Актуальные проблемы исполнительного производства

Дипломная работа

Правоприменительные процедуры — это динамично развивающаяся область российского права, которая в последнее время приобретает все большее значение.

Суть исполнительного производства заключается в том, что правоохранительные органы, применяя специальные меры воздействия, обеспечивают удовлетворение интересов граждан и организаций в исполнительном производстве. Этот сложный процесс, в котором нужно соблюдать баланс интересов как взыскателя, так и должника, должен осуществляться в соответствии с принципами исполнительного производства, под которыми понимается совокупность нормативно закрепленных, основных положений, определяющих сущность и содержание процессуальных отношений, возникающих в исполнительном производстве.

Исполнительное производство занимает особое место в системе права. Значение норм, его составляющих трудно переоценить. В основе законодательства об исполнительном производстве лежат конституционные нормы, гарантирующие государственную, в том числе и судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина (ч.1 ст. 45; ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ).

Действенность судебной защиты и авторитет власти зависят не только от того, насколько грамотны, законны и обоснованны акты суда и других государственных органов и должностных лиц, но и от того, насколько быстро и реально они будут исполнены, претворены в жизнь.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в настоящее время многие вопросы как науки исполнительного производства, так и практики реализации Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» не находят единого разрешения ввиду формирования доктрины, несовершенства законодательства и иных причин.

Цель исследования — изучить особенности исполнительного производства.

Объект исследования — правовая природа, основные задачи, принципы и этапы исполнительного производства.

Предметом исследования является исполнительное производство.

В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:

1. раскрыть теоретические основы исполнительного производства, в том числе:

  • описать правовую природу исполнительного производства;
  • привести основные задачи и принципы исполнительного производства в российском праве.

2. рассмотреть стадии исполнительного производства, в том числе:

  • Возбуждение исполнительного производства;
  • Подготовка к принудительному исполнению;
  • Осуществление принудительного исполнения;
  • Окончание исполнительного производства.

3. описать основные производства исполнительного процесса, в том числе:

46 стр., 22518 слов

Процедура конкурсного производства при банкротстве

... связанным с проведением конкурсного производства. Научная новизна исследования заключается в том, что, в отличие от опубликованных научных работ, посвященных процедурам несостоятельности, некоторые аспекты процедур банкротства более подробно раскрыты в дипломной работе. Такой подход ...

  • рассмотреть производство по обращению взыскания должника;
  • привести особенности исполнения исполнительных документов по делам неимущественного характера.

Теоретическая значимость выбранной темы заключается в изучении организации исполнительных процедур.

Прикладное значение выбранной темы заключается в обобщении применяемых на практике исполнительных процедур.

Разработанность данной проблемы: вопросы исполнительного производства достаточно подробно описаны в трудах А.Х. Агеева, И.Ю. Бурмакова, А.Н. Береснева, А.Т. Боннер, Д.Х. Валеева, М.А. Викут, Ю.В. Геппа, Б.Е. Деготя, М.Р. Загидуллина, A.A. Игнатенко, Н.В. Кириленко, Е.К. Костюшина, A.B. Лягина, Д.Я. Малешина, А.В.Матвеева, И.Б. Морозовой, H.A. Панкратовой, A.B. Pero, А.Н. Сарычева, А.К. Сергун, A.M. Треушникова, Г. Д.

Улетовой, М.Ю. Челышева, В.М. Шерсткжа, М.К. Юкова, В.В.Ярковаи др.

Несмотря на наличие многочисленных источников, практически все принципиальные вопросы общей части исполнительного производства не решены в достаточной степени: понятие исполнительного производства, его предмет и способ правового регулирования, система и принципы исполнительного производства. В специальной части прикладной системы исследования в основном носят прикладной характер, но по-прежнему мало исследований, которые были бы действительно сложными и всеобъемлющими. Это связано с тем, что изучению вопросов особой части исполнительного производства препятствует постоянное изменение соответствующего материального и процессуального законодательства, а также противоречие правоприменительной практике.

В состав работы входят три главы, объединяющие шесть разделов, введение, заключение, библиографию.

1.1 Правовая природа исполнительного производства

Исследование правовой природы исполнительного права (исполнительного производства) представляет особый интерес в силу того обстоятельства, что данная отрасль права является еще относительно молодой и проходящей пока период своего становления.

Вопрос о правовой природе этой характерной отрасли сегодня очень дискуссионен в юридической науке. Кроме того, не все авторы признают его независимость в правовой системе Российской Федерации, что служит обязательным фактором в развитии доктрины исполнительного права. В современной литературе пока еще не сложилось даже устойчивого понятия такой отрасли, которую разные авторы именуют и «исполнительное право», и «исполнительное процессуальное право», и «гражданское исполнительное право» или же, наконец, говорят просто об «исполнительном производстве»Гуреев В.А., Гущин В.В. Исполнительное производство: учебник. М.: Эксмо, 2010. С. 15..

Условно можно выделить следующие подходы к правовой природе норм об исполнительном производстве:

1. Исполнительное производство рассматривается как стадия (институт) гражданского (арбитражного) процесса (так называемый традиционный подход в понимании исполнительного производства)Дернова Д.В. Особенности исполнительного производства как стадии гражданского процесса // Исполнительное право. 2009. № 2. С. 34..

2. Исполнительное производство характеризуется в качестве института (подотрасли) административного или административно-процессуального права (административная теория исполнительного производства)Десятик М.С. Исполнительное производство как правовой институт российского законодательства // Исполнительное право. 2011. № 2. С. 26..

32 стр., 15538 слов

Исполнительное производство

... нормы гражданского права и нормы гражданского процессуального права, а также других отраслей права. Новизна исследования заключатся в том что, произошла реформа исполнительного производства, вступили в действия новые Федеральные законы РФ «Об исполнительном производстве» и «О ...

3. Исполнительное производство представляется как самостоятельное правовое образование (отрасль) в системе российского права (теория самостоятельности исполнительного производства)Чухвичев Д.В. Исполнительное производство. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С. 13..

Соглашаясь в целом с высказанной в литературе критикой первых обозначенных подходов Исполнительное производство: процессуальная природа и цивилистические основы / Под ред. Д.Х. Валеева, М.Ю. Челышева. — М., 2007. С. 46., мы придерживаемся теории самостоятельности исполнительного производства.

В настоящее время в рамках теории самостоятельности исполнительного производства можно выделить три подхода к пониманию сущности исполнительного производстваЗипунникова Ю. Н. К вопросу о процессуальной форме исполнительного производства // Исполнительное производство: процессуальная природа и цивилистические основы : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, г. Казань, Казанский государственный университет, 4 апреля 2008 г. М.: Статут, 2009. C. 65.. В контексте первого подхода исполнительное производство рассматривается как комплексная отрасль права, имеющая внепроцессуальный характер, состоящая из «совокупности целой системы определенных производств по исполнению конкретных юрисдикционных актов, относящихся к ведению органов исполнительной власти» Ярков В.В. Основные мировые системы принудительного исполнения. Проблемные вопросы гражданского и арбитражного процессов / Под ред. Л.Ф. Лесницкой, М.А. Рожковой. — М.: Статут, 2008. С. 65.. Авторы второго подхода приходят к выводу, что исполнительное производство — самостоятельная процессуальная отрасль права Исполнительное производство в Российской Федерации: Курс лекций / Под ред. О.В. Исаенковой. — М.: ГроссМедиа, 2008. С. 32.. И в рамках третьего подхода исполнительное производство обозначается как процессуальная комплексная отрасль права Исполнительное производство: процессуальная природа и цивилистические основы / Под ред. Д.Х. Валеева, М.Ю. Челышева. С. 61 — 62..

Присоединяясь к мнению ученых — сторонников «традиционного понимания процессуальной формы», в качестве дополнительного аргумента обозначенного подхода можно рассматривать закрепленную в Конституции РФ (ст. 10) концепцию разделения государственной власти на отрасли, в рамках которой судебная власть, являясь независимой и самостоятельной, выполняет только ей присущие функции, имеет собственные цели и задачи. И в этой системе разделения властей, функционирование которой обеспечивает механизм контроля и противовесов, процессуальная форма выступает инструментом этого механизма. Роль процессуальной формы как гаранта защиты нарушенных и оспоренных прав, свобод, законных интересов значительно возросла и усилилась, поскольку, во-первых, деятельность законодательной и исполнительной власти может стать объектом проверки власти судебной (прямой и косвенный нормоконтроль, оспаривание действий (бездействия), решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих), во-вторых, законность судебных актов контролируется самой судебной властью (пересмотры судебных актов в порядке апелляции, кассации, надзора, по вновь открывшимся обстоятельствам).

6 стр., 2889 слов

Исполнительное производство в хозяйственном суде Республики Беларусь

... применение. Принудительное исполнение судебных актов обеспечивает их стабильность, гарантирует реализацию прав, признанных решением хозяйственного суда, и исполнение установленных им обязанностей. Исполнительное производство в хозяйственном процессе - это стадия хозяйственного судопроизводства, в которой специально уполномоченные ...

А потому деятельность судебных органов (и только судебных) облекается в процессуальную форму, которая в полной мере и объеме может обеспечить возможность такого контроляЗипунникова Ю. Н. К вопросу о процессуальной форме исполнительного производства // Исполнительное производство: процессуальная природа и цивилистические основы : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, г. Казань, Казанский государственный университет, 4 апреля 2008 г. М.: Статут, 2009. C. 66..

Целью исполнительного производства является то, чтобы, не изменяя сути акта, изданного судом или другим уполномоченным органом, исполнить его в принудительном порядке с помощью специально предусмотренных законом средств.

Объектом принудительного исполнения могут быть как судебные акты, так и акты других органов и должностных лиц, причем не всех, а только тех, которым предоставлено право возлагать имущественные обязательства на определенных лиц.

На основании ст. 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» можно сформулировать основные признаки исполнительного производства:

1. Исполнительное производство осуществляется принудительно, т.е. вне зависимости от воли и желания обязанных лиц. Принудительно могут быть применены следующие меры: обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его дальнейшая реализация; обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника; обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящееся у других лиц; изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе; взыскание штрафа; а также иные меры, предусмотренные ФЗ «Об исполнительном производстве».

2. Вышеуказанные мероприятия осуществляются специально уполномоченными лицами: судебными приставами-исполнителями, а также некоторыми другими органами или лицами, специально уполномоченными на это. Например, банк после получения ордера на взыскание долга обязан принудительно списать со счета должника и зачислить определенную сумму денег, указанную в акте о взыскании долга, на счет заявителя.

3. Принудительные меры касаются исключительно имущественных предписаний, а точнее — актов, предписывающих определенным субъектам имущественного оборота совершить действия (или воздержаться от действий), в которых у контрагентов есть материальная заинтересованность.

4. Сам процесс исполнительного производства носит формальный характер, т.е. осуществляется в специально установленной законом форме Белоусов Л.В., Закарлюка А.В., Куликова М.А., Решетникова И.В., Царегородцева Е.А. Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» и практике его применения» (постатейный) / Отв. ред. И.В. Решетникова. — М.: ВолтерсКлувер, 2009. С. 26..

С учетом вышеизложенного можно констатировать, что исполнительное производство представляет собой комплексный правовой институт российского законодательства, который можно рассматривать как совокупность правовых норм, регламентирующих процессуальные, организационные и материально-технические действия, направленные на правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

38 стр., 18966 слов

Стадии исполнительного производства

... правомочий заняло бы несколько страниц печатного текста. Одно исполнительное производство (и содержание исполнительных действий) не похоже на другое вследствие, например, различия должника (гражданина или юридического лица), вида требования, содержащегося ...

1.2 Основные задачи и принципы исполнительного производства в российском праве

Задачи исполнительного производства определяются задачами гражданского судопроизводства, но не совпадают с ними. Главной задачей исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях — исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций Валеев Д.Х. Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» (с постатейными материалами).

М.: Статут, 2011. С. 27..

Надлежащим исполнением судебных и иных актов будет исполнение таких актов в строгом соответствии с требованиями закона об исполнительном производстве и в строгом соответствии с их содержанием. Выполнение данной задачи может быть затруднено в случае неясности требований, например, резолютивной части судебного решения, в связи с чем законодатель предусматривает не только институт разъяснения судебного решения, но и впервые — разъяснения исполнительного документа, способа и порядка их исполнения (ст. 433 ГПК, ст. 32 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Своевременным исполнением судебных и иных актов считается их исполнение в сроки, установленные законом. По общему правилу, закрепленному в ст. 36 ФЗ «Об исполнительном производстве», требования исполнительного документа должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Если срок выполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, установлен федеральным законом или исполнительным документом, требования должны быть выполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом. В этой же статье предусмотрены исключения из общего правила о сроках исполнения судебных приказов.

Задачи исполнительного производства по правильному и своевременному исполнению должны решаться комплексно, только в этом случае можно будет говорить о достижении цели защиты нарушенных прав.

Процесс принудительного исполнения должен осуществляться по определенным принципам, под которыми понимается совокупность установленных законом основных положений, определяющих сущность и содержание процессуальных отношений, возникающих в исполнительном производстве.

Принципы имеют не только сугубо теоретическое, но и практическое значение, которое состоит в том, что они должны гарантировать своевременное, правильное и эффективное исполнение юрисдикционных актов, защиту прав участников исполнительного производства и показывать роль государства в регулировании правоотношений, входящих в предмет исполнительного праваМаксуров А.А. К вопросу о принципах гражданского исполнительного права // Исполнительное право. 2009. № 2. С. 25..

Принципы применимого права классифицируются по разным причинам. В зависимости от сферы своего действия принято различать: общеправовые (общие) принципы, межотраслевые принципы, отраслевые (специальные) принципы и принципы отдельных институтов (внутриотраслевые принципы) Демичев А. А. Принципы исполнительного права по Федеральному закону от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Исполнительное производство: процессуальная природа и цивилистические основы: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. Д.Х. Валеев, М.Ю. Челышев. — М.: Статут, 2009. C. 56..

3 стр., 1492 слов

Роль суда в исполнительном производстве

... данной теме. Объектом курсовой работы является совокупность правовых норм, регулирующих правовое положение судов в исполнительном производстве. Предмет исследования включает в себя законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве, устанавливающее правовой статус субъектов исполнительного производства, а также ...

Существует еще одна классификация, в основе которой лежит форма закрепления принципа. Исходя из этого основания можно выделить: принципы, получившие прямое легальное закрепление в правовом акте; принципы, не получившие прямого легального закрепления, но выводимые из норм или смысла правового акта.

В соответствии с данной классификацией к первой группе принципов исполнительного права можно отнести те общие, исходные начала, которые получили свое закрепление в ст. 4 Закона об исполнительном производстве:

1) принцип законности;

2) принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

3) принцип уважения чести и достоинства гражданина;

4) принцип неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;

5) принцип соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Одним из основополагающих принципов исполнительного производства является принцип законности. Принцип законности — это межотраслевой принцип, пронизывающий все отрасли российского права. При этом в каждой отрасли права, исходя из своих характеристик, он находит конкретное проявление. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В отношении исполнительного производства принцип законности означает, что все действия судебного пристава-исполнителя при проведении исполнительных действий должны соответствовать закону. Действие принципа законности распространяется не только на судебного пристава-исполнителя, но и на других субъектов исполнительного производства — сторон, специалистов, понятых и др.

Принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения означает, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем своевременно, т.е. по общему правилу в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства (ч. 1 ст. 36 Закона об исполнительном производстве).

Если срок выполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, установлен федеральным законом или исполнительным документом, требования должны быть выполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом. Если исполнительный акт предусматривает немедленное исполнение содержащихся в нем положений, их исполнение должно начаться не позднее первого рабочего дня, следующего за днем ​​получения исполнительного акта отделом судебных приставов.

Особым, исполнительному праву свойственным, выступает принцип уважения чести и достоинства гражданина, ранее называемый принципом неприкосновенности личности должника, означающий, что судебный пристав-исполнитель обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций. Ни в коей мере нельзя умалять достоинство личности должника, унижать его.

Современная теория конституционного права, определяя основные положения развития России, наряду с укреплением государства, призывает к обеспечению достоинства личности, говоря о необходимости его культивирования. Принимая во внимание, что основой принудительного исполнения выступает метод принуждения, в исполнительном праве мы говорим лишь об одном виде физического принуждения, а именно направленного на материальную сферу должника, но ни в коем случае не о непосредственном воздействии на личность (ко второму виду физического принуждения в теории права относят телесные наказания, лишение свободы и др., непосредственно направленные на личность).

19 стр., 9342 слов

Электронные документы в исполнительном производстве

... информационного взаимодействия в этой сфере. Среди них наличие пробелов и коллизий в законодательстве, регулирующих вопросы процессуального извещения сторон в исполнительном производстве, межведомственного телематического документооборота, информационно-правовых аспектов поиска и продажи имущества должников. ...

При исполнении юрисдикционных актов следует учитывать конституционное право граждан не только на уважение непосредственно чести и достоинства, но и на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этих прав согласно ст. 23 Конституции Российской Федерации допускается только на основании судебного решения.

Принцип неприкосновенности минимальных средств существования должника и членов его семьи тесно связан с общим правовым принципом социальной справедливости. Рассматриваемый принцип действует в исполнительном производстве только в отношении физических лиц. именно этот принцип направлен на обеспечение того, чтобы должник сохранял способность обеспечивать свои средства к существованию и поддерживать иждивенцев с ограниченными возможностями после того, как принудительные меры против него достигли своей цели. Закон об исполнительном производстве выделяет, во-первых, имущество, на которое не может быть обращено взыскание, а во-вторых, вид доходов, на которые не может быть обращено взыскание Валеев Д.Х. Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» (с постатейными материалами).

М.: Статут, 2011. С. 32..

Перечень имущества, не подлежащего взысканию, закреплен в ст. 446 ГПК РФ. В частности, к такому имуществу относятся: жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих с ним, это помещение является единственным пригодным для постоянного проживания; земельные участки, использование которых не связано с осуществлением гражданином-должником предпринимательской деятельности; предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, и др.

В статье 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве» указаны те виды доходов, взыскание которых не допускается.

Принцип соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения (ранее называемый принципом справедливости удовлетворения), так же как и предыдущий, представляет собой специфический принцип, характерный только для исполнительного права. Принцип соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения призван, во-первых, оградить должника от несоразмерных долговым и иным обязательствам выплат и, во-вторых, защитить права взыскателей при множественности требований и недостаточности денежных средств и имущества должника для удовлетворения всех кредиторов. Так, в силу статьи 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов Белоусов Л.В., Закарлюка А.В., Куликова М.А., Решетникова И.В., Царегородцева Е.А. Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» и практике его применения» (постатейный) / Отв. ред. И.В. Решетникова. — М.: ВолтерсКлувер, 2009. С. 35..

29 стр., 14060 слов

Особенности осуществления приказного производства в гражданском процессе РФ

... и общего порядка осуществления приказного производства в гражданском процессе. Оценка современного уровня разработки изучаемой проблемы в теории и практике: в выпускной квалификационной работе были использованы научные труды: ... два дополнительных - когда требования взыскателя признаются, но не исполняются должником, и когда предъявлено требование о взыскании обязательных платежей и санкций. ...

К другим принципам, хотя и не получившим прямого законодательного закрепления, однако пронизывающим правовое регулирование в сфере исполнительного производства и обеспечивающим его стройность, можно с уверенностью отнести следующие принципы:

1) принцип принудительного исполнения судебных и иных актов специально уполномоченными государственными органами. Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы;

2) принцип равенства перед законом является проявлением конституционного принципа равенства граждан перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждения, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 19 Конституции России);

3) принцип пропорционального распределения взыскиваемых сумм между взыскателями призван защитить права взыскателей при множественности требований и недостаточности денежных средств и имущества должника для удовлетворения всех кредиторов. Статьей 111 Закона об исполнительном производстве установлена очередность удовлетворения требований взыскателей, однако если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе;

4) принцип инициативности субъектов исполнительного производства заключается в том, что должник, взыскатель могут проявить инициативу, отказавшись от взыскания, заключив мировое соглашение, отказавшись от предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю;

5) принцип государственного языка исполнительного производства означает, что исполнительное производство в РФ происходит на русском языке. Если же стороны не владеют русским языком, статья 58 Закона об исполнительном производстве предоставляет им право пригласить переводчика;

6) принцип обеспечения добровольного исполнения имеет воспитательное значение в исполнительном праве и заключается в установлении при возбуждении исполнительного производства срока для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований. Этот срок не может превышать пяти дней со дня получения должником решения о возбуждении исполнительного производства. Срок для добровольного исполнения требований устанавливается для всех впервые поступивших в службу судебных приставов исполнительных документов (ч. 11 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).

Законом также предусмотрены случаи, когда данный срок не устанавливается (ч. 14 ст. 30);

13 стр., 6421 слов

Права и обязанности сотрудников уголовно-исполнительной системы

... а также обязанности и ответственность, предусмотренные законом. 1 . Права и обязанности сотрудников уголовно-исполнительной системы Становление правового государства в России на основе общепризнанных ... центрального аппарата утверждаются Президентом Российской Федерации. Основными задачами ФСИН России являются: 1) исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, ...

7) принцип обязательности требований судебного пристава-исполнителя состоит в том, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные Законом об исполнительном производстве;

8) принцип судебного контроля за деятельностью судебного пристава-исполнителя предполагает контроль со стороны судебных органов за производством принудительного исполнения исполнительных документов как один из самых действенных и эффективных видов государственного контроля. Хотя в новом Законе об исполнительном производстве, так же как и в ранее действовавшем, ни суд, ни судья среди лиц, участвующих в исполнительном производстве, не названы, тем не менее исходя из анализа действующего законодательства можно утвердительно говорить о немаловажной роли судебных органов в сфере исполнительного производстваГуреев В.А., Гущин В.В. Исполнительное производство: учебник. М.: Эксмо, 2010. С. 42..

значение правовых принципов в исполнительном праве трудно переоценить. Во-первых, принципы закрепляют исполнительное право, придают ему определенную конструктивную завершенность. Во-вторых, принципы являются основой исполнительного права, они концентрируют мнение законодателя о характере и содержании правового регулирования исполнительного производства, они как бы представляют собой костяк отрасли права. В-третьих, принципы исполнительного права отражают весь процесс реализации норм исполнительного права.

2.1 Возбуждение исполнительного производства

Понятие «фаза» в исполнительном производстве часто используется как в научной литературе, так и на практике. Однако вопрос об этапах исполнительного производства в настоящее время является одним из наименее проработанных теоретически и спорно. Единого мнения о них пока не выработано. Так, И.М. Вставская и С.А. Савченко выделяют: 1) стадию возбуждения; 2) стадию подготовки к непосредственному исполнению; 3) стадию осуществления исполнительного производства; 4) стадию окончания исполнительного производстваВставская И.М., Савченко С.А. Исполнительное производство: учеб.пособие. М.: Проспект, 2010. С. 53.. На возбуждение, совершение исполнительных действий и окончание как на отдельные стадии исполнительного производства указывает Д.В. ЧухвичевЧухвичев Д.В. Исполнительное производство: учебник. М.: Юнити, 2008. С. 54..

В.А. Гуреев и В.ВГущин разделяют исполнительное производство следующие стадии:

  • возбуждение исполнительного производства;
  • подготовка к принудительному исполнению;
  • принудительное исполнение;
  • распределение взысканных сумм;
  • завершение исполнительного производства;
  • обжалование действий судебного пристава-исполнителяГуреев В.А., Гущин В.В.

Исполнительное производство: учебник. М.: Эксмо, 2010. С. 64..

В теоретическом плане можно выявить основные черты, по которым каждая стадия индивидуализируется:

  • во-первых, у каждой стадии имеется свое специфическое функциональное назначение, особые цели и задачи, подчиненные единой цели всего процесса исполнительного производства;
  • во-вторых, любая стадия — это система процессуальных действий, подчиненных особой специфической цели этой стадии;
  • в-третьих, каждая стадия обособляется во времени и по хронологии всего процесса, они дополняют друг друга, следуя в определенном порядке;
  • в-четвертых, результаты стадии закрепляются в особых процессуальных документахВставская И.М., Савченко С.А.

Исполнительное производство: учеб.пособие. М.: Проспект, 2010. С. 47..

Исходя из вышеперечисленных критериев можно выделить в исполнительном производстве четыре основные стадии: возбуждение исполнительного производства; подготовку к проведению исполнительных действий; осуществление мер принудительного исполнения; окончание.

Глава 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» регулирует этапы исполнительного производства, первым из которых является возбуждение исполнительного производства. Нельзя сказать, что с точки зрения законодательной техники процессуальные кодексы действовали более разумно, выделяя этапы судебного процесса в различных главах закона. К сожалению, Закон об исполнительном производстве собрал в одну очень объемную статью материал о такой стадии исполнительного производства, как возбуждение дела.

На этом этапе судебный пристав-исполнитель, получив исполнительный документ, должен установить наличие или отсутствие оснований для возбуждения исполнительного производства, после чего принять решение о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Никакие исполнительные действия не могут быть предприняты до начала исполнительного производства. Данная норма возникает из того, что исполнение исполнительных действий связано с возможностью применения к должнику мер государственного принуждения и властных мер в виде исполнительных мер, которые нарушают и существенно ограничивают его имущественные права.

Началу исполнительного производства предшествует фактическое предъявление исполнительного документа на взыскание. На этом этапе судебный исполнитель принимает заявление и принудительный акт от лица, подавшего апелляцию, или от суда, или другого органа, издавшего принудительный акт. Заявление может содержать заявление об аресте имущества должника в целях обеспечения соблюдения требований к имущественным санкциям, содержащихся в исполнительном акте, а также об установлении ограничений для должника.

Однако само по себе фактическое принятие судебным приставом-исполнителем принудительного действия не означает последующего возбуждения принудительного производства. Так, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:

1) исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;

2) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 30 Закона об исполнительном производстве;

3) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;

4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 Закона об исполнительном производстве;

5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным ст. 43 и ч. 14 ст. 103 Закона об исполнительном производстве;

6) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 47 и пп. 1, 2 и 4 ч. 15 ст. 103 Закона об исполнительном производстве;

7) не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;

8) исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

Статья 33 Федерального закона «Об исполнительном производстве» устанавливает общие положения о месте проведения исполнительных действий. Затем, если должник является гражданином, исполнительные действия и принудительные меры исполняются судебным приставом-исполнителем по месту его жительства, по месту жительства или по месту нахождения его имущества.

Если должником является организация, меры воздействия и меры воздействия применяются по ее юридическому адресу, по месту нахождения ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.

Требования, содержащиеся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), исполняются по месту совершения этих действий Валеев Д.Х. Место и время совершения исполнительных действий // Практика исполнительного производства. 2008. № 5. С. 27..

В случае отсутствия сведений о местонахождении должника, его имущества, местонахождении ребенка исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или по месту жительства взыскателя до установления местонахождения должника, его имущества.

На практике нередки случаи, когда исполнительные документы представляются с нарушением этих правил. Это может быть вызвано незнанием взыскателем административно-территориального деления соответствующего региона или иной причинойСвирин Ю.А. Исполнительное производство и трансгрессия исполнительного права. М.: Оверлей, Астра-Полиграфия, 2009. С. 75.. Закон об исполнительном производстве установил новое правило, позволяющее взыскателю, в случае если ему неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (Главному судебному приставу субъекта Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Главный судебный исполнитель субъекта Российской Федерации направляет эти документы в уполномоченный орган судебных приставов в течение пяти дней со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, — со дня их получения.

Согласно правилам ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительный документ может быть предъявлен судебному приставу-исполнителю взыскателем, судом, другим органом или должностным лицом, выдавшим исполнительный документ. Это положение определяет исчерпывающий список субъектов, имеющих право предъявить исполнительный лист для взыскания.

В некоторых случаях исполнительное производство возбуждается без соответствующего заявления. Так, после окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (ч. 16 ст. 30 Закона об Исполнительном производстве).

Кроме того, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя, в частности, при необходимости совершения отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя. В этом случае он вправе поручить соответствующему судебному приставу-исполнителю совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения. Приказ оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя, утверждаемым старшим судебным приставом-исполнителем. По указанному постановлению судебным приставом-исполнителем, к которому оно поступило, и возбуждается исполнительное производство (ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве).

Исполнительное производство возбуждается без заявления и в тех случаях, когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю (ч. 5 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).

В качестве исключений из общего правила закон содержит ряд случаев (например, п. 2 ст. 130 ГПК РФ), когда волеизъявления взыскателя на возбуждение исполнительного производства не требуется, исключение относится к взысканиям, имеющим публичный и социальный характер. Так, в случаях конфискации имущества, взыскания денежных сумм в доход государства, взыскания ущерба, причиненного преступлением государственному, кооперативному или другому общественному имуществу, взыскания алиментов, взыскания возмещения вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца, взыскания денежных сумм с должностных лиц, виновных в незаконном увольнении или переводе работника, либо в неисполнении решения суда о восстановлении на работе, суд по своей инициативе направляет исполнительный лист для исполнения, о чем извещает соответственно финансовый орган или взыскателя. Во всех остальных случаях при принятии исполнительных листов из судов общей юрисдикции необходимо наличие письменного заявления истца с просьбой о возбуждении исполнительного производства.

Закон об исполнительном производстве устанавливает общий трехдневный срок для передачи требования истца и исполнительного акта судебному приставу с даты их получения отделом судебных приставов.

В свою очередь, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия — другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставовГрось Л.А. О сроках в исполнительном производстве // Исполнительное право. 2011. № 1. С. 8..

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, подлежит направлению взыскателю, должнику, а также субъекту, который выдал исполнительный документ.

2.2 Подготовка к принудительному исполнению

Задачей второй стадии — подготовки к принудительному исполнению — является создание условий для правомерного и оперативного проведения принудительных мер. В этой стадии можно выделить три группы действий:

  • а) действия, направленные на добровольное исполнение должником предписаний судебных и иных приравненных к ним законом актов (например, разъяснение должнику его прав и обязанностей, в том числе указание срока для добровольного исполнения;
  • предъявление должнику официального требования с указанием на возможность применения особых санкций в случае неисполнения и т.д.);
  • б) действия по установлению местонахождения должника и его имущества (поиск, розыск);

— в) иные действия, обеспечивающие эффективное осуществление мер принудительного исполнения (наложение на имущество должника ареста, разъяснение судом вынесенного постановления и порядка его исполнения ст. 32 Закона об исполнительном производстве и др. действия)Бегзадян А. Законодательное регулирование этапов возбуждения, осуществления и прекращения исполнительного производства в Российской Федерации // Право и жизнь. 2010. № 10. С. 58. .

При возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен решить вопрос о назначении срока на добровольное исполнение исполнительного документа, о чем указывается в постановлении о возбуждении исполнительного производства (ч. 11 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве».) Срок для добровольного исполнения — это установленный отрезок времени, в течение которого должник может исполнить исполнительный документ без применения к нему мер принудительного характера. Законом установлено два условия, при наличии которых может быть установлен срок на добровольное исполнение:

  • если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов. Поскольку исполнительный документ может неоднократно поступать в подразделение и возвращаться к взыскателю, то Законом оговорено, что срок на добровольное исполнение устанавливается только при первичном предъявлении исполнительного документа к взысканию;
  • Законом не установлено исключения для данной категории дел.

Исключения перечислены в ч. 14 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве». Перечень носит закрытый характер и не подлежит расширительному толкованию.

В силу действующего ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства:

1) после окончания основного исполнительного производства, когда судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (ч. 16 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»);

2) при последующих предъявлениях исполнительного документа;

3) о восстановлении на работе;

4) об административном приостановлении деятельности;

5) о конфискации имущества;

6) по исполнительному документу об обеспечительных мерах;

7) об административном выдворении за пределы Российской Федерации в формах принудительного и контролируемого перемещения иностранных граждан или лиц без гражданства за пределы Российской Федерации.

Основные последствия несоблюдения срока для добровольного исполнения для должника — это применение мер принудительного исполнения и взыскание исполнительского сбора, причем взыскание исполнительского сбора возможно только в случае, если срок для добровольного исполнения был нарушен должником без уважительных причин. Вопрос оценки причин пропуска срока и отнесение их к уважительным находятся в компетенции судебного пристава-исполнителя. Основным критерием отнесения причины пропуска срока к уважительной является объективность причин, т.е. когда неисполнение требований не зависит от воли должника Исполнительное производство в Российской Федерации: Курс лекций / Под ред. О.В. Исаенковой. — М.: ГроссМедиа, 2008. С. 65..

Последствием нарушения должником срока добровольного исполнения имущественного взыскания будет применение к должнику мер принудительного исполнения в виде обращения взыскания на имущество. Существует исключение для юридических лиц в форме учреждений, которые финансируются за счет бюджета и не отвечают принадлежащим им имуществом по своим долгам.

Рядом с вопросом о добровольном исполнении стоит и вопрос о самостоятельном исполнении должником требований исполнительного документа. Исполнительный документ обязывает должника исполнить определенную обязанность. Исполнение требования исполнительного документа — обязанность и одновременно право должника, которое может быть им реализовано в любой момент времени, независимо от истечения процессуальных сроков и стадии исполнительного производства (но до момента фактической реализации арестованного имущества).

Даже в том случае, если к должнику применены меры принудительного исполнения, его имущество подвергнуто аресту и передано на реализацию, должник всегда вправе самостоятельно исполнить требования исполнительного документа. Однако в данном случае ему придется возмещать еще и сумму расходов по совершению исполнительных действий, а также уплатить сумму исполнительского сбора. После того как должник самостоятельно исполнил требования исполнительного документа и возместил все расходы по исполнению, судебный пристав-исполнитель обязан отменить все назначенные им меры принудительного исполнения, в какой бы стадии исполнительное производство ни находилось, после чего исполнительное производство должно быть окончено.

Действием, направленным на добровольное исполнение будет и предоставление отсрочки или рассрочки исполнения исполнительных документов, а также изменение способа и порядка их исполнения. Отсрочка и рассрочка исполнения, несомненно, имеют свои различия. Так, если отсрочка исполнения представляет собой перенесение срока исполнения, то рассрочка рассматривается как предоставление должнику права производить исполнение по частям в установленные срокиМаксуров А.А. Отсрочка рассрочка, изменение способа и порядка исполнения, отложение исполнительных действий: новое в Законе об исполнительном производстве // Право и экономика. 2010. № 4. С. 32.. Иными словами, рассрочка исполнения решения означает перенос срока его исполнения и предоставление ответчику возможности исполнить его по частям. При этом определяется не только новый срок для окончательного исполнения решения, но и соответствующие промежуточные сроки.

Взыскатель, должник или судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч. 1 ст. 37 Закона об исполнительном производстве).

В целом статья 37 Закона об исполнительном производстве содержит общее правило, и основания для совершения подобных юридически значимых действий будут носить оценочный характер ввиду объективной невозможности закрепления исчерпывающего перечня оснований в законе.

Принципиальным положением закона является запрет на совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения в том случае, если должнику предоставлена отсрочка исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица. Если же должнику предоставлена рассрочка исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, то исполнительный документ исполняется в той части и в те сроки, которые установлены в акте о предоставлении рассрочки (ч. 3 ст. 37 Закона об исполнительном производстве).

Отметим, что непосредственно в статье 37 Закона об исполнительном производстве ничего не сказано о необходимости вынесения постановления об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения исполнительного документа, однако необходимость вынесения указанного процессуального документа вытекает из общего правила о том, что решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлением (ст. 14Закона об исполнительном производстве).

Закон об исполнительном производстве закрепляет возможность отложения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ст. 38).

По заявлению взыскателя или по собственной инициативе судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения на срок не более 10 дней.

Судебный пристав-исполнитель обязан отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения на основании судебного акта.