Личные неимущественные и имущественные права автора

Дипломная работа

Начнем с того, что ранее «Авторское право» не выделялось как отдельная отрасль гражданского права. Ученые спорили по этому поводу! Например германский ученый Биленко А.А. основывая свою точку зрения на теории деликта (J.Jolly) утверждал: « — Никакого авторского права вообще не существует, а оно (авторское право) основывается исключительно на положительно правовой норме, запрещающей контрафакцию и не создающей никакого соответствующего гражданского правомочия!» Биленко А.А. «Право изобретателя». Москва 2001 г. С.113.

Необходимо сказать, что авторское право занимает далеко не последнее место в жизни общества, да и всего мира в целом! Каждый человек наделен возможностью творить и правом на защиту и неприкосновенность такого творения! Именно с целью установления порядка, справедливости, защиты и охраны в отношении различного рода произведений, иных творений и достижений науки был создан закон «Об авторском праве и смежных правах».

Во все времена одним из главных показателей цивилизации был не уровень богатства, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной. Соответственно, именно талантами измеряются успехи цивилизации, и они же представляют верстовые столбы истории, служа телеграммами от предков и современников к потомству. Такими личностями, чьи объекты духовного производства являются вехами в истории мировой культуры, считают Ч. Дарвина, Л. Толстого, И. Репина и многих других. В результате мы приходим к выводу, что прогресс общества возможен только в прогрессе отдельных личностей. Однако любое научное открытие, роман, картина или музыкальное произведение могут быть безвозвратно утрачены или остаться в безвестности, если не будут сохранены или воспроизведены в какой-либо вещественной форме для будущих поколений. В связи с этим не вызывает удивления желание человека не только сохранить плоды своего труда, но и закрепить за собой преимущества и выгоды, получаемые вследствие создания художественных произведений. Именно такими проблемами и вопросами занимается авторское право. Авторское право помогает авторам не только распространять духовное богатство, но и охранять результаты творчества от их незаконного использования, что является одним из самых главных его достоинств. Более того, авторское право способствует свободе информации и самовыражению, а именно: поощряет стремления авторов создавать значительные работы, облегчает им возможность использовать эти работы в коммерческих целях.

Эта отрасль права помогает развитию российской национальной культуры, которой сложно существовать и действовать без надлежащей охраны со стороны авторского права. Стоит ли говорить, что подробное изучение и исследование авторского права в Российской Федерации по-прежнему весьма актуально. И дело тут не в национальной гордости, а именно в серьезности проблемы.

41 стр., 20138 слов

Гражданско-правовая защита авторских прав

... собственностью публики" (§ 137 Цензурного устава). Защита авторского права ставилась в зависимость от соблюдения цензурных ... учреждения, научные общества и иные юридические лица публичного характера). Важной особенностью авторского права России была ... защиты авторских и смежных прав, нерешенность ряда связанных с такой защитой проблем на теоретическом уровне определяют актуальность темы дипломного ...

Наше время — это период бурно развивающейся интеллектуальной собственности во всех сферах человеческой жизни. А любая деятельность (тем более успешно развивающаяся), как правило, приносит свои неплохие доходы. В результате появляются люди, склонные к «легкой наживе», выдающие чужие произведения или их часть за свои или занимающиеся распространением контрафактной продукции, что приносит очень большой доход. Значимую роль в данном случае играет несовершенство законодательства в интеллектуальной сфере, а порой и незнание самих законов, как гражданами, так и авторами произведений. Легкий доступ к информации в наше время, в том числе к произведениям авторского, смежного и иных прав, привели к тому, что многие произведения, изобретения стали восприниматься как общее достояние, хотя на самом деле каждое из них имеет своего автора. В последние годы в нашей стране, по данным статистики, наблюдается значительный рост числа нарушений авторских и смежных прав, и это несмотря на совершенствование законодательства и усиление работы правоохранительных органов в борьбе с нарушителями. По новым, даже самым скромным подсчетам, Россия, начиная с 2000 г. ежегодно теряет из-за неэффективности борьбы с нарушениями различных прав интеллектуальной собственности как минимум один миллиард долларов. Теневой оборот пиратской продукции на сегодня равен в стране 30 млрд. рублей (около одного миллиарда долларов).

По данным «Майкрософта», только от недополученных налоговых преступлений Россия теряет 731 млн. долл. в год. Таким образом, нарушаются права гражданские и, как результат, авторские и смежные; права самих создателей продуктов интеллектуальной собственности; права государства, которое не получает огромных налоговых поступлений в бюджет.

Все эти нарушения происходят у нас на глазах, стоит только включить телевизор или прочитать газету. Так, например, «Победой в судебной тяжбе с издательством «Феникс» отметили юбилей Вертинского его вдова и дочка. Дело заключается в том, что без разрешения наследников в книжных магазинах появился песенник «Любимые романсы», который включал в себя семь произведений Вертинского, тем самым издательство грубо нарушило их авторское право. Издательство допустило и другую ошибку. Опубликовав ноты романса «Попугай Флобер», они указали, что стихи написал неизвестный поэт. Хотя все музыкальное произведение принадлежало Вертинскому. Суд вынес решение в пользу наследников, и они получили компенсацию от издательства» Московский комсомолец. 1999год. 22 марта. С. 16.

  • Конечно, приятно осознавать, что, несмотря на нарушение авторских прав, осуществляется их защита. Ведь долг государства — обеспечивать охрану всех видов интеллектуальной собственности, от произведений искусства до изобретений.

Между учеными в области данной дисциплины (как и в других) возникают различного рода дискуссии и столкновения идей и понятий того или иного положения. Так, например, между ними возник спор по поводу единства воспроизводимости и объективной формы. Одни ученые Антимонов Б. С., Флейшиц Е. А., Чернышева С. А. считают, что объективная форма выражения тесным образом связана с возможностью его воспроизведения. Другие же Серебровский В. И., Гаврилов Э.П. придерживаются другой позиции, то есть, что воспроизводимость является самостоятельным признаком произведения или, что закон охраняет только такие произведения, объективная форма которых обеспечивает возможность их воспроизведения без участия самого автора. Я придерживаюсь того, что авторским правом охраняются любые выраженные вовне произведения, в том числе и те, объективная форма которых не связана с материальным носителем. Конечно, защита подобных произведений (например: публично произнесенных, но нигде не зафиксированных речей, лекций, докладов, особенно защита их от искажения) представляется более сложной, чем защита произведений, связанных с каким-либо материальным носителем. Но в принципе она может быть обеспечена, в связи с чем, исключение из закона специального упоминания о возможности воспроизведения результата творческой деятельности как особого признака охраняемого произведения представляется оправданным. И вообще, авторским правом в равной степени охраняются как высокохудожественные произведения, так и те, художественные достоинства которых невысоки.

15 стр., 7144 слов

Интеллектуальная собственность

... мог относиться к товару с доверием, ибо знал репутацию конкретного производителя. 1. Основные институты права интеллектуальной собственности. Нормы Гражданского кодекса РФ (в дальнейшем - ГК), содержащиеся в специальных ... написания и издания книги. Обеспечивая охрану прав автора и издателя, авторское право создает экономический стимул к созданию новых произведений. Товарный знак имеет совсем иную ...

Существуют и другие противоречия великих мыслителей по поводу и в отношении авторского права: его значения, классификации, понятий и других положений. Но для нас наибольший интерес представляют авторские права, в отношении которых действующее законодательство хотя и содержит весьма полный их перечень, но не описывает эти права исчерпывающим образом.

Действующее законодательство закрепляет за создателями произведений достаточно много правовых возможностей. В разных статьях Закона об авторском праве они именуются то авторским правом, то отдельными авторскими правомочиями. В этой связи в юридической литературе отсутствует единый подход к пониманию конструкции субъективного авторского права. Одни ученые полагают, что создатели произведений обладают единым авторским правом, которое, подобно праву собственности. Состоит из отдельных авторских правомочий: права авторства, права на имя, права на обнародование произведения и т. д. Другие считают, что автору принадлежит ряд конкретных субъективных прав, и о едином авторском праве можно говорить лишь условно.

Данный спор в значительной степени носит надуманный характер, так как совершенно очевидно, что законодатель использует термин «авторское право» в разных статьях Закона об авторском праве в различных значениях. Иногда им охватываются все предоставленные автору возможности, в других случаях в него включаются лишь отдельные авторские правомочия. Поэтому содержание, которое вкладывает законодатель в данный термин, необходимо каждый раз устанавливать путем толкования закона.

И так, чтобы нам стало все наиболее понятно — необходимо рассмотреть следующие вопросы:

1.Изначально выясним, что же вообще из себя могут представлять права автора? Кто вправе обладать ими и в какой мере?

2.Что такое субъективные права автора и в чем заключаются различия в их делении?

3. Как нарушаются авторские права, и с какой целью?

4. Как бороться с преступностью в этой области, и какие санкции будут применяться к правонарушителям?

12 стр., 5505 слов

Имущественные права автора

... этого срока произведение становится общественным достоянием. 2. Имущественные права автора и их содержание Основные имущественные права авторов регламентируются ст. ... Закона КР «об авторском праве и смежных правах» понятие распространения произведения не включает его сдачу ... записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения. Особым видом воспроизведения признается репродуцирование, ...

Глава 1. Общие положения о правах авторов

«Правовая регламентация гражданских правоотношений, в том числе и правовая охрана объектов интеллектуальной собственности, должна осуществлять на основе единых принципов которым в правовой системе нашей страны уделяют значительное как теоретическое, так и практическое внимание» Право и государство: теория и практика. Мерзликина Р.А. «Становление и развитие авторского права в России». 2006 № 6 С.36

«Индустрия авторского права, к которой в полной мере можно отнести создание книг, журналов, газет, полиграфии, рекламы, музыки, звукозаписей, кинофильмов, программ для ЭВМ, теле- и радиовещание, Интернет и т.д., является наиболее развивающейся отраслью экономики большинства государств. Это влечет за собой создание новых рабочих мест и увеличение экспорта высокотехнологичной продукции, а не природных ресурсов». Журнал «Юрист» глава «Авторское право», Черновол В.Е., №12 ,2000 г. С.46

« Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное». Ст.1257, гл.80, ч.4 ГК РФ от 18 декабря 2006 года № 230 — ФЗ.

Существует такое понятие как соавторство. «Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.

Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.

К отношениям соавторов, связанным с распределением доходов от использования произведения и с распоряжением исключительным правом на произведение, соответственно применяются правила пункта 3 статьи 1229 ГК РФ. В случае, когда исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации принадлежит нескольким лицам совместно, каждый из правообладателей может использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению, если настоящим Кодексом или соглашением между правообладателями не предусмотрено иное. Взаимоотношения лиц, которым исключительное право принадлежит совместно, определяются соглашением между ними.

Доходы от совместного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации распределяются между всеми правообладателями поровну, если соглашением между ними не предусмотрено иное.

Распоряжение исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации осуществляется правообладателями совместно, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное». (П.1, 2, 3 ст.1258, гл.80, ч.4 ГК РФ от 18 декабря 2006 года № 230 — ФЗ.).

27 стр., 13160 слов

Авторский договор

... тип авторского договора, а именно договор о передаче произведения для использования, не предусматривает уступки авторских прав, а лишь разрешает использование произведения; второй же тип авторского договора, т. е. авторский лицензионный договор, может включать передачу авторских прав пользователю. ...

Но не стоит относить работу автора и редактора к соавторству!

«Признание в совместном труде соавторства (как общего правила, установленного законом) автора и редактора — неправомерно. Редактор получает компенсацию за выполненную работу обычно в виде заработной платы в качестве штатного сотрудника того или иного издательства. Специфический труд редактора обычно не ведет автоматически к возникновению у него авторских прав», Интеллектуальная собственность, глава Кусовой Н. «К вопросу об авторском праве редактора» 2006 г. №3 С.41 чего нельзя сказать в отношении автора произведения.

Для возникновения и осуществления авторских прав нет необходимости соблюдать какие-либо формальности, в том числе регистрировать объекты. Однако из-за участившихся в последнее время в нашей стране случаев регистрации объектов авторского права возникла необходимость в установлении системы официальной добровольной регистрации путем внесения в ст. 9 ЗоАП положения об определении уполномоченного органа, осуществляющего по желанию автора или иного обладателя авторских прав официальную регистрацию произведений и авторских договоров. К тому же такого рода регистрация распространена во многих зарубежных странах. У нас такая регистрация может проводиться в Российском авторском обществе (РАО).

В пункте 2 ст. 9 ЗоАП указана презумпция авторства, которая указывает, что при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на экземпляре произведения.

«Время от времени наступает полоса интенсивных дискуссий о действии норм авторского права во времени. Обычно она оказывается приуроченной к принятию новых законов об авторском праве». Журнал «Российское право», Дозорцев В.А. «Обратная сила закона об авторском праве» от1997 г. №8 С.38 Закон, устанавливающий отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон». (Ст.54 Конституции Р.Ф. от 12 декабря 1993 года).

«Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом». (П.1 ст.4 Гражданского кодекса Р.Ф. от 21 октября 1994 г. С последующими изменениями.).

Причем установление обратной силы происходит в полном объеме, а не в узких пределах. То есть это исключение из общего правила.

1.1 О сотрудничестве с государствами

Необходимо сказать о том, что Российская Федерация участвует в следующих международных договорах в области авторского права и смежных прав:

  • Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (1886г.) — с 13 марта 1995 г.;
  • Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве в редакции 1952 г.

— с 27 мая 1973 г., в редакции 1971 г. — с 9 марта 1995 г.;

  • Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (от 14 июля 1967 г.) — с 26 апреля 1970 г.;
  • Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (1971 г.) — с 13 марта 1995 г.;
  • Конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (1974 г.) — с 20 января 1989 г.;
  • Двухсторонние соглашения о взаимной охране авторских прав с Австрией, Венгрией, Польшей, Швецией, Китаем, Арменией и другими странами;
  • Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РФ и странами Европейского сообщества, вступившем в силу 1 декабря 1997 г.;
  • Международной (Римской) конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (1961 г.) — с 26 мая 2003 г.

« Всемирной конвенцией об авторском праве предусмотрено право любого договаривающегося государства установить обязанность выполнения определенных формальностей в качестве условия для приобретения, реализации и охраны авторского права». Ст.3 Всемирной конвенции об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (24 июля 1971 г.).

7 стр., 3456 слов

Договор об отчуждении исключительного права на произведение

... для использования произведений: 1) договором об отчуждении исключительного права на произведение в полном объеме, ранее законодательством не предусматривавшегося (ст. 1285 ГК РФ); 2) лицензионным договором о предоставлении права использования произведения на исключительной основе (исключительная лицензия), положения ...

«Каждое Договаривающееся Государство в той степени, в какой это позволяют национальные условия, на своей территории:

  • поощряет издание и использование произведений литературы, науки и искусства и фотографических снимков, созданных гражданами другого Договаривающегося Государства;
  • поощряет включение драматических, музыкально-драматических, музыкальных и хореографических произведений, созданных гражданами другого Договаривающегося Государства, в репертуары театров, музыкальных коллективов и солистов.

Каждое Договаривающееся Государство применяет Всемирную конвенцию об авторском праве от 6 сентября 1952 года в отношении произведений или прав на произведения литературы, науки и искусства и фотографические снимки, созданные гражданами другого Договаривающегося Государства, вне зависимости от даты их создания или выпуска в свет». Ст.1-2 Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Королевства Швеции о взаимной охране авторских прав (Москва, 15 апреля 1986 г.)

В результате создания произведения науки, литературы и искусства его автор приобретает ряд субъективных авторских прав как личного неимущественного, так и имущественного характера. Эти права в действующем авторском законодательстве и в доктрине авторского права традиционно именуются исключительными. Теория исключительности авторских прав была детально разработана еще в русской дореволюционной литературе. По мнению большинства ученых, признак исключительности означал, прежде всего, монополию обладателя авторского права на использование произведения.

«Договаривающиеся Государства согласны с тем, что охрана, предоставляемая в соответствии с Всемирной конвенцией об авторском праве от 6 сентября 1952 года или в силу настоящего Соглашения, распространяется также на личные неимущественные (моральные) права авторов или иных правообладателей». (Ст.3 Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Королевства Швеции о взаимной охране авторских прав (Москва, 15 апреля 1986 г.)).

22 стр., 10923 слов

Защита авторских прав

... и средства индивидуализации в целом. Целью курсовой работы является раскрытие сущности гражданско-правовых способов защиты авторских прав. Для достижения указанной цели были ... права (право следования, право доступа и другие)". В свою очередь, авторские права определяются п. 1 ст. 1255 ГК РФ как интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства, т.е. понятие "авторские права" ...

Закон «Об авторском праве и смежных правах» предусматривает возможность передачи прав третьим лицам (как правило, этоорганизации, например: издательства), использующие произведение и, соответственно, приобретающие по договору с автором определенные исключительные права» Современное право «Юридические лица как обладатели исключительных авторских прав», №1,2002 г. С.25..

Время показывает, что количество юридических лиц, образующихся в России и обладающих правами на произведения российских авторов, становится все больше и больше. ( автор «Юридические лица как обладатели исключительных авторских прав»,// Современное право №1,2002 г. Стр.26).

В советский период оценка исключительности авторских прав существенно изменилась. Она стала трактоваться в большинстве работ как неотчуждаемость, неотторжимость авторских прав от личности автора в течение всей его жизни, недопустимость перенесения авторских прав на другое лицо. Практическим следствием такого подхода стал вывод о недопущении авторских договоров об уступке авторских прав, который нашел известное подкрепление в законодательстве.

Необходимо отметить, что «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом». Конституции РФ от 12 декабря 1993 года. Ч.1 ст.44

«Соблюдение правил в сфере интеллектуальной собственности является одним из главных показателей развития общества. Принятые с 1992 по 2004 год законы об авторском праве и смежных правах способствовали тому, что произведения науки, литературы и искусства, а также объекты смежных прав стали выгодными объектами гражданского оборота. Одновременно законодательством определен баланс прав авторов и интересов общества, в частности, в области образования, научных исследований и доступа к информации». Постановление Пленума Верховного Суда РФ 19 июня 2006 г. N 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах»

С принятием Закона об авторском праве, в котором авторские права также трактуются как исключительные, произошло восстановление истинного смысла понятия исключительности авторских прав. Закон признает, что только сам обладатель авторского права может решать все вопросы, связанные с использованием произведения.

1.2 Права авторов

Большое значение имеет и такой общий вопрос: исчерпываются ли конкретные авторские права теми их видами, которые прямо названы в Законе об авторском праве? Нет, не исчерпываются. Во-первых, те перечни авторских прав, которые на первый взгляд исчерпывающе перечислены в ст. 15-16 Закона об авторском праве, в действительности включают далеко не все права, которыми обладают авторы. Например, в других статьях Закона мы находим и иные права авторов, в частности право доступа, право следования и др. Отдельные же права (например, право на опубликование, которое не совпадает с правом на обнародование) вообще в Законе не названы, хотя, безусловно, имеются у авторов.

Во-вторых, закон закрепляет за авторами исключительное право на использование произведения в любой форме и любыми способами. Те способы использования, которые в дальнейшем раскрываются в Законе, носят лишь примерный характер. Таким образом, действующее авторское законодательство хотя и содержит весьма полный перечень конкретных авторских прав, но не описывает эти права исчерпывающим образом.

17 стр., 8310 слов

Понятие авторского права

... охрана их формы - в смысле расположения слов, нот и знаков. Авторское право охраняет права авторов художественных произведений от тех, кто их копирует, т.е. от тех, кто использует ... и общества. Автор произведения вправе получать адекватное вознаграждение, а размер этого вознаграждения не должен противоречить общественным интересам и потребностям. Одной из задач курсовой работы является исследование ...

« Независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав, он имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора.

Права, признанные за автором на основании выше изложенного, сохраняют силу после его смерти, по крайней мере, до прекращения срока действия его имущественных прав и осуществляются лицами или учреждениями, управомоченными на это законодательством страны, в которой истребуется охрана. Однако те страны, законодательство которых на момент ратификации настоящего Акта или присоединения к нему не содержит положений, обеспечивающих охрану после смерти автора всех этих прав, могут предусмотреть, что некоторые из них не сохраняют силы после смерти автора. Указанные права регулируются законодательством страны, в которой истребуется охрана». Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений

от 9 сентября 1886 г. Ст. 6(bis)

Следует отметить, что в России используется довольно много объектов авторского права и смежных прав, созданных иностранными гражданами и организациями.

«Особую категорию представляют произведения, не являющиеся объектами авторского права, это: официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы; государственные символы, и символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки); произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющих информационный характер». Журнал «Юрист» глава Перелыгина К.Г. «Объекты авторских прав и смежных прав» 2006 г. №2 С.40

«При индивидуальном способе осуществления имущественных авторских прав пользователи могут использовать только те произведения и объекты, в отношении которых они получили права по договору с автором или обладателем смежных прав». Интеллектуальная собственность. «Авторское право и смежные права .», № 9, 2004 г. С.68

«Использование произведения автора другими лицами (пользователями) осуществляется на основании авторского договора, кроме случаев, специально указанных Законом. Договорная форма использования произведений в большей степени, чем какая-либо другая, обеспечивает реализацию и охрану как личных, так и имущественных прав автора».Учебник «Гражданское право» глава «Авторское право» том 3. А.П.Сергеев, Ю.К.Толстой. Москва 2000 г. С.161

Глава 2. Субъективные права автора

Самой распространенной и в то же время самой спорной классификацией авторских прав является их деление на личные неимущественные и имущественные. Действительно, авторские права на столько взаимосвязаны, что выделить среди них права чисто имущественного или неимущественного характера довольно трудно.

«Независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав, он имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора.

20 стр., 9868 слов

Защита авторских и смежных прав в Республике Казахстан

... ёй 978 Гражданского Кодекса РК, к авторским правам относятся: 1) Исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. 2) При использовании произведения автор вправе разрешить или запретить ...

Права, признанные за автором сохраняют силу после его смерти, по крайней мере, до прекращения срока действия его имущественных прав и осуществляются лицами или учреждениями, управомоченными на это законодательством страны, в которой истребуется охрана. Однако те страны, законодательство которых на момент ратификации настоящего Акта или присоединения к нему не содержит положений, обеспечивающих охрану после смерти автора всех прав, перечисленных в предшествующем пункте, могут предусмотреть, что некоторые из этих прав не сохраняют силы после смерти автора. (Ст.6(bis) «Личные неимущественные права» Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (дополненная в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненная в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотренная в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., измененная 28 сентября 1979 г.).

Тем не менее, закон признает такое деление и указывает на то, какие права являются личными неимущественными, а какие носят имущественный характер. Важность этого деления состоит в том, что личные неимущественные права (в законах западных стран, так называемые моральные права) могут принадлежать лишь самому создателю произведения, они, как правило, непередаваемы другим лицам и охраняются бессрочно. Напротив, имущественные права могут свободно отчуждаться другим лицам и носят сугубо срочный характер.

Необходимо упомянуть о том, что «существуют так называемые недобровольные лицензии, которые представляют собой ограничение осуществления исключительных прав, затрагивающее саму сущность этих прав»Интеллектуальная собственность, глава Уваркина Г. «О природе некоторых случаев ограничения авторских и смежных прав» 2006 г. №2 С.2.

По словам Д. Липцик: «Недобровольные лицензии можно рассматривать в качестве пролога к существенной эволюции традиционного способа использования произведений и взаимоотношения авторов и пользователей, который характеризуется сужением исключительных прав создателей (контролировать распространение соответствующих произведений и добиваться соблюдения своих личных неимущественных и имущественных прав)» Липцик Д. «Авторское право и смежные права», Москва 2002 г. С.208.

2.1 Личные неимущественные права

Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 150 определяет понятие нематериальных благ. В частности там говорится следующее: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя.

Нематериальные блага защищаются в соответствии с гражданским кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.

«В случае нарушения личных неимущественных прав автора их защита осуществляется, в частности, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении». (Ст.1251, гл.80, ч.4 ГК РФ от 18 декабря 2006 года № 230 — ФЗ.)

Закон также четко подразделяет всю совокупность прав автора на имущественные и неимущественные права. Ранее в законодательстве такого разделения не было. Неимущественные права неразрывно связаны с личностью автора. Они носят нематериальный характер. Если имущественные права могут принадлежать в силу закона, договора или наследования любым субъектам авторского права, то личными же неимущественными правами могут обладать только авторы произведений.

Неимущественные права автора включают в себя:

  • право авторства;
  • право на имя;
  • право на обнародование произведения, включая право на отзыв;
  • право на защиту своей репутации.

Остановимся на каждом из них поподробнее:

2.1.1 Право авторства

«Право авторства — право признаваться автором произведения и право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен.

При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве». ( Ст.1265, гл.80, ч.4 ГК РФ от 18 декабря 2006 года № 230 — ФЗ.)

Это право признаваться, считаться автором произведения. По своей сути оно не совпадает с правом на имя. Право на имя заключается в возможности автора использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, псевдонимом либо без обозначения имени (анонимно).

Право любого гражданина приобретать и осуществлять права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, закреплено в абзаце 1 п. 1 ст. 19 ГК. Там же сказано, что в случаях и в порядке, предусмотренных законом, гражданин может использовать псевдоним, т.е. вымышленное имя. «Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.

В случаях и в порядке, предусмотренных законом, гражданин может использовать псевдоним (вымышленное имя).

Гражданин вправе переменить свое имя в порядке, установленном законом. Перемена гражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем.

Гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене своего имени, и несет риск последствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени. Гражданин, переменивший имя, вправе требовать внесения за свой счет соответствующих изменений в документы, оформленные на его прежнее имя.

Имя, полученное гражданином при рождении, а также перемена имени подлежат регистрации в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния.

Приобретение прав и обязанностей под именем другого лица не допускается.

Вред, причиненный гражданину в результате неправомерного использования его имени, подлежит возмещению в соответствии с настоящим Кодексом.

При искажении либо использовании имени гражданина способами или в форме, которые затрагивают его честь, достоинство или деловую репутацию, применяются правила, предусмотренные статья 152 настоящего Кодекса». (Ст.19 Гражданского кодекса Российской Федерации от 21 октября 1994 года с изменениями от 1 января 2004 года)

«Право авторства характеризуется следующими чертами:

  • оно неотделимо от личности автора: принадлежит только создателю произведения, неотчуждаемо, от него нельзя отказаться;
  • оно является правом абсолютным, так как ему корреспондируют обязанности всех и каждого воздерживаться от нарушения данного правомочия;
  • оно действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью.

В дальнейшем оно существует как юридический факт, с которым все должны считаться. После смерти автора авторство признается и охраняется законом, но уже не как субъективное право (ибо субъекта права больше нет), а как общественный интерес, нуждающийся в признании и защите;

  • оно имеет определяющее значение для других прав автора, так как остальные права производны от него. » ( Учебник «Гражданское право» глава «Авторское право» стр150 .)

Оно тесно связано с правом авторства. «Автор может использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно).

Избирая один из этих способов обозначения своего авторства, автор реализует право на имя ». ( Учебник «Гражданское право» глава «Авторское право» стр150 .)

Оно не совпадает с общегражданским правом на имя, принадлежащим любому физическому лицу.

Право на имя есть право на способ указания имени автора при использовании произведения. Закон упоминает о трех возможных способах указания имени: подлинное имя, вымышленное имя (псевдоним), без обозначения имени (анонимно).

Гражданский кодекс не предусматривает возможности анонимного приобретения и осуществления гражданских прав и обязанностей. Однако из этого не следует, что положения данного закона об анонимном использовании произведений противоречат гражданскому кодексу и не должны применяться. Дело в том, что анонимное произведение воспринимается публикой.

Автор же по-прежнему приобретает права и обязанности под своим подлинным именем, но через своего представителя, каковым является издатель. Если произведение используется под псевдонимом или без указания имени автора (анонимно), лица, которым известно подлинное имя автора (в их число входит пользователь, заключивший с автором авторский договор), не вправе без согласия автора раскрывать его личность. Сам автор может в любое время раскрыть свой псевдоним или принять решение о перемене псевдонима. Не запрещается автору иметь несколько псевдонимов. Обычно все эти вопросы регулируются в авторском договоре.

«Высший Арбитражный Суд РФ в информационном письме Президиума ВАС РФ от 28 сентября 1999 года № 47 называет «оригинальность» названия произведения в качестве необходимого условия его правовой защиты» Долженко А. Н., Резников В.Б., Хохлова Н. Н. Судебная практика по гражданским делам. Москва 2001 г. С.962..

«Г. обратился в суд с иском к ЗАО «Общественное российское телевидение» («ОРТ») о взыскании денежной компенсации за нарушение авторских прав. Он сослался на то, что 12 января 1997 г. в программе «ОРТ» «Королева красоты», посвященной песенному творчеству А. Бабаджаняна, прозвучали песни «Королева красоты» и «Солнцем опьяненный» без указания его имени (в дикторском тексте, в титрах передачи, «бегущей строкой») как автора текстов переданных в эфир песен. Программа в том же виде была повторно передана в эфир «ОРТ» 14 января 1997 г. Отсутствие в программе ссылки на имя автора, по мнению истца, привело к нарушению его личного неимущественного права, предусмотренного ст.15 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».

Останкинский районный суд города Москвы 24 ноября 1997 г. в иске Г. отказал.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда решение оставила без изменения.

Президиум Московского городского суда 14 октября 1999 г. протест заместителя Генерального прокурора РФ оставил без удовлетворения.

Заместитель Генерального прокурора РФ в протесте поставил вопрос об отмене судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 15 декабря 2000 г. протест удовлетворила по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 11 августа 1995 г. между Российским авторским обществом (в дальнейшем — РАО) и ЗАО «ОРТ» заключено лицензионное соглашение. В соответствии с этим соглашением РАО передает ЗАО «ОРТ» разрешение на сообщение обнародованных произведений, относящихся к репертуару РАО, для всеобщего сведения путем их телевизионной передачи в эфир — на зону приема первого частотного канала. ЗАО «ОРТ» обязалось использовать в своих передачах лишь те произведения, которые идентифицированы по названиям, фамилиям и инициалам авторов.

Произведения Г. входят в репертуар РАО, песни «Королева красоты» и «Солнцем опьяненный» зарегистрированы в обществе под подлинным именем автора.

12 января 1997 г. в программе «ОРТ» прозвучали упомянутые песни. Имя Г. как автора текстов песен указано не было.

В соответствии со ст.15 Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5351-I «Об авторском праве и смежных правах» (в ред. Федерального закона от 19 июля 1995 г. N 110-ФЗ) автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:

  • право признаваться автором произведения (право авторства);
  • право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т.е. анонимно (право на имя);
  • право обнародовать или разрешить обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
  • право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Отказывая в иске и отклоняя надзорный протест, судебные инстанции опирались на содержание лицензионного соглашения между РАО и ЗАО «ОРТ», в котором нет указания о конкретном способе реализации права на имя автора. Более того, по мнению суда, все имущественные претензии авторов к пользователям должны быть предъявлены к РАО.

С таким выводом судебных инстанций согласиться нельзя.

По смыслу названного Закона только автор может разрешить использовать произведение анонимно, т.е. распорядиться своим неимущественным правом, РАО же заключает с авторами договоры с полномочиями на коллективное управление именно имущественными правами. Отсутствие в лицензионном соглашении РАО с ЗАО «ОРТ» указаний о конкретном способе реализации права на имя в силу закона не означает, что РАО может распоряжаться личными неимущественными правами авторов.

Рассмотрим это на примере:

«Г. зарегистрировал в РАО упомянутые песни для сбора гонорара за их использование под подлинным именем автора. Для получения разрешения на анонимное использование произведений телекомпания должна была обратиться к автору, но не сделала этого, что привело к нарушению авторских прав (право на имя) последнего.

Претензии о нарушении авторских прав (право на имя) должны быть обращены к нарушителю права автора, в данном случае к ЗАО «ОРТ», которое неправомерно использовало произведение анонимно, в связи с чем ссылка суда на то, что все претензии автор вправе предъявить к РАО, несостоятельна (последнее не нарушало авторских прав Г.).

Ошибочен и вывод суда о том, что положения ст.49 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» могут быть применены лишь к недоговорным отношениям. Эта статья не содержит каких-либо исключений для случаев защиты права автора на имя, и принятие мер имущественного характера возможно при любом нарушении авторских прав, в том числе и в случае заключения договора о защите имущественных прав.

Следует учесть, что ответчик также фактически не оспаривает нарушение права Г. на имя в телепередачах 14 января 1997 г. и 24 ноября 1997 г., поскольку предложил в качестве компенсации истцу разместить в эфире ЗАО «ОРТ» материал, в котором он будет представлен как автор слов упомянутых песен.

Поскольку судом при рассмотрении дела неправильно истолкован и применен материальный закон, решения в соответствии с п.1 ст.330 ГПК РСФСР подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение». Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ

от 15 декабря 2000 г. «Решение суда об отказе в иске о взыскании денежной компенсации за нарушение авторских прав отменено как постановленное с нарушением требований закона» (извлечение)

2.1.3 . Право на обнародование

«Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном)». ( Ст.1268, гл.80, ч.4 ГК РФ от 18 декабря 2006 года № 230 — ФЗ.)

Это право состоит в возможности автора самому обнародовать или разрешить обнародовать произведение в любой форме. Никто, кроме автора, не вправе осуществлять или разрешать осуществление действий, которые впервые делают произведение доступным для всеобщего сведения. «При этом автор одновременно решает два вопроса:

  • Сам определяет, готово ли его произведение для доведения до неопределенного круга лиц;

-Решает вопрос о времени, месте и способе обнародования ». (Учебник «Гражданское право» глава« Авторское право» том 3 А.П.Сергеев, Ю.К.Толстой Москва 2000 г. С.151).

«Право на обнародование выражает особый охраняемый законом интерес автора и потому является самостоятельным субъективным правом автора. Это обстоятельство необходимо подчеркнуть специально, так как данное право всегда реализуется одновременно с каким-либо другим правом автора». (Учебник «Гражданское право» глава «Авторское право» стр151.).

Обнародование произведения, в зависимости от его объективной формы и желания автора, может осуществляться путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом. Автор реализует свое право на обнародование произведения при заключении договора о первом использовании не обнародованного произведения или при передаче работодателю служебного произведения.

Обнародование произведения — осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом;

  • опубликование (выпуск в свет) — выпуск в обращение экземпляров произведения, фонограммы с согласия автора произведения, производителя фонограммы в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения, фонограммы;
  • передача в эфир — сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) посредством их передачи по радио или телевидению (за исключением кабельного телевидения).

При передаче произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания в эфир через спутник. Под передачей в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания могут быть доведены до всеобщего сведения независимо от фактического приема их публикой;

-публичный показ, публичное исполнение или сообщение для всеобщего сведения — любой показ, исполнение или сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания непосредственно. Либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимаются ли произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания в месте их сообщения или в другом месте одновременно с сообщением произведений фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания.