Конституция Российской Федерации 1993 г

Курсовая работа

В жизни современного общества особое место принадлежит конституции. Его содержание и сущностные характеристики во многом определяются тем, что он регулирует важнейшие социальные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы социальной системы, принципы организации государственного аппарата. это фундамент, на котором основана правовая и политическая система.

Несомненно, конституция — это демократическое явление, поскольку она устанавливает равенство граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Его принятие, а тем более его последовательная реализация — фактор стабильности и уверенности в развитии общественных отношений.

Конституция, выступая в роли «главного регулятора», осуществляет обобщенное регулирование наиболее массовых и социально значимых общественных отношений. Его положения во многом политизированы, поскольку регулирование осуществляется с учетом интересов носителей конкретных социально-политических ценностей, реальной социокультурной среды, международной ситуации и приоритетов внешней политики и реакции граждан. Конституционные положения содержат концентрированное нормативное выражение принципов внутренней и внешней политики государства.

В самом общем виде конституцию можно определить как основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

Актуальность

Несомненно, его влияние на развитие всей правовой системы, всего российского законодательства. В последнее время законодательство Российской Федерации существенно обновилось и стало занимать лидирующие позиции в регулировании общественных отношений.

Конституция отразила качественные изменения в социальной политике государства. Исключается классовый подход к разным слоям населения, в частности, не упоминается ведущая роль рабочего класса и других категорий трудящихся в построении национального государства, трудовых коллективов как активной части общества политическая система. В то же время институты частной собственности и свободного предпринимательства, типичные для экономики, основанной на свободной рыночной экономике, консолидируются.

Конституция вступила на путь правового равноправия всех субъектов Федерации как в отношениях между ними, так и во взаимоотношениях с Федерацией, взяв за основу приоритет прав человека, независимо, в частности, от национальности. Обязанность соблюдать Конституцию и федеральные законы распространяется на все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц и граждан, что имеет особое значение для обеспечения верховенства закона, стабильности, правопорядка в государстве и обществе.

17 стр., 8110 слов

Статус суда в правовом государстве

... людей. В своей работе я рассматриваю вопросы, связанные со статусом суда (судебной власти) в правовом государстве, а именно какое место занимает правосудие в системе разделения ... оформляет, облекает в правовую форму либо естественно-правовые требования, либо волеизъявление всего народа (общества), выраженное через референдумы, либо положения, сформировавшиеся в ходе общественной практики, в ...

Основной целью курсовой работы является изучение сущности конституции РФ, как основного закона государства, имеющего высшую юридическую силу.

В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:

1. Дать определение понятию Конституции.

2. Раскрыть основные черты Конституции РФ.

3. Охарактеризовать юридические свойства Конституции РФ.

4. Рассмотреть процедуру изменения и порядок пересмотра действующей Конституции РФ 1993 г.

5. Проанализировать конституции (уставы) субъектов РФ как источник конституционного права РФ.

1.Конституция и государство

1.1. Понятие конституции

Конституция в каждом государстве — это юридический акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридическая основа государства и общественной жизни, главный источник национальной законодательной системы. Конституция на высшем уровне регулирует общественные отношения, касающиеся организации власти, прав и свобод, обязанностей человека и гражданина, форм правления и государственного устройства.

Конституция — обязательная черта верховенства закона, основанная на верховенстве закона, отрицании произвола властей и бесправия субъектов. Регулирующая роль конституции касается всего социального организма. Он охватывает не только государственную организацию, но и негосударственные сферы: социально-экономическое устройство, культурную жизнь, отношения в сфере гражданского общества. Никакая конституция не может уклоняться от отношений государства с институтами наследия, социальными и религиозными институтами. Нормы конституции, как и закона в целом, оказывают формирующее влияние на различные аспекты общественной жизни — политико-государственную, экономическую, социальную и духовную.

Конституцию можно рассматривать как микромодель общества, его правовую основу, в рамках и на основе которой гарантируется механизм государственной власти, права и свободы граждан.

Конституция является основным законом государства, который выражает волю правящего класса или общества в целом и обеспечивает основы социальной и государственной системы, права и свободы человека и гражданина. Слово (термин) «конституция» означает «установление», «устройство».

Конституция как Основной закон государства учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования.

Конституция закрепляет основы конституционного строя государства, его территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы — основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан.

29 стр., 14252 слов

Юридическая техника и язык права (на примере правовых актов органов ...

... показателей его качества. Проведенный нами мини-опрос среди государственных служащих-юристов органов государственной власти Нижегородской области выявил единодушное мнение о существовании ... власти Нижегородской области, студентам, докторантам и преподавателям школ и юридических факультетов. «Вряд ли найдется хоть один народ, который имел бы хорошие законы.» Вольтер Жизнь общества и государства ...

Приоритет Конституции — не самоцель данного документа, он обеспечивает единообразное применение Закона, является главным критерием при разрешении дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, различных правовых актов субъектов Федерации (включая их конституции и уставы).

Необходимость соблюдения Конституции признана практически всеми политическими силами, а это неизбежно влечет за собой повышение значения и ответственности всех государственных правотворческих органов.

Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам. Определённым нормам конституции законодатель придаёт статус прямого и непосредственного действия, что позволяет заинтересованному субъекту требовать защиты своих прав в судебном порядке, ссылаясь только на конституционную формулировку.

Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции.

Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно «развивать» или дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону государства, текущее законодательство наполняет его положения конкретным содержанием. При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства.

В отличие от обычных законов, Основной закон государства характеризуется стабильностью и долговечностью. Эти качества конституции обусловлены двумя обстоятельствами.

Во-первых, в силу абстрактного содержания ее положений она не подвержена постоянным изменениям, во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности. Таким образом, все другие законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции — их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.

Конституция является уникальным учредительным правовым актом, юридически закрепляющим суверенитет, независимость и верховенство государственной власти. Она выступает правовой основой становления и развития гражданского общества, закрепляет основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму государственного устройства, систему институтов государственной власти и местного самоуправления. Конституция обеспечивает стабильность конституционного строя, создаёт баланс институтов государственной власти.

Всё сказанное характерно и для Конституции России. Поэтому можно говорить, что Конституция России — это нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Относясь к числу правовых актов Конституция РФ является законом и обладает всеми его чертами.

Основные черты

Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее адекватный характер складывающимся в обществе общественным отношениям. Она отражает переходный характер российского общества, противоречивый способ его существования. В ней нашли воплощение то, что достигнуто и отстаивается многонациональным народом России: многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, основанное на самоопределении и равноправии народов, самостоятельный статус местною самоуправления и т.д.

6 стр., 2595 слов

Российское семейное право второй половины 19 века

... установлен в семейном законодательстве России второй половины 19 века для православных в 80 лет мужчин е женщин. Для других вероисповеданий предельная норма не была установлена. Законы Российской Империи ... юридического характера их, а не этического, так как речь идет о праве; б) семейное право -- есть право гражданское, а потому не могло быть изменено договором; с) как личное ...

К характерной черте Конституции РФ 1993 г. относится наличие в ней основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и служащие правовой основой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержанию они предельно абстрактны, ибо имеют своей целью закрепление самого главного в общественных отношениях.

Характерной чертой Конституции России является также ее прямое действие. Это закреплено в статье 15 Основного закона РФ. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком либо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.

Наконец, для Конституции Российской Федерации характерны незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в том, что Конституция провозглашает, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст.2).

При этом особо подчеркивается, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». В Конституции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (статья 17).

Юридические свойства

К юридическим свойствам Конституции относятся:

  • учредительный характер,
  • легитимность,
  • верховенство,
  • стабильность,
  • прямое действие,
  • база текущего законодательства,
  • реальность,
  • программность.

Учредительный, Легитимность

Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.

принцип верховенства

Верховенство Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Юридическое верховенство конституций обычно подчеркивается в них самих. Так, согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г., «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Строгое и точное соблюдение Конституции — это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.

5 стр., 2007 слов

Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой РФ

... бюджете на очередной финансовый год Государственная Дума рассматривает в четырех чтениях. В первом чтении обсуждается его концепция, оценивается соответствие основных положений законопроекта Конституции Российской Федерации, его актуальность и практическая значимость. ...

Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в российской Федерации.

Стабильность

прямое действие

Проблема обеспечения прямого действия Конституции РФ при осуществлении правосудия получила разрешение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», где говорится о том, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:

  • а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
  • б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;
  • в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ;

— г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

Реальность

О реальности конституции свидетельствует исполнимость и гарантированность ее предписаний. Например, возможность граждан, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее, обращаться за судебной защитой своих прав и свобод является показателем реальности конституционных норм, посвященных правовому статусу личности.

Конституция как ядро правовой системысвоими положениями способствует согласованности всего правового развития и систематизации права. Она — основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права.

базой текущего законодательства

«Выступая в качестве юридической базы для развития всех отраслей российского права, конституция регулирует и закрепляет процесс создания правовых норм и актов, которыми обеспечивается проведение политических, культурных и социально-экономических преобразований в обществе. Насколько стабильным и эволюционным будет развитие самой конституции, настолько реформирование государственной и общественной сфер жизнедеятельности приобретет завершенный характер».

Наряду с этим конституции часто предусматривают необходимость принятия нормативных актов, развивающих ее положения. Так, Конституция РФ делает это следующими методами:

  • прямо указывает виды федеральных конституционных законов или федеральных законов, требуемых для регулирования определенных вопросов. Конституция конкретно предусматривает принятие и многих федеральных законов — о гражданстве (ст. 6), о военной службе (ст. 59), об альтернативной гражданской службе (ст. 59) и др.;
  • использует указание на то, что определенные общественные отношения регулируются «федеральным законом», не называя конкретный по наименованию или содержанию акт.

В соответствии с ч. 5. ст. 37, где закреплено право граждан на отдых, «работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск»;

10 стр., 4606 слов

Развитие Конституции РФ. Поправки и пересмотр Конституции РФ

... 1993 г. 2. Поправки и пересмотр Конституции РФ 2.1 Субъекты процесса конституционных поправок и пересмотра Конституции РФ. Порядок пересмотра (ст. 134) Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы ...

  • говорит о необходимости дополнительного регулирования общественных отношений либо закрепления гарантий для их участников в акте текущего законодательства, оставляя на последующее разрешение вопроса о виде акта и принимающем его органе. Например, в ст. 43 говорится, что Российская Федерация «устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты» — понятно, что для этого необходим соответствующий нормативный акт;

— Конституция РФ зачастую содержит такие формулировки статей, что из текста очевидна обязательность последующего текущего нормативного регулирования, обеспечивающего применение конституционной нормы. Так, согласно ст. 46, «решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд» — то есть применение нормы без специального закона попросту невозможно.

Также Конституция во многих случаях говорит о том, что права и интересы граждан гарантируются либо охраняются законом, а соответствующие действия органов и должностных лиц регулируются законом; при этом подразумевается не акт в форме закона, а вся гамма правовых норм, необходимых для соответствующего случая. Например, ч. 1 ст. 35 гласит: «Право частной собственности охраняется законом». Здесь имеется в виду не просто отдельный акт в виде закона, а любые правовые средства, лишь бы они служили защите данного права.

«Таким образом, проблема соотношения конституции и текущего законодательства довольно многогранна, и она решается с учетом как роли конституционных идей, так и формально-правовой зависимости от конституции многих правовых актов».

Программность

особая охрана

Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент Российской Федерации является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ст. 82).

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде России о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции.

Конституционный суд играет важную роль в охране Конституции. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов как федеральных органов власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие и применению.

18 стр., 8720 слов

Правовая охрана Конституции Российской Федерации

... существует система охраны Конституции, т.е. действий, применяемых органами государственной власти при осуществлении ими правовой охраны Конституции РФ. Целью данной работы является рассмотрение обеспечения правовой охраны Конституции Российской Федерации. Необходимо решить следующие задачи: 1. Раскрыть понятие и задачи правовой охраны конституции; 2. ...

2. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ

Анализируя порядок изменения Конституции Российской Федерации, следует подчеркнуть крайнюю сложность конституционного пересмотра. «Создатели действующей Конституции Российской Федерации пошли по пути намеренно усложненного варианта ее реформирования».

Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 г. предусмотрена в главе 9 — «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

Субъекты законодательной инициативы:

  • Президент Российской Федерации
  • Совет Федерации
  • Государственная Дума
  • Правительство Российской Федерации
  • законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации

(ст. 134 Конституции РФ)

Конституционная инициатива органов государственной власти оформляется в виде соответствующих актов (например, постановлений Государственной Думы, постановлений Правительства и т.д.).

Эти акты должны приниматься с соблюдением установленных процедур и правил.

В частности, акты конституционной инициативы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации должны отвечать тем формальным требованиям, которые установлены в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации и регламентах их законодательных (представительных) органов.

Конституционная инициатива групп депутатов Федерального Собрания оформляется в виде законопроекта или предложения о конституционном пересмотре, которые подписываются не менее чем 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Предложения о пересмотре Конституции должны быть оформлены в соответствии с теми требованиями, которые установлены регламентами Совета Федерации и Государственной Думы. Так, в Государственной Думе необходимым условием внесения законопроекта является представление:

  • текста законопроекта;
  • обоснования необходимости его принятия, включающего развернутую характеристику законопроекта, с указанием его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноза социально — экономических и иных последствий его принятия;
  • справки о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования;
  • перечня законов и иных нормативных актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта;
  • предложений о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного закона;
  • финансово — экономического обоснования, если реализация законопроекта потребует дополнительных материальных и иных затрат (ст. 96 Регламента Государственной Думы).

В том случае, если не выполнены указанные требования, либо форма представленного проекта не соответствует установленным нормам, законопроект может быть возвращен Советом Государственной Думы его инициаторам (ст. 99 Регламента Государственной Думы).

В главе 9 ее положения с точки зрения порядка изменения Конституции поделены на четыре части.

30 стр., 14941 слов

Муниципальная собственность в Российской Федерации

... того, право государственной собственности и право муниципальной собственности характеризуются множественностью субъектов. В роли субъектов государственной собственности выступают Российская Федерация в целом и ее субъекты - республики, края, области и т.д., но не их органы власти или ...

Первая часть

Регламентом Государственной Думы предусмотрен следующий порядок рассмотрения вопроса о пересмотре гл. 1, 2 и 9 Конституции. Соответствующие предложения должны содержать новую редакцию указанных глав Конституции или их статей, частей, пунктов, а также обоснование новелл, внесенных в порядке законодательной инициативы. Предложение направляется Советом Государственной Думы в Комитет Государственной Думы по законодательству и судебно — правовой реформе для подготовки заключения, после чего включается Советом Государственной Думы в календарь рассмотрения вопросов (ст. 128).

По итогам обсуждения Государственная Дума принимает решение об одобрении или отклонении предложения.

Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (т.е. не одной, а обеих палат), то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание в порядке, предусмотренном соответствующим федеральным конституционным законом.

Оно, согласно ч. 3 ст. 135 Конституции РФ, либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на референдум (всенародное голосование).

При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании (при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей).

Рассмотренный выше порядок пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации подчеркивает особую значимость и вместе с тем необходимость обеспечения стабильности данных норм Конституции.

Вторая часть

В данной статье речь идет не о федеральных конституционных законах, исчерпывающий перечень которых содержится в самом тексте Конституции, а о федеральных законах, которые принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 говорится, что поправки к главам 3-8 принимаются в форме особого правового акта — закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации. В порядке реализации данного постановления КС в РФ принят Федеральный закон от 6 февраля 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». [14]

Основные стадии:

1. Инициатива субъекта о внесении такого предложения, подготовка проекта закона о поправке к Конституции и направление его в Государственную Думу.

2. Проект, поступивший в палату в порядке осуществления права законодательной инициативы, передается Советом Государственной Думы на заключение Комитета по законодательству и судебно — правовой реформе. Комитет проводит предварительное рассмотрение проекта с участием инициатора законопроекта, представителя Президента Российской Федерации, представителя Правительства Российской Федерации, а также представителей других комитетов палаты. Заключение комитета и подготовленный к рассмотрению проект федерального закона направляются в Совет Государственной Думы для включения его в календарь рассмотрения вопросов.

3. Рассмотрение Государственной Думой проекта закона в трех чтениях.

32 стр., 15881 слов

Государственная власть и идеология

... противника (в том числе и его категориальный аппарат), стремясь понять и эти категории, отправляясь от коллективного субъекта. 2. Понятие частичной идеологии производит функционализацию лишь на психологическом ... это предначертано их социальным положением, они оказываются во власти одних и тех же иллюзий и заблуждений. Полагая, что идеология формируется только в акте переживания, мы отказываемся ...

В ходе рассмотрения законопроекта заслушиваются доклад инициатора проекта закона, содоклад Комитета по законодательству и судебно — правовой реформе, выступления представителя Президента Российской Федерации, представителя Правительства Российской Федерации, представителей фракций и депутатских групп, а также экспертов и иных лиц, приглашенных по решению палаты для участия в обсуждении.

Каждая поправка к проекту обсуждается и ставится на голосование в отдельности. Для принятия поправки необходимо, чтобы за нее проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

После постатейного обсуждения и голосования поправок, проверки текста проекта и устранения имеющихся в нем противоречий Государственная Дума принимает федеральный закон о внесении поправки в соответствующую статью гл. 3 — 8 Конституции в целом, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 130 — 133 Регламента Государственной Думы).

Принятый проект закона в течение пяти дней со дня одобрения направляется в Совет Федерации.

4. Рассмотрение проекта закона в соответствующих комитетах Совета Федерации и принятие решения к рассмотрению либо его возвращение в Государственную Думу.

5. Рассмотрение Советом Федерации проекта закона. Закон о поправке к Конституции считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации.

Если Совет Федерации отклоняет представленный закон либо принимает его в ином виде, то для преодоления возникших разногласий создается согласительная комиссия, порядок деятельности которой устанавливается регламентами палат Федерального Собрания.

6. Опубликование Председателем Совета Федерации не позднее пяти дней со дня принятия закона уведомления для всеобщего сведения, включающего текст закона о поправке к Конституции с указанием дат его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации.

7. Направление Председателем Совета Федерации закона о поправке к Конституции не позднее пяти дней со дня его принятия в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации для рассмотрения.

8. Рассмотрение закона в срок не позднее одного года со дня его принятия законодательным (представительным) органом субъекта РФ и направление его в Совет Федерации в течение 14 дней со дня принятия постановления о законе РФ о поправке к Конституции.

9. Установление Советом Федерации результатов одобрения закона (не менее 2/3 голосов) законодательными (представительными) органами субъектов РФ, оформление их в соответствии с регламентом Совета Федерации и направление в течение семи дней со дня установления результатов Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования.

10. Подписание Президентом Российской Федерации в срок не позднее 14 дней со дня получения закона и осуществление официального опубликования.

11. Вступление закона Российской Федерации о поправке к Конституции в силу со дня его официального опубликования, если самим законом не установлена иная дата вступления в силу.

12. Внесение Президентом Российской Федерации принятой поправки к Конституции Российской Федерации и осуществление официального опубликования Конституции в месячный срок со дня вступления в силу закона.

Третья часть, Четвертая часть

Конституционный Суд РФ в постановлении от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции определил, что изменения наименования субъекта включаются в текст ст. 65 указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им (т.е. субъектом) порядке.

В спорных случаях, говорится в постановлении, Президент использует полномочия, предусмотренные ч. 1 ст. 85 Конституции РФ. В ч. 1 ст. 85 сказано, что Президент использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также между такими органами субъектов.

В случае недостижения согласованного решения Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Думается, поскольку речь идет об изменении Конституции РФ, это будет КС РФ.

Во всех случаях, рассмотренных выше, поправки к ст. 65 не подлежат, в отличие от федеральных законов о внесении поправок к иным положениям гл. 3 — 8 Конституции, одобрению со стороны законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

3. Конституции (уставы) субъектов РФ как источник конституционного права РФ

С принятием конституции Российской Федерации 1993 г. в нашей стране начался новый этап государственной реформы. Будучи принятый всенародным голосованием, федеральный Основной Закон сыграл заметную позитивную роль в закреплении демократических преобразований в России, в том числе и в сфере федеративных отношений.

К ряду новелл конституционного регулирования российского федерализма можно отнести следующее.

Во-первых, Конституция закрепила юридическое равноправие всех субъектов федерации. Во-вторых, к числу субъектов федерации были отнесены бывшие до этого лишь административно-территориальными единицами края, области и города федерального значения.

В то же время ст.5 федеральной Конституции закрепляет определенные различия между субъектами Российской Федерации. Так, республики она относит к государствам, тогда как остальные субъекты РФ выступают в качестве квазигосударственных образований.

Конституция Российской Федерации определила не только положение Основного Закона России, но и конституций (уставов) субъектов Российской Федерации. Конституция (устав) субъекта федерации получил статус учредительного документа. Конституция (устав) признается базовым актом, закрепляющим конституционно-правовой статус субъектов.

Конституции республик и уставы областей (краев) выражают принцип равенства субъектов, т.е. уровень их соответствия Конституции РФ должен быть один и тот же. Конституция РФ устанавливает тот особый порядок, который должен обеспечивать соответствие Конституции Российской Федерации конституций (уставов) субъектов Российской Федерации. Обратимся к положениям ст. 72 Конституции Российской Федерации по этому вопросу.

Согласно п. «а» ч. 1 ст. 72 Конституции к совместному ведению федеральных и региональных органов государственной власти относится обеспечение соответствия конституций (уставов) субъектов РФ Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В чем заключается обеспечение соответствия, и каковы в этой системе деятельности полномочия Российской Федерации, с одной стороны, и полномочия ее субъектов, с другой?

Конституция Российской Федерации исходит из того, что эти полномочия устанавливаются в Конституции России и федеральных законах. Но они могут содержаться и в договорах органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов (ст. 11).

КонституцияРоссийской Федерации устанавливает (статьи 5, 66, 72, 76) весьма высокий статус конституций (уставов) субъектовРФ.

Согласно ст. 5 и 66 Конституции РФ конституции (уставы) имеют собственный предмет правового регулирования. Характер этого предмета таков, что в определении его правовых параметров соучаствуют Российской Федерации и субъекты федерации. Следовательно, конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, как юридические документы, выражающие волю законодателей России и ее субъектов, выполняют функцию ограничения действия конституционно-правовых установлении Российской Федерации.

Практически все уставы и многие конституции субъектов РФ приняты их законодательными органами (парламентами).

В то время, как путем референдума приняты только конституции ряда республик, таких как Татарстан, Ингушетия и некоторых других. Конституции Дагестана, Калмыкии были приняты специальным органом — Конституционным Собранием.

Конституции республик и уставы субъектов РФ имеют высшую юридическую силу на территории своего региона. В некоторых из этих основных законов указывается также и их «прямое действие». Например, статья 9 часть 3 Устава города Москвы гласит: «Устав имеет прямое действие и применяется на всей территории Москвы».

Аналогичные положение содержатся в конституциях Бурятии (ст. 11), Ингушетии (ст. 7), республики Коми (ст. 7).

Одним из важнейших элементов правового статуса субъекта РФ является наличие учредительной власти. Учредительная власть характеризуется правом субъекта самостоятельно принимать собственные основные законы (конституцию, устав) и законодательство. Источником учредительной власти, как и любой другой государственной власти, является народ.

В частности, именно народ как носитель суверенитета и источник государственной власти закреплен в Конституциях Бурятии (ст. З), Дагестана (ст. 4), Ингушетии (ст. 4), Калмыкии (ст. 5) и некоторых других республик. В большинстве республик установлен также и порядок осуществления власти народом — непосредственно и через органы законодательной, исполнительной и судебной власти, а также через органы местного самоуправления. Такие нормы содержатся в Конституциях Бурятии (ст. З), Карелии (ст. З), Коми (ст. 2), Дагестана (ст. 4) и других республик.

Практически во всех республиканских конституциях высшим непосредственным выражением воли народа признаются референдум и свободные выборы. В уставах краев, областей, автономных округов, иных субъектов РФ также закрепляется источник власти. Но если в конституциях республик народ признается источником власти и носителем суверенитета, то в уставах иных субъектов РФ «народ» является лишь источником власти.

Так, статья 7 пункт 1 Устава Тамбовской области гласит: «Единственным источником власти в области является народ»; статья 3 Устава Ханты-Мансийского автономного округа указывает: «Народ автономного округа осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». В Уставе Читинской области (статья 3) под народом понимаются граждане РФ, проживающие на территории области. Учредительная власть субъекта РФ проявляется также и в праве самостоятельно вносить изменения и дополнения в учредительные документы. Процедура внесения поправок к конституции (уставу) также различна в разных субъектах РФ. Конституции республик изменяются либо парламентом республики (Ингушетия, Коми), либо специально созданным органом, таким как Конституционное Собрание в Бурятии и Дагестане, либо референдумом (Мордовия, Удмуртия).

Следует отметить, что Конституционное Собрание созывается лишь для изменения статей и глав конституций, закрепляющих основы конституционного строя республики, основные права, свободы и обязанности граждан, а также порядок изменения и дополнения самой Конституции.

В некоторых республиках предусматривается народная законодательная инициатива. Так, в Туве с предложением об изменении основного Закона республики может выступить группа избирателей численностью не менее 1 тысячи человек, в Ингушетии — не менее 10 тысяч, в Удмуртии — не менее 50 тысяч. Решение о необходимости изменения (дополнения) Конституции практически во всех республиках принимается квалифицированным большинством, как правило, в 2/3 голосов членов парламента.

Порядок изменения уставов областей (краев) и других субъектов несколько проще. Специальный орган для изменения устава не создается. Поправки в устав могут вноситься не только квалифицированным, но и простым большинством депутатов парламента, как, например, в Москве, Тюменской области. Можно отметить также особенность Устава Ярославской области, согласно которому раздел 9, предусматривающий порядок внесения изменений и дополнений в Устав, вообще не может быть пересмотрен.

Таким образом, становится очевидным, что процедура изменения основных Законов в республиках более сложная, но и более демократичная (референдум, народная инициатива), чем в областях или краях.

Согласно п. «б» ч. 2 ст. 125 Конституции Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации «конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с п. 1 ст. 85 Конституции Российской Федерации устанавливает право Президента обращаться в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта федерации с представлением о приведении конституции (устава) в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами. Однако федеральные законы, например, «О прокуратуре Российской Федерации» дают многим субъектам возможность оспаривать любую норму конституции (устава) в суде общей юрисдикции.

В связи с этим, Конституционный суд России в своём постановлении от 18.07.2003 г. признал противоречащими Конституции России ряд положений Гражданского Процессуального Кодекса РФ и закона «О прокуратуре РФ», дозволявшим прокурорам обращаться в суд общей юрисдикции с заявлением о признании противоречащими федеральным законам Конституций и Уставов субъектов РФ.

Конституционный суд согласился с позицией заявителей: «Конституция (устав) субъекта РФ — это целостный единый акт, имеющий высшую юридическую силу в системе региональных правовых актов». Конституционные принципы федеративного устройства не должны нарушаться текущим федеральным регулированием посредством законов.

В постановлении особо подчеркивается, что уставные документы субъектов РФ являются учредительными и имеют особую правовую природу, что и предопределяет различия в порядке их судебной проверки. В связи с этим, подчеркивается в постановлении, проверка уставных документов может быть осуществлена только в порядке конституционного, а не административного или гражданского судопроизводства.

Заключение

Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме «Конституция 1993 г.» можно сделать ряд выводов:

С принятием конституции Российской Федерации 1993 г. в нашей стране начался новый этап государственной реформы. Будучи принятый всенародным голосованием, федеральный Основной Закон сыграл заметную позитивную роль в закреплении демократических преобразований в России, в том числе и в сфере федеративных отношений.

Конституция РФ 1993 года — первая в истории страны полноценная конституция, признающая неотчуждаемость основных прав и свобод человека и предусматривающая демократизм организации публичной власти, ее правовой характер. Главная проблема — реализовать этот потенциал, обеспечив адекватную интерпретацию Конституции в контексте развития России, ее государственной и общественной жизни.

Конституция является фундаментом системы права, главным системообразующим фактором базой для кодификации и систематизации законодательства. На основе Конституции Российской Федерации и конституций республик в ее составе осуществляется упорядочение всей системы законодательства, его расистка и освобождение от устаревших норм. Комплексное развитие всех отраслей законодательства на базе новой Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка. Конституция Российской Федерации — бесспорная и единственная в своем роде правовая гарантия стабильности политического и общественного строя, это генеральное соглашение между всеми социальными группами, включая власть, бизнес, общество в целом, о фундаментальных правилах, по которым живет страна.

Таким образом, можно сделать вывод: юридическая природа Конституции РФ проявляется в ее чертах и юридических свойствах, которые отражают специфику ее нормативно-правового содержания. Каждая черта Конституции РФ характеризует определенный аспект ее содержания как сложного, многопланового правового феномена.

Юридические свойства характеризуют правовую природу Конституции и ее особое место в правовой системе. К ним относятся:

  • а) верховенство конституции;
  • б) высшая юридическая сила конституции;
  • в) конституция — ядро правовой системы, юридическая база законодательства;
  • г) особая правовая охрана конституции;
  • д) особый порядок принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.

Основные черты и юридические свойства Конституции взаимосвязаны и взаимозависимы, существуют не изолированно друг от друга и проявляются в системе, оказывая друг на друга влияние. Они представляют собой не простую совокупность, а органическое единство, целостную систему и выражают качественную определенность содержания Конституции. Только взятые вместе эти черты и свойства дают исчерпывающее представление о Конституции РФ в целом.

Процедура пересмотра Конституции и внесения в нее поправок весьма сложна. Для принятия поправок к гл. 3 — 8 действующей Конституции требуется согласие квалифицированного большинства депутатов палат Федерального Собрания и не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации. Достичь такого согласия даже в условиях гражданского мира очень трудно, особенно когда речь идет о принципиальных изменениях. Еще более сложна реализация поправок к главам Конституции, закрепляющим основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина. Она возможна только путем разработки проекта новой Конституции, который принимается квалифицированным большинством специально для этой цели созываемого Конституционного Собрания либо всенародным голосованием.

Библиографический список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://leaktrix.ru/kursovaya/sotsialnaya-politicheskaya-i-pravovaya-priroda-konstitutsii-rf/

1. Федеральный закон от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»//»Российская газета» от 10 марта 1998 г.

2. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 12-П по делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации // «Российская газета» от 9 ноября 1995 г.

3. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации // «Российская газета» от 14 декабря 1995 г.

4. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 г. № 13-П по делу о проверке конституционности статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26б 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан // Российская газета, 29.07.2004.

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».// Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1.

6. Авакьян С.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы//»Журнал российского права».-2003.- N 11.

7. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. — М.: РЮИД, «Сашко», 2000.

8. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов.- 6-е изд. изм. и доп. – М.: Норма, 2007.

9. Евдокимов В. Б. О Конституциях и Уставах субъектов Российской Федерации // Чиновник. — 1998. — № 3.

10. Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта Российской Федерации. Монография.- М.: Народный учитель, 2002.

11. Комментарий к Конституции Российской Федерации» (постатейный).

/ Под ред. Л.А. Окунькова. -М.: Издательство БЕК, 1999.

12. Конституционное право. Энциклопедический словарь./Ответ. редактор С.А. Авакьян. – М.: Изд. Норма. 2000.

13. Кравец А. Верховенство конституции — принцип конституционализма // «Журнал российского права», 2002, N 7.

14. Лассаль Ф. О сущности конституции.- С-Пб., 1996.

15. Теория государства и права: Курс лекций. /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001.

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации:учеб. для вузов.- 6-е изд. изм. и доп. – М.:Норма, 2007.С.80.

Баглай М.В. Указ.соч.С.85.

Теория государства и права: Курс лекций/Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. – С.382.

Баглай М.В. Указ соч.С.119

Кравец А. Верховенство конституции — принцип конституционализма//»Журнал российского права», 2002, N 7.

Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1.

Лассаль Ф. О сущности конституции. С-Пб., 1996. С. 45.

Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. — М.: РЮИД, «Сашко», 2000. С. 124

Авакьян С.А. Указ. соч. С. 156.

Лассаль Ф. Указ. соч. С. 48.

АвакьянС.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы//»Журнал российского права», 2003, N 11.

Комментарий к Конституции Российской Федерации» (постатейный).

/ Под ред. Л.А. Окунькова. — М.: Издательство БЕК, 1996.

Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 12-П по делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации//»Российская газета» от 9 ноября 1995 г.

Федеральный закон от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»//»Российская газета» от 10 марта 1998 г.

Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации// «Российская газета» от 14 декабря 1995 г.

Баглай М.В. Указ соч. С.719

Евдокимов В. Б. О Конституциях и Уставах субъектов Российской Федерации//Чиновник. — 1998. — № 3.