Основы философии уголовного права

Эссе

Преступление и наказание растут на одном стебле.

Ральф Уолдо Эмерсон, американский философ

В предмет отрасли уголовного права, как известно, входят правовые нормы, устанавливающие понятие и виды преступлений с предусмотренными за них наказаниями и иными мерами уголовно-правового воздействия, а также основаниями освобождения от ответственности. Из всех отраслей права уголовное право регулирует отношения по наиболее опасным деяниям для человека, общества и государства, которые требуют обязательной реакции государства в виде применения различных мер наказания, вплоть до смертной казни.

единственно возможное постижение зла есть его преодоление и погашение через сознание вины.

Библейское начало о возможностях познания добра и зла, когда последнее определяет в уголовном праве понятие преступления, долго не приносило своих результатов. До эпохи Просвещения отсутствовало всеобщее понимание и развитие уголовного права как научного или учебного предмета, не было развитых криминалистических или криминологических теорий. Описание преступных деяний в древних и средневековых нормах права носило формальный характер в виде греха, не учитывало в большинстве случаев многосторонности и сложности преступного деяния. Наказанием же была месть, или талион, т.е. назначение наказания исходило из принципа формального соответствия меры наказания причиненному преступлением вреду («око за око, зуб за зуб»).

В определенной степени этих же принципов придерживались в своих работах Кант и Гегель, ратуя в числе прочего за смертную казнь за убийства и формально равные наказания за иные преступления. Как пишет Э. Ферри, ни римляне, так прекрасно разработавшие гражданское право, ни средневековые юристы не сумели поднять уголовное право на высоту философской системы.

Чезаре Беккариа, Екатерины II

Постепенно уголовное право отходило от принципа мести, когда главным было не понимание сути преступного поведения, а увлеченность жестокими наказаниями. Французский философ А. Франк констатировал, что основы, выставляемые философией уголовного права как естественные основы человеческой деятельности и правосудия, приспособленные к репрессии преступлений и к защите общества, мало-помалу должны были восторжествовать над свирепыми инстинктами и дикими страстями, которые заставляли молчать в сердце голос совести человека; мало-помалу проникли они в законодательство с тою непреодолимою силою, которая заключается в истине.

Н.С. Таганцев различал два противоположных направления в уголовном праве: отношение преступника к преступлению и отношение государства к преступнику. Отсюда и уголовное право, по мнению ученого, конструируется двояко: или на первый план становится преступление с неизбежными, но вторичными последствиями в виде наказания, или же вперед выдвигается карательная деятельность государства и преступное деяние рассматривается только как основание этой деятельности.

44 стр., 21842 слов

Система уголовного права зарубежных государств

... уголовного права выбранных для исследования стран. Методологическую базу исследования, Структура работы:, Глава 1. Общая характеристика системы права и правовой системы 1.1 Понятие и структурирование системы права В отечественной теории государства ...

Гуманистическая система уголовного права, в первую очередь, исходит из природы преступления, причин его совершения, общественного существа отрицательного человеческого поведения, нарушающего естественные и юридические законы совместного общежития. И лишь затем, после нахождения причин совершения преступления и отношения человека к своей вине, следует наказание как мера возможной и необходимой ответственности. К примеру, не будет открытием тот факт, что при тиранических или диктаторских режимах в государстве на первое место ставится наказание, причем нередко в виде смертной казни, вне зависимости от причин, содержания, а чаще всего даже наличия факта преступления.

Преступления

По своей внутренней природе категория преступления во многом зависит от реалий окружающей действительности, государственной политики, мировоззрения, религиозных учений и иных социальных факторов, которые в совокупности определяют опасные деяния в обществе. Несмотря на многообразие причин, порождающих преступления, существуют преступления «классические», т.е. всегда опасные для общества (в том числе указанные в библейских заветах), и новые, т.е. деяния, которые криминализируются законом в процессе развития общества и государства. «Классические» преступления — убийства, кражи, причинение телесных повреждений и др. — всегда были и будут уголовно наказуемы в силу социальной практики, в том числе соответствия естественного права нормам позитивного права. Новые, вновь образуемые составы преступлений зависят как от состояния общественных отношений, так и от субъективных факторов в виде усмотрения органов власти, взглядов отдельных политических деятелей, а то и просто ошибок в государственной политике. В социальной динамике еще вчера определенные действия (бездействие) в рамках существующих отношений (моральных, административных, гражданских и др.) могли быть вне уголовной квалификации, а затем стали квалифицироваться как преступления. Возможна и обратная ситуация, когда потерявшие общественную опасность деяния переходят в разряд административных или вовсе не наказуемых поступков либо становятся полезными для общества (например, спекуляция, наказание за которую было предусмотрено ст. 154 УК РСФСР, теперь является поддерживаемой государством коммерцией).

Ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления

Соответственно, излишняя криминализация деяний ведет к излишней криминализации всего общества, что, в свою очередь, качественно снижает его статус, заставляет искусственно деградировать весь социум, влечет негативные социальные и правовые последствия. Как писала Н.Ф. Кузнецова, распространенность или массовость того или иного антиобщественного поведения является скорее всего доводом против возведения его в ранг преступления’. Такого же мнения придерживается А.В. Наумов, считающий, что чрезмерное число уголовно-правовых запретов превращает свободу в противоположность, в несвободу, поскольку во имя защиты свободы уголовный кодекс ее же серьезно и ограничивает, что влечет своеобразное проявление тоталитаризма.

4 стр., 1868 слов

Вина как признак преступления в зарубежном уголовном праве

... вины может вообще не возникать. 4 Вина, как признак преступления уголовного права Франции В действующем УК Франции, как и в двух предыдущих французских кодексах 1791 и 1810 гг., общее понятие ... (п. 1) провозглашается принцип ответственности только при наличии вины и указываются формы вины: «...лицо не является виновным в совершении посягательства, если оно не действовало с целью, заведомо ...

В свою очередь, Н.А. Лопашенко не считает, что смысл уголовного права заключается в специальной охране ценностей общества и человека, поскольку уголовно-правовые нормы начинают действовать только после совершения преступления, когда этим ценностям причинен вред. Иначе говоря, уголовноправовые запреты, даже в качестве предупредительных мер, влияют в основном на лиц, совершивших преступления или готовящихся их совершить. Это влечет необходимость крайне осторожного подхода как к вопросам криминализации отдельных деяний, так и к применению карательных мер, когда «размахивание уголовно-правовой дубинкой» может привести к серьезным внеправовым посягательствам на права и свободы человека и общества.

Одной из причин внеправового использования потенциала уголовного права является то, что оно, несомненно, относится к ресурсным источникам власти, что имеет свои негативные и позитивные черты. По мнению А.Э. Жалинского, вся история уголовного права изобилует противоречиями между его действительными задачами и возможностью антисоциального использования, между необходимым состоянием формы и содержания уголовного права и искажающими его предписаниями, между негативными последствиями и полезностью. В функциональном отношении уголовное право может обеспечивать социальный мир при справедливости содержащихся в нем законов или творить ад, конструируя искусственные преступления или пресекая их совершение преступными методами.

социального контроля,

Но, как это ни парадоксально, преступления имеют двустороннюю связь с пониманием социального контроля при обобщенном философском подходе к жизни человечества в мировом масштабе. Исходя из всеобщего отношения к ценностям общества и каждого человека в отдельности, социальный контроль в типичном понимании осуществляется как контроль государства над преступностью (уголовная политика, борьба с преступностью).

Однако существует и обратная тенденция, когда само совершение многих преступлений, особенно при их многочисленности, может стать способом социального контроля за нормальным развитием общества и государства. Дело в том, что нарушение уголовного закона отражает не только сам факт совершения опасных для общества действий, но и выражает некий общественный протест против сложившихся порядков, которые могут противоречить естественным законам существования общественных отношений. В этой связи Д. Блэк относит преступления к виду социального контроля, когда поведение, рассматриваемое как преступное, имеет совершенно противоположный смысл: многие преступления не имеют целью намеренное нарушение запретов, но имеют моральную подоплеку -— стремление восстановить справедливость. Это своего рода метод разрешения конфликтов, возможно, способ наказания или даже высшая мера наказания. В правовом же контексте это самосуд.

Тем самым к большинству случаев совершения преступлений следует подходить с философским вопросом «Зачем?» и исходя из этого решать вопросы применения карательных мер к криминальным лицам. П.А. Сорокин считал, что интенсивность кар тем более велика в каждый исторический момент, чем более примитивно данное общество и чем больше антагонистической разнородности в психике и поведении его членов.

12 стр., 5920 слов

Множественность преступлений

... и научной литературе по уголовному праву до 1996 года. была достаточно распространена точка зрения о необходимости выделения двух форм множественности: повторности и идеальной совокупности преступлений, первая из которых ... групп косвенно подтверждается тем фактом, что на члена этой группы установлено менее одного установленного преступления, в то время как ни один средний преступник не имеет более ...

наказания,

Наказание должно быть для преступника устрашающим и исправляющим фактором, пишет Г. Ашаффенбург, а если этого не будет, то человек исключается из общества. Последнее выстраивает ситуацию, когда человек становится изгоем, лицом по другую сторону жизни. Закономерно, что такое положение может повлечь абсолютно преступное поведение лица, отвергающего не только правовые, но и любые общественные нормы ввиду несправедливости применения наказания. Соответственно, меры наказания не должны способствовать воспроизведению преступника, служить катализатором его негативного поведения в обществе.

теории наказания,

    • теологическая, согласно которой право наказывать даруется государству Богом;
    • диалектического возмездия (Гегель), согласно которой само преступление заключает в себе идею и право наказания. По мнению Гегеля, совершением преступления человек фактически дает согласие на наказание, или, что им устанавливается закон, который преступник в этом поступке признал для себя, под который он может быть подведен как под свое право;
    • мировой справедливости, согласно которой наказание зла есть мировой закон, которому подчиняется человек;
    • теория самозащиты, т.е. непосредственной реакции на то, что наносит вред человеку;
    • теория категорического императива (Кант), согласно которой наказание всякого преступника требуется всею нравственной природою человека в условиях воздаяния равным за равное, поскольку сам человек захотел совершить наказуемый поступок;
    • теория врожденной справедливости, согласно которой наказание за преступление есть практическая необходимость, обусловленная врожденным законом справедливости, т.е. началом воздаяния злом за зло, добром за добро;
    • теория общего устрашения, т.е.

      предупреждения преступлений в отношении других лиц;

    • теория исправления преступника, когда наказание должно быть направлено только во благо преступника и общества;
    • теория, предоставляющая право наказывать преступника только лицам пострадавшим, т.е. в частном порядке;
    • теория, отрицающая право государства наказывать, потому что причины преступлений порождает само государство и общество.

    Как видим, все эти теории наказания переплетаются в выполнении своих задач, когда одна задача может вытекать из другой, накладываться на нее либо частично ее обосновывать, что образует единый обобщенный смысл наказания за преступление. По мнению А. Франка, важно, чтобы санкция уголовного закона сама не стала нравственным злом, чтобы она не оскорбляла общественной нравственности, а основывалась на самосохранении общества и индивида на основании одного и того же принципа. Кратко заметим, что в первую очередь это относится к смертной казни, представляющей собой убийство человека человеком, часто в условиях неочевидности и недоказанности вины казненного, особенно если он отрицает свою причастность к преступлению. Пожизненное лишение свободы значительно жестче для преступника и человечнее для общества.

    41 стр., 20242 слов

    Страхового интереса, без сомнений, является одной их ключевых ...

    ... общественные отношения, возникающие по поводу имущественного страхования. В свою очередь предметом исследования выступает договор имущественного страхования, а также нормативно-правовые акты, регулирующие имущественное страхование. Основу данной работы составили исследования таких российских ...

    В заключение необходимо отметить, что нормы уголовного права, особенно в их практическом использовании правоохранительными органами и судом, никогда не были первичным звеном правового воздействия на общество. Если действие уголовноправовых санкций начинает излишне активизироваться, следовательно, имеются серьезные недостатки в социальном развитии, а значит и в правовой действительности. Совершение преступлений и наказание человека человеком — это не нормальная, а исключительная деятельность человеческих отношений, не составляющая закономерностей жизни общества и государства. Речь идет не только о бездумной жестокости наказаний, но и о необоснованной криминализации деяний, следовательно, о превращении человека из законопослушного гражданина в преступника исходя из чисто позитивных начал права вне естественноправовых положений. Уголовное право — это обоюдоострое оружие, которое при неправильном его применении легко может наказать и держателя меча правосудия. Только осторожное обращение с названной отраслью права, с главной мыслью не навредить другому, не ошибиться может гарантировать гуманную его направленность.