Формирование имиджа на примере органов внутренних дел

Курсовая работа

ОГЛАВЛЕНИЕ

Для функционирования любой социальной системы необходимы институты, поддерживающие нормативный порядок и закон в обществе. Функции этих правоохранительных органов напрямую зависят от социально-политической и идеологической ситуации в обществе. В советском обществе на протяжении десятилетий полиция играла роль одного из элементов репрессивной системы общественного контроля, гарантирующей стабильность и легитимность существующего режима. Однако через несколько десятилетий влияние государства на эти органы было разным, что, в свою очередь, негативно сказалось на функционировании этого института сегодня. Грязнова, О. С. Отношение жителей России к правоохранительным органам: обзор исследований последних лет./ О. С. Грязнова// Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии.. — 2006. — № 2 (82).

— С. 32

Социально-экономические и политические изменения, произошедшие в России за последние годы, оказали решающее влияние как на правоохранительные органы, так и на государственные учреждения и дали импульс их развитию. Вместе с тем у граждан остались серьезные претензии к работе органов внутренних дел.

Сегодня МВД России необходимо активно использовать современные пиар-технологии, направленные на повышение имиджа сотрудников органов внутренних дел.

СМИ иногда до сих пор преувеличивают стандарты противоправного поведения, с помощью черных пиар-технологий формируется негативный образ сотрудника правоохранительных органов. Шабаршов, А. Интервью статс — секретаря — заместителя министра внутренних дел Российской Федерации генерал — лейтенанта милиции Николая Овчинникова газете «Щит и меч»/ А. Шабаршов. 22 — 06 — 2006. — Режим доступа: [http://www.mvd.ru/news/8484/].

Для исправления ситуации необходимо проводить масштабные информационные кампании по продвижению правоохранительных органов, содействию органам внутренних дел и активному участию общественности в обеспечении правопорядка. Чтобы граждане видели в сотрудниках МВД защитников интересов общества и государства. И как итог — возрос уровень доверия населения к милиции.

Степень разработанности проблемы.

В настоящее время наблюдается активный рост исследований, посвященных проблемам имиджа, в том числе формированию имиджа организации. В данном направлении работают такие отечественные ученые как: Е.А. Петрова, А.Ю. Панасюк, Е.Б. Перелыгина, В.М. Шепель и др.

Но, несмотря, на достаточно большое количество исследований по вопросам формирования имиджа, анализ степени изученности данной проблемы свидетельствует о том, что на современном этапе развития науки, вопросам формирования позитивного имиджа органов внутренних дел уделяется еще недостаточно внимания, в связи с чем, необходимы дальнейшие исследования в этой области.

32 стр., 15552 слов

Современное состояние кадровой политики по отбору кандидатов ...

... деятельности правоохранительных органов, а также на кадровую политику по отбору кандидатов на службу органов внутренних дел. В феврале 2009 года состоялось расширенное заседание Коллегии МВД России, которое ... аналитическими исследованиями и стратегическими разработками на всех уровнях деятельности органов внутренних дел. Таким образом, работа по выявлению кандидатов на службу в органы внутренних дел ...

Предметом курсовой работы является деятельность по связям с общественностью.

Предметом — формирование имиджа в органах внутренних дел.

Цель курсовой работы — исследовать формирование имиджа в органах внутренних дел.

Достижение поставленной цели обусловлено решением следующих задач:

1. Раскрыть понятие и сущность имиджа.

2. Проанализировать имидж и применение ПР-технологий в работе органов внутренних дел.

3. Рассмотрим использование связей с общественностью в формировании имиджа на примере УВД по Мурманской области.

Методы исследования. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы как, анализ и синтез, метода познания и др.

Теоретической базой для курсовой работы послужили учебные материалы в области связей с общественностью таких авторов как Алешина И. В., Панкратов Ф. Г. , Королько В. Г. и др.

Структура работы: введение, три главы, заключение, библиография.

других фирм и легко распознаваться.

В соответствии со своей компетенцией ОВД призваны осуществлять следующие основные задачи: обеспечивать безопасность личности, защищать ее права, свободы и законные интересы, интересы общества и государства от противоправных посягательств; предупреждать и пресекать преступления и другие правонарушения; охранять общественный порядок и общественную безопасность; раскрывать и расследовать преступления и осуществлять розыск лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также преступников; охранять собственность; оказывать социальную и правовую помощь населению. Суть деятельности УВД — применение нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере внутренних государственных дел, общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью, а также с другими правонарушениями.

В соответствии с возложенными задачами ОВД осуществляют следующие основные функции: борьба с противоправными посягательствами на жизнь, здоровье, честь, достоинство, права, свободы и законные интересы граждан, а также интересы предприятий, учреждений и организаций; организация и проведение профилактики правонарушений; охрана общественного порядка, обеспечение правомерного поведения людей в общественных местах, обеспечение необходимых условий для труда и отдыха граждан в общественных местах, населенных пунктах; обеспечение общественной безопасности, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности, правил пользования материалами, веществами и предметами, подпадающими под разрешительную систему; осуществление надзора за соблюдением актов, регулирующих общественный порядок и общественную безопасность; осуществление дознания и следствия в пределах определенной законом компетенции; осуществление охраны объектов коллективной и государственной собственности и личного имущества граждан по договорам; обеспечение наряду с другими органами государства режима чрезвычайного положения.

22 стр., 10501 слов

Социальной активности и гражданской активности граждан в вопросах взаимодействия

... участия не только граждан, но и самих работников муниципального образования. Если последние будут напрямую заинтересованы в проблемах общества, его развития и совершенствования, а население будет уверено в качестве реализации работы ...

Основные структурные звенья системы ОВД: министерства внутренних дел (МВД) РФ и субъектов РФ. главные управления внутренних дел (ГУВД), управления внутренних дел (УВД) краев, областей — субъектов РФ, управления (отделы) внутренних дел на транспорте (УВДТ, ОВДТ).

городские, районные органы внутренних дел (ГОВД. РОВД), управления и отделы 8-го Главного управления внутренних дел (на режимных объектах).

Бурдин, К.И. Органы внутренних дел./ К. И. Бурдин. — Режим доступа: [http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/encikl_yurista/1433.php].

имидж общественность управление внутренний

Престиж милиции в российском обществе низок, хотя и не кажется таким низким, как принято считать, считают социологи Фонда «Общественное мнение». По результатам проведенного социологами исследования, 61% опрошенных уверены, что среди населения сегодня преобладает отрицательное отношение к милиции, тогда как противоположное мнение — о преобладании положительного отношения — встречается втрое реже (19%).

Вместе с тем, когда респондентов спрашивают, доверяют ли они сами милиции, распределение ответов оказывается далеко не столь однозначным: доверяют — 39%, не доверяют — 46% (прочие затрудняются с ответом).

Среди сельских жителей, отметим, доверяющих этому институту даже несколько больше, чем не доверяющих (46 Ч 41% соответственно).

Немногие считают, что полиция работает хорошо: 13% респондентов считают, что она работает хорошо или отлично. При этом треть респондентов (32%) характеризуют ее работу как плохую или очень плохую, а 39% говорят, что она работает удовлетворительно. Любопытно, что молодежь оценивает работу милиции несколько благосклоннее, чем старшие поколения (19% — как хорошую или отличную, 28% — как плохую или очень плохую), при том, что на вопрос о доверии к ней представители разных поколений отвечают одинаково. Заметим, что оценки работы милиции постепенно повышаются: так, за три года, с 2005-го, доля положительных мнений выросла с 9 до 13%, а доля отрицательных сократилась с 37 до 32%.

Однако, пожалуй, наиболее точный способ оценить отношение граждан к полиции — это определить, насколько они склонны обращаться к ней, готовы полагаться на нее и обращаться к ней за помощью. Телефонный номер, по которому можно срочно вызвать милицию — 02, — знаком почти всем (его назвали 92% опрошенных, ошибочные ответы дали 3%, прочие — затруднились с ответом), но на практике когда-либо звонили по нему 28% россиян (22% мужчин, 35% женщин).

Что касается отношения к правоохранительным органам, мы обнаружили его распространенность, попросив участников опроса представить, что их кошелек с ежемесячной заработной платой, пенсией или стипендией был украден. Треть респондентов (34%) говорят, что обратились бы в милицию в такой ситуации, большинство (55%) — что не стали бы туда обращаться. При этом распределение ответов на этот вопрос практически не зависит от возраста, уровня образования и доходов респондентов.

И тех, кто обратился бы в таком случае в милицию, и тех, кто, по их словам, этого не сделал бы, попросили пояснить, почему они поступили бы именно так. Отвечая на соответствующий открытый вопрос, первые чаще всего выражали надежду на возвращение похищенного (12% от всех опрошенных): изредка твердо («уверен, что там, где я живу, обязательно найдут»), обычно — весьма неуверенно («вдруг задержат воров и вернут деньги»; «есть какой-то шанс получить кошелек»; «может, поищут»; «надежды мало, но вдруг бы и нашли»).

15 стр., 7195 слов

Правовые основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних ...

... оценить социальную полезность данного вида человеческой деятельности, определить преемственность содержания ОРД, ее организации и правового регулирования. Целью курсовой работы является исследование правовых основ оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, их понятие, системы и ...

Часто респонденты просто констатировали, что искать преступников — прямая обязанность милиции: «это их работа»; «пусть займутся делом»; «а куда еще обратиться?»; «пусть отрабатывают зарплату» (9%).

Некоторые рассматривают такое обращение как пустую формальность («лишь для проформы, все равно бы не нашли»; «для самоуспокоения, хотя навряд ли найдут»; «попытка не пытка»; «чисто символически» — 3%), кто-то декларирует, что «вор должен сидеть в тюрьме» (2%), кто-то объясняет, что гипотетическая потеря была бы тяжела («живем на одну зарплату», «жить на что-то надо» — 2%), по умолчанию полагая, что обращение принесет результат.

Те же, кто в милицию из-за украденного кошелька не пошел бы, говорят, как правило, что это ничего не дало бы, демонстрируя полную уверенность в бессилии милиции в подобных ситуациях: «не найдут»; «нет смысла»; «нет толку»; «потому что уверена, что ничего не найдут»; «результата не будет»; «это бесполезно»; «пустое дело» (37%).

Некоторые убеждены, что милиция и заниматься подобным делом не станет («не будут даже пытаться искать»; «не будут возиться»; «милиция ничего не ищет, только пьяных собирает» — 6%).

Другие говорят о неизбежной, по их мнению, волоките, трате времени и нервов («бумажная волокита»; «долгая процедура»; «времени своего жаль» — 5%); или просто выражают недоверие милиции и нежелание иметь с ней дело («не доверяю милиции»; «нет веры»; «не хочу связываться»; «в милицию не пойду все равно, хоть убивать будут» — 5%).

На практике 38% опрошенных когда-либо обращались в милицию (60% — не обращались, 2% — не помнят, затрудняются с ответом), причем 17% — в последний раз делали это совсем недавно, в последние год-два. Чаще всего — как раз в связи с кражами: всех, кто когда-либо обращался в милицию, спросили о причинах последнего обращения, и 18% (от всех опрошенных) назвали кражи разного типа. Реже — в связи с различными случаями хулиганства, драками (5%), с бытовыми проблемами (4%), семейными (3%) и т. д. И надо сказать, что на каждого удовлетворенного результатами своего последнего обращения в милицию приходится двое недовольных (12 Ч 24% от всех опрошенных соответственно).

Причем отношение к милиции, естественно, весьма ощутимо зависит от собственного опыта взаимодействия с ней. В любом случае из тех, кто доверяет полиции, к ним обратилось чуть более трети, причем 20% довольны результатами, а 15% не удовлетворены. А среди тех, кто милиции не доверяет, результатами последнего обращения довольны лишь 7%, недовольны же — 33% (прочие — не обращались).

Респондентов опроса также спросили, испытывают ли они лично тревогу или тревогу при приближении к сотрудникам полиции, и 22% респондентов признались, что испытывали такие чувства. Втрое чаще респонденты говорили, что ничего подобного не чувствуют (66%); 12% — затруднились с ответом (представляется, затруднение в данном случае свидетельствует о том, что подобное чувство респонденту, по крайней мере, не чуждо).

Следует отметить, что ни возраст, ни уровень образования, ни уровень доходов респондентов не влияют на распределение ответов на этот вопрос. Пытаясь объяснить чувство беспокойства (тем, кто его испытывает, был задан соответствующий открытый вопрос), респонденты говорили о своем недоверии к сотрудникам милиции («жду подвоха от них»; «не знаешь, что у них на уме, добра не ждешь» — 3%), безотчетном страхе («боюсь милиции»; «не знаю почему, но какое-то волнение испытываю» — 3%), о милицейском произволе («тебя могут обвинить ни за что»; «могут превысить свои полномочия, лучше подальше от них держаться»; «проверяют карманы, унизят человеческое достоинство» — 3%), грубости, агрессивности и корыстолюбии сотрудников милиции («они ощущают власть надо мной»; «просят взятки»; «те же бандиты, только легально оружие носят» — 3%) и т. д.

3 стр., 1212 слов

Организационно-правовые основы деятельности таможенных органов ...

... таможенного дела, деятельности таможенных органов, периодических изданий в период 2007-2011гг. и интернет ресурсов. Глава 1. Понятия, принципы и правовые основы организации таможенного дела в России. 1.1 Понятие и принципы таможенного права в России Таможенное ...

У 53% респондентов есть знакомые, которые сейчас работают в полиции или работали в прошлом. И в этой группе опрошенных доля испытывающих беспокойство, тревогу, когда к ним обращаются сотрудники милиции, не ниже, а даже чуть выше, чем среди тех, у кого знакомых милиционеров — нынешних или бывших — нет (23 Ч 20% соответственно).

Опрос общественного мнения проводился Фондом общественного мнения в 100 населенных пунктах 46 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 5 — 6 июля 2008 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. Кертман, Г. Уровень доверия милиции./ Г. Кертман. — Режим доступа: [http://bd.fom.ru/report/cat/power/pow_l/d082723].

К сожалению, попытки изменить прочно сложившийся негативный стереотип восприятия образа сотрудника милиции, переориентировать общественное мнение с недоверия на уважение и взаимопонимание — задача не одного дня. Для ее решения необходимо объединить усилия всех подразделений системы органов внутренних дел, руководителей всех уровней.

Важную роль здесь играют информационные подразделения органов внутренних дел и внутренних войск МВД России. От их работы зависит, насколько объективно общественность будет оценивать эффективность мер, принимаемых государством в области защиты прав и свобод граждан.

10 апреля 2006 года был разработан и разослан на места приказ МВД России № 246 “Об информационно-пропагандистской работе”, который направлен на выработку эффективных подходов к организации прямой и обратной информационной связи министерства и общества, максимальное использование возможностей СМИ и общественных объединений в интересах оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности МВД России.

Решение поставленных задач позволит:

  • объективно информировать граждан и сотрудников милиции о социальной значимости деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по обеспечению общественного порядка, профилактике, пресечению, раскрытию преступлений и правонарушений;
  • повысить уровень доверия населения к милиции и активизировать процесс формирования позитивного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел;
  • укрепить в сознании граждан и сотрудников органов внутренних дел уверенность в том, что МВД России имеет в своем арсенале достаточно сил и средств для защиты законных интересов граждан и прав сотрудников;
  • совершенствовать условия взаимного партнерства органов внутренних дел и общественности в сфере охраны правопорядка, защиты прав, свобод и законных интересов граждан;
  • нейтрализовать поток заведомо ложной и недостоверной информации о сотрудниках органов внутренних дел и их деятельности.

Кроме того, в условиях динамичного развития общества МВД России необходимы новые, более эффективные формы и методы работы в сфере информационной политики. Руководители органов внутренних дел, информации и связей с общественностью не могут работать по старинке, необходимо использовать новейшие технологии в информационной сфере.

9 стр., 4334 слов

Понятие информационного общества

... Культурное устройство информационного общества устремляет внимание на увеличение информации в социальном обращении. Иной популярный знак информационного общества - перемены в устройстве занятости. Это определение утверждает, информационное общество появляется в тот момент, когда набольшая часть жителей занята работой, ...

Министерством уже проводится определенная работа. Внесены изменения в действующие нормативные акты, имиджевые информационные программы, разработаны и разосланы на места методические рекомендации по их внедрению, решены вопросы обучения, переподготовки и повышения квалификации руководителей и сотрудников информационных отделов.

Решением коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации информационным подразделениям предписано создать действенную систему информационно-пропагандистского сопровождения противодействия преступности, профилактики правонарушений с использованием возможностей средств массовой информации, общественных объединений, традиционных религиозных конфессий Российской Федерации.

И многое уже сделано. Работает Информационный совет, созданный приказом МВД России от 5 декабря 2005 года № 992, основная цель которого — обеспечение проведения согласованной информационной политики в области формирования объективного общественного мнения о деятельности министерства, создания положительного образа сотрудника органов внутренних дел, военнослужащего внутренних войск МВД России.

Проведен анализ информационного и общественно-политического поля, ожидается появление различных киберугроз. Однако некоторые руководители органов внутренних дел, в том числе спецслужб, в случае информационной угрозы действуют по факту. И проблему нужно предвидеть до того, как она появится, и действовать проактивно. Иными словами, действовать на опережение.

Именно СМИ и общественные объединения сегодня активно влияют на все процессы, происходящие в обществе. По данным ВЦИОМ, 55% россиян считают СМИ наиболее надежным источником информации о деятельности полиции.

Мониторинг материалов центральных и региональных средств массовой информации показал, что в 2006 году в прессе вышло 654 статьи критической направленности в адрес органов внутренних дел.

Анализ причин появления данных материалов указывает на то, что если бы руководителями органов внутренних дел своевременно готовились разъяснения по проблемным вопросам, а также оперативно представлялась в СМИ информация по фактам и событиям, вызывающим повышенный общественный интерес, то более 10 процентов критических публикаций в отношении милиции можно было бы избежать.

Качественная информационно-аналитическая работа требует проведения собственного исследования социальной среды, выделения актуальных тем, определения целевой аудитории и необходимых характеристик. Все это позволит не только понять, как население относится к деятельности министерства, его отдельным направлениям, но и выйти на необходимый уровень планирования информационно-пропагандистской работы.

И такая работа уже ведется. Управлением общественных связей Административного департамента МВД России заключены соглашения о сотрудничестве со Всероссийским центром изучения общественного мнения, Центром изучения общественного мнения “Глас народа”, которые проводят социологические опросы населения о деятельности органов внутренних дел. Анализ полученных данных позволяет выявить слабые места в деятельности министерства, определить приоритетные направления в просветительской работе.

13 стр., 6351 слов

Информация в праве

... необходимость совершенствования системы регулирования информационных отношений в целях формирования информационного пространства России. В связи с этим особую актуальность и социальную значимость приобретают правовые исследования категории информации в понятийном аппарате юридических наук. ...

К сожалению, органы внутренних дел редко прибегают к современным информационным технологиям. У многих менеджеров само по себе слово «пиар» вызывает множество негативных эмоций. Однако PR подразумевает деятельность по привлечению СМИ, общественности к решению стоящих перед субъектом задач, к законному достижению определенных целей. Поэтому использование PR-технологий в деятельности МВД России не только разрешено, но и необходимо.

При этом законные методы и пути достижения конечной цели по формированию у общественности объективной оценки деятельности МВД России могут быть разными, но их форма должна быть единой — системное проведение информационно-пропагандистских акций и пиар-кампаний.

Одна из основных задач МВД России — восстановить доверие населения к органам внутренних дел и внутренним войскам. С этой целью разработаны и разосланы в регионы программы визуальной информации.

Их внедрение на местах дает определенные результаты.

К примеру, реализация в 2006 году имиджевой программы “Информационно-пропагандистская работа в сфере профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации” ГУВД по городу Москве явилась одной из причин того, что уровень подростковой преступности в регионе снизился по сравнению с 2005 годом.

Значение информационно-пропагандистской работы достаточно велико. По результатам социологического опроса, проведенного ВЦИОМ в августе 2006 года, 42,3% респондентов в целом доверяют органам внутренних дел. Данные, полученные в результате измерения отношения населения к органам внутренних дел, показывают, что по сравнению с 90-ми годами прошлого века уровень доверия увеличился почти вдвое, а количество респондентов, отрицательно относящихся к полиции, — на 15 процентов.

Необходимо совершенствовать организацию качественного информирования граждан о действующем законодательстве, добиваться убежденности в социальной справедливости действий сотрудников органов внутренних дел, сознательном исполнении норм права как главной предпосылки искоренения правонарушений, укрепления законности и правопорядка.

Сегодня без опоры на население, на институты гражданского общества невозможно решить еще одну важную задачу, возложенную на полицию руководством страны. Речь идет о профилактике преступности. Тем более, что в субъектах Российской Федерации вводится многоуровневая система предупреждения преступности и правонарушений.

Теперь, работая над раскрытием преступления, сотрудникам органов внутренних дел приходится много времени уделять поискам очевидцев, свидетелей и свидетельских показаний. Часто граждане, видя, что совершается противоправное действие, просто предпочитают не обращать на него внимания, не сообщать о происходящем в компетентные органы, тем более оказывать помощь.

Еще одно не менее важное направление информационно-пропагандистской деятельности — организация систематической работы с медиасообществом, расширение круга журналистов, специализирующихся на правоохранительной деятельности.

12 стр., 5999 слов

Общая характеристика правоохранительных органов

... предпринята попытка в рамках предмета данной дисциплины дать характеристику правоохранительным органам, судебной власти и правосудия. Поскольку целью работы является обобщающая характеристика проблемы, отдельных глав, посвященных конкретным правоохранительным органам (милиция, налоговая полиция, прокуратура, ...

Нужно проводить разъяснительную работу с руководителями печатных и интернет-изданий, радио- и телеканалов о необходимости укрепления авторитета милиции среди населения, привлекать для участия в данной работе руководителей органов внутренних дел.

Это в конечном итоге построит доверительные отношения и укрепит творческие контакты. Это важный потенциал в работе, и его нужно правильно использовать в интересах МВД России.

Информационно-пропагандистская деятельность принимает системный характер, ее эффективность определяется четкой работой всех звеньев, начиная от центрального аппарата МВД России и заканчивая территориальными управлениями и управлениями полиции. Но все же главными, несущими основную практическую нагрузку, без сомнения, являются региональные подразделения информации и общественных связей органов внутренних дел. Именно они призваны формировать объективную оценку деятельности министерства среди населения, способствовать повышению уровня взаимного доверия и сотрудничества между гражданами и полицией.

Поэтому работа руководителей органов внутренних дел, подразделений информации и общественных связей МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации по информационно-пропагандистскому сопровождению деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России на современном этапе должна включать в себя:

  • своевременное доведение до граждан информации о деятельности МВД России в области борьбы с преступностью, предупреждения и пресечения правонарушений, а также о принимаемых органами внутренних дел, внутренними войсками МВД России мерах по реализации государственной политики в сфере внутренних дел;
  • совершенствование нормативно-правового обеспечения информационно-пропагандистской работы органов внутренних дел и внутренних войск МВД России;
  • повышение уровня правовой грамотности сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России;
  • своевременное и объективное разъяснение и информирование об изменениях положений законодательства Российской Федерации, регулирующего сферу внутренних дел, а также полномочий органов внутренних дел по обеспечению правопорядка и борьбы с преступностью;

— незамедлительное реагирование, в соответствии с законодательством, на материалы в СМИ, содержащие недостоверные сведения о деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.

По материалам совещания — семинара руководителей подразделений информации

и общественных связей МВД России. — Режим доступа: [

Поэтому в настоящее время в нашей стране уровень общественного доверия к полиции довольно низкий, что усложняет работу полиции. Поэтому необходимо создать эффективную систему взаимодействия полиции и населения. В настоящее время органы внутренних дел осознают необходимость связей с общественностью. Формируются соответствующие структуры, предпринимается ряд мер по повышению авторитета полиции. Однако сломать негативные стереотипы, сложившиеся в сознании россиян, непросто.