История возникновения института прав человека и гражданина

Курсовая работа

Для написания эссе выбрала тему «Право как мера свободы личности».

Свобода — одно из наиболее емких, сложных и многогранных понятий. Существуют различные аспекты свободы — экономический, политический, юридический, нравственный, духовный и др. В результате было предложено множество различных концепций, интерпретаций и определений. Эти интерпретации часто зависят от того, чего хотят от свободы сами интерпретаторы, которые, как правило, наполняют это явление разным содержанием. Каждый видит в свободе то, что желает увидеть. Но есть и объективные причины свободы, среди которых необходимость стоит на первом месте.

Как можно «измерить» свободу? Ее уровень, рамки, пределы? В чем заключаются критерии и способы выражения этой ценности? Можно ли ее, например, дозировать, закреплять, «распределять в личное пользование»? Такой инструментарий имеется — это право, законы, юридические нормы, а также, разумеется, нравственность, самоконтроль. Свобода, так сказать, требует «деликатного» обращения, иначе она легко превращается в свою противоположность. Поэтому свобода «законных оснований» ограничена, урезана, введена в конструктивном русле. Каким образом и во имя чего? Где пролегают границы несвободы?

Свобода как определенное социальное состояние общества, как известная и доминируемая необходимость находит свое наиболее концентрированное выражение в законе, в котором она практически материализуется, становится объективной, конкретизированной в конкретных и осязаемых формах, принципах, институтах. По природе права в данном обществе, по его развитию, по его полноте всегда можно судить о сущности и объеме этой свободы, признанной законом и разрешенной государственной властью.

Закон служит официальной мерой существующей свободы, ее нормой, индикатором границ возможного и возможного. В то же время это гарантия осуществления этой свободы, средство ее защиты и защиты. Выступая легитимной (законной) шкалой свободы, право объективно отражает достигнутый уровень развития социальной действительности. В этом смысле это мера прогресса и, следовательно, мера свободы как продукта развития. А также и мера социальной ответственности.

Гегель рассматривал право как область реализованной свободы, ее реальное бытие. «Свобода бывает там, — писал он, — где господствует закон, а не произвол». Известны кантовские положения о праве как сфере свободы; в обеспечении внешней автономии личности он видел основную цель и назначение права. Пожалуй, только Лев Толстой, несмотря ни на что, считал закон насилием над личностью.

11 стр., 5448 слов

Співвідношення права і закону

... цей "сосуд" повинні судді та адміністратори. [21] Наприклад, досліджуючи сутність співвідношення права і закону вчений Б. О. Кістяківський виокремлює основні відмінності між цими двома категоріями. Правознавець ... своїх громадян, до їх прав, свобод і обов'язків. Критикуючи прихильників волюнтаризму, Маркс і Енгельс попереджали, що таке законодавство має антиправовий характер і являється не чим іншим, ...

Правовые нормы и есть нормы свободы, но свободы юридически признанной, выраженной (оформленной) государством в виде законов и иных правовых актов. Законы — это «позитивные, ясные универсальные нормы, в которых свобода приобретает безличное, теоретическое существование, независимое от произвола индивида. Свод законов есть библия свободы». Как видите, основной смысл юридической свободы — защита личности от внешнего произвола как со стороны власти, так и со стороны окружающих его сограждан.

В этом заключается основная ценность и полезность права для личности. По закону свобода получает необходимую поддержку и гаранта, а индивид получает возможность удовлетворить собственные интересы. Без закона, вне закона свобода могла оказаться «пустым приговором», остаться незавершенной и незащищенной. именно в этом качестве закон прежде всего необходим человеку, а не как инструмент власти и принуждения.

Правовые нормы, будучи едиными масштабами (эталонами) человеческой деятельности, определяют границы поступков людей, меру, рамки, объем их возможного и должного поведения. Именно с помощью права, законов субъекты общественных отношений — индивидуальные и коллективные — ставятся под юрисдикцию государства, которое в интересах всего общества запрещает или разрешает определенные действия, ограничивает или расширяет сферу личных желаний и устремлений, предоставляет права, возлагает обязанности, ответственность, поощряет полезную и пресекает вредную деятельность.

Интерпретация права как меры (формы, нормы, уровня) свободы была впервые в нашей литературе наиболее четко воспроизведена в 70-80-х годах Д.А. Керимовым и В.С. Нерсесянцем. До этого рассматриваемый аспект долгое время оставался в тени, хотя так или иначе его все же затронули другие авторы.

В современных условиях, когда Россия переходит к рыночным отношениям, зона экономической свободы, в частности, расширяется, что влечет за собой расширение для нее «правового поля. Уже существует ряд законов, регулирующих эти процессы. Это — результат общей демократизации общества.

Н.А. Бердяев писал, что право — «это — лишь минимум человеческой свободы» . Но без правовых форм и средств в обществе, организованном государством, невозможно «юридическое признание» свободы, ее выражение, закрепление и «распространение для индивидуального пользования. важно не только достичь определенного уровня свободы, но и иметь ее адекватно, легализовать, сделать доступной для людей и поставить на службу обществу.

Следовательно, проблема политического и юридического выражения свободы, улучшения ее форм и способов реализации имеет фундаментальное значение для понимания самой сути свободы и демократии. Юридическая свобода как раз и «обнаруживает» себя в таких состояниях общественной жизни, как право, законность, правопорядок, правосудие, законотворчество, правоприменительная деятельность, система прав и обязанностей, их гарантии, правовая культура, ответственность и т.д.

Вышесказанным обуславливается и актуальность темы настоящей работы.

Целью данного исследования является рассмотрение права как меры индивидуальной свободы.

Предмет исследования — право как явление и как мера свободы личности.

14 стр., 6527 слов

Социально-экономические права и свободы человека и гражданина в РФ

... прав и свобод человека, их регулирование нормами права. В ходе написания работы мною были использованы следующие методы: изучение и анализ литературных источников, исторический, нестатистический метод обработки информации. Глава I. Общие положения об экономических правах и свободах человека и гражданина. ...

Предмет исследования свобода личности и его ограничение правом.

Глава 1. История возникновения института прав человека

Права человека и гражданина — явление социально-историческое. Осознание своей социальной ценности прошло долгий путь в истории человечества. Теория прав и свобод личности в западном мире сформировалась в Новое время (ХVII—ХVII вв.) в основном в рамках либеральной традиции правопонимания. Однако идеи прав личности, развитые в рамках естественного права, уходят корнями в древность.

Само зарождение прав человека в V-IV вв. до н.э. в древних полисах (Афинах, Риме), появление принципа гражданства было крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерное распределение прав человека между различными классами и структурами собственности или даже полное лишение этих рабских прав было неизбежным на этих этапах общественного развития. Каждая новая фаза этого развития добавляла новые качества правам человека, распространяя их на более широкий круг тем. И произошло это не стихийно, а в результате борьбы классов и классов за свои права и свободу, за ее расширение и обогащение.

Проблема прав человека всегда была предметом острой классовой борьбы, которая боролась за обладание правами, расширение прав, закрепляющих положение человека в обществе.

Этот аспект культурного прогресса можно проследить до роста человеческого начала в морали, праве, религии, философии как исторически-естественном развитии общества.

Древний раб свободнее примитивного дикаря, средневековый слуга свободнее древнего раба, а наемный рабочий первого буржуазного общества свободнее средневекового слуги. И хотя развитие общества по пути свободы не было прогрессивным построением только на прогрессивных принципах, исторический прогресс сам по себе является феноменом, пробивающимся сквозь все случайности и хаотические груды общественного развития.

Известно, что правила поведения в первобытном обществе носили синкретический (лат. synkretismos — соединение) характер. Эти правила в научной литературе получили название «мононорм», поскольку их нельзя дифференцировать и классифицировать как нормы религии, морали, обычного права. По своей природе это правила, выражающие устойчивые привычки, которые убеждают своим удобством. Они сфокусировали спонтанно возникающие идеи на полезном и вредном для клана или племени и, в конечном итоге, были связаны с формированием социальной работы. Целью этих правил было поддержание и сохранение кровной семьи.

Родовые нормы содержали в зародышевом состоянии представления о добре и зле, поскольку они предусматривали правила взаимопомощи и взаимной защиты. Но в целом это были суровые предписания, продиктованные необычайно тяжелыми условиями существования человека, первобытному сознанию которого противостояли суровые силы природы, необходимость защищаться от враждебных племен. Поэтому и правила первобытного общества как мононормы, в которых еще четко не проступают ни признаки морали, ни признаки религии, ни правовые свойства в силу синкретизма сознания первобытного человека, определяемого синкретизмом бытия, в наибольшей степени выражают их характер и социальное назначение — поддержание целостности общины, рода, орды.

Для мононорм характерным было то, что они никогда не давали преимуществ одному члену рода перед другим, т.е. закрепляли «первобытное равенство». Но суть этого равенства заключалась в поглощении человека сообществом, в более строгом регулировании всей его деятельности, в консерватизме и застое форм, укрепляющих существующие связи и отношения. Эта т.н. нормативная избыточность, свойственна обществам с относительно бедной культурой, для которых важнейшей задачей является поддержание равновесия и общественного спокойствия.

5 стр., 2010 слов

Право как свобода и ответственность

... сталкиваются их интересы, права и свободы. Неразделимы и такие понятия как свобода и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по ... демократии. Правовое государство является своего рода сочетанием свободы и ответственности, когда человек полностью свободен в моральном и правовом смысле с одной стороны, а за ...

Однако появление мононорм было свидетельством грандиозной эволюции человечества, вышедшей из царства животных. Сам факт возникновения норм — признак чисто человеческого существа, его социальности. Благодаря развитию мононорм, культивировались формы поведения, необходимые человеческому сообществу для дальнейшего прогресса. Ведь даже самые консервативные и жесткие социальные нормы пришли на смену стадным инстинктам и свидетельствовали об осознании человеческими сообществам особенности своего существования по отношению к остальном миру и необходимости поддержания и сохранения своей общности. Становление человеческой социальности происходило в сфере первобытной морали, обычаев, традиций, ритуалов, выросших из мононорм. Люди на практическом опыте убедились в полезности и целесообразности определенных правил, запретов и предписаний.

На последней фазе крушения первобытнообщинного строя в эпоху классообразования возникают правовые нормы. Однако формирование норм права и прав человека — явление разное. Правовые системы большинства регионов мира формируются в связи с крупными общественными разделениями труда, ростом его производительности, которые создали возможность появления избыточного продукта и сосредоточения общественного богатства в руках уже сформировавшейся привилегированной верхушки, осуществлявшей процесс управления в родовых организациях. В основном они основывались на методах насилия, принуждения, используемых носителями верховной власти против большинства общества. Уровень свободы был минимальным и охватывал, возможно, правящую элиту. В таких условиях требования отдельных лиц гарантировать нормальную жизнь были нереалистичными. Люди видели в представителях верховной власти либо ставленников Бога на земле, либо просто властителей, требующих безоговорочного повиновения.

Особым типом рабовладельческого государства был forma polis, который проявился в форме рабской демократии, тирании, аристократии. Политическая демократия породила первые семена явления, которое мы можем назвать правами человека. Это связано с появлением определенной зоны свободы, которая создала условия для возникновения равных политических прав для людей, являющихся гражданами.

В VI в. до н.э. афинский архонт Солон разработал Конституцию, закреплявшую некоторые элементы демократии и устанавливавшую право на привлечение к ответственности государственных чиновников.

Римляне способствовали развитию гражданских свобод, которые ввели разделение властей, приняли и развили идеи естественного права.

В средние века свобода была крайне ограничена, поскольку феодальное общество — это общество всеобщей зависимости. Система неэкономического принуждения, классовая иерархия, отсутствие прав большинства привели к произволу, культу власти и систематическому насилию. Однако уже в этот период в Англии были попытки ограничить права монарха, объединить монархию с родовым представительством, стремление определить правила правления монарха, которым он должен следовать.

7 стр., 3180 слов

Суд, как гарант прав личности

... Поэтому актуальным является рассмотрение причин такого положения дел. 1. Суд как гарант прав личности Конституция Российской Федерации, предписав, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной ...

Противостояние монарха, баронов, рыцарства, завершилось принятием Великой хартии вольностей 1215 г. В нем есть статьи, направленные на обуздание произвола королевских чиновников, требования не назначать судей, шерифов и полицейских, людей, не знающих законов или не желающих их уважать. Особое место занимает ст.39 Великой хартии, предусматривающая применение наказаний по отношению к свободным не иначе как по законному приговору равных и по закону страны.

Петиция о праве 1628 г., относящаяся к периоду формирования буржуазного строя в Англии, возлагала определенные обязанности на короля, которые призваны были защищать подданных от произвола королевской администрации. Дальнейшим шагом на пути обеспечения прав человека явился Хабеас корпус акт 1679 г., который ввел понятие «надлежащей процедуры», установил гарантии неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности и другие важнейшие для защиты прав личности положения.

Актом, закрепившим компромисс между упрочившейся буржуазией и правящей верхушкой землевладельцев, утверждением конституционной монархии, стал Билль о правах 1689 г. Законопроект отводит значительную роль парламенту, запрещая без его согласия приостанавливать действие законов, взимать налоги и сборы в пользу короны и содержать постоянную армию в мирное время. Наряду с этим Билл внес неоценимый вклад в развитие прав человека, установление свободы слова и дебатов в парламенте, свободы выборов в парламент, права подавать петиции подданным королю.

Эти правила являются доказательством новаторского опыта Англии в области прав человека и разделения властей, необходимого для их защиты. Акт об устроении 1701 г. учредил верховенство парламента в сфере законодательства, принцип несменяемости судей, запрет королевским министрам быть членами парламента. Эти нововведения стали возможны в связи с интенсивным развитием буржуазных отношений, усилением власти класса буржуазии, что потребовало прекращения произвола и феодального абсолютизма.

Дальнейшее развитие идеалов свободы и прав человека, нашедшее воплощение в исторических документах, произошло в США. Истоки этого явления заложены в философии просвещения, учениях древнегреческих философов, естественно-правовой доктрине, таких актах, как Великая хартия вольностей, Петиция о праве, Билль о правах, Хабеас корпус акт, которые были созданы в период становления буржуазного строя в Англии.

Доктрина естественного права была разработана Томасом Пейном и Томасом Джефферсоном в их борьбе за победу в буржуазной и антиколониальной демократической революции. Идеи Пейна и Джефферсона были направлены не только на создание демократического государства, но и на защиту неотъемлемых естественных прав человека. Трудно переоценить великий гуманный пафос Декларации прав Вирджинии 1776 г., провозгласившей: «Все люди по природе являются в равной степени свободными и независимыми и обладают определенными прирожденными правами, коих они — при вступлении в общественное состояние — не могут лишить себя и своих потомков каким-либо соглашением, а именно: правом на жизнь и свободу со средствами приобретения и владения собственностью, правом на стремление к счастью и безопасности и их приобретение». Декларация прав Вирджинии 1776 г. была первым государственным определением прав человека.

Идеи Декларации прав Вирджинии были развиты в Декларации независимости 1776 г., провозгласившей: «Мы полагаем самоочевидным те истины, что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотчуждаемыми правами, что к ним относятся жизнь, свобода, стремление к счастью, что для обеспечения этих прав среди людей учреждаются государства, черпающие свои разумные полномочия в согласии управляемых».

36 стр., 17557 слов

Защита личных неимущественных прав граждан

... анализ личных неимущественных прав, обеспечивающих физическое и социальное существование гражданина. Во второй главе проведен анализ правовых способов защиты личных неимущественных прав граждан и анализ судебной практики. 1. Правовое регулирование личных неимущественных прав граждан, .1 Генезис правового регулирования личных неимущественных прав Возникновение проблемы соблюдения прав человека и ...

Конституция 1787 г. не содержит перечня естественных неотъемлемых прав человека. Впоследствии, в 1789 г., были предложены 10 первых поправок к Конституции, составившие Билль о правах, ратифицированный в 1791 г.

Важнейшим шагом в развитии прав человека стали буржуазно-демократические революции 17-18 веков, предложившие не только широкий спектр прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности человеческого прав.

Вторая половина двадцатого века стала дальнейшим этапом в углублении и развитии каталога прав человека. После Второй мировой войны, сопровождавшейся серьезными и массовыми нарушениями прав человека, они вышли за рамки внутренней проблемы и стали объектом постоянного внимания международного сообщества.

Признание Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и ряда других важнейших международно-правовых актов, явилось неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры XX в.

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Права человека — это неотъемлемые свойства каждого человека и основные характеристики его жизни. Государство не «предоставляет» права, оно только законодательно санкционирует их и гарантирует их реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если государство игнорирует естественные права человека или, более того, ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное и т. п.).

Наряду с категорией «права» употребляется термин «свободы»: свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли, свобода слова и т. д. По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными. Категории «права гражданина» и «права личности» также используются в литературе и законодательстве».

Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными (коренными) правомочиями, необходимыми для его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства.

Права гражданина есть совокупность естественных правомочий и приобретенных правомочий. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах и так же обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества.

4 стр., 1760 слов

Скасування кріпосного права на Україні

... 1877 р. "чигиринську змову" було розкрито, майже тисячу людей заарештовано. Організаторам руху загрожувала смертна кара, але їм ... дедалі більшою мірою втягувалося в товарний оборот, Незважаючи на колоніальну політику царизму щодо економічного розвитку в ... в українському національно-визвольному русі. Ідеї громадівців відбивались на сторінках громадсько-політичного щомісячника "Основа", що видавався у ...

Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Объем их может зависеть от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека, условий его работы и проживания. Под «личностью» подразумевают человека, гражданина, иностранного гражданина, лицо без гражданства, беженца. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия.

В настоящее время в международно-правовых актах, в литературе и законодательстве развитых государств категории «права человека», «права гражданина», «права личности» употребляются обычно в одном и том же значении. Использование отдельных категорий обусловлено чаще всего логическими и стилистическими правилами или необходимостью выделения того или иного аспекта проблемы прав человека.

Глава 3. Правовой статус человека и гражданина

Правовой статус личности — это положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.

Полное и реальное представление о правах и свободах можно получить, рассматривая их в составе правового статуса личности.

Во-первых, эта категория носит собирательный, универсальный характер. Она как бы вбирает в себя правовые статусы: гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца, вынужденного переселенца.

Во-вторых, данная категория отражает индивидуальные особенности человека и реальное положение его в системе многообразных общественных отношений.

В-третьих, права и свободы, составляя основу правового статуса личности, не могут быть реализованы без других его компонентов: без корреспондирующих правам юридических обязанностей, без юридической ответственности в необходимых случаях, без правовых гарантий, без правоспособности и дееспособности как определяющих черт волевого и осознанного поведения человека.

В-четвертых, категория правового статуса позволяет увидеть права, свободы, обязанности личности в целостном, системном виде, дает возможность проводить сравнение статусов, открывает пути дальнейшего их совершенствования.

Классификация правовых статусов личности в первую очередь проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности.

Общий (международный) правовой статус личности включает в себя помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах. Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Например, в ст. 15 Конституции РФ предусмотрена возможность применения правил, установленных нормами международного права и международными договорами. А в рамках СНГ действует Комиссия по правам человека, которая согласно Положению о ней от 24 сентября 1993 г. компетентна рассматривать как письменные запросы государств по вопросам нарушения прав человека, так и индивидуальные и коллективные обращения любых лиц, исчерпавших все доступные внутригосударственные средства правовой защиты.

13 стр., 6060 слов

Исследование гражданско-правовой охраны личности граждан

... в области свободы личности. Права гражданина - это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с ...

Центральное место в содержании основ правового положения личности принадлежит конституционным правам и свободам человека и гражданина. В Конституции Российской Федерации 1993 г. впервые в законодательстве России была выражена идея естественных, неотчуждаемых прав человека. Это закреплено в статье 2: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» Тем самым Конституция провозглашает важнейший принцип основ конституционного строя Российской Федерации.

«Под конституционными правами и свободами, — пишет М.В. Баглай, — понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту». Данные права закрепляются в качестве субъективных конституционных прав в высших по юридической силе нормах государственного права, направленных против государства, но одновременно и гарантируемых им. Таким образом, провозглашенные декларацией прав и свобод человека и гражданина 1991 г. как права естественные, они становятся в нашей стране правами в юридическом смысле. Идея прав человека и конституционная идея сливаются и оказывают воздействие на государство, формируемое в соответствии с принципами основных прав.

Институт прав и свобод человека и гражданина является центральным в конституционном праве Российской Федерации. В Основном Законе признан минимальный стандарт основных прав и свобод человека, сложившийся в международном праве. Тем самым учение о свободе личности получает свою материальную основу. Само по себе это знаменует огромное продвижение вперед российского общества.

Философской основой и нормативными источниками института прав и свобод российского законодательства служат учение об индивидуальных правах и свободах, а также принципы и нормы международного права, закрепляющие права личности. Основные права человека и гражданина, определенные Конституцией, фиксируют фундаментальные гарантии свободы и принципиальные ценностные ориентиры. Они призваны формировать правовую политику.

Права человека и гражданина в конституционном строе приобретают особое значение для индивида и тем более для государства. Конституционное признание естественных прав дает основание полагать, что государство есть каждый, где все — индивиды, и оно обязуется оправдать свое предназначение. Таким образом, основные права закрепляются и в качестве позитивных норм. Следовательно, нормы конституционного права, касающиеся основных прав, должны быть фундаментом всей юридической системы.

Основные, или конституционные, права и свободы имеют принципиальное значение для правового статуса любого индивида. Во-первых, в этих правах получает утверждение принцип уважения человеческого достоинства. Во-вторых, в них реализуются притязания индивида на достойное существование и развитие. В-третьих, конституционные права выступают как основа правового статуса личности. Они являются исходной базой для приобретения других прав, предусмотренных законами и подзаконными актами. Основные права находят свою конкретизацию в нормах текущего законодательства. В-четвертых, конституционные права имеют одинаковый, постоянный и равный правовой характер для всех лиц. Этим Конституция закрепляет принцип социальной справедливости, предоставляя каждому индивиду исходно равный минимум свободы (или возможностей), которая необходима ему как творческой личности.

40 стр., 19769 слов

Право собственности граждан и юридических лиц — Общие положения

... права собственности граждан и юридических лиц. Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованной литературы. Глава 1. Общие положения о праве собственности 1 Право собственности: ... о защите прав человека и его основных свобод, согласно которой каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности; ...

Основные права и свободы человека и гражданина сформулированы в Конституции Российской Федерации в соответствии с международными документами — Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г., Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. и др. Конституционные права образуют конституционно-правовой статус личности. Эти правоотношения составляют основу деятельности органов государственной власти.

Конституционную концепцию основных прав и свобод личности отличают следующие характерные черты.

1. Она следует либеральным традициям понимания человека, сложившимся в странах западной демократии, знаменует отказ от институционального подхода к закреплению правового статуса личности, основанного на тезисе о дарования личности прав и свобод государством. Если не в теории, то по крайней мере на практике такое мнение господствовало. Институциональный подход к правам человека «приводил к подавлению личности, нарушению свободы, означал принудительное навязывание человеку социалистических ценностей, не признавал элементарного права человека на свободу мысли». Огосударствление всех сфер общественной жизни влекло за собой стагнацию не только экономики, но и культуры, препятствовало развитию индивида. Согласно новому конституционному законодательству «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ).

2. На конституционном уровне впервые закреплены «права человека» и «права гражданина», не идентичные по своему содержанию, отражающие разные аспекты правового статуса личности. «Права человека проистекают из неотъемлемого качества человеческой личности — достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и свободы». Права человека — это такие права, которые принадлежат каждому человеку независимо от его гражданской принадлежности, т. е. они имеют естественное происхождение и принадлежат человеку от природы, человек обладает ими по рождению, эти права неотъемлемы. Эти права существуют независимо от конкретных этапов развития общества, от законодательных норм. Они имеют высший социальный статус, выступают критерием оценки любой политико-правовой организации общества. Задача общества и государства состоит в том, чтобы защищать права человека, не допускать их нарушения. Права гражданина определяют политико-правовую связь личности и государства. Правовой статус гражданина возлагает на личность и государство дополнительные права и обязанности, опосредуемые через различные политико-правовые институты. Через институт гражданства индивид получает дополнительные гарантии в обеспечении своих прав и свобод. Категория «права гражданина» органически связана с категорией «гражданство», под которой в российском законодательстве понимается «устойчивая правовая связь человека с государством, выражающая совокупность их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства основных прав и свобод человека» .

3. В Конституции признан принцип приоритетности норм международного права в области прав человека. Это означает, что индивид вправе в соответствии с международным правом обращаться в межгосударственные органы по защите своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ).

Присоединение России к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод расширяет возможности каждого россиянина по защите своих прав.

Основополагающие принципы, определяющие характер взаимоотношений личности и государства, провозглашаются в главе 1 Конституции — «Основы конституционного строя» и главе 2 — «Права и свободы человека и гражданина». Это такие исходные принципы, как:

  • признание человека, его прав и свобод высшей социальной ценностью;
  • обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
  • признание прав и свобод человека и гражданина критерием деятельности государственной власти и основой содержания и применения российского законодательства;
  • признание непосредственного характера прав и свобод человека и гражданина, их неотчуждаемость;
  • признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  • недопустимость отрицания и умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина;
  • равенство всех перед законом и судом;

— равенство прав человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Данные принципы обусловливают содержание, смысл и применение норм Конституции, касающихся правового статуса личности в Российской Федерации.

Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы — гражданским, трудовым, административным правом и др.

Родовой (специальный) статус личности отражает специфику правового положения отдельных категорий людей, которые, могут иметь какие-то дополнительные субъективные права и обязанности: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов, работников Крайнего Севера и др.

Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении государственными делами и т. п.

Глава 4. Система прав и свобод человека и гражданина

Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных государств. Общепринятыми критериями их классификации являются сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности. Различают гражданские (личные), экономические, политические, социальные, культурные, экологические и информационные права.

Среди основных прав гражданские выдвигаются на первый план. Этим государство подчеркивает их социальную значимость, что объясняется, по-видимому, характером первоначальной борьбы против государственной власти именно за их осуществление.

Ныне действующий Основной Закон России значительно расширил круг личных прав человека, занявших главенствующее положение в системе прав личности. Личные права закреплены в ст. 20—30 Конституции. К ним относятся: право на жизнь (ст. 20), право на защиту своей чести и доброго имени (ст. 21 и ч. 1 ст. 23), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23), неприкосновенность жилища (ст. 25).

Ограничения этих прав могут осуществляться только в случаях, установленных федеральным законом и на основании судебного решения. Со вступлением в Европейское Сообщество государство обязалось исключить из практики и применение смертной казни.

К личным правам человека относятся также право на свободное передвижение, выбор места жительства и пребывания (ст. 27).

Хотя Конституционный Суд Российской Федерации официально отменил институт прописки, реализация этого права все еще затруднена. Конституция закрепляет также право каждого определять и указывать свою национальность (ст. 26), право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26).

К личным правам следует отнести свободу совести и вероисповедания (ст. 28), свободу мысли и слова, свободу информации (ст. 29).

Особое значение среди основных прав приобретают политические права, прежде всего право участвовать в управлении делами государства и избирательное право (ст. 32).

Только граждане являются субъектами политических прав. Они олицетворяют активный статус гражданина, дают ему возможность принимать участие непосредственно или через своих представителей в управлении государственными делами, в органах местного самоуправления, а также участвовать в референдумах.

Основной Закон закрепляет право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), провозглашая таким образом право участия граждан в политической жизни общества. Основополагающий принцип политической жизни изложен в ст. 1, которая закрепляет демократический характер формирования государственного строя. К политическим правам также относятся: равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32), право участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32), право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Система использования и защиты важнейших политических прав граждан подробно регламентируется федеральными законами. Право граждан на митинги и демонстрации, шествия и пикетирование установлено Указом Президента Российской Федерации «О порядке организации и проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования» от 25 мая 1992 г.

Избирательное право осуществляется на основании целой системы правовых норм и прежде всего федерального закона «Об основных гарантиях избирательных нрав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. Право гражданина на участие в референдуме осуществляется и согласно федеральному конституционному закону «О референдуме РФ» от 3 октября 1995 г. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» призван обеспечить механизм осуществления права граждан на равный доступ к государственной службе.

Конституция провозглашает такие социально-экономические и культурные права, как право на свободное использование своих способностей и имущества, свобода экономической деятельности (ст. 34), право частной собственности (ст. 35) и право граждан иметь в частной собственности землю (ст. 36).

Конституционное право частной собственности дает возможность каждому свободно владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, принадлежащим ему на законном основании, К социально-экономическим и культурным правам также относятся: право на труд (ст. 37), право на отдых (ч. 5 ст. 37), право на социальное обеспечение (ст. 7 и 39), право на жялище (ст. 40), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), право на благоприятную окружающую среду (ст. 42), право на образование (ст. 43), право на участие в культурной жизни и пользование культурными учреждениями, доступ к культурным ценностям, свободу творчества (ст. 44).

Вопрос о конституционном характере социальных прав с течением времени приобретает особую актуальность. Хотя Основной Закон и закрепляет основные социальные права, но государственное право еще не разработало единой концепции их осуществления. Об этом свидетельствуют чисто декларативные определения государства как «демократического федеративного правового государства» (ст. 1, ч. 1), «социального государства» (ст. 7, ч. 1).

Разумеется, когда общество находится в глубоком кризисе, обеспечить защиту социальных прав граждан сложно, но с государства такая ответственность не снимается. Социальные блага, закрепленные в Конституции, возлагают на государство обязанность обеспечить их защиту. Однако Конституция прямо не говорит об этом, в ней сказано: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена ка создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7).

Глава 5. Гарантии прав и свобод личности

Гарантии — это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод.

Во многом реализация основных прав и свобод личности зависит от тех гарантий культурного, социально-экономического, материального, политического, организационного и юридического характера, которые устанавливаются и обеспечиваются государством. Общеизвестно, что с уровнем материально-технического развития общества связаны социальная стабильность и безопасность, в условиях которых человек в большей мере способен реализовать свой социальный и творческий потенциал. Его личные и социальные интересы не вступают в противоречие. Богатое общество всегда в состоянии тратить больше средств на социальную сферу и работу тех органов, которые обеспечивают осуществление прав граждан.

Порядок организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления основывается на исходных началах конституционного правового статуса личности. Соответственно Основной Закон закрепляет и конкретные гарантии их реализации.

Особое место в системе гарантий прав и свобод граждан занимают юридические гарантии, посредством которых обеспечиваются различные стадии процесса осуществления, охраны и защиты прав и свобод граждан. В обществе действует развернутая система гарантий субъективных прав граждан. Однако в конечном счете эта система обеспечения субъективных прав реализуется лишь через юридические гарантии, нормы правоустанавливающего и правовосстанавливающего характера, которые непосредственно обеспечивают реальный правовой статус личности.

В правовой науке под гарантиями понимается система социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов . Юридические гарантии прав и свобод граждан — это совокупность специальных правовых средств и способов, при помощи которых реализуются, охраняются и защищаются права и свободы, пресекаются их нарушения, восстанавливаются нарушенные права.

К юридическим гарантиям реализации прав и свобод человека и гражданина относятся закрепленные правовыми нормами пределы их осуществления, способы конкретизации; юридические факты, связанные с их обеспечением; процессуальные формы осуществления прав и свобод; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной их реализации.

Некоторые авторы высказывают мысль, что в число юридических гарантий прав личности следует включить: закрепленные нормами права меры надзора и контроля для выявления случаев правонарушений; меры правовой защиты; меры юридической ответственности; меры пресечения и другие правоохранительные меры; процессуальные формы охраны прав (включая формы применения правоохранительных мер); меры профилактики и предупреждения правонарушений . Такой же позиции придерживаются авторы учебника «Общая теория права и государства», но при этом они вносят два существенных уточнения: во-первых, в рамках теории гарантии необходимо рассматривать негативные воздействия, без знания которых невозможна эффективная деятельность по укреплению законности, обеспечению прав личности; во-вторых, реально гарантии действуют как совокупность каких-либо явлений, процессов, включающих как положительные, так и отрицательные воздействия .

Система юридических гарантий будет эффективнее, если нормативные, институциональные, процессуальные, организационные элементы этой системы будут основываться и функционировать на принципе «гарантия гарантиям». Так, В. С. Нерсесянц утверждает, что юридические гарантии воплощают идею согласованного действия права и государства, когда одни формы, направления и функции государственно-правовой регуляции и деятельности служат одновременно защитным механизмом для других, и наоборот. Именно в контексте взаимной поддержки и согласованности различных частей и аспектов всего государственно-правового комплекса отдельные специальные формы и конструкции юридических гарантий прав и свобод личности могут реально осуществить свою защитную роль. Словом, юридические гарантии сами нуждаются в юридических гарантиях, в форме которых выступают правовое государство и правовые законы .

По сфере действия различают международно-правовые (планетарные) гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные гарантии и автономные гарантии.

Международно-правовые гарантии закрепляются во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах и других документах. Их осуществлением занимаются ООН, ее органы, а также организации, действующие под ее эгидой (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ)), через различного рода международные программы и проекты. Важное значение в этом плане имеет деятельность Совета Безопасности ООН, комитетов Генеральной Ассамблеи ООН, Международного Суда ООН и специализированных учреждений — Комитета по правам человека, Комитета по правам ребенка, Комитета против пыток. Обязательства по реализации основных прав и свобод возлагают на себя и государства, являющиеся членами ООН.

Гарантии региональных международных сообществ (Европейский Союз, Совет Европы, Совет государств Балтийского моря, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Содружество Независимых Государств) осуществляются также через различные учреждения на основе соответствующих нормативно-правовых актов.

Так, государства — члены Совета Европы руководствуются в своей деятельности Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и дополнительными протоколами к ней. Контроль за их реализацией осуществляют Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. Государства — участники СНГ приняли ряд документов, которые способствуют осуществлению на их территориях личных и имущественных прав граждан всех государств — участников СНГ. В частности, это Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 г.), декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод (1993 г.), Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (1994 г.), Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (1995 г.).

Внутригосударственные институты защиты прав человека и гражданина — это система культурных, социально-экономических, политических и правовых средств и условий, обеспечивающих непосредственную защиту прав человека и гражданина. Они закреплены в Основном Законе государства либо в законах, имеющих конституционное значение.

Конституция устанавливает общие принципы юридических гарантий. Общими юридическими гарантиями являются положения главы 1 Основного Закона: «Основы конституционного строя» и прежде всего ст. 1, 2, 7, 15. Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» закрепляет целую систему юридических гарантий, обеспечивающих индивиду беспрепятственное осуществление его прав.

К числу важнейших конституционных гарантий относятся:

  • принцип разделения властей (ст. 10), обеспечивающий политическую свободу личности;
  • обязанность государства защищать права и свободы человека (ст.

45), в том числе и обязанность судебной защиты его прав (ч. 1 ст. 46);

  • право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45);
  • право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48);
  • принцип презумпции невиновности (ст. 49);
  • право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 47);
  • право на защиту потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, обеспечение им доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба (ст. 52);
  • право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53);
  • гарантии в области правосудия (ст. 50, 51).

Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).

Это непосредственно действующие права. В данной сфере Конституция отводит особую роль Президенту. Выступая гарантом прав и свобод человека и гражданина (ст. 80), Президент реализует свое конституционное полномочие в процессе осуществления законодательной инициативы, а также при издании указов, направленных на защиту правового положения личности в целом и отдельных групп населения, включая пенсионеров, военнослужащих, студентов и других особо нуждающихся в защите со стороны государства .

Важнейшими гарантиями основных прав и свобод личности являются институт конституционного контроля, установленный ст. 125 Конституции Российской Федерации, и принцип презумпции невиновности, суть которого в том, что каждый человек, обвиненный в совершении преступления, считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в судебном порядке.

Под автономными понимаются гарантии, получившие отражение в законодательстве составных частей федеративных государств (штатов, республик, областей, земель, провинций).

Так, обеспечение прав и свобод берут на себя наряду с федеральными органами и субъекты РФ. Во всех конституциях и уставах субъектов РФ содержатся положения о признании и гарантированности прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

По содержанию и видам деятельности гарантии подразделяются на следующие виды:

  • экономико-правовые (закрепление свободы экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, социальное партнерство),
  • политико-правовые (механизм народовластия, разделение и равновесие властей, многопартийность, плюрализм мнений),
  • социально-правовые (запрет на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования)
  • правовые (наличие развитой системы законодательства, независимого правосудия, возможность получения квалифицированной юридической помощи, право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом).

Правовые гарантии могут быть материальными (нормативные установления, определяющие условия реализации прав и свобод), идеальными (презумпция невиновности, юридические фикции), процессуальными (институты надзора и кассации, процедура приостановления и прекращения полномочий судей), технико-юридическими (конструкции, отражающие предоставительно-обязывающий характер правовых норм, конструкции гражданско-правовых исков, договоров).

Глава 6. Обязанности человека и гражданина

Обязанность — это мера общественно необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования.

Существование и реализация прав и свобод неразрывно связаны с определенными обязанностями, которые выступают их оборотной стороной. «В основе права, — писал Гегель, — лежит свобода отдельного человека, и право заключается в том, чтобы я обращался с другим как со свободным существом». Отсюда ограничение собственной свободы, отсюда осознание необходимости адекватной поведенческой реакции.

Обязанности можно подразделить на естественно-правовые, носителями которых выступают человек и общество, и юридические, носителями которых являются гражданин, государство, его органы и которые отражены в позитивном праве. Естественные обязанности соответствуют основным естественным правам человека (право на жизнь — обязанность «не убий», право собственности — обязанность «не укради») и они так же, как права, по мере развития общества постепенно конкретизируются и закрепляются в виде юридических обязанностей в законодательстве. В ряде стран законодатель, подчеркивая разницу между естественными и юридическими обязанностями, устанавливает обязанности человека (каждого) и обязанности гражданина. Так, в ст. 58 Конституции РФ закреплена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, в ст. 59 записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».