Советская судебная система (октябрь 1917-1921 гг.)

Курсовая работа

Суд — есть орган государственной власти, а судебная деятельность — одна из функций государственного управления. Во всяком государстве суд играет огромную роль как орган охраны интересов господствующего в данном обществе класса, как орган укрепления существующего государственного и политического строя. Советская судебная система — это совокупность судебных органов Советского государства, взаимосвязанных осуществлением целей и задач правосудия. Судебная система отражала федеративное устройство советского многонационального государства. В связи с этим в ней различали общесоюзные суды и суды союзных республик. Каждый судебный орган для осуществления правосудия был наделен конкретными полномочиями. Суды с одинаковыми полномочиями в пределах одной союзной республики составляли звено судебной системы.

Одной из методологических предпосылок изучения любого социально значимого компонента современности является исследование его генезиса и эволюции в предшествующие периоды. Судебная сфера не является здесь исключением. Она представляет собой результат развития дореволюционных и советских институтов, а также заимствования зарубежного опыта. В этом контексте изучение опыта судебных преобразований в России в первые годы советской власти обладает актуальностью и высокой научной значимостью как в плане понимания историко-правовых процессов, имевших место в нашей стране, так и в плане осознания современного состояния и перспективы эволюции судебных органов в Российской Федерации.

Судебные преобразования в России в 1917-1921 годах были направлены на слом дореволюционной системы судоустройства и судопроизводства и создание новой советской, основанной на пролетарских началах, системы органов судебной власти. На месте старого суда Октябрьская социалистическая революция создала новый, народный суд, построенный на принципе участия в нем только трудящихся. Этот важнейший принцип организации первых советских судов был закреплен в Конституции РСФСР 1918 года.

1. Создание судебной системы в Советской России 1917-1921 годах

Победа Октябрьской революции 1917 года ознаменовала начало нового этапа в развитии российской государственности. Одной из важнейших задач образовавшегося государства стало построение новой судебной системы. Лидер молодого советского государства В.И. Ленин писал: «Нам нужно государство, нам нужно принуждение. Органом пролетарского государства, осуществляющего такое принуждение, должны быть советские суды. И на них ложится громадная задача воспитания населения к трудовой дисциплине».

12 стр., 6000 слов

Реферат органы судебной власти

... правового государства в Российской Федерации немыслимо без создания сильной и независимой судебной власти, осуществляющей свою деятельность на основе общепризнанных демократических принципов отправления правосудия Ермошин Г.Т. Судебная власть как система органов государственной власти ...

Уже в начале ноября 1917 года в Петрограде был организован Народный суд Выборгского района. В его состав входило пять судей, избранных от районного Совета, профсоюзов, Совета домовых комитетов и других организаций. Новые органы правосудия стали создаваться населением повсеместно. Назывались они по-разному: революционный Народный суд, суд общественной совести, сельский суд, волостной суд, но объединяло их три принципиальных момента:

1) они создавались по инициативе «снизу» революционно настроенными массами,

2) являлись коллегиальными и выборными,

3) не имели под собой никакой нормативной базы.

Широкое распространение в России получил самосуд. Причина возникновения и существования самосудов заключалась в исторически сложившемся недоверии народа к судьям и правосудию. Юридическое уничтожение старой судебной системы было провозглашено Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 года. Этот документ был разработан П.И. Стучкой и принят Советом народных комиссаров РСФСР. П.И. Стучка видел суть Декрета о суде № 1 в двух положениях: «1) разогнать старый суд и 2) отменить все старые законы…».

Декрет о суде № 1 упразднял все ранее существовавшие судебные институты: окружные суды, судебные палаты и правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские суды, коммерческие суды. В соответствии с п. 2 Декрета приостанавливалось действие мировых судей, их заменяли Местные народные суды в составе постоянного местного судьи, избиравшегося на основании прямых демократических выборов, и двух очередных заседателей, приглашаемых на каждую сессию по спискам очередных судей. При этом прежние мировые судьи не лишались права избираться в местные судьи. Однако в основном свои кандидатуры на выборы выставляли рабочие и солдаты, не имевшие профессиональных знаний.

Местный суд действовал на территории судебных участков, число которых зависело от величины уезда или города. Ему были подсудны гражданские дела с ценой иска до 3000 рублей и уголовные — с наказанием не свыше 2 лет лишения свободы. Приговоры Местных судов были окончательными и обжалованию не подлежали. Допускалась просьба о кассации, по делам, где размер денежного взыскания был выше 100 рублей или лишение свободы свыше 7 дней. Кассационной инстанцией являлся съезд местных судей. Вряд ли это было целесообразным с точки зрения достижения интересов правосудия. Получалось, что жалобы на приговоры и решения Местных судов рассматривали те же лица, на чьи действия они приносились. При этом высших судебных органов не было создано.

Декрет о суде № 1 уничтожил институт судебных следователей, при этом, предварительное следствие было сохранено.

Адвокатура также была отнесена к «буржуазному» сословию, считалась врагом рабочего народа и в своем старом виде не могла существовать при новом строе. В соответствии с п. 3 Декрета все неопороченные граждане, имеющие гражданские права допускались и в стадии предварительного следствия в роли защитника.

Для принятия в свое ведение архивов и имущества, упраздненных декретом учреждений, а также для общего руководства работниками этих учреждений и дальнейшего направления незаконченных дел Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов избирались особые комиссары.

В соответствии с пунктом 5 Декрета о суде № 1 при решении дел суд мог руководствоваться старыми законами (царской власти и Временного правительства).

18 стр., 8884 слов

Становление и развитие института мировых судей в России

Целью настоящей работы является рассмотрение процесса становления и развития института мировых судей в России. Согласно поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие мировых судов, их модели; определить этапы становления института мировых судей в России; ...

Однако это было возможно лишь потому, что они «не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию». Это вызывало массу споров и упреков у представителей разных политических партий. Поэтому, отмечал П.И. Стучка, «наш декрет о Суде сделал все возможные, с нашей точки зрения, уступки; он не отрицает целиком писаного закона, но отводит ему подобающее, в переходную эпоху, место. Он признает писаный закон, свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковой не отменен революционными декретами или революционным правосознанием народа. Действительно, формулировка эта страдает некоторою шаткостью, но она не лицемерна. Она призывает самый народ до окончательного установления нового порядка в каждом случае решать вопросы о том, что остается еще в силе из прежних 16 томов свода законов и что из них уже окончательно отменено революцией».

П. 6 Декрета о суде № 1 предусматривал создание третейского суда «по спорным гражданским и частно-уголовным делам».

2. Система народных судов в первые годы Советской власти

В развитие и дополнение Декрета о суде № 1 7 марта 1918 года был принят Декрет о суде № 2, на основании которого вводились Окружные народные суды для рассмотрения дел, превышающих подсудность Местных народных судов. По-видимому, Окружные суды должны были носить временный характер. В апреле 1918 года на Первом Всероссийском съезде комиссаров юстиции было отмечено, что Окружные суды необходимы, «пока не будут окончены дела, находящиеся в производстве в старых судах».

По своей структуре Окружной суд отличался от Местного суда лишь количеством заседателей и числом постоянных судей, что не имело принципиального значения, так как и тот и другой суд в своей деятельности опирались на принцип — решающий голос принадлежит заседателям.

Окружные суды состояли из гражданских и уголовных отделений. Гражданские дела рассматривали три постоянных члена и четыре народных заседателя. Рассмотрение уголовных дел осуществлялось в составе двенадцати заседателей под председательством одного постоянного члена суда. Народные заседатели были наделены полномочиями отвода председателя. В их компетенцию в отличие от суда присяжных дореволюционной России входило решение не только вопроса о факте преступления, но и о мере наказания. Таким образом, заседатели по Декрету о суде № 2 являлись и «судьями факта» и «судьями права». Председательствующий судья был лишен права решающего голоса, он мог дать только заключение о мере наказания.

Для обеспечения кассационной практики предусматривалось создание Верховного судебного контроля, обладающего правом законодательной инициативы. Для рассмотрения кассационных жалоб на решения Окружных судов предусматривалось образование Областных народных судов, состоящих из «надлежащего количества» членов Окружных судов, председателя и председателей отделений. Отменялось взимание кассационного залога, и вводилась судебная пошлина, как за первую инстанцию. Судебная пошлина не подлежала возврату, суд мог отсрочить ее взнос, а также взнос других судебных издержек.

Не разрешалась подача жалоб на оправдательные приговоры, на смягчение наказания или полное освобождение от наказания. Предоставлялось право обращаться в суд по месту жительства с просьбой об условном или досрочном освобождении, а также о восстановлении в правах или помиловании.

В соответствии со ст. 8 Декрета о суде № 2 судопроизводство могло вестись на всех языках по правилам судебных уставов 1864 года, так как они не были официально отменены.

4 стр., 1917 слов

Местное самоуправление, муниципальное право

... местных дел (ст.131) управление муниципальной собственностью (ст. 132) обеспечение развития соответствующей территории охрана общественного порядка (ст.132) защита интересов и прав местного ... Главы местного самоуправления (глава администрации, мэр, и т.д.) Местная администрация, подконтрольная главе местного самоуправления Основы деятельности местного самоуправления Территориальная основа местного ...

Рассмотрения дел по преступлениям, совершенных лицами, не достигшими семнадцати лет, относилось к компетенции «комиссии о несовершеннолетних». Такие комиссии были созданы в начале 1918 года. Суду и тюремному заключению в соответствие с принципом гуманизма несовершеннолетние не подвергались.

Предварительное расследование по делам, превышающим подсудность Местного народного суда, осуществляли следственные комиссии. Они состояли из трех лиц, избираемых Советами.

При Советах рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов создавались Коллегии правозаступников, осуществляющих как общественное обвинение, так и общественную защиту в судах, за определенную плату.

Декрет о суде № 2 не предусматривал требований к кандидатам на должности судей и заседателей. Работники упраздненных судов имели право быть избранными в новые судебные или следственные учреждения Советами рабочих, солдатских, крестьянских депутатов.

Летом 1918 года Наркомюст активизировал работу по созданию единого Народного суда. Был издан ряд документов, посвященных этому вопросу.

Принятый 20 июля 1918 года Декрет о суде № 3 расширил подсудность Местного народного суда. Теперь на этот орган возлагалось рассмотрение гражданских дел по искам на сумму до 10 тысяч рублей и дел уголовных. Исключение составляли дела о посягательстве на человеческую жизнь, изнасиловании, разбое, бандитизме, подделке денежных знаков, взяточничестве и спекуляции. Рассмотрение этих категорий дел было отнесено к компетенции Окружного народного суда. Местным судам предоставлялось право назначать наказание до пяти лет лишения свободы, опираясь на декреты советского правительства.

Декрет предусматривал возможность подачи кассационных жалоб в Советы местных народных судей. Однако это было возможно только по делам, влекшим за собой взыскание свыше 500 рублей или лишение свободы более 7 дней.

Продолжали свою работу следственные комиссии, учрежденные Декретом о суде № 2. По их постановлению, или по постановлению Местного народного суда, по сложным уголовным делам возбуждалось предварительное следствие, вопрос же о дальнейшем направлении дела решался только Местным судом.

В Москве учреждался Кассационный суд для рассмотрения кассационных жалоб на решения Окружных судов. Он состоял из двух отделений — гражданского и уголовного, председателя, его товарища (заместителя) и восьми членов, утверждаемых и отзываемых ВЦИК.

На всех осужденных возлагалось, помимо судебных издержек, издержки по содержанию их под стражей. Если наказание было меньше трех месяцев, то предусматривались принудительные работы без содержания под стражей.

На основании Декрета о суде № 3 была принята инструкция «Об организации и действии местных народных судов» от 23 июля 1918 года. В ней определялись основные положения судоустройства, судопроизводства и кассационного производства. Количество участков Местного народного суда устанавливалось в соответствии со старыми участками Местных мировых судов, их число могло увеличиваться или уменьшаться Наркомюстом в зависимости от местных условий. Суд каждого участка должен был состоять из одного постоянного местного судьи, двух очередных заседателей и одного запасного. Инструкция определяла требования к постоянным местным судьям и судьям-заседателям, а также порядок их избрания.

17 стр., 8467 слов

Конституционное право Китайской Народной Республики

... Конституции Китайской Народной Республики. На основе поставленной ... гарантия законных прав и интересов ... др. Вместе с тем некоторые формулировки были ... народных представителей: его роль, структуру, порядок избрания, полномочия и организацию работы; проанализировать порядок формирования, полномочия и ответственность Государственного совета; дать характеристику конституционных основ организации суда ...

Постоянный местный судья должен был обладать избирательными правами, опытом политической работы, теоретической и практической подготовкой. Судья-заседатель должен был удовлетворять только первому из перечисленных условий.

Избирался постоянный местный судья общим собранием районных Советов по предложению исполнительного комитета районного Совета. Там, где не было районных Советов избрание проходило в том же порядке, но исполнительным комитетом городского Совета или уездного съезда. Постоянный местный судья мог быть отозван в любое время, органом его избравшим. Судьи-заседатели избирались из утвержденных на один год списков по жребию. Каждый заседатель участвовал не более чем в шести заседаниях Местного народного суда.

Судьи-заседатели несли государственную повинность по отправлению правосудия, поэтому уклонение от нее не допускалось. При неявке без уважительной причины заседатель подвергался денежному штрафу в размере 100 рублей. «Лица, воспрепятствовавшие явке заседателя, подвергаются штрафу в размере до 300 рублей. Штрафы вносятся в доходную смету Республики».

Местному суду были подсудны исковые дела и все дела о преступлениях, кроме дел об изнасиловании, посягательстве на жизнь, разбое и бандитизме, подделке денежных знаков, взяточничестве, спекуляции, а также дел по борьбе с контрреволюцией (исключением были дела, направленные для рассмотрения в Местный суд самими Ревтрибуналами).

Дела по подсудности направлялись как судами, так и следственными комиссиями. Окончательное решение вопроса о подсудности принадлежало Местным народным судам.

В главе второй Инструкции «Об организации и действии местных народных судов» регламентировались основные процедуры судопроизводства.

В Инструкции были детально расписаны действия, сопровождающие открытие судебного заседания. К участию в процессе допускались: правозаступники, состоящие в Коллегии правозаступников (по несложным гражданским делам Местный народный суд мог не допустить их к участию в процессе); близкие родственники — по особым доверенностям; уполномоченные государственных учреждений, председатели и члены правлений частных предприятий. Свидетели, стороны и эксперты приносили присягу и предупреждались об ответственности за дачу ложных показаний. Свидетели присутствовали в зале заседания только с момента их допроса. Суд имел право не допрашивать свидетелей при полном признании подсудимым своей вины. При отрицании вины подсудимым, производился сначала его допрос, а затем поочередный допрос свидетелей. Все показания записывались в протокол заседания и подписывались допрошенными.

Заседания Местного народного суда были открытыми, однако по решению суда, публика могла быть удалена. При рассмотрении дел суд не был ограничен никакими формальными рамками, и в зависимости от обстоятельств дела, принимал решение о допуске тех или иных доказательств.

Так же суд имел право снизить наказание, положенное по закону, до условного или полного освобождения, за исключением случаев, когда в декрете был определен минимум наказания.

20 стр., 9530 слов

Возбуждение гражданского дела в суде

... рассмотрение всех стадий процесса возбуждения гражданского дела в суде, рассмотреть все важные понятия, касающиеся этой темы , сделать выводы. 1 Порядок предъявления иска. Последствия его нарушения Судья совершает все действия, связанные ...

Приговоры Местного народного суда (наказание не больше 7 дней лишения свободы или 500 рублей денежного взыскания) и решения по гражданским делам (не более 500 рублей) были окончательными, обжалованию не подлежали и приводились в исполнение немедленно. По делам, где было определено наказание более 500 рублей или лишение свободы свыше 7 дней, дозволялись кассационные жалобы в Советы местных народных судей. Жалобы, вместе с делом, вещественными доказательствами и описью документов, направлялись судом, рассматриваемым дело, в течение трех дней. Устанавливался месячный срок обжалования приговора, как по уголовным, так и по гражданским делам.

По уголовным делам не разрешались жалобы на оправдательные приговоры. Жалоба на смягчение наказания или на полное освобождение от него могла быть подана только Советами или их представителями, в том случае, если приговором не соблюден определенный декретом минимум наказания. Решения по гражданским делам, не обжалованные в срок или оставленные без изменений при кассационном рассмотрении, не могли быть отменены или изменены.

Всем осужденным предоставлялось право просить Местный народный суд по месту жительства о помиловании, досрочном освобождении, условном наказании или восстановлении в правах. При лишении свободы сроком до трех месяцев применялись принудительные работы без содержания под стражей.

Глава третья Инструкции «Об организации и действии местных народных судов» была посвящена кассационному производству.

Кассационной инстанцией и органом контроля являлся Совет местных народных судей. В него входили все постоянные местные народные судьи данного населенного пункта, участвующие в заседании по очереди, но не менее трех лиц. Совет имел право отменять решения Местного народного суда, смягчать наказания, освобождать от наказания. При отмене приговора дело отсылалось в суд, на который было возложено новое рассмотрение дела. Копия решения Совета отсылалась в суд, который принял отмененный приговор, а в более значительных случаях — во все Местные народные суды, входящие в границы владения этого Совета. Решения Советов местных народных судей должны группироваться и представляться в Наркомюст.

Важным шагом в регламентации организации судоустройства было «Положение о народном суде РСФСР», принятое ВЦИК 30 ноября 1918 года. Положением учреждался Единый народный суд, действующий на территории советского района, городского или уездного. Народному суду были подсудны все дела, как уголовные, так и гражданские, кроме дел о контрреволюционных преступлениях, саботаже и шпионаже, рассматривавшихся Революционным трибуналом.

Народный суд состоял из одного постоянного народного судьи, двух или шести очередных заседателей, что зависело от сложности дел. Уголовные дела о посягательстве на человеческую жизнь, причинении ран и увечья, разбое, изнасиловании, взяточничестве, спекуляции, подделке денежных знаков Народный суд рассматривал в составе постоянного народного судьи и шести заседателей. Остальные уголовные дела и все гражданские дела — в составе постоянного судьи и двух очередных заседателей.

В соответствии со статьей 12 Положения постоянные народные судьи должны были обладать правом избирать и быть избранными в Советы, иметь политический опыт работы, теоретические и практические навыки. Как и прежде постоянные народные судьи избирались и отзывались местными Советами и их исполкомами. Единолично они рассматривали дела о расторжении брака и дела в порядке бесспорного производства, проверяли законность и правильность содержания лиц под стражей, наблюдали за производством дознания органами милиции. Народные заседатели также должны были обладать избирательными правами.

57 стр., 28099 слов

Производство по гражданским делам у мирового судьи

... значимость, Практическая значимость Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа «Производство по гражданским делам у мирового судьи». Структура дипломной работы Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы ...

Очередной народный заседатель мог участвовать не более чем в шести заседаниях Народного суда. Народному заседателю не разрешалось уклоняться от государственной повинности по отправлению правосудия. В случае неявки заседателя без уважительной причины он подвергался денежному штрафу в размере 100 рублей по постановлению Народного суда.

Судопроизводство в РСФСР могло вестись на всех местных языках. Губернские и Уездные Советы решали, на каком языке будет происходить судопроизводство в данном судебном районе. При рассмотрении дел Народный суд использовал декреты советского правительства, в случае отсутствия или неполноте соответствующего документа руководствовался «социалистическим правосознанием».

Следственные комиссии, состоящие из председателя и двух членов, избираемых Советами рабочих и крестьянских депутатов, осуществляли предварительное следствие по уголовным делам, рассматриваемым Народным судом с участием шести заседателей. По остальным делам суд решал, ограничиться ему дознанием, проведенным милицией или передать дело в следственную комиссию.

Коллегия правозаступников была переименована в Коллегию защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе. Считалось, что она создана «для содействия Суду в деле наиболее полного освещения всех обстоятельств, касающихся обвиняемого или интересов сторон, участвующих в гражданском процессе». Члены Коллегии избирались исполкомами Советов рабочих и крестьянских депутатов, получали содержание в размере оклада, установленного для народных судей.

Обязательное участие защитника требовалось по уголовным делам, рассматриваемым с участием шести народных заседателей. В делах, где было признано обязательное участие обвинителя, необходимым являлось и участие защитника.

Обвиняемые по уголовному делу и стороны в гражданском процессе имели право на обоснованный отвод народного судьи и заседателей в начале судебного заседания. Отвод разрешался составом суда с участием запасного заседателя. Народный судья и народные заседатели были обязаны отстранить себя от участия в деле, если прямо или косвенно были заинтересованы в его исходе или состояли в особых отношениях со сторонами (например, родственных, дружеских, враждебных и так далее).

Производство дел в Народном суде начиналось по заявлению граждан, по предложению исполнительных комитетов Советов и должностных лиц, а также по усмотрению суда в случаях, «когда Суд обнаружит нарушение декрета Рабоче-Крестьянского правительства или учинение преступления».

Положение о Народном суде 1918 года сохраняло за народным судьей право единоличного решения вопроса о личном задержании обвиняемого. Дела, по которым обвиняемый содержался под стражей, рассматривались в первую очередь. По-прежнему, все заседания суда были открытыми, кроме тех случаев, когда это специально запрещалось постановлением суда.

Решения и приговоры Народного суда приводились в исполнение сразу по истечении срока на обжалование. Если стороны отказывались от подачи кассационной жалобы, приговоры и решения приводились в исполнении до истечения месячного срока. В случае подачи жалобы в течение установленного срока исполнение приговоров и решений приостанавливалось до рассмотрения жалобы Советом народных судей.

27 стр., 13094 слов

Производство по делам об административных правонарушениях

... по делу; рассмотреть технику и методы возбуждения дела об административном правонарушении; исследовать рассмотрение дела об административном правонарушении; проанализировать порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях; определить порядок рассмотрения жалоб и протестов по делам об административных правонарушениях; В процессе написания работы использовались ...

В обязанность Народного суда входило определение мер пресечения или обеспечения иска.

Статьей 81 Положения учреждались судебные округа, в которые входили все Народные суды губернии или соответствующей территории РСФСР. В отдельные судебные округа выделялись города Москва и Петроград.

Для рассмотрения кассационных и частных жалоб на действия, решения и приговоры Народных судов, а также для контроля над ними в каждом судебном округе создавался Совет народных судей. В его состав входили: председатель и его заместитель, от двух до пяти постоянных членов, а также народные судьи округа, участвующие в заседании по очереди. Избирались они губернскими съездами народных судей округа, утверждались исполнительными комитетами губернских или городских Советов и образовывали Президиум Совета народных судей.

Для разбора кассационных и частных жалоб Совет народных судей сформировал гражданские и уголовные отделения, которые находились под контролем членов Президиума Совета народных судей.

При рассмотрении частных жалоб заседания Совета народных судей происходили в составе не менее трех членов с обязательным участием члена Президиума. Заседания для рассмотрения кассационных жалоб проходили в составе двух членов Президиума и трех народных судей.

Согласно статье 90 Положения 1918 года при рассмотрении дела Совет народных судей не сковывался пределами кассационной жалобы и поводами, в ней указанными.

Совет народных судей имел право отмены приговора в случаях установления существенных нарушений, неполноты следствия, неверного применения законодательства, а также тогда, когда обжалованные решения и приговоры суда оказывались явно несправедливыми.

Дальнейшая разработка судебного законодательства осуществлялась на специальных съездах работников юстиции, на которых осуществлялось обобщение новых правовых актов. Съезды, проходившие в 1918-1920 годах, внесли существенный вклад в формирование судебной системы.

17 сентября 1920 году Наркомюст издал циркуляр об учреждении Особых сессий и дежурных камер народных судов, действующих во всех губернских городах при Советах народных судей, а также в уездах при уездных бюро юстиции. Особые сессии должны были рассматривать уголовные дела, требующие особого внимания со стороны органов власти. Чаще всего это были дела, передаваемые из Революционных трибуналов и Чрезвычайных комиссий, не принятых ими к производству. Президиум Совета народных судей или уездного бюро юстиции назначал председателя Особой сессии из членов этих органов. Народные заседатели выбирались по специальному списку.

Дежурные камеры рассматривали несложные и не требующие предварительного расследования дела. Они действовали на территории разных судебных районов и состояли из очередного судьи и двух заседателей, имевших полное доверие советской власти и профессиональный опыт. При достаточном материале в деле, суд приступал к его немедленному рассмотрению, в противном случае направлял дело в соответствующий Народный суд.

Декретом ВЦИК от 21 октября 1920 года было утверждено новое «Положение о народном суде РСФСР». Общие начала производства в Положении оставались прежними. Народный суд в составе постоянных народных судей и очередных заседателей действовал в пределах РСФСР и единолично рассматривал дела в порядке бесспорного производства, проверял законность содержания лиц под стражей, следил за производством дознания органами милиции и решал вопрос о прекращении дознания.

15 стр., 7293 слов

Судебная реформа 1864 года

... влияния реформы 1864 года на современное состояние судебной системы. Степень изученности темы. Курсовая работа написана с использованием логического, исторического, сравнительно-правового методов исследования. Структура работы, Глава 1. Проведение судебной реформы 1864 года 1.1 Предпосылки проведения судебной реформы ...

Положением о Народном суде РСФСР от 21 октября 1920 года упразднялись Коллегии правозаступников и учреждался институт государственных обвинителей. Обвинители назначались Губернскими исполнительными комитетами по представлению отделов юстиции. Кандидаты на должность обвинителя должны были соответствовать ряду требований: иметь право избирать и быть избранными в Советы; иметь политический опыт работы в советских организациях, теоретическую или практическую подготовку. Также в качестве обвинителя могли выступать представители учреждений, возбудивших дело.

Защитники назначались из особых списков, составленных исполкомами по Инструкции Наркомюста от 23 ноября 1920 года «Об организации обвинения и защиты на суде».

С осени 1920 года в условиях гражданской войны не было принято нормативно-правовых актов, существенно повлиявших на судебную систему. Окончание гражданской войны, изменение социально-экономических условий, а также накопление определенного опыта функционирования советских судебных учреждений привели к необходимости новой судебной реформы, которая и была проведена в 1922 году.

Правоприменительная практика 1917-1921 годов выявила ряд существенных недостатков в устройстве и функционировании советских судебных учреждений. К 1922 году накопился как положительный, так и негативный опыт работы советских судов. Кроме того, с одной стороны, требовалась систематизация накопленного нормативного материала, с другой — в действующем законодательстве выявился ряд пробелов, требующих ликвидации.

Одной из важных задач после окончания гражданской войны стало укрепление «революционной законности». Оно стало интенсивно проводиться с начала 20-х годов путем кодификации различных отраслей права. В 1920 годы были приняты гражданский, уголовный, гражданско- процессуальный, уголовно-процессуальный, лесной, земельный кодексы, Кодекс законов о труде РСФСР, Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР.

Положение о судоустройстве РСФСР предусматривало создание специфических органов, которые соединяли в себе функции судебных и административных органов. К ним относились трудовые сессии Народных судов, земельные комиссии и арбитражные комиссии.

В 20-е годы ХХ в. существовали и другие судебные органы, не указанные в Положении о судоустройстве РСФСР 1922 года. Среди них можно назвать:

  • дисциплинарные товарищеские суды, созданные в целях поддержания трудовой дисциплины;
  • примирительные камеры, разрешающие индивидуальные и групповые споры между администрацией и, работающими по договорам или соглашениям, лицами;
  • комиссии по делам о несовершеннолетних (до 16 лет) при городских, уездных и губернских отделах народного образования;
  • примирительно-конфликтные комиссии по жилищным делам, рассматривающие мелкие жилищные конфликты.

Важным элементом судебной реформы 1922 года было возрождение упраздненных в октябре 1917 году институтов прокуратуры и адвокатуры.

Созданная прокуратура, однако, не стала самостоятельным, обособленным органом. Центральная прокуратура РСФСР входила в качестве IV отдела в состав Наркомюста РСФСР. Работой прокуратуры руководил заместитель народного комиссара, старший помощник прокурора Республики. Нарком юстиции одновременно являлся и прокурором Республики. Одновременно с органами прокуратуры учреждалась и адвокатура.

3. Создание и деятельность Революционных трибуналов 1917 — середина 1918 годов

Особое место в зарождавшейся советской судебной системе занимали трибуналы. Декрет Совнаркома о суде № 1 от 24 ноября 1917 года заложил основы деятельности Революционных трибуналов. В первоначальном проекте Декрета о суде № 1 ничего не говорилось о Революционных трибуналах, идея их создания возникла лишь на завершающей стадии работы над декретом.

Статья 8 Декрета о суде № 1 определяла цель создания трибуналов: «для борьбы против контрреволюционных сил в видах принятия мер ограждения от них революции и ее завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и пр. лиц».

Вскоре вслед за Декретом о суде № 1 последовало «Руководство для устройства Революционных трибуналов». В нем была сделана попытка определения подсудности трибуналов и мер наказаний, которые они вправе применять. Что касается первого вопроса, то фактически трибуналам оказались подсудны практически все категории дел. Среди мер наказания в Руководстве перечислялись: денежный штраф, общественное порицание, лишение общественного доверия, принудительные общественные работы и лишение свободы. Следует обратить внимание на тот факт, что вынесение смертных приговоров изначально не входило в компетенцию Революционных трибуналов.

Революционные трибуналы учреждались Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и могли создавать отделения по характеру рассматриваемых дел: для борьбы с контрреволюционными силами и для борьбы со спекуляцией.

В Руководстве определялся состав Революционных трибуналов — один постоянный председатель и шесть очередных заседателей по каждому отделению, избираемых Советами. Советами также составлялись общие и очередные списки заседателей. Из общего списка заседателей, составленного на один месяц в количестве не менее сорока заседателей для каждого отделения, путем жеребьевки составлялся очередной список на одну неделю в количестве шести очередных и одного-двух запасных заседателей.

Сессии очередного состава Революционного трибунала длились одну неделю. Дела в Революционные трибуналы поступали через следственные комиссии.

Все неопороченные граждане могли быть в Революционных трибуналах защитниками и обвинителями. Следственные комиссии и Революционные трибуналы могли назначать от себя как обвинителей, так и защитников.

Статья 13 Руководства для устройства Революционных трибуналов предусматривала создание исполнительными комитетами Советов канцелярии трибуналов, состоящих из служащих упраздненных судебных и других учреждений.

Принципы деятельности трибуналов регламентировались Инструкцией Наркомюста от 19 декабря 1917 года «О Революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний».

В компетенцию Революционных трибуналов входили дела о саботаже; злоупотреблении властью; об организации антиправительственных восстаний, активном противодействии или неподчинении советской власти, а также призывах к этому; необоснованном прекращении производства предметов массового потребления, их скупке, сокрытии, порче в целях повышения цен.

Инструкция 1917 года, как и предшествующие документы, не наделяла трибуналы правом применять высшую меру наказания — смертную казнь. Право применения расстрела трибуналы получили только 16 июня 1918 года.

Революционные трибуналы имели достаточно широкий выбор наказаний. Самыми тяжкими из них были лишение свободы без ограничения срока, конфискация имущества и объявление виновного врагом народа. Решения трибуналов являлись окончательными, однако в случае обнаружения нарушений судопроизводства или несправедливости приговора Наркомат юстиции мог обратиться во ВЦИК с предложением пересмотра дела.

В соответствие с Инструкцией об организации Революционных трибуналов в состав трибуналов дополнительно стали включаться два заместителя председателя и один постоянный секретарь. Все они избирались местными Советами на три месяца. Заседания Ревтрибуналов проходили публично с участием народных заседателей, избираемыми исполкомами на один месяц в количестве сорока человек из общего списка заседателей.

Сессии очередного состава Ревтрибунала, по-прежнему, длились не более одной недели. Обязательным стало ведение на заседании стенографического протокола.

Поводами к возбуждению дел в трибунале служили сообщения судебных и административных органов, партийных и профсоюзных организаций, должностных и частных лиц.

При Революционном трибунале работала следственная комиссия для производства предварительного расследования. Она состояла из шести членов, избираемых Советами. Следственная комиссия в течение сорока восьми часов должна была рассмотреть сообщение или жалобу и направить дело по подсудности, или назначить дело к слушанию в заседании Ревтрибунала, или постановить о прекращении дела, если не найдет состава преступления.

Следственная комиссия обладала достаточно широкими полномочиями. Она имела право:

  • «а) требовать от всех ведомств и должностных лиц, а также от всех местных самоуправлений, судебных установлений и властей, нотариальных учреждений, общественных и профессиональных организаций, торгово-промышленных предприятий, правительственных, общественных и частных кредитных установлений доставления необходимых сведений и документов, а также дел, не оконченных производством;
  • б) обозревать через своих членов и особо уполномоченных лиц дела всех упомянутых в предыдущем пункте установлений и властей для извлечения необходимых сведений».

Все распоряжения следственной комиссии приводились в исполнение милицией, красной гвардией и исполнительными органами.

Жалобы на решения следственной комиссии подавались Революционному трибуналу через председателя и рассматривались в распорядительном заседании.

Система Ревтрибуналов начала формироваться в начале 1918 года. Для борьбы с преступлениями против народа, совершаемыми «путем использования печати» 28 января 1918 года Совет народных комиссаров учредил Революционные трибуналы печати. В их составе работали следственные комиссии из трех лиц. Революционные трибуналы печати, по сравнению с обычными трибуналами, получили возможность применять дополнительные меры наказаний, применяемыми к печатным изданиям (приостановка издания, опровержение ложных сведений и так далее).

Совершенствование системы трибуналов началось весной 1918 года, когда советское руководство решило сократить число трибуналов и сформировать вышестоящие трибуналы. Декрет «О революционных трибуналах» от 4 мая 1918 года сохранял трибуналы только в крупных центрах, одновременно упраздняя все местные и армейские Ревтрибуналы. Количество трибуналов в России значительно сократилось. К январю 1919 года на территории России функционировало всего 39 Революционных трибуналов, из которых только 8 распространяли свою деятельность на отдельные уезды.

Также декрет изымал из ведения Ревтрибуналов общеуголовные дела (при этом возложив на них дела по борьбе с погромами, хулиганством, взяточничеством, подлогами, шпионажем).

Одновременно было отменено деление Ревтрибуналов на трибуналы по борьбе с контрреволюцией, трибуналы по борьбе со спекуляцией и трибуналы по делам печати.

При Революционном трибунале наряду со следственной комиссией образовывалась Коллегия обвинителей, в составе не менее трех лиц, избираемых местными Советами. В обязанности Коллегии обвинителей входило участие в заседаниях следственной комиссии и судебных заседаниях Ревтрибунала; дача заключений следственной комиссии по вопросам произведенного следствия, предложений по возбуждению дела, формулировок обвинительных тезисов. Все вопросы следствия следственная комиссия решала на закрытых заседаниях. В Коллегию обвинителей направлялось заключение следственной комиссии по каждому делу. При отсутствии протеста со стороны обвинителей в течение трех дней решался вопрос о дальнейшем направлении дела.

Декрет ВЦИК от 16 мая 1918 года учреждал Революционный трибунал при ВЦИК «для суждения по важнейшим делам, которые будут изъяты из подсудности местных Ревтрибуналов постановлениями ВЦИК, СНК или НКЮ».

Ревтрибунал при ВЦИК состоял из председателя, шести членов и трех кандидатов, избираемых ВЦИК сроком на три месяца. При Ревтрибунале для следственного производства учреждалась следственная комиссия из трех лиц, избираемых ВЦИК. Также из трех человек, избираемых ВЦИК, состояла Центральная коллегия обвинителей, на которую дополнительно к обязанностям, указанным в Декрете от 4 мая 1918 года возлагались обязанности по объединению и руководству деятельностью Коллегии обвинителей местных Ревтрибуналов.

Для рассмотрения кассационных жалоб и протестов на приговоры Ревтрибуналов 11 июня 1918 года постановлением ВЦИК был создан Кассационный отдел при ВЦИК. В состав Кассационного отдела входили: председатель, назначаемый СНК и утверждаемый ВЦИК; два постоянных члена — один от НКЮ, другой от ВЦИК; на заседаниях также присутствовал представитель Коллегии обвинителей.

16 июня 1918 года вышло Постановление НКЮ РСФСР «Об отмене всех доныне изданных циркуляров о Революционных трибуналах». Постановление отменяло все декреты о Ревтрибуналах, кроме декретов от 4 и 16 мая 1918 года.

В статье 2 Постановления говорилось, что Ревтрибуналы не ограничены в выборе мер борьбы с контрреволюцией и другими преступлениями, кроме случаев, «когда в законе определена мера в выражениях: «Не ниже» такого-то наказания». Принятием этого Постановления завершился начальный этап становления Революционных трибуналов в Советской России: были установлены их состав, процессуальные формы деятельности, приняты документы, которыми они могли руководствоваться.

В феврале 1919 года Постановлением Революционного военного совета были созданы Революционные военные трибуналы для борьбы с контрреволюцией в рядах Красной Армии. Революционный военный трибунал состоял из председателя и двух членов, назначаемых соответствующими военсоветами фронтов, армий, дивизий и так далее. Реввоентрибуналам были подсудны все военно-политические дела. Их приговоры не подлежали обжалованию и приводились в исполнение в течение двадцати четырех часов.

В целях дальнейшего совершенствования системы трибуналов 12 апреля 1919 года ВЦИК утвердил новое Положение «О Революционных трибуналах» вместо всех прежних декретов, инструкций и положений о трибуналах. Положение регулировало деятельность местных и Верховного трибунала при ВЦИК, и не распространялось на Революционные военные трибуналы. Также Положение упраздняло все иные чрезвычайные учреждения судебного характера. Ревтрибуналам предоставлялось неограниченное право в определении меры репрессии без оспаривания подсудности, т.к. они рассматривали дела о контрреволюционных и иных деяниях, направленных против Советской власти.

20 ноября 1919 года ВЦИК утвердил новое Положение «О революционных военных трибуналах». В нем определялись задачи, порядок организации и система Реввоентрибуналов, а также правила разбирательства дел. В соответствие с Положением, Реввоентрибуналы учреждались «для рассмотрения дел о таких, совершенных военных действий военнослужащими Красной Армии и военнопленными, преступных деяниях, каковые по своему характеру или положению лиц, их совершивших, создают опасность для советского социалистического строя республики, укрепления в ней завоеваний революции и для ее обороны, а также и о тех деяниях, развитие коих в районе военных действий влечет за собою дезорганизацию и понижение боеспособности Красной армии».

Реввоентрибуналы делились: на Реввоентрибунал республики — при Реввоенсовете республики, Реввоентрибунал армии — при Реввоенсовете Армии, Реввоентрибунал фронта — при Реввоенсовете фронта. Все они обладали неограниченными правами в определении меры наказания. Также Реввоентрибуналам предоставлялось право организации особых Революционных военных трибуналов на правах армейских и право рассмотрения дел в выездных сессиях.

С созданием Верховного трибунала в 1921 году в России была окончательно сформирована целостная система трибуналов, параллельная судебным органам и независимая от них.

судебный советский власть трибунал

Заключение

Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы и теоретические обобщения:

1. Советское правительство не имело четкого плана судебных преобразований. Изначально предполагалось до основания разрушить дореволюционную судебную систему, а потом на ее месте создать принципиально новый советский суд. В реальности эти два процесса шли параллельно. При этом советское законодательство в данной сфере развивалось чрезвычайно интенсивно — в 1917-1921 годах были приняты десятки нормативных актов, регламентирующих вопросы судоустройства и судопроизводства. Опыт судебных преобразований 1917-1921 годов был учтен при проведении судебной реформы 1922 года, в ходе которой была окончательно сформирована советская судебная система, многие институты которой в несколько трансформированном виде сохранились в Российской Федерации.

2. Советское правительство с самого начала судебных преобразований шло по пути привлечения народных представителей к отправлению правосудия. Это касалось и собственно судебных органов, и революционных трибуналов. К участию в их деятельности привлекались избираемые заседатели. Несмотря на внешнее сходство с дореволюционным судом присяжных, советский суд представлял собой модель суда шеффенов, просуществовавшую в России с некоторыми изменениями в уголовном процессе до принятия УПК РФ 2001 года, а в гражданском процессе — до принятия ГПК РФ 2002 года.

3. Развитие революционных трибуналов в Советской России проходило в три этапа:

1) с 24 ноября 1917 года по 16 июня 1918 года. На этом этапе проходило становление революционных трибуналов: были созданы различные их виды, определена их структура, установлена правовая регламентация деятельности, обусловлены процедуры судопроизводства. Одной из особенностей первого этапа было то, что ревтрибуналы не обладали полномочиями по вынесению смертных приговоров;

2) с 16 июня 1918 года до 23 июня 1921 года. На этом этапе создается единая система трибуналов, возглавляемая Верховным трибуналом. Одной из особенностей этого этапа было то, что в условиях активной борьбы с контрреволюцией трибуналы получили право выносить смертные приговоры;

3) с 23 июня 1921 года до 11 ноября 1922 года. На этом этапе в стране функционировала единая система революционных трибуналов. Однако существовала она очень непродолжительное время и была упразднена в ходе судебной реформы 1922 года в связи с окончательной победой над контрреволюцией.

4. Часто правовая неурегулированность различных вопросов, низкий уровень профессионализма ряда судей, отсутствие у многих из них юридического образования и опыта судебной деятельности, недостаточный уровень финансирования приводили к сбоям в функционировании всей правоохранительной системы: спорам о подсудности, разногласиям между милицией, следствием и уголовным розыском, непониманию смысла законодательных установлений и циркулярных распоряжений, высокому проценту отмены судебных решений по формальным основаниям, низкой силе репрессии по ряду преступлений.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://leaktrix.ru/kursovaya/formirovanie-sovetskoy-sudebnoy-sistemyi-v-gg/

1. Суд в России / Под ред. Н.А. Колоколова. Т. 2. М., 2007.

2. Демичев А.А. История суда присяжных в дореволюционной России (1864-1917 гг.): Монография. М., 2007

3. Демичев А.А. Образ суда в дореволюционном российском анекдоте: Монография. Н.Новгород, 2007.

4. Собрание узаконений РСФСР 1917 г.: № 4, № 12; 1918: № 7, № 16, № 28; № 41, № 44, № 45, № 52; № 53; № 85; 1919: №58; 1920: № 83; 1922: № 16., № 69

5. Стучка П.И. 13 лет борьбы за революционно-марксистскую теорию права. М., 1931.

6. Стучка П.И. Старый и новый суд // Материалы НКЮ. Вып. II. М., 1918.

7. Фетищев Д.В. Судебная власть в механизме государства: вопросы теории и практики: Монография. М., 2007.

8. Олейник И.И. Органы юстиции советской России в 1917-1936 гг. Иваново, 2003.

9. Кудрявцев В.Н., Трусов А.И. Политическая юстиция в СССР. СПб, 2002.

10. Известия ВЦИК. 1917. 25 ноября.

11. Данилов А.А. История инакомыслия в России. Советский период. 1917-1991 гг. М., 1997.

12. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 36.

13. Сорокин П.А. Влияние войны на состав населения, его свойства

и общественную организацию // Избранное. М., 1992.

14. Лезов И.Л. Советский суд в 1917-1940 гг.: Дис.. канд. юрид. наук. М., 1998.

15. Конституционное право Российской Федерации. Баглай М.В. 6-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2007. — 784 с.

16. Конституционное право России: учебник Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2010 г., 615 страниц