Традиции и проблемы семейного воспитания в Китае

Эссе

Эссе: «Традиции и проблемы семейного воспитания в Китае»

Современный Китай — это феноменальное государство, которое обладает невероятной индустриальной мощью и огромным экономическим потенциалом. Несмотря на то, что Китай по сей день является развивающейся страной, её развитие происходит весьма стремительными темпами. За счёт многомиллионного китайского населения ВВП государства находится на втором месте после США. Ещё бы — ведь более 50% продаваемых в мире фотоаппаратов, 30% кондиционеров, 25% стиральных машин и примерно 20% холодильников выпускаются неустанными жителями Поднебесной.

Существует вполне оправданный стереотип, что китайцы — трудолюбивые, честные и исполнительные люди. Именно благодаря этим качествам и искреннему патриотизму китайского народа их страна с каждым годом становится всё лучше и привлекательнее. Возникает закономерный вопрос: каким образом воспитывается такая нация?

Словосочетание «воспитание нации» я выбрала не случайно. В научной статье «Традиции семейного воспитания в Китае» автора Ван Янь Янь упоминается афоризм Конфуция: «Государство — это большая семья, а семья — малое государство». Самое главное в традиционной китайской семье — воспитать ребёнка не для эгоистичных целей, а для общественной пользы. Человек-винтик должен идеально вписаться в социальные рамки. Иначе в системе может произойти сбой. Именно поэтому маленьких детей учат сначала вежливости и достойному поведению, а уже потом — действиям на благо родины. Конечно, можно возмутиться тому, что у ребёнка отнимают право на индивидуальное, а значит, творческое начало. С другой стороны, наблюдая поведенческий беспредел и аморальность младших школьников в Беларуси, России и Украине, невольно ловишь себя на мысли, что слишком уж много «свободы творческого развития» родители дают своим чадам.

Наверное, дело в том, что у нас не существует понятия «жэнь», которое заменяет китайцам десятки русских слов: справедливость, гуманность, честность, верность, преданность, человечность, искренность, доброта, взаимопомощь… В Китае невозможно стать богатым и успешным, если ты не обладаешь качествами настоящего человека. То ли дело славяне: вы когда-нибудь видели карьериста с жизненной позицией «жэнь»? В нашем бизнесе его бы называли не иначе, как «пень», «тюлень» или «олень»…

В Китае не принято баловать детей, покупать им квартиры и машины, откладывать деньги на свадьбу и прочее (узнаёте?).

Строгость в семье не ограничивается только финансовыми вопросами. Китайские родители видят в своих детях победителей и воспитывают их с установкой на беспрецедентный успех. Китайский школьник обязан приносить только высшие отметки, а за четверку его могут запросто выставить за дверь. Это совсем не говорит о том, что ребёнка не любят. Просто, таким образом родители формируют его отношение к труду и обязанностям. Ведь они прекрасно знают, какая жесткая конкуренция в Китае. Конкурс в высшие учебные заведения достигает цифры 300 человек на место, а на работу берут только дипломированных специалистов. «Добиться чего-то в жизни можно только упорным трудом», — твердят китайские родители. С самого детства человек понимает, что будущее зависит только от его усилий. Ни родители, ни их социальное положение не помогут ему стать профессионалом и занять своё место в мире. Кроме всего прочего, во многих китайских семьях ребёнку не разрешается ночевать вне дома, смотреть телевизор, сидеть за компьютером, участвовать во внешкольных мероприятиях… А такого понятия, как «капризничать», у китайцев и вовсе не существует.

13 стр., 6385 слов

Традиционные правовые системы: Китай

... Китай веками жил без организованной юридической профессии. Людей, сведущих в законе, презирали, и если советовались с ними, то тайно. Не существовало ... создал законченное легистское учение об управлении народом и государством в период стремления китайского общества к преодолению ... нормы конфуцианской морали. Вместе с тем в традиционном праве сохранились и многие легистские положения, роль которых ...

Конфуцианство, являющееся одной из трёх основных религий китайцев, проповедует так называемый «сяо» — культ семьи и повиновения младших старшим. Согласно традициям, дети служат родителям и строго подчиняются их воле. Поэтому в дошкольном возрасте особенно актуальным для ребёнка становится личный пример взрослых. Правило психологического «зеркала», основанное на детской впечатлительности и желании подражать, известно и в европейской педагогической практике. Однако китайцы придают личному примеру особенное значение, кроме того, тщательно выбирают окружение своего ребёнка.

Но даже в такой дисциплинированной стране как Китай, существуют свои нюансы и проблемы семейного воспитания. Суровый традиционализм и преемственность мешают китайцам здраво смотреть на многие вещи. Например, начиная с древних времён и заканчивая сегодняшним днём, более желанными в семье были и остаются мальчики. Девочка рано или поздно вырастет и выйдет замуж, сменив фамилию. А значит, она станет продолжательницей рода своего мужа. Единственный, кто может прославить фамилию и род, — это мужчина. Если на ранних сроках беременности становится известно, что женщина ждёт девочку, то муж может заставить её сделать аборт. Рождённые на свет малышки подвергаются дискриминации и унижению. Особенно остро эта проблема ощущается в связи с введением политики планового деторождения.

Политика планового деторождения — специальная государственная мера по контролю за приростом населения в Китае. Семьям, проживающим в густонаселённых районах страны, разрешается иметь не более одного ребёнка. В сельской местности и некоторых малонаселённых областях оптимальным количеством детей в семье считается 2-3 человека. Теперь, если в китайской семье рождается девочка, разъярённый отец может потребовать развода, ведь за второго малыша семье придётся платить непомерные налоги. Такое принципиальное отношение к полу ребёнка кажется нам, людям с европейским менталитетом, жестоким и нелепым пережитком. Однако оно имеет место быть.

Американка китайской национальности Эми Чуа — профессор Йельской школы права — написала книгу «Боевая песнь матери-тигрицы», которая вызвала настоящую бурю протеста. Книга повествует о том, как Эми воспитала двух своих дочерей в лучших традициях китайской семьи. И том, как демократичные условия Соединенных Штатов мешали ей полностью завладеть жизнью своих девочек.

3 стр., 1175 слов

Семейное право в Китае

... образования, рода занятий, защиту прав женщин, детей и стариков.[5, с.79] Основополагающий принцип семейного права Китая - планирование деторождения (или «планирование семьи», как это закреплено в ... за стариками и несовершеннолетними детьми. 2. Принципы современного семейного права КНР В целом принципы китайского семейного права схожи с демократическими принципами развитых государств, хотя есть ...

И книга, и статья навевают мысли о том, что та или иная система семейного воспитания пригодна лишь в определённых условиях. Так, китайский традиционализм уместен в конкретных исторических и экономических условиях Китая. Западноевропейская и американская модель воспитания позволяют вырастить свободную и открытую личность, так как это — наиболее приемлемый вариант для информационного общества, где ценится индивидуальность и креативность мышления. А вот славянский подход к воспитанию требует отдельной статьи, да и разве поймёшь её, загадочную русскую душу…

китайский традиционный семья преемственность

Источники

[Электронный ресурс]//URL: https://leaktrix.ru/esse/prava-rebenka-v-kitae/

1) Научная статья «Традиции семейного воспитания в Китае» автора Ван Янь Янь (Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, №3-2, 2007 год).

Ссылка на статью: http://cyberleninka.ru/article/n/traditsii-semeynogo-vospitaniya-v-kitae

2) «Боевая песнь матери-тигрицы», Эми Чуа, NewYork, 2011.