Литературный туризм

Эссе

В настоящее время перед учителем литературы стоит важная и ответственная задача – воспитать вдумчивого читателя. Но как это сделать, когда ребёнка трудно оторвать от телебоевиков, компьютерных игр, сомнительных компаний? Урок литературы, как бы умно и эмоционально он ни был построен, воспринимается ребёнком как нечто неизбежное, обязательное. К уроку литературы он должен подготовиться: прочитать произведение, критику к нему и т.д. Добрая половина класса выполняет это неохотно. Учитель постоянно думает о том, как вызвать у ребёнка интерес к чтению, к литературе. На мой взгляд, великое дело делают учителя, которые обращаются к нетрадиционным методам в преподавании литературы, к внеклассной работе по литературе: драматизации, литературным играм, вечерам, салонам. В этом случае ребёнок учится с желанием, а не по необходимости.

В последнее время стал очень популярным литературный туризм. Отправляясь в путь, мы надеемся увидеть что-то интересное, необычное, узнать больше о жизни своего народа, о своей стране. Ребёнок ощущает всё остро: ему доступно чувство радости, он жаждет новых познаний. Ребёнку ещё только открывается мир, и от нас, учителей, во многом зависит, каким он будет: любознательным или равнодушным ко всему прекрасному.

По- моему, литературные экскурсии – это самая интересная и эффективная форма познания, поскольку дети имеют возможность не только получить новую информацию о писателе и его творчестве, но и собственными глазами увидеть место, где он жил.

2.Начало путешествий и исследовательской деятельности учащихся.

Самое первое наше литературное путешествие состоялось в 1998 году в Нижний Новгород. По программе мы изучали повесть Горького «Детство» и захотели увидеть собственными глазами тот домик, в котором жил Алёша Пешков, оказавшись в семье деда Каширина. Прочитав всю повесть, а не избранные главы, мы отправились в путь. Дом Кашириных сгорел и воссоздан по описаниям и фотографиям в уменьшенном виде. Мебель и утварь в музее соответствует тому времени. Мы с удовольствием осмотрели комнаты бабушки, деда, матери Алёши, людскую, увидели лавку с розгами, где дед по субботам сёк детей. Побывали мы и в музее-квартире А.М.Горького, где познакомились с рукописями писателя и первыми изданиями его книг. Поездка понравилась, захотелось продолжить работу.

15 стр., 7098 слов

Повесть временных лет как историко-правовой источник

... истории создания величайшего памятника древнерусской литературы - «Повести временных лет». 2. Отражение в «Повести временных лет» происхождения Российского государства Создание «Повести временных лет», явившей ... земля». Однако, как показал А.А. Шахматов, «Повести временных лет» предшествовали иные летописные своды. Ученый приводит, в частности, следующий факт: «Повесть временных лет», сохранившаяся в ...

Так идея экскурсий по местам жизни и творчества писателей окрепла. Но я стала задумываться над тем, что одними поездками ограничиваться нельзя. Как бы не получилось так: приехал, увидел, забыл. Нужна система нашей деятельности, а сама деятельность непременно должна быть исследовательской. Тогда я ещё раз просмотрела программу и проанализировала наши возможности.

По программе в 8 классе изучается жизнь людей Древней Руси – Сергия Радонежского, протопопа Аввакума. Тема непростая. Трудно настроиться на восприятие жизни и деятельности святых, совершавших духовные подвиги, понять суть их деяний. Как переключить внимание детей, привыкших к своим повседневным интересам в миру, на жизнь, совершенно им непонятную, полную иного смысла? Как показать детям красоту и благородство этих людей, помочь оценить их огромный вклад в жизнь русского народа? А может быть, о жизни в монастыре лучше расскажут сами монахи? И вот мы отправляемся на экскурсию в Раифский Богородицкий мужской монастырь в городе Зеленодольске (Татария).

Будет ли интересна детям эта поездка? Результаты превзошли мои ожидания.

Мы очутились в святом месте удивительной красоты. Экскурсию вёл молодой монах, очень приветливый и доброжелательный юноша, который просто очаровал детей своей добротой, богатым духовным миром, правильной литературной речью. От него исходили тепло, искренность, любовь ко всему живому. Из рассказа монаха мы узнали, что этот древнейший монастырь был основан в 1613 году иноком Филаретом. На его территории несколько зданий, каждое из которых представляет собой настоящий шедевр архитектуры того времени. Удивительно красивы Троицкий собор, собор Грузинской иконы Божьей матери. Говорят, что икона чудотворна. Существует легенда, что она помогает вылечиваться даже раковым больным. Эта икона увенчана драгоценными подарками излечившихся людей. Здесь и толстые золотые цепочки, драгоценные камни, броши, золотые кресты. Во время пожара в монастыре сгорело всё, кроме этой иконы.

Вблизи озера стоит собор Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, его называют «жемчужиной России». В его верхней части есть маленькая комната, где служат молебен всего один раз в год – 30 сентября – только люди самого высокого духовного звания. На территории монастыря есть освящённый источник с кристально чистой водой.

Здесь мы узнали не только о жизни и быте монахов, но и трагическую историю самого монастыря. Этот древнейший монастырь, где было посвящено в монахи более 1000 человек, в годы Советской власти был осквернён и разрушен. Чтобы сохранить ценную церковную утварь, монахи сложили их в колокол и бросили его в озеро. Золотой колокол ушёл глубоко в ил, и достать драгоценности теперь не представляется возможным.

Монах рассказал нам о жизни в монастыре, распорядке дня, занятиях иноков. При этом монастыре есть приют для сирот. Дети ходят в мирскую школу, но здесь им преподаётся Закон Божий. Когда им будет 18 лет, они сами решат, какой жизненный путь им избрать.

32 стр., 15961 слов

Страхование жизни и дополнительной пенсии

... Объектом исследования является страхование жизни. Предметом исследования является организация страхования жизни в Республике Беларусь и перспективы его развития. Цель работы -определение основных условий и направлений развития добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии в Республике ...

Уже на склоне дня монах повёл нас на озеро, рассказал о том, как лягушки мешали монахам молиться своим громким кваканьем. Монахи устроили крёстный ход вокруг озера и навсегда угомонили их. Ребята были в приподнятом настроении, чувствовался их душевный подъём, глаза светились радостью.

После этой поездки моя ученица Александрова Катя сказала, что она «приехала бы сюда жить, если б это был женский монастырь». Она написала доклад на тему «Действительность и легенды Раифского Богородицкого мужского монастыря» и выступила с ним на НПК в школе. Но это была не единственная её работа по разделу «Религия».

После посещения Мечети в Казани и Лютеранской Кирхи в Ульяновске она написала очень интересную работу на тему «Особенности исламской и протестантской церквей: татарская мечеть и протестантская кирха» и представила её на школьную конференцию. Во вступлении Катя пишет: «Большое значение в моей жизни имеют экскурсии. Они помогают мне в учёбе и расширяют мой кругозор, т.к. мы знакомимся с религией, памятниками культуры и архитектуры, произведениями искусства и литературы. Побывав во многих святых местах, я заинтересовалась религией и храмами. Недавно я впервые побывала в мечети и кирхе и была удивлена тем, что они и выглядят не так, как наша церковь, и внутреннее убранство в них совсем иное». Ученица приводит большой и интересный материал по теме. И действительно, в мечети мы не увидели икон, а лишь настенные надписи из Корана. Мечеть расписана орнаментами, изображающими растительность. В молитвенном помещении есть ниша, где обитает святой дух. Ниша указывает направление на Мекку (главный город ислама).

Все мусульмане сидят к ней лицом, в том числе и имам, ведущий проповедь. В мечеть допускаются только мужчины, а женщины совершают намаз в помещении, где мужчины омывают себе руки и ноги перед молитвой. Далее Катя пишет о протестантизме как об одном из трёх направлений в христианстве, его истоках, территории распространения, его родине (Германия).

При переходе от феодализма к капитализму в Германии происходит засилье католической церкви. Мартин Лютер выступил против продажи церквями индульгенций (грамот об искуплении грехов) и противопоставил католицизму новую христианскую религию – протестантизм с учением о Христе и Евангелием.

Лютеранская кирха св. Марии появилась в Ульяновске сравнительно недавно по настоянию потомков немцев. Увидев нас, святой отец поинтересовался, есть ли у нас предки немцы. Когда он узнал, что мы хотели бы узнать о протестантской религии, он рассказал нам о Мартине Лютере и кирхе. Кирха – оригинальный по архитектуре храм с выступами по бокам, поверх которых расположены маленькие башенки, увенчанные крестами. На стенах кирхи нет икон. В стенах располагаются узкие окна, верхняя часть которых украшена росписью в виде различных цветов. Мы обратили внимание на то, что внутри церкви очень скромное убранство. В зале установлены скамьи, на которых сидят прихожане, а впереди находится невысокий подиум, с которого проповедует святой отец. На подиуме стоит столик со свечами и крестом, по бокам живые цветы в высоких расписных вазах. У основания подиума расставлены горшки с комнатными цветами. Сбоку от столика высится кафедра, покрытая зелёным сукном, с изображением чаши с вином (кровь Иисуса Христа) и колосьев пшеницы (плоть Христа).

Над столиком между двумя узкими окнами с изображением девы Марии и Младенца мы увидели распятие Христа. Позади скамей высятся большие белые колонны, которые держат клирос, где находится орган. Протестанты молятся Пресвятой деве Марии под сопровождение органной музыки. Ребята внимательно слушали проповедь батюшки, внимательно осматривали храм, а я наблюдала за ними и удивлялась их интересу к столь отдалённой от их образа жизни сфере.

26 стр., 12784 слов

Право человека на социальное обеспечение

... является цель социальных выплат. Содержание международных актов о правах человека, Конституции Российской Федерации и отраслевого законодательства позволяет сформулировать определение права на социальное обеспечение. Право на социальное обеспечение - это признанная международным сообществом и гарантированная государством возможность человека удовлетворять физиологические, социальные и духовные ...

Паломничеству в Раиф мы посвятили заседание Клуба путешественников. Это был открытый урок для учителей школы. Он проходил в страстной четверг в канун Светлой Пасхи. Приход Пасхи означает победу добра над злом. И у нас было приподнятое настроение и желание ещё раз поговорить о том, как правильно вести себя, чтобы жить в гармонии с собой и миром. Дети говорили о том, что Господь указал нам праведный жизненный путь, что надо следовать тем 10 заповедям, которые Он нам оставил, чтобы оставаться порядочными людьми. Это был серьёзный диалог с детьми, только начинающими жить. Задача педагога — направить их по пути добра и любви к людям, научить уважать своих родителей, уметь прощать обиды, никогда не брать чужого и не сквернословить. «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними», — гласит золотое правило. Так жили святые Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Матрона Московская, Филарет – основатель Раифского Богородицкого мужского монастыря. Ученики рассказывали о трудностях в жизни каждого из них, о духовных подвигах во имя людей и страданиях за веру Христову. В фоторепортаже отражены все достопримечательности монастыря: Грузинская икона Божьей Матери, храмы, цветники, фонтаны, солнечные часы, монастырское кладбище, святой источник, озеро, в котором наши смельчаки искупались, несмотря на то, что была прохладная осенняя погода. В конце заседания прозвучало прекрасное стихотворение чувашского поэта Порфирия Афанасьева «Делай добро», которое, по моей идее, должно было подытожить всё сказанное на уроке и укрепить детей в мысли, что каждый из нас пришёл в эту жизнь творить добро.

Порфирий Афанасьев

Делай добро

С человеком беда. Одинок он. Страдает.

На душе пелена, и не видно ни зги.

И хотя он открыто к тебе не взывает,

Подойди к нему сам, расспроси, помоги.

К человеку пришло долгожданное счастье.

Может, сердце его распирает любовь.

И хотя он при этом не просит участья,

Подойди к нему сам, помоги ему вновь!

Человек оступился, споткнулся о камень –

Жизнь, известное дело, совсем непроста,

И хотя он призывно не машет руками,

Подойди к нему сам, помоги ему встать.

Человек человеку не просто свидетель.

Человек – это званье дано нам навек.

Пусть же в каждом из нас победит добродетель,

Чтоб спешил к человеку с добром человек.

3.Духовный аспект нашей туристической и исследовательской деятельности.

Паломничества по святым местам нашего города и других городов России настраивают детей на восприятие древнерусской духовной литературы, заложенной в школьную программу. Житийная литература, написанная сложным для восприятия языком, становится понятной, если знать древнюю лексику и легенды, лежащие в основе сюжета произведения. Например, «Повесть о Петре и Февронии Муромских» вызвала у детей восхищение верностью и преданностью супругов друг другу, их стремлением преодолеть все сословные предрассудки и их благочестивым правлением городом Муромом. И каково было наше удивление, когда в очередной нашей поездке – в г.Йошкар – Ола – мы увидели памятник Петру и Февронии, выполненный в бронзе, на набережной города. Не разлучённые злыми горожанами во гробах после смерти, они предстали перед нами рука об руку как символ любви и верности. Увидев этот памятник, дети осознали, насколько важны их образы в древнерусской литературе и ценны те идеалы добра и справедливости, которые они несут нам через века. На любви, верности, самопожертвовании и милосердии стояла и стоит великая Русь. И ещё: на вере во Христа. Когда дети осмыслят эти основные ценности и идеалы русского человека, легче становится понять и «Житие Александра Невского».

11 стр., 5479 слов

Государственный строй Киевской Руси

... устную историю в виде переводов и легенд, песен жен и былин, других фольклорных достопримечательностей. Киевская Русь много весила в политической жизни Европы и Ближнего Востока. С ней ... господствующий класс, эксплуатирующий не только рабов, но и рядовых крестьян-общинников. Разложению первобытно-общинного строя и возникновению классового общества способствовали многочисленные войны, ставшие ...

В 2008 году в нашей стране проходил общенародный конкурс «Имя Россия». Весь год по телевидению проходили дебаты о том, чьё имя должна носить Россия. И мы с моими учениками решили не оставаться в стороне. Когда определился победитель конкурса – Александр Невский, мы подготовили открытый урок на тему «Актуальное интервью. Александр Невский – имя России». Подготовка к этому уроку шла очень активно и с большим интересом, т.к. по форме проведения этот урок должен быть нетрадиционным. Ребята получили задание подготовить интервью об Александре Невском и показать на уроке этот видеосюжет. Обращаясь к 11-тиклассникам, учителям истории и литературы с различными вопросами, ребята собрали информацию о телеигре и её результатах, самом Александре Невском и его подвигах на Чудском озере, реке Неве. Меня ребята спросили о том, довольна ли я результатами конкурса «Имя Россия», не обидно ли мне за А.С.Пушкина? Я ответила им совершенно искренне: «За Александра Невского проголосовало 524575 человек, и победа его была вполне закономерна. Это великий воин, который добивался победы не только при помощи оружия. В самое грозное для нашего государства время, когда оно находилось под игом монголо-татар и остро стоял вопрос о том, быть ли вообще Руси, великий Александр Невский умел договориться с самим ханом Батыем о ненападении на Русь. Семь веков назад он уберёг Русь от разорения и гибели. Это благодаря ему и по сей день существует наше государство. Я горжусь тем, что именно Александра Невского выбрала страна наша своим героем. А.С.Пушкин, бесспорно, душа России, её слава и гордость. Но самое главное в жизни – это свобода народа. И если бы великие воины Руси не отстояли с мечом в руках её независимость у самых её истоков зарождения, то не было бы ни Петра 1 с его реформами, ни А.С.Пушкина с его вдохновенными стихами. В выборе народом Александра Невского своим героем я вижу такой смысл: народ хочет видеть политическую власть в нашей стране дипломатичной, разумной, соединённой с глубокой верой в Бога». На этом уроке мы изготовили стенгазету, в которой поместили заметки – сочинения в публицистическом стиле о жизни и подвигах князя под названием «Житие Александра Невского», сочинения ребят «Ледовое побоище», «Александр Невский в Золотой Орде», чтение которых сопровождалось презентациями учащихся. Этот урок опубликован в сборнике статей «Словесник. Учитель. Личность: материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 2-х частях. Часть 2 / под ред. Г.М.Ушаковой, З.Н.Якушкиной. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева, 2010. – 252 с.

8 стр., 3550 слов

Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или ...

... сущности и квалификации рассматриваемого преступления; материалы судебной статистики. 1. «Уголовно-правовой анализ посягательства на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование» Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, относится к так называемым многообъектным преступлениям, а такой вид непосредственного объекта в ...

4.Творческая деятельность учащихся.

В 2009 году мы приняли участие в конкурсе сочинений «Александр Невский – святой воин Руси», проводимый чувашской Епархией. Опираясь на полученные во время экскурсий знания об идеалах монахов (беседа с батюшкой в скиту об Александре Невском) и знание текста жития, мой ученик Гаврилов Максим, написал сочинение на заданную тему и получил диплом участника конкурса. В своей работе ученик объясняет словосочетание «святой воин». Такой аспект проблемы нам представился интересным. Александр Невский до сих пор был известен нам только как замечательный полководец, защищавший в 13 веке рубежи Руси от набегов шведов, немцев, монголо-татар, но мало было известно о его миссионерской и подвижнической деятельности. Почему же его называют «святым воином»? В сочинении ученик пишет об этом так: «В борьбе с «латинянами» А.Невский видел свою духовную миссию. Постоянные набеги шведов и немцев на Русскую землю были серьёзной угрозой для православия со стороны католичества. Как настоящий христианин, он готов был насмерть биться за свою веру. Он был глубоко верующим человеком и все дела совершал с именем Бога на устах. Жил по правилам христианской морали. Много молился за свой народ. Из церковных преданий известно, что его любимой молельной иконой была знаменитая икона Фёдоровской Богоматери. Ей он доверял все свои радости и горести. Почерневшая от времени и реставраций, она и сейчас посылает луч надежды всем молящимся ей в старинной костромской церкви Воскресения. За военные подвиги и служение русскому народу Александр Невский был причислен Русской православной церковью к лику святых».

Мои ученики участвовали в 5, 7, 9 Межрегиональных образовательных чтениях юных богословов и 3 Межрегиональном духовно-нравственном форуме «Россия – Родина святая» (2011 г.), начиная с 2008 года в номинации «сочинение» и представили работы на темы «Возлюби ближнего своего как самого себя» (2008 г.), «Александр Невский – святой воин Руси» (2009 г.), «За Русь святую» (2010 г.), «За други своя» (2010 г.), «Александр Невский – символ России» (2011 г.).

В своих работах они говорят о духовных подвигах святых, рассуждают на вечные темы добра и зла, пытаются искать смысл жизни, задумываются над тем, что они могут сделать для своих ближних. И если мы будем мотивировать их на обдумывание этих проблем, может быть, наши дети станут лучше, честнее, добрее, начнут совершать настоящие поступки. Очень бы хотелось на это надеяться.

Изучение духовной литературы и поездки по святым местам способствовали созданию элективного курса по литературе для учащихся 8-х классов по теме «Люди древней Руси». В этот курс вошли не только произведения древнерусской литературы различных жанров, но и сценарии литературно-музыкальных композиций «Широкая Масленица», «Свет Вифлеемской звезды». Эти спектакли были поставлены на школьной сцене и имели большой успех, так как сопровождались играми, викторинами, песнями и танцами, а также призами. Ребята подбирали поэтический материал, музыкальные композиции, готовили костюмы, нехитрые декорации, плакаты и иллюстрации к мероприятиям. Непросто войти в роль девы Марии, Весны, Масленицы, почувствовать себя настоящим артистом на сцене. Для этого надо выразительно читать свои слова, работать над пластикой своих движений, войти в образ. И только тщательный отбор материала, многократные репетиции заставили детей поверить в свои силы и ощутить радость творчества, услышать заслуженные аплодисменты и увидеть довольные лица зрителей.

15 стр., 7293 слов

Судебная реформа 1864 года

... влияния реформы 1864 года на современное состояние судебной системы. Степень изученности темы. Курсовая работа написана с использованием логического, исторического, сравнительно-правового методов исследования. Структура работы, Глава 1. Проведение судебной реформы 1864 года 1.1 Предпосылки проведения судебной реформы ...

Детская душа словно губка, которая впитывает всё. Так значит, в наших силах дать пищу детскому воображению, поддержать их интерес и удовлетворить их духовные и творческие запросы. И наши путешествия способствуют этому великому процессу познания.

5.Дорога к Пушкину.

В 9 классе изучаются жизненные этапы и творческая деятельность поэта А.С.Пушкина. А его родовое имение Болдино расположено совсем близко – в Нижегородской губернии. На классном собрании дружно решили: едем! Если в первую нашу поездку собирались долго – почти два месяца, то в Болдино были готовы ехать уже через неделю: у ребят появился стойкий интерес к познанию нового, у родителей – доверие к учителю и осознание важности мероприятия. И вот мы с учениками отправляемся в самое романтическое путешествие – в Болдино, один из живописных уголков России, где всё напоминает о гении русской поэзии. Наши фотокорреспонденты были вооружены фотоаппаратами, докладчики уже были озадачены темами будущих исследовательских работ. И сейчас с этих фотографий на меня глядят довольные лица моих любимых учеников.

Болдинская осень в лирике А.С.Пушкина – это самый богатый творческий этап в его жизни. Только в первую осень 1830 года Пушкиным было написано здесь около 50 произведений: «Сказка о попе и работнике его Балде», «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «История села Горюхина», множество стихов об осени, о природе.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Когда мы приехали в Болдино, было уже 12 часов дня. Стоял по-летнему жаркий осенний день. На входе в усадьбу мы увидели фигуру поэта, выполненную в бронзе. Поэт встречает нас, сидя на лавочке. Настроение у него спокойное, лирическое. Может быть, в этот момент в его голове зарождались новые стихи. Тёплый осенний день располагал к раздумьям, творчеству. У подножия памятника лежат живые цветы, «к нему не зарастёт народная тропа». В этот день нам хотелось быть как можно ближе к поэту.

Болдино было пожаловано далёким предкам Пушкина в конце 16 века за подвиг во имя Отечества.

Усадьба Пушкиных похожа на другие барские усадьбы 19 века, но есть в ней и своя особенная стать. Болдино было отреставрировано ещё к двухсотлетнему юбилею со дня рождения А.С.Пушкина, и теперь, в середине первого десятилетия двухтысячного года, здесь открыты экспозиции во всех зданиях. Мы посетили барский дом, где трижды останавливался А.С.Пушкин: первый раз – перед женитьбой на Наталье Гончаровой, второй – после поездки по пугачёвским местам, во время работы над «Историей Пугачёва». Последний раз Пушкин приезжает в Болдино в 1834 году. Этот год был самым драматичным в его жизни. Он был пожалован унизительным для его возраста чином камер-юнкера. Пушкин хотел уйти в отставку, оставить Петербург и поселиться здесь вместе с семьёй. Он провёл здесь около 3-х недель и написал только «Сказку о золотом петушке», всё время проводил в хозяйственных делах.

35 стр., 17459 слов

«Влияние пережитого насилия в семье на социальную адаптацию ребенка»

... насилия в отношении детей. 2. Определить виды насилия над детьми и дать их характеристику. 3. Определите особенности социальной адаптации детей, подвергшихся домашнему насилию. 4. Изучить основные методы работы с детьми, перенесшими насилие. 5. Разработайте психологические рекомендации для работы с детьми, ...

Справа от барского дома, в северо-восточном углу усадебного парка, находится вотчинная контора – длинная приземистая изба с нахлобученной крышей и маленькими окнами. Её называли флигелем к барскому дому. Одна дверь из конторы ведёт в парк. Широкие сени разделяют контору на две большие комнаты. И в сенях, и в левой комнате собраны предметы крестьянского быта: на железном крюке, прикреплённом к потолку, висит липовая бадейка с медным ковшом, здесь же железный умывальник, в углу старинные деревянные сундуки, кошели из лыка, кувшины и кринки из чёрной глины, на вешалке – простые крестьянские вещи. В правой половине флигеля воссоздана обстановка сельской конторы. Стены – бревенчатые, обструганные; полы – некрашеные, отмытые добела доски. Вдоль стены – большой, удобный диван, конторка с чернильным прибором и перьями. В вотчинной конторе вершились дела по управлению имением Пушкина: принимали оброк, давали крестьянам работу, судили провинившихся крестьян.

В юго-восточной части Болдина было при Пушкиных сто сорок крестьянских дворов, в которых проживало более тысячи крепостных душ. По документам, фотографиям и археологическим рукописям в усадьбе были восстановлены хозяйственные постройки: барская кухня, баня, людская, конюшня и амбары. Теперь здесь открыты экспозиции и выставки местного крестьянского быта.

Рядом с усадьбой реставрирована каменная церковь Успения. Она была построена в 80-90-е годы 18 века дедом Пушкина – Львом Александровичем, а освящена была в год рождения самого поэта. Дед Пушкина был человеком пылким и жестоким. Первая жена его, Воейкова, умерла на соломе, заключённая им в домашнюю тюрьму за связь с бывшим учителем его сыновей. Учителя он повесил на чёрном дворе в своей усадьбе. Не для того ли, чтобы замолить перед Богом свои грехи, заложил Лев Александрович на самом видном месте в усадьбе церковь Успения. Церковь эта пользуется у болдинцев особым уважением. Это величественное сооружение с высокой колокольней и белоколонными порталами с трёх сторон. Почти в каждом крестьянском доме в красном углу рядом с иконами можно увидеть рисунок церкви Успения.

Недалеко от церкви восстановлен флигель управляющего, который был подарен во времена Пушкина священнику Фиалковскому. В этом здании открыта литературная экспозиция для детей «В мире пушкинских сказок». Здесь мы увидели кукол, выполненных руками детей, а также вышивки в традициях старины. Мозаичные панно на окнах музея воспроизводят эпизоды из сказок Пушкина. После посещения этого музея младшие школьники приготовили презентации и собственные рисунки по мотивам сказок Пушкина и даже разыграли сценки из этих сказок на уроке литературы. Так, соприкасаясь со сказочным творчеством поэта, дети познают идеалы добра и красоты, любви и верности. Перечитывая сказки Пушкина, дети учатся жизни, развивают воображение. В них просыпаются творческие силы для того, чтобы создавать прекрасные рисунки, поделки и даже поэтические миниатюры.

Большой восторг вызвала у нас прогулка по болдинскому парку. Это маленькое государство со своей природой, с плотиной у заросших зеленью прудов, с деревянными мостиками, что перебегают с одного берега на другой. И природа, и ландшафт настолько разнообразны, что уголки парка не похожи один на другой. Трудно описать болдинский парк, его надо увидеть собственными глазами и насладиться его красотой. Мы бродили по длинным ухоженным аллеям, по обеим сторонам которых растут берёзы и липы, спускались по неприметным тропинкам в ложбины, взбирались на холмы. И везде встречали деревянные беседки и колодцы. Наверное, в одной из таких беседок Дубровский встречался с Машей. А по такой вот аллее Татьяна спешила на свидание с Онегиным.

21 стр., 10391 слов

Институт уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации

... Уполномоченных по правам ребенка на национальном и региональном уровнях выполняют функции независимого механизма обеспечения прав детей. В Заключительных замечаниях Комитета ООН по правам ребенка по итогам ... по правам ребенка. Обязательства государств по созданию таких национальных органов, как Уполномоченные по правам ребенка, содержатся в Декларации и Плане действий "Мир, пригодный для жизни детей" ...

Листья осин раскраснелись, а берёзы и вязы обжигали своей желтизной. Вся эта осенняя красота пронизана солнцем. Болдино стоит под открытым небом на высоком холме, открытое всем ветрам, поэтому здесь свежо даже в самую тихую погоду.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

В болдинском парке сохранилось несколько деревьев, посаженных во времена Пушкина. Сам поэт в 1833 году посадил возле барского дома привезённое им с Урала однолетнее деревце – лиственницу – и приговаривал при этом: «Ты, лиственница, до старых годов доживи и о нас с Михеем расскажи!» Михей – это дворовый человек Пушкиных, он помогал сажать эту лиственницу. Лиственница эта, поднявшаяся своей раздвоенной верхушкой выше барского дома, и по сей день растёт на том же месте, где была посажена, но с самого верха стала подсыхать. Приблизительно равна ей по возрасту и сосна, которая растёт по другую сторону барского дома. В старых помещичьих усадьбах был обычай именно так сажать по сторонам строений долговечные деревья, как бы «запирая» барские дома между ними.

У пруда с навесным мостиком растёт огромная старая ива: ей более двухсот лет. Это могучее дерево, в несколько обхватов, сразила гроза, отломилась толстая ветвь и достала макушкой до пруда. Дерево продолжает жить, ранней весной на нём появляется нежная зелёная листва. Даже взявшись за руки, мы не смогли обхватить её ствол. При Пушкине, говорят, ещё не было того роскошного живописного парка, но многие деревья, что теперь шумят кронами над нашими головами, укоренились тут тогда при нём.

Достопримечательностью парка являются два старинных живописных пруда. Лёгок и изящен горбатый мостик на верхнем пруду. Существует поверье: кто кинет в пруд монетку, тот побывает здесь ещё раз. Говорят, что на дне этого пруда очень много монеток. Мы тоже бросили свои монетки в пруд и загадали своё желание.

В отдалённой части усадьбы мы набрели на дерновую скамью. Сохранилось предание о том, что здесь любил бывать поэт и любоваться окрестными видами, осенними пейзажами. Осень вдохновляла его, придавала сил для творчества. Здесь был создан шедевр пейзажной лирики – стихотворение «Осень».

Мы долго гуляли в парке, любовались его природой и архитектурой нехитрых сооружений, читали стихи Пушкина, которые, находясь в нашей душе, так и просились наружу. Конкурс под открытым болдинским небом удался на славу: дети, вдохновлённые этим благословенным уголком природы, читали необыкновенно выразительно, с душой, с чувством, наперебой. Какой урок, проведённый в классе, пусть он построен по самым современным нормам, может сравниться с этим естественным излиянием чувств? И разве не запомнится он на всю жизнь и не останется в душах детей как самый важный урок в их жизни? Нет сомнений в том, что это одна из самых интересных страниц их жизни.

Время нашей экскурсии, к сожалению, неумолимо приближалось к концу. Стал накрапывать мелкий осенний дождик. Очередная золотая болдинская осень, почти что лето, уступила свои права настоящей дождливой осени. Счастливые, мы покидали Болдино в тайной надежде когда – нибудь ещё раз побывать здесь.

В результате этого путешествия появилось несколько исследовательских работ: «История усадьбы Болдино», «Болдинские пейзажи», «Сказочный мир Пушкина», «Легенды и предания Болдина», «Дорога к Пушкину», которые ученики представили на школьную НПК.

Хочу сказать несколько слов о том, как ребята ведут исследовательскую работу, чтобы не сложилось впечатление, что они могут только воспроизводить готовый материал. Выполняя доклады, ребята имеют не только фотографии и записи экскурсий, они активно привлекают дополнительный материал по заданной теме. Написав черновой вариант, они получают рекомендации, дополнение к сказанному и выполняют работу на компьютере. Все работы учащихся глубокие, продуманные, интересные. Каждый реферат представляет собой самостоятельную работу, в которой высказана собственная т.з. на увиденное, осмыслены и оценены события, факты из жизни писателей. Учащиеся способны вести научно-исследовательскую работу на достаточно хорошем уровне.

6.В стране Гончарова.

На следующий год после нашей поездки в Болдино в школе проходил семинар руководителей ШМО русского языка и литературы, мы подготовили открытое мероприятие «Заседание Клуба путешественников» по теме «В родных пенатах». Эта форма обобщения исследовательского материала была одобрена учителями, да и детям понравилась и положила начало нашим литературным заседаниям. На этом мероприятии мы разделились на две группы. Первая группа учащихся представила названные исследовательские и творческие работы (пейзажи, собственные стихи, фоторепортаж, выразительное чтение стихов Пушкина) по теме «Болдино», а вторая группа — по теме «В стране Гончарова» (по материалам экскурсии в г.Ульяновск, состоявшейся в начале года).

О цели нашей литературной экскурсии моя ученица Архипова Ольга пишет так: «В 10 классе мы изучили роман Гончарова «Обломов» и заинтересовались судьбой главных героев. Мы решили выяснить, не свои ли черты характера придал Гончаров Обломову? А Ольга Ильинская: кто она? Мы отправились в страну Гончарова, чтобы узнать историю их жизни, и соприкоснулись с великой тайной любви писателя к Елизавете Васильевне Толстой, почувствовали жар его пылкой души, ощутили биение его большого и доброго сердца. И пусть она не смогла «опередить» его ни в дружбе, ни в любви – ведь это и невозможно – он был счастлив уже тем, что любил сам».

В одном из залов музея Гончарова мы увидели портрет Е.В.Толстой, узнали трогательную историю любви Гончарова к ней. Именно она явилась прообразом Ольги Ильинской в романе «Обломов». Заинтересовавшись их отношениями, моя ученица прочитала дополнительный материал об этом, нашла письма писателя к ней. Этих писем было 32, и они пролили свет на историю их любви. Отрывки из этих писем были зачитаны на заседании и задели за живое и учителей, и самих детей, ведь им уже 16, и учителю очень важно открыть им это великое чувство и показать искренние и чистые взаимоотношения влюблённых.

«Нет, не догнать, не предупредить и не опередить вашей дружбе мою, не переспорить меня в этом. Ваша дружба – как лёгкий прохладный ветерок в летний день… Моя – как воздух протекает всюду, всего касается, заходит в лёгкие: надо уйти на дно морское, чтобы защититься от него» (от 25 октября 1855 года).

«Прекраснее Вас нет женщины в мире, следовательно, нет нигде» (от 20 февраля 1856 года).

«Передо мной «идеал женщины», и этот «идеал» владеет мной так сильно, я в слепоте» (от 3 ноября 1855 года).

Из доклада десятиклассницы ребята узнали, что Елизавета Васильевна происходила из старинной дворянской семьи. Впервые Гончаров увидел её 16-летней девочкой в доме Майковых, где давал уроки сыновьям поэта, и был очарован её грацией и умом. Вторая их встреча состоялась через 12 лет. Гончаров, уже известный писатель, автор «Обыкновенной истории», только что вернулся из плавания на фрегате «Паллада» и готовил к печати свои путевые заметки. В то же время его творческие думы заняты «Обломовым». Гончарову уже 43 года. Он чувствует себя отяжелевшим, «мучительная сторона страсти кажется ему чем-то уже давно угасшим и забытым…» И вот в его жизни снова появляется она. Ей 28 лет, красота и ум её притягивают всех, но Гончаров становится самым нежным и внимательным её поклонником. Гончаров очень привязан к ней, исполняет все её поручения: добывает билеты в театр, достаёт литературные новинки, носит в починку её перчатки и кольцо, совсем как Обломов. Но не удаётся Гончарову завоевать её любовь. Они всего лишь друзья. После очередной их разлуки он захандрил: «Здесь началась обыкновенная жизнь, какая была до Вас, да что в ней? Никуда и ничего не хочется. Я уж уклонился от нескольких вечеров и обедов. Теперь вечер: я не выходил, пишу и скучаю. Этого со мной давно, да, кажется, никогда и не случалось. Что за погода: дождь льёт, слякоть. Это, право, оттого, что Вы уехали. Дайте ручку, обе – и прощайте пока. Ваш верный, верный и преданный друг Гончаров. Глупое письмо: где же взять ума? Ведь Вас уже нет. При Вас у меня были какие-то крылья, которые отпали теперь».

Вскоре Елизавета Васильевна вышла замуж, но жизнь её сложилась, к сожалению, очень трагично: ранняя смерть мужа и дочери, тяжёлая болезнь сыновей, тяжёлое материальное положение семьи – всё это уносило здоровье и силы. Но и Гончаров пережил трагедию: жизнь отняла у него дорогую и светлую мечту. Роман «Обломов», по мере его написания, прочитывался Елизавете Васильевне, но и творился во имя неё. Этот роман был данью любви Гончарова к прекрасной женщине.

Открытое мероприятие завершилось чтением учащимися собственных стихов о любви. Приятно то, что литературный туризм способствует обогащению детей духовно, пробуждает в них творческие силы и укрепляет любовь к родной природе и стране, родителям и друг к другу. Привожу стихотворение ученицы 11 А класса Степановой Татьяны.

«Да святится имя Твоё», —

Как молитву уста повторяют слова любви., Ибо мир без любви, что поля без колосьев., Ибо мир без любви – соловьи безголосые.

«Да приидет царствие Твоё», —

Чтобы наши глаза увидали страну любви., Ибо жизнь без любви, как прямая, проста., Ибо жизнь без любви, как пустыня пуста., Сердце сердцу пусть дарит любовь., От зари до зари пусть поют соловьи., Колосятся поля, шелестят тополя.

«Да пребудет воля Твоя».

7.В краю Марий Эл.

Очень увлекательными и познавательными были путешествия в столицу Республики Марий Эл Йошкар-Олу и небольшой марийский городок Козьмодемьянск. К нашему удивлению, в этих сравнительно маленьких городах России существуют такие ценные достопримечательности, какие встретишь не в любом большом городе. Сведения, полученные в этих городах, способствуют образовательному процессу наших учащихся, пониманию проблем добра и зла, предательства и самопожертвования, поставленных в программных произведениях, изучаемых на уроках литературы.

Самой большой гордостью г. Козьмодемьянска является Художественно-исторический музей. Марийский художник А.В.Григорьев, создавая в 1919 году музей, мечтал видеть на своей родине «малую Третьяковку». И, действительно, в музее собрана великолепная коллекция живописных полотен известных русских художников Айвазовского, Маковского, Творожникова, Корзухина, Поленова, Коровина, Грабаря, Бродского. Лица героев картин смотрят с полотен как живые. По лицам можно угадывать настроение, чувствовать характер, читать мысли людей, изображённых на картинах. Художник А.В.Григорьев в течение пяти лет возглавлял Союз художников, но в годы репрессий был жестоко замучен в застенках НКВД: ему сломали все пальцы рук, а потом расстреляли. Об этом факте мы узнали в йошкар-олинском Музее ГУЛАГа. Семиклассникам было сложно понять, за что правительство истребляет свой народ, мучает и пытает людей в тюрьмах, расстреливает без суда и следствия.

С этим фактом пересекается легенда об усекновении главы Иоанна Предтечи, которую мы услышали в следующем зале Художественно-исторического музея г. Козьмодемьянска и увидели статую красавицы Саломеи. Иоанн Креститель пострадал только за то, что вёл благочестивый образ жизни и пристыдил царя Ирода, соблазнившего жену своего брата. Злая Иродиада научила дочь, великолепно исполнившую танец во дворце, просить в награду голову святого. Саломее принесли на блюде голову Иоанна. В скульптуре запечатлён момент, когда девушка осознала непоправимость случившегося, на её лице страх и ужас. Так, по легенде, царь Ирод уничтожил всеми любимого святого. А сцену предательства Иисуса Христа мы с учениками наблюдали в движущейся композиции фигур на часовой башне города Йошкар-Олы. Каждый час бьют часы, слышится литургическая музыка и появляется Иисус Христос на коне, за ним следуют его ученики, завершает процессию Иуда, который приостанавливается и начинает пересчитывать тридцать сребреников, за которые он предал Учителя. Это грандиозное зрелище, единственное в России, вызывает у учащихся не только интерес и восхищение, но и желание узнать легенду в полном объёме.

Следующее заседание Клуба путешественников было посвящено нашей поездке в город Козьмодемьянск Республики Марий Эл. Прежде чем отправиться в город Васюки, где Остап Бендер и его помощник Воробьянинов устроили свой шахматный конгресс, дети прочитали роман Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» методом «семейного чтения». Роман был прочитан вместе с родителями очень быстро, так как он интересен по содержанию. В начале урока, как всегда, звучат доклады об истории возникновения города, его церквах и музеях, этнографии и быте марийцев. Затем дети рассказывает о весёлых приключениях похитителей стульев, по-своему анализируя проблемы 30-х годов, поставленные авторами в главах романа. Дети говорят о плохом содержании пожилых людей в доме престарелых и воровстве его начальников, о скудости лексикона Эллочки-людоедочки и её вульгарном поведении, о дельцах, стремящихся пожить за чужой счёт (Изнурёнков), о тиражных акциях и госзаймах, о горе-литераторе Никифоре Ляписе, авторе бытовых поэм, насыщенных речевыми ляпсусами. Сам Остап Бендер вызывает у детей двоякое отношение. С одной стороны, это пройдоха, стремящийся к наживе, а с другой — это человек, который не теряется ни при каких обстоятельствах и, благодаря своему уму и находчивости, выходит из любой казусной ситуации.

С 1995 года в Козьмодемьянске проходит фестиваль сатиры и юмора под названием «Бендериада», и город на один день превращается в Васюки. Литературная жизнь города с лёгкой руки Остапа Бендера продолжается: идея авантюризма витает над городом и теперь. Здесь устраиваются межпланетные васюкинские шахматные турниры, проходят забавные игры, невероятные аттракционы, юмористические конкурсы, разыгрываются стулья, в одном из которых спрятаны серьги с бриллиантом. Здесь бывают известные юмористы страны. Здесь побывали и мы, но наша «бендериада» подошла к концу. Заряженные оптимизмом, мы отправились домой, но обещали вернуться.

В конце заседания мы поспорили о том, кем же мог быть Остап Бендер? Откуда он появился и куда внезапно исчез? В романе сказано, что он появился в Старгороде с северо-западной стороны, без носков, без ключа от квартиры и без денег. Из своей биографии он сообщал только одну подробность: его папа был турецкий подданный. Бендер переменил много занятий, жизнь кидала его в разные концы страны. Так кто же он? Дети высказали различные точки зрения, которые я не считала нужным комментировать. Главное, чтобы дети умели мыслить и правильно формулировать свои мысли.

8.Заключение.

В заключение хочу сказать о своих планах на будущее. Хотелось бы побывать со всеми учениками в Тарханах, Ясной Поляне, Елабуге, Мелехово и других литературных местах, связанных с жизнью и творчеством наших замечательных русских писателей. Литературные экскурсии являются образовательными, обогащают детей знаниями, вызывают интерес к языку, истории, архитектуре, искусству, музыке, религии, т.е. способствуют метапредметному изучению литературы. Кроме того, дети бывают очень благодарны учителю за то, что он открывает им дверь в мир прекрасного, формирует отношение ко всему увиденному, расширяет кругозор, уводит из повседневности в мир знаний. Изучение литературных и памятных мест России становится одним из этапов духовно-нравственного воспитания школьников.

За годы литературного туризма сложилась целая система работы по ознакомлению учащихся с культурой Чувашии и России (с учётом возраста учащихся и конкретных задач курса литературы).

Эта система постепенно расширяется благодаря разработке новых литературных маршрутов в соответствии с изучением программных произведений и воспитательными целями в работе с учащимися.

Оглавление

1.Введение.

2.Начало путешествий и исследовательской деятельности.

3.Духовный аспект нашей туристической и исследовательской деятельности.

4.Творческая деятельность учащихся, основанная на материалах экскурсий.

5.Дорога к Пушкину.

6.В стране Гончарова.

7.В краю Марий Эл.

8.Заключение.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://leaktrix.ru/esse/literaturnyiy-turizm/

1.Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главных деятелей. М.: «Книга», 1990г.

2.Соловьёв С.М. «История России с древнейших времён». М.: «Мысль», 1988г.

3.Иллюстрированный альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (№№ 41, 42 под ред.С.Н.Руганова).

4.Г.И.Золотухин, Т.Н.Кезина. Государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино».

5.Материалы экскурсий.

6.Интернет-ресурсы.