Таможенные платежи и их роль

Дипломная работа

ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1.1 Сущность таможенного регулирования. Основные методы таможенного регулирования

Важнейшая роль в обеспечении экономических интересов государства принадлежит таможенной службе, одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и выполняя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем .

Обретение Казахстаном суверенитета и независимости, признание его полноправным членом международного сообщества ставят перед государством глобальные задачи, выполнение которых требует создания оптимального механизма для их реализации и разрешения всех вопросов внутренней и внешней политики.

Конституционный принцип ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, их взаимодействие через систему сдержек и противовесов следует отнести к составной части государственного механизма власти.

Таможенное дело в Республике Казахстан образуют порядок и условия перемещения через таможенную границу Республики Казахстан товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей и налогов, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства осуществления таможенной политики, а также организационно-правовые основы деятельности таможенных органов Республики Казахстан. Республика Казахстан реализует единую таможенную политику, которая является неотъемлемой частью внутренней и внешней политики Республики Казахстан. За таможенную политику отвечают центральные государственные органы. Целями таможенной политики Республики Казахстан являются: защита казахстанского рынка; защита казахстанских производителей и потребителей; стимулирование развития экономики; содействие проведению структурной перестройки в экономике; поощрение конкуренции и противодействие монополизму; стимулирование экспорта и поощрение импортозамещающего производства; привлечение иностранных инвестиций; решение задач торговой политики; иные цели, определяемые центральными органами государственной власти Республики Казахстан .

Таможенная система любого государства подразумевает не только государство и другие структуры, обеспечивающие реализацию таможенной политики, но и практические нормы их деятельности. Таким образом, когда речь идет о таможенной системе государства, это означает не только действующую структуру таможенных органов, но и нормы таможенного законодательства, включая законы и другие нормативные акты.

52 стр., 25976 слов

Совершенствование деятельности таможенных органов по выявлению ...

... квалификационной работы является правоотношения в сфере валютного контроля. Предмет - пути совершенствования деятельности таможенных органов по выявлению нарушений в сфере валютного контроля. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить сущность валютной политики Российской ...

Основой системы является Закон Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан». Это законодательный акт, в котором объединены и систематизированы нормы права, регулирующие общественные отношения в области таможенного дела — порядок и условия перемещения через таможенную границу Республики Казахстан товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей и налогов, таможенного оформления и таможенного контроля и других средств осуществления таможенной политики, а так же организационно-правовые основы деятельности таможенных органов Республики Казахстан.

Таможенная система Республики Казахстан приводится в соответствие с другими отраслями государственного права Законами Республики Казахстан, которые содержат в себе нормы таможенного права и обеспечивают функционирование всей правовой части таможенного законодательства.

Несмотря на важность законов для регулирования таможенного дела, они объективно не могут решить все вопросы, возникающие в связи с динамичным и мобильным характером таможни. Действующие таможенные правила призваны быстрее решать проблемы, обеспечивать возможность чуткого реагирования на возникающие проблемы. Важнейшую роль в этом играют указы президента и постановления правительства. Источниками таможенного права являются устав Центрального таможенного управления Республики Казахстан. К ним относятся приказы, положения, правила, инструкции, инструкции, инструкции, информационные письма. Они часто содержат общие правовые и нормативные требования, касающиеся регулирования определенных частей и разделов таможенного дела. Иногда принимаются совместные акты центрального таможенного органа и других правоохранительных органов .

Соблюдение норм и принципов международного таможенного права обеспечивается самими государствами на основе баланса интересов и полного единообразия в понимании и применении норм международного права всеми государствами. Они формируются на основе универсальных и многосторонних договоров организаций таможенного сотрудничества, связанных с системой органов Организации Объединенных Наций. Как полноправный член этих организаций, Республика Казахстан ратифицирует принятые международные договоры, соглашения и конвенции, направленные на расширение политических, культурных и торговых отношений с другими странами.

До конца 80-х годов прошлого века регулирование внешнеэкономических связей Казахстана определялось особенностями советской экономики, основанной на централизованном распределении финансовых и материальных ресурсов.

Государственная монопольная система внешней торговли жестко отделяла внешний рынок от внутреннего. Распределение ресурсов было лишь частично сосредоточено на концепции сравнительных преимуществ, в то время как его основная цель заключалась в удовлетворении производственных потребностей в бывшем СССР. Импорт решил проблему получения недостающего товара, а экспорт обеспечил необходимые платежные средства. Все союзные объединения монопольно специализировались на экспорте (импорте) отдельных товаров .

Право на внешнеторговые операции было предоставлено исключительно специализированным государственным организациям — 95% внешнеторгового оборота страны приходилось на объединения Министерства внешней торговли (позже — Министерства внешних экономических связей).

20 стр., 9868 слов

Защита авторских и смежных прав в Республике Казахстан

... прав (Согласно Закону Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах»). При соавторстве права принадлежат каждому из авторов. [1] 1.2. Понятие и сущность смежных прав Смежные права ... авторского права также относятся производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, обзоры ... Гражданского Кодекса РК, к авторским правам относятся: 1) Исключительные права на использование ...

На внешнем рынке товары продавались по мировым ценам, а на внутреннем — по фиксированным национальным ценам. Полученные прибыли и убытки были покрыты за счет государственного бюджета. Банк внешней торговли и Государственный банк финансировали коммерческую деятельность этих объединений.

Монополизация внешнеторговой деятельности, оторванность производителей от мирового рынка, косвенная связь с ним через обязательных внешнеторговых посредников, подчиненность задач внешнеторговой деятельности, призванной компенсировать дисбалансы в национальном хозяйстве, — все это приводило к ухудшению качества производимой продукции, нерациональной структуре экспорта /и импорта.

В 1970-е годы негативные тенденции были в определенной степени нейтрализованы изменением благоприятной для страны конъюнктуры мирового рынка. Это выразилось, прежде всего, в значительно более высоких темпах роста цен на топливо и энергоносители, составлявшие основу экспорта бывшего СССР, по сравнению с ценами на импортные машины и оборудование.

В конце 80-х годов ситуация на внешнем рынке изменилась в худшую сторону. Темпы роста объема внешней торговли равнялись темпам роста национального дохода. В результате уменьшились внешнеторговые поступления в бюджет и снизилась его роль в формировании национального дохода.

  • Реагируя на изменившуюся экономическую ситуацию, государственные власти предприняли попытку реорганизовать систему

внешнеэкономического регулирования, либерализовать условия внешнеторговой деятельности.

В 1988 г была ликвидирована внешнеторговая монополия профсоюзов. Ряд крупных корпораций и министерств получили право проводить внешнеторговые операции. Ликвидация монополии на внешнюю торговлю была дополнена либерализацией цен и установлением более реалистичного обменного курса рубля.

— Последовательной реорганизации подверглась таможенно-тарифная система страны. Из чисто символической структуры, которая перераспределяла средства между отдельными статьями государственного бюджета, тариф стал важным инструментом коммерческой политики.

Действующий казахстанский таможенный тариф представляет собой перечень товаров, составленный на основе международной классификации. Каждый товар имеет разные уровни таможенных ставок в зависимости от режимов, применяемых в странах происхождения товара .

1.2 Виды таможенных платежей. Срок и порядок их уплаты

Согласно Таможенному кодексу от 5 апреля 2003 года №401-II d Республике Казахстан действуют следующие таможенные платежи:

1) таможенные пошлины;

2) таможенные сборы;

3) сборы;

4) плата за предварительное решение .

Плательщики, порядок исчисления, уплаты, возврата и сбора таможенных платежей, а также льготы по таможенным платежам определяются Таможенным кодексом Республики Казахстан.

Таможенные органы (Республики Казахстан — исключены) в порядке и

на условиях, установленных законодательством Республики Казахстан, взимают антидемпинговые, защитные и компенсационные пошлины.

Для налогоплательщиков порядок исчисления и уплаты налогов определяется налоговым законодательством Республики Казахстан.

При перемещении товаров физическими лицами в упрощенном порядке

таможенные платежи и налоги могут уплачиваться в виде совокупного таможенного платежа, устанавливаемого Правительством Республики Казахстан.

11 стр., 5421 слов

Правовой статус Республики Казахстан как субъекта международного права

... Республики Казахстан как субъекта международного права. Задачи работы Работа состоит из введения, четырех глав и заключения. 1. Роль международного права в правовой системе Республики Казахстан В 1991 году Казахстан возродил свою государственность, стал полноправным субъектом международного права. ...

Согласно Таможенному Кодексу Республики Казахстан ставки таможенных платежей подразделяются на:

1) адвалорные — начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

2) специфические — начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

3) комбинированные — сочетающие оба названных вида ставок таможенных платежей.

Согласно Таможенному кодексу Республики Казахстан уплата таможенных пошлин производится при декларировании товаров в таможенных режимах, условия размещения, при которых они устанавливают уплату таможенных пошлин в соответствии с Таможенным тарифом Республики Казахстан. Более подробно таможенные режимы будут рассмотрены в подпункте 1.3 первой главы.

К таможенным сборам относятся:

1) таможенный сбор за таможенное оформление;

2) таможенный сбор за таможенное сопровождение;

3) таможенный сбор за хранение товаров.

Основанием для определения размера таможенных сборов является стоимость затрат таможенных органов на осуществление данных действий.

За основное таможенное оформление товаров и транспортных средств взимается сбор за таможенное оформление в размере, установленном Правительством Республики Казахстан.

За таможенное сопровождение товаров таможенные органы взимают таможенные пошлины в размере, установленном Правительством Республики Казахстан.

В случае таможенного сопровождения нескольких транспортных средств сумма таможенной пошлины пропорционально делится на количество участников сопровождения.

За хранение товаров на таможенных складах и складах временного хранения, принадлежащих таможенным органам, взимаются таможенные пошлины в размере, установленном Правительством Республики Казахстан.

К сборам, взимаемым таможенными органами, относятся:

1) сбор за выдачу лицензии;

2) сбор за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению.

Сбор за выдачу лицензии взимается за:

1) учреждение таможенного склада;

2) учреждение магазина беспошлинной торговли;

3) учреждение свободного склада;

4) учреждение склада временного хранения;

5) осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика;

6) осуществление деятельности в качестве таможенного брокера .

Для принятия предварительного решения о классификации, методике определения страны происхождения и таможенной стоимости товаров взимается сбор за предварительное решение в размере, установленном Правительством Республики Казахстан.

По товарам, в отношении которых установлены специфические ставки

таможенных пошлин, базой для обложения таможенными пошлинами является единица измерения в соответствии с Товарной номенклатурой внешне¬ экономической деятельности, применяемой в Республике Казахстан.

11 стр., 5194 слов

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

... влияние на дальнейшее развитие правовой системы, в работе затронуты особенности советской правовой системы. Существенные недостатки советской правовой системы привели к необходимости осуществления реформы правовой системы в Республике Казахстан. Поэтому изучение особенностей правовых основ других стран ...

При обнаружении таможенного правонарушения таможенный орган рассчитывает причитающиеся таможенные пошлины, налоги.

Расчет таможенных платежей, налогов осуществляется в национальной валюте Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан.

Для целей исчисления таможенных платежей и налогов применяются

ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом.

Для целей исчисления таможенных пошлин и налогов применяются став-ки в соответствии с таможенным тарифом Республики Казахстан и налоговым законодательством Республики Казахстан, соответствующие коду товаров по

Плательщиками таможенных платежей являются лица:

1) обладающие полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, или декларант;

2) получающие лицензии или квалификационный аттестат специалиста по

таможенному оформлению.

Таможенные пошлины уплачиваются до или в день регистрации таможенной декларации, за исключением случаев, когда применяется процедура предварительного или периодического декларирования, а также при изменении срока уплаты таможенных пошлин.

При использовании условно выпущенных товаров в иных целях, чем те, в

связи с которыми было предоставлено освобождение от обложения таможенными пошлинами, сроком уплаты таможенных пошлин считается день, когда лицом были нарушены ограничения по пользованию и распоряжению товара¬ми. При невозможности установления дня нарушения дата регистрации таможенной декларации считается сроком уплаты таможенных пошлин.

Таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются:

1) до или в день регистрации таможенной декларации;

2) если таможенная декларация не была подана в сроки, то сроки уплаты истекают со дня истечения сроков на подачу таможенной декларации;

3) при использовании условно выпущенных товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми было предоставлено освобождение от обложения таможен¬ными сборами за таможенное оформление, сроком уплаты указанных сборов считается день, когда лицом были нарушены ограничения по пользованию и распоряжению товарами. В случае невозможности установления дня нарушения дата регистрации таможенной декларации считается датой истечения срока ее действия.

Таможенные сборы за таможенное сопровождение уплачиваются после

принятия таможенным органом решения о таможенном сопровождении, но

не позднее начала организации таможенного сопровождения.

Таможенная пошлина за хранение товаров на таможенных складах и складах временного хранения, созданных таможенными органами, уплачивается в день вывоза товаров с территории этих складов.

Согласно Таможенному кодексу Республики Казахстан существуют следующие льготы по уплате таможенных платежей.

Под льготами по таможенным платежам понимаются льготы в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан, в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин, а также тарифных преференций.

Запрещается предоставление льгот по таможенным платежам другими

нормативными правовыми, актами Республики Казахстан.

14 стр., 6582 слов

Коррупция в Республике Казахстан, ее причины

... закон Республики Казахстан от 2 июля 1998 года «о борьбе с коррупции», так же существуют различные программы по борьбе с коррупцией в частности Государственная программа борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы Принятая в соответствие с указом президента Республики Казахстан. ...

От обложения таможенными пошлинами освобождаются:

1) транспортные средства, осуществляющие регулярные международные

перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения, снаряжение, топливо, продовольствие и другое имуще¬ство, необходимые для их эксплуатации во время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенные за границей в связи с ликвида¬цией аварии (поломки) данных транспортных средств;

2) предметы материально-технического снабжения, снаряжение, топливо,

продовольствие и другое имущество, вывозимые за пределы таможенной территории Республики Казахстан для обеспечения производственной деятельности казахстанских или арендованных (зафрахтованных) казахстанскими ли¬цами морских судов, ведущих морской промысел, а также продукция их про¬мысла, ввозимая на территорию Республики Казахстан;

3) национальная и иностранная валюта (кроме используемой в нумизматических целях), а также ценные бумаги в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

4) товары, кроме подакцизных, ввозимые на таможенную территорию Республики Казахстан или вывозимые с таможенной территории Республики Ка¬захстан в качестве гуманитарной помощи;

5) товары, кроме подакцизных (за исключением легковых автомобилей,

специально предназначенных для медицинских целей), ввозимые на таможенную территорию Республики Казахстан или вывозимые с таможенной тер¬ритории Республики Казахстан по линии государств, правительств, междуна¬родных организаций в качестве безвозмездной помощи, на благотворитель¬ные цели, включая оказание технического содействия;

6) товары в соответствии с законодательством Республики Казахстан об

инвестициях;

7) сырье, ввозимое Национальным Банком Республики Казахстан и его

филиалами, представительствами и организациями для производства денежных знаков;

8) товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Казах¬

стан в рамках таможенных режимов, предусматривающих освобождение от

обложения таможенными пошлинами;

9) товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан

физическими лицами по нормам беспошлинного ввоза и вывоза товаров, установленным Правительством Республики Казахстан;

10) товары, освобождаемые от обложения таможенными пошлинами в соответствии с законодательством Республики Казахстан о миграции;

11) товары, приобретаемые за счет средств грантов, предоставленных по

линии государств, правительств государств, а также международных организаций, определенных в соответствии с налоговым законодательством Республи¬ки Казахстан;….