Банкротство юридического лица (3)

Курсовая работа

В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).

В настоящий момент нашей рыночной экономике присущи такие явления как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений что несомненно приводит к несостоятельности хозяйствующих субъектов. И перед предпринимателями встает вопрос: что же делать с этими обанкротившимися предприятиями.

Банкротство для нашей страны — достаточно новое явление в сфере экономических отношений. Закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» принят 23 ноября 1992 года и введен в действие с 1 марта 1993 года.

Правда, следует оговориться, что институт банкротства является новым для отечественной системы правового регулирования предпринимательских отношений в относительном смысле. Ранее в дореволюционной России более века существовало и широко применялось развитое законодательство о несостоятельности (банкротстве).

Но, к сожалению, проходится констатировать, что традиции того российского законодательства практически утрачены. И в этом смысле действительно приходится начинать все сначала.

Значение института банкротства заключается в том, что из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты (в случае их ликвидации), что служит оздоровлению рынка, а с другой стороны, этот институт дает возможность ответственно действующим предприятиям, организациям и добросовестным предпринимателям реорганизовать свои дела и вновь достичь финансовой стабильности.

Предусмотренная законодательством о банкротстве возможность применения к попавшим в трудное положение неплатежеспособным предприятиям и организациям реорганизационных процедур, позволяет им восстановить статус полноценных субъектов рыночных отношений, поощряет предпринимательскую инициативу и риск, поскольку в случае неудачи они в значительной мере будут защищены от тяжелых последствий банкротства.

Однако вместе с тем, банкротство может быть использовано в неправомерных целях, что представляет собой преднамеренное (умышленное, фиктивное) объявление предприятия банкротом для того, чтобы скрыть перекачивание денег, ограбление вкладчиков и другие финансовые преступления.

В свете этого исследование института банкротства приобретает особенную окраску, поскольку одним из факторов стабильности общества является высокая правовая культура его членов. Практика же обращения лиц в арбитражный суд с заявлениями о признании предприятий несостоятельными (банкротами) показывает, что часто подобные заявления составлены с нарушением требований законодательства, неумением аргументировать свою позицию, подкрепить её надлежащими документами. По этой причине арбитражные суды нередко вынуждены возвращать такие заявления без рассмотрения, либо отказывать в возбуждении дел.

46 стр., 22518 слов

Процедура конкурсного производства при банкротстве

... связанным с проведением конкурсного производства. Научная новизна исследования заключается в том, что, в отличие от опубликованных научных работ, посвященных процедурам несостоятельности, некоторые аспекты процедур банкротства более подробно раскрыты в дипломной работе. Такой подход ...

Далее рассмотрим возникновение нормативной базы института банкротства, а также подробнее процедуры банкротства и рассмотрение дел о банкротстве арбитражными судами РФ.

Банкротство: содержание, нормативная база.

Обращение к российским традициям гражданско-правового регулирования банкротства представляется необходимым, поскольку современный этап развития этого института представляет не что иное, как продолжение тех традиций, которые закладывались в России на протяжении многих столетий.

Своими корнями институт несостоятельности уходит в далекое прошлое. Первые отголоски конкурсных отношений можно обнаружить в римском праве. Поскольку у древних отсутствовали развитые хозяйственные и имущественные связи, а также механизм оценки имущества, обеспечение обязательств в то время носило личностный характер: “…чтобы добыть кредит, плебею оставалось только заложить себя и детей в кабалу кредиторов”. 1 В случае неисполнения требований о возврате кредита, должник поступал в личное распоряжение кредитора, причем последний был вправе убить должника и разрубить его тело на части. С течением времени в римском праве появляются нормы, дающие право кредитору обратить взыскание на имущество должника, но, тем не менее, это не избавляло его от личной долговой расправы.

В России истоки зарождения института несостоятельности можно найти в “Русской Правде”. 2 Так, например, статья 69 регулирует тот случай, когда у должника несколько кредиторов, и он не в состоянии им заплатить. Способом получения денег служила продажа должника на “торгу”, но при условии, что несостоятельность должника возникла вследствие несчастного стечения обстоятельств. Полученные денежные средства распределялись между кредиторами в соответствии с установленными правилами.

Переломным моментом в регулировании отношений несостоятельности стал ХVIII век. Именно в этот период создается большое количество законодательных актов, кодификация которых была завершена в 1800 году изданием Устава о банкротах.

Устав, состоящий из двух частей: “Для купцов и другого звания торговых людей, имеющих право обязываться векселями” и “Для дворян и чиновников”, выделял три вида несостоятельности: несчастную, неосторожную и злостную, содержал новые нормы о порядке признания недействительными некоторых сделок, совершенных банкротом, регламентировал последствия несостоятельности, состоящие в лишении банкрота большинства прав. Устав о банкротах широко применялся на практике, но в процессе его применения были выявлены «разные неудобства и недостатки, в отвращение коих было принято решение создать новый Устав». 3 Устав о банкротах 1832 года четко определивший в качестве критерия несостоятельности неоплатность, просуществовал вплоть до 1917 года.

28 ноября 1927 года Декретом ВЦИК и СНК РСФСР Гражданский процессуальный кодекс был дополнен главой 37 «О несостоятельности частных лиц физических и юридических». 4 Согласно этому Декрету дела рассматривались в исковом порядке. Устанавливался срок один год с момента принятия иска к рассмотрению судом. Отстранив кредиторов как от участия в конкурсе, так и от назначения управляющего, государственные учреждения взяли на себя исполнение этих функций. Законодательство периода НЭПа представляло собой аномалию конкурсного права, поскольку защищало не законные интересы отдельных кредиторов, а общий хозяйственный результат. Со свертыванием НЭПа постепенно перестали применяться и конкурсные законы, поскольку существование института несостоятельности несовместимо с монополией государственной собственности и развитием плановых начал в экономике.5

30 стр., 14525 слов

Мировое соглашение в делах о несостоятельности (банкротстве)

... делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредитором. Таким образом, ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» разделяет целевую направленность мирового соглашения, которое, согласно норме Закона, направлено на создание процессуальных последствий и состоит в прекращении производства по делу о банкротстве, ...

Переход страны в условия рыночной экономики и интенсивное развитие предпринимательской деятельности потребовали принятия законодательной базы, защищающей интересы участников экономического оборота от последствий систематического неисполнения недобросовестной стороной принятых на себя обязательств.

Правовую базу для осуществления принудительных мер, вплоть до ликвидации несостоятельного предприятия в случаях, когда проведение реорганизационных мер экономически не целесообразно или они не дали положительного результата, создал принятый Верховным Советом Федерации 19 ноября 1992 года и введенный в действие с 1 марта 1993 года Закон Российской Федерации “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”. 6

Основная цель включенного в 1992 г. в российское право института несостоятельности заключалась в том, что из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты (в случае их ликвидации), задерживающие развитие рыночных отношений и стимулирующие рост неплатежей. В соответствии со статьей 3 указанного закона рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий было отнесено к компетенции арбитражных судов.

проект закона, который былпринят Государственной Думой 10 декабря 1997 года, одобрен Советом Федерации 24 декабря 1997 года и подписан Президентом Российской Федерации 8 января 1998 года. В соответствии с п.1. статьи 185 Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” вступает в силу с 1 марта 1998 года. 7 Новый закон регулирует весь спектр отношений, возникающих в связи с банкротством. Прежде всего, в нем определяются критерии и признаки банкротства, основания применения к должнику соответствующих процедур. Специфической чертой закона является включение в него не только норм материального права, но и большое количество норм процессуального характера, в частности требования к заявлению о признании банкротом. В качестве основного признака банкротства новый закон избрал критерий «неплатежеспособности», состоящий в неспособности удовлетворить требования кредиторов по обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения (п.2. ст. 3 Закона).

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

43 стр., 21015 слов

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) по законодательству РФ

... банкротства. 1.2 Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования ... заявления подавались в коммерческие суды, а в местностях, где такие суды отсутствовали - в окружные суды, в округе, которого должник имеет постоянное местожительство. После получения заявления должника ...

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Рассмотрения Арбитражным судом дел о банкротстве.

Единые правила для дел любой категории, включая дела о несостоятельности, установлены в Арбитражном Процессуальном кодексе. Вместе с тем, в статье 143 «Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан» 8 определено, что эти дела рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК, с особенностями, установленными законом о несостоятельности (банкротстве).

При определения признаков банкротства должника учитываются:

  • размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;

  • размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

В нашей стране используются два признака банкротства:

  • сумма долга. По новому закону о несостоятельности для юридического лица она не должна быть менее 100 тысяч рублей (вместо 500 МРОТ по закону о банкротстве 1998 года);

  • просрочка в уплате долга более чем на 3 месяца.

Указанных признаков достаточно для общего случая банкротства.

Для отдельных категорий должников эти критерии могут быть более жесткими или, наоборот, более мягкими.

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения должника на основании заявления о признании должника банкротом, в случаях, если требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем 100 000 тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

12 стр., 5843 слов

Банкротство предприятий

... тыс. дел о банкротстве должника. Возможность банкротства заставляет предприятия принимать меры по обеспечению финансовой устойчивости, повышать эффективность и производительность труда. Актуальность темы курсовой работы обусловлена отношением к проблеме банкротства предприятий как серьезнейшей, острейшей, ...

Особенностью данного процессе является то, что в нем отсутствуют истец, а есть заявитель, впрочем нет и ответчика.

Заявление о признании несостоятельным может быть подано как кредитором, так и самим должником. В зависимости от того, кто подает заявление закон устанавливает различный порядок его оформления и содержания.

Так, при подаче заявления самим должником закон устанавливает

заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Оно должно быть подписано руководителем должника – юридического лица или лицом, его заменяющим. Необходимыми реквизитами указанного документа являются: наименование арбитражного суда, в который подается заявление; сумма требований кредиторов по денежным обязательствам в размере, который не оспаривается должником; сумма задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, оплате труда и выплате выходных пособий работникам должника, сумма вознаграждения, причитающегося к выплате по авторским договорам; размер задолженности по обязательным платежам; обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме; сведения о принятых к производству судами общей юрисдикции, арбитражными судами, третейскими судами исковых заявлений к должнику, а также об исполнительных и иных документах, предъявляемых к бесспорному списанию; сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах и дебиторской задолженности; номера счетов должника в банках и иных кредитных организациях, почтовые адреса банков и иных кредитных организаций; сведения о наличии у должника имущества, достаточного для покрытия судебных расходов по делу о банкротстве; перечень прилагаемых документов. Данный перечень является не исчерпывающим, в заявлении могут быть указанны и иные сведения, необходимые для правильного разрешения дела. Здесь стоит обратить внимание на тот факт, что подписание заявление производится только руководителем должника или его заместителем. В отличие от правила, предусмотренного в АПК, когда право на подписание искового заявления может быть передано представителю.

Должник обязан направить копии заявления кредиторам и иным лицам, участвующим в деле. Перечень документов, которые должны быть приложены, содержится в статье 104 Арбитражного процессуального кодексе РФ и является исчерпывающим.

Заявление, так же как и в случае подачи заявления должником, подается в письменной форме, но отличительной особенностью является то, что данное заявление может быть подписано не только руководителем кредитора – юридического лица, но и его представителем. В нем должна быть указана следующая информация: наименование арбитражного суда, в который подается заявление кредитора; наименование должника и его почтовый адрес; наименование кредитора и его почтовый адрес; размер требований кредитора к должнику с указанием размера подлежащих уплате процентов и неустоек (штрафов и пени); обязательство должника перед кредитором, из которых возникло требование, а также срок его исполнения; доказательство обоснованности требований кредитора, в том числе вступившее в законную силу решение суда, доказательства, подтверждающие признание указанных требований должником, исполнительная надпись нотариуса; доказательства, подтверждающие основания заявления кредитора; перечень прилагаемых к заявлению кредитора документов. В тех случаях, когда требования кредитора к должнику основаны на различных обязательствах должника, они могут быть объединены. Также в одном заявлении могут быть объединены требования нескольких кредиторов.

13 стр., 6500 слов

Правовое положение участников процедуры банкротства

... Правовой статус кредиторов гражданина, их виды Общее понятие кредиторов содержится в ст. 2 Закона о несостоятельности: это лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и ... принадлежность кредитора имеет значение, поскольку определяет его правовой статус в деле о банкротстве. Правовой статус раскрывается, главным образом, через принадлежность кредитору всех или ...

Прилагаемые к заявлению документы подразделяются на два вида. Первый – те, которые предусмотрены статей 64 АПК и второй – документы, названные в законе о банкротстве.

Поскольку разбирательство дел о несостоятельности существенно отличается от дел по экономическим спорам, то при подаче заявления стоит руководствоваться нормами закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Арбитражный суд проводит судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику. По его результатам выносится одно из следующих определений:

  • о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения;

  • об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения;

  • об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве.

При подготовке дела к судебному разбирательству арбитражный суд рассматривает заявления, жалобы и ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве, устанавливает обоснованность требований кредиторов.

По ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражный суд может назначить экспертизу в целях выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

Судья арбитражного суда при подготовке дела к судебному разбирательству может принять меры для примирения сторон.

По результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:

  • решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

  • решение об отказе в признании должника банкротом;

  • определение о введении финансового оздоровления;

  • определение о введении внешнего управления;

  • определение о прекращении производства по делу о банкротстве;

  • определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;

  • определение об утверждении мирового соглашения.

Сведения о принятом решении арбитражного суда публикуются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации.

Практически все банкротства крупных предприятий, встречающиеся на практике, так или иначе возникли не без помощи руководства предприятия (действующего либо бывшего).

Руководство предприятия-цели всегда находится в выигрышном положении по отношению к остальным кредиторам, желающим принять участие в банкротстве предприятия-цели. Руководство обладает информацией о текущем финансовом состоянии, всех хозяйственных сделках и экономическом потенциале компании.

58 стр., 28560 слов

Анализ финансового состояния предприятия с целью прогнозирования ...

... написании дипломной работы, являются: 1) Изучение теории банкротства; 2) Изучение показателей финансового анализа предприятия при потенциальном банкротстве; 3) Рассмотрение методов оценки и ... требований кредиторов, конкурсного производства, принудительной ликвидации предприятия. Исходным и основным моментом является признание судом неплатежеспособности фирмы на основе исков кредиторов ...

В целях формирования кредиторской задолженности руководитель предприятия-цели может заключить ряд сделок с кредиторами на невыгодных для предприятия либо заведомо им невыполнимых условиях.

Причем зачастую подготавливается лишь договорная документация и акты о выполнении. Реального исполнения в пользу предприятия-цели со стороны «подконтрольных» контрагентов не происходит.

В отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий законодатель пытался прикрыть данную брешь. Так, ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» 2002 года установлено, что собственник должен согласовать совершение всех крупных сделок и сделок с заинтересованностью. В противном случае сделка считается недействительной.

Аналогичные положения предусмотрены в ст. 79 ФЗ «Об акционерных обществах», согласно которой, крупная сделка должна совершаться с одобрения совета директоров либо общего собрания акционеров.

Однако на практике выработались различные вариации преодоления этих положений. Во-первых, в соответствии с ч. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделок каждая из сторон при невозможности возвратить полученное в натуре обязана возместить стоимость полученного в деньгах (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге).

Во-вторых, возможны различные вариации исков о взыскании с предприятия-цели неосновательного обогащения.

Нередки случаи, когда предприятие-цель используется как своего рода «буфер» для прокачки денежных средств и формирования подконтрольной кредиторской задолженности.

Между компанией-кредитором и предприятием-целью заключается несколько договоров, в соответствии с которыми предприятие-цель получает денежные средства и сразу перечисляет их на счета других подконтрольных компаний по договорам подряда, оказания услуг и т.д. Реального исполнения по данным договорам от подконтрольных компаний предприятие-цель, как правило, не получает.

В результате у предприятия-цели образуется задолженность перед компанией-кредитором.

Несмотря на то, что вышеуказанные сделки являются недействительными, задолженность у предприятия перед компанией-кредитором остается. Ведь денежные средства были реально перечислены, и данный факт подтверждается документально.

Существуют различные способы наполнения данной схемы: договора, акты, являющиеся основанием возникновения задолженности, могут быть самыми разнообразными, но принцип «круговой прокачки» денежных средств через счет компании-цели остается неизменным.

В дальнейшем кредитор обращается с иском о взыскании задолженности с предприятии-цели в арбитражный либо третейский суд, если соответствующий договор содержит в себе третейскую оговорку.

После получения вступившего в законную силу решения, учитывая заинтересованность оппонента – предприятия-цели в благоприятном для кредитора исходе судебного процесса о взыскании, оспорить образовавшуюся задолженность в порядке арбитражного судопроизводства достаточно проблематично

Процедуры банкротства.

Отечественное законодательство, регламентирующее процедуру банкротства, пока далеко от совершенства.

Хотя Закон «О несостоятельности и банкротстве», вступивший в силу в 2002 году, устанавливает более жесткую процедуру контроля арбитражного суда за процедурой банкротства по сравнению с законом 1998 года, эта процедура продолжает оставаться инструментом перераспределения собственности.

18 стр., 8774 слов

Конкурсное производство как процедура банкротства

... конкурсного производства. В третьей главе предложены рекомендации по проблемам завершения конкурсного производства. Конкурсное производство представляет собой процедуру банкротства, применяемую к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Данная процедура является конечной стадией в процессе банкротства, ...

На сегодняшний день отсутствуют реальные механизмы, позволяющие собственнику защитить активы предприятия в случае недобросовестных действий менеджмента – руководителей предприятия и вовлечения организации в процедуру банкротства.

Крупные предприятия, в том числе государственные и муниципальные унитарные предприятия, являющиеся наследием административно-командной экономики, продолжают активно вовлекаться в банкротство.

ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» не решил ряд проблем, связанных с возможностью достаточно легкого отчуждения государственной и муниципальной собственности в интересах заинтересованных лиц, аффилированных с руководством предприятий.

Приватизация унитарных государственных и муниципальных предприятий в форме преобразования в открытые акционерные общества со 100%-ным участием государства в уставном капитале идет недостаточно быстрыми темпами. Для лиц, заинтересованных в приобретении имущества унитарных предприятий, иногда достаточно получить контроль над имуществом в рамках процедуры несостоятельности (банкротства) и обойтись без приватизации для приобретения интересующих активов.

Процедуру банкротства можно условно разделить на несколько этапов:

  • подготовительный;

  • непосредственно конкурсный процесс, включающий в себя процедуры наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства;

  • существует и особая стадия: мировое соглашение, заключение которого возможно в рамках любой процедуры.

Как правило, обращению в арбитражный суд с заявлением о несостоятельности (банкротстве) предприятия-цели должно предшествовать проведение ряда подготовительных мероприятий.

Подготовительный этап для «захватчика» является основополагающим, поскольку при надлежащем юридическом сопровождении и наличии благоприятных факторов (взаимодействие с руководством предприятия-цели, административный ресурс и.т.) остальные этапы – дело техники.

Как правило, на подготовительном этапе производятся:

  • покупка кредиторской задолженности у кредиторов предприятия-цели на подконтрольные организации;

  • заключение трудовых договоров с условием о выплате значительной суммы денежной компенсации руководству предприятия при увольнении;

    • изучение структуры и организации работы на предприятии-цели и особенно модели принятия управленческих решений;
  • задействование «административного ресурса» в целях принятия необходимых решений со стороны властных органов;

  • нейтрализация возможных противников предстоящей акции.

  • Закон выделяет следующие основные процедуры банкротства:

    • наблюдение;

      41 стр., 20471 слов

      Банкротство коммерческих организаций

      ... наличии определенных обстоятельств. Обстоятельства были следующими: 1) признание должником своего банкротства; 2) бегство должника; 3) неосуществление платежа по требованию кредитора в течение месяца. В этих случаях не ... коммерческие. Г. Ф. Шершеневич считал недостатком Правил установление такой сложной и пестрой системы[12] . С этим мнением соглашался А. А. Маттель, называя Правила производства ...

    • финансовое оздоровление;

    • внешнее управление;

    • конкурсное производство;

    • мировое соглашение.

    1. Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Как отмечает О. Никитина: «Ее смысл состоит в том, что на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о банкротстве должника еще не ясно, является ли он фактически несостоятельным (т.е. в состоянии ли он удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме), а введение наблюдения и ограничение полномочий его руководителя позволит установить платежеспособность должника и сохранить его имущество. Кроме того, процедура наблюдения является разумным компромиссом между соблюдением интересов организации-должника и кредиторов».9

    Процедура наблюдения вводится определением арбитражного суда по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя. Тем же определением суда назначается временный управляющий. При этом руководитель предприятия-должника и иные органы управления продолжают свою работу, но ряд сделок они могут совершать только с письменного согласия временного управляющего. Кроме того, в период наблюдения они не могут принимать ряд решений (о реорганизации, ликвидации юридического лица, создании филиалов и представительств и др.).

    С даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

    Упоминая такого участника процесса несостоятельности как «временный управляющий» следует более подробно рассмотреть его правовой статус.

    Временным управляющим может быть назначено физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов. Полномочия временного управляющего прекращаются с момента принятия арбитражным судом одного из решений: о введении внешнего управления и назначения внешнего управляющего; о признании должника банкротом и открытия конкурсного производства и назначения конкурсного управляющего; об утверждении мирового соглашения; об отказе в признании должника банкротом.

    Поскольку первостепенной задачей указанного лица является защита интересов кредиторов и сохранение имущества должника, основным правом является право предъявления в арбитражный суд от своего имени требования о признании сделок недействительными, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных законом о банкротстве. Иск о признании сделок недействительными осуществляется по общим основаниям, предусмотренным Гражданским Кодексом РФ. Во втором случае идет речь, о том, что сделки, совершенные должником без согласия временного управляющего противоречат действующему законодательству, в частности закону о банкротстве, и по сему признаются ничтожными в силу статьи 168 Гражданского кодекса РФ.

    2. Финансовое оздоровление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед всеми кредиторами в соответствии с утвержденным арбитражным судом графиком погашения задолженности.

    Процедура финансового оздоровления может быть введена собранием кредиторов либо арбитражным судом по ходатайству учредителей (участников).

    Максимальный срок финансового оздоровления составляет 2 года. Арбитражным судом назначается административный управляющий, который осуществляет свои полномочия до окончания процедуры финансового оздоровления либо до его отстранения арбитражным судом.

    3. Внешнее управление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Эта процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов в случае установления реальной возможности восстановления платежеспособности должника. Максимальный срок внешнего управления также составляет 2 года. С даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего; вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Мораторий распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. Помимо этого, внешний управляющий вправе заявить отказ от исполнения договоров и иных сделок должника в отношении сделок, не исполненных сторонами полностью или частично, если такие сделки препятствуют восстановлению платежеспособности должника или если исполнение должником таких сделок повлечет за собой убытки для должника. Внешний управляющий может также обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании сделок должника недействительными.

    Пример из правоприменительной практики:

    В один из арбитражных судов обратился кредитор с заявлением о признании его должника банкротом. Однако после первого заседания инициатор процесса стал ходатайствовать о введении внешнего управления. Суд отклонил ходатайство и признал должника банкротом. Тогда должник обратился с заявлением о принесении протеста на судебные акты в ВАС РФ.

    Изучение дела показало обоснованность принятия указанного решения. Доказательств реального восстановления платежеспособности должником не представлено. Утверждение заявителя о том, что иностранный банк согласился выделить должнику 20 млн. долларов США не соответствовало действительности. В деле имеется лишь переписка, свидетельствующая о возможности выделения этих средств при условии предоставления банку для утверждения графиков выполнения работ по конкретным объектам. Предоставленная суду справка о погашении задолженности отдельным кредиторам не была принята во внимание, поскольку суммы погашенных долгов весьма незначительны по сравнению с общей суммой задолженности. Учитывая эти обстоятельства, в принесении протеста на судебные акты по этому делу ВАС РФ было отказано. 10

    4. Конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Конкурсное производство вводится сроком на один год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев. Многие юристы (В.Витрянский, О. Никитина, В. Петрова и др.) отмечают практическое значение данной нормы. Ранее действующий закон не содержал подобных ограничительных сроков, что позволяло конкурсным управляющим растягивать ликвидационную процедуру на долгие годы, получая при этом довольно высокое вознаграждение.

    С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим; прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника; прекращается исполнение по всем исполнительным документам, снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника. Все требования кредиторов по денежным обязательствам могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. Полномочия по управлению юридическим лицом переходят к конкурсному управляющему, который осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника, формирует конкурсную массу и осуществляет расчеты с кредиторами в соответствии с установленным законом порядком очередности.

    Одним из важных моментов в процессе осуществления ликвидационных процедур является формирование конкурсной массы. Закон определяет указанное понятие, как все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, на которое может быть обращено взыскание. Следует обратить внимание, что из имущества должника, составляющего конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности. После того как сформирована конкурсная масса, произведена инвентаризация и оценка имущества, конкурсный управляющий представляет собранию или комитету кредиторов возможные варианты продажи имущества должника, которое выносит решение о начале продажи, ее форме и начальной цене имущества.

    Конкурсная масса распределяется в следующем порядке: расходы, покрываемые вне очереди; требования привилегированных кредиторов; требования остальных кредиторов.

    Вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплутационные платежи должника, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства.

    В законе предусмотрено пять очередей удовлетворения кредиторов:

    1. В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью. Размер требований кредиторов данной очереди устанавливается на момент принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

    2. Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам. При определении размера указанных требований принимается во внимание непогашенная задолженность, образовавшаяся на момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Вопрос о возмещении морального вреда при задержке выплаты заработной платы законодательно не определен, но возможно, данные требования должны быть удовлетворены в составе требований второй очереди.

    3. В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

    4. В четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды. При определении размера этих требований учитывается задолженность (недоимки), образовавшаяся на момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

    5. В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами. При определении размера требований кредиторов пятой очереди учитываются требования по гражданско-правовым обязательствам, за исключением требований граждан о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, и требований учредителей (участников) должника — юридического лица, вытекающих из такого участия.

    В соответствии с законом о банкротстве, только после погашения основной задолженности кредиторам пятой очереди и причитающихся им процентов, конкурсный управляющий вправе приступить к погашению требований по возмещению убытков, взысканию неустоек и иных финансовых (экономических) санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, которые учитывались им отдельно в реестре требований кредиторов.

    Пример из правоприменительной практики:

    ТОО «Галант» обратилось в арбитражный суд с иском к ЗАО «Эко-лиметед» о признании недействительным договора мены. Решением арбитражного суда иск удовлетворен, сделка признана недействительной. Определением апелляционной инстанции решение отменено и иск оставлен без рассмотрения. Мотивом послужило то, что ТОО решением суда по другому делу признано банкротом с открытием конкурсного производства, а исковое заявление подписано неуполномоченным лицом – директором ТОО. На определение апелляционного суда заместителем председателя ВАС РФ был принесен протест, в котором указывалось, что решение о признании банкротом и ликвидации ТОО было действительно принято, но поскольку конкурсный управляющий на день рассмотрения дела апелляционной инстанцией еще не был назначен из-за отсутствия предложений по кандидатуре, директор ТОО имел полномочия на защиту интересов ТОО в арбитражном суде. Определение апелляционной инстанции отменено, а дело было направлено на новое рассмотрение. 11

    5. Известный в настоящее время российскому законодательству институт мирового соглашения был предусмотрен еще в законе о банкротстве 1992 года, однако в силу имевших место существенных недостатков в правовом регулировании практически не применялся в арбитражно-судебной практике. 12

    Мировое соглашение — процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Мировое соглашение заключается по решению собрания кредиторов между конкурсными кредиторами и уполномоченными органами, с одной стороны, и должником — с другой, и представляет собой гражданско-правовую сделку, путем которой стороны на основе взаимных уступок определяют размер подлежащих погашению денежных требований и сроки их погашения. Мировое соглашение заключается в письменной форме и может содержать положения о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, обмена требований на акции, облигации, новации обязательства, прощения долга и т.д. Мировое соглашение утверждается определением арбитражного суда, после чего производство по делу о банкротстве прекращается. Соглашение может быть расторгнуто арбитражным судом в случае неисполнения или существенного нарушения должником его условий.

    Заключение.

    Законодательство о банкротстве действует в России с 1 марта 1993 года и накопленный опыт пока не велик. Поэтому при разработке ныне действующего закона законодателям пришлось не только учитывать имеющийся российский опыт, но и восполнять существующие пробелы за счет опыта ряда зарубежных стран, в которых институт банкротства занимает одно из важнейшим мест в правовом регулировании хозяйственного оборота.

    Новый закон более четко определил понятие несостоятельности, избрав из существующих различных законодательных подходов к определению несостоятельности, критерий неплатежеспособности. Юридическое лицо может быть признано банкротом в случае неспособности удовлетворить требования кредиторов по обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

    Несомненным достоинством закона является детальная и тщательная регламентация процедур банкротства: внешнего управления; конкурсного производства, заключение мирового соглашения, а также относительно новой для российского законодательства процедуры наблюдения.

    Указанная процедура вводится арбитражным судом в течение 3 месяцев с момента принятия заявления о банкротстве с целью обеспечения сохранности имущества должника и решения вопроса о возможности восстановления платежеспособности должника на основе финансового анализа его состояния.

    Процедуре внешнего управления посвящена восстановлению платежеспособности должника и способствует введению моратория на удовлетворения требований кредиторов, означающего не только приостановление исполнения всех судебных решений и иных исполнительных документов, но и прекращение начисления всевозможных пеней, штрафов и экономических санкций.

    Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях удовлетворения требований кредиторов. С момента принятия решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства срок исполнения всех денежных обязательств, а также отсроченных обязательных платежей считается наступившим; прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности; снимаются ранее наложенные аресты имущества должника, введение новых арестов и иных ограничений по распоряжению имуществом не допускается; все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства. Целью формирования конкурсной массы и проведения инвентаризации имущества является его продажа на открытых торгах, и как результат проведение расчетов с кредиторами в порядке и очередности, установленной статьей Закона о банкротстве. При удовлетворении требований кредиторов необходимо отметить социальную направленность нового закона, поскольку требования работников должника о выплате им заработной платы превалируют над требованиями кредиторов, по обязательствам обеспеченным залогом и требованиям кредиторов по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

    Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве. При достижении договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки или рассрочки платежей оформляется мировое соглашение.

    Но не смотря на это, хочется еще раз подчеркнуть, что закон о банкротстве юрлиц РФ обеспечивает не только цивилизованную ликвидацию неплатежеспособных должников, но представляет возможность сохранить жизнеспособность хозяйствующих субъектов. Что в конечном счете должно благоприятно отразится на состоянии российской экономики.

    Литература.

    [Электронный ресурс]//URL: https://leaktrix.ru/kursovaya/bankrotstvo-yuridicheskih-lits-2/

    1. ГК РФ. М.:2007.

    2. АПК. М.:2006.

    3. Комментарии к ГК под ред. Т.Е.Абовой, М.М.Богоуславского, А.Г.Светланова. М.:Юрайт-Издат, 2004.

    4. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ.

    5. Постатейный комментарий к ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»//Вестник высшего Арбитражного Суда РФ, 2002, №9.

    6. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» №6 ФЗ//Российская газета, 1998.

    7. Кращенко О.А. Банкротство предприятий: его признаки и условия// право и экономика.2000. №6.

    8. Ликвидация юридических лиц «Директор-инфо №3 от 17.09.01г., «Бизнес-адвокат» №4, февраль 2002г., «Коллегия» №4 апрель 2002г.

    9. Малышев К.И. Исторический очерк конкурсного процесса. С-Пб., 1871.

    10. Российское законодательство X-XX веков.т.1. законодательство древней Руси.-М.:1984.

    11. Добровольский А.А. Свод общеимперских положений о торгрвой и не торговой несостоятельности. М., 1914.

    12. Телюкина М.В. Развитие законодательства о несостоятельности и банкротстве// Юрист 1997.

    13. Ведомости РФ 1993. №1. ст.6.

    14. Собрание Законодательства РФ 1998, №2, ст.222.

    15. Никитина О. Банкротство под наблюдением// Бизнес-адвокат,1998.

    16. Весенева Н. Безнадёжному банкроту помочь невозможно// бизнес-адвокат, 1998.

    17. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.98г. дело № 2702/96// Вестник высшего Арбитражного суда РФ, 1998., №5.

    18. Экономика предприятия. Учебник под ред. О.И.Волкова.- М.: Инфра-М,2004.

    19. Лившиц Н.Г. разбирательство дел о банкротстве в Арбитражном суде,1998.