Институц экономика. Оглавление институциональная экономика

Эссе

Общественная собственность

  • Права собственности не персонифицированы

  • Доступ открыт всем без исключения

  • Субъект, который решает, как использовать ресурсы тот, кто в данный момент получил доступ.

  • Выгоды от использования получает отдельный человек, но издержки по использованию несут все.

  • Гарант – имеющиеся нормы в обществе.

  • Неограниченные возможности использования ресурсов.

  • Самые низкие трансакционные издержки.

Проблема открытого доступа к ограниченным ресурсам обусловлена тем, что каждый из агентов присваивает выгоды от использования ресурсов поодиночке, тогда как бремя издержек, связанных с избыточным использованием, распределяется между всеми агентами вместе. В результате происходит не только размывание ренты , но и избыточная эксплуатация общественного блага («трагедия общественных ресурсов»).

При системе общедоступной собственности доступ открыт всем, но так как предложение большинства ресурсов ограничено, в действие обычно вступает принцип «первым занял, первым воспользовался».

Пример: ловят рыбу в море, рыбы становится все меньше и меньше.

Люди ловят рыбу, рассчитывая на свою производительность и на то что море – открытый ресурс.

Стратегическая модель решения проблемы: процесс естественного воспроизводства рыбы рассматривается как данность. При истощении ресурса вступает в силу закон предельной производительности ( распределить определенное количество рыбы на рыбака).

Динамическая модель: чтобы шел естественный процесс воспроизводства рыбы, необходимо сохранять в море определенное количество рыбы.

К образованию общественной собственности ведут слишком высокие издержки выделения и охраны частной собственности

37 стр., 18238 слов

Анализ использования персонала предприятия и фонда заработной платы

... потенциала предприятия по количественным и качественным характеристикам; изучение динамики, структуры и движения трудовых ресурсов; анализ использования фонда рабочего времени; анализ показателей использования трудовых ресурсов; анализ фонда заработной платы, соотношений темпов роста производительности труда и средней заработной платы; оценка резервов использования трудовых ресурсов. Анализ по ...

Решение проблемы:

  • Передача ресурса в частную собственность

  • Централизация решений (единоличный правитель, Госплан)

  • Установление налогов и квот

  • Неформальные правила

Исключительные права собственности и условия их формирования ???

Оглавление

Исключительное право

Коллективная (общинная ) собственность

Оглавление

Совладельцы государственной собственности не обладают единоличными исключительными, продаваемыми на рынке правами по использованию ресурса.

Для общей собственности характерны многочисленные неценовые регламентации, служащие суррогатом тех самоограничений , которые были бы введены владельцами в условиях индивидуальной собственности (ограничения на размер плуга, величину ячеек в рыболовных сетях, установление охотничьих сезонов, запрет на отстрел животных до достижения ими определенного возраста и т. д.).

Вследствие такого рода регламентаций общая собственность оказывается технически взаимосвязана и переплетена с государственной, потому что обычно именно государство вводит эти ограничения и следит за их соблюдением.

Западные экономисты выделяют несколько важнейших отличий государственной собственности от частной. Причем дело тут не в численности совладельцев: железнодорожная станция, которая «принадлежит» 1000 налогоплательщиков города, и корпорация, которой сообща владеют 1000 акционеров, – разные системы собственности с разными поведенческими последствиями.

1 . Главный фактор – неспособность совладельца государственной собственности продать или передать свою долю участия в ней. Более того, никто не может уклониться от обладания ею: Уклониться от совладения железнодорожной станцией можно, лишь переехав в другое место, тогда как держатель акции может продать ее, не покидая города.

2. Отсутствие тесной корреляции между поведением индивидуальных совладельцев государственной собственности и результатами ее использования. Члены общества, следовательно, слабее заинтересованы в контроле за результатами использования государственной собственности.

3. В связи с этим у них меньше стимулов контролировать поведение наемных управляющих (бюрократов), которым делегированы права пользования (говоря конкретнее – меньше стимулов к тому, чтобы в выполнении функций контроля стали специализироваться именно те члены общества, которые обладают сравнительными преимуществами в этом роде деятельности).

Вследствие менее эффективного , чем в частных формах, контроля за поведением управляющих у тех появляется больше возможностей злоупотреблять своим положением в личных интересах.

4. Дополнительные проблемы связаны с тем, что «коллективный интерес» сложнее определить и измерить, чем частный: «…бюрократ имеет больше стимулов производить то, в чем, как он думает, нуждается общество, и меньше стимулов производить то, на что общество предъявляет спрос. Мнение бюрократа о том, что общество должно иметь, обычно называют «интересами общества»

Некоторые из этих затруднений не являются специфическими для государственной собственности и в равной мере характерны для любых форм объединения прав нескольких собственников в единый пучок правомочий (партнерства, корпоративная собственность).

6 стр., 2995 слов

Издержки обращения в торговле

... Издержки обращения имеют место в сбытовых структурах промышленности в виде коммерческих расходов, в оптовой и розничной торговле в виде издержек обращения . В ... затрат. Затраты объединены в 5 основных групп: 1. Материальные затраты. В составе этой группы в торговле отражают стоимость ... и окладам). В случае если предприятие прекращает работу на длительный срок, остаточные издержки следует снижать ...

Главная проблема, с которой сталкивается групповая собственность во всех ее вариантах, – согласование интересов отдельных участников и группы в целом. Групповая собственность поощряет поведение, выгоды от которого достаются какому-то одному участнику группы, а издержки распределяются среди всех ее членов. И наоборот: она ослабляет стимулы к принятию решений, издержки которых ложатся на кого-то одного , а выгоды делятся между всеми членами группы. Например, «плоды» своего оппортунистического поведения государственный чиновник пожинает сам, тогда как возникающие в связи с этим экономические потери падают на всех членов общества и он в качестве совладельца государственной собственности несет ничтожно малую их часть . Соответственно, усилия какого-либо индивидуума по налаживанию эффективного контроля за деятельностью государственных служащих потребуют от него значительных затрат времени и средств, тогда как участие в дележе выгод от установления такого контроля неизбежно примут все члены общества .

  • Итак, совладельцы государственной собственности не могут производить концентрации своего богатства в избранных ими областях (не могут, например, увеличить свою долю «собственности» в здравоохранении, уменьшив свою долю «собственности» в обороне);
  • расщеплять пучки правомочий и специализироваться в реализации частичного правомочия только одного типа;
  • осуществлять действенный контроль за своими агентами.

Имеется богатый фактический материал по сопоставлениям предприятий, находящихся в собственности государства и частных лиц. Он показывает, что государственные предприятия при прочих равных условиях устанавливает более низкие цены на свою продукцию; имеют большие мощности; больше средств тратят на строительство зданий и помещений ; используют более капиталоемкие технологии; имеют более высокие операционные издержки; реже пересматривают цены, слабее реагируют на изменения в спросе; производят менее разнообразную продукцию; медленнее осваивают новую технику; имеют более продолжительные сроки службы высших управляющих .

В связи с такими итогами сравнительного анализа альтернативных систем собственности возникают по меньшей мере два вопроса:

  • а) означает ли это, что государственная собственность всегда и во всех случаях неэффективнее частной;

б) чем объяснить, что в условиях рыночной экономики вообще продолжают существовать подобные очаги неэффективности, не исчезающие в ходе конкуренции?

Коммунальная собственность, черты:

Семейная собственность

  • часть ресурсов принадлежит группе А. Чем более группа объединена общими интересами и однородностью членов , тем более она эффективна и устойчива.
  • Ниже издержки по защите прав собственности, чем для частной (часть группы специализируется на обеспечении безопасности).

  • проблема безбилетника
  • разделение π

Недостаток: проблема принятия решений. Достижение целей возможно путем голосования.