Порядок заключения, исполнения, расторжения государственных и муниципальных контрактов

Курсовая работа

Контракты на самом деле являются самой большой группой документов, используемых во многих секторах общества и экономики. Меж тем контракты не входят ни в одну из систем документации. Это говорит о специфике договоров как документов, оформляющих различные хозяйственные и другие вопросы. Сейчас, когда наибольшее количество как государственных, так и негосударственных организаций, договорные дела получили особое развитие. Поэтому нужно уделять внимание правилам их составления и дизайна.

Контракт — более устойчивая во времени правовая форма. Её история насчитывает тысячелетия. Возможность заключения договоров на такой длительный срок объясняется тем, что это гибкая правовая форма, в которой могут быть охвачены государственные дела различного характера. Несмотря на изменение его социально-экономического содержания, сам договор как продукт юридической техники остается неизменным.

С течением времени расширялся состав вероятных участников контракта — наряду с физическими лицами (гражданами) в данной роли стали выступать коллективные образования — организации, наделенные правами юридического лица. Предусмотренные законом виды договоров становились все более разнообразными, состав частей, используемых при построении конкретных договорных отношений, усложнялся.

Цель работы:

  • проанализировать институт государственных и муниципальных контрактов, их особенности, отличия от прочих гражданско-правовых договоров;
  • изучить средства и приемы, при помощи которых удовлетворяются государственные и муниципальные потребности;
  • раскрыть проблемы, существующие при исполнении государственных и муниципальных контрактов и найти возможные пути заказчиков по их решению.

Объект исследования — заключение, заключение и расторжение государственных и муниципальных контрактов.

государственный муниципальный контракт договор

1. Общая характеристика государственных и муниципальных контрактов

1.1 Понятие государственного (муниципального) контракта

Государственный контракт

В зависимости от потребностей, потребности которых удовлетворяются участниками гражданско-правовых отношений путем заключения договора, различают государственный контракт и муниципальный контракт.

Государственный контракт ? гражданско-правовой договор, заключаемый от имени РФ, субъекта РФ для обеспечения государственных нужд (п. 8 ст. 3 Закона №44-ФЗ).

Муниципальный контракт ? гражданско-правовой договор, заключаемый от имени муниципального образования для обеспечения муниципальных нужд (п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

7 стр., 3102 слов

Контракт як особливий вид трудового договору

... державну службу" , а також праці провідних фахівців, які досліджують питання, пов'язані з контрактом, як особливою формою трудового договору. методи дослідження 1. Основна частина роботи Оформлення трудових відносин за посередництвом ...

Термин «гражданско-правовой договор бюджетного учреждения» не используется в Законе №1. 44-ФЗ. В силу п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона №44-ФЗ все гражданско-правовые договоры на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, заключенные бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом (в определенных законом случаях), именуются контрактами.

Сторонами контрактов для удовлетворения государственных и муниципальных нужд являются:

  • заказчики товаров, работ, услуг, разместившие заказ;
  • поставщики (подрядчики, исполнители) ? физические и юридические лица, которые по итогам участия в процедуре закупки признаны наиболее подходящими контрагентами.

В зависимости от уровня бюджета, задействованного при размещении заказа, заказчики могут быть государственными, муниципальными, либо в качестве заказчика может выступать иное лицо, в том числе бюджетное учреждение, осуществляющее закупки (п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 7 ст. 3 Закона №44?ФЗ).

Под государственными заказчиками понимаются государственные органы (в том числе органы государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные казенные учреждения, действующие от имени РФ или субъекта РФ (п. 5 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

В качестве муниципальных заказчиков выступают муниципальные органы или муниципальные казенные учреждения, действующие от имени муниципального образования (п. 6 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Иные заказчики ? это бюджетные и автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия и иные юридические лица (ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

Для определенных видов закупок, перечисленных в ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, бюджетное учреждение вправе выбрать, в каком порядке оно будет осуществлять закупку: в соответствии с Законом № 44-ФЗ или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ).

Если бюджетное учреждение заинтересовано в проведении закупки по Закону № 223-ФЗ, то до начала календарного года ему необходимо принять правовой акт в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ и разместить его в единой информационной системе (далее — ЕИС).

Принятое решение не может быть изменено в текущем году (ч. 3 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

Проведение закупки по правилам Закона № 223-ФЗ в 2014 г. будет возможно в том случае, если указанный правовой акт был принят и размещен бюджетным учреждением в ЕИС до 1 апреля 2014 г. До размещения правового акта, но не позднее указанной даты бюджетные учреждения осуществляют закупки в соответствии с Законом №44-ФЗ (ч. 25 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

В целях централизации закупок могут быть созданы уполномоченные органы, которые определяют поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков. На такие органы не могут быть возложены полномочия по обоснованию закупок, определению условий контракта, в том числе начальной (максимальной) цены контракта, и его подписанию (ч. 1 ст. 26 Закона № 44-ФЗ).

Однако в определенных случаях на них могут быть дополнительно возложены полномочия по планированию закупок, заключению государственных контрактов, их исполнению, в том числе по приемке поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, обеспечению их оплаты (ч. 2, 3 ст. 26 Закона № 44-ФЗ).

43 стр., 21124 слов

Контрактная система в закупках

... контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая включает участников контрактной системы и осуществляемые ими действия, направленные на удовлетворение государственных и муниципальных нужд. Федеральный закон о контрактной системе регулирует государственные закупки ...

Стороной, которая находится в правоотношениях с заказчиком по контракту, может выступать поставщик (если контракт заключается на поставку товаров), подрядчик или исполнитель при заключении контрактов соответственно на подрядные работы и оказание услуг.

До момента заключения контракта будущий поставщик (подрядчик, исполнитель) последовательно выступает как:

  • участник закупки, который может проходить отбор на общих основаниях либо может иметь преимущества;
  • лицо, с которым контракт подлежит заключению (победитель конкурентного способа осуществления закупки либо участник закупки, с которым контракт заключается при уклонении победителя).

До вступления в правоотношения по контракту физическое или юридическое лицо должно принять участие в процедуре определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Участником закупки может стать любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (п. 4 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Для этого лицу необходимо подать заявку на участие в конкурентных способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), таких как конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений, либо получить предложение от заказчика заключить контракт в рамках процедуры осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Заявка на участие в договоре должна соответствовать требованиям указанного закона. Ее содержание зависит от выбранного способа осуществления закупки.

Исчерпывающие перечни сведений, которые приводятся в заявке на участие, а также список прилагаемых документов, предусмотрены следующими нормами Закона № 44-ФЗ:

  • ч. 2 ст. 51 ? для заявки на участие в открытом конкурсе, а также в закрытом конкурсе в силу ч. 2 ст. 85 Закона №44-ФЗ;
  • ст. 66 ? для заявки на участие в электронном аукционе;
  • ч. 3 ст. 73 ? для заявки на участие в запросе котировок;
  • ч. 8 ст. 83 ? для заявки на участие в запросе предложений;
  • ч.

2 ст. 88 ? для заявки на участие в закрытом аукционе.

После получения заявки заказчик проверяет соответствие участника требованиям, установленным ст. 31 Закона № 44-ФЗ. Среди этих требований можно выделить:

1) единые требования общего характера, предусмотренные ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, а именно:

  • соответствие участника установленным законом требованиям к лицам, которые осуществляют поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки;
  • правомочность участника закупки заключить контракт;
  • не проведение ликвидации участника ? юридического лица и отсутствие решения суда о признании юридического лица или индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • не приостановление деятельности участника в административном порядке на день подачи заявки;
  • отсутствие недоимки по налогам и иным обязательным платежам (за некоторыми исключениями, в частности, по суммам, на которые предоставлены рассрочка, отсрочка, инвестиционный налоговый кредит);
  • отсутствие у участника ? физического лица или у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера юридического лица судимости за преступления в сфере экономики, а также неприменение в отношении указанных лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и отсутствие административного наказания в виде дисквалификации;
  • обладание участником исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты (за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы, искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма);
  • отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.

2) дополнительные требования, предусмотренные ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, в том числе к наличию:

41 стр., 20402 слов

Правовое регулирование поставки товаров для государственных и муниципальных нужд

... поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ), который направлен на решение задач упорядочивания нормативной базы и сведение воедино всех процедурных вопросов в области закупок, ...

  • финансовых ресурсов для исполнения контракта;
  • на праве собственности или ином законном основании оборудования и других ресурсов для исполнения контракта;
  • опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
  • необходимого количества специалистов для исполнения контракта.

Дополнительные требования определяются Правительством РФ в отношении участников закупок отдельных видов товаров, работ, услуг и только в случаях проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.

Государственный (муниципальный) контракт — гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), заключенный государственным (муниципальным) заказчиком от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования, бюджетного учреждения для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 8 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

В силу п. 1 ст. 161 ГК РФ контракт заключается в письменной форме.

При проведении электронного аукциона контракт заключается в форме электронного документа, подписанного усиленной электронной подписью, посредством его размещения в ЕИС каждой из сторон (ч. 2 — 7 ст. 70 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, контракт заключается по итогам проведения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Способы определения регламентированы Законом № 44-ФЗ. К ним относятся конкурентные способы (конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений) и закупка у единственного поставщика.

1.2 Особенности государственного (муниципального) контракта

Для безопасности заказчика, будь то муниципальные или государственные госзакупки, законодателем разработан ряд мер, установленных ст. 31 Закона №44-ФЗ. Но как показывает практика госзакупок в бюджетных организациях, многие пренебрегают этими мерами и часто платят своей ленью за то, что после передачи средств победителю последний внезапно бесследно исчезает. Это важнейшее условие внедрения эффективного контракта. Тщательно проверяйте все документы и информацию, предоставленные Вам в соответствии со ст. 31 Закона №44-ФЗ.

В связи с вышесказанным целесообразно предусматривать оплату после доставки товара, выполнения работ, оказания услуг в проектах государственного или муниципального контракта. Особенно это касается госзакупок на большие суммы. Следует помнить, что в соответствии с бюджетным законодательством авансовый платеж по договорам бюджетного учреждения не может превышать 30% от стоимости договора. Так же не нужно «стесняться» требовать обеспечения исполнения контракта, предусмотренного ст. 96 Закона №44-ФЗ.

42 стр., 20584 слов

Правовое регулирование процедуры заключения и исполнения государственных ...

... процедуры заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов. Предметом исследования данной выпускной квалификационной работы являются государственные и муниципальные нужды, способы, и порядок их удовлетворения. Методологическая основа исследования. В работе использованы общие и ...

На основании ст. 34 Закона №44-ФЗ в государственном (муниципальном) контракте необходимо предусмотреть ряд условий таких как:

  • порядок и размер уплаты неустойки, пеней, штрафов,
  • возможность одностороннего отказа от исполнения госконтракта,
  • о сроках возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта и многое другое.

Конечно, все это, и не только перечисленные, но и ряд других, уникальных в каждом конкретном случае, нельзя учитывать в обязательных условиях и нюансах. Для этого рекомендуется составить и утвердить типовой проект государственного контракта в каждом бюджетном учреждении по каждому виду гражданско-правового контракта.

2. Заключение государственных и муниципальных контрактов

Государственный или муниципальный контракт (далее — контракт) заключается на основе принятого исполнителем заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (п. 1 ст. 527 ГК РФЛ причем для заказчика, разместившего заказ, заключение контракта является обязательным, если иное не установлено законом. А для поставщика (исполнителя) оно обязательно лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением контракта. Положение о возмещении убытков не распространяется на государственное предприятие.

§ путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

  • § без проведения торгов (путем запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

В ст. 528 ГК РФ установлен порядок заключения контракта. Проект контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Сторона, получившая проект, не позднее 30 дней подписывает его и возвращает копию другой стороне. В случае разногласий по условиям договора в тот же срок должен быть составлен протокол о несогласии. Последний вместе с подписанным договором или сообщением об отказе от его заключения пересылается другой стороне.

Сторона, получившая контракт с протоколом разногласий, должна рассмотреть их в течение 30 дней и предпринять шаги для согласования последнего с другой стороной и уведомить ее о принятии контракта в его редакции или об отклонении протокола разногласий. В случае отклонения протокола разногласий или истечения указанного срока неурегулированные споры по договору, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороне в течение 30 дней в суд.

Если договор заключается по результатам конкурса на выдачу заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, договор должен быть заключен не позднее 20 дней с даты проведения конкурса.

13 стр., 6284 слов

Трудовой договор (контракт): понятие, стороны и содержание

... сторонами договорных обязательств. И, следовательно, изменение условий трудового договора влечет изменение в содержании прав и обязанностей его участников. Расторжение трудового договора означает и прекращение трудового правоотношения. 2. Значение трудового договора Трудовой договор ... он основывается на добровольном и взаимном волеизъявлении сторон, а объектом соглашения выступает товар особого рода ...

В случаях, когда сторона, для которой заключение договора является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона имеет право обратиться в суд с требованием обязать эту сторону заключить договор.

Правила о заключении договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд предусмотрены ст. 529 ГК РФ. В частности, если согласно контракту поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, заказчик не позднее 30-дневного срока со дня подписания контракта направляет поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю).

Такое уведомление является основанием для заключения договора на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд.

В свою очередь поставщик (исполнитель) обязан направить проект договора покупателю, указанному в извещении о прикреплении, не позднее 30 дней со дня получения извещения от заказчика, если иной порядок подготовки проекта договора не предусмотрен контрактом либо проект договора не представлен покупателем.

Сторона, получившая проект договора, подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне в течение 30 дней со дня получения проекта, а при наличии разногласий по условиям договора в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным договором другой стороне.

Сторона, которая получила подписанный проект договора с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по согласованию условий договора с другой стороной и известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. Нерешенные споры могут быть переданы субъектом данных в суд в течение 30 дней.

В случаях, когда поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении его заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта.

Закон предоставляет покупателю право полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку (п. 1 ст. 530 ГК РФ).

В этом случае поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить заказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому покупателю.

Заказчик не позднее 30 дней со дня получения уведомления поставщика (исполнителя) должен либо выдать извещение о прикреплении к нему другого покупателя, либо направить поставщику (исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров, либо сообщить о своем согласии принять и оплатить товары.

В случае невыполнения заказчиком данных обязанностей поставщик (исполнитель) вправе либо потребовать от него принять и оплатить товары, либо реализовать товары по своему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с их реализацией, на заказчика. В случаях, предусмотренных законодательством, заказчик имеет право отказаться от всего или части товара, поставка которого предусмотрена договором, без ущерба для возмещения поставщику убытков, причиненных таким отказом. Если отказ заказчика от товаров повлек расторжение или изменение договора, то убытки, причиненные покупателю, возмещаются заказчиком (ст. 534 Г К РФ).

25 стр., 12194 слов

Трудовой договор (контракт) с государственными служащими

... служащих в государственных органах. Срочный трудовой договор (контракт) заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок, с учетом характера предстоящей работы, ... при исполнении своих должностных обязанностей за действия (бездействия), несет ответственность в соответствии с законодательством. Трудовой договор заключается в соответствии с установленными ...

3. Исполнение государственных и муниципальных контрактов

Исполнение договора включает такие элементы:

1) приемка поставленного товара, а равно с тем и отдельных стадий исполнения контракта.

Важной составляющей можно назвать выполнение заказчиком специальной проверки соблюдения прописанных условий контракта, прописанных условий контракта применительно к результатам, предоставленным подрядчиком. Экспертиза заказчиком можно осуществляться самостоятельно или при привлечении экспертов со стороны, экспертных организаций (делается это на основе прописанных договоров).

При совершении закупки у поставщика заказчик принимает на себя обязательство по привлечению специалистов, экспертов, экспертных организаций для проведения экспертизы товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Исключениями становятся:

2) перечисление средств со стороны заказчика в качестве проведения оплаты полученных товаров, а равно с тем отдельных стадий выполнения контракта;

3) осуществление взаимодействия заказчика и исполнителя при изменениях договора, контракта, при расторжении, при использовании мер ответственности, при совершении прочих действий на случай нарушений условий.

Заказчик обязан вводить отчеты в единую информационную систему по результатам контрактных фаз. Эти отчеты указывают на полное выполнение или ненадлежащее исполнение договоров, контрактов на поставку товаров для нужд муниципальных образований и для нужд государства, на осуществление их изменения, расторжения. К отчетам прилагаются заключения по итогам проведения экспертизы [2].

Вне зависимости от информации, содержащейся в конкурсной документации можно будет по соглашению сторон изменять содержание договора, контракта, при:

1) решении Правительства — для долгосрочных и дорогостоящих договоров в целях полноценного обеспечения федеральных нужд, когда выполнение их по обстоятельствам, независящим от сторон, без изменений в условиях будет невозможным. Срок договоров составлять должен не 3 года, года, цена должна быть равной той сумме, которая была установлена Правительством (или же превышать такую сумму);

2) по решениям со стороны высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации изменяются договоры в целях обеспечения нужд субъекта, которые были заключенными на сроки минимум 3 года и заключены с ценой, которая составляет не меньше суммы, прописанной на уровне Правительства, если исполнение их по обстоятельствам, независящим от сторон, без изменений в условиях будет невозможным.

Решения об изменениях должны быть закреплены в законодательстве субъектов Российской Федерации, цена контракта должна быть на уровне 1 млрд рублей. руб. и более;

51 стр., 25342 слов

Понятие трудового договора, его стороны и содержание

... изменениях института трудового договора, касающихся как его общих положений, так и порядка его заключения, изменения и расторжения, а также его индивидуальных условий. уточнено понятие трудового договора и по-новому определены требования к содержанию договора, разделив все его условия на ...

3) по решению со стороны местной администрации изменяются договоры, которые были заключенными менее чем на 1 год, а их цена составляет менее той суммы, которая была прописана Правительством, если исполнение по обстоятельствам, независящим от сторон без изменений в условиях будет невозможным;

4) в случае изменений в регулируемых государством тарифах. Положение будет распространяться на изменение категории регулируемых цен, которые содержатся на товары и на услуги от организаций коммунального комплекса, от субъектов естественной монополий, цен, тарифов, которые существуют в сфере газоснабжения;

5) в случае уменьшения учреждению казенного типа ранее доведенного объема бюджетных обязательств, который в результате приводит к полной невозможности выполнения договоров. Заказчик берет на себя обязанность к тому, чтобы обеспечивать полноценное согласование условий договора (среди них условия по цене, по срокам исполнения, по количеству товара, по объему работ или объему услуг).

Реализация одностороннего отказа может быть основана на основаниях, установленных гражданским законодательством. Каждая сторона имеет право отказаться от исполнения контракта, если заказчик прописывает это условие в контракте. Добавление условий, по возможности, для реализации одностороннего отказа от исполнения договора в договор означает, что исполнитель вправе отказаться.

До принятия решения об отказе от исполнения договора в одностороннем порядке заказчик вправе привлекать экспертные организации. При их привлечении заказчик вправе отказаться от исполнения в случае, если эксперты подтвердят нарушения условий договора, ставшие причиной одностороннего отказа.

Единое требование для отправки уведомлений о решении этого типа заключается в том, что средства связи, средства доставки должны обеспечивать регистрацию уведомления, а также регистрацию получения клиентом подтверждения доставки. В противном случае сторонам будет проблематично отстаивать свою правовую позицию. Указанные правила во многом обусловлены вопросом решения об отказе при исполнении договора: оно вступает в свою силу (а равно с тем и договор считают расторгнутым в срок 10 дней с момента уведомления исполнителей).

Заказчик принимает на себя обязательство отменить вынесенное решение в ситуации, когда в установленный срок были полностью устранены нарушения условий договора, повлекшие за собой данное решение.

При расторжении договора по причине наличия одностороннего отказа со стороны заказчика от исполнения договора, у заказчика есть право на то, чтобы провести закупку объектов, выполнение которых стало предметом для расторгнутого договора, через проведение запросов предложений.

Условия отказа подрядчика от исполнения обязательств по договору идентичны условиям, инициированным заказчиком.

После принятия решения об отказе от выполнения обязательств подрядчик принимает на себя обязательство направить заказчику конкретное сообщение. Это решение вступает в силу по истечении 10 дней с момента правильного уведомления. Заказчик вправе полностью устранить те нарушения, которые стали основанием для реализации одностороннего отказа от исполнения обязательств в установленный срок. Исполнитель берет на себя обязанность по тому, чтобы отменить решение. Так же заказчик может неоднократно делать (отличие от исполнителя).

30 стр., 14637 слов

Брачный договор: отечественный и зарубежный опыт

... сторонам использовать процедуру развода для сознательного нанесения урона друг другу. Брачный договор существует на протяжении многих веков, как в зарубежном законодательстве, так и в России. Вопреки общепринятому мнению, право первенства в изобретении брачного контракта ...

Если имеет место расторжение по одностороннему отказу одной стороной, другая получает права требования возмещения лишь фактически понесенного ущерба, который был обусловлен такими обстоятельствами, что стали основанием принятия решения о таком одностороннем отказе.

4. Расторжение государственных и муниципальных контрактов

В ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 44) установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Статья 95 Федерального закона от 28.07.2012 г. 44 подробно описана только процедура одностороннего расторжения договора. Что касается расторжения договора по соглашению сторон, то закон просто устанавливает такую ​​возможность.

Рассмотрим возможность расторжения контракта по соглашению сторон.

Согласно ч. 14 ст. 34 ФЗ № 44 контракт может содержать условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8—26 ст. 95 ФЗ № 44. Также в ст. 95 ФЗ № 44 указано, что контракт можно расторгнуть в одностороннем порядке только в случае, если контрактом была предусмотрена такая возможность. Относительно расторжения договора по соглашению сторон Федеральный закон от 25.07.2012 г. 44 не устанавливает требования о необходимости отражения этой возможности в договоре.

Согласно ч. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, другими законами или договором.

Таким образом, даже если договор не предусматривает возможности расторжения договора по соглашению сторон, это право существует по умолчанию в силу закона.

Кроме того, ст. 451 ГК РФ определяет возможность изменения и расторжения договора в связи со значительным изменением обстоятельств. В п. 1 ст. 451 ГК РФ установлено, что изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

На практике существует несколько ситуаций, при которых стороны по взаимному согласию могут расторгнуть договор. Итак, обоюдное расторжение контракта возможно, во-первых, в случае невозможности исполнения поставщиком своих обязательств по контракту по не зависящим от него причинам (например, срок контракта истек, а заказчик выбрал не весь товар, соответственно, поставщик поставил не весь товар).

Во-вторых, когда отпала необходимость в поставке товара у заказчика. В-третьих, когда договор не может быть выполнен из-за обстоятельств непреодолимой силы. Таковыми являются форс-мажорные обстоятельства (или иначе — обстоятельства непреодолимой силы), а именно: землетрясения, наводнения, снежные заносы, беспорядки, гражданские войны, забастовки и т. д. То есть все то, что нарушает нормальную работу транспорта, техники, связи и т. д. и характеризуется прежде всего своей чрезвычайностью (необычностью), выпадающей из нормального хода развития, и, как правило, является непредвиденными заранее явлениями, тем самым препятствуя своевременной поставке товара.

Хочу отметить, что в соответствии со статьей 452 ГК РФ договор об изменении или расторжении договора заключается в той же форме, что и договор. Поэтому договор о расторжении договора должен быть составлен в письменной форме и подписан сторонами.

В ст. 453 ГК РФ определены последствия расторжения договора: при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства. В случае расторжения договора обязательства считаются прекращенными с момента заключения сторонами соглашения о расторжении договора, если соглашением не вытекает иное.

Стороны не имеют права требовать реституции того, что они выполнили в соответствии с обязательством до расторжения договора, если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон.

Отмечу, что в случае расторжения контракта по соглашению сторон заказчиком не направляются в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок (Федеральная антимонопольная служба), сведения и информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Обращаю Ваше внимание, что в соответствии со ст. 103 ФЗ № 44 ведется общероссийский реестр контрактов.

Порядок ведения реестра контрактов регламентирован Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» (далее — Постановление № 1084).

Согласно Постановлению Правительства РФ № 1084 в реестр контрактов включается:

  • информация о заключенных контрактах;
  • информация об изменении контракта;
  • информация об исполнении (расторжении) контракта;
  • информация о расторжении контракта.

Таким образом, в единую информационную систему (до ввода ее в эксплуатацию — на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) заказчик должен в течение трех рабочих дней со дня подписания соглашения о расторжении контракта включать сведения в реестр контрактов.

За нарушение требований к ведению реестра договоров Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа.

Заказчику следует помнить об отчетности, установленной ст. 94 ФЗ № 44. Так, согласно ч. 9 ст. 94 ФЗ № 44 результаты отдельного этапа исполнения контракта (за исключением контракта, заключенного в соответствии с п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 названного закона), а также информация о поставленном товаре (выполненной работе, оказанной услуге) отражаются заказчиком в отчете, содержащем сведения:

1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта: осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в т. ч. их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;

2) о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) / о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;

3) об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе (до ввода ее в эксплуатацию — на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (далее — Положение) утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения».

Согласно ч. 3 названного Положения отчет размещается заказчиком в течение 7 рабочих дней со дня расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Заключение

Оформление государственного и муниципального заказа — один из этапов сложной и длительной процедуры государственных закупок. Для того что бы государство могло закупить ту или иную продукцию, необходимо прежде всего определить государственные потребности, затем сформировать на этой основе государственные заказы, осуществить их размещение, установить договорные отношения и исполнить принятые обязательства.

Государственный заказ как экономическая категория представляет собой конкретезированные потребности государства в той или иной продукции (с указанием количественных и качественных характеристик).

По результатам размещения государственного заказа заключается госконтракт.

Государственный контракт заключается на основании либо заказа государственного заказчика, принятого поставщиком (исполнителем), либо заявки поставщика, представленной им на участие в конкурсе, т.е. на основе свободного волеизъявления поставщика. Исключение составляют случаи, когда поставщик обязан принять заказ. В то же время правила, регулирующие размещение заказов на тендеры, предусматривают обязанность государственного заказчика заключить договор с победителем тендера. Таким образом, при конкурсном размещении заказов основанием заключения договора является признанная выигравшей заявка поставщика, предоставленная в соответствии с требованиями государственного заказчика, проводившего торги, т.е. в соответствии с его заказом.