Контроль и надзор за деятельностью полиции

Курсовая работа

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы определена тем, что неэффективность работы органов правопорядка стала одной из ключевых проблем современной России, требующей незамедлительного рассмотрения и разрешения, в том числе посредством проходящего сегодня в МВД реформирования. И хотя необходимость такого реформирование назрела уже давно, существует опасение, что вместе со структурными реформами будет забыта одна из самых важных и известных общественных формул — не граждане для полиции, а полиция для граждан.

Становление новой российской государственности нередко тормозилось в результате слабой исполнительской дисциплины и безответственности работников правоохранительных органов, приводящих к нарушению или неисполнению федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и решений судов. Именно поэтому Федеральный закон «О полиции» 1 (Закон о полиции) четко регламентирует выполнение служебных обязанностей сотрудниками ОВД исключительно на основе требований законности, посредством точного и неуклонного исполнения законов и подзаконных актов всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и рядовыми гражданами.

Основной смыл контроля за деятельностью полиции заключается в том, чтобы проверять правильность работы конкретного полицейского органа и воспрепятствовать любому незаконному решению с его стороны. Понимаемый так контроль, урегулированный правовыми нормами, может быть определен как особое правоотношение между полицейским органом, с одной стороны, и уполномоченным контрольным субъектом – с другой. Возникает право уполномоченного субъекта контролировать соответствующие полицейские органы, прежде всего, с точки зрения законности и целесообразности их работы, а в случаях обнаружения каких-либо отклонений предпринимать конкретные действия с целью их устранения.

В свою очередь контроль над деятельностью органов внутренних дел предполагает подотчетность обществу, способную погасить избыточность власти, рождавшей милицейскую преступность. Следует констатировать, что сегодня практически все мировое сообщество пришло к осознанию той непреложной истины, которая определяет полицию как организацию, служащую для общества и на благо общества, а не наоборот.

Контроль и надзор за деятельностью ОВД имеют между собой тесную взаимосвязь, это объясняется необходимостью получения объективных результатов.

3 стр., 1212 слов

Организационно-правовые основы деятельности таможенных органов ...

... объекта исследования рассматривается деятельность таможенных органов в структуре Таможенного союза, а предметом исследования служит взаимодействие таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности. Курсовая работа написана с помощью нормативных правовых актов Российской Федерации, Таможенного союза и ...

Цель курсовой работы — рассмотреть контроль и надзор за деятельностью полиции.

Задачи:

1. Выявить сущность понятия, особенности и виды контроля за деятельностью полиции;

2. Показать специфику ведомственного и вневедомственного контроля за деятельностью полиции;

3. Определить сущность общественного контроля за деятельностью полиции: субъекты, направления;

4. Рассмотреть судебный контроль и прокурорский надзор за деятельностью полиции.

Сущность контроля состоит в наблюдении за соответствием деятельности подконтрольного объекта тем предписаниям, которые объект получил от управляющего органа или должностного лица. Любой контроль осуществляется в целях наблюдения и охватывает сбор данных и передачу информации в компетентные органы о результатах контрольных мероприятий, которые направлены на то, чтобы выявить причины обнаруженных отклонений и определить пути их устранения для эффективного функционирования государственных органов власти. Такая формула определяется понятием «контрольная деятельность» 2 .

Контроль представляет собой систему наблюдения и проверки, в результате которых выявляется соответствие процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям. Необходимо отметить, что в управленческой деятельности контроль выступает как самостоятельная функция процесса управления и как один из элементов организации исполнения решения.

В органах внутренних дел основными задачами контроля являются: обеспечение неуклонного выполнения законов и подзаконных актов, регламентирующих деятельность ОВД (полиции); обеспечение своевременного и качественного выполнения принимаемых в органах внутренних дел решений; повышение общего уровня организаторской и оперативно-служебной деятельности; своевременное предупреждение, выявление и устранение недостатков в работе; выявление и внедрение положительного опыта; повышение дисциплины и ответственности сотрудников; содействие правильной оценке и использованию (перемещению) кадров.

С вступлением в силу Закона о полиции, проблема оценки и контроля за деятельностью органов правопорядка прописана в Главе 10 «Контроль и надзор над деятельностью полиции». Следует отметить, что законодатель в редакции статьи не только предусмотрел следующие виды контроля за деятельностью полиции: государственный (ст. 49), общественный контроль (ст. 50), судебный (ст. 51), прокурорский (ст. 52) 3 .

Ведомственной правовой основой их деятельности является Типовое положение об инспекции по личному составу МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) 8ГУ МВД России 4 .

Контроль за деятельностью полиции (сотрудников полиции) осуществляют руководители соответствующих и вышестоящих подразделений. Помимо того в кадровых аппаратах МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) 8ГУ МВД России созданы специальные структурные подразделения – инспекции по личному составу.

Основными задачами инспекций по личному составу являются:

  • проведение профилактической работы по предупреждению чрезвычайных происшествий и дисциплинарных проступков, совершаемых личным составом органов внутренних дел;
  • участие в осуществлении контроля за исполнением должностными лицами приказов и указаний МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) 8ГУ МВД России в части организации и проведения мероприятий по укреплению законности и дисциплины в органах внутренних дел;

— – проведение служебных проверок в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России, по фактам дисциплинарных проступков и иных происшествий, не связанных с совершением сотрудниками органов внутренних дел, в том числе сотрудниками полиции, преступлений (ч.2 ст. 49 Закона о полиции) 5 .

11 стр., 5295 слов

Полиция: структура, компетенция, основные направления деятельности

... отношения, возникающие в процессе деятельности органов полиции. Предмет - нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и деятельность полиции в Российской Федерации. Целью курсовой работы является исследование деятельности органов полиции, изучение ее компетенции и принципов, как составной части системы правоохранительных органов. Для достижения ...

Таким образом, контроль за деятельностью полиции выступает как самостоятельная функция процесса управления в ОВД и как один из элементов организации исполнения решений полицейскими органами. Различают государственный (ведомственный и вневедомственный), общественный, судебный и прокурорский контроль.

2.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИЦИИ. ВЕДОМСТВЕННЫЙ И ВНЕВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Государственный контроль за деятельностью полиции подразумевает ведомственный и вневедомственный контроль.

Государственный контроль (ведомственный) за деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами (ст. 10 Закона о полиции).

Основными предметами контроля органов государственной власти в сфере деятельности полиции выступают:

  • полнота и эффективность выполнения полицией возложенных на нее задач и обязанностей;
  • соответствие деятельности полиции ее принципам, установленным Законом;
  • рациональное распределение и использование людских, финансовых и материальных ресурсов полиции;
  • подбор и расстановка кадров полиции, состояние их профессиональной подготовки;
  • выполнение полицией конкретных решений, принятых в пределах своей компетенции органами государственной власти6 .

Рассмотрим несколько видов ведомственного контроля со стороны вышестоящих органов внутренних дел за нижестоящими 7 .

Контроль за полицией со стороны Президента Российской Федерации, органов исполнительной и законодательной (представительной) власти является важным элементом механизма гарантий успешного выполнения ею возложенных на нее задач и обязанностей. Он имеет своими конечными целями проверку исполнения полицией законодательства, устранения имеющихся в работе недостатков, повышения результативности ее деятельности 8 .

Контрольные полномочия Президента Российской Федерации в сфере деятельности полиции обусловлены его конституционным статусом высшего должностного лица государства, гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Президент Российской Федерации осуществляет общее руководство органами обеспечения безопасности. В силу таких обстоятельств контроль главы государства за деятельностью полиции носит преимущественно стратегический характер и направлен на обеспечение выполнения ею функций государственного органа обеспечения безопасности личности, общества и государства. В ходе президентского контроля оцениваются:

18 стр., 8720 слов

Правовая охрана Конституции Российской Федерации

... правовой охраны Конституции РФ. Целью данной работы является рассмотрение обеспечения правовой охраны Конституции Российской Федерации. Необходимо решить следующие задачи: 1. Раскрыть понятие и задачи правовой охраны конституции; ... в обществе. Следующий институт правовой охраны конституции - это ее толкование. Оно представляет собой особый вид правовой деятельности. Конституционное толкование - ...

  • полнота и эффективность выполнения возложенных на полицию задач по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от противоправных посягательств;
  • состояние взаимодействия полиции с населением, общественностью;
  • степень реализации полицией мер, предусмотренных федеральными целевыми программами обеспечения безопасности;
  • состояние работы по исполнению федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, касающихся вопросов охраны правопорядка, усиления борьбы с преступностью, обеспечения общественной безопасности;
  • готовность полиции успешно противостоять реальным угрозам внутренней безопасности, степень соответствия основных параметров ее организации и функционирования складывающейся оперативной обстановке, прогнозам ее развития9 .

Президентский контроль в сфере деятельности полиции осуществляется в двух основных формах: а) непосредственный контроль Президента Российской Федерации; б) контроль за полицией через соответствующие президентские

Непосредственный контроль Президент Российской Федерации осуществляет прежде всего в области подбора и расстановки руководящих кадров полиции на федеральном уровне. По представлению Председателя Правительства Российской Федерации он назначает министра внутренних дел Российской Федерации, его заместителей, осуществляющих руководство полицией. Решая вопросы назначения на должность, он одновременно оценивает работу кандидатов, ее эффективность.

Президент Российской Федерации вправе заслушивать отчеты и информацию министра внутренних дел Российской Федерации, других должностных лиц министерства, выносить вопросы охраны правопорядка, связанные с деятельностью полиции, на рассмотрение Совета Безопасности, участвовать в работе всероссийских совещаний руководящих работников министерства, в заседаниях коллегии МВД России и осуществлять иные контрольные полномочия. Значительная роль в осуществлении президентского контроля принадлежит Администрации Президента Российской Федерации. Согласно Положению об Администрации Президента Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 490, она осуществляет контроль за исполнением федеральных законов, указов и других решений Президента Российской Федерации, в том числе, конечно, и по вопросам деятельности полиции.

Важные функции по обеспечению президентского контроля возложены на Контрольное управление Президента Российской Федерации. В соответствии с Положением, утв. Указом Президента Российской Федерации от 8 июня 2004 г. № 729, оно призвано проверять исполнение федеральными органами власти федеральных законов, указов и иных решений Президента Российской Федерации и готовить на этой основе информацию для Президента Российской Федерации с конкретными предложениями по предупреждению и устранению выявленных недостатков. Для реализации своих задач Главное контрольное управление вправе создавать комиссии. Так, например, его проверки деятельности МВД России касались вопросов исполнения законодательства об оружии, присоединения Российской Федерации к европейским конвенциям о выдаче, взаимной правовой помощи, об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и т.п. 10

60 стр., 29857 слов

Правовое регулирование градостроительной деятельности

... правила. Тем самым на законодательном уровне были установлены специальные требования по возведению зданий и сооружений. Установление позитивным правом требований к осуществлению строительства не является достижением только советской правовой ...

По результатам проверок Контрольное управление может направить руководству МВД России, региональных органов внутренних дел предписания, подлежащие обязательному рассмотрению. Формой контроля является также направление должностных лиц Контрольного управления на заседания коллегии МВД России, совещания руководящего состава министерств 11 а.

Президентский контроль в области деятельности полиции осуществляется также через институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах. Их правовой статус закреплен в Положении о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе, утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г.№ 849. В процессе своей деятельности полномочный представитель вправе осуществлять контроль за деятельностью полиции по выполнению федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации на соответствующей территории. По результатам контроля Президенту Российской Федерации представляются аналитические материалы и предложения.