Договор перевозки груза

Курсовая работа

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования

Актуальность и практическая значимость темы курсовой работы обусловлены также проблемами, связанными с правовым регулированием договора ПГАТ, которые во многом объясняются несистематизированностью и противоречивостью нормативных актов в указанной сфере, их несовершенством, отсутствием единообразных подходов в право­применительной практике.

Степень разработанности темы, Цель и задачи исследования

  • раскрыть понятие, цель и правовую природу договора ПГАТ;
  • отграничить договор ПГАТ от смежных договоров;
  • изучить правовой статус сторон и содержание договора ПГАТ;
  • проанализировать порядок заключения договора ПГАТ и роль товарно-транспортной накладной в процессе перевозки грузов;
  • исследовать порядок изменения и прекращения договора ПГАТ;

— сформулировать предложения по совершенствованию законодательства о перевозках грузов автомобильным транспортом.

Объект и предмет исследования, Методы проведенного исследования, Структура работы

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ (ПГАТ)

1.1. Понятие договора ПГАТ

Общее определение договора перевозки грузов (применительно ко всем видам транспорта) дано в ст. 785 ГК РФ, со­гласно п.1 которой под договором перевозки груза понимается такое со­глашение, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему от­правителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на полу­чение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевоз­ку груза установленную плату. Соответственно, Договор ПГАТ можно определить через общую дефиницию, использованную в ст. 785 ГК РФ, добавив указание на то, что перевозка груза осуществляется автомобильным транспортом.

Таким образом, понятия «транспортирование грузов» и «перевозка грузов» автомобильным транспортом не тождественны. Перевозкой считается такое перемещение грузов, которое осуществляется в соответствии с положениями гл. 40 ГК РФ, т.е. с обязательным заключением договора перевозки и соблюдением всех правил, установленных на том виде транспорта, на котором осуществляется эта перевозка. При транспор­тировании грузов соблюдение этих положений не обязательно.

В российском гражданском праве подчеркивается особая роль и значение роли и значению данного вида договора. Так, в системе договоров, регулирующих перевозку грузов, договору пере­возки грузов отводится функция «основной транспортной операции» [2] . А.И. Хаснутдинов отводит данному договору особую роль, на­зывая его «стержневым обязательством на транспорте»[3] . Б.И. Пугинский рассматривая систему договоров перевозки, отмечает, что «особый и самостоятельный уровень отношений образуют до­говоры на перевозку конкретных партий груза. Это договоры перевозки, за­ключаемые на каждую отдельную отправку»[4] . Все вышесказанное в полной мере относится как к договору перевозки в целом, так и к договору ПГАТ, в частности.

41 стр., 20167 слов

Договор перевозки грузов автомобильным транспортом

... договора перевозки груза, пассажира или багажа. Говоря о роли данного вида транспортных отношенияй, необходимо отметить, что договор перевозки в частности начинает свое законодательное оформление еще в дореволюционном российском гражданском праве. 1.1 Договор перевозки ...

Целью договора ПГАТ является доставка груза от места его отправления, указанного в договоре, к месту назначения.

Из определения договора ПГАТ следует, что он яв­ляется возмездным, поскольку за перевозку уплачивается вознагражде­ние и взаимным, «поскольку перевозчик обязан перевезти груз, но имеет право на провозную плату, а грузоотправитель обязан внести провозную плату, но имеет право на перевозку сданного груза». Он является срочным до­говором, поскольку срок его действия определяется сроком исполнения обя­зательства по перевозке.

Договор ПГАТ признается публичным (ст.426, 789 ГК РФ).

Для признания договора ПГАТ публичным требуются следующие условия: во-первых, в качестве перевозчика должно выступать юридическое лицо или индивиду­альный предприниматель, принявшие на себя по договору ПГАТ обязательство доставить вверен­ный груз; во-вторых, указанные субъекты гражданского права должны обла­дать функциями общественного возчика, который обязан осуществлять пере­возки по требованию любого, кто обратится; в-третьих, указанная коммерче­ская организация или индивидуальный предприниматель должны быть включены в особый перечень лиц, обязанных осуществлять перевозки транс­портом общего пользования, подлежащий обязательному опубликованию.

По вопросу о консенсуальности или реальности договора ПГАТ в науке существует дискуссия. Некоторые авторы отстаивают концепцию, согласно которой к числу консенсуальных договоров перевозки относятся, кроме чартера (применяемого на морском транспорте), и договор автомобильной перевозки.

Другие ученые считают, что договор ПГАТ относится к реальным договорам. В.Т.Смирнов пишет: «Договоры перевозки груза являются реальными. Для их заключения недостаточно соглашения перевозчика и грузоотправителя, необходима еще и передача груза перевозчику, поскольку он обязан доставить «вверенный» ему груз». А.Л.Маковский указывает: «Основным квали­фицирующим признаком договора перевозки грузов является принимаемая на себя перевозчиком возмездно обязанность доставить груз другого лица из од­ного пункта в другой и там выдать этот груз управомоченному на его получе­ние лицу» [8] . Такую же позицию относительно реального характера всякого договора перевозки имел и М.Е. Ходунов: «Заключение договора перевозки груза сов­падает с моментом принятия перевозчиком груза. С этого момента перевоз­чик несет ответственность за утрату, повреждение и просрочку доставки гру­за, а отправитель — за несвоевременную оплату перевозки и неправильное наименование сданного к перевозке груза»[9] .

На наш взгляд, договор ПГАТ имеет консенсуальную природу. Действительно, договоры ПГАТ существенно отличаются от договоров перевозки грузов на других видах транспорта. Особенности технической и коммерческой эксплуатации авто­мобильного транспорта предопределяют существенные отличия договора ПГАТ от договоров перевозки грузов на других видах транспорта. При перевозках грузов в автомобилях груз сдается для пере­мещения, по общему правилу, в таком пункте, который находится не в ведении перевозчика, не на территории автотранспортного предприятия, а в веде­нии и на территории клиента, т. е. грузоотправителя. Из этого обстоятельства со всей очевидностью вытекает невозможность конструирования договоров перевозки грузов автомобильным транспортом как договоров реальных, т.е. совершаемых в момент принятия груза к перевозке, как это имеет место при железнодорожных и речных перевозках. На автомобильном транспорте в си­лу его технических и организационных особенностей необходимо сначала достигнуть соглашения между грузоотправителем и перевозчиком об усло­виях перевозок (т. е. заключить договор перевозки) и лишь после этого на основе данного договора возможно направить перевозочные средства к пунк­ту погрузки, находящемуся не в ведении и не на территории автотранспорт­ной организации, для приема груза и перемещения его к пункту назначения. Таким образом, договор ПГАТ – это по необ­ходимости договор, заключаемый не в момент начала транспортного процес­са, а в момент, предшествующий ему, т.е. договор консенсуальный.

12 стр., 5974 слов

Правовое регулирование договора перевозки железнодорожным транспортом

... транспорта. Что же касается кодифицированных гражданско-правовых актов, то они, также традиционно всегда включали в себя лишь отдельные принципиальные положения, определяющие систему правового регулирования перевозок грузов, ... договоров, действующих в области железнодорожного транспорта. В девяти главах Устава определяются основные условия перевозок пассажиров, грузов, багажа, отношения, возникающие ...

Договор ПГАТ – одна из разновидностей обязательства по перевозке вообще. От других разновидностей договоров, опосредующих от­ношения по перевозке, он отличается тем, что деятельность пере­возчика направлена на перемещение именно груза (материальных ценно­стей), его доставку в пункт назначения и выдача управомоченному на полу­чение груза лицу. В этом выражается результативный характер договора ПГАТ.

Отмеченные особенности договора ПГАТ позволяют отграничить его от ряда других граждан­ско-правовых договоров и, прежде всего, от договора подряда. Как правило, договор подряда регулирует отношения, возникающие в связи с деятельно­стью по созданию новых или переработке (ремонт) существующих вещей. Ее результаты приобретают овеществленную форму. В процессе выполнения заказа материалы подрядчика или заказчика становятся новым изделием. Результаты же деятельности автомобильного транспорта и оказываемой им услуги не име­ют вещественной формы. Их полезный эффект заключается в доставке груза и его вручению получателю. Во время перевозки груза материальные ценно­сти не потребляются и не меняют своей формы.

При разграничении договоров ПГАТ, с одной стороны, и договоров хранения или поручения, с другой, нужно иметь в виду, что предметом всех трех договоров служит деятельность, полезный эффект которой не имеет вещест­венной формы. Но по договору хранения услуга хранит или выражается в хранении переданного ему имущества и возвращении его другой стороне в надлежащем состоянии. Предметом договора поручения признаются юриди­ческие действия, совершаемые поверенными от имени и за счет другой сто­роны. При перевозке деятельность перевозчика по сохранению груза и выда­че его получателю не носит характер самостоятельной экономической услуги и потому не имеет самостоятельного правового выражения.

1.2. Стороны и содержание договора ПГАТ

Содержание договора ПГАТ представляют собой сово­купность всех существенных условий, которые составляют права и обязанно­сти сторон. При перевозке грузов к числу существенных условий договора относятся: вид груза, который подлежит доставке, предмет договора перевоз­ки, срок доставки груза и провозная плата.

25 стр., 12185 слов

Транспортное обеспечение внешнеторговых перевозок

... перевозке «международного элемента» меняет также правовые процедуры транспортировки груза. Кроме того, цены на транспортировку внешнеторговых грузов, отличаются от стоимости перевозок «обычных» грузов. Характеристики внешнеторговых перевозок ... др.; доставка продукции к магистральным видам транспорта; заключение договора перевозки и необходимые расчеты со всеми перевозчиками, участвующими в ...

Вид груза и его особенности (например, скоропортящийся или тре­бующий особой осторожности и т.д.) указывается в основном перевозочном документе (транспортной автомобильной накладной).

Предметом договора ПГАТ является не груз, а его перевозка, т.е. доставка к месту на­значения, определенная деятельность органов транспорта. От предмета дого­вора ПГАТ следует отграничивать предмет перевозки, которым являются грузы, т.е. различные вещи, строительные материалы, продовольственные то­вары и др., доставляемые от отправителя получателю перевозчиком.

Рассмотрим права и обязанности сторон договора ПГАТ. Из юридического факта принятия заявки гру­зоотправителя, как это установлено п.1 ст.791 ГК, вытекает обязанность пе­ревозчика подавать под погрузку исправные в техническом и коммерческом отношении вагоны или контейнеры, а также обязанность грузоотправителя предъявлять соответствующие грузы к перевозке. В.Т.Смирнов пишет: «Подача перевозоч­ных средств является начальной стадией процесса перевозки и составляет одну из важнейших обязанностей транспортной организации. Ее исполнение по общему правилу, предшествует предъявлению груза к перевозке».

Типы и количество автомобилей, необходимых для осу­ществления перевозок грузов, определяются автотранспортными предпри­ятиями и организациями в зависимости от объема и характера перевозок. Ав­тотранспортные предприятия и организации обязаны обеспечивать своевре­менную подачу подвижного состава по всем пунктам погрузки и разгрузки в соответствии с принятыми заявками и разовыми заказами, а также подавать грузоотправителям под погрузку исправный подвижной состав в состоянии, пригодном для перевозки данного вида груза и отвечающем санитарным тре­бованиям.

Обязанности перевозчика подать подвижной состав корреспондирует обязанность грузоот­правителя предъявить груз к перевозке. Условия предъявления груза к пере­возке бывают общими, подлежащими выполнению во всех случаях без ис­ключения и специальными, применяемые при перевозке грузов, которые об­ладают специфическими свойствами. К общим условиям относятся: количе­ство и наименование груза, определение веса груза, тары или упаковки, мар­кировки, а также объявления ценности. Специальные условия устанавлива­ются для грузов, перевозки которых требуют соблюдения особых мер и усло­вий транспортировки. Порядок предъявления грузов к пере­возке урегулирован ст. ст. 35, 38, 39, 42, 44, 46, 49, 50, 52, 62, 63 УАТ.

Транспортными уставами и кодексами предусмотрена высокая штраф­ная ответственность сторон за невыполнение обязательств по объемам пере­возок. Перевозчик отвечает за неподачу транспортных средств, а грузоотпра­витель — это за не использование поданных транспортных средств.

Договор ПГАТ заключается между автотранспортной организацией, выступающей в роли перевозчика, с одной стороны, и грузоотправителем — с другой. Таким образом, сторонами в договоре ПГАТ являются грузоотправитель и пере­возчик. Точно установить сторону в договоре ПГАТ очень важно, поскольку от этого может зависеть решение суда по делу. Так, в иске о взыскании убытков, причиненных в результате исполнения договора о транспортно-экспедиционном обслуживании, отказано правомерно, поскольку ответчик является лишь организатором перевозок, а не перевозчиком груза, и поэтому не может нести ответственность по договору.

42 стр., 20772 слов

Правовое регулирование международных воздушных перевозок

... и метод сравнительного анализа. Выпускная работа представляет собой исследования правового регулирования международных воздушных перевозок и воздушного пространства Кыргызской Республики. Работа состоит из введения, двух глав ... располагает гражданская авиация для международных авиаперевозок пассажиров и грузов, не могли бы быть реализованы, если бы воздушное пространство использовалось в этих ...

В качестве перевозчика согласно УАТ может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявший на себя по договору перевозки автомобильным транспортом общего пользования обязанность доставить вверенный ему отправителем груз, а также выдать груз управомоченному на его получение лицу (получателю).

В соответствии с УАТ грузоотправителем может являться физическое или юри­дическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени либо от имени владельца груза, указанном в накладной. В гражданско-правовой доктрине превалирует концепция о двусто­роннем характере договора перевозки грузов.

Как всякий договор перевозки грузов, договор ПГАТ, в котором указан адресат (за исключением того случая, когда грузоотправитель и грузополучатель одно лицо), выступает в качестве договора, заклю­чаемого в пользу третьего лица – грузополучателя.

Основные права и обязанности перевозчика и грузоотправителя регла­ментированы императивным образом. Так, пунктом 1 ст.785 ГК, где дается общее определение договора перевозки, устанавливаются обязанности пере­возчика доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а от­правителя — уплатить за перевозку груза установленную плату. Дальнейшая детализация прав и обязанностей сторон дается в УАТ и в соответствующих правилах перевозок.

Очевидно, обязанностям каждой из сторон договора ПГАТ корреспондируют пра­ва другой стороны (например, автомобильный перевозчик кроме права тре­бовать внесения провозной платы наделен правом проверки правильности указанных грузоотправителем в накладной сведений о наименовании, свой­ствах и особых свойствах сдаваемого к перевозке груза для осмотра и про­верки его ценности, если имеется основание предполагать, что объявленная ценность завышена по сравнению с действительной стоимостью груза; наде­лен правом отказаться от договора перевозки скоропортящихся грузов, если будет установлена невозможность обеспечить доставку их в надлежащие сроки).

Основные обязанности перевозчика по договору автомобильной пере­возки грузов могут быть сведены к следующим группам: 1) предоставление отправителю под перевозку надлежащих перевозочных средств (автомоби­лей, прицепов, тягачей) для перемещения груза к месту назначения и обеспе­чение условий нормального осуществления процесса перевозки; 2) своевре­менное отправление транспортных средств в рейс; 3) своевременная доставка груза в пункт назначения; 4) принятие мер обеспечения сохранности груза. Кроме того, в зависимости от того, осуществляется ли перевозка на условиях охраны груза в пути агентом перевозчика или нет, на него может быть возложена обязанность приема груза от отправителя; сдача груза получателю и (в зависимости от условий договора) обязанность предоставления средств увязки и укрытия груза, а также производство погрузочно-разгрузочных работ.

23 стр., 11236 слов

Международно-правовое регулирование перевозок

... об унификации морского права: 20 конвенций и 8 протоколов об изменении ранее принятых конвенций. Значительное число указанных договоров (8) посвящено перевозке морем грузов, ... тоннажа, а регулирование морской перевозки весьма существенно ... правовые, частно-правовые) отношения в международном торговом мореплавании. Всего таким образом до 1985 г. принято 28 международных договоров ...

Сроком доставки груза считается промежуток времени, в течение кото­рого перевозчик обязан произвести все необходимые операции, начиная с принятия груза к перевозке и кончая доставкой груза к месту назначения. Очевидно, что соблюдение срока доставки груза является одним из сущест­венных условий в договоре автомобильной перевозки. Обязанность своевре­менного перемещения груза считается выполненной, если груз доставлен к месту его назначения в срок независимо от того, принят ли он грузополуча­телем или нет.

Основные обязанности грузоотправите­ля по договору перевозки грузов автотранспортом могут быть сведены к сле­дующим группам: 1) обеспечение подвижному составу автотранспорта дос­тупа к пункту погрузки; 2) использование заказанного автотранспорта в со­ответствии с условиями договора; 3) своевременность передачи обусловлен­ного груза к отправке; 4) обеспечение лежащих на данной стороне мер, направленных к сохранению груза; 5) своевременность внесения следуемых перевозчику провозных платежей. Кроме того, на него возлагается в зависи­мости от условий договора обязанность по предоставлению необходимых для погрузки и перевозки приспособлений и вспомогательных материалов.

Права грузоотправителя корреспондируют изложенными выше обязан­ностями перевозчика, а именно: грузоотправитель вправе требовать доставки грузов к месту назначения и выполнения перевозчиком всех тех действий, осуществление которых необходимо для надлежащего выполнения этой ос­новной обязанности автохозяйства. Имеет ли право грузоотправитель пере­адресовать груз? В практике автомобильных перевозок настоящего времени в отдельных случаях за отправителем признается право на такую переадресов­ку. Так, согласно применяемым в настоящее время правилам перевозки кирпича контейнерами, если грузополучатель в обмен на контейнеры, в которых при­везен кирпич, не предъявляет равное количество порожних контейнеров, то агент перевозчика не имеет права разгружать машину; он должен обратиться к заводу-грузоотправителю для получения нового адресата этого груза.

Вопрос о том, является ли грузополучатель самостоятельной стороной в договоре ПГАТ, является дискуссионным. Отдельные авторы включают его в состав участников договора. Так, авторы новейшего Комментария к ГК РФ пишут: «Участником договора перевозки является также грузополучатель (получатель).

Иногда грузоотправитель и грузополучатель являются одним и тем же лицом. Однако чаще всего в качестве грузополучателя (получателя) выступает физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа. Его наименование указывается в перевозочных документах».

Другие ученые категорически не согласны с этим подходом. Так, М.И. Брагинский и В.В. Витрянский указывают: «Правовое положение получателя груза объясняется тем, что он является третьим лицом, в пользу которого заключается этот договор. Основное из высказанных в юридической литературе возражений против данного вывода состоит в том, что на получателя возлагаются определенные обязанности. Однако закон призван регулировать правоотношения, в том числе и путем установления прав и обязанностей их участников. Главное же состоит в том, что сам договор перевозки груза не устанавливает никаких обязанностей грузополучателя, а последний принимает на себя обязанности, предусмотренные законом, выразив намерение воспользоваться правами, предоставленными ему договором перевозки груза, что полностью соответствует модели договора в пользу третьего лица (ст. 430 ГК)».

7 стр., 3278 слов

Договор буксировки

... перевозке, отправления (сдачи-приемки груза), погрузки – выгрузки, складского содержания, перевозки, перевалки при смешанном сообщении, выдачи груза получателю и последующего рассмотрения взаимных претензий и исков. По существу эти договоры ... и рекомендованы ее членам для использования стандартные формы договора морской буксировки на базе лумпсум, когда стоимость буксировки определяется в твердой ...

На мой взгляд, вторая позиция является более обоснованной и договор ПГАТ является все-таки двусторонним, а не трехсторонним.

Согласно ст. 158-164 УАТ претензии, возникающие из перевозки грузов, предъявляются: а) в случае утраты груза — грузоотправителем или грузополучателем при условии представления товарно-транспортной накладной с росписью шофера о прие­ме груза к перевозке; б) в случае недостачи, порчи или повреждения груза -грузополучателем при условии предоставления товарно-транспортной на­кладной с соответствующими записями в ней и актом установленной формы, если акт составлялся. Претензии, возникающие из перевозки грузов, предъ­являются к автотранспортному предприятию или организации, выдавшим груз, а в случае утраты груза — к автотранспортному предприятию или орга­низации, принявшим груз к перевозке. Претензии, возникающие из перевозки груза в прямом смешанном сообщении, предъявляются: а) к автотранспортному предприятию или организации, когда конечным пунктом является гру­зовая автостанция; б) к другому соответствующему транспортному органу, если конечным пунктом перевозки является железнодорожная станция, порт (пристань) или аэропорт.

К претензионному заявлению должны быть приложены подлинники документов, подтверждающих претензию. К претензионному заявлению в отношении утраты, недостачи, порчи или повреждения груза, кроме доку­ментов, подтверждающих право на предъявление претензии, должны быть приложены документы, удостоверяющие количество и стоимость отправлен­ного груза, а также расчет суммы претензии. О результатах рассмотрения претензии автотранспортное предприятие или организация должна уведомить заявителя претензии в пределах сроков, установленных ст. 164 УАТ РСФСР. В случае отклонения претензии в уве­домлении должны быть указаны мотивы отклонения претензии. В уведомле­нии о признании претензии указывается, в какой сумме удовлетворена претензия.

На наш взгляд, необходимо установить срок давности на предъяв­ление претензий при доказанности умысла перевозчика или грубой небреж­ности, а также о приостановлении течения срока давности на период рас­смотрения претензии.

Автотранспортные предприятия или организации наряду с возмещени­ем установленного ущерба, связанного с утратой, недостачей, порчей или по­вреждением перевозимого груза, возвращают грузоотправителю (грузополу­чателю) стоимость перевозки утраченного, недостающего, испорченного и поврежденного груза, если эта плата не входит в цену груза. В случаях, когда имели место частичная утрата, недостача, порча или повреждении груза, провозная плата возвращается пропорционально стоимости утраченного, не­достающего, испорченного, поврежденного груза. При этом перевозчик несет ответственность за несохранность принятого к перевозке груза, если не докажет, что утрата груза произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело; утрата груза профессиональным перевозчиком в результате разбойного нападения на водителя не является основанием для освобождения перевозчика от ответственности, если об этом не указано в договоре перевозки. Суды исходят из того, что поскольку Уставом автомобильного транспорта предусмотрен иной размер процентов за пользование чужими денежными средствами, чем ГК РФ, правила, установленные последним, применяться не могут [19] .

В настоящее время арбитражные суды передается значительное количество споров, связанных с несохранной перевозкой грузов автомобильным транспортом. При рассмотрении таких исков автотранспортные предприятия и организации ссылаются на отсутствие у грузополучателей права на предъявление исков, на пропуск 6-месячного срока на предъявление претензии автоперевозчику, установленного ст. 163 УАТ, а также на отсутствие своей вины в несохранной перевозке. Проиллюстрируем сделанные выводы на примере: «Ульяновскавтотрансобслуживание» предъявило иск к АТП-5 треста «Краснодаргидрострой» о взыскании 28089 р. 60 к., составляющих убытки, связанные с уплатой стоимости недоброкачественного груза, перевозимого по товарно — транспортной накладной No. 58929 в попутном направлении. АТП-5 треста «Краснодаргидрострой» иск не признало, ссылаясь на пропуск истцом 6-месячного срока на предъявление претензии и на вину грузоотправителя, не обеспечившего крепление груза на подвижном составе.

При рассмотрении этого спора было установлено, что решением Ульяновского областного арбитражного суда удовлетворен иск Ульяновского ПО «Комета» (грузоотправитель) о взыскании с предприятия «Ульяновскавтотрансобслуживание» (организатор автоперевозки в попутном направлении) 28089 р. 60 к. в возмещение убытка от ненадлежащего выполнения договора перевозки в попутном направлении АТП-5 треста «Краснодаргидрострой».

Согласно п. 26 Инструкции о порядке загрузки в попутном направлении предприятиями автомобильного транспорта общего пользования союзных республик порожних грузовых автомобилей предприятий, организаций, учреждений владельцы автотранспорта, автомобили которых были загружены в попутном направлении, несут перед автостанциями, обеспечивающими указанную загрузку, ответственность за сохранность грузов, установленную законодательством соответствующей союзной республики.

Ульяновский областной арбитражный суд определил размер убытка отправителя от несохранной перевозки груза и удовлетворил иск за счет предприятия «Ульяновскавтотрансобслуживание», считая, что указанная перевозка осуществлялась в попутном направлении. В соответствии с разъяснением Госарбитража СССР от 28.10.83 No. С-7/ОП-322 иски автостанций к владельцам автомобилей предъявляются по общим правилам гражданского законодательства. Следовательно, ссылка АТП-5 треста «Краснодаргидрострой» на пропуск истцом 6-месячного срока неосновательна, поскольку претензия и иск были предъявлены в пределах срока исковой давности, исчисляемого с момента вынесения решения арбитражным судом.

Согласно ст. 57 УАТ РСФСР погрузка грузов на автомобиль, закрепление, укрытие и увязка грузов производятся грузоотправителем, а выгрузка грузов из автомобиля, снятие креплений и покрытий — грузополучателем. Шофер обязан проверить соответствие укладки и крепления груза на подвижном составе требованиям безопасности движения и обеспечения сохранного подвижного состава, а также сообщить грузоотправителю о замеченных неправильностях в укладке и креплении груза, угрожающих его сохранности. Грузоотправитель по требованию шофера обязан устранить обнаруженные неправильности в укладке и креплении груза. Таким образом, производя такую проверку, шофер должен, в частности, убедиться что исключена возможность выпадания груза из кузова автомобиля в процессе перевозки. Если повреждение груза произошло вследствие того, что укладка и крепление его на подвижном составе не отвечают требованиям безопасности движения и обеспечения сохранности подвижного состава, ответственность за причиненный ущерб должна возлагаться на автотранспортное предприятие.

4 стр., 1850 слов

Международные автомобильные перевозки

... в развитии международных перевозок в России и ближнем зарубежье играет Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). Автомобильный подвижной состав играет едва ли не главенствующую роль в обеспечении процесса перевозок грузов. Причем от ...

Как следовало из объяснений водителя, в пути следования имело место выпадание груза из кузова автомобиля на проезжую часть дороги, т.е. имело место дорожно-транспортное происшествие. Пунктом 4.4 Правил дорожного движения при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, должен сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии, адреса очевидцев и ожидать прибытия работников милиции. Однако водителем не были приняты меры для вызова работников ГАИ для оформления дорожно-транспортного происшествия и установления причин выпадания груза из кузова автомобиля. Из этого следует, что перевозчик не доказал отсутствие своей вины в дорожно-транспортном происшествии, в результате которого произошло выпадание груза из кузова автомобиля и в силу ст. 132 УАТ РСФСР ответственность за ущерб от порчи груза была возложена на АТП-5 треста «Краснодаргидрострой».

ГЛАВА 2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА ПГАТ

2.1. Заключение договора ПГАТ

Заключение договора ПГАТ требует наличия определенных организационных предпосылок, т.е. оснований. Ст.791 ГК определяет основания возник­новения обязательств (применительно ко всем видам транспорта) по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке. Таким основанием при перевозках в прямом сообщении является заявка (заказ), а при перевозках в прямом смешанном сообщении – суточная заявка, недельный календарный план.

Поданная грузовладельцем и принятая перевозчиком заявка (заказ) на перевозку конкретной партии груза может быть признана самостоятельным основанием возникновения обязательств по подаче транспортных средств и предъявлению груза лишь в том случае, если соответствующие действия сто­рон осуществляются не на основе (и не во исполнение) заключенного между ними договора об организации перевозок грузов. При этом, как уже подчер­кивалось ранее, подача заявок или заказа (оферта) и его принятие перевозчи­ком (акцепт) представляют собой действия сторон по заключению договора о подаче транспортных средств.

Другим основанием заключения договора ПГАТ является разовый заказ на перевозку грузов. Форма заявок и по­рядок их представления устанавливается в Типовых годовых договорах на перевозку грузов автомобильным транспортом. Заявка лишь уточняет условия годового договора.

Разделяя вывод о договорной природе отношений, связан­ных с подачей грузоотправителем заявки и ее принятием перевозчиком, а также обязательств по подаче транспортных средств под погрузку и их ис­пользование, возникающей из принятой перевозчиком заявки, добавим к это­му, что заявка грузоотправителя включает в себя все существенные условия обязательства по подаче транспортных средств и их использованию и отвеча­ет всем требованиям, предъявляемым к оферте (ст.435 ГК).

Принятие указан­ной заявки (оферты) перевозчиком может квалифицироваться как акцепт оферты (ст.438 ГК).

Используя общую формулировку, изложенную в п. 2 ст. 785 ГК, можно сделать следующий вывод: заключение договора ПГАТ подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного УАТ. Указанное положение ГК применимо ко всем видам транс­порта и конкретизируется в ст.47 УАТ, где указывается, что «грузоотправи­тель должен представить автотранспортному предприятию или организации на предъявляемый к перевозке груз товарного характера товарно-транспортную накладную, составляемую, как правило, в четырех экземпля­рах, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем».

Суды исходят из того, что документом, подтверждающим наличие договора перевозки, является транспортная накладная. Накладная выступает важнейшим юридическим фактом, основным доказательством по делу о перевозке груза. Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании ущерба, причиненного в результате уничтожения перевозимого груза, суды исходят из недоказанности факта осуществления услуг по перевозке ввиду непредставления товаротранспортной накладной [23] . В другом случае суд указал: Судебные акты о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом оставлены без изменения, так как имеющиеся в материалах дела товарно-транспортные накладные являются доказательством исполнения истцом договорных обязательств по перевозке грузов[24] .

По общему правилу транспортная накладная (далее – накладная) заполняется грузоотправителем и представляется перевозчику одновременно с передачей ему соответствующего груза. Как показывает судебная практика, односторонние записи в товарно-транспортных документах как грузоотправителя (грузополучателя), так и шофера-перевозчика являются недействительными.

Накладная содержит все существенные условия договора перевозки груза и по сути представляет собой письменную форму этого договора. На данное обстоятельство неоднократно обращалось внимание в юридической литературе. Так, Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов указывают: «Договор перевозки грузов — строго формальный договор. Он всегда заключается в письменной форме, причем часто с соблюдением обязательных реквизитов, которые установлены законодательством». О.Н. Садиков подчеркивает: «Все виды договора перевозки груза относятся к числу сделок, для которых предписана письменная форма их совершения» [27] . В.А. Егиазаров пишет: «Накладная содержит все необходимые сведения о перевозимом грузе, степени использования грузоподъемности вагона (контейнера), скорости перевозки, времени принятия груза к перевозке и т.д. Отсутствие накладной свидетельствует об отсутствии договора перевозки, поскольку договор перевозки относится к числу формальных сделок и его наличие и содержание может быть подтверждено только письменными документами»[28] .

Подписанная и заполненная грузоотправителем и автотранспортным предприятием накладная является письменной формой договора автомо­бильной перевозки конкретного груза. Наличие подписанной и заполненной сторонами накладной доказывает факт заключения договора перевозки. Накладная сопровождает груз на всем пути следования и содержит также сведения об исполнении договора перевозки.

Поскольку накладная является основным пере­возочным документом, то прием груза по каким-либо иным документам, в том числе, по документам, определяющим взаимоотношения поставщика и покупателя, не допускается. Если грузоотправитель как поставщик по договору поставки выдает какие-либо документы, определяющие качество груза (сертификаты, удостоверения и пр.), то шофер обязан принять их и передать вместе с грузом получателю. Однако грузоотправитель не вправе требовать сдачи груза по этим документам.

По общему правилу наклад­ная заполняется грузоотправителем и представляется перевозчику одновре­менно с передачей ему соответствующего груза. В накладной грузоотправи­телем указываются: пункт отправления и пункт назначения, точное и полное наименование отправителя и получателя, их почтовый адрес, знаки отправи­теля (отличительные знаки, отмеченные грузоотправителем на грузовых мес­тах), количество мест, наименование груза, способ определения массы груза, а также приложение (паспорта, сертификаты), указывается количество отпу­щенного груза, указывается, кто произвел груз, указываются лица, приняв­шие груз к перевозке, принявшие и получившие груз.

Большинство ученых отмечает, что накладная является грузосопроводительным документом. Обращаясь к правовой природе товарораспорядительных бумаг, следует отметить, что в современной юридической ли­тературе Швейцарии и ФРГ существует концепция природы товарно-распорядительных бумаг, согласно которой «…находят товарораспоряди­тельную бумагу носителем двоякого по содержанию права: обязательно-правового и вещно-правового. Из-за этого товарораспорядительный доку­мент при квалификации ценных бумаг ставится в ряд документов смешанной формы» [30] . На наш взгляд, концепция зарубежных цивилистов о смешанном содержании товарораспорядительных бумаг явля­ется более аргументированной.

В процессе перевозке товарно-сопроводительные документы могут быть утеряны. Отвечает ли за это перевозчик? Рассмотрим интересный пример из судебной практики: Во время досмотра грузовика на российско — китайской границе сотрудники таможни обнаружили несколько лишних десятков ящиков с яблоками, не обозначенных в документации. Автомобиль, перевозивший фрукты, принадлежал Уссурийскому автотранспортному предприятию и следовал из Китая на родину. Таможенники составили протокол о нарушении правил, конфисковали лишние ящики, а через два месяца своим постановлением привлекли акционерное общество «Примавтотранс» (как головную компанию) к ответственности в виде штрафа в размере 100% стоимости объекта правонарушения (7 тыс. руб.).

Источником этих санкций послужила ст. 278 Таможенного кодекса РФ (перемещение товаров через границу с обманным использованием документов).

«Примавтотранс» обратился в Арбитражный суд Приморского края и добился признания таможенного постановления недействительным. Апелляционная инстанция решение суда подтвердила. Принимая решение в пользу «Примавтотранс», суд исходил из следующего: к лицам, перемещающим товары, относятся, кроме собственников, и их покупатели, а исполнять обязанности по декларированию может только российское лицо (ст. ст. 18, 172 ТК РФ).

В данном случае китайские яблоки ехали через границу в адрес русской компании «Тройка». Суд согласился с тем, что до помещения груза в определенный таможенный режим всю ответственность за товар несет перевозчик (ст. 144 ТК РФ), но при этом указал, что речь идет об ответственности именно за товар, а не за документы, которые его сопровождают. То же самое следует и из Устава автомобильного транспорта (ст. 47): «за все последствия неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных в товарно — транспортной накладной, отвечают отправитель и получатель груза». Таким образом, все обязанности по декларированию товара выполняет его покупатель, поэтому у таможни не было оснований возлагать ответственность за нарушение таможенных правил на перевозчика.

Договор ПГАТ – это строго формальный договор. Он всегда за­ключается в письменной форме, причем часто с соблюдением обязательных реквизитов, которые установлены зaкoнoдaтeльcтвoм. О.П.Садиков также отмечает: «Все виды договора перевозки груза относятся к числу сделок, для которых предписана письменная форма их совершения» [33] .

В.В. Витрянский пишет: «В силу п.1 ст.161 ГК такие сделки, как договор перевозки, должны заключаться в простой письменной форме. По­этому заполнение грузоотправителем накладной и предъявление ее вместе с грузом перевозчику, заполнение перевозчиком соответствующих реквизитов накладной, принятие груза от отправителя и выдача последнему квитанции о приеме груза, удостоверяющей данный факт, представляют собой действия сторон (грузоотправителя и перевозчика) по заключению договора перевозки груза, который имеет письменную форму (транспортная накладная) и вступа­ет в силу, т.е. считается заключенным, с момента передачи груза отправите­лем перевозчику».

2.2. Изменение и прекращение договора ПГАТ

Договор ПГАТ, как и всякое гражданско-правовое обязатель­ство, прекращается его надлежащим исполнением (п.1 ст. 408 ГК), т.е. выда­чей перевозчиком в пункте назначения своевременно доставленного в цело­сти и сохранности груза грузополучателю или иному уполномоченному на получение груза лицу.

С учетом специфики деятельности транспортных организаций среди всех общих оснований прекращения гражданско-правовых обязательств, для договора ПГАТ особое значение приобретает прекраще­ние обязательства невозможностью исполнения. По общему правилу обяза­тельство прекращается невозможностью исполнения, если оно вызвано об­стоятельствами, за которое ни одна из сторон не несет ответственности (п. 1 ст. 416 ГК).

Транспортное законодательство не только определяет конкретные обстоятельства, вызывающие невозможность исполнения обязательств, вы­текающих из договора перевозки груза, но и детально регламентирует дейст­вия сторон на случай наступления этих обстоятельств. Так, согласно ст.72 УАТ при невозможности сдать груз грузополучателю при междугородных перевозках по причинам, не зависящим от автотранспортного предприятия или организации, грузоотправитель обязан дать автотранспортному предпри­ятию или организации указание о новом пункте назначения груза.

А.Г. Быков, Д.И. Половинчик, Г.П. Савичев пишут: «Независящие от автотранспортного предприятия обстоятельства, препятствующие выдаче груза получателю и, следовательно, исполнению договора перевозки, воз­можны либо при отказе самого грузополучателя принять доставленный груз, либо в силу иных причин (например, прекращения движения по определен­ным дорогам; при стихийных бедствиях, вызвавших обвалы, наводнения и пр., что создало невозможность доставки груза в пункт назначения), выдаче вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков обстоятельств, препятст­вующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком с немед­ленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального ор­гана исполнительной власти в области автомобильного транспорта о таком прекращении или об ограничении. Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструк­тур».

Кроме того, как следует из содержания ст. 33 УАТ грузоотправителю или грузополучателю предоставлено право переадресовать груз. Так называемое распоряжение грузом имеет целью изменить содержа­ние заключенного договора, но не заключить новый договор, для чего необ­ходимо составление новых перевозочных документов. Поэтому осуществле­ние права распоряжения грузом допустимо только в том случае, если после­дующее требование отправителя или получателя может быть исполнено с со­хранением перевозочных документов, в которые облечен первоначальный договор перевозки. Для осуществления последующего распоряжения о пере­адресовке груза не менее необходимым предположением нужно далее при­знать, чтобы соответствующее требование отправителя или получателя каса­лось всего груза, обозначенного в накладной.

В.Т. Смирнов по правовой природе переадресовки отмечал: «В процессе исполнения перевозки первоначально заключенный договор может подвергнуться двоякого рода изменениям. Во-первых, грузоотправителю предостав­лено право изменить указанного в транспортной автомобильной накладной грузополучателя без изменения станции назначения, если, конечно, груз еще не выдан первоначальному получателю. Во-вторых, допускается изменение станции назначения груза, т.е. переадресовка».

Обращаясь к современному порядку регулирования вопросов переад­ресовки, следует отметить, что в настоящее время порядок переадресовки на автомобильном транспорте урегулирован УАТ (ст.72) и изданными в его развитие Правилами переадресовки на автомобильном транспорте. Распоряжение грузоотправителя автотранспортному предприятию или организации о переадресовке груза должно содержать следующие данные: а) номера первого заказа и товарно-транспортной накладной; б) адрес первона­чального назначения; в) наименование первоначального назначения; г) адрес нового назначения; д) наименование нового грузополучателя. Распоряжение грузоотправителя о переадресовке должно быть оформлено в письменном виде. В договорах между грузоотправителем и автотранспортным предпри­ятием или организацией может предусматриваться порядок, когда распоря­жение о переадресовке производится по телефону с указанием всех перечис­ленных сведений и последующим письменным подтверждением. Распоряже­ние грузоотправителя о переадресовке грузов может распространяться только на всю грузовую отправку, следующую по одной товарно-транспортной на­кладной.

В случае отказа грузополучателя от приема груза и невозможности по­лучить указания от грузоотправителя о переадресовке, автотранспортное предприятие или организация вправе: а) при междугородной перевозке сдать груз на хранение в пункте фактического нахождения груза или ближайшем пункте до получения указания грузоотправителя, а при наличии собственных складских помещений принять груз на хранение; б) передать другой органи­зации, если грузы по своему характеру требуют срочной реализации; в) возвратить груз грузоотправителю.

Отмечая еще раз договорный характер переадресовки, на наш взгляд, необходимо внести изменения в действующий ГК и дополнить следующими нормами: ст.786 ГК «В случае чрезвычайной задержки в отправке груза или продолжительной задержки его в пути, происшедших вследствие непре­одолимой силы, перевозчик обязан незамедлительно сообщить об этом гру­зоотправителю, который вправе, не дожидаясь устранения этих препятствий, отказаться от договора. В указанном случае отправитель обязан возместить перевозчику понесенные им расходы и уплатить ему, при остановке груза в пути, провозную плату за пройденное расстояние»; ст.787 ГК «Грузоотпра­витель вправе до отправки груза отказаться от договора перевозки, а также остановить груз в пути или потребовать выдачи отправленного груза ему са­мому или назначить другого грузополучателя вместо первоначально указан­ного им, возместив при этом перевозчику расходы и убытки, понесенные вследствие таких распоряжений».

В соответствии со ст.ст. 65, 66, 67, 68, 72 и разделом 7 (§§ 1-6) Правил выдачи грузов УАТ автотранспортное предприятие или организация выдает груз в пун­кте назначения грузополучателю, указанному в товарно-транспортной на­кладной. Грузоотправитель обязан информировать грузополучателя о пред­стоящем завозе груза. Грузополучатель обязан обеспечить прием груза и раз­грузку автомобиля, прибывшего до окончания времени работы грузополучателя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ , В результате исследования были сделаны следующие выводы:

Договор ПГАТ можно определить через общую дефиницию, использованную в ст. 785 ГК РФ, добавив указание на то, что перевозка груза осуществляется автомобильным транспортом. Договор ПГАТ является двусторонним, срочным, возмездным, публичным, консенсуальным. Его цель – доставка груза от места его отправления, указанного в договоре, к месту назначения.

Таким образом, сторонами в договоре ПГАТ являются грузоотправитель и пере­возчик. Грузополучатель – это третье лицо, в пользу которого заключен договор. Основные права и обязанности перевозчика и грузоотправителя регла­ментированы императивным образом. Так, пунктом 1 ст.785 ГК, где дается общее определение договора перевозки, устанавливаются обязанности пере­возчика доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а от­правителя — уплатить за перевозку груза установленную плату. Дальнейшая детализация прав и обязанностей сторон дается в УАТ и в соответствующих правилах перевозок.

Основанием для заключения договора ПГАТ при перевозках в прямом сообщении является заявка (заказ), а при перевозках в прямом смешанном сообщении – суточная заявка, недельный календарный план. Заключение договора ПГАТ подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного УАТ. Договор ПГАТ – это строго формальный договор. Он всегда за­ключается в письменной форме, причем часто с соблюдением обязательных реквизитов, которые установлены зaкoнoдaтeльcтвoм.

Договор ПГАТ, как и всякое гражданско-правовое обязатель­ство, прекращается его надлежащим исполнением (п.1 ст. 408 ГК), т.е. выда­чей перевозчиком в пункте назначения своевременно доставленного в цело­сти и сохранности груза грузополучателю или иному уполномоченному на получение груза лицу. С учетом специфики деятельности транспортных организаций среди всех общих оснований прекращения гражданско-правовых обязательств, для договора ПГАТ особое значение приобретает прекраще­ние обязательства невозможностью исполнения.

В результате исследования были сформулированы следующие предложения по совершенствованию законодательства о перевозках:

Необходимо установить срок давности на предъяв­ление претензий при доказанности умысла перевозчика или грубой небреж­ности, а также о приостановлении течения срока давности на период рас­смотрения претензии.

Необходимо внести изменения в действующий ГК и дополнить следующими нормами: ст.786 ГК «В случае чрезвычайной задержки в отправке груза или продолжительной задержки его в пути, происшедших вследствие непре­одолимой силы, перевозчик обязан незамедлительно сообщить об этом гру­зоотправителю, который вправе, не дожидаясь устранения этих препятствий, отказаться от договора. В указанном случае отправитель обязан возместить перевозчику понесенные им расходы и уплатить ему, при остановке груза в пути, провозную плату за пройденное расстояние»; ст.787 ГК «Грузоотпра­витель вправе до отправки груза отказаться от договора перевозки, а также остановить груз в пути или потребовать выдачи отправленного груза ему са­мому или назначить другого грузополучателя вместо первоначально указан­ного им, возместив при этом перевозчику расходы и убытки, понесенные вследствие таких распоряжений».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://leaktrix.ru/kursovaya/dogovor-perevozki-gruzov-2/

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237. 25 дек.

2. Гражданский Кодекс РФ, часть первая от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2007) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая от 26.01.1996 № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2007) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

4. Устав автомобильного транспорта РСФСР: утв. Постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 N 12 (ред. от 18.02.1991, с изм. от 28.04.1995) // СПС «Консультант Плюс: законодательство».

5. Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом: утв. Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971 // СПС «Консультант Плюс: законодательство».

6. Аллахвердов М.А., Савичев Г.П. Договоры о перевозках грузов. М.: Изд-во «Юридическая литература». 1967;

7. Брагинский М.И. Договорное право: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4 / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. – М.: «Статут», 2003.

8. Быков А.Г., Половинчик Д.И., Савичев Г.П. Комментарий к Уставам ав­томобильного транспорта союзных республик. М.: Юрид. литература, 1978.

9. Витрянский В.В. Договор перевоз­ки / В.В. Витрянский. – М.: «Статут». 2001.

10. Гражданское право: Учебник. Часть II / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. М.: «Проспект», 1997.

11. Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебное пособие / В.А. Егиазаров. – М., 1999.

12. Иоффе О.С. Советское гражданское право: Курс лекций. Т.2. / О.С. Иоффе. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1961.

13. Иоффе О.С. Обязательственное право / О.С. Иоффе. – М., 1975.

14. Козлова О. Информация о деле / О. Козлова // Вестник ВАС РФ. 1993. № 6.

15. Кокин А.С. Товарораспорядительные бумаги в торговом обороте / А.С. Кокин. – М.: Изд-во «Спарк», 2000.

16. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / под ред. Т.А. Абовой, А.Ю. Кабалкиной. М.: Юрайт, 2002.

17. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. М.: Юрид. фирма «Контакт», ИД «Инфра-М», 2006.

18. Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР / Под ред. С.Н. Братуся, О.Н. Садикова. М., 1982.

19. Научно-практический комментарий к Основам Союза ССР и союзных республик / Под ред. С.Н. Братуся, Е.А. Флейшиц. М., 1962.

20. Пугинский Б.И. Коммерческое право / Б.И. Пугинский. – М., 2000.

21. Романович А.Н. Транспортные правоотношения / А.Н. Романович. – Мн.: Изд-во «Университетское», 1984.

22. Смирнов В.Т. Права и обязанности участников договора грузовой перевозки / В.Т. Смирнов. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та. 1969.

23. Советское гражданское право: Учебник. В 2-х частях. Ч.II. / Под ред. В.А. Рясенцева. М.: Юрид. лит., 1987.

24. Учебник гражданского нрава. Часть 2. Обязательственное право / Под ред. В.В.Залесского. М.: «МТК «Восточ­ный экспресс», 1998.

25. Шварц Х.И. Правовое регулирование перевозок на автомобильном транспорте / Х.И. Шварц. – М., 1966.

26. Хаснутдинов А.И. Вспомогательные договоры на транспорте / А.И. Хаснутлинов. – Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та. 1994.

27. Ходунов М.Е. Правовое регулирование деятельности транспорта / М.Е. Ходунов. – М., 1965.

28. Постановление Президиума ВАС РФ от 18.01.2005] N 14480/03 // Вестник ВАС РФ. 2005. N 5.

29. Постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.1997 № 5076/96 // Вестник ВАС РФ. 1997. N 9.

30. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.10.2004 N А82-149/2003-Г/10 // СПС «Консультант Плюс: судебная практика».

31. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.04.2003 N А82-256/02-Г/9 // СПС «Консультант Плюс: судебная практика».

32. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.06.2002 N 271/8 // СПС «Консультант Плюс: судебная практика».

33. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.10.2003 N А19-3097/03-48-Ф02-3644/03-С2 // СПС «Консультант Плюс: судебная практика».

34. Постановление ФАС Поволжского округа от 22.07.2003 N А55-7668/01-38/42 // СПС «Консультант Плюс».

35. Постановление ФАС Уральского округа от 27.04.2006 N Ф09-3161/06-С5 // СПС «Консультант Плюс: судебная практика».