Государственные пенсии по случаю потери кормильца

Курсовой проект

Конституция Российской Федерации закрепляет право на социальное обеспечение каждого человека, провозглашая, что Российская Федерация является социальным государством, чья политика направлена на создание таких условий, при которых каждый гражданин имеет право на достойную жизнь и свободное развитие.

Кроме того, статья 39 Конституции Российской Федерации закрепляет и конкретизирует право российских граждан на социальное обеспечение, гарантируя каждому гражданину Российской Федерации социальное обеспечение пенсии по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Таким образом, Конституция Российской Федерации признает потерю кормильца как самостоятельное (наряду со старостью и нетрудоспособностью) основание для материального обеспечения граждан.

По численности граждан, получающих пенсию по потери кормильца, она уступает таким видам, как пенсии по старости и по инвалидности. Однако, эта пенсия является порой единственным источником средств существования для миллионов людей, значительную часть которых составляют несовершеннолетние дети.

Государственная пенсия, по случаю потери кормильца представляет собой более сложный и гибкий вид по сравнению с другими видами правового регулирования. Увеличение роли общественных фондов потребления в удовлетворении потребностей детей, нетрудоспособных, престарелых должно идти путем развития всех видов пенсионного обеспечения, максимально учитывая при этом потребности пенсионеров по случаю потери кормильца. Следовательно, происходит расширение круга лиц, охватываемых указанным видом пенсионного обеспечения, уточняются юридические признаки иждивения, а также условия и объем этого вида пенсионного обеспечения.

Актуальность исследования

разработанной

Объектом исследования, Предметом исследования

Цель работы заключается в проведении комплексного и всестороннего исследования института государственной пенсии по случаю потери кормильца.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи :

  • проанализировать факт потери кормильца как правое основание для назначения государственной пенсии;
  • исследовать понятие и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца;
  • рассмотреть размеры пенсии по случаю потери кормильца;
  • проанализировать порядок начисления рассматриваемой пенсии;
  • рассмотреть правовые проблемы пенсионного обеспечения семей потерявших кормильца.

Методологическую основу, Информационной базой, Практическая значимость

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

37 стр., 18427 слов

Правовое обеспечение трудовых пенсий в Российской Федерации

... и недостатки. Предметом исследования дипломной работы являются: все виды трудовых пенсий по законодательству Российской Федерации; понятие страхового ... работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; ...

В первой главе работы находят отражение вопросы, посвященные правым основаниям для назначения государственной пенсии, а также условия назначения такой пенсии.

Во второй главе работы исследуется размер пенсии по случаю потери кормильца, порядок ее начисления, а также правовые проблемы пенсионного обеспечения семей потерявших кормильца.

1. Общие положения о государственной пенсии по случаю потери кормильца

1.1 Потеря кормильца как правое основание для назначения государственной пенсии

Под потерей кормильца в настоящий момент понимается его смерть, пропажа без вести, безвестное отсутствие. Такое определение к выявлению социально-правовой причины этого вида пенсионного обеспечения на наш взгляд представляется облегченным. Поскольку, для пенсионного обеспечения по случаю утраты кормильца важен не обязательно факт, к примеру, смерти, а последствия, которые наступили в результате его потери [8, с. 59].

Анализируя нормы пенсионного законодательства мы видим, что понятие кормильца предусматривает как фактически складывающиеся отношения по содержанию иждивенцев, так и правовые отношения «кормилец-иждивенец» в рамках семейного права. В пенсионном обеспечении имеют необходимость, прежде всего, те нетрудоспособные члены семьи, которые фактически получали содержание от данного лица и с прекращением получения такового утратили реальный, уже имевшийся у них источник средств к существованию.

В соответствии с нормами пенсионного законодательства члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании либо или получали от него помощь, которая была для них постоянным или главным источником средств к существованию. Однако развитие пенсионного законодательства шло по пути все наибольшего признания кормильцами лиц, помощь которых хоть и не была, но имела возможность, с течением времени быть одним из источников средств к существованию. Следовательно, на основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод: кормилец — это лицо, доход которого считался, мог или должен был считаться основным, или одним из основных источников средств к существованию иного лица, связанного с кормильцем отношениями родства, свойства либо фактического иждивения, не основанного на данных отношениях [20, с. 157].

В настоящее время случаи назначения пенсий по потере вероятного (потенциального) кормильца считаются исключением из правил. Неурегулированность вопросов в пенсионном законодательстве, связанных с возможным кормильцем, просит наиболее детализированного рассмотрения. Потенциальный кормилец реально не принимает участие в содержании вероятного (потенциального) иждивенца, но они в большинстве случаев соединены семейно-правовыми обязанностями по обоюдному алиментированию.

При наступлении конкретных юридических фактов (нетрудоспособности, нуждаемости и прочих) потенциальный иждивенец приобретает право требовать содержание от потенциального кормильца. Для воспроизведения данного положения в пенсионном праве обосновывается позиция, сообразно которой, потенциальные иждивенцы при утрате кормильцев и при наличии других юридических фактов, необходимых для пенсионного обеспечения, обязаны получать право на пенсию по случаю потери кормильца. Так, право детей и родителей на пенсию, не может зависеть от подтверждения иждивенства при утрате источника средств к существованию. Не достигшие совершеннолетия дети при потере родителей и нетрудоспособные родители при потере детей должны иметь право на пенсию в силу существующих у них юридических обязательств по обоюдному содержанию [14, с. 121].

51 стр., 25481 слов

Совершенствование процесса назначения, перерасчета и выплаты трудовой пенсии

... задачи и функции отделов, занимающихся назначением, перерасчетом и выплатой трудовых пенсий; проведение анализа нормативно-правовой базы пенсионного обеспечения трудовых пенсий; изучить процесс назначения, перерасчета и выплаты трудовых пенсий; провести анализ динамики пенсионеров, пенсионеров, получающих трудовые пенсии, за последние пять лет; сделать анализ размера трудовых пенсий в ...

Родители должны признаваться без особых подтверждений кормильцами также и совершеннолетних детей, ставших инвалидами до достижения 16 лет. Социально несправедливым должно быть признано положение пенсионного законодательства, которым исключаются из сферы пенсионного обеспечения лица, фактически находившиеся на иждивении кормильца, но не состоявшие с ним в отношениях определенной степенью родства либо свойства, или в брачных отношениях. Из этого следует, что утрата источника средств к существованию в случаях потери