Порядок создания юридических лиц

Курсовая работа

юридический правосубъектность государственный

Если говорить о развитой рыночной экономике, в ней действуют три ведущих хозяйствующих субъекта: домохозяйства, предприятия различных форм собственности и государство — коллективный предприниматель. Основной хозяйствующий субъект, сосредотачивающий в своей собственности большую часть общественного капитала — предприятия в различных организационно-правовых формах и их объединения. Иными словами, юридические лица являются основными участниками гражданского оборота, ведь именно они производят большую часть товаров и услуг и являются основными налогоплательщиками. Об этом свидетельствует и тот объем нормативного материала, который посвящен в федеральном законодательстве правовому положению юридических лиц (глава 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), значительное количество федеральных законов).

Нынешнюю ситуацию на рынке в России характеризуют: многообразие форм собственности, преодоление монополии государственной собственности и превращение частной собственности в одну из основных форм собственности в российской экономике, утверждение новых форм организации экономической деятельности (АО, товарищества, общественные фонды и т.д.), и, соответственно, формирование инфраструктуры рынка и механизмов для обслуживания вновь появившихся форм собственности. И среди таких механизмов одним из наиболее важных стало правовое регулирование экономической деятельности. ГК РФ, первая часть которого вступила в силу 1 января 1995 года, определил принципиальные основы экономических отношений при переходе к рыночным методам хозяйствования, сформировал основные правила, нормы их правового регулирования, обобщил и четко регламентировал организационно-правовые формы коммерческой деятельности, возникшие в последние годы.

В условиях рыночной экономики нормальный гражданский оборот тем более невозможен без четкого определения, какие именно организации имеют право самостоятельно (от своего имени) вступать в гражданские правоотношения, каковы объем и особенности их правоспособности и деликтоспособности, каков объем полномочий их органов управления, в чем состоят особенности создания, реорганизации и прекращения (в том числе банкротства) таких организаций. Иными словами, любой участник гражданского оборота должен четко представлять, что его может ожидать при вступлении в правоотношения с тем или иным контрагентом. Именно этим целям служит институт юридического лица [1].

3 стр., 1307 слов

Права и обязанности нотариуса. Ограничения в деятельности нотариуса

... достоверными. Предмет нотариальной деятельности ─ дела, в которых отсутствует спор о праве гражданском. Профессиональная деятельность нотариуса требует выполнения некоторых условий, наличия определенных черт характера и чётких жизненных ограничений морально-этического ...

Однако порой институт юридического лица используется в противозаконных целях — незаконное предпринимательство, лжепредпринимательство, создание юридического лица с целью «уйти» от уплаты налогов. Представляется, что это стало возможным из-за отсутствия со стороны государства четкого контроля над процессом создания и государственной регистрации юридических лиц.

В связи с вышеперечисленным, вопрос о порядке создания юридического лица в гражданском праве несомненно актуален, что делает актуальной и тему данной курсовой работы.

Цель курсовой работы — рассмотрение порядка создания юридических лиц в России, этапов создания, а также норм регламентирующего создание юридических лиц законодательства.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

1. Изучить общие положения, касающиеся понятий, функций и признаков юридического лица;

2. Исследовать правоспособность юридического лица;

3. Обозначить общую классификацию юридических лиц, указать понятие каждого из видов юридических лиц;

4. Изучить способы создания юридического лица и порядок его создания, а также его этапы.

Объектом исследования является порядок создания юридических лиц в Российской Федерации. Предмет исследования — отношения между создаваемым юридическим лицом и государством, в котором оно создается, также рассмотрение отдельных вопросов, сформированных в качестве задач данного исследования.

Теоретической и методологической основой исследования служат работы отечественных специалистов по отрасли гражданского права. В процессе исследования были применены методы теоретическо-эмпирического исследования, диалектический метод, сочетание логического и исторического, структурно-функциональный, системный подход. Информационной базой явились законодательные и нормативные акты Российской Федерации, Гражданский кодекс, федеральные законы, учебник и монографии по гражданскому праву.

1. Общая характеристика юридических лиц

1.1 Понятие, признаки, функции юридического лица

Причины появления института юридического лица обусловлены усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений и общественного сознания. В процессе развития общества правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц как единственных субъектов частного права оказалось недостаточным. Юристы Римской республики обсуждали идею существования союзов, которые обладали нераздельным, обособленным имуществом и выступали в гражданском обороте от собственного имени. Само понятие «юридическое лицо» было неизвестно римским юристам, и его сущность ими не исследовалась, но идеей расширить круг субъектов частного права за счет особых организаций, союзов граждан мы обязаны римскому праву [2].

Значение института юридического лица возросло в XX веке, а говоря о современном обществе, его вовсе нельзя представить без объединения людей в разного рода союзы, без объединения их личных усилий и капиталов для достижения общих целей. И основная форма коллективного участия лиц в гражданском обороте — конструкция юридического лица.

юридическим лицом признается

В этом определении видны классические признаки юридического лица:

1) Организационное единство

2) Имущественная обособленность

3) Самостоятельная гражданско-правовая ответственность

4) Выступление в гражданском обороте и судебных органах от своего имени

11 стр., 5104 слов

Налогообложение физических лиц

... Федерации уплачивают физические и юридические лица. Основными видами налогов, обеспечивающих большую долю поступлений в бюджет являются: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и налог на доходы физических лиц. Актуальность данной темы обусловлена тем, что налог на доходы физических лиц является ...

Также к признакам юридического лица можно отнести: наличие свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, наличие учредительных документов, утвержденного и зарегистрированного устава, наличие юридического адреса, ведение бухгалтерского учета и подчинение надзору — ветеринарному, пожарному и пр.

Значение же конструкции юридического лица для современного гражданского оборота, её жизнеспособность определяются теми функциями, которые выполняет юридическое лицо и которые соотносятся с общественными потребностями, обусловившими его появление.

Функции юридического лица таковы:

1. Оформление коллективных интересов. Институт юридического лица

организует, упорядочивает внутренние отношения участников юридического лица, преобразуя их волю вволю организации в целом, позволяя юридическому лицу выступать в гражданском обороте от собственного имени.

2. Объединение капиталов и усилий, без которого невозможна крупномасштабная предпринимательская деятельность. Юридическое лицо, является оптимальной формой долговременной централизации капиталов, например, в такой его разновидности, как акционерное общество, также конструкция юридического лица позволяет заинтересованным лицам, имеющим общую цель, объединить свои усилия и совместно действовать для достижения этой цели.

3. Управление капиталом, создание условий для более гибкого использования капитала, принадлежащего одному лицу, в различных сферах предпринимательской деятельности. Капитал требует профессионального управления: только тогда можно рассчитывать на то, что он принесёт прибыль. Система законодательства о юридических лицах, ценных бумагах и биржах служит одним из средств управления капиталами в масштабах всей страны и таким образом является мощным фактором саморегулирования и самоорганизации рыночной экономики, способствует интернационализации хозяйственной жизни.

4. Юридическое обособление имущества, обособление части имущества учредителя от своего остального имущества, закрепление его за юридическим лицом и принадлежность его самому юридическому лицу, причём, как правило, на праве собственности, и учет его на самостоятельном балансе юридического лица.

5. Ограничение предпринимательского, имущественного риска для участника юридического лица суммой вклада в капитал конкретного предприятия. Это одна из тех целей, которые преследует юридическое обособление имущества. Собственник выделяет из всей своей имущественной массы определённую часть, которую решает предназначить для ведения предпринимательской деятельности, и закрепляет её за созданной им организацией. Учредитель рискует только стоимостью той части имущества, которую он выделил при создании юридического лица, и в случае неудачной предпринимательской деятельности и банкротства последнего он может не вернуть вложенных в дело средств.

1.2 Правосубъектность юридического лица

Под правосубъекностью юридического лица понимается наличие у него качеств субъекта права, а именно, правоспособности и дееспособности. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации (п. 3 ст. 49 ГК РФ), и прекращается в момент исключения его из государственного реестра юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).

3 стр., 1212 слов

Организационно-правовые основы деятельности таможенных органов ...

... для ВУЗов в области таможенного дела, деятельности таможенных органов, периодических изданий в период 2007-2011гг. и интернет ресурсов. Глава 1. Понятия, принципы и правовые основы организации таможенного дела в России. 1.1 ...

В науке гражданского права различают общую (универсальную) и специальную правоспособность. Общая правоспособность — возможность субъекта права иметь гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, такой правоспособностью обладают граждане и коммерческие организации. Специальная правоспособность предполагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах. Ранее юридические лица в России обладали лишь специальной правоспособностью, до тех пор, пока ГК РФ не наделил частные коммерческие организации общей правоспособностью. Однако и теперь правоспособность юридических лиц не носит универсальный характер. Общим принципом для юридических лиц, как и прежде, остается специальная правоспособность, а общая носит характер исключения из общего правила и действует лишь в отношении коммерческих негосударственных юридических лиц. Ведь создавая некоммерческую организацию (учреждение, фонд и т.п.), ее учредители преследуют вполне определенные социальные, культурные, иные общеполезные цели, и освобождение такой организации от уставных ограничений привело бы к игнорированию интересов учредителей.

Объем правоспособности юридического лица определяется не только общем или специальным характером, ведь юридическое лицо не может обладать теми правами, которые в силу своей специфики могут принадлежать лишь гражданам (например, юридическое лицо не может завещать своё имущество), а осуществление некоторых видов деятельности требует получения от государства лицензий. Кроме того, законом могут быть установлены специальные ограничения правоспособности для отдельных видов юридических лиц.

В сфере гражданского оборота конкретные правомочия организации со специальной правоспособностью могут быть шире предмета ее уставной деятельности, например, в предмет уставной деятельности религиозной организации не входит торговля, однако право совершения сделок купли-продажи (к примеру, культового инвентаря) у таких организаций не оспаривается, если это необходимо для ведения их основной деятельности.

Для участия в гражданском обороте юридическому лицу, помимо правоспособности, необходима еще и дееспособность, наличие которой означает, что юридическое лицо своими собственными действиями может приобретать, создавать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности [3].

В отличие от граждан, у юридических лиц право- и дееспособность возникают и прекращаются одновременно. Свою правоспособность юридическое лицо реализует через органы, под которыми понимаются структурные единицы юридического лица, формирующие и выражающие волю юридического лица в целом.

Орган юридического лица — это лицо (единоличный орган — директор, правление и т.п.), либо группа лиц (коллегиальный орган — директор и дирекция, правление и председатель правления), которые представляют интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без доверенности. В ст. 53 ГК РФ указана следующая формулировка: юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами [3].

Таким образом, действия органа рассматриваются как действия самого юридического лица. Органы могут назначаться, если у юридического лица единственный учредитель, или избираться, если участников (учредителей) несколько. В установленных законом случаях юр. лицо может приобретать права и обязанности через своих участников (п. 2 ст. 53 ГК).

46 стр., 22840 слов

Организация деятельности предприятий общественного питания

... финансового кризиса. Целью дипломной работы является исследование особенностей и моделей и схем организации деятельности предприятий общественного питания. Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения в ... и раскрывают разные стороны обсуждаемого понятия. Рассмотрим далее понятие менеджмента в ресторанном бизнесе. Подобно многим другим видам деятельности, связанным с торговлей, ...

Помимо возможности приобретения прав, в содержание правосубъектности юридических лиц входит также деликтоспособность (возможность отвечать по своим обязательствам), и индивидуализация юридического лица через определение его местонахождения и присвоение ему наименования.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (п. 2 ст. 54 ГК РФ).

если в учредительных документах юридического лица не установлено иное. Так, если предприятие зарегистрировано во Владивостоке, местом его нахождения с юридической точки зрения будет считаться город Владивосток в существующих административных границах. Конкретный адрес юридического лица указывается в уставе или учредительном договоре и, как правило, привязан к месту нахождения его постоянно действующего органа. Определение точного места нахождения юридического лица важно для правильного применения к нему актов местных органов власти, предъявления исков, исполнения в отношении него обязательств (ст. 316 ГК РФ).

Наименование юридического лица обязательно должно включать в себя указание на его организационно-правовую форму. Все некоммерческие, а также некоторые коммерческие организации (например, унитарные предприятия, инвестиционные и чековые инвестиционные фонды) должны включать в свое название также указание на характер деятельности. Это прямо указывается, например, в ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях»: Некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности [4].

Гражданский кодекс определяет понятие фирменного наименования через указание на то, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (ст. 1473 ГК РФ).

Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования (ст. 1475 ГК РФ) [3].

Кроме того, в соответствии со ст. 8 Парижской конвенции об охране промышленной собственности 1883 г., участником которой является и Россия, право на фирменное наименование охраняется во всех государствах — участниках Конвенции в силу самого факта его использования предприятием. При этом такая охрана должна предоставляться даже в том случае, если фирменное наименование вопреки требованиям национального законодательства не было зарегистрировано должным образом[5].

45 стр., 22052 слов

Правовое регулирование деятельности холдинговых компаний

... уже не об отдельных предприятиях, а об объединениях юридических лиц. До сих пор не ... согласованных целей участников. Гражданско-правовые объединения лиц для ведения совместной деятельности возникли ещё в ... здесь обнаруживается пробел в законодательном регулировании таких предпринимательских структур, каковыми ... малом бизнесе. Привлекательность данного вида организации бизнеса во многом определяется ...

В гражданском обороте необходимо индивидуализировать не только юридическое лицо, но и его продукцию — товары, работы, услуги, для чего используются товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. На товарный знак (trade mark, TM), то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481 ГК РФ).

Правила ГК РФ о товарных знаках применяются и к знакам обслуживания, то есть к обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.

В содержание правосубъектности юридического лица входит также возможность создавать филиалы и представительства, являющиеся территориально обособленными структурными подразделениями юридического лица (ст. 55 ГК РФ).

Им не придается статус юридического лица, у них есть правоспособность, но отсутствует деликтоспособность — при возникновении споров по обязательствам юридических лиц претензии и исковые требования не могут предъявляться от имени филиалов и представительств и к филиалам и представительствам. Ответственность по долгам, связанным с их деятельностью, возлагается на юридическое лицо [6].

2. Виды и краткая классификация юридических лиц

В современной российской цивилистике правовой институт юридического лица весьма подробно и четко определяет правовое положение организаций, участвующих в гражданском обороте. Несомненной заслугой разработчиков ГК РФ можно считать создание системы организационно-правовых форм юридических лиц. Нормативное закрепление в ГК РФ исчерпывающего перечня форм коммерческих организаций и ограничение возможных форм (только предусмотренные законом) некоммерческих организаций положило конец возможности создания организаций со статусом, зачастую непонятным самим учредителям, — производственно-коммерческую фирму и т.п. Как подчеркивается в цивилистической науке, закрытый перечень видов коммерческих юридических лиц, который достаточно сложно нарушить даже законодателю, имеет важное гражданско-правовое значение, ибо дает исчерпывающее представление обо всех разновидностях, препятствуя появлению среди участников оборота сомнительных образований [7].

Итак, в настоящее время ГК РФ выделяет следующие основные виды юридических лиц:

1. Хозяйственные товарищества и общества

1.1) Общество с ограниченной ответственностью (ст. 87 ГК РФ) — общество, уставный капитал которого разделен на доли, участники не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им долей;

1.2) Общество с дополнительной ответственностью (ст. 95 ГК РФ) — общество, уставный капитал которого разделен на доли, участники несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их долей;

1.3) Акционерное общество (ст. 96 ГК РФ) — общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, участники (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций.

8 стр., 3690 слов

Основы безопасности жизнедеятельности «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ...

... воинской обязанности и военной службе», указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Такое решение выносится один раз на основании документов, представленных призывником в ... принимает призывная комиссия и каков порядок реализации этих решений в отношении граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также имеющих право на освобождение или отсрочку ...

1.4) Дочерние и зависимые общества (ст. 105, 106 ГК РФ).

Дочерним признается такое хозяйственное общество, в отношении которого другое общество (основное) в силу преобладающего участия в уставном капитале/в соответствии с заключенным между ними договором имеет возможность определять решения дочернего общества. Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% голосующих акций АО или 20% уставного капитала ООО.

1.5) Полное товарищество (ст. 69 ГК РФ) — такое товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом;

1.6) Товарищество на вере (коммандитное, ст. 82 ГК РФ) — наряду с полными товарищами имеет одного или нескольких участников — вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм своих вкладов, и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности;

1.7) Кроме того, Федеральным законом от 30.12.2012 №302-ФЗ [8] введен такой вид юридического лица, как крестьянское (фермерское) хозяйство — добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении имущественных вкладов (ст. 86.1 ГК РФ).

2. Производственные кооперативы (

3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

4. Некоммерческие организации, в их числе:

4.1) Потребительский кооператив (ст. 116 ГК РФ) — добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

4.2) Общественные и религиозные организации (объединения) (ст. 177 ГК РФ) — добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

4.3) Фонд (ст. 118 ГК РФ) — не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

4.5) Учреждения (ст. 120 ГК РФ) — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

4.6) Ассоциации (союзы) (ст. 121 ГК РФ) — объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаям на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.

В соответствии с ГК РФ, юридические лица классифицируются по:

1) целям деятельности (получение прибыли или достижение иных целей, то есть коммерческие и некоммерческие организации);

6 стр., 2817 слов

Понятие и виды государственных пенсий

... на 2017 год. Законом о государственном пенсионном обеспечении в соответствии с Конституцией РФ установлены основания возникновения права на пенсию по государственному обеспечению и порядок ее назначения, круг лиц, имеющих право на их ...

2) организационно-правовой форме. Коммерческие организации могут создаваться исключительно в формах: хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Некоммерческие организации могут создаваться в формах: потребительских кооперативов; общественных и религиозных объединений; учреждений, финансируемых собственником; благотворительных фондов и в других законодательно разрешенных формах;

3) характеру прав участников: организации, в отношении которых участники имеют обязательственные права; организации, на которые участники имеют право собственности или вещные права и организации, на которые учредители не имеют имущественных прав;

4) составу учредителей. Юридические лица можно классифицировать на те, участниками которых могут быть только юридические лица; которые созд аются государством; и остальные, которые могут быть созданы любыми субъектами права;

5) объему вещных прав на используемое обособленное имущество юридич еские лица делятся на те, которые: обладают правом собственности на имущество; обладают правом оперативного управления имуществом; обладают правом хозяйственного ведения на имущество;

6) составу учредительных документов классифицируются как уставные, договорные и уставно-договорные юридические лица.

Общая классификация юридических лиц по российскому законодательству приведена на рис. 1 и рис. 2. Подробная классификации юридических лиц, а также статус отдельных организационно-правовых форм в рамках данной работы рассматриваться не будут.

3. Способы и этапы создания юридических лиц

3.1 Подготовительный этап создания юридического лица

Подготовительная стадия создания юридического лица является наиболее ответственной и сложной для лиц, решивших создать юридическое лицо. На этом этапе определяется, в какой именно организационно-правовой форме оно будет создано, как будет называться, разрабатываются учредительные документы организации. Подготовительный этап можно условно разделить на две составные части: «творческую» и, как следствие воплощения наработанных решений — «документарную» — оформление результатов в соответствующих документах.

После выбора наиболее оптимальной организационной модели будущего юридического лица решаются такие вопросы, как выбор названия организации, адреса, подготовка учредительных документов и совершение иных предусмотренных законодательством действий при создании юридических лиц конкретной организационно-правовой формы. Определив для себя желаемые объем и содержание правоспособности юридического лица, а также прав и обязанностей его участников и их ответственность по обязательствам, организацию и порядок управления юридическим лицом, учредители выбирают наиболее приемлемую для них форму из рассмотренных в предыдущей главе данной курсовой работы. Далее следует выбор названия, которое может быть практически любым, за некоторыми ограничениями.

Так, в соответствии со ст. 5 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» организации, не отвечающие требованиям данного Закона, а также их филиалы и другие обособленные подразделения не имеют права на использование в своем наименовании слов «биржа» или «товарная биржа» и не подлежат государственной регистрации под наименованиями, включающими эти слова в любых сочетаниях. В силу ст. 2 Федерального закона «Об инвестиционных фондах» фирменное наименование акционерного инвестиционного фонда содержит слова «акционерный инвестиционный фонд» или «инвестиционный фонд». Иные юридические лица не вправе использовать в своих наименованиях слова «акционерный инвестиционный фонд» или «инвестиционный фонд» в любых сочетаниях, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом. Также предусмотрен особый порядок для включения в фирменное наименование слов «Россия», «Российская Федерация», «федеральный», «российский» и образованных на их основе слов и словосочетаний, который определен постановлениями Правительства РФ, так как многие организации своими названиями претендуют на общероссийский статус независимо от реальных масштабов своей деятельности, произвольно используют элементы государственной символики при наличии в названии слов «российский» и «федеральный», чем вводят граждан в заблуждение.

13 стр., 6254 слов

Учредительные документы и государственная регистрация юридического лица

... нового юридического лица: от подготовки учредительных документов до регистрации бизнеса в МНС и сбора налогов и государственных средств. 2. Основная часть 2.1. Понятие и признаки юридического лица трудно ... замкнутого перечня юридических лиц, согласно которому юридические лица могут создаваться и функционировать только в такой организационно-правовой форме, которая прямо предусмотрена законом. Для ...

Выяснить достоверно, не занято ли выбранное название, не всегда реально, и в случае, если обнаруживается организация с таким же названием — для определения первоочередности возможно лишь воспользоваться ОГРН — основным государственным регистрационным номером, выяснив, какая из организаций была зарегистрирована раньше.

Далее за выбором названия организации следует выбор адреса, причем на практике многие организации регистрируются не по тому адресу, где они фактически находятся. Во-первых, так бывает, если учредители организации еще не подобрали подходящее помещение для офиса, либо пришлось изменить снимаемое помещение, а постоянно вносить изменения в учредительные документы и регистрировать эти изменения затруднительно.

Ответственность за ущерб, который может быть причинен третьим лицам ввиду недостоверности указанного местонахождения, несут учредители организации, предоставлять документы, подтверждающие фактическое нахождение по месту регистрации, не требуется.

Также на подготовительном этапе создания юридического лица необходимы выработка и утверждение учредительных документов. В зависимости от выбранной организационно-правовой формы организации ее учредительными документами являются устав, либо учредительный договор и устав, либо только учредительный договор. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Опираясь на нормы ГК РФ, учредительный договор можно определить следующим образом: в соответствии с учредительным договором его участники (учредители) принимают на себя обязательство создать юридическое лицо и определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества, участия в его деятельности и управления этой деятельностью, условия и порядок распределения между собой прибыли и убытков, а также выхода из состава юридического лица.

По действующему законодательству, на основе учредительного договора создаются: полные и коммандитные товарищества; общества с ограниченной и дополнительной ответственностью; некоммерческие объединения юридических лиц. Кроме того, учредительный договор может быть использован при создании некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации. При этом нужно учитывать, что учредительный договор является единственным учредительным документом для полных и коммандитных товариществ. Для остальных указанных организационно-правовых форм юридического лица наряду с учредительным договором требуется также устав. Учредительный договор является консенсуальной, многосторонней, взаимной, возмездной и фидуциарной сделкой, и может быть заключен только при наличии не менее двух учредителей юридического лица. Поэтому для организации, созданной одним учредителем, единственным учредительным документом является устав.

Содержание учредительного договора (в том числе его существенные условия) также в значительной степени определяется тем, какое юридическое лицо создается на его основе. Существенные условия любого учредительного договора, независимо от организационно-правовой формы создаваемого юридического лица, закреплены в ГК РФ. К ним относятся условия: об организационно-правовой форме создаваемого юридического лица; о порядке совместной деятельности учредителей по его созданию; о передаче учредителями имущества юридическому лицу; об участии учредителей в деятельности юридического лица; о порядке управления этой деятельностью; о порядке выхода учредителей из его состава.

При создании коммерческой организации существенным для учредительного договора является условие о распределении прибыли между учредителями. Для учредительных договоров о создании отдельных видов юридических лиц перечень существенных условий может быть расширен. Так, помимо условий, названных в ст. 52 ГК РФ, существенными для учредительного договора полного товарищества являются также условия: о размере и составе складочного капитала товарищества; о размере и порядке изменения долей каждого из полных товарищей в складочном капитале; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов; об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов.

В дополнение к сведениям, указанным в ст. 52 и 70 ГК РФ, учредительный договор товарищества на вере должен содержать условие о совокупном размере вкладов коммандитистов.

В учредительном договоре о создании общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью должны присутствовать следующие существенные условия: о составе учредителей (участников); о порядке совместной деятельности по созданию общества; о размере уставного капитала общества и доле в нем каждого учредителя; о размере, составе, порядке и сроках внесения вкладов учредителей в уставный капитал; об ответственности учредителей за нарушение обязанности по внесению вкладов; об условиях и порядке распределения между учредителями прибыли; о составе органов общества; о порядке выхода учредителей из состава общества. Существенным условием учредительного договора о создании общества с дополнительной ответственностью является также условие о порядке распределения между учредителями убытков от деятельности общества.

Товарищества полные и коммандитные создаются и действуют единственно на основе учредительного договора. Для образования общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью наряду с учредительным договором необходим устав.

Учредительный договор является правообразующим фактом, устанавливающим обязательственные отношения между учредителями юридического лица, а также между ними и созданной организацией.

Правовая природа устава заключается в том, что это локальный нормативный акт, утвержденный учредителями юридического лица, либо принятый высшим органом управления, каковым обычно является общее собрание участников данной организации. Учредительный договор же является договором.

Однако при наличии расхождений между условиями договора и устава следует руководствоваться положениями устава.

После государственной регистрации юридического лица функции учредительного договора и устава совпадают и заключаются в регламентации корпоративного правоотношения, а также закреплении правового статуса юридического лица. Поэтому не случайно на практике учредительный договор и устав не просто дополняют, но чаще всего дублируют друг друга, поскольку большинство положений учредительного договора включается в устав. Вместе с тем возможны расхождения между положениями указанных документов. В этих случаях, согласно п. 5 ст. 12 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», следует руководствоваться положениями устава.

3.2 Порядок создания юридического лица и государственная регистрация юридических лиц

Итак, процесс образования юридического лица включает в себя, во-первых, действия лиц, инициирующих его создание, а во-вторых, действия уполномоченных государственных органов, придающих этой инициативе юридическую силу. В зависимости от степени участия первой или второй группы субъектов в процессе создания юридического лица выделяются несколько способов образования юридических лиц.

При явочном порядке для того, чтобы организация считалась созданной, необходимо лишь волеизъявление учредителей, в данном случае не требуется вмешательства государственных или иных органов.

Распорядительный порядок предполагает, что для создания юридического лица достаточно распорядительного акта учредителя, государственной регистрации юридического лица не требуется, и такой порядок преобладал в период господства в СССР плановой экономики, когда юридические лица создавались по распоряжениям уполномоченных государственных органов.

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц состоит из Гражданского кодекса РФ, Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Однако ст. 51 ГК РФ не предусматривает никаких исключений из общего правила о необходимости государственной регистрации юридических лиц, поэтому можно полагать, что распорядительный, а также явочный способы образования организаций в настоящее время в России не применяются, а применяется явочно-нормативный (или нормативно-явочный, заявительный, регистрационный) порядок. Государственная регистрация юридических лиц — это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [10] (далее — Закон №129-ФЗ), вступивший в силу 1 июля 2002 г.

Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) является федеральным информационным ресурсом и ведется на бумажных и электронных носителях. Сведения и документы о юридическом лице, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, перечислены в ст. 5 Закона №129-ФЗ, они являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 6 этого Федерального закона. Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. №438 «О Едином государственном реестре юридических лиц» [11].

Необходимо обратить внимание на то, что в соответствии со ст. 10 Закона №129-ФЗ федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц. Когда речь идет об акционерных обществах, имеются в виду, в частности, особенности государственной регистрации кредитных организаций, которые установлены ст. ст. 12, 14 — 18 Федерального закона в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. «О банках и банковской деятельности» [12].

При этом особенности государственной регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями предусмотрены ст. ст. 17, 18 указанного Федерального закона. В этой сфере действуют также Инструкция Центрального банка Российской Федерации (далее — ЦБ РФ) от 14 января 2004 г. №109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций», Положение ЦБ РФ от 9 июня 2005 г. №271-П «О рассмотрении документов, представляемых в территориальное учреждение Банка России для принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций, выдаче лицензий на осуществление банковских операций и ведении баз данных по кредитным организациям и их подразделениям» и ряд других нормативных актов ЦБ РФ.

Отметим, что понятие «государственная регистрация юридических лиц» охватывает не один, а три вида административных актов. Эти акты являются индивидуальными правовыми актами, которые не имеют нормативного значения. Указанные акты совершаются путем внесения соответствующих сведений о юридическом лице в государственный реестр, к ним относятся: правообразующие акты, устанавливающие факт приобретения юридическим лицом правоспособности; правоизменяющие акты, которые фиксируют изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, и изменения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, и правопрекращающие акты, устанавливающие факт прекращения юридического лица.

Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [13], Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. №319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» [14] установлено, что уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, а с 1 января 2004 г. — также крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, является Министерство РФ по налогам и сборам (МНС России), впоследствии преобразованное в Федеральную налоговую службу (ФНС России), подразделения которой осуществляют государственную регистрацию в настоящее время.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Порядок представления документов при государственной регистрации определен в ст. 9 Закона №129-ФЗ. Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством РФ. Действует, в частности, Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» [15].

За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах, размер которой определен в ст. 333.33 НК РФ.

В соответствии со ст. 11 Закона №129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр, и регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.

По правилам, установленным в ст. 23 Закона №129-ФЗ, отказ в государственной регистрации юридического лица допускается лишь в случаях непредставления определенных этим федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, либо представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган, либо если в соответствии с п. 2 ст. 20 указанного Федерального закона регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (с этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации).

3.3 Создание юридического лица путем реорганизации

Акционерное общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица (ст. 8 Закона об АО) [16].

Государственная регистрация юридических лиц при их создании путем учреждения вновь осуществляется в соответствии со статьями гл. IV Закона №129-ФЗ на основе общих для всех случаев государственной регистрации правил, рассмотренных выше. Документы, представляемые при государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица, исчерпывающим образом перечислены в ст. 12 Закона №129-ФЗ: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ (форма N Р11001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании») [10].

В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

— решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации (см. ст. 9 Закона об АО), подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица (см. ст. 11 Закона об АО), выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя (в случае если у акционерного общества имеется такой иностранный учредитель), и документ об уплате государственной пошлины.

Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании путем учреждения вновь установлен в ст. 13 Закона №129-ФЗ. В таком случае государственная регистрация осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Представление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке и сроки, предусмотренные соответственно ст. ст. 9 и 8 указанного Федерального закона [10].

Государственная регистрация юридических лиц при их создании путем реорганизации существующего юридического лица осуществляется по правилам гл. V Закона №129-ФЗ. В порядке исключения из общего явочно-нормативного порядка при создании некоторых видов организаций законом может быть установлена необходимость соблюдения разрешительного порядка. Для образования юридического лица в таких случаях учредителям необходимо до государственной регистрации юридического лица получить согласие (решение, разрешение) от органа, уполномоченного на это соответствующим нормативным актом. Разрешительный порядок устанавливается в целях защиты публичных интересов. К примеру, для банков такой порядок установлен, прежде всего, для защиты прав широкого круга лиц, которые будут доверять этим организациям свои денежные средства (ст. 12 ФЗ о банках и банковской деятельности) [12].

При создании коммерческих организаций, которые могут занять доминирующее положение на рынке определенного товара (услуги), необходимость согласия антимонопольного органа установлена в целях поддержания и защиты конкуренции на этом рынке.

Заключение

Изучив законодательство Российской Федерации о юридических лицах, можно сделать следующие выводы.

В последние годы институт юридического лица приобретает не только межотраслевой характер, но и все более становится базовым для других отраслей права. Все чаще участие организации в тех или иных видах правоотношений ставится в зависимость от того, является ли такая организация юридическим лицом. Иными словами, отраслевая правосубъектность организации в самых различных видах правоотношений обусловливается обязательным наличием у нее статуса юридического лица [1].

Так, в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации, субъектами налоговых правоотношений могут быть только организации, которые являются юридическими лицами [17], а анализ содержания ст. 152 — 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации [18] положений инструкции, в том числе перечня документов, предоставляемых органам федерального казначейства в отношении распорядителей и получателей средств (в инструкции они также именуются «клиентами»), позволяет сделать однозначный вывод о том, что субъектами бюджетных правоотношений — распорядителями и получателями средств могут быть только организации, являющиеся юридическими лицами. В трудовых правоотношениях также возникает необходимость точного определения гражданско-правового статуса организаций. В соответствии со ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации [19], работодателем является физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Таким образом, выступая в качестве стороны в трудовых правоотношениях, организация должна обладать статусом юридического лица. Также, тлько организация, обладающая статусом юридического лица, может быть истцом и ответчиком в суде (подп. 1 п. 1 ст. 22 ГПК РФ) [3].

Этим вновь подтверждается актуальность настоящей курсовой работы.