История западноевропейской правовой науки

Контрольная работа

№1. Основные черты политико-правовой мысли западноевропейского средневекового общества

В истории Западной Европы Средние века заняли громадную, более чем тысячелетнюю эпоху (V–XVI вв.).

Политические и правовые учения в Западной Европе рассматриваемой эпохи постоянно видоизменялись. Произошедшие в них изменения, существенные изменения были закономерным следствием серьезных изменений, сопровождавших эволюцию социально-экономических и политических систем феодального общества в странах Западной Европы.

Три крупных исторических этапа включает в себя эта эволюция. Первый – раннефеодальный (конец V – середина XI в.); феодализм только еще консолидируется и упрочивается как новая общественно-экономическая формация; в рамках данного этапа государственность сначала организуется в большие, но весьма слабо интегрированные в единое целое монархии, а потом распадается на конгломераты раздробленных политических образований. Второй этап – пора полного развития феодального строя, фаза его расцвета (середина XI – конец XV в.); для этого периода типичны централизованные сословно-представительные монархии. Третий – позднее Средневековье (конец XV – начало XVII в.); полоса заката, упадка феодализма и зарождения капиталистических общественных отношений; государственность на этом, последнем этапе феодальной формации строится по преимуществу как абсолютная монархия. Постепенный характер развития феодального общества во многом предопределил особенности и динамику средневековой западноевропейской политической и правовой мысли.

Своеобразие последней придавалось еще и тем, что христианская религия и Римско-католическая церковь оказали на нее исключительно сильное влияние. Эта церковь практически безраздельно господствовала в сфере духовной жизни на протяжении почти всех Средних веков. В руках священнослужителей политика и юриспруденция, как и все остальные науки, оставались прикладными отраслями богословия. На протяжении всей политической истории западно-европейского Средневековья шла ожесточенная борьба между римско-католической церковью, папством и светскими феодалами (в первую очередь монархами) за главенствующую роль в обществе. Соответственно и одной из центральных проблем тогдашнего политико-юридического знания оказался вопрос о том, какая власть (организация) должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство).

Обосновывая политические претензии церкви, ее идеологи утверждали, что власть правителей исходит от церкви и что она получила свою власть непосредственно от Христа. Отсюда проистекает безусловная обязанность христианских государей подчиняться главе христианской церкви. Различные идейные течения, в которых выражался протест против засилья официальной церкви, эксплуатации и произвола светских феодалов (плебейские и бюргерские ереси), тоже в общем не выходили за рамки религиозного мировоззрения. действительно, социально-политические программы, которые возникли в этих оппозиционных движениях, заметно отличались от социальных классовых установок идеологов феодализма.

36 стр., 17797 слов

История политических и правовых учений

... развитие государства. Это порождает феодальное правление. 41. Политические учения А. Радищева. Рассматривал самодержавие ... их противопоставление. 46. Политико правовая теория И. Фихте 50. Политико – правовые взгляды М. Сперанского ... правления отстаёт от степени развития общества, это неизбежно; если не будет реформ ... не на законы, которыми в западных странах принято ограничивать правителей. Карамзин ...

Формируясь и развиваясь на основе феодальных отношений, под колоссальным влиянием христианства, католическая церковь, политико-правовые знания средневековой Западной Европы в то же время восприняли и продолжили ряд существенных идей античной политической и правовой мысли. К числу подобного рода идей относят, в частности, представление о государстве как о некоем организме, положение о правильных и неправильных государственных формах и об их круговороте, идею естественного права как нормы, вытекающей из природы вещей, положение о высокой значимости закона для устройства нормальной государственной жизни.

В методе средневековой политической и юридической мысли, развитом в контексте теологической схоластики, была очень большая доля религиозного догматизма. Но была также заметная тенденция гарантировать строгость рассуждений, последовательность, последовательность и ясность выводов. Большой интерес схоласты проявляли к вопросам логической техники: методам классификации, формам спора, искусству аргументации. При соответствующих обстоятельствах акцентирование на собственно логических аспектах исследования открывало возможности перехода к рациональному изучению объектов, к обоснованию рационалистической методологии, блистательно проведенному в XVII в. Ф. Бэконом, Р. Декартом, Т. Гоббсом, Б. Спинозой, Г. Лейбницем.

Изменявшиеся и усложнявшиеся нужды производства, общения и обмена, потребности политического и правового развития не давали пребывать политико-юридическим учениям западноевропейского средневековья в состоянии покоя, стимулировали постепенное расширение и углубление знаний о политике, государстве и праве. Медленно, совсем не просто и понятно, но эти знания развивались во многих направлениях. Они явились необходимым и важным звеном истории мировой политико-юридической мысли.

№2. Западноевропейское право как историко-правовое понятие

Корни западноевропейского феодального строя эпохи Средневековье находится в глубине социальных структур позднего античного периода. Для создания пусть даже скудной и убогой социальной защиты граждан в период дезорганизации центральной государственной власти и почти тотального распада всех сфер жизнедеятельности общества необходимо было срочно сформировать общественно-правовую систему, которая могла бы обслуживать, в первую очередь, властные структуры с их огромными поместьями. Землевладельцы-феодалы одновременно были и военачальниками своих вассалов, заведовали административным аппаратом своих ленов, вершили суд и расправу над подданными, совершенно не придерживаясь никаких предписаний публичных правовых норм, а творя его по своему собственному разумению с позиций частного права, т. е. с позиций защиты интересов клана военачальников и его земельной собственности. С началом развития такой системы возникла необходимость в глубоких преобразованиях в области регулирования прав и обязанностей, вытекающих из самого факта владения земельной собственностью на различных уровнях феодальной иерархии. Необходимы были также и соответствующие правила решения спорных вопросов, ущемлявших частноправовые интересы феодалов. Поэтому феодальная система и развилась в общественно-правовую систему. Необходимость в создании правовых норм для обслуживания этой системы привела, в свою очередь, к созданию так называемого феодального ленного права, т. е. правовой нормы, бравшей под защиту права феодала на владение леном. Эти источники были чрезвычайно важны в тех частях Европы, где феодальная система уже окрепла и процветала, особенно в Германии, Франции, Англии, Италии и Испании.

15 стр., 7122 слов

Правовой обычай в системе форм права

... той или иной нормы. Существуют правовые системы, где роль правового обычая и вообще обычаев достаточно велика. К ним относится обычное право африканских государств, где обычаями регулируются ... боязнь подвергнуться осуждению со стороны знакомых, друзей, коллег; нежелание оказаться в положении человека, не уважающего общепринятые нормы поведения (гостеприимство, добрососедство, уважение старших, ...

Расхождения во взглядах между представителями различных самостоятельных судебных инстанций в рамках феодальной системы естественно привели к значительным расхождениям в вопросах формирования правовых норм. Центральные органы государства, императоры и короли в период расцвета средневековья, как правило, были еще слабыми и поэтому не могли проводить политику в области создания государственного законодательства общего характера. Они обычно не могли достигнуть большего, чем создания специальных правовых предписаний в особо важных областях, в которых потребность в них была особенно велика, например, предписаний в форме законов о мире между гражданами, направленных на обуздание грубого насилия, процветавшего в тот период во всех районах Европы. И только лишь в эпоху Позднего средневековья и Ренессанса впервые вновь появилась возможность консолидации властных структур, оказавшихся к этому периоду достаточно сильными для того, чтобы вступить в открытую борьбу за власть против крупных феодалов-землевладельцев, которая отразилась на всей внутренней политике государства и на развитии государственного права в XVI и XVII вв.

В эпоху расцвета Средневековья состоятельная часть западноевропейского общества обрела формы, которые стали доминировать над социальными отношениями. На базе римских и германских институтов развилось к этому времени окончательно оформившееся рыцарское сословие, в экономическом отношении опиравшееся на земельную собственность (лены) и рассматривавшее войну как свою основную профессию. Идеал рыцарей — рыцарь-христианин — представлял собой неразрывную связь между внушенными христианской верой идеями о долге защищать слабых, бескорыстном служении благу и идеями, взращенными на представлениях древних германцев о мужской чести и военном счастье. Рыцарское понимание этики, по всей вероятности, оказало большое влияние на убеждения и взгляды государственных деятелей и должностных лиц судебных инстанций, которые по своему призванию и долгу были обязаны служить на пользу всеобщего блага, что, в конечном счете, явилось предпосылкой для достижения большей эффективности в функционировании европейского аппарата власти.

В Западной Европе церковь обладала невиданной духовной, а впоследствии и экономической, политической и юридической властью, духовенство вместе с дворянством занимало доминирующее положение в обществе. Вот почему правовая система католической церкви, каноническое право, стала играть важную роль как общеевропейский правовой источник.

В больших городах, освободившихся от феодалов, на сцене общественной жизни появилась новая состоятельная, по положению ведущая сила в лице буржуазии. По отношению к строгим феодальным порядкам в провинциях и крепостному праву стало действовать правило: «городской воздух дает свободу». Это, в частности, означает, что гражданин, в свое время доверивший судьбу феодалу, проживший в городе в течение одного года, должен рассматриваться городскими властями (в течение всего периода их существования) в качестве свободного гражданина.

3 стр., 1441 слов

Цель и ценность права. Гражданское общество и государство

... правовые цели и идеалы, а в нижней – обширная и развитая система юридических прав и обязанностей, различных предписаний, постановлений, разрешений, запретов и пр. Роль права, его ценность в отношении общества ...

Дворянство, духовенство и буржуазия были привилегированными классами общества. Принцип равенства представителей буржуазного класса перед законом для них не существовал и не имел к ним никакого отношения, так как, по их убеждению, общество, в котором именно имущественное состояние каждого его члена определяло правовое положение хозяина в иерархической социальной пирамиде, говорило само за себя: право писано не для него. Вместо закона буржуазия использовала совсем другой принцип, а именно: всех могут судить только такие, как они. Церкви, тем не менее, со временем удалось взломать эту систему взглядов на право, поскольку правосудие и правовая система церкви к тому времени уже успели проникнуть в некоторые области правовых отношений, имевших прямую связь с имущественным положением граждан, прежде всего в те области, которые относились к семейному праву и, что наиболее важно, в область уголовного права.

Большое значение для развития правовой системы имело то обстоятельство, что наиболее сильно выраженная привязанность членов трех привилегированных сословий общества проявлялась к представителям своего сословия, братьям по сословию, жившим в других странах, а не к тем, которые жили в одной с ними стране, но не принадлежали к одному с ними сословию.

№3. Культурные предпосылки западноевропейского общества

Церковь также оказала фундаментальное и направляющее влияние на правосудие. Доктрины церкви представляли особый мир формирования метафизических понятий и метафизической мысли. Это мышление находилось под сильным влиянием идеализма Платона, который обновил теологию средневековья в период ее расцвета. Важнейшее выражение взглядов христианской церкви Средневековья этого периода на право, и сами правовые нормы представлено в труде христианского теолога блаженного Аврелия (354-430 гг.) «О граде божием». Специфический смысл богословия блаженного Аврелия состоит в том, что рукотворные законы должны основываться на этических идеалах человеческой любви, дружелюбия и служения добру, как проповедует Церковь. В своей работе Аврелий также разработал ряд теологических тезисов о целях права, функциях правителей и справедливой войне, которые имеют очень значительное влияние на развитие права. Он также обнародовал свою идею о том, что правопорядок — это не естественное явление, а категория, созданная Богом после падения человека именно для того, чтобы защитить его от совершения дальнейших преступлений. Единственной гарантией того, что человеческое общество обретет мир и веру в свое существование, может быть только уголовный закон, внушающий чувство страха перед совершенным преступлением. Право частной собственности и рабство, по его представлениям, тоже суть явления, которые до грехопадения не существовали в естественном праве. Они введены Богом, с одной стороны, как наказание, а с другой — как стремление к оказанию человеку помощи во время его земного существования.

26 стр., 12735 слов

Русская Православная Церковь

... Истины и новой жизни во Христе воссиял для русского народа тысячу лет назад. Десять веков Русская Православная Церковь соборно славит Творца, совершает из рода в род ... этого времени русские митрополиты стали избираться собором русского духовенства, без утверждения и поставления византийским патриархом. Таким образом, русская Церковь приобрела независимость от греческой. При митрополите Ионе ...

У Аврелия было патриархальное представление о предназначении правителя. Любой правитель — это отец государства, и поэтому ради общего блага и на глазах у всех он создает и издает законы, направленные на сохранение мира и поддержание добропорядка в своем государстве. Аврелий считал, что война при определенных обстоятельствах может стать необходимостью, например, если такая война сможет избавить общество от еще большего зла. Любая война, которая ведется с целью защиты своего государства от вторгшегося на его территорию врага, всегда должна рассматриваться в качестве справедливой войны, так как цель ее заключается в изгнании врага со своей территории или в наказании его как агрессора. Но иногда даже нападение может рассматриваться как справедливо начатая война.