Место и роль правоохранительных органов в структуре современного государства

Курсовая работа

Государственная деятельность охватывает сферы общественной жизни, и направлена на решение проблем, связанных с обеспечением функционирования экономики, отраслей и конкретных хозяйственных организаций, осуществление внешней политики, и создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны. Одно из центральных мест в государственной деятельности занимают обеспечение правопорядка и законности, защита прав и свобод человека, охрана прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Государство устанавливает систему юридических норм, регулирующих отношения между людьми. Оно же создает и систему органов, призванных охранять эти нормы от нарушения. Деятельность государственных органов направлена не только на решение задач: непосредственной охраны законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. Эти направления весьма важны, однако несколько ограничены. У направлений на первом плане другие задачи — решение текущих и перспективных вопросов, обороноспособности и государственной безопасности, внешней политики, экономического сотрудничества с другими странами .Некоторые функции по охране правопорядка и законности выполняют попутно, наряду с осуществлением своих основных задач.

Тема курсовой работы — место и роль правоохранительных органов в структуре современного государства, на первый взгляд, очень актуальна на сегодняшний день.

Целью работы является исследование места и роли правоохранительных органов в механизме современной России.

Поставлены следующие задачи:

  • дать характеристику понятию «государственный механизм»,
  • определить роль государственного механизма в современной России,
  • дать определение понятию правоохранительных органов РФ,
  • обозначить основные направления деятельности правоохранительных органов, исходя из их функций и задач,
  • определить роль правоохранител ьных органов в структуре государственного механизма и перспективы развития и основные направления оптимизации деятельности правоохранительных органов в современных условиях.

Является целью задача обобщающая характеристика правоохранительных органов, вопросы, посвященные правоохранительным органам (милиция, налоговая полиция, прокуратура, адвокатура, иерархия судов и т. д.) рассматриваются в комплексе.

32 стр., 15563 слов

Государственное регулирование страховой деятельности: история ...

... направления государственного регулирования страховой деятельности, механизмам с помощью которых осуществляется государственное регулирование. Во второй главе раскрывается история возникновения, становления и перспективы развития страхового рынка в России. В заключении подводятся итоги проделанной работы, ...

Предметом исследования являются сведения о государственных органах, выполняющих правоохранительную деятельность, также о негосударственных образованиях, призванных содействовать в деятельности такого рода. Среди сведений место занимают те, которые дают представление не только о правоохранительной деятельности в целом, но и о ее направлениях (функциях), а равно о построении соответствующих органов, их структуре, полномочиях и задачах.

В курсовой работе сделан анализ правоохранительных органов, места в государственном механизме и выделены проблемы правового регулирования деятельности, проведен анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего статус, функции, сущность, роль, место и принципы правоохранительных органов – метод исследования.

Правоохранительная система, в которую входят нормы правоохранительных и система государственных орга нов, обеспечивающих законность и правопорядок, является предметом изучения юридических дисциплин.

Основная часть

1. Структура государственного механизма и правоохранительная деятельность государства

Жизнь и деятельность общества связана с наличием прочной государственной власти. Во-первых, власть организует совместную деятельность людей, а, во-вторых, имеет право принуждать граждан следовать воле государства. Для того, чтобы власть проявила себя, обеспечивала выполнение своих задач, требуется формирование специальной структурной организации – механизма государства, олицетворяющего силу государственной власти. Структурными элементами механизма являются органы государства. Единая согласованная система функционирования различных государственных организаций необходима для поддержания жизнедеятельности общества, решения задач, стоящих перед государством. Механизм государства представляет систему тесно связанных между собой государственных организаций, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом. Каждая из государственных организаций выполняет определенные задачи, вместе они тесно связаны между собой.

На различных ступенях развития человеческого общества механизм государства имел особенности, своеобразную структуру. Это объясняется экономическими и социальными причинами, национальным составом населения размерами его территории, географическим положением, соотношением политических сил в государстве, состоянием экономического базиса, а также определенными целями, задачами и функциями в соответствии с которыми создается государственный механизм и вносятся необходимые изменения, и другими факторами. Механизм государства обладает следующими признаками:

1. Он состоит из группы людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).

2. Образующие государственные органы иерархически соподчинены друг с другом и представляет собой сложную систему органов и учреждений, находящихся в тесной взаимосвязи. Обособление отдельных звеньев механизма и превращение их в доминирующую силу сами по себе являются показателем кризиса политической власти.

8 стр., 3689 слов

Аристотель о государстве и праве

... своей работе рассмотрел деятельность Аристотеля. В работе Доватура А. освящены виды государственного устройства по Аристотелю, проблемы права. Целью данного реферата является рассмотрение взглядов Аристотеля на государство и право, выявление основных элементов государства. 2. Основная часть 2.1 Аристотель о государстве Аристотель ...

3. Механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Каждый орган обладает властными, обязательными для всех полномочиями. Выступая от собственного имени, государственный орган действует как орган государственного властвования, обеспечивая при этом гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.

4. Функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием.

В более узком смысле можно провести аналогию между механизмом государства и аппаратом государства, представляющего собой совокупность государственных органов, которые наделены властными полномочиями для реализации государственной власти. Аппарат государства — это система всех органов государства, наделенных властными полномочиями, созданных для решения стоящих перед ними задач и осуществления функций. Однако понятие механизма государства шире, чем понятие аппарат государства. То есть каждый орган государства входит в механизм государства и составляет часть государственного аппарата, и вместе с тем представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.

В абстрактной форме структура государственного аппарата может быть представлена органов:

  • органы законодательной власти, форма деятельности которых – правотворческая, направленная на разработку и издание нормативно-правовых актов,

— органы исполнительной власти или органы государственного управления – исполнительно- распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества и осуществляющие властную деятельность по реализации норм права,

  • правоохранительные органы поддерживают стабильность, неприкосновенность складывающихся под воздействием государства и права общественных отношений. Деятельность этих органов направлена на соблюдение правовых норм.

Сущность и содержание государства определяют функционирование всего государственного аппарата и всех его органов: правотворческих, правоприменительных, правоохранительных. В деятельности всех органов государственного аппарата проявляется правоохранительная функция, являющаяся основным видом деятельности правоохранительных органов. Однако не все органы правопорядка можно отнести к правоохранительным. Для одних государственных органов правоохранительная функция является основной, для других – второстепенной. В настоящее время среди правоведов нет единого мнения о том, какие органы относятся к правоохранительным. Для того чтобы понять суть критериев, согласно которых те или иные государственных органов относятся к числу правоохранительных, необходимо уяснить признаки и сущность такого понятия, как «правоохранительная деятельность». Оно введено в юридический обиход всего лишь в конце 50-х — начале 60-х годов и является сравнительно молодым.

15 стр., 7366 слов

Правовая основа деятельности государственных внебюджетных фондов

... - государственные внебюджетные фонды. Объектом исследования являются правовые основы деятельности забалансовых государственных фондов. Целью курсовой работы является изучение сущности и правовых основ деятельности внебюджетных государственных фондов. Задачи курсовой: Изучить сущность, понятие внебюджетных фондов; Рассмотреть правовой статус и классификацию внебюджетных фондов; 3) Изучить правовую ...

Правоохранительная деятельность обладает рядом существенных признаков, отличающих ее от сходных видов деятельности:

  • лишь с помощью применения юридических мер воздействия, к которым относят меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законами. Например, при совершении преступление, может быть назначено наказание, установленное уголовным законодательством, или иная мера воздействия, допускаемая законом;
  • если имуществу причинен ущерб, не влекущий уголовной ответственности, то может быть возложена обязанность возместить ущерб;
  • если по заключенному договору не выполнено обязательство, скажем, об изготовлении какого-то изделия или оказания каких-то услуг, то возможно применение имущественной санкции;
  • если кто-то управлял автомашиной в нетрезвом виде, то его можно лишить водительских прав и т.д. Важное место отводится мерам предупреждения противоправных действий, их профилактике, допускаемой лишь в установленных пределах.

— применяемые в ходе осуществления правоохранительной деятельности юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона или иного правового акта. Только они могут служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание. Орган, применяющий такое воздействие, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания.

— правоохранительная деятельность реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур. Так, приговор суда, назначающий уголовное наказание, освобождающий от него или оправдывающий подсудимого, может быть постановлен только после проведенного судебного разбирательства и всестороннего обсуждения судом всех вопросов, конкретно обозначенных процессуальным законом. Такое обсуждение должно проходить в совещательной комнате, с обеспечением тайны совещания и соблюдением других процедурных правил. Законом установлены свои правила и для разбирательства дел о других правонарушениях. По соответствующим правилам проводится разбирательство имущественных споров, споров, связанных с увольнением, и т.д. Для принятия решения о применении или неприменении юридических мер воздействия предусматриваются устанавливаемые законом конкретные правила, подлежащие обязательному исполнению. Их нарушение может повлечь за собой признания решения незаконным и недействительным.

Реализация правоохранительной деятельности возлагается на специально уполномоченные государственные органы, комплектуемые соответствующим образом подготовленными служащими — по больше части юристами, а также специалистами, обладающими познаниями в других областях. В их распоряжение предоставляются необходимые материальные и технические средства. Организация и деятельность таких государственных органов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в том числе путем установления особых процедурных (процессуальных) правил для решения наиболее ответственных вопросов. Все это в совокупности направлено на обеспечение оперативности, обоснованности, законности и справедливости принимаемых названными органами решений о применении юридических мер воздействия, направленных на охрану права от уже допущенных или предполагаемых нарушений.

37 стр., 18152 слов

Юридические аспекты применения сети Интернет в России

... правового регулирования, Сеть должна быть объективирована, как и любые общественные отношения, и выражаться в конкретных предметах. Непосредственным предшественником "Интернета" была компьютерная сеть ... юридической силы и способы его защиты. Ставится вопрос о том, является ли Интернет средством массовой информации. Материал основан на таких нормативных актах, как Закон ... статью о применении пакетной ...

Таким образом, правоохранительную деятельность можно определить как

регламентированную правовыми актами государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства от противоправных посягательств специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка. Правоохранительная деятельность возлагается на государство и все его органы, которые действуют на основе законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Вместе с тем она специально закрепляется за особой группой органов и учреждений, деятельность которых регламентируется законом.