Палате общин открытое. Депутаты, голосующие за предложение или законопроект, собираются справа от выступающего, против — слева. Решения принимаются простым большинством голосов. В парламенте Великобритании нет требования о наличии квалифицированного большинства. Если в голосовании участвует менее 40 Членов, рассматриваемый вопрос переносится на следующее собрание. В своих выступлениях парламентарии должны соблюдать определенные правила. Читать речь не дозволено. Есть форма обращения депутатов друг к другу — не по имени, а от третьего лица. В Палате общин не проводится регистрация депутатов. За депутатами не закреплены определенные места. Когда докладчик предоставляет слово депутатам, они выступают прямо со своих мест .

В Палате общин используются специальные приемы, позволяющие уменьшить полемику: «закрытие», «кенгуру», «гильотина» .

«Закрытие» основано на том, что на любой стадии обсуждения вопроса может быть внесено предложение о прекращении дебатов. Если выступающий поддерживает предложение, оно ставится на голосование и считается принятым, если его поддержали не менее 100 членов. Это правило применяется также в парламентских комитетах (согласие 20 депутатов).

Прием «кенгуру» сводится к тому, что спикер определяет, какие поправки из числа предложенных к законопроекту поставить на обсуждение, а какие – нет. Спикер останавливается на тех поправках, которые считает нужными, перескакивая через другие (отсюда название приема).

Самая сложная техника, ограничивающая дискуссию как по времени, так и по содержанию, — это «гильотина». На обсуждение законопроекта в классе отводится фиксированное время. По истечении этого времени Палата обязана прекратить обсуждение данной статьи независимо от того, закончено оно или нет.

Должностные лица Палаты общин. Должностными лицами Палаты общин являются спикер, его заместитель, именуемый также Председателем Комитета путей и средств (Chairman of Ways and Means) и два Заместителя Председателя комитета путей и средств (Deputy Chairman of Ways and Means).

Они избираются палатой из числа депутатов.

Спикер – основное должностное лицо Палаты общин. Заключения, которые он предоставляет Палате по применению процессуальных норм, являются обязательными. Он возглавляет Палату, наблюдает за соблюдением правил парламентской процедуры, представляет Палату в ее отношениях с Королевой, Палатой лордов и другими государственными органами. Никакая сессия Палаты общин не может проводиться в отсутствие президента. Спикер не принимает участия в дебатах; голосует только в том случае, если голоса депутатов разделились поровну. Спикер не должен принадлежать к какой-либо партии; он должен быть вне политики и отстранен от участия в партийных спорах. Все письма, ходатайства и петиции, направляемые в Палату, адресованы ему. После отставки спикер получает место в Палате лордов.

Председатель Комитета по дорогам и средствам является вторым должностным лицом Палаты общин. Он председательствует в палате, когда она преобразуется в Комитет всей палаты; избирается Палатой общин в начале созыва нового парламента. В отсутствие докладчика функции вице-президента выполняет президент Комитета по методам и средствам. Когда председатель комитета занимает место спикера, он является последним судьей процедуры — его распоряжения не могут быть обжалованы спикеру.

6 стр., 2521 слов

Нотариальная палата

... обязательной компетенции конкретной нотариальной палаты. Органы нотариальной палаты высшим органом нотариальной палаты является собрание членов нотариальной палаты. Как правило, собрание членов нотариальной палаты созывается правлением не ... учреждаться не одна, а две и более нотариальных палат. Членство в нотариальной палате Нотариальная палата обладает обособленным имуществом, может от своего имени ...

В отсутствие председателя Комитета по путям и средствам его функции выполняют заместители председателя Комитета по путям и средствам, в том числе полномочия вице-президента. Они выдвигаются, как и Председатель Комитета путей и средств, партией большинства из числа ее сторонников и избираются Палатой в начале нового созыва Парламента.

Лидер Палаты общин – лицо, выступающее в палате от имени Правительства; назначается премьер-министром из числа наиболее близких к нему политических деятелей, входящих в состав кабинета; отвечает за исполнение своих полномочий исключительно перед премьер-министром. Его задача – организовать работу палаты, чтобы обеспечить проведение через нее заранее намеченной правительством программы законодательства и иных мероприятий. Он определяет порядок и расписание работы Палаты общин, а также порядок рассмотрения ею законопроектов.

Партийные фракции имеют особых должностных лиц в палате, роль которых велика в организации всего хода парламентского производства. Это парламентские организаторы партий – «кнуты». Должность «кнута» появилась в ходе эволюции партийной организации в Палате общин. Обязанность «кнутов» – налаживать сотрудничество фракций, чтобы работа палаты шла без эксцессов, при взаимной координации деятельности фракций. «Кнуты» правительства и оппозиции образуют каналы, через которые достигается компромиссное урегулирование спорных вопросов между правительством и оппозицией. Способом согласования деятельности партийных сторонников служит документ, который также именуется «кнутом». В нем содержится перечень дел, стоящих в повестке дня заседания палаты на следующую неделю.

В Палате общин имеются также постоянные должностные лица, не являющиеся членами палаты: клерк палаты, два его помощника и пристав, отвечающий за вопросы безопасности в помещениях палаты. Клерк – старшее постоянное должностное лицо Палаты общин; эксперт по вопросам парламентской процедуры; основная задача – давать советы спикеру, правительству, оппозиции и рядовым депутатам по поводу всех вопросов, возникающих в связи с процедурными правилами.

Организация комитетов в Палате общин. В Палате общин действуют постоянные, специальные, сессионные комитеты. Образуются объединенные комитеты обеих палат Парламента. Члены комитетов назначаются Комитетом по отбору (Committee of Selection), который образуется Палатой общин в начале каждой сессии в составе 11 человек.

Постоянные комитеты создаются в начале работы парламента нового созыва на срок его полномочий. Их назначение – постатейное рассмотрение биллей. Не существует ограничений числа комитетов. Обычно в палате функционирует 7–8 комитетов. Комитеты именуются условно – А, В, С, D и не специализируются по каким-либо вопросам . Лишь Большому Шотландскму, Большому Уэльскому и Североирландскому комитетам присуща территориальная специализация (не отраслевая).

Имеется также комитет по рассмотрению биллей частных членов. В составе постоянного комитета 15–50 депутатов; заседания открыты для публики.

Специальные комитеты (Select Committees) – второй основной вид комитетов Палаты. Их члены также выбираются Комитетом по отбору. Состоят из 10–15 членов палаты. В отличие от постоянных, специальные комитеты функционируют на постоянной основе. Некоторое число специальных комитетов учреждается из года в год в начале каждой сессии. В связи с этим такие комитеты получили наименование «сессионных» (сессионные комитеты).

5 стр., 2182 слов

Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной ...

... Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Бурятия, создан на основании приказа Государственного комитета ... в государственный кадастр недвижимости. Целью деятельности Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Республике Бурятия является обеспечение реализации ...

Существует 14 специальных комитетов . Основная их задача – расследование и проверка деятельности основных министерств. Система специальных комитетов привязана к структуре министерств. Это комитеты: по обороне; внутренним делам; иностранным делам; финансам и гражданской службе; промышленности и торговле; окружающей среде; образованию; науке и искусству; социальным делам; шотландским делам; валлийским делам; по европейскому законодательству, по делам парламентского уполномоченного и пр. Система специальных комитетов была реорганизована в 1979 году.

Объединенные комитеты (Joint Committees) являются разновидностью специальных комитетов и состоят из равного числа членов каждой палаты. Вопросы, подлежащие обсуждению в объединенных комитетах, не должны затрагивать спорных политических дел.

Правовой статус члена парламента. В Англии нет законодательных норм, устанавливающих обязанности депутата по отношению к избирателям и его ответственность перед ними. Здесь провозглашается доктрина независимости депутата от избирателей. Считается, что депутат представляет всю нацию, а не отдельные группы избирателей. На выборах избиратели не дают депутатам наказа. На депутате не лежит юридическая обязанность отчитываться перед избирателями. Нет и института отзыва депутатов. Но депутат связан не только со своей партией, но и с избирательным округом.

Парламентарии поддерживают тесные отношения с группами давления и лоббистскими организациями. Парламентские привилегии составляют «общее право Парламента», включают свободу депутатов от ареста, свободу слова в парламенте, право доступа к королеве, которое принадлежит Палате общин в целом. Право устанавливать привилегии принадлежит самим палатам.

Привилегия свободы слова получила законодательное закрепление в Билле о правах 1689 года. Она защищает выступления депутата, произнесенные в ходе парламентского делопроизводства. Древняя привилегия свободы от ареста означает, что арест члена Палаты общин не может быть произведен без разрешения самой Палаты. Но член парламента не имеет привилегии от ареста в связи с уголовным производством.

Законодательная деятельность Парламента. В законодательном порядке верховная законодательная власть парламента была установлена Биллем о правах 1689 года. Он сделал незаконным изменение законов монархом без согласия Парламента.

Парламент имеет право принимать, отменять и изменять любой закон. Издание законов – самая значительная функция парламента. Число ежегодно принимаемых законов стабильно: 60–70 в год. Большая часть времени занята рассмотрением публичных биллей, вносимых по инициативе правительства. Процедура рассмотрения законопроектов различается тем, к какой категории относится законопроект: к категории частных или публичных биллей. Частные билли затрагивают индивидуальные интересы или имеют лишь местное значение (законы, регулирующие деятельность компаний и корпораций; действующие в пределах административно-территориальных единиц).

25 стр., 12101 слов

Сравнительный исследование форм государства и их источников в ...

... сравнительный анализ форм государства и их источников в Российской Федерации, Белоруссии, Швеции, ... Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и ... парламент Российской Федерации - является представительным и ... устройства России указывают ...

Почти все время Палаты общин (90%) занято рассмотрением законопроектов, вносимых правительством. Публичный билль – законопроект, который вносит Правительство. К публичным относятся те билли, которые затрагивают общие интересы. Их действие распространяется на территорию всей страны.

Публичные законопроекты подразделяются на правительственные законопроекты, т.е. внесенные депутатами-членами правительства, и законопроекты частных членов, т.е. внесенные рядовыми членами парламента, не являющимися членами правительства. Порядок рассмотрения публичных биллей сохраняется на протяжении всей истории парламента. Всякий публичный законопроект должен пройти в Палате общин пять стадий: первое чтение, второе чтение, стадию комитета, стадию доклада и третье чтение.

Внесению законопроекта в парламент (первое чтение) предшествует предпарламентская стадия его разработки. Проект закона не обнародуется. Законодательная инициатива в Великобритании принадлежит только членам парламента. Второе чтение – первое публичное обсуждение законопроекта. Палата не может рассматривать отдельные статьи законопроекта или какие-либо поправки к нему. В отличие от законодательного процесса некоторых других западных стран, где законопроект сначала рассматривается комитетами, а потом – на пленарном заседании (США, Франция, Италия), в Великобритании законопроект сначала обсуждается палатой в полном составе и лишь потом направляется в Комитет для внесения поправок.

Комитетская стадия. Билли, одобренные во втором чтении, направляются в постоянные комитеты, где законопроект рассматривается детально. Комитет имеет право отклонить (изменить, дополнить, не искажая принципа законопроекта) любую статью законопроекта. В стадии доклада Палата обсуждает сделанные комитетом поправки и решает, должны ли отдельные статьи законопроекта быть принятыми в прежнем виде, с поправками комитета или новыми поправками. Третье чтение законопроекта имеет место сразу же после окончания стадии доклада. После голосования законопроект считается принятым Палатой общин.

После прохождения законопроекта через обе палаты он должен получить одобрение королевы и вслед за тем становится законом. Королевское согласие на билль – формальная стадия законодательного процесса .

Финансовое законодательство – исключительная прерогатива Палаты общин. Финансовые билли могут быть внесены только в Палату общин. За Палатой общин признано право осуществлять контроль над финансами. Правительство не имеет права расходовать государственные средства и вводить налоги без согласия Парламента. Но право определять финансовую политику и распоряжаться государственными финансами в пределах средств, вотированных парламентом, принадлежит правительству.

Делегированное законодательство. Парламент – верховное законодательное учреждение, и ни один орган не может законодательствовать без его уполномочия. Парламент вправе передать кому угодно любые свои полномочия, в том числе, и законодательные, оставляя за собой лишь общий контроль за их осуществлением. Издаваемые правительством на основании законов постановления называются поэтому актами делегированного законодательства. Комитет по делегированному законодательству представляет палатам доклады о тех актах, которые считаются заслуживающими внимания.

Контроль над правительством – вторая главная функция Палаты общин.

Формы парламентского контроля – это вопросы депутатов министрам, предложения, специальные комитеты. Особое место в механизме парламентского контроля занимает финансовый контроль. Вопросы (устные и письменные) – наиболее часто практикуемая форма парламентского контроля. Для ответов министров на устные вопросы депутатов отводятся строго определенные часы и дни. Ответы на письменные вопросы публикуются в официальных отчетах о парламентских дебатах («Ханзарде»).

Порядок представления вопросов регламентирован. Число вопросов, которые депутат может задать министру в течение одного заседания, ограничено двумя.

Предложения (motions) – своеобразная форма парламентского контроля. По существу, это проект резолюции, в котором формулируется позиция по определенному вопросу. Обычно предложения вносятся оппозицией.

Парламентский уполномоченный по делам администрации (Parliamentary Commissioner for Administration) – омбудсмен – часть парламентского механизма контроля над министерствами. Должность была введена законом о парламентском уполномоченном в 1967 году. Омбудсмен – должностное лицо, обязанностью которого является рассмотрение жалоб граждан на действия министерств и проведение соответствующих расследований. В отличие от скандинавских стран, где омбудсмен избирается парламентом, в Англии он назначается правительством из числа гражданских служащих или юристов.

3.2 Палата лордов

Палата лордов формируется на невыборной основе. Членство в ней связывается с получением дворянского титула, дающего право быть членом Палаты лордов. Среди членов палаты – 1195 герцогов, маркизов, графов, виконтов, баронов, имена которых вписаны в так называемую «золотую книгу» английского дворянства. Это пэры парламента. Они подразделяются на духовных и светских, потомственных и пожизненных. К числу духовных лордов относятся 26 архиепископов и епископов, право которых быть членами палаты связывается с пребыванием их в соответствующей должности.

Все остальные члены Палаты относятся к категории светских. Основная группа – светские пэры, право которых быть членами палаты переходит по наследству. В палате 789 потомственных пэров и пэресс; 359 пожизненных пэров и пэресс. Большинство – политические и партийные деятели, высшие военнослужащие и чиновники, вышедшие в отставку, руководители крупных государственных или частных предприятий, выдающиеся ученые, профсоюзные деятели, известные актеры. Звание пэра предоставляется за заслуги в общественной и политической деятельности. 11 членов палаты – лорды-юристы из числа занимавших или занимающих высокие судейские должности, для оказания помощи палате при решении судебных дел.

В Палате лордов, как и в Палате общин, существует деление на партийные группы, но его влияние не столь значительно, как в Палате общин.

Председатель Палаты лордов – лорд-канцлер. Его статус и роль в палате отличны от положения, какое занимает спикер в Палате общин. Лорд-канцлер – член кабинета и назначается лично премьер-министром; является главой судебной системы страны. В Палате лордов он принимает участие в дебатах и голосовании. Когда Палата преобразуется в заседание Комитета всей палаты, лорд-председатель комитетов (его заместитель) председательствует вместо лорда-канцлера,. Они назначаются палатой ежегодно в начале сессии. Постоянным должностным лицом Палаты лордов является клерк, полномочия которого аналогичны полномочиям клерка Палаты общин.

Каждая партия в Палате лордов имеет своего лидера. В их обязанности входит планирование дебатов в палате. В Палате лордов имеются главные «кнуты» и их помощники, выполняющие те же функции, что и «кнуты» в Палате общин. Но в Палате лордов не существует никаких соглашений между «кнутами», касающихся отсутствия на заседаниях равного числа членов палаты от правящей и оппозиционной партий. Более половины всего времени заседания палаты занято рассмотрением правительственных биллей.

Палата лордов имеет собственные постоянные правила. Однако регламент в ней не столь строг и жесток, как в Палате общин. Ответственность за поддержание порядка в палате лежит на всех ее членах. В Палате лордов не существует правил для сворачивания дебатов по законопроектам, правил, обусловливающих преимущество правительственных дел над другими делами.

Законодательная деятельность Палаты лордов. Члены Палаты лордов обладают правом законодательной инициативы, и законопроекты могут вноситься в Палату лордов. В качестве части верховного законодательного органа Палата лордов рассматривает и принимает с поправками или без поправок законопроекты, принятые Палатой общин и переданные на ее рассмотрение. Порядок прохождения законопроекта в Палате лордов в основном тот же, что и в Палате общин. Рядом особенностей отличается рассмотрение в Палате лордов финансовых законопроектов, в частности бюджета. Он становится предметом правительственного заявления в Палате лордов, затем сразу же обсуждается во втором чтении. Непосредственно после этого происходит голосование законопроекта о бюджете в третьем чтении. Финансовый законопроект, принятый Палатой общин и переданный за месяц до окончания сессии на рассмотрение в Палату лордов, становится законом без ее одобрения, если он не принят ею в течение одного месяца.

Контроль Палаты лордов над правительством. Правительство не несет политической ответственности перед Палатой лордов; она осуществляет контроль над правительством в тех же формах, что и Палата общин, но в условиях менее жесткой регламентации. Процедура Палаты лордов не ограничивает продолжительности времени, отводимого для вопросов пэров министрам. Другая функция Палаты лордов – она выступает в качестве высшей судебной инстанции страны. Она имеет юрисдикцию Высшего апелляционного суда, а по некоторым делам – суда первой инстанции. Палата лордов рассматривает апелляции на решения судов по гражданским делам на территории всей страны и на решения судов Англии, Уэльса и Северной Ирландии – по уголовным делам. Решение, которое она выносит по апелляции, является окончательным. Палата рассматривает около 70 судебных дел в год. Рассмотрение апелляций проводится в Комитете по апелляциям. В решении дел могут принимать участие только лорд-канцлер, 11 ординарных лордов по апелляциям и 10 пожизненных пэров, которые в течение определенного времени занимали высокие судейские должности.

Заключение

Англия – страна давних гражданских свобод, старейшего парламента и еще более почтенной по возрасту монархии.

Британский парламент — это пример сочетания старых и новых форм, их слоев и сосуществования. Особенностью Британского парламента является то, что он функционирует в уникальных условиях отсутствия в стране писаной конституции. Некоторые правила, относящиеся к его организации и деятельности, содержатся в обычных законах страны (их очень мало), другие – в неписаных нормах и конституционных соглашениях.

«Праотец» парламентов изучал и осваивал опыт других стран, заимствовал практику, которую считал для себя выгодной и полезной (американская система комитетов по расследованию деятельности министерств, институт уполномоченного по контролю за не должными действиями государственных органов и должностных лиц и пр.).

Положение Парламента определяется двумя фундаментальными принципами – парламентского верховенства и парламентарного (ответственного) правления.

В отличие от других государств Западной Европы, в Англии не существует каких-либо специальных центральных органов по проведению выборов. Общее руководство организацией выборов в масштабе всей страны осуществляет министерство внутренних дел, а в избирательных округах – чиновник по выборам (шерифы графств и председатели местных советов).

Реальное функционирование всего парламентского механизма основано на существовании в стране двухпартийной системы. Она оказывает определяющее воздействие на внутреннюю организацию и деятельность Парламента. Под ее влиянием находится вся организация избирательного процесса; сложились конституционные соглашения, обусловливающие весь комплекс отношений между Парламентом и Правительством.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://leaktrix.ru/kursovaya/angliyskiy-parlament-ego-konstitutsionnyie-zakonyi-i-obyichai/

1. Галанза П.Н. История государства и права зарубежных стран. М.: 2006.

2. Зайцев И. Средневековые сословно-представительные учреждения (Англия и Франция).

История (газета), № 24, 1998.

3. Захаров С.В. Англия в 1870-1914 годы. М.: 1994.

4. Ерофеев Н.А. Очерки по истории Англии 1815-1917 г. М.: 2007.

5. Из британской истории нового и новейшего времени. Сборник под ред. Вяткиной В.В. М.: 2004.

6. Лемин И.М. Внешняя политика Великобритании от Версаля до Локарно. М.: 2006.

7. Матвеев В.А. Британская монархия: искусство выживания. – Новая новейшая история (журнал), №6, 1993.

8. Новая история. Учебное пособие под ред. Ананова Е.В. М.: 1999.

9. Остапенко Г.С. Британская монархия от Эдуарда VIII до Елизаветы II. Новая и новейшая история (журнал), № 6, 1999.

10. Петряев К.Д. Курс лекций по истории Германии, Франции, Англии и США. С-Пб.: 2008.

11. Ротштейн Э. Внешняя политика Англии и ее критики 1830-1950. С-Пб.: 2007.

Петряев К.Д. Курс лекций по истории Германии, Франции, Англии и США. С. 91.

Зайцев И. Средневековые сословно-представительные учреждения (Англия и Франция).

История (газета), № 24, 1998. С. 4.

Ерофеев Н.А. Очерки по истории Англии 1815-1917 г. С. 56.

Из британской истории нового и новейшего времени. Сборник под ред. Вяткиной В.В. С. 24.

Остапенко Г.С. Британская монархия от Эдуарда VIII до Елизаветы II. Новая и новейшая история (журнал), № 6, 1999. С. 31.

Ханзард – имя первого издателя.

Из британской истории нового и новейшего времени. Сборник под ред. Вяткиной В.В. С. 111.

Там же. С. 77.

Ветров. И. Э. Британский парламент. Традиции и новшества. С. 26.

Из британской истории нового и новейшего времени. Сборник под ред. Вяткиной В.В. С. 80.

Из британской истории нового и новейшего времени. Сборник под ред. Вяткиной В.В. С. 111.

Ветров. И. Э. Британский парламент. Традиции и новшества. С. 61.