Коммуникативные навыки юриста

Курсовая работа
Содержание скрыть

Значение общения в жизни человека трудно переоценить. Оно является способом существования самого человека, установления, удовлетворения и регулирования основных потребностей личности, эмоций и поведения: главным каналом воздействия человека на других и наоборот. Наконец, общение — один из важнейших инструментов социализации человека.

Кроме того, общение — это способ существования и действия социальных образований, межгруппового и внутригруппового воздействия: трансляции культуры и социального опыта от поколения к поколению.

В профессиональной деятельности юристов общение составляет около 80%о, в то время как остальные 20% занимает оформление документации.

Кроме потребностей юридической практики, общение обеспечивает удовлетворение социальных потребностей личности. К таким потребностям относятся: стремление человека к взаимодействию, любви и поддержке («аффилиация»); потребность к самоутверждению; потребность к самовыражению и самореализации; потребность в эмоциональной поддержке и признании.

Содержание общения носит конкретно-исторический характер, оно определяется целями и задачами деятельности, уровнем культуры и нравственности юриста.

1. Особенности профессионального общения юриста

Профессиональное общение юриста обладает рядом особенностей, относящихся ко всем направлениям их деятельности. Среди них:

специфичность поводов для вступления в общение.

(2) наличие множественности целей в каждом акте общения. Кроме получения информации о конкретном преступлении, правонарушении и личностях участников в каждом акте общения, вне зависимости от того, сотрудниками какой службы проводится общение, должна реализовываться задача воспитания человека, преодоления социально-негативных свойств и качеств личности, предупреждения преступлений и правонарушений со стороны как данного лица, так и его окружения;

  • конфликтный характер общения.

формализация общения,

  • защита психики лиц, участвующих в правоохранительной деятельности от чрезмерных психологических перегрузок;
  • усиление активности участников общения;
  • специфика психических состояний участников общения.
  • повышенное нервное напряжение в связи с высокой ответственностью за результаты общения;
  • доминирование отрицательных эмоциональных состояний;
  • особое значение психологического контакта.

2. Этапы процесса делового общения юриста

Юристу необходимо знать, что общение имеет свои закономерности. Общение как разновидность юридической деятельности включает в себя ряд этапов.

1 стр., 480 слов

Нравственно-правовые конфликты в профессиональной деятельности юриста

... Профессиональная деятельность юриста всегда касается важнейших прав и интересов людей, нередко связанна с вторжением в их личную жизнь, а иногда и с ограничением прав, принятием решений, влияющих на судьбу человека. ... участниками процесса, с коллегами по профессии, с государственными органами, с общества в целом. Изучение нравственных аспектов и проблем профессии необходимо каждому юристу, особенно в ...

Для успешного общения юристу необходимо обеспечивать последовательное прохождение этапов процесса общения

Установление контакта, Психологическое содержание контакта

Структура психологического контакта включает несколько элементов.

Прогнозирование общения и формирование модели партнера.

В тех случаях, когда возможна предварительная подготовка к контакту, сбор информации целесообразно вести по

  • общая характеристика (пол, возраст, социальное положение и т.п.);
  • ближайшее социальное окружение;
  • образ жизни;
  • склонности, интересы, привычки;
  • манера общения, речевые, мимические, топомимичекие стереотипы;
  • привычные и запретные темы общения.

В тех случаях, когда предварительное изучение партнера невозможно, сбор информации осуществляется в процессе наблюдения за его поведением, реакциями в общении с другими людьми.

На основе собранной информации формируется стратегия предстоящего, т.е. как и в какой ситуации целесообразнее начать общение с данным человеком. При этом необходимо учитывать несколько требований:

  • начальная фаза, действия должны предполагать обязательное развитие;
  • необходимо формировать у партнера заинтересованность в общении с вами, предлагать темы, интересные для него;

— ваша позиция должна быть немного ниже той, которую мы предлагаем партнеру (дать ему возможность взглянуть сверху вниз), это способствует заинтересованности партнера в продолжении общения.

Создание внешних условий,, Проявление внешних коммуникативных свойств, Оценка психического состояния, отношения, Устранение помех в общении.

  • формирования в процессе адаптации у сотрудника или у партнера отрицательной установки к предстоящему общению (для сотрудника — мобилизовать волевые ресурсы, сломать установку;
  • для партнера — сменить стиль поведения);
  • непонимание партнером сути предлагаемого поведения, формирование конфликта (два варианта: первый — обострить конфликт и тем самым заставить партнера продолжать взаимодействие (вариант «Вокзала для двоих»);
  • второй — снять конфликт);

— психическое состояние партнера затрудняет общение (депрессия, тревога, фрустрация, эйфория).

Необходимо переключить внимание партнера на другой объект, тем самым снизить эмоциональное возбуждение.

Стимулирование интереса, Информационный обмен —, Побуждение партнера, Координация общения —, Установление взаимопонимания, Эмоциональное воздействие —, Установление отношений —, Регуляция поведения партнера

Последовательное прохождение этих этапов общения является одним из условий оптимизации делового общения юриста, т.е. обеспечения достижения целей юридической практики. Более того, сами эти этапы играют роль условий эффективного общения.

Для успешного профессионального общения юристу необходима коммуникативная компетентность.

14 стр., 6567 слов

Особенности общения в сфере общественного питания

... работе общение тесно связано с видом деятельности. Поэтому общение в общественном питании имеет целый ряд специфических особенностей. ... вежлив; необходимо использовать ... общественного питания практически пропагандируют правила социалистической морали, выполняя тем самым определенную воспитательную роль. Другая важная социальная функция в общении с потребителями - активное воздействие на ... и деловая беседа ...

Коммуникативная компетентность

Способность общаться с субъектами юридической деятельности реализуется в умениях. Под умениями понимаются двигательные, умственные и другие сознательные психические действия, которые выполняются быстро, правильно, при слабой концентрации внимания на способах их выполнения в любых условиях обстановки.

3. Коммуникативные умения, необходимые юристу, Речевые умения, Социально-психологические умения, Психологические умения, Умения использовать, Умения использовать невербальные средства общения., Умения взаимодействовать:

Однако знание норм и правил профессионального общения принесет успех в том случае, если эти знания основаны на профессионально важных личностных качествах.

Какими личностными качествами должен обладать юрист, чтобы успешно организовать общение?

(1) Знание психологии другого человека. Что значит знать психологию партнера по общению? Главным образом это знание ценностных ориентации, которые находят свое выражение в потребностях, мотивах, интересах. Это то, что человек считает для себя принципиально важным и значимым. Юристу необходимо быть ориентированным на людей. К сожалению, часто бывает ориентация на исполнение документа. В результате действия негативных факторов в профессиональной деформации некоторые юристы ориентируются на недостатки других людей, в первую очередь на слабости, ощибки.

(2) Качества, которые определяют особенности психических познавательных процессов:

  • достаточно большой объем внимания, умение его распределить по всему внешнему облику партнера по общению;
  • наблюдательность, способность фиксировать изменение в настроении и поведении и связывать это с существенными явлениями в личности партнера по общению;
  • особенности памяти, и в первую очередь памяти на лица, имена, факты биографии партнера по общению, на особенности эмоциональных реакций и т.п.;
  • особенности мышления, способность анализировать поступки человека, видеть мотивы его поведения и прогнозировать поступки в различных ситуациях;
  • интуицию и воображение. Воображение в данном случае проявляется в умении ставить себя на место другого человека.

У людей без развитого мышления и воображения часто встречается типичная ошибка — приписывание партнеру по общению своих мыслей, намерений, состояний.

(3) Эмоционально-волевая устойчивость, эмоциональная воспитанность. От этого зависит, может ли человек сопереживать другим людям. Такое качество называется эмпатией.

(4) Умение человека выбирать оптимальный стиль общения, т.е. способ обращения с партнером. Часто неправильный способ общения порождает поступки, нежелательные для делового общения. Например, грубость порождается бестактностью, неисполнительность — попустительством, капризность — излишней уступчивостью.

Личностные черты определяют общий стиль общения. Общение — это социально-психологическое явление, которое детерминировано конкретно-историческими и личностными особенностями людей, Их социальным положением, целями и задачами деятельности. Эффективность делового общения юриста определяется как структурой и этапами процесса общения, так и развитием у него профессионально властных качеств, навыков, умений.

28 стр., 13750 слов

Особенности допроса несовершеннолетних

... исследовать психологические возможности восприятия и передачи информации подростков, а также особенности подростковой психологии с позиций их учета в тактике допроса; обосновать и раскрыть основные элементы тактики подготовки к допросу несовершеннолетних свидетелей ...

4. Формирование образа партнера

Кроме того, в профессиональном общении юрист должен также учитывать возрастные, профессиональные и индивидуальные особенности личности.

Остановимся на характеристике процесса восприятия человека человеком. Формирование представления о другом человеке обеспечивают психические познавательные процессы, в первую очередь ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Каковы особенности формирования образа партнера?

1. Восприятие партнера носит предметный характер. Эта конкретность выражается в восприятии трех основных характеристик образа: физических данных; экспрессии, т.е. особенности самовыражения партнера; внешнего оформления. Поэтому юристу при получении информации целесообразно придерживаться этих показателей.

расстоянии 2

Причем на дальних расстояниях характерно завышение роста, а верхние части фигуры распознаются лучше нижних. Кроме удаленности важное значение имеет ракурс.

3. Константность образа. По мере накопления сведений образ объекта остается постоянным.

4. Осмысленность. В образ включаются обобщенные данные о категории людей, к которой принадлежит объект восприятия. В данном случае особенно велика роль социальной установки наблюдателя.

узнавание.

целесообразность.

особенности стимулирования при построении образа партнера.

эмоциональное состояние партнера (свидетеля).

характер взаимоотношений между партнерами.

восприятием содержания личности человека.

Физический облик, Экспрессия —, Внешний вид

Соотношение этих трех групп элементов образа партнера у различных профессиональных и возрастных групп различно, тем не менее, общие зависимости приблизительно таковы:

  • женщины дают более точную оценку образа партнера;
  • для подростков характерна слабая фиксация экспрессии и сосредоточенность на внешнем оформлении портретируемого лица;
  • для взрослых типична сосредоточенность на экспрессии. Особенности восприятия у различных групп людей зависят от уровня культуры и образования, от целей и задач деятельности, от жизненного опыта.

Наиболее образованные и проницательные обращают внимание на особенности экспрессии, другие — на физические черты и оформление внешности.

Их описания внешнего облика партнера можно свести в три группы.

(1) Суждения, которые имеют четко определенное описание и применялись для обозначения конкретных элементов (70%).

(2) Суждения на основе штампов обыденного сознания или сходства с чьей-то внешностью. Сюда можно отнести суждения, в которых приводятся аналогии с психическими особенностями, — «умный лоб», «волевой подбородок», «чувственные губы» (11%).

(3) Суждения, характеризующие «выразительное поведение», — «угрюмое лицо», «печальные глаза», «виноватая походка» и т.п. (4%).

Таким образом, отражая облик одних и тех же людей, партнеры по общению преломляют их через ту систему образов и понятий, которая у них уже сложилась. Поэтому и характер осмысления облика одних и тех же людей всегда различен. Люди с развитым образным мышлением, пожилые, необщительные, эмоционально неустойчивые успешнее опознают отрицательные эмоциональные состояния. Практически любые эмоциональные состояния опознают люди с образным мышлением, эмоционально подвижные,

14 стр., 6711 слов

Этика и психология коммерческой работы

... целью курсовой работы является изучение этики и психологии коммерческой работы и их роли в эффективности коммерческой деятельности коммерческого предприятия. Для выполнения поставленной цели в курсовой работе решаются задачи: Изучить понятие этики делового общения; Проанализировать понятие психологии делового общения ...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общение с людьми составляет основу профессиональной деятельности юриста любой специализации. Поэтому знание социально-психологических закономерностей общения является непременным условием его высокой квалификации.

Специфика профессионального общения юриста требует от него высокоразвитых коммуникативных качеств, навыков и умений, которые формируются как в процессе обучения, так и в процессе самообразования и практики. Особую роль в развитии этих качеств играет самоанализ, упражнения и психологические тренинги.

Коммуникативная компетентность — это знание юристом норм и правил общения, а также владение его технологией. Она невозможна без развитых способностей юриста к общению с другими людьми — коммуникативных способностей, т.е. способностей владеть инициативой в общении, проявлять активность, эмоционально откликаться на состояние партнеров общения, формировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и взаимной стимуляции в общении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://leaktrix.ru/kursovaya/kommunikativnaya-kompetentnost-yurista/

1. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М.: Ось-89, 2001.

2. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. М., 2005.

3. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел: Учеб. пособие. М., 2003.

4. Реан А. Л. Психология личности.. Социализация, поведение, общение. СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2004.

5. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптация личности. СПб.: Медицинская пресса, 2002.

6. Романов В.В. Юридическая психология. М.: ЮРИСТЪ, 2006.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер. 2001.

8. Свирская И.Б., Андреев КВ. Переговоры: психологическая характеристика и методы отбора инструкторов по переговорной деятельности. М.: Академия МВД России, 1995.

9. Сластенин В.А., Каширин В.Л. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., 2001.

10. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл, 2003. |

11. Социальная психология / Под ред. А.М. Столяренко. М., 2001.

12. Филатов Ф.Р. Общая психология. Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

13. Щекин Г. В. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешнему облику. М., 1992. (Библиотечка сотрудника органов внутр. дел).

14. Юридическая психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Романов, Е.В. Романова. М., 2000.